Скрыть
И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 31-37 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафa», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, - и глухих делает слышащими, и немых - говорящими

Господь не медлит в языческих местах, но скоро удаляется от них, дабы, как я сказал, не подать иудеям повода говорить о Себе, что Он поступает противозаконно, смешиваясь с язычниками. Удалясь поэтому из пределов Тира и Сидона, Он приходит в Галилею и тут исцеляет глухонемого, которого недуг был от беса. Он отводит «его в сторону», ибо не был славолюбив, смирив Себя до нашей нищеты и не желая совершать чудес пред многими, разве когда требовала того польза зрителей. «Плюнув, коснулся языка его» в знак того, что все части Святой Его плоти были божественны и святы, так что даже и плюновение разрешало узы языка. Всякое плюновение есть излишек (соков), но в Господе все чудно и божественно. Воззрев на небо, Господь «вздохнул», с одной стороны, молитвенно к Отцу, чтоб Он помиловал человека, и в пример нам, чтобы мы, намереваясь совершать какое-либо доброе дело, взирали к Богу и у Него просили помощи для совершения онаго; а с другой стороны, - воздыхает и из сожаления о человеческой природе, как она до того предана диаволу, что терпит от него такое поругание и страдание. Поэтому-то, когда исцелял Господь, исцеленные и проповедуют о Нем, несмотря на то, что Он запрещал им это и заповедал не говорить ничего. Отсюда научимся и мы, когда благодетельствуем другим, не принимать от них похвал, а когда получаем благодеяния, прославлять благодетелей и разглашать о них, хотя бы они и не желали того.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 31-37 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа́», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими.
 

     Исцеление глухого косноязычного – только у ев. Марка повествуемое событие.

     «Пошел к морю Галилейскому чрез пределы Десятиградия»: это путь по северной границе Галилеи по северо-восточному берегу Геннисаретского озера, на восточную сторону Иордана; может быть, Господь избрал этот путь, уклоняясь до времени от назойливости фарисеев и книжников, преследовавших Его более, когда Он находился во внутренний областях Галилеи и Иудеи.

     «Глухого косноязычного»: евангелист не говорит, чтобы эта болезнь происходила от действия духа нечистого, чтобы этот больной был бесноватый. Так Господь- и евангелисты строго отличают простые естественные болезни от болезней, производимых непосредственным действием духа нечистого на человека.

     «Возложить на него руку»: или, что то же, исцелить болезнь через возложение руки.

     «Отведя его в сторону» и пр.: трудно объяснить причины, почему Господь употребляет при этом такие внешние средства для уврачевания больного, как отведение его в сторону от народа, вложение перстов в уши, плюновение и прикосновение к языку. Первым действием Он, может быть, хотел отклонить праздное любопытство толпы, в которой, как полуязыческой (ибо это происходило в Перее, в пределах Десятиградия, где иудеи жили вместе с язычниками), не было серьезной искренней веры в Господа. Второе действие имело целью возбудить энергию веры больного в Господа, так как словом содействовать возбуждению ее не было возможности, ибо больной был глух. Подобную же цель, вероятно, имело и третье действие – плюновение и прикосновение к языку.

     Кажется, что смысл этих действий стоит в связи с дальнейшим сказанием евангелиста и несколько поясняется им: и, «воззрев на небо, вздохнул и сказал: отверзись».

     «Воззрев на небо»: выражение молитвенного настроения духа, как будто Он особенно в этом случае взывал о помощи к Отцу своему небесному.

     «Вздохнул»: выражение напряженного молитвенного воззвания, вздох молитвы и прошения, выражающий вместе и скорбь и сострадание к больному. К пояснению сего, а вместе и к пояснению потребленных в сем случае Господом символических действий могут служить следующие соображения: 1) так как для совершения подобных чудес требуется вера со стороны самих приемлющих исцеление, то недостаток в жителях этой полуязыческой страны теплой искренней веры требовал, так сказать, особого усилия для совершения чуда, и возбуждал невольно в Чудотворце внутреннюю борьбу духа, выразившуюся в этом воздыхании и, так сказать, напряжении молитвенном. 2) Ввиду этой полуязыческой толпы, склонной верить в полубогов, магов и колдунов, молитвенное призывание небесной помощи и вообще выражение зависимости Чудотворца от Отца небесного было особенно уместно и сочтено необходимым, особенно когда фарисеи старались всюду распустить слух или клевету, что Он творит чудеса нечистой силой. Бл. Феофилакт еще так изъясняет эти действия Спасителя: «отводит его «в сторону», ибо Он был не самолюбив, смирив себя до нашей нищеты, и не желая совершать чудеса пред многими, разве когда требовала того польза зрителей.

     «И плюнув, коснулся языка его» в знак того, что все части святой Его плоти были божественны и святы, так что даже и плюновение разрешило узы языка.

     «Воззрев на небо, вздохнул»: с одной стороны молитвенно к Отцу, чтобы Он помиловал человека, – а с другой вздыхает и из сожаления о человеческой природе, как она до того предана дьяволу, что терпит от него такое поругание и страдание».

     «Еффафа»: сирское слово, означающее – отверзись, откройся.

     «И повелел им не сказывать»: им, т. е. народу, к которому Он возвратился вместе с исцеленным, или в частности тем, которые привели к Нему больного.

     «Повелел не сказывать»: в настоящем случае, может быть, потому, чтобы до времени не раздражать вооружавшихся все более и более против Него и следивших за Ним фарисеев, которые, не веря Его чудесам, распускали злые языки о силе, которой Он совершал чудеса.

     «Но они еще более разглашали»: удивляясь чуду, они разглашали о нем, и самое запрещение разглашать еще более усиливало их желание разглашать.

     «И глухих делает слышащими» и пр.: один случай они обобщили, как это бывает в молве народной. Впрочем из этих слов можно заключать и о том, что Господь в этой стране совершил не одно чудо, а и другие подобные, или же, что до жителей страны той доходили уже слухи о других чудесах Господа, сотворенных в сопредельной Галилее и Иудее.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали

Господь запрещает рассказывать о совершенном Им чуде, чтобы не подать повода жителям Десятиградия постоянно искать Его именно как Чудотворца. В Него должны были и здесь – конечно, со временем – уверовать как в Мессию, вдуматься в Его учение, а не искать от Него только помощи в разных бедах и болезнях.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 36-37 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими

И запрети им, да никому же поведят (повелел не сказывать никому). В настоящем случае делает это Господь может быть для того, чтобы до времени не раздражать все более и более вооружавшихся против Него и следивших за Ним, фарисеев, кои, не веря Его чудесам, распускали злые слухи о силе которою Он совершал чудеса, – будто Он творит их силою злых духов (Мих.). Елико же им Той запрещаше, паче излиха проповедаху (но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали), т.е. удивляясь совершенному Им чуду, не могли не разглашать о Нем.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible