Скрыть

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 36-37 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься

Это изречение также связано с вышесказанным. И смысл такой: если слово праздное, которое не служит к назиданию слушающих, не остается без опасности для того, кто говорит, и если в День Суда каждый воздаст за слова свои; то тем более вы, хулящие дела Святого Духа и говорящие, что Я именем Веельзевула изгоняю бесов, дадите отчет в ваших хулениях: праздное слово это есть слово, произносимое не на пользу говорящего и слушающего, когда мы, оставив важное, говорим о пустом и рассказываем древние басни. Но тот, кто занимается шутовством и возбуждает других к хохоту, и произносит что-нибудь постыдное, тот повинен в произнесении уже не праздного, но преступного слова.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 36-37 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдишься и от слов своих осудишься

Здесь Господь устрашает нас, что и мы дадим ответ за каждое пустое слово, то есть за ложное, клеветническое или бестактное и насмешливое. Затем приводит свидетельство из Писания, чтобы не подумали, что Он говорит нечто Свое: от слов, говорит, своих получишь оправдание и от слов своих будешь осужден.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный

Праздным называет исполненное клеветы и лжи, или излишнее и вредное; а словом – оправдание и обвинение. Немаловажным средством к исправлению служит не только оправдание и обвинение, но и угроза, – что часто Он делает.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда

«Праздное слово есть слово, несообразное с делом, ложное, дышущее клеветой, а также, по изъяснению некоторых, и пустое слово, например возбуждающее беспорядочный смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное» (Злат.), «всякое слово, не служащее к действительной христианской пользе» (Феофил.). — В день суда: каковый суд произведет Христос при втором своем пришествии (Мф. 25:31—46).

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда

Связь речи понятна. Фарисеи говорили праздные слова, высказывая хулу на Духа Святого. Не только за такие праздные слова, но и вообще за всякое праздное слово люди должны будут дать отчет в день суда. Возвышенное и высоконравственное учение. Буквально стих следует перевести так: говорю же вам, что всякое слово праздное, которое говорят люди, воздадут о нем ответ в день суда.

Толковая Библия.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный

Достойно и праведно: потому что настоящая жизнь вся должна быть употреблена на приготовление к жизни будущей; для нас нет здесь праздного ни дня, ни часа, ни слова, ни дела, все у нас должно быть направлено к одной цели. Нам некогда празднословить.

Дневник. Том I. 1856.

Прп. Никодим Святогорец

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда

О суетных и праздных помыслах. Суетными и праздными помыслами я называю те помыслы, которые не содействуют спасению и не направлены к нему. Это как помыслы нашей собственной души, так и помыслы ближнего, не направленые на необходимое поддержание нашего телесного состава, но на излишнее и не необходимое, даже если эти помыслы и добры. Суетные и праздные помышления, согласно Великому Василию, рождаются от праздности ума, который не занят необходимым и не верит в то, что Бог везде присутствует и испытывает сердца и помышления: «Рассеянность происходит от праздности ума, не занимающегося необходимым. А ум остается в праздности и беспечности от неверия в присутствие Бога, испытующаго сердца и утробы… а кто размышляет об этом, тот никогда не осмелится и не будет иметь досуга помыслить что-либо не клонящееся к созиданию веры, хотя бы казалось это и хорошим» (Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Ответ 21). О них, говорю, то есть о суетных и праздных помышлениях давай кающемуся совет не заниматься ими и не рассеиваться в них. Во-первых, потому что как за праздное слово мы дадим ответ в день Суда, как сказал Господь: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда», - так, вероятно, дадим ответ и за суетные и праздные помышления, если, конечно, по собственной воле позволяем уму прибегать к ним. Это ясно из того, что Господь укоряет и осуждает тех рабов, которые стоят праздными: «Что вы стоите здесь целый день праздно?» (Мф. 20:6). Во-вторых, потому что эти суетные помыслы лишают нас помышлений полезных и спасительных, которые мы можем иметь вместо них. И, в-третьих, потому что эти праздные помыслы сами по себе злы, ибо являются прекращением добра и началом зла, потому что дают вход и разрешение диаволу засеять в нашем праздном уме плевелы злых помыслов. Так утверждает Григорий Богослов: «Пусть погибнет зло и первое его начало. Когда мы дремали, лукавый посеял плевелы, дабы небрежение о добре стало началом зла, как и отступление света является началом тьмы» (Слово).

Руководство к исповеди.

Прп. Симеон Новый Богослов

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда

Если мы отдадим отчет за каждое праздное слово, то не тем ли паче будем осуждены и наказаны за такие слова? Праздное слово не есть только слово бесполезное; но праздным (αργος – неделанным) должно называть и такое слово, которое говорим, прежде чем делом сделаем и искусом познаем то, о чем говорим. Если я, не презревши славы мира сего и не отвергши ее от всей души, то есть когда она губит душу мою и лишает меня славы Божией, – учу других убегать ее, то не будет ли слово мое праздно, неделанно, пусто и не буду ли осужден я, как лживый? И опять, если я, не приявши с сознанием и чувством умной благодати Святого Духа, не сделавшись наученным от Бога чрез сию благодать и не сподобившись получить свыше слова премудрости и разума, без удержи устремлюсь истолковывать и изъяснять Божественные Писания и выступлю в чине учителя, вооружен будучи только одною внешнею мудростию, то оставит ли Господь это без обличения, не потребует ли отчета в сем от меня? Конечно не оставит этого так.

Слова (Слово 45-е).

Свт. Иоанн Златоуст

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда

См. Толкование на Мф. 12:35

Троицкие листки

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда

См. Толкование на Мф. 12:31

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible