тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 37-43 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

И отвещав, говорит евангелист, рече им: сеявый доброе семя, есть Сын человеческий. А село есть мир; доброе же семя, сии суть сынове царствия; а плевелы сынове неприязненнии. А враг, всеявый их, есть диавол; а жатва, кончина века есть; а жатели, ангели суть. Яко убо собирают плевелы, и огнем сожигают, тако будет в скончание века сего. Послет Сын человеческий ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны, и творящих беззаконие. И ввергут их в пещь огненну; ту будет плач и скрежет зубом. Тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их. Итак, если сам Он есть Сеятель, сеет на собственном поле и с Своего царства собирает, то ясно, что настоящий мир Ему принадлежит. Размысли же, как неизреченно Его человеколюбие, как Он готов благотворить и как далек от того, чтобы наказывать! Когда сеет, то сеет сам; когда же наказывает, то наказывает чрез других, именно чрез ангелов. Тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их. Это не значит, что они будут светиться, точно как солнце. Но так как мы не знаем другого светила, которое было бы блистательнее солнца, то Господь употребляет образы для нас известные. В других местах Христос говорит, что жатва уже наступила; так например, когда говорит о самарянах: возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже (Ин. IV, 35). И еще: жатва убо многа, делателей же мало (Лк. X, 2). Итак, почему же сказал Он там, что жатва уже наступила, а здесь говорит, что жатва еще будет? Потому, что слово жатва берет в разных значениях. Почему также, сказавши в другом месте: ин есть сеяй, и ин есть жняй (Ин. IV, 37), здесь говорит, что сеющий есть сам Он? Потому что там, говоря пред иудеями и самарянами, противополагает апостолов не Себе, но пророкам, так как Он сеял и чрез пророков. Точно также иногда одно и то же Он называет и жатвою и сеянием, принимая эти слова в разных отношениях.

Когда Он разумеет благопокорность и послушливость слушателей, тогда, как окончивший свое дело, называет это жатвою. Когда же ожидает еще только плода от слышания, тогда именует это сеянием, а кончину - жатвою. А как в другом месте сказано, что праведники восхищены будут первые (1Сол. IV, 16)? Точно, они первые восхищены будут в пришествие Христово. Но сперва грешные преданы будут наказанию, а потом уже праведные внидут в царство небесное. Праведникам точно надлежит быть на небе, и Господь придет на землю, будет судить всех людей, произнесет над ними приговор; потом, подобно некоему царю, восставши с Своими друзьями, поведет их в блаженное наследие. Видишь ли, что наказание будет сугубое: должны будут гореть - и видеть себя отчужденными от славы? Но для чего же наконец, когда народ разошелся, и с апостолами Христос беседует в притчах? Для того, что они, будучи вразумлены сказанным прежде, могли уже понимать притчи. Потому-то, когда по произнесении притчей Он спрашивает их: разумеете ли сия вся? они отвечают: ей, Господи! (Мф. XIII, 51). Таким образом притча, кроме прочего, произвела и то, что апостолов соделала проницательными.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. [или: своего] Кто имеет уши слышать, да слышит

В настоящей жизни свет святых сияет перед лицом людей, а после кончины мира праведники просияют, как солнце, в Царстве Отца своего.

Толкование на Евангелие от Матфея

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

О каком другом времени говорит сие Он, если не о времени второго пришествия Своего? И о каком другом солнце, если не о Себе самом, именуемом Солнцем правды, воссиявающем и сияющем во святых Своих? Это же явно говорит и Иоанн, наперсник Господень: возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем; вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем (1Ин.3:2). И Апостол Павел: ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых (1Кор.13:12).

Слова. Слово 45

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

Так как солнце кажется нам сияющим более всех звезд, поэтому Господь сравнивает славу праведников с солнцем. Но они будут сиять ярче солнца. Так как Солнце правды есть Христос, то праведники просветятся тогда подобно Христу, ибо они будут, как боги.

Толкование на Евангелие от Матфея

Григорий Палама, свт. (†1359)

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

Почему же Он не сказал: «в царстве Божием», но – «в царстве Отца их»? – Для того, чтобы показать, что сначала человек должен стать сыном Божиим и достойным назвать Бога Отцем, и тогда справедливо становится затем наследником царства Его. Каким же образом человек становится сыном Божиим? – Уподоблением в делах; почему и Господь говорит в ответ Иудеям, говорящим, что «мы дети Авраама»: – «Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Ин. 8:39). И когда те в ответ сказали: «Мы единаго Отца имамы – Бога» (Ин. 8:41), то Он сказал им: «Аще Бог Отец ваш бы был, любили бысте убо Мене: Аз бо от Бога изыдох, и приидох» (Ин. 8:42); «вы отца вашего диавола есте, и похоти его хощете творити» (Ин. 8:44).

Беседы (омилии). Омилия 27, произнесенная во время жатвы


Какое солнце? Конечно же то, которое тогда явится и ныне является достойным. Не ясно ли, что они приобретают саму энергию Солнца праведности? Недаром через них совершаются различные божественные знамения и передача Святого Духа. «Ибо», читаем, «как сей околоземной воздух, поднятый силою ветра, становится световидным под действием прозрачной чистоты эфира, так и отринувший замутненную и помраченную здешнюю жизнь человеческий ум, сделавшись благодаря чудотворной силе духа световидным и срастворившись с истинной и возвышенной чистотой, неким образом прозрачнеет и сам, пронизанный ее лучами, становится светом по обетованию Господа, возвестившего, что святые воссияют как солнце». Это, мы видим, происходит и на земле с зеркалом или водою: восприняв солнечный луч, они посылают от себя другой луч. Если оставим земной мрак, то либо подымемся ввысь и станем световидными, приблизившись к истинному Христову свету, либо истинный свет, светящий во тьме, снизойдет на нас и мы станем светом, как Господь говорит ученикам (Мф.5:14). Так боготворящий дар Духа есть несказанный свет и делает божественным светом обогатившихся им, не только наполняя их вечным светом, но и даруя им благодать знания и богодостойной жизни. Так Павел, по божественному Максиму, жил уже не тварной жизнью, но вечной жизнью Вселившегося (Гал.2:20); так пророки созерцали воочию никогда не бывшее; так увидел Бога всякий, кто воззрел на Него не через иноприродное, но через природный символ, – а неприродным символом Бога я называю тот, который и сам по себе в отдельности есть символ, видится или слышится чувством как таковым и воздействует через воздух, тогда как если око, видя нечто, видит не как око, но словно раскрывшись действием Духа, оно видит Бога не в иноприродном символе, почему мы и говорим тогда о «сверхчувственном чувстве».

Триады в защиту священно-безмолвствующих. Триада III, 1

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

Как противоположна участь праведников участи грешников после всеобщего Суда. Одни просветятся, как солнце, в Царствии Отца Небесного, а другие – во тьме кромешной будут вечно плакать и скрежетать зубами от страшных мучений и в гневе на себя самих (Мф. 13:42)!

Дневник. Том I. 1856


Высокое существо — человек, чудное создание Божие, по образу Его сотворенное. Если в состоянии падения он способен к многим удивительным делам, которые он произвел и производит, как мы постоянно видим это и в истории, и в современном нам мире, то к чему он способен в состоянии святости и совершенства? Но более всего в нем заслуживает внимания, удивления, благоговения, благодарности всесердечной то, что он может уподобляться своему Создателю — Богу, что он предназначен к бессмертию, к вечному блаженству в Боге и с Богом, что он некогда просветится, как солнце, в Царствии Отца своего Небесного! Господь, предвидя эту славу верных и избранных Своих, говорит: тогда, во второе пришествие, праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.

Дневник. Том XVI. 11-е октября 1871 года

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 36-43 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

Апостолы слышали от Господа: «вам дано знать тайны Царствия Небесного» (Мф. 13:11). И потому, когда Господь пришел в дом, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле, раскрой нравственный, духовный ее смысл. «Спрашивают наедине, – замечает святитель Иоанн Златоуст, – не из зависти к народу, но исполняя слово Владыки: «а прочим в притчах» и Господь с любовью объясняет им в притче самое нужное, самое существенное. Какая же разница между этой притчей и предыдущей? – вопрошает святитель и отвечает, – там Иисус Христос говорил о людях, которые без внимания Его слушали, а отойдя, и самое семя бросили, а здесь разумеет еретические сонмища», – разных лжеучителей, через которых диавол старается к самой истине примешать заблуждения.

Можно разуметь в этой притче под плевелами и вообще всех соблазнителей и грешников-христиан. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий, – так любил называть Себя Господь Иисус Христос. Он сеет доброе семя слова Божия как Сам, лично, во время Своей земной жизни, так и после – до конца мира сеет через Своих апостолов, пастырей и учителей Церкви. Целый мир, вся земля, все народы – вот обширное поле для этого сеяния: поле есть мир, по которому распространится Его вселенская Церковь. доброе семя, это сыны Царствия, – это те, в которых благодатное семя слова Божия пустило корни, проникло в сердца, соделало их самих пшеницей Божией, готовой для житницы Небесной, для Царствия Божия. а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол. С великим злорадством, видимо, подражая Христу Спасителю, сатана во всем противодействует Ему: «после пророков, – говорит святитель Златоуст, – являются лжепророки, после апостолов – лжеапостолы, за Христом явится антихрист». Как Христос проповедует людям истины спасительные, так диавол через своих слуг, отчаянных грешников, еретиков и лжеучителей, сеет в умах людей гибельную ложь и заблуждения, а в сердцах – разные пороки, приукрашивая все это подобиями истины и добра; поэтому Господь и называет их не другим каким-либо семенем, а именно – плевелами, которые походят с виду на пшеницу. «Диавол, – пишет святитель Златоуст, – пока не видит, к чему ему подделаться, ничего не начинает, даже не знает, как приступить к делу. Поэтому и теперь, приметив уже, что посеянного и укоренившегося он не мог ни похитить, ни заглушить, ни пожечь, вымышляет другого рода обман, а именно – всевает собственные семена». Он сеет свои плевелы тайно, незаметно, когда люди спят, когда недостаточно хранят ниву стражи, к ней приставленные, т.е. пастыри Церкви, когда и сами верующие живут беспечно, слишком доверчиво слушают всякого самозванца-учителя, и сами становятся плевелами на ниве Божией, слугами диавола, «сынами лукавого». «Спят люди духовно, когда беспечно закрывают очи ума и не хотят взирать на свет истины Евангельской, когда, подобно мечтающим во сне, не управляют мыслями своими, не обуздывают желаний своих. Спят они, а враг крадется во тьме забвения о Боге и законе Его и сеет свои плевелы», – говорит митрополит Филарет Московский. «Возвещая об этом, – поясняет святитель Златоуст, – Господь научает нас непрестанно бодрствовать, постоянно быть на страже. Но как, скажешь, возможно пробыть без сна? Без сна естественного невозможно, а без сна произвольного возможно.

Потому и Павел сказал: «Бодрствуйте, стойте в вере» (1Кор. 16:13). В следующих словах притчи: «когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы», Господь с точностью описывает поведение еретиков: сначала они себя прикрывают, когда же кто-нибудь вступит с ними в разговор, тогда они изливают свой яд. Посмотри, какова злоба диавола. Он не сеял прежде, потому что нечего было погубить. Но когда уже все засеяно, сеет и он, чтобы испортить стоившее многих трудов земледельцу. Такую сильную вражду обнаружил во всем против Христа диавол!» Слуги, осмотрев поле, предлагают хозяину вырвать плевелы. Кто же эти слуги? Это люди, ревнующие о Господе, но не знающие, «какого они духа», люди, подобные тем двум ученикам, которые хотели низвести огонь на негостеприимное самарянское селение. Их вопрос: откуда плевелы? изображает то смущение, удивление, недоумение, которые особенно сильно тревожили сердца ревнителей веры в первые века христианства при виде горьких смут от еретиков, волновавших Церковь Божию своими лжеучениями. Откуда в ней эти ереси и расколы? Господь отвечает на эти недоумения: враг это сделал; в нем едином источник всех зол, он всюду сеет плевелы… «Заметь, – говорит святитель Златоуст, – усердие слуг: они с нетерпением готовы уже выдернуть плевелы, хотя поступают не совсем осмотрительно. А это показывает их заботу о посеянном; они имеют в виду не то, чтобы наказан был сеявший плевелы, а единственно то, чтобы не погибло посеянное господином». Впрочем, избрав средство, не осмеливаются сами собой привести его в исполнение, но ожидают, что скажет господин и спрашивают его: «хочешь ли?» В этом вопросе слышится желание искоренять ереси и подавлять зло внешней силой, но Господь решительно запрещает такой способ борьбы со злом; во-первых, потому что истребляя еретиков и явных грешников, легко можно погубить с ними и праведных, во-вторых, потому что никто, кроме единого Бога Сердцеведца, не может безошибочно отличить лицемера от праведника; в-третьих, потому что многие из грешников еще могут перемениться и сделаться праведниками: «Многие, – говорит блаженный Августин, – исправляются, как Петр; многие терпимы, как Иуда; многие не обличаются до пришествия Господа, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные помышления»; в-четвертых, для того, чтобы научить Своих терпению; в-пятых, чтобы показать грешникам Свое великое милосердие и тем оправдать строгость Своего правосудия и, в-шестых, чтобы дать случай праведным заслужить венец блаженства скорбями от грешников. Впрочем, Господь, по объяснению святителя Златоуста, не запрещает останавливать успехи еретиков, заграждать им уста, обуздывать их дерзость, нарушать их скопища и заговоры; но запрещает их убивать и истреблять.

Внимай, какова красота Господа: Он не просто объявляет Свой приговор, но объясняет и причины, приводя на память слова Иоанна Крестителя, в которых изображен Он Судией. «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы», а ; жатва есть кончина века. «Итак, Церковь до конца веков будет совмещать в себе добрых и злых, без вреда для добрых, – говорит блаженный Августин. – Если и оказываются в Церкви плевелы, то это не препятствует нашей вере и любви; усматривая плевелы в Церкви, мы не должны от нее отпадать. Нам должно только стараться самим быть пшеницей, чтобы, когда пшеница будет собираема в житницы Господа, наши труды и попечения не остались безплодными». «Если бы Матфей, – говорит блаженный Феофилакт, – исторгнут был из этой жизни, когда был в числе плевел, то вместе с ним погибла бы имевшая впоследствии прозябнуть (произрасти) от него и пшеница слова его. Так точно и Павел, и разбойник, когда были плевелами, не были истреблены, чтобы впоследствии произросла их добродетель». Церковь Христова в нынешнем состоянии уподобляется ковчегу Ноеву, в котором вместе с чистыми были и нечистые животные, или неводу, в который вместе с рыбой попадают и разные гады… Поэтому тяжким грехом гордости духовной согрешают те, которые, подобно раскольникам, штундистам (сектантам в южных областях России, отвергающие Церковь) и сектантам, сами отделяют себя от единения с Церковью, указывая на то, что в ней много грешников… Придет время жатвы и жнецы Небесные отделят эти плевелы от пшеницы: а жнецы суть Ангелы, которые будут сопровождать Господа при Его Втором пришествии… Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его, после всеобщего воскресения, все соблазны и делающих беззаконие, соберут хищников с хищниками, прелюбодеев с прелюбодеями, убийц с убийцами, богохульников с богохульниками… «Подумай, – замечает святитель Златоуст, – сколь неизреченно Его человеколюбие: когда сеет, то сеет Сам; когда же наказывает, то наказывает через других – через Ангелов»; и ввергнут их, делающих беззакония, в печь огненную. Поистине страшные слова! Адские мучения грешников Господь часто называет печью или геенной огненной, огнем вечным, неугасимым, озером огненным.

И все эти выражения указывают на приговор столь нестерпимый, что Сын Человеческий сошел с Небес и вкусил все мучения смерти, чтобы избавить нас от самого ведения тайны страданий, которые заключаются в страшных словах: там будет плач и скрежет зубов; тогда, по удалении грешников, праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Господь, совершив суд над человеками, подобно некоему царю, восстав со Своими друзьями, поведет праведников в блаженное наследие. А для грешников будет сугубое наказание: они будут гореть и видеть себя лишенными славы! «Праведники воссияют», т.е. тогда святость их увенчается славой Небесной, подобно тому, как слава Господа явилась в минуту Его преображения, и все признают их сынами света, сынами Бога, Который есть Отец света, Свет, в Котором нет тьмы. Христос Спаситель есть солнце праведное: Ему уподобятся во славе и все праведники. Кто имеет уши слышать, да слышит! – заключил Господь объяснение притчи о плевелах…

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их. Имеяй ушы слышати да слышит

тогда праведницы, просветятся яко солнце в Царствии Отца их

В самом деле, – так как сияние Божие будет тогда окружать их, то и сами они преобразуются и сделаются как бы богоподобными, а следовательно, будут блистать светлее солнца. Почему Он говорит: яко солнце? Потому что нужно было воспользоваться известным им примером; но им ничего не было известно блистательнее солнца.

Имеяй ушы слышати да слышит

Это часто присоединяет в заключение, чтобы побудить их быть проницательнее.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о мощах святых

Доказательство

1. Если бы Богу было противно почитание мощей святых, было бы противно и Его святым.

2. Но святым Божиим не противно почитание мощей святых.

3. Поэтому и Богу это не противно.

Первое изречение истинно, ибо, если, живя в мире сем, святые всячески соблюдали себя от того, чтобы ничего не делать противное Богу, тем более в той Надмирной стране, где противление не имеет места, но воцарился мир, превосходящий всякий ум. Поэтому то, что противно Богу, не может быть угодно Его святым.

Второе изречение, что святым Божиим не противно почитание мощей святых, ясно из церковной истории. Ибо если бы противно было святому Иоанну Предтече почитание честнóй (достохвальной. – Примеч.) его главы, думаем, не возвестил бы сам некоторым людям, где скрыта его глава. Читай об этом в Минее и в Прологе месяца февраля 24-й день. И еще месяца мая в 25-й день. То же читаем и о святом первомученике Стефане, который сам открыл некоему пресвитеру Лукиану о своих скрытых мощах. Читай в Минее и Прологе месяца августа во 2-й день. То же читаем и о мученике Лонгине сотнике, месяца октября в 16-й день. И другие мощи других святых были обретены откровением самих святых, как можно видеть читающему. Но если бы Богу и святым Божиим было противно почитание святых мощей и если бы была опасность идолопоклонства, то как бы святые, которые были искоренителями всякого идолопоклонства, могли стать начальниками такого безумия, открывая свои скрытые мощи христолюбцам?

Поэтому Богу не противно почитание святых мощей. Более того, наоборот, угодно Богу быть дивным и прославляемым во Своих святых. Ибо Он один свят по естеству и по существу, другие же являются святыми причастностью к Его святости. Как раскаленное железо не само по себе жжет и палит, но от причастности к огню, так понимай и о святых Божиих. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1Пет.1,16). Поэтому, почитая мощи святых, почитаем Самого начальника святости – Бога, во святых почивающего. Ибо по слову псаломскому: возрадуются на ложах своих (Пс.149,5), то есть на месте, где почивают их мощи, видя свои останки источающими чудеса и являющимися причиной славы Божией.

Будем же почитать мощи святых, как жилища Святого Духа, по словам Павла: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (1Кор.6,19). И еще говорит Бог: вселюсь в них и буду ходить в них (2Кор.6,16). Будем почитать их, как царскую порфиру. Ибо тело человеческое в сей жизни есть как бы одежда для души: как одеждой покрывается тело, так телом покрывается душа. И как тело, когда человек идет к ночному сну, совлекается своих одежд, так душа совлекается тела, когда человек отходит ко сну смертному. И по исшествии души из тела грешного человека тело как рубище нищего: мерзко и отвратительно, повержено на гноищи. Святого же человека, по исшествии души из его тела, тело как царская порфира: драгоценная, честно хранимая, в которую снова облачится тот, кто будет царствовать со Христом в Небесном Царствии. Поэтому, какова разница между худым рубищем нищего и царской порфирой, такова разница между трупом грешного и мощами святого.

Почитаем мощи святых, потому что они снова соединятся со своими святыми душами, оживут и будут соцарствовать со Христом. Как весьма почитаем царя не только бодрствующего, но не перестаем почитать и спящего, зная, что воспрянет ото сна, и с нами будет беседовать. Так и святых угодников Божиих, которые будут соцарствовать со Христом, ныне же спящих своими телами, мы должны почитать, ибо воспрянут ото сна смертного, и желаем сподобиться их собеседования.

Почитаем мощи святых как источники исцелений. Ибо как почитаем врача, благодеющего нам, по словам Духа Святого в книге Иисуса Сирахова, в главе 38: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание (Сир. 38,1-2). Так мы должны почитать и мощи святых, источающие нам различные исцеления. Более того, им подобает большая честь, нежели врачам. Ибо те врачуют только тело, а эти – и тело, и душу. Те много трудятся для уврачевания со многим страданием для больного, эти же исцеляют одним прикосновением с верой.

Почитаем мощи святых, потому что их тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие (1Кор.15,54) и восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будут (1Фес.4,17). Они сограждане ангелам, друзья архангелам, ликующие с херувимами и серафимами, пресветлые венценосцы, пречестнейшие предстатели Божественной славы, преславные собеседники Богу, возлюбленные сыновья Отца Небесного, наследники вечной жизни.

Почитаем мощи святых как орудия, которыми творит чудеса дивный Бог во святых Своих, как живые члены Тела Христова, как вместилища благодати Божией, как воспринявшие будущую Небесную славу, как ужасно устрашающие демонов, как звезды на тверди Небесной, как солнце, которое будет сиять в Царствии Отца Небесного, по неложному слову Христову: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф.13,43).

Почитаем мощи святых, из которых одни пролили свою кровь за Христа, другие томили повседневным умерщвлением самих себя, явились добровольными мучениками без крови, иные же другими праведными делами сделались любезными Богу. Мы же, ныне взирая на их честные мощи, вспоминаем их труды и подвиги и все добрые дела, которыми они в сей жизни угодили Богу, и получаем большую пользу нашим душам от их богоугодного жития, и их примером возбуждаемся к угождению Богу.

Почитаем мощи святых как славных друзей Божиих, о которых Давид вещает Богу: А мне всегда почтенны друзья Твои, Боже (Пс.138,17), которыми прославляется Бог: Дивен Бог во святых Своих (Пс.67,36) и дивно явил все Свои желания среди них (Пс.15,3).

Почитаем мощи святых, к душам которых, упокоенным в светлых местах и предстоящих Богу, молимся, чтобы молились о нас Владыке, и веруем, что молятся и должны почитаться нами за то, что молятся о нас. (Но об этом будет в другом догмате, где будем говорить о призывании святых.) Такова, как видим, есть любовь Церкви, торжествующей на Небесах, к своей сестре, воинствующей на земле. Та принимает души святых, а этой оставляет в залог своей любви тела святых, чтобы со славой сохранила их.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

«Пошлет Ангелов Своих» и пр.: наглядный образ отделения плевел от пшеницы, праведников от грешников, соблазны и делающих беззаконие – от истины и исполняющих закон. «Соблазнами и делающими беззаконие называет одних и тех же» (Евф. Зиг.).

«В печь огненную»: образ ада, где будут мучиться дьяволы и грешники; образ заимствован, кажется, от ужасного обычая вавилонян – виновных в государственных преступлениях бросать в разожженную печь (Дан.3).

«Тогда»: после того как отделены будут праведники от грешников и эти последние будут отосланы в место мучения, т.е. после последнего всемирного суда. – Праведники воссияют как солнце: «это не значит, что они будут светиться, точно как солнце. Но поскольку не знаем другого светила, которое было бы блистательнее солнца, то Господь употребляет образы для нас известные» (Злат., ср. Феофил.). Под этим образом разумеется блаженство праведных душ в будущем Небесном Царстве Христовом, или царстве Бога Отца, которому Сын предаст царство после всемирного суда (1Кор.15:28).

Толкование на Евангелие от Матфея

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Мф.13:24-30 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. 

Мф.13:37-43 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! 

Изложенная здесь притча о плевелах показывает, что в Своем Царстве, которое есть Церковь, Господь терпит согрешающих. Что речь идет здесь именно о Царстве Христовом, видно из начала притчи: «Царство небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» (Мф.13:24). Что под «добрым семенем» разумеются «сыны царствия», «праведники», а под плевелами, которые всеяны врагом, «сыны лукавого» (ср. Ин.8:44), «делающие беззаконие», – это видно из объяснения притчи, преподанного Самим Христом (Мф.13:38.41-43). Грешники будут пребывать в Церкви Христовой до самой «жатвы», под которой разумеется «кончина века» (Мф.13:39). Господь воспрещает извергать их по тому побуждению, которое изложено в словах: да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу (Мф.13:20). Это должно быть понимаемо не в том смысле, будто Господь и Его служители не могут отличить грешников от праведников, но в том, что и грешники чрез покаяние могут соделаться достойными спасения, люди, утратившие достоинство чад Божиих, могут чрез перемену своего нрава снова возвратить его себе (Мф.18:15).
 Такой же смысл имеет и притча о неводе, см. Мф.13:47-49.
 Посему штундисты не имеют права поносить истинную Христову Церковь за то, что в ней обретаются грешники.

 

Примечания к Евангелию в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

Объясняя это место, Феофилакт говорит: “так как солнце правды есть Христос, то праведники просветятся тогда, подобно Христу, ибо они будут как боги”. Некоторые еретики делали из слов Христа странные выводы и думали, что в воскресении тело наше преобразуется в шар и будет похоже на солнечное тело. Такое мнение разделял Ориген. Но здесь не говорится о том, что праведники сделаются солнцами, а только, что они просветятся, как солнце. Имеется ввиду, конечно, духовный свет. Пророчество относится к будущему, и потому истолковывать его в каком-либо точно определенном виде было бы преждевременно.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 40-43 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

Послет Сын Человеческий, т. е. Он, Господь, судия неба и земли, Ангелы своя и прочее. Образ действий ангелов при конце мира взят от жатвы. Как во время жатвы плевелы отделяют от пшеницы и сжигают, а пшеницу убирают в житницу; так и при конце мира, Ангелы отделят праведных людей - сынов царствия, от грешных, творивших соблазны и беззакония, – сынов лукавого (ст. 38), и первых поселят для вечного блаженства в царстве Отца их, т. е. в царстве небесном, которое уготовано им Господом от создания мира (25, 34), а грешных осудят на мучения в аду. Ад назван Господом печью огненною от обычая Вавилонян бросать государственных преступников в разожженную печь (Дан. 3 гл.). Тогда, т. е. после всемирного суда, праведницы просветятся (воссияют) яко (как) солнце. Так, под видом сияющего солнца изображает Господь блаженство праведников в раю. «Это не значит, – объясняет св. Златоуст, – что они будут светиться, точно как солнце. Но поелику не знаем светила, которое было бы блистательнее солнца, то Господь и говорит так». Имеяй уши слышати, да слышит (чит. объясн. 15 ст. 11 гл.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Олег Стеняев, протоиерей

Ст. 27-30 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Ст. 39–43 а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Между пшеницей и той сорной травою, которую мы называем куколем, пока она еще имеет вид травы и не дала колоса, есть большое сходство (Между сорняком и пшеницей есть большое сходство). И для различения их, одной от другой, или совсем нет признаков, или есть совсем трудно различаемые признаки. Итак, Господь предупреждает, чтобы мы не спешили произносить приговор, когда дело возбуждает сомнения, а предоставляли окончательный суд Господу, чтобы, когда наступит день Суда, Он мог извергнуть из общества святых не подозреваемого только в преступлении, а очевидного виновника в нем. А слова Его, что снопы сорной травы предаются огню, пшеница же собирается в житницу, ясно показывают, что еретики и лицемерные в вере должны быть сожжены огнем геенны, святые же, называемые пшеницей, принимаются в житницы, то есть в Небесное жилище».

Действительно, братия и сестры, нам не дано право суда над людьми, ибо мы можем принять праведных за грешных, а грешных – за праведных. С другой стороны, мы могли наблюдать нравственное падение того или иного человека, но не являлись свидетелями его последующего покаяния. Или видели пример в ком-либо из людей, но не видели того, что потом с ним сталось. Сказано же в Писании: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19:30). И еще, о некоторых плевелах, которые выглядели, как пшеница, сказано: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1Ин.2:19).

Мы, братия и сестры, должны именно довериться Божиим судам, ибо никто не будет наказан несправедливо, и каждый согласится, рано или поздно, с тем приговором, который вынесет ему Господь Бог. Сказано: «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор.3:13-15).

Блаженный Феофилакт так оканчивает истолкование этой притчи: «Поэтому Господь скажет Ангелам в кончину века: ″соберите плевелы″, то есть еретиков и лукавых людей. Как же? ″В снопы″, то есть связав им руки и ноги, так как в то время никто не может делать ни доброго, ни худого, но всякая деятельная сила будет связана».

В этом истолковании нам важно обратить внимание на слова, что по смерти нашей, или в День Суда, всякая деятельная сила наша будет связана. То есть мы уже ничего не сможем исправить в жизни нашей, как Блаженный пишет, так как «в то время никто не может делать ни доброго, ни худого». Ценность этой нашей жизни, жизни земной, этой настоящей жизни, заключается в том, что здесь, пока мы живы, мы можем постараться изменить нашу жизнь, а потом и перстом не сможем двинуть, если подвергнемся наказанию.

Сказано о решающей значимости этой жизни: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2). Пока есть возможность положить начатки покаяния, будем поспешать, иначе опоздаем. И нельзя откладывать дела своего обращения к Богу на завтра, потому что завтра может и наступить!

О счастливой участи праведных Блаженный Феофилакт записал так: «Пшеница, то есть святые, будет собрана жнецами – Ангелами в небесные житницы». И ниже он пишет: «а пшеница, то есть благие помышления благих людей, собраны в хранилище Церкви», – то есть здесь, в Церкви сохраняется святость. И пока мы в Церкви, братия и сестры, есть надежда на покаяние, есть надежда на изменение злых нравов на нравы добрые, другими словами, есть надежда на спасение. Как и сказано: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим.8:24-25).

Беседы на Евангелие от Матфея, том 1

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Блаженный, блаженство


В Священном Писании слова: блаженный и блаженство, кроме Господа Бога, который блаженный и единый сильный, Царь царствующих и Господь господствующих (1Тим.6:15), и ангелов, выну видящих на небеси лице Отца Небесного, усвояется разным лицам, в разных обстоятельствах и состояниях, иногда только относительно благ внешних, земных, а большей частью относительно благ духовных и вечных. Так, блаженной называется Божия Матерь (Лк.1:45, Лк.11:27); блаженными называются боящиеся Бога и любящие заповеди Его (Пс.1:1-3, Пс.127:1-5); люди, исполняющие заповеди Господни (Апок.22:14); слушающие слово Господне и исполняющие его (Мф.13:16); нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, поносимые и гонимые за имя Христово (Мф.5:3-12).

Полное и совершенное блаженство человека христианина принадлежит будущему состоянию, когда окончательно будет совершена победа над адом и смертью. Об этом будущем блаженстве особенно часто говорит нам Священное Писание: 1Пет.1:5-8; 1Ин.3:2; 1Кор.2:9; Ин.12:26; Мф.5:8; 1Кор.13:12; Ин.17:24; Мф.13:43; Кол.3:4; 1Ин.3:2; Мф.25:46; Ин.5:24, Ин.10:28 и прочие.

Библейская энциклопедия 1891г


Солнце

Солнце
 (Быт.1:16,15:12 и др.). Еврейское название солнца есть шемес, встречающееся нередко в собственных названиях городов, как, напр., Беф-Шемеш, Ир-Шемеш и др. Великое значение и важность сего небесного светила достаточно объясняет нам причины, почему оно так часто упоминается в Свящ. Писании.

Многие из этих указаний совершенно понятны и не требуют особых объяснений, но мы можем сказать несколько слов касательно языческого боготворения солнца, о котором нередко говорится на страницах Библии. Как кажется, боготворение солнца было одним из древнейших видов язычества (Иов.31:26,27). С течением времени оно распространилось более, и солнце получило несколько разнообразных наименований и стало олицетворяться в различных символах и образах. Египтяне выработали особенную систему поклонения солнцу. Финикийский Ваал, очевидно, был олицетворением солнца. Вавилоняне, халдеи и большая часть языческих народов Азии предавались поклонению солнца под тем или другим наименованием. От них приняли оное греки и римляне, и отсюда оно распространилось в большей части тогдашней Европы.

Боготворение солнца служило одной из тех форм идолопоклонства, в которое впадали иногда евреи. Вот почему в Библии встречаются такие выражения: кони, которых ставили цари иудейские солнцу (4Цар.23:2), курения, которые возжигали пред Ваалом, солнцем, и др. (ст. 5). Поклонение солнцу было воспрещено в Пятикнижии Моисеевом (Втор.4:19,17:3). Боготворение солнца было особенно распространено между некоторыми аравийскими племенами и, по свидетельству англичанина М. Палграва, существует даже до настоящего времени.

Символическое значение солнца в Св. Писании весьма разнообразно:

1) захождение и затмение солнца означает гнев Божий и Его праведное наказание, также бедствие, скорбь и страдания (Мф.27:45); его свет и ясное сияние означает счастливое состояние (Ис.30:26). Сам Господь, как источник всякого света, блага и блаженства, образно называется в Св. Писании солнцем (Пс.43:12). Он просвещает человека, очищает, укрепляет, оживляет, согревает и делает способным и готовым ко всякому благому делу. Что закат и затмение солнца служит образом несчастья для людей и для целых народов, это видно из многих мест Свящ. Писания (напр., Иер.15:9, Мих.3:6, Ис.5:30,13:10, Иез.32:7,8, Ам.8:9).

2) Все делающий ясным и открытым свет солнца служит символом открытия, обнаружения, возмездия и праведного наказания (Сир.17:16,23:28; Чис.25:42Цар.12:11,12).

3) Неизменяемый порядок, в котором солнце целые тысячи лет совершает свое дневное и годичное течение, служит залогом и образом неизменяемости Божественных советов и определений (Иер.31:35,36, Пс.71:5,17,89:36,37).

4) В особенности солнце служит образом слова Божия. Как оно в царстве природы распространяет свет и теплоту, жизнь и плодородие, то же самое производит слово Божие в царстве духовном и нравственном (Пс.18:2-7). И если небо и земля с своими светилами некогда прейдут, то слово Божие никогда не прейдет (Лк.21:23), сн. (1Пет.24:25).

5) Носители слова Божия имеют солнце своим символом. Истинная Церковь в Откровении Иоанна изображается облеченной в солнце (Апок.12:1). Праведники, возрожденные словом Божиим, воссияют некогда, как солнце, в царстве Отца их (Мф.13:43, Дан.12:2, Ис.30:26, Суд.5:31).

6) Но истинное солнце, истинный свет, коего видимое нами солнце служит только слабым отблеском, есть Вечное Слово, Господь, Христос. Лицо Его сияет как солнце в силе Своей (Апок.1:16). Он есть Солнце правды (Мал.4:2), истинный свет (Ин.1:9), пришедший в мир, чтобы отделить свет от тьмы, чтобы служить светом миру (Ин.3:19,8:12,9:5) и все просвещает, Он свет невечерний, вечный, незаходимый (Апок.21:23,22:5).

Библейская энциклопедия 1891г

Гладков, Б. И. (†1921)

Притча о плевелах (Мф.13:24-30, 36-43)
 

Продолжая поучать народ, стоявший пред Ним на берегу, Иисус сказал: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел.

Слова – когда же люди спали – не означают беспечности людей, так как к посеянному полю не были приставлены стражники для охраны посева; слова эти означают лишь время, когда пришел враг, то есть ночь, когда все люди обыкновенно спят. Плевелы – это сорное растение, очень похожее зеленью и стеблем на пшеницу, вследствие чего его нельзя выполоть в то время, когда всходы пшеницы еще малы, когда прополка им не приносит вреда; когда же плевелы достигают такого роста, что их можно отличить от пшеницы, тогда выдергивание их сопряжено с вытаптыванием и повреждением корней пшеницы. Когда взошла зелень и показался плод (то есть колос), тогда явились (то есть обнаружились) и плевелы, взошедшие одновременно с пшеницей, но своевременно не замеченные.

Пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы. Рассказ об этом не мог удивить слушателей Иисуса, так как подобная месть была в обычае у народов востока.

Рабы посеявшего доброе семя были удивлены, когда увидели выросшие с пшеницей плевелы, и предложили свои услуги выбрать их; но так как они, выбирая плевелы, могли выдернуть вместе с ними и пшеницу, то он сказал им: оставьте расти вместе то и другое до жатвы...

По объяснению Иисуса Христа, данному Апостолам, посеявший доброе семя есть Сын Человеческий, то есть Он Сам; враг Его – диавол; поле мир; доброе семясыны Царства Божия; плевелы – сыны лукавого.

Учение Христа предлагается всем, оно сеется по всему миру; но и диавол своими соблазнами сеет зло среди людей. Люди одарены разумом и свободой воли; им предоставлен выбор между добром и злом; одни идут узким путем в тесные врата Царства Небесного, другие же широкой дорогой в противоположную сторону. Поэтому на обширной ниве мира вместе с достойными сынами Отца Небесного (пшеницей) живут и сыны лукавого (плевелы).

И как часто при виде возмутительных поступков злых, безнравственных людей говорят: «О Господи! Почему Ты не наказываешь теперь же злых людей? Зачем Ты даешь им возможность пользоваться всеми благами мира? Зачем они теснят, угнетают добрых?» На все эти вопросы Христос отвечает: Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; настанет время жатвы, день Страшного Суда, и Я скажу жнецам, Ангелам Своим: соберите прежде плевелы... чтобы сжечь их... и соберут... делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов... а пшеницу уберите в житницу мою... Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.

Толкование Евангелия

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   Господь дал власть прощать грехи только одиннадцати апостолам (Ин.20:21-23), но не их преемниках – пастырям.
 

Ответ:   Апостол Павел, не бывший в числе одиннадцати, и ученик его Тимофей имели власть прощать и вязать грехи (Деян.19:181Кор.5:3-5,131Тим.1:20,5:19-20 и др.). В Церкви, по слову Господа (Мф.13:41-49), будут до второго Его пришествия грешники, т.е. лица, нуждающиеся в разрешении грехов, почему Он облек этою властью не одиннадцать только апостолов, а и их преемников.


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Зачем на иконах лики святых пишутся с сиянием и венцами
 

Ответ:   Венец – символ награды за добрую христианскую жизнь (2Тим.4:81Кор.9:25; Откр.4:4). Сияние – символ блаженства и близости святых угодников к Богу, обитающему во свете (Мф.13:431Тим.6:16; Исх.34:292Кор.3:7–8).

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible