Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

Нужно заметить, что Сам Господь Себя называет Сыном Человеческим (ср. МФ. 8:20, 9:6, 16:13, Мк. 8:31, 14:62, Лк. 18:31, 22:48, Ин. 5:27), в то время как Нафанаил называет Его Сыном Божиим (ср. Ин. 1:49). Подобное находим и у других евангелистов. Они рассказывают, как Сам Господь спрашивает у учеников, за кого принимают люди Сына Человеческого. Петр ответил: Ты - Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16:16, ср. Мк. 8:29). И это различение произведено согласно домостроительству, чтобы показать, что, хотя у Посредника (ср. 1Тим. 2:5) нашего Господа и Бога одна и та же природа - и как у Бога, и как у человека - Богочеловек, принявший на Себя человечность, соединяет ее - уже как человек - с силой вечного Божества в Себе. Первый показывает Свое уничижение, второй - величие.

Гомилии на Евангелия.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 27-30 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем

Спрашивает их о Себе, отведя далеко от иудеев, чтоб им некого было бояться исповедать истину. Они отвечают, что одни принимают Его за Иоанна, другие за Илию; ибо многие думали, что Иоанн воскрес, как полагал и Ирод, что он по воскресении получил и силу чудотворений, тогда как при жизни своей Иоанн не сотворил ни одного знамения. Спросив их таким образом о мнениях других, Господь спрашивает у них потом и собственного их мнения, как бы так говоря: те так думают обо Мне ошибочно, а вы за кого Меня почитаете? Что же Петр? Он исповедует Его Христом, предвозвещенным пророками. Но что сказал Господь на исповедание Петра и как ублажил его, это Марк опустил, чтобы не показаться пристрастным к Петру, учителю своему. Напротив, Матфей сказал обо всем без опущения. Господь не велел им говорить никому, потому что хотел прикрыть славу Свою, дабы многие не соблазнились о Нем и при неверии не сделались повинными большему наказанию.

Толкование на Евангелие от Марка

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 27-28 Дорогою (в селения Кесарии Филипповой) Он (Господь) спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков

Так до сих пор остается жизненным этот вопрос Господа о Нем Самом: «За кого же почитают Меня люди?» До сих пор — в течение двадцати веков — суждения о личности Христа пестры, как пестры были мнения о Нем современников. И это справедливо даже не столько в отношении научной критики, сколько в отношении «обывательского суждения». Всякий, кто прочитал две-три книжки и считает, что он достаточно сильно мыслит и что ему стыдно опираться на авторитет, привносит и в дело веры мнимо критическую фантазию и о Христе мыслит, как ему представляется нужным. Тогда Христа воспринимают, как приемлемое для маленького человеческого ума и как удобное для слабенькой жизни. Такое обывательское отношение к величайшему предмету веры недопустимо. Ты ищи Христа не для приспособления к своей испорченной жизни, ищи не такого, какого тебе хочется, а каков Он был в действительности. Ищи Его честно! Доискивайся правды о Нем в Святом Писании. Господь Сам указывает этот источник знания о Нем: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). И доискивайся от честных запросов своей души… И ты обретешь, что Христос — Бог, Сын Божий! И ты поймешь, что Господь и нужен тебе, и бесценно дорог для тебя не как учитель, не как пророк, а как Бог, твой Спаситель, т.е. Спаситель твоей души и жизни.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Николай Сербский, свт. (†1956)

И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?
 

Вот, братья, скоро будет 2000 лет с того дня, когда Господь Иисус задал этот вопрос ученикам Своим. С тех пор и по нынешний день этот вопрос встает перед каждым человеческим поколением в каждый светлый день и в каждую темную ночь; и каждое человеческое поколение в каждый светлый день и в каждую темную ночь должно давать какой-то ответ на этот вопрос. Вопрос этот – вопрос жизни или смерти, так что ответ на него живоносен или смертоносен. Ты Христос, Сын Бога Живого, – ответил апостол Петр (Мк.8:29, Мф.16:16). И такой ответ был одобрен и похвален Господом Иисусом.

За кого теперь люди почитают Христа? Одни, вслед за иудеями, говорят, что Он – нарушитель закона и самозваный Мессия. Другие, вслед за Пилатом, говорят, что они вообще не могут постичь правду об этом человеке. Третьи, вслед за апостолами, говорят, что Он – Христос, Сын Бога Живого, Спаситель и Искупитель рода человеческого от греха и смерти, Воскресший и Воскреситель, Живой и Живодавец. И все мы, крещеные во имя Святой Троицы, соглашаемся с апостолами и святой Церковью апостольской, которая соборным голосом своим так исповедует Христа Господа.

О Господи, Сыне Божий Единородный, помоги нам, чтобы мы в Тебя каждый день жизни сердцами нашими веровали и устами Тебя исповедовали как Бога и Спаса нашего, как Божию силу и Божию премудрость. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Поучения святителя Николая Сербского на каждый день года (из «Охридского пролога»). Часть 1

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Исповедание Петра
(Мф.16:13-20, Мк.8:27-30, Лк.9:18-21)


Евангелисты Матфей (Мф.16:13) и Марк (Мк.8:27) согласно указывают, что событие это происходило в окрестностях Кесарии Филипповой (в так называвшейся тогда Гавлонитиде, вблизи источников Иордана, на подошве Ливана). А ев. Лука передает, что пред тем, как вызвать учеников на открытое и торжественное исповедание, Иисус Христос молился. (Лк.9:18).

Ев. Матфей передает об этом гораздо подробнее, нежели евв. Марк и Лука (Мф.16:13-20, Мк.8:27-30, Лк.9:18-21). Особенно важны только у него имеющиеся (Мф.16:17-19) слова Иисуса Христа, в которых Он высказал награду Петру за его возвышенное исповедание.

Намереваясь вызвать учеников на торжественное засвидетельствование их веры, И. Христос предварительно спрашивает их: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого, (Мф.16:13) – за кого в народе почитают Меня, Который являюсь пред ними в смиренном, уничиженном образе раба, в образе Сына человеческого и так именую Себя? В ответ на это ученики перечисляют различные мнения об Иисусе, ходившие в народе (Мф.16:14). Из этого перечисления оказывалось, что в народе не установилось еще сколько-нибудь определенного суждения об Иисусе. Но во всяком случае все суждения и мнения, какие только ходили в народе, были неправильны, унизительны для Христа. Тем важнее было, вопреки всем этим ложным мнениям, вызвать учеников к тому, чтобы они, чрез открытое и торжественное исповедание своей веры, выяснили и точно определили пред своим собственным сознанием содержание этой веры. Посему Господь их спрашивает: а вы за кого почитаете Меня? (Мф.16:15)

Чтобы отвечать на этот вопрос, Петр удостоился божественного откровения (Мф.16:17). Ты - Христос, Сын Бога живаго (Мф.16:16) – Σὺ εἶ ὁ Хριστὸς ὁ υἱὸς τοῦ θεοῦ τοῦ Ζῶντος, отвечал он. Члены пред Хριστὸς υἱός указывает, что Петр мыслит Иисуса в единственном, исключительно Ему одному свойственном отношении к Богу. Петр не удовлетворяется наименовать Иисуса Христом, Мессиею; это означало бы только призвание или назначение Иисуса в ряду других богопосылаемых мужей, и еще не определяло бы природы Его лица. В Иисусе – Мессии Петр усматривает Сына Бога живаго; этим он выразил свое понимание и божественной природы в лице Иисуса Христа.

Блажен ты, Симон, сын Ионин, пото му что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф.16:17), таковы первые слова, которыми встретил исповедание Петра Иисус Христос. Выражение: плоть и кровь на языке св. книг употребляется как описание человека (1Кор.15:50, Гал.1:16, Еф.6:12, Евр.2:14). В данном месте речь об источниках позвания и смысл этих слов получается такой: то, что апостол Петр сейчас высказал, он познал, ни от людей, ни по своему собственному разуму; его знание не человеческого происхождения, а божественного; Сам Отец небесный открыл ему это, ибо никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф.11:27, см. также Ин.6:44,65, 1Кор.12:3). «Блажен Ты, Симон, потому что ты удостоился высокого божественного откровения».

И Я говорю тебе: ты - Петр (πετρος), что ты, действительно тот, каковым должен быть по данному тебе от Меня имени (Ин.1:42), – тверд в своей вере и в своем исповедании, как камень – Петр. И на сем камне – ἐπὶ ταύτῃ τῇ πέτρᾳ) создам Церковь Мою (Мф.16:18). Здесь образная речь. Церковь (ἐκκλησία) Христова, или общество верующих в Него, мыслится здесь, как здание, храм; Иисус Христос является в нем строителем, а πέτρα краеугольным камнем. Различно толкуют это обетование Христа. Одни относят его к твердому, как скала, исповеданию Петра; другие к незыблемой, как скала, истине, которую Петр исповедал, что Иисус есть Христос, Сын Бога живого. В том и другом случае перемена мужск. рода πέτρος на женск, πέτρα может иметь значение как доказательство: мужск. род более свойствен обозначать частное понятие, и потому относится к лицу Симону Петру, а женск. род более свойствен обозначать общее понятие, и потому относится к свойству в Петре или к исповеданной им истине. Третьи же толкователи относят это обетование к самому Петру. Но, разумеется, Симон есть скала, твердыня, не как обыкновенный человек с своею ограниченностью и слабостью; как таковой, он может быть и πέτρος, твердым, настойчивым, но в то же время он может быть и сатаною (Мф.16:23). Скалою, на которой Господь созиждет церковь Свою, он делается только как орган божественного откровения, твердый исповедник и свидетель Христов (Мф.16:17); зиждущим на этой скале является Сам Христос собственно. Что другие апостолы удостоятся точно также быть камнями в здании церкви Христовой, это видно из того, что впоследствии (Мф.18:18, Ин.20:22-23) одно из данных здесь ап. Петру обетовании (Мф.16:19) Иисус Христос повторил и всем апостолам. Точно также и сами апостолы смотрели на всех апостолов, как на одинаково основные камни в здании церкви Христовой (Еф.2:20). И врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). Ад может мыслиться здесь или как подземный мир, царство мертвых, шеол в ветхозаветном смысле, или как место заключения отверженных духов место мучений, геенна (Откр.20:13,14), и в этом смысле царство злого начала в мире, царство сатаны. Он изображается здесь как крепость, имеющая огромные ворота. Если мыслить здесь ад преимущественно как царство мертвых, то врата ада будут представляться широко раскрывающимися, чтобы поглощать жертвы смерти; и тогда будет указание здесь на гонения и мучения на церковь Христову, которые не в силах преодолеть ее. Если же ад мыслить преимущественно как царство сатаны, то смысл этого изречения будет тот, что никакие злобные планы и усилия сатаны не в силах сокрушить церкви Христовой (образ будет взят от обычая древних держать совещания при воротах города).

(Мф.16:19) Здесь образ церкви, как здания, продолжается, но отношение к ней Петра изменяется: он уже не основной камень в этом здании, а домоправитель в царствии Божием, – тот, которому вручены ключи от сего царства. Что касается смысла этого изречения, то он выясняется при помощи параллельных мест; Ин.20:22-33, откуда мы видим, что вязать и решить значить прощать и не прощать грехи людям, и Мф.18:18, откуда, по связи с ст. Мф.16:17, можно усматривать, что этим изречением апостолам, или церкви, действующей чрез апостолов и их преемников, дается здесь полномочие отлучать от церкви и снова принимать в общение с нею согрешающих.

(Мф.16:20) Как можем видеть из воспрещения Господа ученикам Своим проповедывать о Нем, как о Христе, среди народа, в настоящее время лишь одни ближайшие последователи Христа достигли той высоты понимания Его лица, какую показал Петр в своем исповедании; народ же еще неспособен был правильно понимать проповедь о Христе; такая проповедь возбудила бы в народе плотские мессианские надежды, могла бы сопровождаться политическими тревогами и чрез то еще более раздражить против Христа светские и духовные предержащие власти.

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 27-30 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

     Исповедание Петрово (ср. Мф.16:13-20 и прим.). У ев. Марка указание об этом короче, чем у ев. Матфея. Особенность его та, что Марк не упоминает вовсе о похвале Господом Петра за исповедание и об обетовании, данном ему по этому случаю. Ученик первоверховного Апостола, получившего сию похвалу, писавший для римских христиан под его непосредственным руководством, – ев. Марк опустил, без сомнения, по его желанию, сию черту события, как будто в обличение будущих представителей римской церкви, основывающих свои противные христианству притязания на словах Господа Петру, сказанных по исповедании им Иисуса Христа Сыном Божиим. Без сомнения, скромность первоверховного Апостола была причиной сего опущения.

     «Дорогой»: когда они шли в селения, лежащие близ Кесарии Филипповой. Незначительное различие между указаниями ев. Марка и Матфея, из коих последний говорит, что Христос спрашивал о сем уже пришедши в Кесарию. Надобно полагать, что сказание ев. Марка здесь точнее, так как он записывал слышанное от Ап. Петра, а у сего вероятно точно, со всеми подробностями хранилось в памяти это – одно из важнейших событий в жизни его.

     «Ты Xристос»: т. е. Мессия, предвозвещенный пророками и ожидаемый теперь народом иудейским (короче, чем у ев. Матфея).

Толкование на Евангелие от Марка

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Кесария Филиппова 

Кесария Филиппова (Мф.16,13; Мк.8,27) – город в Палестине, лежащий вблизи горы Ермон, при восточном истоке Иордана. Он назывался в древности Панеас. Хотя исторических указаний на означенный факт и не имеется, но, по всей вероятности, означенное место некогда было посвящено богу Пану. На одной из древних надписей, уцелевших на развалинах, начертано, что здесь некогда существовал храм, посвященный этому божеству. В позднейший период времени этот город принадлежал тетрархии Филиппа, который значительно расширил оный и назвал его Кесарией Филипповой, с тем чтобы отличить оный от Кесарии Палестинской. Ирод Агриппа также улучшил означенный город и назвал его Нерониас, в честь императора Нерона, но он недолго удержал за собой это наименование.
Город Кесарию Филиппову, по Евангелию, только однажды посетил Господь Иисус Христос. По словам евангелиста Матфея (Мф.16,13), Он пришел в страну Кесарии Филипповой, и по словам евангелиста Марка (Мк.8,27), в селения Кесарии Филипповой. Здесь святой апостол Петр исповедал Христа Сыном Бога Живого: Ты Христос, Сын Бога Живаго (Мф.16,16), так засвидетельствовал он свою веру в Его божество. Вблизи этого же города, на горе Фаворе, преобразился Господь Иисус перед тремя Своими учениками (Мф.17,1).
По свидетельству Евсевия, женщина, исцелившаяся от кровотечения через прикосновение к одежде Иисуса, была урожденной из Кесарии. Он говорит, что в его время здесь стояли литые медные изображения Спасителя и чудесно исцеленной им женщины (Eccles. Histor. VII, 18).
Тит, по взятии Иерусалима, оставался довольно долгое время в этом городе, давая народу различные зрелища. Множество из иудеев, новообращенных в христианство, подверглись в означенное время ужасным мучениям и смерти: одни, например, были бросаемы на съедение зверям, другие гибли в смертельном единоборстве друг с другом.
В IV веке по Р. X. Кесария Филиппова была епископской кафедрой для Финикии, но во времена крестоносцев, переходя от одного победителя к другому, она в 1219 году окончательно пала.
Теперь это бедная, незначительная деревушка Баниас; но наружные стены древней крепости в полуразрушенном виде существуют даже доселе как памятник бывшего древнего величия, значения и славы.

Библейская энциклопедия 1891г


Филипп

Филипп
 (любящий коней) – (Лк.3:1, Мф.16:13, Мк.8:27) – Филипп, иначе Ирод Филипп, по словам ев. Луки, четвертовластник в Итурее и Трахонитской области. Четвертовластниками назывались лица, властвовавшие в областях Палестины и в соседних странах, под верховным владычеством римлян, после завоеваний сделанных ими в Азии.

Титул четвертовластника, означавший первоначально правителя одной из четырех соединенных областей и сделавшийся впоследствии независимым достоинством, был ниже царского достоинства, хотя и четвертовластник мог быть называем общим и более употребительным в народе именем царя, в обширном смысле слова (Мф.14:9).

Филипп был сыном Ирода Великого. Мать его называлась Клеопатрой, а брат – Иродом Антипой. О нем только однажды упоминается в Евангелии, за исключением тех мест в Евангелии, от Матфея (Мф.16:13) и от Марка (Мк.8:27), в которых говорится о Кесарии Филипповой, городе, названном так по имени его и римского императора. По смерти своего отца он получил во владение Трахонею, Гавланитиду и Ватанею, и Август утвердил его в звании правителя оных.

Его царствование, продолжавшееся тридцать семь лет, было совершенно мирно, и кротость нрава, соединенная со снисходительностью к подданным, заслужила полную любовь и признательность с их стороны. Он не только возобновил Кесарию Филиппову (в настоящее время Ванея), но расширил и украсил также Вифсаиду, которую назвал Юлией. Воздвигнутая им великолепная гробница послужила для него последним местом упокоения. Так как Филипп умер бездетным, то все его владения по его смерти перешли под власть римского императора.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 27-30 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем

Ответ учеников на вопрос Христа и исповедание апостола Петра см. в Евангелии Матфея (Мф.16:13-20). Евангелист Марк, передающий это сказание короче, чем Матфей, опускает похвалу, которой удостоился от Христа апостол Петр. Не видно ли отсюда, что он написал свое Евангелие под руководством апостола Петра? Конечно, смиренный апостол не пожелал, чтобы эта похвала была внесена в Евангелие Марка. Евангелист Марк сообщает, что разговор с учениками Христос вел «дорогою» в Кесарию, а не в самой Кесарии, как сообщает евангелист Матфей.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди

Повествование о исповедании Петровом у евангелиста Марка излагается короче, чем у евангелиста Матфея (Мф. 16:13-20). Еванг. Марк вовсе не упоминает о похвале Петра за исповедание и обетовании, которое дано было ему Господом по сему случаю: ты Петр (камень) и на сем камне Я создам церковь Мою... И дам тебе ключи царства небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах и пр. Еванг. Марк был учеником ап. Петра, и писал Евангелие для римских христиан под руководством своего учителя; посему нет сомнения, что он пропустил указанную черту события по приказанию самого апостола, побуждаемого скромностью и пропустил как будто для обличения будущих представителей Римской церкви, которые основывают свои неправильные притязания быть видимой главой всей Церкви на словах обетования Господа Петру после исповедания им Христа Сыном Божиим (Мих.).

Кесария Филиппова, это – город, лежавший на северной стороне Палестины, при подошве горы Ливана. Называлась прежде она Панеей. Римский правитель Галилеи, Филипп распространил и украсил этот город и переименовал в Кесарию, в честь римского Кесаря (Тиверия). Филипповой называется она, как преобразованная Филиппом, и в отличие от Кесарии Палестинской, города, лежавшего на берегу Средиземного моря. Св. отцы полагают, что Господь для того удалился из Иудеи, чтобы там, в удалении от неверующих иудеев, открыть ученикам о Своем Божестве, тем более что уже было близко и время разлуки с ними – время Его страданий и смерти. По Евангелию Марка, Иисус Христос вопрошал апостолов на пути в Кесарию, а по Евангелию Матфея, в самой Кесарии; но это – разница весьма незначительная.

Кого мя глаголют человецы быти (за кого почитают Меня люди), у евангелиста Матфея прибавлено: Сына Человеческого т. е. обетованного Мессию (Дан. 7:13)? Св. Златоуст так пишет, объясняя причину, почему Господь спрашивает об этом апостолов: „спрашивал сначала не об их мнении, а о мнении народа для того, чтобы самым порядком вопросов они были возведены к высшему разумению и не думали о Нем так же низко, как народ. Для сей цели спрашивает апостолов не в начале проповеди, но когда совершил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно доказал пред ними Свою божественность и единство со Отцом. И не говорит: за кого почитают Меня книжники и фарисеи? но желает знать непритворное мнение народа, потому что мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, так как народ, хотя конечно не весь, почитал Иисуса Христа за предтечу Мессии (Мк. 8:28), но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой“.

Толкование на Евангелие от Марка

Гладков, Б. И. (†1921)

Вопрос Иисуса: за кого почитают его люди? (Мф.16:13-17, Мк.8:27-29)
 

Идя из Вифсаиды Юлиевой на север, Он и на пути беседовал с Апостолами. Дорогой Он спросил их: за кого почитают Меня люди? (Мк.8,27). – Иисус хотел, чтобы Апостолы сами сказали Ему, за кого они почитают Его. Он, конечно, знал мнения народа и Апостолов о Нем, и если спросил – за кого почитают Меня люди, – то только для того, чтобы этим вопросом вызвать признание самих Апостолов. Много уже знамений явлено им, почти все учение Иисуса уже преподано им, да и самим им дана власть совершать именем Иисуса чудеса, поэтому вполне своевременно было им познать, наконец, Кто их Учитель?

Апостолы сказали Иисусу, что в народе различные мнения о Нем: при дворе Ирода Антипы Его считали за воскресшего Иоанна Крестителя, народ же считает Его за одного из ветхозаветных пророков, за Илию, Иеремию и других. На вопрос же – а вы за кого почитаете Меня? (Мк.8,29; Мф.16,15) – ответил Петр: Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф.16,16).

Апостолы, как постоянные спутники Иисуса, видели Его бедность, смирение и даже уничижение; они знали, что в постоянных утомительных путешествиях Ему часто негде бывало и головы преклонить; они понимали поэтому, что Он не тот Мессия, какого ждали и ждут евреи. Словом, если бы они смотрели на Иисуса только как на Человека, то, по человечеству Его (по плоти и крови), не могли бы признать в Нем истинного Мессию, Христа, Сына Бога живого. Однако они признали Его, и признали потому, что в делах Его видели дела Самого Бога. Таким образом, Сам Бог, открывшийся в делах Иисуса, вразумил Апостолов, что Иисус есть действительно Мессия. Потому-то Иисус и сказал Петру: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф.16:17).

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka