Скрыть
Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 19-27 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал

Итак, человек тот, придя к Иисусу, винил учеников, что они не могли исцелить сына его; но Христос обращает обвинение на него самого и говорит как бы так: ты не имеешь веры и потому ты сам виновен в том, что не исцелился сын твой. Впрочем, слова Иисуса относятся не к одному только этому человеку, а говорит это Он вообще о всех иудеях, укоряя их за неверие. Ибо многие из предстоящих могли этим случаем соблазниться. А когда говорит Иисус: «доколе буду с вами», то сим выражает, что для Него вожделенна была смерть, то есть как бы так сказал: «прискорбно Мне жить с вами неверующими». Впрочем, Он не останавливается только на укоризне, а подает и исцеление, обнаруживая в исцелении отрока не высокомудрие, а гораздо более - смиренномудрие. Ибо заметь, что не Своей силе, а вере человека того приписывает исцеление, говоря: «всё возможно верующему. Притом Он запретил духу, увидев собиравшийся к Нему народ; опять потому, что не хотел исцелять пред множеством народа, - для показания Своей силы и для Своей славы. А запрещением и словами: «выйди из него и впредь не входи в него» дает знать, что за неверие человека бес опять мог бы войти в него, если б не возбраняем был запрещением Его. Но Он попустил бесу разбить отрока, дабы все поняли бесовское искушение и то, что бес мог бы умерщвлять человека, если б не ограждала их рука Божия. Говоря в переносном смысле, бес повергает людей в огонь гнева и похоти и в бурные волны житейских дел. Этот бес нем и глух - глух, как нехотящий слышать словес Божественных; нем, как немогущий и других научить чему-либо душеполезному. Но когда Иисус, то есть Евангельское Слово, возьмет человека за руку, то есть управит его деятельные силы, тогда он освобождается от беса. Заметь также, что Бог готов помогать нам, но мы сами отрицаемся делать добрые дела. Ибо сказано: «поднял его» Иисус, - вот помощь Божия, «и он встал», то есть в самом человеке возбудилось тщание на добрые дела.

Григорий Палама, свт. (†1359)

Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне

Господь же, не только к нему, но и ко всем обращаясь, говорит: «О роде неверный…! Доколе буду с вами, доколе терплю вам?» Мне представляется, что на том основании, что Ученики не смогли изгнать беса, присутствовавшие тогда иудеи, взяли это за повод для немалой хулы; ибо, если и при совершавшихся чудесах, они не переставали хулить, воображаю, чего только они не говорили, когда у них был повод. Посему Господь, видя их ропот, всецело опровергает и постыжает их не только более резкими словами, но – и делами и словами полными человеколюбия. Ибо говоря так, Он присовокупил: «Приведите Ми его семо».

Омилия 12. В Неделю четвертую Святой Четыредесятницы

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 14, 16-27 Придя (Господь) к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними… Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал

Эта картина человечества в его отношении ко Христу. Господь, исполненный Божественного озарения, сходит с Фавора, высоты благодатного Света, и у Его ног развертывается типичная картина человеческой жизни. Большая толпа народа, говорливая, шумливая, любопытная, кидающаяся от впечатления к впечатлению (ст. 15), поверхностная и, в конце концов, равнодушная. И во главе толпы — ее представители «мнящие себя мудрыми быти» (книжники). Они все знают. Толпа требует, чтобы они все знали. И они говорят, говорят без конца, как разумные всеведы (ст. 14). Господь спрашивает у этих всеведов, о чем они мятутся (ст. 16). Тогда выступает «один из народа». Это собирательное имя. Оно обнимает всех. Потому не важна точность, кто был выступивший. Выступивший рассказывает, что он привел ко Христу «сына своего» (ст. 17). Опять собирательное имя. Это — сын народа, сын толпы. Плоть от плоти ее и кость от кости ее. И потому не важны подробности, кем был этот сын и сколько ему лет и прочее и прочее. Все были таковы. Это — сын народа. И приведенный сообщает Христу, что его сын находится в руках духа зла и что он глухонемой. Вот состояние типичного сына народа, когда он вне Христа: он в руках зла и больной. Господь по-человечески интересуется: с какого же времени приключилась с ним болезнь? Отец отвечает: «С детства» (ст. 21). Ну, конечно, с человеческого детства идет порабощение духу зла, и как результат этого — человеческая слепота и глухота. С человеческого детства — с Каина — стало обычным явление, когда люди «уши имут и не слышат, уста имут и не глаголют». Понятно, что люди зла «не слышат» и их уста «не глаголют» правды. Дальше отец подробнее характеризует душевное состояние сына народа: «Где ни схватывает его (дух зла), повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет». Дух бросает его «в огонь и в воду, чтобы погубить его» (ст. 18, 22). Он терзает его «и насилу отступает от него, измучив его» (Лк. 9:39). Отец обрисовывает типичное состояние порабощения человеческой души злом. Зло «схватывает» человека, т.е. приступами накидывается на порабощенную им душу во всяких обстоятельствах, при самомалейших поводах. Оно «схватывает» бедную душу и играет ею, как послушной игрушкой. Цель зла одна — повергнуть на землю, вытравить из души все человеческое, втоптать ее в грязь, смешать с землей, чтобы рабство злу было полным, чтобы атрофировалась в человеке всякая надежда на сопротивление, зло и влачит человека по всем стихиям земли «бросает в огонь и в воду»). Результат понятен: человеческое умирает, проявления жизни сводятся к животным процессам («испускает пену, скрежещет зубами»), и душа, связанная злом, цепенеет. Евангелист добавляет и еще одну черту, характеризующую состояние человека зла: он не выносит мира добра. Всякое, даже внешнее соприкосновение с добром, с тем, что говорит о Христе, порождает в нем злобу, доходящую до бешенства. Зло не выносит того, что его отрицает и разоблачает уже самим своим существованием. Вот почему, рассказывает евангелист, когда «бесноватый увидел Его (Христа), дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену» (ст. 20). Хотя человек и не замечает своего рабства злу, но все же порабощение мучительно. Оно мучительно в своем существе потому, что обратной стороной властвования зла будет только полная погибель души. Отец так и говорит, что дух бросает человека, чтобы «погубить его». Отсюда и «терзания» человека. Но человек уже бессилен выбраться из замкнутого круга зла. Злой дух ослабляет пляску, когда душа уже вконец измотана, бессильна и, безвозвратно проданная ему, стала, как негодная тряпка. Тогда для зла уже не интересна парализованная рабыня — «насилу отступает от него, измучив его»(Лк. 9:39). Когда человек будет доведен злом до полной измотанности, когда станут надломленными его физические силы, тогда он, наконец, опомнится и будет искать избавления от своих болезней. Тогда он обойдет всю землю и перепробует все доступные вещные (материальные) средства. Так как облегчения все же не будет, потому что душевное (грех и зло) не врачуется вещественным, то человек напоследок вспомнит о Христе. Человек вспомнит о Христе и обратится к Нему. Почему? В нем вспыхнула заглушённая вера? Нисколько. Он обратится ко Христу просто в порядке очередного опыта: «А может быть, что-нибудь и выйдет?! Чем я рискую?» И вот сыны века сего, когда их постигнет нужда, в таком именно порядке, в порядке испытания очередного средства, приходят к Церкви и просят: «Если что можешь, помоги нам… исцели». И еще хорошо, если просят, а иные с дерзостью требуют чуда: «Ведь Ты же Бог, и Тебе все доступно!» Конечно, Церковь бессильна помочь им. И Господни ученики не исцеляют бесноватого (ст. 18). Церковь может обратить к ним Господне слово, сказанное отцу глухонемого: «О род неверный!.. доколе буду терпеть вас?» (ст. 19). Род неверный, даже в тот момент, когда ты, пройдя все земные пути, загнанный в тупик своевольностью и служением злу, ты прибредешь ко Мне, как к последнему средству, даже и в этот момент отчаяния у тебя нет веры. «Если можешь, помоги мне» — разве это просьба веры? Это не молитва веры… Это свидетельство внутренней дряблости. И Господь укоряет безверного отца бесноватого, чтобы заставить его очнуться, понять всю безвыходность его положения без Христовой помощи и вызвать в нем хоть искру раскаяния в своих заблуждениях и искру веры только в один источник спасения и исцеления. Обличенный в неверии, как проснувшийся от бесчувствия и призванный к вере в этот миг явного Божия зова («все возможно верующему»), он приходит в сознание и обнаруживает то, что требуется для успешного обращения к Богу: признание греха и своего бессилия: «Помоги моему неверию» и упругую веру как единственный путь спасения: «Верую, Господи». Как только была явлена вера, и человеческая душа оказалась подготовленной к обнаружению Божьей силы, так немедленно открывается Божья сила и совершается чудо. И как ни болезненно для духа зла оставлять насиженное гнездо, как ни сильны его терзания былой жертвы в последние моменты своего властвования над ней («и вскрикнув и сильно сотрясши его…»), все же Господь, конечно, всегда был, есть и будет распорядителем человеческой жизни, и по Его приказанию дух зла выходит из больного (ст. 26). Дальше святой евангелист показывает знаменательный образ. Исцеленный бесноватый по выходе из него злого духа «сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер» (ст. 26). Здесь мысль о том, что исцеленный от зла как бы выключается из мира зла и мир зла уже отказывается считать его своим. Мир зла считает его мертвым, так как в нем уже нет привычной жизни мира зла. И это справедливо. Освободившийся от духа зла внутренне порывает с миром зла и порывает со всеми его устремлениями. Он действительно делается как бы чужим миру. В нем пойдет своя особая жизнь. И он чужд мирских интересов, волнений, интриг, соперничества, погони за внешним. Все это отмерло в нем, и он чужой для мира, как будто мертвый, потому что нет в нем жизни с точки зрения мира. Мир назовет его чудаком, фанатиком, кликушей, а то и ненормальным, сумасшедшим. А Господь сейчас же разбивает такое поверхностное суждение. «Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал» (ст. 27), т.е. Господь показывает, что в освободившемся от зла, с помощью Христовой руки, с помощью Божественной силы, забьет такая жизнь, что душа, только что валявшаяся на земле и обнаруживавшая одно животное начало, поднимается, и встанет, и пойдет, и полетит.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 14-29 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
 

     Сказание об исцелении отрока у ев. Марка гораздо подробнее, чем у ев. Матфея; последний изображает лишь сущность события, первый же с подробностями обстановки, которые восполняют сказание ев. Матфея, в сущности же оба сказания совершенно одинаковы (ср. Мф.17:14-21).

     «И книжников, спорящих с ними»: т. е. с учениками. Спор, как видно, происходил из-за того, что ученики Господа не могли изгнать нечистого духа из отрока, приведенного к ним в то время, когда Господь с троими учениками был на горе преображения. Книжники, вероятно, издевались по этому поводу над учениками Господа, поносили самого Господа и развращали народ, внушая ему ложные понятия о действиях и учении Иисуса Христа.

     «Увидя Его, весь народ изумился»: чему? «или благовременному пришествию Иисуса или сиянию Его лица» (Евф. Зигаб.). О последнем в Евангелии нигде не упоминается; поэтому вероятнее первое. Ученики собственно были в смущении от бессилия своего изгнать духа нечистого; книжники еще более смущали их и клеветали по сему случаю на самого Господа, возбуждая против Него народ. В это время вдруг является сам Господь; народ, приверженный к Нему, увидев Его, изумился Его благовременному появлению, которое должно было разрешить все дело, по поводу которого завязался спор между книжниками и учениками Господа. Впрочем, для выражения этого впечатления при появлении Господа на народ, слово изумился было бы слишком сильно при таком только объяснении; греческое слово, употребленное здесь, означает изумление, соединенное со страхом. Если отблеск славы Божией был на лице Моисея, после того как он сошел с Синая (Исх.34:29-30), и это внушало другим чувство страха: то отчего же и не предположить, что и на лице Господа после преображения оставались следы этого чудного преображения, и это внушало народу изумление, соединенное с чувством страха? Впрочем, обычная кротость Господа вскоре рассеяла это чувство страшливости, и народ, по появлению Господа и изумляясь благовременности сего явления Его, дерзновенно «подбегая» к Нему, «приветствовал» Его, воздавая обычные знаки почтения и преданности Ему.

     «О чем спорите?»: Вопрос обращен к книжникам; но они, как видно, молчали; им стыдно было своих клевет, которые они расточали перед народом относительно Господа и Его учеников. Они уже не раз испытывали силу слов и действий Господа и удалялись посрамленными, и вот почему теперь молчали. Насколько появление Господа обрадовало народ и учеников, настолько же привело в смущение и замешательство книжников, и они, от стыда, смущения и опасения вновь быть посрамленными, молчали. Тогда отец бесноватого отрока объяснил в чем дело.

     «Привел к Тебе»: отец бесноватого привел сына своего, надеясь найти Господа вместе с учениками, но Господь в это время был на горе преображения, и отец, не найдя здесь Его, а только учеников Его, просил их изгнать беса, но они не могли.

     «Одержимого духом немым»: ев. Матфей упоминает слова отца о том, что этот отрок в новолуние только беснуется и жестоко страдает; ев. Марк словами же отца подробнее описывает болезнь бесноватого. Он был немой: дух нечистый лишил его употребления языка и голоса (ср. словоупотребление дух немой у Луки Лк.11:14), и жестоко страдал припадками падучей болезни (особенно в новолуния, Мф.17:15), которые припадки и были действием именно духа нечистого, как полагал отец и как оказалось в действительности при исцелении больного.

     «Дух сотряс его» и пр.: один из таковых ужасных припадков последовал тогда, как только больной или дух увидел Иисуса Христа.

     «Бросал его в огонь и в воду»: под влиянием нечистого духа отрок многократно бросался в огонь и в воду, так что погиб бы, если бы не спасали его другие.

     «Если что можешь»: выражение показывает слабость веры отца бесноватого в могущество Господа Иисуса (Феофил. и Злат.). Таковая слабость была в нем, вероятно и в то время, когда он просил учеников Господа изгнать духа и, может быть, этой слабостью веры отчасти условливалось бессилие учеников сделать это, а слабость в свою очередь от этого бессилия удлинилась еще более. Вот почему Господь и требует от него прежде всего веры.

     «Если сколько-нибудь можешь веровать» и пр.: т. е. исцеление сына твоего возможно только под условием веры твоей; если можешь веровать, то получит исцеление сын твой, ибо для верующего все возможно (ср. Мф.17:20).

     «Верую, Господи, помоги моему неверию»: томимый желанием видеть сына своего исцеленным, но чувствуя в то же время слабость своей веры, несчастный отец в сильном порыве сокрушенного духа (со слезами) исповедует Господу свое маловерие, и этим смирением, этим порывом самоуничижения сильно возвышает энергию своей веры. «Верую», Господи, готов веровать всей душой, но не могу, маловерие одолевает, неверие против воли вторгается в душу мою и ослабляет веру; помоги этому неверию моему, прогони его из души моей, не поставь мне его во грех, и я буду веровать в Тебя всем сердцем моим. Этим самым сознанием маловерия укреплялась вера его и явилась в такой степени, что Господь счел возможным наградить ее исцелением сына его.

     «Видя, что сбегается народ»: Господь избегал в это время возбуждения ненависти фарисеев и книжников против себя, к чему необходимо повели бы многочисленные народные собрания около Него, как бывало это и в других случаях, тем более, что здесь были посрамленные книжники, которые не преминули бы вновь наклеветать на Господа что-либо вроде того, что Он возбуждает народ. Потому видя, что толпа народная прибывает более и более, Он решился скорее окончить дело сие и, всевластным словом своим изгнав духа нечистого, исцелил отрока от тех мучений, каким подвергал он его и подверг в последний раз в то время, как выйти из него.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-21 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства

Подобно врачу, Христос спрашивает отца о том, как долго болеет его сын. Это делает Господь с той целью, чтобы привести отца к сознанию того, как тяжко положение его сына и как беспомощен он был доселе.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне

О, роде неверен, доколе в вас буду и пр. Это – выражение укоризны и вместе скорби по причине неверия, несмотря на то, что так много чудес было совершено Иисусом Христом. Из этих слов видно, что сам отец бесноватого имел слабую веру, и что находившиеся тут книжники, которые спорили с апостолами, совершенно не верили во Христа и притом еще возбуждали народ против Него, да и сами Апостолы имели слабую веру, как это видно далее.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible