Скрыть
Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть

Следует своевременное исцеление бесноватого слепого и немого. Ибо неслучайно, когда Он сказал, что весь народ целиком исцелен, теперь Ему сверх того является одержимый бесом слепой и немой, чтобы без всякого затруднения последовал тот же порядок понимания. Фарисеи обвиняли апостолов в том, что они срывают колосья, то есть раньше времени собирают людей сего мира; что милосердие проповедовалось выше жертвы, что человек с сухой рукой исцеляется в синагоге. И это не только нисколько не способствует обращению Израиля, но фарисеи даже вознамериваются убить Его. Итак, после этого следовало, чтобы в образе одного этого человека произошло спасение язычников, чтобы тот, кто был вместилищем демона, слепым и немым, приготовился воспринять Бога, и узрел Бога во Христе, и восславил дела Христовы исповеданием Бога. Народ был поражен этим деянием, но ненависть фарисеев усиливается. Ибо, поскольку эти столь великие деяния Его превосходили человеческую немощь, они постыдно отвергают исповедание еще большим преступлением неверия: они не могли считать эти дела человеческими, но не желали признать их Божиими и говорили, что вся эта власть Его над бесами от веельзевула, бесовского князя.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 22-24 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского

Тогда приведоша к Нему беснующася слепа и нема: и исцели его, яко слепому и немому глаголати и глядати. О, злость дьявольская! Заградила оба входа, чрез которые этот человек мог получить веру, - зрение и слух. Но Христос отверз тот и другой. И дивляхуся народи, глаголюще: еда есть сей сын Давидов? Фарисеи же реша: Сей не изгонит бесы, токмо о Веельзевуле князе бесовстем (ст. 23-24). Казалось бы, что важного сказал народ? Однако фарисеи и того не перенесли. Так они, как заметил я выше, всегда мучатся благодеяниями, оказанными ближним, и ничто их так не огорчает, как спасение людей. Хотя Христос удалился и дал успокоиться их гневу, но зло опять воспламенилось, как скоро новое оказано благодеяние, и фарисеи досадовали более дьявола. Тот вышел из тела, пошел и убежал, ничего не говоря; а они то покушаются умертвить Его, то стараются оклеветать; когда не удалось им сделать первого, то хотят помрачить Его славу.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 22-24 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского

Над одним и тем же человеком обнаружилось три знамения: слепой - видит, немой - говорит и бывший во власти демона - освобождается. Правда, что тогда это произошло плотским образом; но и ежедневно это исполняется в обращении верующих; так что по изгнании демона первоначально они понимают свет веры, и затем уже уста, молчавшие прежде, открываются для прославления Бога.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 22-23 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов

Демон заключил пути к вере: глаза, слух и язык, но Иисус исцеляет, и народ называет Его Сыном Давида, ибо Христа ожидали от семени Давида. И теперь, если увидишь, что иной и сам не постигает добра, и другого слов не принимает, то считай его слепым и немым, которого пусть исцелит Бог, коснувшись сердца Его.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 15-30 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы. Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает

И последовало за Ним множество народа, – повествует святой Матфей после рассказа об исцелении Господом сухорукого, – и Он исцелил их всех. Милосердный никому не отказывал в Своей Божественной помощи и проливал вокруг Себя неисчетные чудеса. Одного Он требовал от исцеленных, – чтобы не разглашали о Нем: и запретил им объявлять о Нем. Во всем Он, обетованный от века праотцам Мессия, являл Себя не таким, каким мечтали Его видеть Иудеи, не грозным завоевателем и Царем, а таким, каким Его изображали древние пророки, и особенно славнейший из них, прозванный евангелистом Ветхого Завета, – Исайя: да сбудется реченное через пророка Исаию, который от лица Божия говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал в предвечном совете Моем для совершения спасения людей, и Который умалил Себя, восприяв образ раба, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. В Нем и через Него Мое благоволение, Моя воля о спасении людей. Он, яко Возлюбленный, все творит по воле Возлюбившего. Положу дух Мой на Него, изолью во всей полноте все дары Духа Моего на Его человеческое естество, и возвестит народам суд; через Него и все языческие народы познают дивные суды Божии, Божие промышление о людях, Божии заповеди и Божию правду в отвержении непокорных Иудеев. Он будет долготерпелив и незлобив: не воспрекословит, не будет прекословить и жаловаться, не возопиет, Он кротко будет сносить все обиды, не станет противиться подобно какому-нибудь честолюбцу; и никто не услышит на улицах голоса Его; не будет Он ради славы людской выступать со Своей проповедью на площадях и шумных улицах, как это делают фарисеи; Он будет проповедовать в храме, в синагогах, в пустынях, горах и прибрежьях. Трости надломленной не переломит, Он мог бы сокрушить Иудеев, как надломленную трость, но не сделает этого по Своему долготерпению. Он не отвергнет, но поддержит, вразумит, подкрепит и утешит всякого, кто угнетен, надломлен жизнью, кто подвержен какой-либо страсти, но скорбит и желает от нее избавиться. И льна курящегося не угасит. Он легко мог бы погасить безсильную злобу врагов Своих, как гасят курящийся лен, но не погасит, чтобы терпеть и терпением показать Свою всемогущую любовь к нам.

Он не презрит и того, кто хотя и со слабым, неполным усердием, но все же желает исполнять Его святые заповеди, не даст погаснуть и малой искре этого святого желания. И так будет дотоле, доколе не доставит суду победы, пока не доведет до конца Своей правды, пока Его правда, Его Евангелие не восторжествует над врагами; только тогда Он сокрушит их, как сосуды скудельничии жезлом железным, через суровых Римлян под водительством Веспасиана и Тита. Но и этим Он не ограничится; Он привлечет к Себе весь мир; и на имя Его будут уповать народы, от Него будут ожидать помощи, искупления, спасения. Тогда, – продолжает евангелист, – привели к Нему бесноватого слепого и немого. «О злоба диавольская! – восклицает святитель Златоуст. – Заградила оба входа, через которые этот человек мог получить веру – зрение и слух». В то же время больной представлял из себя жалкий образ тех ожесточенных врагов Господа, которые имели очи, чтобы видеть дела Его, но не видели в них силы Божией; имели уши, чтобы слышать Его учение, но не хотели вразумляться им; имели сердце, но отдали его врагу Божию. И милосердный Господь и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ (все люди простые, непредубежденные, видя в одном этом чуде стечение трех исцелений; они невольно вспомнили пророчество Исайи о временах Мессии, когда «откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся… и язык немого будет петь», Ис. 35:5–6; они видели воочию исполнение этого пророчества, и в их сердцах уже зарождалась вера, еще колеблющаяся, еще волнуемая недоумениями, и они вопрошали друг друга) и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? «Казалось бы, – поучает святитель Златоуст, – что важного сказал народ? Однако, фарисеи и этого не перенесли. Они досадовали на Господа больше самого диавола. Ибо тот вышел из тела и убежал, ничего не говоря; а они покушались то умертвить Его, то оклеветать, и когда не удавалось все это, хотели помрачить Его славу». Фарисеи же, услышав сие (что говорит народ) сказали народу: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Чудеса Христовы были для всех так очевидны, что отрицать их было невозможно, и вот фарисеи объясняют их силой князя бесовского, чтобы вместо веры в Господа в народе возбудить страх и ненависть к Нему за общение с сатаной. Если Иисус исцелял бесноватых по условию с сатаной, чтобы обмануть людей, то ясно, что и другие чудеса Он, как враг Божий и друг сатаны, творит не Божией силой. Фарисеи и раньше обвиняли в этом Господа, но Он тогда не обличал их, чтобы дать им время из еще больших чудес познать Его силу и из Его учения – Его величие.

Но фарисеи не вразумлялись и повторяли свою поистине адскую, богохульную клевету, и потому Господь теперь восстал против нее со всей силой и, в то же время, со всей свойственной Ему кротостью, уча тем и нас поступать кротко с врагами и защищать себя со всяким долготерпением. И, прежде всего, Он доказывает Свою Божественность тем, что открывает их тайные помышления; имеющему беса несвойственно показывать столь великую кротость и знать тайны сердечные. Он не обличает их злобы, но опровергает их возражения, предоставляя их собственной совести обличить их во лжи: но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Если Я, имея в Себе беса, посредством его изгоняю других бесов, то, значит, между ними явилось несогласие, распря, и они воюют один против другого; если же так, то их сила погибла и рухнула. И если сатана сатану изгоняет (не сказал: бесов, а сатану, показывая, что между ними находится великое согласие), то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И будет ли князь бесовский помогать человеку против своих же бесов? Возможно ли такое человеколюбие со стороны того, кто есть человекоубийца искони? Видите сами, как смешно ваше обвинение, как оно безрассудно, какое в нем противоречие! Если человек сам во власти бесов, то как он может изгонять их? Притом же изгоняю бесов не Я один. И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, если, по-вашему, допустить это, то сыновья ваши , например, Мои апостолы и даже ваши собственные ученики, они-то чьею силою изгоняют? Чем же докажете, что не силою того же веельзевула? Но почему же вы не обвиняете их, а только Меня? Ясно, что делаете это из зависти. Если же они изгоняют силою Божией, то тем более – Я. Мои ученики совершают это Моим именем. Посему, именно потому, что они, будучи сынами вашими, познали истину, а вы не захотели познать ее, они будут вам судьями, они обличат вас на суде Божией правды за эту клевету на Меня. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, и притом не как обыкновенный человек, но со властью повелеваю им, как Сын Божий, то конечно достигло до вас Царствие Божие. «Господь не говорит прямо: Я пришел,– замечает святитель Златоуст, – дабы не разжигать их ненависти, а только намекает на это словами: «достигло до вас Царствие Божие», настало время вашего блаженства. Или, как может кто войти в дом сильного, – продолжает Господь, – и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.

Я не только не хочу иметь сообщником диавола, но даже веду с ним брань и связываю его. Видите, сколько жертв Я исхищаю рукой Моей от рук сатаны? Нельзя было этого сделать, не связав прежде самого сатану. Господь назвал сатану сильным не потому, что он таков, но указывая на то, что он крепко насиловал и порабощал нерадивых». В заключение Своего обличения клеветы фарисейской, Спаситель возгласил: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает принадлежащее Мне; Мое намерение – привести людей к Богу, научить их добродетели, возвестить им Царствие, а чего хотят диавол и бесы? Противного этому. Каким же образом тот, кто не за Меня, будет помогать Мне? И что Я говорю, – помогать? Он еще старается расточать Мое. Как же он станет со Мной изгонять бесов? Так Господь показал Свою великую и непримиримую вражду с диаволом! Но не к диаволу только относится это строгое слово Господа. Хотя бы ты и ничего не делал враждебного Ему, но если равнодушно относишься к своему спасению, если можешь, но не хочешь содействовать спасению ближних твоих, то и ты не собираешь со Христом, а если не собираешь, то – расточаешь, значит – идешь против Христа… Какое грозное предостережение всем нерадивым!..

Троицкие листки. №801-1050

Епифаний Латинский, еп. (†496)

Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть

Слеп был весь языческий народ, сидящий во тьме и тени смертной (Ис. 9:2), и не мог видеть Христа ослепленными глазами сердца, потому что он не знал закона и не мог восхвалить Бога. Он был одержим бесами, потому что после такого идолопоклонства и приверженности бесам он был ведом нечистым духом, словно пленник. Привели к Нему немого. Кто как не апостолы [привели его], которые спешат привести к Богу всех язычников, мучимых дьяволом? Иисус исцелил его в их присутствии, так что он стал говорить и видеть. Он стал говорить, потому что стал через веру восхвалять Бога. Он стал видеть Христа, потому что очи его сердца просветились. Он был исцелен, потому что, оставив отныне безумство идолопоклонства и его разнообразные заблуждения, стал верно служить Господу.

Толкование на Евангелия

Евфимий Зигабен (†1118)

Тогда приведоша к Нему беснующася слепа и нема: и изцели его, яко слепому и немому глаголати и глядати

«Тогда» – обозначает иногда последовательность и порядок событий, как и выражение: в то время; но иногда то и другое указывает только на время, в которое совершилось то, о чем будет сказано. Под словом κωφος (немой) разумеем в этом месте немого, (а не глухого, как в другом месте).

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

«Бесноватого»: см. прим. к Мф.4:24.

«Слепого и немого»: «о злость дьявольская, заградила оба входа, чрез которые сей человек мог получить веру, – зрение и слух. Но Христос отверз тот и другой» (Злат.).

«Не это ли Христос»: вопрос возникшей уже, но еще нетвердой, колеблющейся веры, волнуемой недоумением. Народу, может быть, известно было пророчество Исаии о временах Мессии (Ис.35:5-6): «тогда отверзутся очи слепых и уши глухих откроются... и будет славословить язык немого»; народ видел теперь на слепом и глухонемом исполняющимся это пророчество и говорил: не Христос ли этот великий чудотворец? Не фарисеи и книжники говорили это, но народ; так случается нередко, что люди простые, необразованные более способны постигать смысл событий, чем люди книжные, лжеученые, гордящиеся своими познаниями (ср. Ин.7:46-49,9:34).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть

У Лк. 11:14 (букв.): “Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился”. Таким образом, здесь разница в показаниях; по Матфею, бесноватый был слепой и немой, а по Луке, только немой. Это дало повод некоторым толкователям думать, что у Матфея и Луки рассказывается о двух различных исцелениях. Но такое мнение опровергается Августином, который говорит, что если Лука о чем-нибудь умалчивает, то нельзя думать, что он говорит о другом, а порядок событий у него тот же, как у Матфея.

Что больной был нем и слеп, это у Матфея видно и из дальнейших слов, что он стал, по исцелении, говорить и видеть. Чтобы показать, что исцеленный был глухонемой, в некоторых кодексах прибавлено еще — слышать (άκούειν). Мнение, что событие это тождественно с рассказанным у Мф. 9:32 сл., и что Матфей, желая еще рассказать о нем, прибавляет здесь слепоту, несостоятельно. Мк. 3:20-22 не говорит об исцелении бесноватого, но присоединяет сюда особенным образом дальнейшие речи. По Феофилакту демон заключил у бесноватого пути к вере — глаза, слух и язык.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 22-23 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов

Народ мог знать слова пророка Исайи о временах явления Мессии: тогда отверзутся очи слепых и уши глухих откроются, и будет славословить язык немого (Ис. 35, 5-6); посему и говорил о Христе: не Мессия ли Он, когда исцеляет слепых, глухих и немых? Говорил это простой народ, а не народные учители, книжники и фарисеи. Так, всегда народ простой, неученый ближе к вере, чем люди ученые, образованные, гордящиеся, подобно книжникам и фарисеям еврейским, своею ученостью и образованием! Никогда человек не говорил так, как этот человек (Ин. 7, 44-49).

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible