Скрыть
Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое

Вопрос. Какое сокровище «благое», и какое «лукавое»?

Ответ. Умудрение во всякой о Христе добродетели, служащей к славе Божьей, есть сокровище благое, а умудрение порочное в том, что запрещено Господом, есть сокровище лукавое. Из сих-то сокровищ, по изречению Господа, каждый в делах и словах своих износит или «лукавая», или «благая».

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 35-37 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься

Благий человек, говорит Спаситель, от благаго сокровища износит благая, и лукавый человек от лукаваго сокровища износит лукавая. Не думай, говорит Спаситель, чтоб так было только с людьми злыми; напротив, и с добрыми то же происходит. И у них больше скрывается добродетели внутри, нежели сколько является наружно в словах. Чрез это Господь показал, что как фарисеев должно почитать более злыми, нежели каковыми они представлялись в словах своих, так напротив Он более был благ, нежели сколько открывалось из речей Его. А под словом: сокровище Он разумеет множество. Далее Он опять наводит на них великий страх. Не думайте, говорит Он, чтобы этим только все и ограничилось, - чтобы злоречие подверглось только осуждению людей. Нет; все злоречивые понесут еще крайнее наказание на последнем суде. Он не сказал здесь - вы, частью для того, чтоб сообщить наставление всем людям, частью для того, чтоб не произнести слишком жестокого и огорчительного слова. Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (ст. 36). Праздное слово есть слово несообразное с делом, ложное, дышащее клеветою, а также, по изъяснению некоторых, и пустое слово, например: возбуждающее неприличный смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное. От словес бо своих оправдишися, и от словес своих осудишися (ст. 37). Видишь ли, как безобиден суд? Как кротки требования ответа? Не по речам другого, но по твоим собственным словам Судия произнесет приговор. Что может быть справедливее этого? В твоей, ведь, власти и говорить и не говорить. Поэтому не злословимым надобно страшиться и трепетать, а злословящим, потому что не злословимые должны будут оправдываться в том, что об них разносимы были недобрые слухи, но злословящие дадут ответ в том, что они говорили о других худо. На них-то падет вся беда.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое

Он показывает или на самих иудеев, злословящих Господа, говоря, из какой сокровищницы они выносят хулы, или же здесь с предыдущим вопросом связана та мысль, что как хорошее дерево не может производить дурных плодов, а дурное дерево - плодов хороших, так и Христос не может делать дел злых, а дьявол - добрых.

Толкование на Евангелие от Матфея

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое

Когда Он говорит сокровище, то указывает на множество [богатств], находящихся в душе. А чтобы некоторые не говорили, что люди рождаются злыми по природе, Он разъяснил относительно фарисеев, что один и тот же человек не может иногда становиться добрым, а иногда злым, говоря: добрый человек говорит от избытка сердца своего, подобным образом и злой.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое

И смотри, какие глубины Духа? – Не сказал Господь только, что от благого сердца износит, но сказал: от благаго сокровища сердца, чтоб ты познал из сего, что никто из нас не может иметь сердца пустым, но что всякий имеет в сердце своем одно из двух: или благодать Духа Святого посредством веры и добрых дел, или лукавого диавола за неверие, нерадение о заповедях Божиих и делание злых дел. Чтоб ты не подумал, будто Господь говорит, что имеют сокровище Святого Духа и те, которые исполняют некоторые только заповеди Божии, а не все со всею точностию, Он сказал в другом месте: имеяй заповеди Моя (разумеется, все) и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам, – и прибавил: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин.14:21, 23). Видишь, как тот, кто стяжал благое сердце трудами и деланием заповедей, имеет в себе все Божество, которое есть благое сокровище?

Слова. Слово 80

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 34-35 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы

Вы, говорит, будучи худыми деревьями, приносите и плод худой, когда поносите Меня; так и Я, если бы был худой, приносил бы и плод худой, а не столь великие чудеса. Называет их порождениями ехидны, так как они хвалились Авраамом. Господь показывает, что они происходят не от Авраама, а от предков, достойных их злобы.

Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое

Когда видишь, что кто-либо срамословит, то знай, что в сердце своем он имеет не то, что говорит, но много более того. Ибо то, что выходит наружу, это выходит только от избытка, и тот, кто скрывает внутри себя сокровище, открывает только некоторую часть его. Подобно этому и тот, кто говорит доброе, гораздо больше носит в своем сердце.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое

Шелкопряд выпрядает из себя шелк, а паук — паутину. От природы зависят средства, от дерева — плод. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. — Добрый человек из доброго сердца выносит свое добро, а зло изливается из злого сердца. Невозможно ни через зло быть добрым, ни наоборот. Змея не может источать из себя мед, но извергает яд. Имея худые, нечистые помыслы, не может человек быть добрым. Иметь и быть — это всегда единосущно.

Подвижнические и богословские главы

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 31-37 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься

В глубине души фарисеи и книжники и сами хорошо сознавали, что этого быть не может, что они лгут и перетолковывают Его Божественные действия; но злоба и зависть заглушили в них голос совести, и они, чтобы отвлечь народ от Спасителя, не останавливались перед страшным богохульством: намеренно превращали истину Божию в дело диавола, приписывали действия всемогущества Божия сатане, обвиняя Господа в союзе с диаволом, и Святаго Духа, пребывавшего в Господе, называли нечистым духом, князем бесовским… Это было уже не только гнусной клеветой на Иисуса Христа, но и упорным сопротивлением, злобным оскорблением для Духа Святаго; это было крайнее неверие и ожесточение сердца, тем более виновного, что происходило из диавольской злобы и высказывалось совершенно против совести. Враги Господа вначале и сами не сознавали ясно, в какое сатанинское состояние ведет их дух злобы и зависти; и милосердный Господь, обличая всю нелепость, всю ложь их клеветы, раскрыл перед ними и эту адскую пропасть, в которую сами они стремились в своем безумии.

Между Мной и сатаной, как бы говорил им Господь, нет и не может быть ничего общего; добро, которое Я творю, и зло, которого ненасытно алчет сатана, непримиримы. Скажу больше: кто знает Божественную истину, но равнодушен к ней, не хочет служить ей, тот, хотя бы и не противился ей, есть уже противник Мой, от которого Я отрекаюсь перед лицом неба и земли. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною» (людей к вере в Меня), «тот расточает» (Мф. 12:30) тех, которых Я собрал. Тем более есть враг Мне – тот, кто явно противится истине Божией. Посему говорю вам: одумайтесь, перестаньте изрыгать хулы на Духа Святаго. Вы много о Мне говорили, что Я – обманщик, что Я – противник Божий; Я вам это прощу и не потребую вашего наказания, если вы раскаетесь в этом; всякий грех и хула простятся человекам, Бог готов простить самые великие, самые тяжкие грехи кающимся грешникам. А хула на Духа – Святаго – не простится человекам, потому что Дух Святый вам известен: по Его внушению говорили пророки, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Ибо если уж вы говорите, что Меня не знаете, то верно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святаго. Итак, вы не Меня только поносите, но и Духа Святаго. Я вам отпускаю все то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и на самом кресте Я буду молиться за вас, чтобы неверие ваше не было поставлено вам в вину. Но то, что вы говорите о Духе, не будет прощено вам. если кто скажет слово хульное на Сына Человеческого, кто станет хулить Меня как Человека и, соблазнившись тем, что Я ем, пью, сплю, утруждаюсь, как человек, будет называть Меня ядцей и винопийцей, другом мытарей и грешников, тот еще заслуживает некоторое извинение, ибо он под покровом плоти Моей не предполагает во Мне Бога, и потому простится грех сей. Заблуждение может пройти, неведение рассеяться, и тогда явится вера и при помощи благодати Святаго Духа человек раскается, и грех его омоется Кровью Искупителя. Если же кто скажет на Духа Святаго, кто не по неведению произносит хулы на Меня, кто сам воочию видит чудеса Моего Божественного Всемогущества, видит Мою власть в изгнании бесов, тот хулит Меня уже не как Сына Человеческого, а как Бога, хулит Божество Мое, которое Я столь очевидно открываю, и тем самым этот хульник злобно оскорбляет Духа Святаго, Мне единосущнаго и соприсущнаго, и потому не простится ему хула эта ни в сем веке, ни в будущем, его ждет неизбежное наказание как здесь, так и там.

Не простится ему этот «грех грехов» потому, что сам человек сделается вовсе неспособным к восприятию обновляющей и спасающей всякого человека благодати Духа Святаго. Сопротивляясь Духу Божию, произнося на Него хулы, может ли он воспринять Его животворящую благодать в свое грешное сердце? Ведь это сердце полно ненависти и злобы против Самого Бога; допустит ли оно прикосновение к себе любви Божией? Душа такого человека сама закрывает себя для света Божия и добровольно избирает своим уделом мрак злобы и лжи, и доходит этот несчастный человек до того ужасного состояния нераскаянности, в каком находятся демоны; он сам гонит от себя прочь благодать Духа Святаго, и покаяние через это становится для него невозможным, ибо насильно и Бог никого не спасает. Я предостерегаю вас, – говорит Господь фарисеям. – Если вы хотите порицать дела Мои, то пусть будет так; только зачем же вы допускаете в своих обвинениях несообразности и противоречия? Ибо о дереве судят по плоду, а не о плоде по дереву. Что-нибудь одно из двух: Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, признайте Меня за доброе дерево и дела Мои добрыми плодами; или признайте дерево худым и плод его худым, докажите, что дела Мои худы, и тогда обвиняйте Меня, как хотите, ибо дерево познается по плоду, дерево узнают по плодам его. А вы поступаете напротив: не находя ничего предосудительного в делах Моих, которые суть плод, вы осуждаете и хулите дерево, называете Меня беснующимся. Не есть ли это верх безумия? Вы, считающие себя праведниками, здесь являетесь лукавыми и злыми лицемерами (и так как далее Спаситель говорит уже не о Себе Самом, а о Духе Святом, то и обличения Свои Он произносит с большей строгостью): Порождения ехиднины! Вы хвалитесь происхождением от Авраама, но нет, вы не чада этого великого в смирении праотца, вы и не можете приносить доброго плода, ибо как вы можете говорить доброе о Мне, будучи злы? Потому-то Я и не удивляюсь, что вы злословите Меня, ибо, происходя от злого рода, вы и воспитаны худо, и усвоили себе мысли худые. Ваше сердце полно всякого зла, и вот, это зло, переполняя сердце, рвется наружу: Ибо от избытка сердца говорят уста. «Видишь ли, – замечает при этом святитель Златоуст, – какой крепкий удар наносит Иисус Христос фарисеям? Если слова их так исполнены зла и происходят от духа диавольского, то подумай, каков должен быть корень и источник слов? Обыкновенно так бывает, что язык, удерживаемый стыдом, еще не все худое изливает в словах; напротив, сердце, не имея никого свидетелем своих движений, безпрестанно порождает в себе всякое зло, какого только захочет, потому что оно не думает много о Боге».

Добрый человек, – говорит Спаситель, – хранит в своем сердце, как бы в некоей сокровищнице, много доброго, и из этого доброго сокровища выносит доброе, а злой человек наполняет свое сердце всяким злом, и из злого сокровища этого выносит злое. И у добрых больше скрывается добродетели внутри, чем является снаружи в словах, как и у злых больше зла в сердце, чем в словах. Вот почему и на Страшном Суде Божием строго будут судимы не только дела, но и слова; слова свидетельствуют о том, чем полно сердце. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, слово с делом несообразное, ложное, дышащее клеветой, всякое слово пустое, смехотворное, гнилое, безстыдное, всякое слово безполезное, ненужное, какое скажут люди, дадут они ответ за него в день суда. Если слова человека честны, правдивы, благочестивы, то можно думать, что и сердце у него таково же, и такой человек будет оправдан на суде Божием. Если же слова лживы, нечестивы, то и сердце его полно лжи и нечестия, и такой человек будет осужден. ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься – эта истина была известна и в Ветхом Завете. Если же за простое слово праздное, которое иные почитают невинной шуткой, люди дадут ответ Богу, то чего же должно ожидать за хулу на Духа Святаго? «Видишь ли, – замечает святитель Иоанн Златоуст, – как безобиден суд? Как кротки требования ответа? Не по речам другого, но по твоим собственным словам Судия произнесет приговор. Что может быть справедливее? Ибо в твоей власти – говорить и не говорить»…

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

Благий человек от благаго сокровища износит благая: и лукавый человек от лукавого сокровища износит лукавая

Здесь показывает, что от избытка сердца говорят уста не только злых людей, но и добрых. Сокровищем называет избыток и источник добра и зла; благая и лукавая, т.е. добрые и злые речи.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

«Порождения ехиднины»: см. прим. к Мф.3:7.

«Как вы можете» и пр.: указывается вопросом нравственная невозможность, при злости сердца, быть истинно добрым, делать истинное добро и «говорить доброе» о Христе и Его делах (1Кор.12:3). «Вы, будучи худыми деревьями, не можете приносить и доброго плода. Потому Я и не удивляюсь, что вы произносите такие слова: ибо, происходя от злого рода, вы и воспитаны худо, и усвоили себе мысли худые» (Злат.).

«От избытка сердца» и пр.: уста говорят то, чем переполнено сердце, так что, следовательно, в речах выражается лишь часть того, что есть на сердце. «Слыша человека, произносящего худые слова, ты можешь угадывать, что еще не столько зла лежит внутри его, сколько показывается в словах его, а гораздо больше скрывается оного в самом источнике: потому что выражаемое наружно есть только избыток внутреннего. Если слова их так исполнены зла и происходят от духа дьявольского, то подумай, каков должен быть корень и источник слов... Слова произносятся вслух всех и взвешиваются всеми, а сердце укрывается в тени, и потому меньше зла бывает на языке, больше в сердце» (Злат., ср. Феофил.).

«Добрый человек» и пр. речь опять образная. Сердце человеческое представляется сокровищницей, в которой у доброго человека хранится доброе, а у злого – злое; из этой сокровищницы они и берут или выносят, т.е. говорят, что у кого есть, добрый – доброе, а злой – злое. Что такое здесь доброе и злое? «Умудрение во всякой о Христе добродетели, служащей к славе Божией, есть сокровище доброе, а умудрение порочное в том, что запрещено Господом, есть сокровище злое» (Вас. В. 5, 329). «Не должно думать, чтобы так было (именно, что злые бывают злее в сердце, чем на словах) только с людьми злыми; напротив, с добрыми то же происходит. Ибо и у них больше скрывается добродетели внутри, нежели сколько является наружно, в словах» (Злат., ср. Феофил.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое

(Лк. 6:45). Т.е. когда много в сердце добра, то и выносится доброе; а когда много зла, то злое.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 34-35 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое

В этих словах Господь говорит, что от Иудеев и нельзя ожидать хорошего мнения о Нем, потому что они очень испорчены. Порождения ехиднины (объясн. сего читай в объясн. 7 ст. 3 гл.). От избытка сердца глаголют (говорят) уста, т. е. уста обыкновенно говорят то, чем переполнено сердце, что находится в сердце. Если слова Иудеев были худы, то каково же должно было быть их сердце? От (из) сокровища своего. Сердце человеческое представляется сокровищницею, в которой у доброго человека хранится доброе, т. е. добрые помыслы, чувства, желания и намерения, а у злого, наоборот – злое, – злые, худые помыслы, чувства, желания и намерения, и из этой сокровищницы они берут, или выносят, т. е. говорят, добрый – доброе, а злой – злое.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible