Скрыть
Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-21 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись

Иисус тогда уже начал порицать города, когда оправдана была премудрость, – когда Он показал, что все исполнено. Так как Он не убедил иудеев, то начинает оплакивать, что еще важнее угроз.

Он обнаружил пред ними Свое учение и Свою чудодейственную силу; но так как они не оставили своего упорства, то начинает порицать их. Тогда, – говорит евангелист, – начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись, – говоря: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!.

А чтобы тебе увериться, что жители этих городов были злы не по природе, Он упоминает о таком городе, из которого произошли пять апостолов; именно из Вифсаиды произошли Филипп и четыре первоверховных апостола.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Тогда начал высказывать негодование против городов, в которых были большие силы [чудес] Его, за то, что они не покаялись

Оглавлением этого отрывка служит негодование против городов Хорозаина и Вифсаиды, и Капернаума, [и указывается,] что Он негодовал на них потому, что они не покаялись после совершенных в них наибольших знамений и чудесных сил.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись

После того как показал, что Он сделал все, что должно было сделать, они же остались нераскаянными, Господь далее укоряет иудеев.

Толкование на Евангелие от Матфея

Евфимий Зигабен (†1118)

Тогда начат Иисус поношати градовом, в нихже быша множайшыя силы Его, зане не покаяшася

Поношати, т.е. сетовать (об их несчастии), так как сетование это и есть поношение; силами назва чудеса.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись

Этого стиха нет у Луки. Дальнейшие стихи встречаются в Лк. 10, но совершенно в другой связи, — по Луке, Христос сказал эти слова при посольстве семидесяти апостолов на проповедь. Различные толкователи пытались объяснить, от чего произошло то, что Матфей поместил их здесь. Думали, например, что речь эта была произнесена дважды, потому что если у одного и того же евангелиста повторяются иногда одни и те же изречения, то нисколько не удивительно, если они в разной связи встречаются у разных евангелистов.

Как нужно думать, связь с предыдущим та, что от общего обличения иудеев Спаситель обратился теперь к обличениям их в отдельности, именно в городах, где Он сотворил особенно много чудес, которые не покаялись.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 20-26 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение

Сколько чудес милосердия совершил Господь в Галилее, и особенно в окрестностях озера Галилейского, в прибрежных городах Хоразине, Вифсаиде и Капернауме! И, несмотря, по выражению Златоуста, на это «море чудес», несмотря на дивную силу Своего Божественного учения, способного обновлять сердца, – сердца старейшин народных, книжников и фарисеев, этих вождей народа, оставались ожесточенными: они упорствовали в своем неверии. И вот Господь начинает укорять их, начинает «оплакивать, что, по замечанию святителя Златоуста, гораздо важнее угроз». Тогда, – пишет святой Матфей, – начал Он укорять города, укорять их, сетовать об ожесточении этих городов, в которых наиболее явлено было сил (чудес) Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, если бы даже в этих языческих городах, где царило идолопоклонство, явлены были чудеса, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. «Тиряне и Сидоняне преступили закон только естественный, только тот закон, который вложен Творцом в природу, в совесть человека, а вы нарушили кроме этого и Закон, данный Богом через Моисея. Те не видели чудес Моих, а вы видели и только хулили их» (блаженный Феофилакт). но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, в день всемирного суда Моего, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, ты, который так превозносишься и богатством, и многолюдством своим, и который наипаче прославлен тем, что Я избрал тебя для Своего пребывания и сотворил в тебе так много чудес, ты, неблагодарный к толиким милостям Божиим, за твое неверие и ожесточение – до ада низвергнешься, будешь низвергнут, уничтожен, разрушен!

Ибо если бы в Содоме, если бы даже в этом распутном городе явлены были силы, проявились бы чудеса Божия всемогущества, явленные в тебе, то он оставался бы (город оставался бы целым) до сего дня. А ты имел в себе такого Жителя и не захотел получить от Него себе пользы! Но говорю вам, жители Капернаума, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе, несчастный город!.. О, как поразительно исполнилось это грозное слово Господа на осужденных Им городах! Не прошло и сорока лет после этого Божественного властного приговора, как все эти города были совершенно разрушены, уничтожены Римлянами, и теперь путешественники спорят о том, на каком месте был тот или другой из этих городов! А между тем, жители этих городов, как замечает святитель Златоуст, не были злы по природе: из Вифсаиды произошли пять апостолов: Петр, Андрей, Иаков, Иоанн и Филипп; значит, Царствие Божие, благодать Христова была близка к сердцам обитателей этих городов, и все же они отвергли ее, и это только еще более увеличило их вину… «Они явились, – говорит святитель Златоуст, – худшими не только современных им, но и всех, когда либо бывших, злых людей», – даже хуже Содомлян! Раньше в обличение их Господь указывал на Ниневитян и царицу Савскую, которые показали в себе примеры добродетели, а теперь Он осуждает их, сравнивая с великими грешниками, что, конечно, гораздо страшнее. «Будем внимать этому и мы, – увещавает Златоустный учитель, – ибо Спаситель не только неверующим, но и нам определил наказание более жестокое, нежели Содомлянам, если мы не будем исполнять Его заповедей». И нам глаголет Христос – и во Святом Своем Евангелии, и в поучениях пастырей и отцов Церкви, и в благодатном действии на наши души через Святые Таинства – и к нам Он близок не менее, чем к жителям Капернаума, в котором жил, ибо и нам Он сказал: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Устрашимся же грехов, за которые Он жителей Капернаума «даже до ада осудил». Вопросил некогда преподобный Макарий Великий у черепа идольского жреца: «есть ли мука, горшая той, на какую осуждены идолопоклонники?» и отвечал ему череп: «мы, не ведавшие Бога истинного, хотя и мало, но еще ощущаем Его к нам милосердие; но под нами, в глубинах преисподних, более тяжкими и несказанными муками мучатся те, которые познали Бога, но отверглись и заповедей Его не соблюдали». Так «тот, который знал волю господина своего… и не делал по воле его, бит будет много» (Лк. 12:47). Евангелист Лука пишет, что в это время возвратились ко Господу семьдесят апостолов и с радостью поведали, что и бесы повинуются им о имени Его.

Это были начатки победы Его учения над царством сатаны, и вот Он возрадовался духом, как говорит апостол Лука, и, желая в то же время предостеречь учеников Своих от самомнения, обращается к Отцу Своему с молитвенным воззванием, из которого ученики могли ясно видеть, что их победы над бесами совершаются силой Бога, открывшего им тайны Своего Царствия. В то время, – пишет святой Матфей, – продолжая речь, Иисус сказал: славлю, благодарю, Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие, сии великие тайны Твоего Божественного домостроительства о спасении людей, сокрыл Ты их от мудрых и разумных, от всех тех, которые сами себя считают мудрыми и умными, хотя их мудрость – мирская, ложная, от этих книжников и фарисеев, и открыл то младенцам, этим простым душам рыбарей, которые с младенческой кротостью предают себя Твоему Божественному призванию! Они не мудрствуют по-своему; они видят перед собой величие чудес Твоих, добрым сердцем постигают величие Божественного учения, которое Я возвещаю им, и с радостью оставляют все и идут за Мною. Их не смущает то, что Мессия, Которого ожидали они как славного Царя, явился в столь смиренном виде. Правда, они еще младенцы; но Твоя благодать, Отче Мой, сильна возрастить их в мужей совершенных. Мудрецам века сего может показаться странным, что не им открыты Тобой тайны Царствия Небесного; но само дело покажет, и весь мир познает, что это сделано Тобой премудро: ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение такова была Твоя воля благая, так Тебе было угодно, Тебе, Премудрому, Который все ведет к лучшему, – и часто путями, миру непостижимыми!.. «Слово «утаил», – говорит святитель Златоуст, – не означает того, что Бог был причиной этого утаения, но сказано в том же смысле, в каком говорит Павел: «предал их Бог превратному уму» (Рим. 1:28) и ослепил помышления их, что не означает того, будто Бог это производит, но относится к людям, подающим для этого повод… Почему же от них утаил? Послушай, что говорит Павел: «усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3). Итак, что же? Неужели Христос радуется о погибели и о том, что они этого не узнали? Никак; но наилучий путь спасения состоит в том, чтобы презирающих предлагаемое учение и не хотящих принимать его – не принуждать, дабы если они презрели учение, то самим отвержением их возбудить в них плач». «Бог скрыл великие тайны, – говорит блаженный Феофилакт, – от признающих себя умными не потому, что Он не хотел даровать их им, но потому, что они сделались недостойными, считая себя умными. Ибо кто считает себя умным и полагается на собственный разум, тот уже не молится Богу.

А когда кто Богу не молится, то Бог не помогает тому, и не открывает тому тайн. Притом еще, Бог многим не открывает Своих тайн по человеколюбию, дабы они не подверглись большему наказанию из-за пренебрежения тем, что узнали». И мудрец может познать тайны Божии, но только тогда, когда смирится перед Богом, как младенец, преклонит свой ум в послушание веры и очистит свое сердце от страстей, наипаче же от гордости и сомнения. «В лукавую душу», – говорит Писание, – «не войдет премудрость» (Прем. 1:4); только «чистые сердцем Бога узрят». «Бог есть любовь», поэтому и познается Он, насколько это возможно для человека, не умом, а сердцем – любовью; «кто не любит, тот не познал Бога», – говорит возлюбленный ученик Христов Иоанн, из всех апостолов предпочтенный наименованием Богослова, ибо, как ученик любви, более всех проник в глубины тайн Божиих… «Для чего же, – вопрошает святитель Златоуст, – Господь Иисус благодарит Отца, когда Он Сам это сотворил?» Он хочет этим показать, что фарисеи не от Него только отпали, но и от Отца, Он показывает во всем этом и Свою волю, и волю Отца: Свою, когда благодарит и радуется о совершившемся; волю Отца, когда показывает, что Отец это сделал не потому, что был умолен, но потому, что Сам по Себе восхотел. А затем этим Господь учит нас убегать гордости и ревновать о простоте. Поэтому и Павел пишет: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3:18). Так раскрывается благодать Божия!

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

«Тогда начал укорять» и пр.: к укоризне, обращенной к «роду сему» (Мф.11:16), Господь присоединяет укоризну в частности жителям тех городов, «в которых наиболее явлено было сил Его», т.е. необыкновенных действий, знамений и чудес, которые могли обратить к вере в Него сердца неверующих и пробудить в них покаяние, необходимое для вступления в царство Мессии.

«Хоразин, Вифсаида»: небольшие города недалеко от Капернаума; впрочем положение их в точности неизвестно, по крайней мере первого из них.

«Вифсаида» буквально значит дом ловли; по своему местоположению, кажется, на самом берегу (западном) Галилейского озера, городок, вероятно, производил обширную ловлю рыбы. Апостолы Андрей, Петр и Филипп были родом из этого города (Ин.1:44). Городок этот отличается от другой Вифсаиды, названной Юлиею в честь Юлии, дочери Римского императора, и лежавшей в нескольких верстах к северо-востоку от Галилейского озера. О силах, явленных в Хоразине и Вифсаиде, в Евангелиях не сохранилось сказаний (Ин.20:30).

«Тир и Сидон»: финикийские города, некогда богатые, великолепные, славившиеся особенно своею торговлею. Они расположены были по берегу Средиземного моря к северо-западу от Иудеи и потому хорошо были известны евреям. Из Тира Соломон получал большую часть материалов для постройки Иерусалимского храма (2Пар.2:11-16). Сидон первоначально входил в пределы колена Асирова (Нав.19:28); но это колено никогда не смогло овладеть им (Суд.1:31). Эти города были очень древни и славны по своей морской торговле. Жители их, известные своею роскошью, были некогда первыми морскими торговцами тогдашнего мира (ср. Ис.23; Иез.26:4-14). Впрочем блеск их значительно померк около времен Спасителя, сравнительно с прежним, под ударами Вавилонян, Египтян и Римлян, во исполнение древних иудейских пророчеств о них. – Даже и эти роскошные и порочные города, говорит Господь, покаялись бы и обратились к вере в Бога и обещанного людям Мессию, если бы в них соделаны были те необычайные дела, какие Спаситель совершал в помянутых городах галилейских.

«Во вретище и пепле»: вретище – широкая одежда из грубой ткани, одежда по преимуществу бедных. Ее надевали и богатые в знак печали и скорби; знаком того же служило посыпание пеплом или пылью головы (Иов.1:20,2:12;Иер.6:26).

«Отраднее будет»: см. прим. к Мф.10:15.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 20-22 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам

Поношати градовом (укорять города), т. е. сетовать об ожесточении городов. Силы (сил) Его, т. е. чудес, которые могли обратить к вере неверующих, и побудить покаяние, необходимое для вступления в царство Мессии. Хоразин, Вифсаида – это были галилейские города, лежавшие недалеко от Капернаума (Галилея – одна из частей Палестины). Апостолы Андрей, Петр и Филипп происходили из Вифсаиды. Какие именно чудеса были явлены в этих городах, в Евангелии не сказано: так как о многих из чудес Христовых не записано в нем, как говорит евангелист Иоанн (20, 30). Тир и Сидон, это были древние, богатые и славившиеся морскою торговлею города Финикии, области, соседней с Иудеею. Жители сих городов отличались роскошью. Господь говорит, что даже роскошные и порочные жители и этих городов покаялись бы и обратились к вере в Бога и Спасителя, если бы в них сделаны были Иисусом Христом такие чудеса, какие совершил Он в городах Хоразине и Вифсаиде. Во вретищи и пепеле. Вретище – это широкая и грубая одежда бедных людей. Ее надевали и богатые в знак печали, как равно в знак этого также посыпали голову пеплом или пылью (Иов. 1, 21; 2, 12). Отраднее будет в день судный (суда). Чит. в объясн. 15 ст. 10 гл.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible