Скрыть
Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-6 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим

Что же Христос? Он не стал ни порицать, ни защищать поведения учеников, но на обвинение фарисеев и сам отвечал обвинением, унимая дерзость их и показывая, что согрешающий в великих делах не должен с такою заботливостью подмечать в других маловажные проступки. Вас бы надлежало подвергнуть обвинению, - говорит Он, - а вы сами обвиняете других. Заметь, что когда Он хочет какое-либо постановление отменить, то делает это в виде отповеди; так и теперь поступил. Он не тотчас обращается к учиненному проступку, и не говорит, что он ничего не значит, - иначе Он увеличил бы их дерзость; но сперва сражает дерзость их, поставляя на вид преступление гораздо важнейшее, и возлагая его на главу их. Он не говорит и того, что нарушающие постановление хорошо поступают, чтобы не подать им случая к обвинению Себя; но и не осуждает поступок учеников, чтобы не подтвердить постановления. Равно не обвиняет и старцев, как людей законопреступных и порочных (иначе фарисеи отвратились бы от Него, как от ругателя и оскорбителя); но, все это оставив, избирает другой путь и, порицая, по-видимому, подошедших к Нему, касается между тем сделавших самые постановления. Он не упоминает вовсе о старцах, но в обличении, направленном против одних, низлагает и других, и показывает, что они вдвойне грешат, не покоряясь Богу и угождая людям. Он как бы так говорит: обыкновение повиноваться старцам, оно-то и погубило вас. Правда, Он не говорит этого, но то же самое дает разуметь в следующем ответе: почто и вы преступаете заповедь Божию за предание ваше? Бог бо заповеда: чти отца и матерь, и: иже злословит отца или матерь, смертию да умрет. Вы же глаголете: иже аще речет отцу или матери: дар, имже бы от мене пользовался еси; и да не почтит отца своего, или матере; и разористе заповедь Божию за предание ваше.

Господь не сказал: за предание старцев, но - за предание ваше; также не сказал: старцы же глаголют, но - вы глаголете, смягчая тем Свою речь. Книжникам и фарисеям хотелось показать, что ученики Его нарушают закон; Христос, напротив, показывает, что они сами делают это, а ученики не подлежат обвинению. Постановление человеческое не есть закон (потому Он и называет его преданием), а особенно постановление людей беззаконных. Но так как предание, повелевающее умывать руки, не было противно закону, то Христос приводит другое, противное закону, именно следующее: фарисеи учили юношей, под видом благочестия, презирать отцов. Каким образом? Если кто из родителей говорил сыну: дай мне эту овцу, которую ты имеешь, или тельца, или иное что, то им отвечали: то, чем ты желаешь от меня пользоваться, я отдаю в дар Богу, и ты не можешь получить этого. Отсюда происходило двоякое зло: и Богу не приносили, и родителей, под предлогом приношения Богу, лишали дара; и оскорбляли родителей под предлогом обязанности к Богу, и Бога - под предлогом обязанности к родителям. Впрочем Господь не прямо указывает на это, но сначала читает им закон, в котором показывает, что Бог строго требует почтения к родителям. Чти, говорит Он, отца твоего и матерь, да будеши долголетен на земли. И еще: иже злословит отца или матерь, смертию да умрет. Но, умолчав о награде, которая принадлежит почитающим родителей, Христос упоминает только о том, чего надобно страшиться, т. е. о наказании, которое угрожает непочитающим родителей, желая таковых устрашить, равно как и благонамеренных ободрить, указывая таким образом на настоящих виновников, достойных смерти. Если, говорит Он, непочтительные на словах наказываются, то тем более будете наказаны вы, непочтительные на деле, и не только сами так поступающие, но и других научающие тому же. Как же вы, которым и жить не подобало бы, обвиняете учеников? Что удивительного, если вы Меня, доселе неизвестного вам, так много оскорбляете, когда являетесь такими дерзкими и пред Отцом? Так Христос везде говорит и показывает, что из неуважения к Отцу и происходит такое безумное высокомерие их. Некоторые изъясняют иначе это выражение: дар, имже бы от мене пользовался еси, именно: я не обязан почитать тебя, и это мой дар тебе, если я стану тебя почитать [Смысл толкования таков: если я приношу тебе дар, то это зависит только от моей воли, это - дело моей милости, потому что этот самый дар я мог бы посвятить Богу]. Но Христос не о таком оскорблении упоминал здесь. Евангелист Марк выражает это яснее, говоря: корван, иже аще от мене пользовался еси (Мк. VII, 11), что не означает ни дара, ни одолжения, но собственно выражает приношение.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-10 Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца и мать смертью да умрет» (Исх. 20:12; Лев. 20:9). А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Ис. 29:13). И, призвав народ, сказал им: Слушайте и разумейте

Под почитанием в Писании разумеются не столько приветствия и исполнения обязанностей, сколько милостыня и принесение даров (Исх. 20:21; Лев 20). Вдовиц, - говорит апостол, почитай, истинных вдовиц (1Тим. 5:3); здесь под почтением разумеется дар. И в другом месте: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1Тим. 5:17). Этим повелением нам также заповедано, чтобы волу молотящему мы не закрывали уст (Втор. 25:4), и трудящийся достоин своей награды (Лк. 10:7). Господь дал эту заповедь, или напоминая о слабости, или о преклонном возрасте, или о бедности родителей, чтобы сыновья почитали родителей своих, даже оказывая им помощь в необходимом для жизни. Книжники и фарисеи, желая извратить эту попечительнейшую заповедь Божию, - чтобы под именем благочестия ввести нечестие, - учили нечестивейших сыновей, что если бы кто по обету захотел Богу [истинному Отцу] посвятить то, что должно быть принесено родителям, в таком случае приношение Богу пусть будет предпочтено дару для родителей. Конечно, может быть и то, что сами родители, видя посвященное Богу и опасаясь, как бы не подпасть осуждению за святотатственное деяние, переносили бедность. Но при этом бывало так, что приношение детей, - под видом приношения в храм Божий, становилось прибытком священникам. Это нечестивейшее предание фарисеев происходило [и] из другого [или: такового] побуждения. Многие, взяв в долг чужие деньги и не желая возвратить вверенное им, передавали [его] священникам, чтобы требуемые от них деньги были употреблены на служение в храм и на их нужды. А может быть, что изречение: Дар, который от меня, поможет тебе имеют в кратких словах следующее значение. Вы, говорит Он, побуждаете детей, чтобы они говорили своим родителям: «Отец, мать! Тот дар, который я намереваюсь принести Богу, я трачу на твое пропитание, и он поможет тебе», чтобы они [отец и мать], боясь взять то, что, - как им известно, предназначено для Бога, предпочитали проводить жизнь в недостатке, чем питаться от того, что посвящено.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 3-6 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери; дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался; тот может и не почитать отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим

Фарисеи обвиняли учеников в том, что они преступают заповедь старцев; Христос же показывает, что они преступают Закон Божий. Ибо они учили, чтобы дети ничего не давали родителям, но полагали то, что имеют, в сокровищницу храма, так как в храме находилась сокровищница, в которую бросал желающий и называлась «газа». Сокровище раздавалось бедным. Итак, фарисеи, убеждая детей ничего не давать родителям, а полагать, что имеют, в сокровищницу в храме, учили их говорить: отец! то, чем ищешь ты воспользоваться от меня, дар есть, то есть посвящено Богу. Таким образом они, книжники, делили с детьми имущество их, а родители, удрученные старостью, оставались без пропитания. Это делали также и заимодавцы. Если кто-нибудь из них давал в займы деньги, а затем оказывалось, что должник не исправен и не отдает долга, то заимодавец говорил: «корван», то есть то, что ты мне должен, есть дар, посвященный Богу. Таким образом, должник делался как бы должником Божиим и против своей воли отдавал долг. Это же делать учили детей и фарисеи.

Толкование на Евангелие от Матфея

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Научение Церкви


Сектанты говорят: Мф.15:6... «заповедь Божию устранили преданием человеческим».

Православный ответ: Какую заповедь? (Мф.15:4-6). О непочтении к родителям. Но она у нас никогда никем не отменяется. Нет у нас и предания человеческого, а есть Священное Предание, которое не противно Священному Писанию. О предании человеческом см. Мк.7:3-4.

Оружие правды

Троицкие листки (XIX в.)

Мф. 14:34- 15:11 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую. Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись. Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека

И, переправившись через море Галилейское, Христос Спаситель и ученики его прибыли в землю Геннисаретскую, на западной стороне моря, близ Капернаума. Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту, чтобы оповестить о Его прибытии, и принесли к Нему на постелях всех больных, и куда Он ни приходил, в селения ли, в город ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись. «Теперь, – замечает святитель Златоуст, – уже не зовут Его в дом, не домогаются, чтобы прикоснулся рукой или приказал словом; напротив, с обильнейшей верой просят об исцелении, ибо кровоточивая жена всех научила любомудрию. Прикоснемся и мы к краю одежды Христовой, вернее же сказать, если хотим – к Самому Христу, ибо нам предложена ныне не только одежда, но и самое тело Его в Божественном причащении. Итак, приступим с верой, приступим все немощные. Если прикасающиеся к краю одежды Его привлекали на себя чудодейственную силу, то не гораздо ли в большей мере привлекут ее приемлющие в себя всего Христа? Поэтому, когда видишь, что священник преподает тебе Дары, представляй, что не священник делает это, но Христос простирает к тебе руку».

После того как Господь сотворил множество чудес, тогда, не обращая внимания на все эти действия Его всемогущества, приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи. Они были рассеяны по всем двенадцати коленам, но те из них, которые жили в главном городе, в Иерусалиме, были гораздо злее прочих, так как пользовались большими почестями и потому были более надменны. Галилейские книжники доносили своим иерусалимским старейшинам обо всем, что касалось Иисуса Христа, и вот теперь эти столичные руководители их нарочито прибыли в Галилею, чтобы найти случай к обвинению столь опасного для них Учителя. Случай скоро представился. Фарисеи заметили, что ученики Христовы однажды не умыли рук перед едой. Закон Моисеев требовал в известных случаях омовений, но книжники так исказили этот закон, что довели его толкование до нелепостей. Они говорили, например: «Кто не умывает рук перед едой, тот повинен смерти, тот поступает так, как если бы пошел к блуднице; что лучше пройти семь верст за водой, чем есть неумытыми руками, а кто не моет руки после еды, тот подобен нечестивому убийце». Перед обедом они мыли не только руки, но и столы, и те скамьи, на которых возлежали за столом, и кувшины, и котлы, так что их враги, саддукеи, смеялись над ними, говоря, что фарисеи скоро будут омывать самое солнце. И все эти мелочные правила, называвшиеся у них «преданиями старцев», они так преувеличивали, что приписывали их Самому Богу, Который будто бы устно сообщил их Моисею на Синае. Книжники не хотели вспомнить, что Моисей строго заповедал ни прилагать, ни убавлять от того, что написано в Законе. И вот, они замечают, что ученики Иисуса Христа не соблюдают этих преданий, – неумытыми руками едят хлеб… Со злорадством обращаются они к Божественному Учителю и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Ученики, конечно, делали это «не с намерением, но потому, – замечает святитель Златоуст, – что они не считали законом ни умываться, ни оставаться неумытыми, но поступали, как случилось. И могли ли они заботиться об этом, когда они не заботились о самой пище, необходимой для них? Им часто приходилось есть неумытыми руками, например, в пустыне или когда срывали колосья». И Господь не стал ни осуждать, ни защищать поступки Своих учеников, но на обвинение фарисеев и Сам отвечал обвинением, «унимая дерзость их и показывая, что согрешающий в великих делах не должен так заботливо подмечать в других маловажные проступки» (свт. Иоанн Златоуст). Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете уже не человеческое предание, но заповедь Божию и преступаете ее ради предания вашего?

Ради того, чтобы соблюсти не Моисеево, не древних пророков, а ваше, вашими учителями измышленное предание? Оставив заповедь Божию, вы держитесь предания человеческого, – хорошо ли это? Ибо Бог заповедал, например, пятой заповедью Закона Своего: почитай, словом и делом, люби всей душой отца и мать и повинуйся им. И в другом месте Бог говорит: и: злословящий отца или мать смертью да умрет (Исх. 20:12, 21:17), т.е. неизбежно должен быть предан смертной казни. А вы со своими старцами говорите: если кто скажет отцу или матери: в дар Богу отдаю то, чем бы ты от меня пользовался, как сына, пользовался (такой сын, по-вашему, может быть спокоен в своей совести), тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили вечную заповедь Божию преданием вашим. Много и другого подобного делаете вы таким же образом. «Фарисеям хотелось показать, что ученики Его нарушают Закон; Христос, напротив, показывает, что они сами делают это, а ученики не повинны в том. Предание человеческое еще не есть Закон; а так как предание, повелевающее умывать руки, не было противно Закону, то Господь указывает книжникам на другое их предание, уже прямо противное Закону: они учили юношей под видом благочестия презирать отцов. Если, например, кто из родителей говорил сыну: «Дай мне эту овцу» или иное что, то они отвечали: «То, чем ты желаешь от меня пользоваться, я отдаю в дар Богу, и ты не можешь поэтому получить этого». Отсюда происходило двоякое зло: и оскорбляли родителей под предлогом обязанности к Богу, и Бога – под предлогом обязанности к родителям» (свт. Иоанн Златоуст). Господь, конечно, не осуждает здесь приношения даров Богу от нашего усердия; Он похвалил вдовицу, положившую в кружку церковную последние две лепты; Он учит только, что должно прежде исполнить прямую заповедь Божию, а потом уже приносить дары Богу. Но фарисеи в душе и не думали жертвовать на церковь; они только лукавили и учили детей своему лукавству: как можно обойти, не исполнить заповедь Божию и успокоить свою совесть. Так поступали они и с заимодавцами; должник говорил своему заимодавцу: «То, что я тебе должен, есть корван», т.е. дар, посвященный Богу. И заимодавец уже не смел требовать с него долга. За такую ложь Господь обличает их со всей строгостью: лицемеры! – воскликнул Он с праведным негодованием, – хорошо (справедливо) хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня только языком, называя Богом, Творцом, Господом вселенной.

Сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно, без пользы для себя они так чтут Меня, пренебрегая Божиими заповедями, они выдумывают свои, уча учениям, заповедям человеческим (Ис. 29:13). Посрамив и пристыдив фарисеев и книжников, Господь оставил их, как неисправимых, И, призвав народ, к ним обратил Свое благодатное слово, желая «преподать им высокое, великое, и исполненное многого любомудрия учение; сказал им: слушайте все Меня и разумейте! обратите особенное внимание на то, что Я вам скажу; закон, который Я теперь намерен дать вам, достоин этого. Если вы слушали фарисеев, нарушавших Закон для сохранения своих преданий, то тем более должны слушать Меня, поучающего вас высшему любомудрию» (свт. Иоанн Златоуст). Не то, что входит в уста, не пища или питье само по себе, оскверняет человека, делает его нечистым и виновным перед Богом, но то, что выходит из уст, т.е. грешные мысли, грешные слова и от них дела, оскверняет человека, обнаруживает нечистоту его грешного сердца. «Если кто имеет уши слышать, да слышит» (Мк. 7:16). Знайте, что в Царстве Небесном чистота сердца важнее чистоты рук! Спаситель и говорит, что если бы нечистота рук и пристала к пище, то это душе не повредило бы, «а есть неумытыми руками – не оскверняет человека» (Мф. 15:20). Поэтому не скоромная пища сама по себе оскверняет нарушителя поста, а исходящее при ее вкушении от грешного сердца желание угодить плоти и нарушить заповедь Божию, повелевающую быть в неизменном послушании заповедям церковным – вот что оскверняет человека!..

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

Бог бо заповеда, глаголя: чти отца и матерь: и иже злословит отца или матерь, смертию да умрет

Обе эти заповеди находятся в книге Исход.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

«Сказал им в ответ» и пр.: «на обвинение фарисеев (Господь) и Сам ответствовал обвинением, унимая дерзость их и показывая, что согрешающий в великих делах не должен с такою заботливостью подмечать в других маловажные проступки. Он не тотчас обращается к учиненному поступку (учеников) и не говорит, что он ничего не значит, – иначе Он увеличил бы их дерзость; но сперва сражает дерзость их, поставляя на вид преступление гораздо тягчайшее, и возлагает оноe на главу их. Он не говорит также и того, что нарушающие постановление хорошо поступают, дабы не подать им случая к обвинению Себя; но и не осуждает поступок учеников, дабы не подтвердить постановления. Равно не обвиняет и старцев... но, все сие оставив, избирает другой путь, и порицая, по-видимому, подошедших к Нему, касается между тем сделавших самые постановления. Он не упоминает вовсе о старцах, но в обличении, направленном против одних, низлагает и других» (Злат.).

«Бог заповедал» и пр.: это – слова из пятой заповеди десятословия (Исх.20:12) и закона, изложенного в Исх.21:17. Чтить отца и мать – значит оказывать им должное почтение и словом и делом, повиноваться им, любить их. Злословить родителей –значит не только не оказывать им знаков почтения, но оказывать знаки, выражающие непочтение словом или делом,

«Смертью да умрет»: усиленное выражение, означающее, что таковый непременно, неизбежно и необходимо должен быть предан смертной казни.

«А вы говорите», следуя вашим преданиям старцев, «если кто скажет» и пр: иудеи имели обычай посвящать разные такие или другие предметы из своего имущества Иегове, и закон требовал, чтобы таковые предметы если они обещаны были для принесения в дар Богу, непременно были принесены Ему (Втор.23:21-23). Образовалось предание, что, так как дар Богу важнее, чем дар даже самым близким людям, каковы родители, то родителям можно и не давать каких-либо предметов, если только предметы сии обещаны в дар Богу. Таким образом, «фарисеи учили юношей под видом благочестия презирать отцов. Если кто из родителей говорил сыну: дай мне сию овцу, которую ты имеешь, или тельца, или иное что, то они отвечали: то, чем ты желаешь от меня пользоваться, я отдаю в дар Богу; итак, ты не можешь получить сего. Отсюда происходило двоякое зло: и Богу не приносили, и родителей, под предлогом приношения Богу, лишали дара, и оскорбляли родителей под предлогом обязанности к Богу, и Бога – под предлогом обязанности к родителям» (Злат., ср. Феофил.). Таким образом, фарисеи и сами нарушали, и других учили нарушать заповедь Божию ради преданий своих. Господь, конечно, не осуждает здесь принесение даров Богу. Евангелие требует сего, как и закон, и сам Спаситель похвалил вдовицу, положившую две лепты в церковную кружку (Мк.12:44). Он осуждает только нарушителей заповеди Божией ради предания, лишающих отца и мать потребного и необходимого для них, под предлогом благочестия.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет

(Мк. 7:10). Цитаты из Исх. 20:12; Втор. 5:16; Исх. 21:17; Лев. 20:9. По Иоанну Златоусту, Спаситель “не тотчас обращается к учиненному проступку и не говорит, что он ничего не значит, — иначе Он увеличил бы дерзость обличителей; но сперва сражает дерзость их, поставляя на вид преступление гораздо важнейшее и возлагая его на главу их. Он не говорит и того, что нарушающие постановление хорошо поступают, чтобы не подать им случая к обвинению Себя; но и не осуждает поступок учеников, чтобы не подтвердить постановления. Равно не обвиняет и старцев, как людей законопреступных и порочных; но, все это оставив, избирает другой путь и, порицая, по-видимому, подошедших к Нему, касается между тем сделавших сами постановления.”

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 4-6 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим

Эти слова Спасителя так объясняются: Иудеи имели обычай посвящать Богу разные предметы из своего имущества, и закон требовал, чтобы таковые предметы, если они обещаны были для принесения в дар Богу, непременно были принесены Ему (Втор. 23, 21-23). Вследствие сего образовалось такое предание, что так как дар Богу важнее, чем дар даже самым близким людям, например, родителям; то родителям можно и не давать каких-либо предметов, если только эти предметы обещаны в дар Богу. Таким образом, фарисеи и сами нарушали и детей учили нарушать заповедь Божию о почтении к родителям ради преданий, например, если родители говорили детям: дайте мне овцу или тельца, или что другое; то дети отвечали: «это, чем желали бы вы от нас пользоваться, мы отдаем в дар Богу, – и потому вы не можете получить». Отсюда и происходило нередко двоякое зло: и Богу не приносили под предлогом обязанности к родителям, и родителей лишали дара под предлогом обязанности к Богу. Таким образом, фарисеи учили, как можно обойтись, не исполнить заповедь Божию, – и успокоить свою совесть. Указанными словами Господь, конечно, не осуждает приесения даров Богу. И Евангелие требует сего так же, как и закон Моисеев. Сам Господь Иисус Христос похвалил вдовицу, положившую две лепты в церковную сокровищницу (Мк. 12, 43. 44). Но Он осуждает только нарушителей заповеди Божией ради преданий, учит, что должно прежде исполнить прямую заповедь Божию, а потом уже приносить дары Богу.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible