Скрыть
И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: та́к, Господи!

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Ст. 51-52 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое

Господь говорит не народу, а ученикам и понимающим притчи дает достойное свидетельство. Он сравнивает их с Собою под именем хозяина, потому что они достигли [понимания] Его учения о сокровище нового и старого, и [разумения того], кого Он называет из-за знания книжниками, потому что они поняли, что Он выносит нового и старого, то есть в Евангелиях и в законе, а также что и то, и другое [относится к] одному сокровищу одного и того же хозяина.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 51-52 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое

После того Господь, заключив речь Свою угрозою и присовокупив многое тому подобное (потому что Он особенно занялся этим предметом), спрашивает апостолов: разумеете ли сия вся? Глаголаша ему: ей Господи!. И за такую понятливость снова восхваляет их, говоря: сего ради всяк книжник, научився царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая (ст. 52). Подобно этому сказал Он и в другом месте: послю к вам премудры и книжники (Мф. XXIII, 34).

Видишь ли, что Христос не исключает Ветхий Завет, но хвалит и превозносит, называя его сокровищем? Итак, несведующие в божественных писаниях не могут быть названы людьми домовитыми: они и сами у себя ничего не имеют, и от других не заимствуются, но, томясь голодом, нерадят о себе. Впрочем не они только, но и еретики лишены этого блаженства, потому что из сокровища своего не выносят ни старого, ни нового. У них даже нет старого, а потому нет и нового. Равно не имеющие нового не имеют и старого, но лишены и того и другого, потому что новое и старое соединено и связано между собою.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 51-52 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое

Поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им

Собственно к апостолам обращено это слово; им говорится: Поняли ли вы все это? Господь не хочет, чтобы они, как весь вообще народ, только слушали, но чтобы они и понимали как должные быть наставниками.

поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое

Апостолы были наставлены: они - книжники и свидетели Спасителя, которые на плотских скрижалях сердца начертали слова и заповеди Его; они наставлены в священнодействиях (sacramenta) Царства Небесного и имеют многие богатства Домовладыки, и выносят из сокровищницы учения своего новое и старое, чтобы проповедуемое из Евангелия подтверждать свидетельствами из книг закона и пророков. Поэтому невеста и говорит в книге Песнь Песней: Брат мой возлюбленный, новое и старое я сохранила тебе (Песн. 7:14).

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 51-52 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое

Видишь, как притчи сделали их более вдумчивыми. Те, которые в других отношениях не понятливы и не научены, поняли сказанное неясно. Хваля их за это, Спаситель говорит: «поэтому всякий книжник» и далее. Называет их книжниками, как наученных закону. Но хотя они и научены закону, однако не пребыли с законом, но научились царству, то есть познанию Христа, и получили возможность износить сокровища и Ветхого, и Нового закона. Хозяин - Христос, как богатый, ибо в Нем сокровища мудрости. Он, уча новому, затем приводил таким образом свидетельства и из Ветхого Завета. Так, Он сказал: «ответишь и за праздное слово» - это новое; потом привел свидетельство: «словами своими будешь оправдан и осужден» - это ветхое, Ему подобны апостолы, например, Павел, который говорит: «подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16).

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 44-52 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое

И в тесном кругу учеников Своих Спаситель продолжал беседовать притчами, потому что ученики уже хорошо стали понимать их. В новых двух притчах, сходных между собой, Он раскрыл им, что нужно делать самому человеку, чтобы усвоить спасительные истины Евангелия. Царство Небесное, спасение души для каждого человека есть дорогое сокровище, безценная жемчужина, ради которой должно всем жертвовать, ничего не жалеть. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле во время войны или по другому несчастному случаю, закопанному на поле, которое, найдя, человек (которому это поле не принадлежало, но который, может быть, по найму возделывал его и неожиданно, случайно наткнулся плугом или заступом на сокровище это) утаил, т.е. снова закопал его, от всех утаил, не сказал даже и владельцу поля, и от радости (что знает) о нем идет домой и продает все, что имеет, и покупает поле то. Кто ничем не дорожит на свете ради спасения души, тот знает, что он ничего не теряет, а все приобретает. «Примечайте, – говорит святитель Филарет Московский, – сокровище готово, достаточно для обогащения, владеющий полем имеет и сокровище, в нем скрытое, но он не старается приобрести его, а потому тщетно имеет; другой знает о сокровище, но также без попечения, без решимости продать все, чтобы купить поле и воспользоваться сокровищем, т.е. тщетно знает.

Благодать есть сокровище готовое, довольное для обогащения каждого и всех, но сокрытое, – где? на каком поле? Мало ли где! Например, на поле уединения и благоговейного безмолвия, на поле целомудрия и воздержания: только ничего не жалей, чтобы возобладать таким полем и найдешь сокровище. Но особенно близкое и для всех доступное поле, в котором сокровенно положено сокровище благодати, есть Церковь. Какое сокровище сокрыто в ее священных собраниях! В них сокрыто присутствие Самого Христа Господа, а в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3), равно и сокровища всех прочих даров духовных и Божественных. Какое сокровище в молитвах, славословиях Церкви! В них дышит благодать пророков, апостолов, святых; в них наипаче Сам Дух Святый «ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными» (Рим. 8:26). Какое сокровище в ее чтениях Евангельских! Та же сила, которая, исходя в слове Христовом, прогоняла бесов, исцеляла недуги, воскрешала мертвых, просвещала светом Божественным, пребывает и ныне в Его слове, в Его Евангелии. Какое сокровище в Таинствах, а особенно в Таинстве причащения Тела и Крови Господней! В нем сокрыта вечная жизнь с ее неисповедимыми благами, по реченному от Господа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54). Надо только уметь воспользоваться этими сокровищами, а для этого надобно продать, т.е. пренебречь, отвергнуть «все, что имеешь», именно – твое самоугодие, твои страсти, твои порочные навыки, твои плотские желания, твою леность, твою невнимательность, твою рассеянность… Еще более близкое поле сокровища – это наш внутренний человек. Глубина, в которой сокрыто сокровище, означает сердце человека. Сюда в Таинстве крещения Дух Божий дохнул невидимо и внес Своим дыханием новую жизнь от Бога. Итак, сокровище положено на поле нашем, но каждый ли из нас обрел его? Если это сокрытое сокровище мы глубже и глубже зарываем уметами и дрязгами помыслов и дел суетных, нечистых, беззаконных, то сокровище наше лежит без пользы, духовная жизнь наша в зародыше или в обмороке!..» Как человек не может овладеть сокровищем, если не приобретет поля, где оно сокрыто, так не может он и спастись, если не будет сам находиться в недрах Церкви Православной. Нашедший сокровище утаил его-для того, чтобы самому не потерять его; кто гордится дарами благодати, тот за свою гордость лишается обретенного им сокровища. Смиренный же, радуясь о Господе, не станет хвалиться перед всеми, а пойдет к брату по духу и, желая сделать его участником сокровища, скажет ему, как Андрей Петру: «мы нашли Христа!»

Эту радость так изображает блаженный Августин: «Как мне вдруг сделалось приятно обходиться без ничтожных забав, и я с радостью оставил то, чего прежде боялся лишиться! Ибо Ты удалил их от меня, Ты, истинная и высшая радость, Сам поселился во мне, Сладчайший всех радостей!» Как человек с радостью бросил бы набранные им прежде камешки, наполнявшие его руки, если бы ему предложили вместо них жемчужины и алмазы, так и душа, обретшая Христа, готова бросить все, чтобы всецело отдаться Христу. Притча о сокровище относится к тем, кого благодать Божия сама призывает к себе, открывая себя неожиданно; оттого и радость их бывает велика. Но тот, кто сердцем чувствует нужду во спасении, кто знает, что оно есть, тот должен усиленно искать его со всем усердием: еще, – говорит Спаситель, – подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, не жалея ни средств, ни трудов и, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел домой поспешно и продал все, что имел, распродал все свое состояние, и купил ее, приобрел эту единственную безценную жемчужину. Что означает эта жемчужина? Истинную веру, благодать Божию, вечное спасение, Самого Спасителя нашего Господа Иисуса. «Одна драгоценная жемчужина, – говорит блаженный Феофилакт, – это одна истина, которая есть Христос». «Как обладающий жемчугом сам знает, что он богат, – говорит святитель Златоуст, – а для других это часто бывает неизвестно, потому что жемчуг невелик; так можно сказать и об истине. Обладающие ею знают, что они богаты, а неверующие, не понимая цены этого сокровища, не знают о нашем богатстве». Но чтобы мы не подумали, что для спасения нашего достаточно одной веры, Господь произносит новую грозную притчу: еще подобно Царство Небесное очень длинному и крепкому неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода. Так Церковь Христова распространится могущественно в целом мире, как невод по пространству моря, и через рыбарей апостолов, соделавшихся ловцами человеков, соберет людей из всех народов, и добрых, и злых. «Мрежею (неводом) слова истины и спасительных заповедей Господь объемлет их, собирает, ограждает и благодатной силой крестной, при свободном послушании, влечет их, как из воды, в воздух и на берег, из жизни плотской в духовную, от греха к святости, от тленного к нетленному, от временного к вечному, от земного к Небесному, от мира к Богу и Его вечноблаженному Царствию».

Который (невод), который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, неспешно и обдуманно хорошее собрали (хорошую рыбу) в сосуды, а худое (негодную, нечистую, вредную рыбу) выбросили вон. Притча эта сходна с притчей о плевелах: и там одни спасаются, а другие погибают. Так будет при кончине века на Страшном Суде Сына Человеческого: изыдут, явятся с неба дотоле невидимые исполнители суда Божия Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и праведных будут сопровождать в вечные обители Небесные, а грешных – ввергнут их в печь огненную, на муку вечную: там будет плач и скрежет зубов, скрежет отчаяния и проклятий против самих себя… Неудивительно, что святитель Златоуст называет эту притчу «страшной», а Григорий Великий говорит, что ее нужно больше бояться, чем толковать. И Господь объяснил только конец ее и тем еще увеличил страх; «чтобы ты, – говорит Златоуст, – слыша, что злых только отделят, не почел таковую гибель еще неопасной, Христос говорит, что их ввергнут в печь, где будет скрежет зубов и несказанное мучение. Притча Христова говорит, что и многие из тех, которые уловлены в мрежу Христову, т.е., по-видимому, принадлежат к Церкви Христовой, будут извержены вон. Потщимся же добровольно связать все наши дела, желания, помышления мрежей заповедей Христовых, чтобы, наконец, когда невод Христов наполнится предуставленным числом спасаемых, и извлечется на край времен, мы могли оказаться доброй ловитвой и удостоились быть собраны в сосуды Небесные»… И объявнив эту притчу апостолам, и спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Если что непонятно, Я объясню вам. Они говорят Ему: так, Господи! Мы поняли все. Он же сказал им: поэтому вас можно назвать теперь книжниками, но не такими, которые знают только старое, а такими, которым известны и новые тайны Божественные; всякий таковой истинный, нелицемерный и разумный книжник, всякий проповедник истины Евангельской, наученный Царству Небесному, познав его истины, подобен хозяину, который выносит для жертвоприношения из сокровищницы своей, из своих запасных хранилищ, смотря по тому, когда что нужно по Закону, новое и старое, прошлогодние плоды и новые; так и вы раскрывайте народу и то, что прежде познали из Ветхого Завета, и то, что теперь вам открывается. Так, ветхозаветное пророчество относится к Ветхому, а исполнение его к Новому; заповеди Закона к старому, а их дух и полнота к новому; образы, употребленные в притчах – к старому, а учение, заключенное в этих образах, – к новому.

«Человек домовитый есть Христос, – говорит блаженный Феофилакт, – Он богат,потому что в Нем все сокровища премудрости. Уча новому, Он приводил свидетельства из ветхого; например, Он сказал: «дадут они ответ… за всякое праздное слово» – это новое; потом привел свидетельство: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» – это ветхое (Мф. 12:36)»…

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 51-52 глагола им Иисус: разуместе ли сия вся? Глаголаша ему: ей, Господи. Он же рече им: сего ради всяк книжник, научився Царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая

Глагола им Иисус: разуместе ли сия вся

т.е. существенное в этих притчах. Конечно, Он знал, как Бог, что они понимали, и потому спросил их об этом, как человек.

Глаголаша Ему: ей, Господи. Он же рече им: сего ради всяк книжник, научився Царствию Небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая

Когда они сказали, что понимают, говорит им притчу, показывающую, что все действительные Его ученики богаты знанием. Всякий, говорит, книжник, или мудрец, ставший учеником Царя Небесного, Который есть Христос, богат знанием (ставший учеником Его разумеется вместо: умудренный Им), и подобен человеку – хозяину, т.е. богатому, который выносит, когда хочет, из своего сокровища новые и старые золотые вещи. Под новыми вещами разумеются мысли Нового Завета, а под старыми – Ветхого. «Сего ради» здесь не причинное, а утвердительное, вместо: истинно.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: тáк, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

Господь спрашивает учеников: поняли ли они все, что Он в вышеизложенных притчах говорил о царстве Божием и отношение к нему людей, будучи снова готов объяснить непонятное? И когда они сказали, что поняли, Он, дабы побудить их прилагать понятое и познанное ими к делу проповеди о царстве Божием, внушает это им еще новою притчей.

Всякий книжник. Понятие книжника иудейского, ученого, учителя, большей частью с ложным фарисейским направлением, возводится здесь к истинному, высокому значению проповедника христианского (ср. Мф.23:34). Таковый книжник, проповедник христианский, в отличие от иудейских книжников, которые называли себя Моисеевыми учениками (Мф.13:23; Ин.9:28), называется здесь учеником Царства Небесного (μαυειτε’υειν τινι – быть учеником чьим-либо: Мф.27:57). Царство Божие здесь олицетворяется; ученики Христа суть ученики царства Божия или небесного, коего глава Христос (ср. прим. к Мф.12:28).

Выносит из сокровищницы.
 Смотря по тому, когда что нужно, когда что требуется обстоятельствами и потребностями слушателей.

Старое и новое. Вещи или прежде или вновь приобретенные, т.е. и прежде познанное и известное, и теперь только узнанное, и – ветхозаветное и новозаветное (3лат., Иерон., Феофил.). Так, например: ветхозаветное пророчество относится к «старому», а указание исполнения его к «новому»; заповеди закона – к старому, а их исполнение (Мф.5:17) и совершение – к новому; образы, употребленные в притчах и нередко вообще в учении Христа и апостолов – к старому, а учение, заключенное под этими образами, – к новому и т.д. Так при проповеди о царстве Христовом должны поступать, по наставлению Господа, апостолы, а за ними и все проповедники христианские. Истины Ветхого и Нового Завета они должны проповедывать, ибо и те и другие открыты одним Богом для спасения человечества. – «Несведующие в божественных писаниях не могут быть названы людьми домовитыми: они и сами у себя ничего не имеют и от других не заимствуются; но томятся голодом, не радят о себе. Впрочем не они только, но и еретики лишены сего блаженства, потому что (из сокровищницы своей) не выносят ни старого, ни нового. У них даже нет старого, а потому нет и нового (Злат.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи

Остальные притчи Иисус Христос также готов был объяснить ученикам. Но они их понимали если не совершенно, то правильно.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 51-52 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое

После предложенных ученикам и народу нескольких притчей, Господь Иисус Христос спросил учеников: разуместе ли сия вся (поняли ли все это)? – и, получив ответ: ей (так, да) Господи, предложил им еще притчу, – притчу о том, чтобы они прилагали познанное и понятое ими к делу своей собственной проповеди о царствии небесном. Всяк книжник, т. е. не такой книжник, какими были фарисеи, с ложным направлением (чит. 23 гл. 34 ст.), научився (наученный) царствию небесному, т. е. человек, наученный христианской вере, христианский проповедник, каковыми сделались апостолы, а после них имели быть их преемники, пастыри и учители церкви. Такой человек подобен, говорит Господь, человеку домовиту (хозяину), иже износит (выносит) от (из) сокровища своего, т. е. из своих запасных хранилищ, смотря потому, когда что нужно, новая и ветхая (новое и старое), – старые, прошлогодние плоды и новые, или вещи, вновь или прежде приобретенные. Новое и старое, т. е. или теперь только познанное, например, новозаветное учение, или прежде познанное и уже известное – ветхозаветное учение. Так, ветхозаветные пророчества, заповеди закона, образы, употребленные в притчах, составляют старое; а исполнение пророчеств, дух и полнота заповедей закона, учение, заключенное под образами притчей – новое.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Священном Писании Ветхого Завета.

Мф.13:51-52. Если здесь говорится, что книжник, наученный Царству Небесному... выносит из сокровищницы «новое и старое», то только лишний раз подтверждается, что Иисус Христос не нарушить приходил закон: Мф.5:17. Апостол Тимофей восхваляется за знание Священного Пиcaния с детства, стало быть, ветхозаветного: 2Тим.3:15-16, да и все первые христиане утверждены не одним Новым Заветом, а на основании апостолов и пророков: Еф.2:20; Рим.3:31.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible