Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Марка 9:32
Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись
Взгляни, как после того, как Он запретил Петру (ср. Мф. 16:23, Мк. 8:33), и Илия и Моисей побеседовали с Ним и поведали о Его будущей славе (ср. Мф. 17:3, Мк. 9:4, Лк. 9:30), и Отец издал глас свыше (ср. Мф. 3:17, 17:5, Мк. 1:11, Мк. 9:7,Лк. 3:22), и совершились столькие знамения, и воскресение было на пороге (ведь Он сказал, что не пребудет в смерти надолго, но воскреснет в третий день (ср. Ин. 2:19-22), - все равно они не вынесли этого, но огорчились, и не просто, а довольно сильно (ср. Мф. 17:23). Произошло же это потому, что они еще не познали смысла сказанного (ср. Лк. 9:45).
Если не знали они, то отчего огорчились (ср. Мф. 17:23, Лк. 9:45)? Потому что знали не всё. То, что Он умрет, знали, поскольку часто об этом слышали. А какова будет эта смерть и что она быстро разрешится и произведет такое множество благ, - вот этого они еще не знали доподлинно, как и того, что именно есть воскресение. Не зная об этом, они и терзались (ср. Мф. 17:23).
Гомилии на Евангелие от Матфея.
Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись
Взгляни, как после того, как Он запретил Петру (ср. Мф. 16:23, Мк. 8:33), и Илия и Моисей побеседовали с Ним и поведали о Его будущей славе (ср. Мф. 17:3, Мк. 9:4, Лк. 9:30), и Отец издал глас свыше (ср. Мф. 3:17, 17:5, Мк. 1:11, Мк. 9:7,Лк. 3:22), и совершились столькие знамения, и воскресение было на пороге (ведь Он сказал, что не пребудет в смерти надолго, но воскреснет в третий день (ср. Ин. 2:19-22), - все равно они не вынесли этого, но огорчились, и не просто, а довольно сильно (ср. Мф. 17:23). Произошло же это потому, что они еще не познали смысла сказанного (ср. Лк. 9:45).
Если не знали они, то отчего огорчились (ср. Мф. 17:23, Лк. 9:45)? Потому что знали не всё. То, что Он умрет, знали, поскольку часто об этом слышали. А какова будет эта смерть и что она быстро разрешится и произведет такое множество благ, - вот этого они еще не знали доподлинно, как и того, что именно есть воскресение. Не зная об этом, они и терзались (ср. Мф. 17:23).
Гомилии на Евангелие от Матфея.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 32-37 Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись. Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали: потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня
Ученики, имея еще человеческие помышления, спорили между собой о том, кто из них больше и почетнее у Христа. Но Господь, хотя не возбраняет стремления к большей чести (ибо повелевает нам желать высших степеней), однако, не дозволяет нам похищать первенство у других; напротив, хочет, чтобы мы смирением достигали возвышения. Так он поставил посреди учеников дитя и поучает нас быть ему подобными. Дитя ни славы не ищет, не завидует, не помнит зла. Да и не тогда только, - говорит Иисус, - вы получите великую награду, когда сами будете такими, как дитя, но если и других подобных примете ради Меня, и за это получите Царство Небесное, поскольку примете Меня; а принимая Меня, примете Пославшего Меня. Видишь ли, какую силу имеет смирение и нрав простой и бесхитростный? Это вселяет в нас Сына и Отца, а, следовательно, и Духа Святаго.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Новое предсказание Господа о своих страданиях, смерти и воскресении передается у ев. Марка теми же словами, как и у ев. Матфея, с некоторыми только, не упомянутыми сим последним, замечаниями (см. Мф.17:22-23 и прим.).
«Он не хотел, чтобы кто узнал», ибо и пр.: Господь хотел на этот раз путешествовать по Галилее неузнанным, потому что наедине хотел раскрыть перед учениками своими тайну предстоящих Ему страдании, смерти и воскресения, – тайну, которой долго не уразумевали ученики Его, и при первом неприкровенном сообщении которой даже верховный из Апостолов, исповедавший Иисуса Мессиею, начал прекословить Ему (Мк.8 и дал.), о которой и после в недоумении спрашивали они друг друга (Мк.9 и прим.). И теперь «они не разумели еще слов» Господа, – так это учение о страданиях и смерти Мессии противоречило принятому тогда представлению о Мессии. Впрочем «спросить Его» об этом «боялись»: у них еще живо хранился в памяти строгий упрек Господа Петру, когда в подобных обстоятельствах решился противоречить Господу, и вот, опасаясь чего-либо подобного, они боялись спросить Господа о непонятных для них словах Его относительно Его страданий и смерти, а только «опечалились весьма» (Мф.17:23); ибо, хотя не понимали сего вполне, тем не менее, не могли сомневаться, что их Учителю и Господу предстоят страдания и смерть, так как Он сам, и уже не в первый раз, говорит им о сем, и притом не прикровенно, не приточно, не загадочно, а прямо.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 30-32 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись
(Ср. Мф. 17:22–23).
Евангелист Марк замечает, что Христос и этот раз проходил Галилеей неузнанным, потому что Его деятельность здесь уже приближалась к концу. Чудо, которое Он совершил после Преображения, было последним в Галилее. Народ должен отныне искать вразумления не у Христа, а у апостолов. Всё Свое время в это путешествие Христос посвящал подготовлению учеников Своих к их будущей деятельности (учил их) и притом особенно внушал им мысль о Своей скорой насильственной смерти. Если в Мк. 8:31 Христос также говорил об ожидающей Его смерти, то там Он говорил об этом как о чём-то должном совершиться («должно»), здесь же Он говорит о Своей смерти как о факте, который уже, можно сказать, готов совершиться («Сын Человеческий предан будет»).
«Они не разумели» (ср. Мф. 17:23).
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись
Но они не разумели сих слов (не разумеваху глагола). Т. е. и теперь, когда Господь так прямо и не один раз говорил Апостолам о Своих страданиях, смерти и воскресении, они все-таки не понимали слов Господа; потому что это предсказание прямо противоречило принятому тогда представлению о Мессии (чит. объясн. Мк. 9:10).