Скрыть

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

И Я говорю тебе

Что значат слова: И Я говорю тебе! Так как ты мне сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого, [то] и Я говорю тебе не бессодержательные слова, не имеющие никакого действия, но тебе говорю, ибо для Меня сказать значит сделать.

ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою

Подобно тому, как Он сам дал апостолам свет, чтобы они назывались светом мира, и как прочие наименования произошли от Господа, - и Симону, веровавшему в Камень, или Христа, Он даровал имя Петр. Но под образом камня прямо говорится Ему [А в лице его всем апостолам, ибо выше блаж. Иероним сказал, что Петр от лица всех апостолов исповедует (см. стихи 15-16)]: «На тебе воздвигну Церковь Мою».

и врата ада не одолеют ее

[не будут иметь перевеса в борьбе против нее]. Под вратами ада я разумею пороки и грехи, или же, - несомненно, - учения еретиков, через которые люди не книжные низводятся в преисподнюю (tartarum). Таким образом, пусть никто не думает, что это говорится о смерти, как будто апостолы не подчинены условиям смерти, когда в действительности видит их просиявшее мученичество.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Со Своей стороны Господь дает Петру великую награду, именно на нем будет основана церковь. Так как Петр исповедал Его Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание. Если мы приобрели тысячи добродетелей, но не имеем в основании правого исповедания, то мы гнилое созидаем. Говоря «церковь Мою», указывает, что Он — Владыка всего, ибо Богу служит все. Врата ада — это гонители, которые низводили христиан в ад. И еретики также врата, ведущие в ад. Итак, многих гонителей и еретиков победила церковь. И каждый из нас есть церковь, являясь домом Божиим. Итак, если мы твердо стоим на исповедании Христа, то врата адовы, то есть грехи, не одолеют нас. Будучи возведен от этих врат, Давид сказал: возводящий Меня от врат смерти (Пс. 9:14). От каких врат, Давид? От двояких: от убийства и прелюбодеяния.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою

ТыПетр, потому что будешь камнем веры после отречения, или потому что и теперь ты крепок в мысли; и на этой-то крепости Я создам Церковь Мою, или положу тебя в основание верующих, так как Церковь составляют верующие. Сказал это, направляя его мысль к пастырству (προσποιμαντικην).

и врата адова не одолеют ей

– не будут господствовать над Церковью. Вратами ада называет хулы от язычников и еретиков, как приводящие к вечному мучению, или же наказание за них, как приводящее к телесной смерти. Затем высказывает и другую почесть.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Ты - Петр. Петр в переводе с греческого значит камень, скала - то же, что сирохалдейское Кифа. Господь дал это имя Симону еще раннее, при первой встрече с ним, только взглянув на него (Ин. 1:42), по Божественному всеведению указав на твердость его характера и веры. Теперь Господь, по случаю исповедания Петрова, как бы свидетельствует, что он действительно оправдывает свое имя, данное ему прежде, что он по твердости веры и характера действительно Петр — камень, скала твердая.

На сем камне Я создам Церковь Мою. Образ речи взят с обычая в основание здания полагать крепкие камни (ср.: Мф. 7:24—25). Церковь означает общество призванных или собрание верующих во Христа, где бы они ни были, когда бы они ни жили. На сем камне — образное выражение это толкуют не одинаково. Одни под камнем разумеют Апостолово исповедание Иисуса Христа как Мессии Сына Божия и все изречение Христа перефразируют так: ты — Петр, и на этом твоем, как скала твердом исповедании Меня (Сыном Бога Живого) Я создам Церковь Мою; это исповедание твое будет основанием веры для общества, которое Я осную (Златоуст, Епифаний, Феодорит, Феофилакт). Другие под камнем разумеют Самого Иисуса Христа, Который в Писании нередко называется этим именем (Ис. 28:16; 1Пет. 2:8) и перефразируют изречение Господа так: ты — Петр, и на истине незыблемой, как скала, выраженной тобою, что Я Мессия — Сын Бога Живого, Я создаю Церковь Мою, то есть на Себе Самом как Мессии (Иероним, Августин). Иные под камнем разумеют самого Апостола Петра, исповедавшего Иисуса Христа Сыном Божиим (Тертуллиан, Ориген, Григорий Богослов), конечно не в том смысле, в каком римские католики хотят приписать Апостолу Петру главенство над прочими Апостолами и папе как его преемнику в Риме — главенство над всею христианскою Церковью, ибо держащиеся и того объяснения прямо этому противоречат (например, Ориген), и то, что в изъяснение сего изречения обещано Апостолу Петру (ст. 19), впоследствии обещано и всем Апостолам (Ин. 20:22—23). Наконец, под камнем разумеют всех Апостолов, от лица которых произнес исповедание веры Апостол Петр (Ориген, Иероним, Феодорит). «Камень есть Христос, который даровал своим Апостолам, чтобы и они назывались камнями. Ты скажешь, может быть, что Церковь основана на Петре, но в другом месте показывается, что она основана на всех Апостолах, которые все же приняли ключи Царства Небесного, так что крепость Церкви равно утверждается и на них» (Иероним). «Если ты подумаешь, что на одном только Петре создал Бог Церковь Свою, то что скажешь ты об Иоанне, сыне громовом, и о каждом из Апостолов? Неужели дерзнешь сказать, что только Петра не одолеют врата адовы, а прочих Апостолов одолеют? Разве не ко всем и не к каждому из них относится сказанное: и врата ада не одолеют ее и: на сем камне создам церковь Мою? Разве также одному Петру даны Господом ключи Царства Небесного, а другой из блаженных (Апостолов) никто не получил их?» (Ориген). Какое бы из этих объяснений ни приняли мы, во всяком случае основываемое римским папой на этом изречении притязание быть главой Церкви неосновательно.

Врата ада не одолеют ее. Образное выражение той мысли, что никакие враждебные силы, даже силы ада и сатаны, не возмогут победить основанной Христом Церкви. Ад, место пребывания умерших злых душ и в частности злых духов, демонов, представляется здесь, подобно как и Церковь, зданием. Врата ада — образ речи взят с обычая восточных народов собираться у ворот города, обыкновенно более или менее укрепленных, для различных совещаний по общественным делам города, для суда и расправы над виновными и других общественных дел. Мысль — та, что никакие злые советы, ухищрения и действия тайных сил не победят Церкви.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

“Так как Петр исповедал Христа Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание” (Феофилакт). В двух случаях употреблены в греческом два разных слова: в первом случае πέτρος и во втором πέτρα. Πέτρος, конечно, не то же, что πέτρα. Об этом изречении возникали огромные споры, особенно со времени реформации. Одни (католики) говорили, что Христос на личности Петра намерен был создать Свою Церковь, и это подало повод к возникновению известного учения о главенстве над Церковью римских пап, как преемников Петра. Другие утверждали, что выражение “ты Петр« соответствует словам Петра: “ты Христос;” что дальнейшее πέτρα, в отличие от πέτρος, указывает не на личность Петра, а на его исповедание, на котором Христос и имел создать Свою Церковь. Разница между практическими следствиями, которые выводятся из этих обоих толкований, легко понятна. Мы уклонились бы от истины, если бы в таком важном изречении стали подразумевать только игру слов. Но что Христос действительно обещал воздвигнуть Свою Церковь не на личности Петра, на это указывает именно обстоятельство, что изменил слово πέτρος на πέτρα. Таким образом, вопрос разрешается тем, если мы сосредоточим толкование только на слове πέτρα, следуя буквальному смыслу евангельского выражения. Под скалой или петрой никогда не разумелись люди в Ветхом Завете, а выражение это усвоено было Всевышнему (Втор. 32:4; 2Цар. 22:32; Пс. 61:3; 94:1; Ис. 26:4; 44:8). Только Бог, Бог во Христе или Христос в Боге есть вечная скала, на которой должна быть создана Церковь. В Новом Завете πέτρα ни разу не употреблено об обыкновенных людях (Мф. 7:24-25; 27:51-60; Мк. 15:46; Лк. 6:48; 8:6-13; 1Пет. 2:4-6, 7; Рим. 9:33; 1Кор. 10:4; Откр. 6:15-16), а или об обыкновенных камнях, или о Самом Христе. Таким образом, вывод естествен, что Христос, воспользовавшись именем Петра, указал здесь только на Самого Себя, и именно в том смысле, в каком исповедал Его пред учениками Петр (отсюда — επί ταύτη τη πέτρα). Признание и исповедание Его Сыном Бога Живого, вышедшее из уст Петра, должно было сделаться основанием церкви. Выражение, по-видимому, имеет ближайшую аналогию в Ин. 2:19-21, когда Христос указывал на храм, в действительности же говорил о Самом Себе.

Слово “Церковь” встречается в Евангелиях только здесь и Мф. 18:17, но часто в Деяниях, у Апостола Павла, четыре раза в соборных посланиях и несколько раз в Апокалипсисе, соответствует еврейскому “кагал”. Феофилакт под вратами адовыми разумеет убийство и прелюбодеяние. Но выражение πύλαι οδού (врата адовы) основывается на образном представлении ада, как здания с крепкими воротами (Прем. 16:13; 3Мак. 5:36). Часто у классиков. Форма “ворота” и теперь сохранилась в выражении “Оттоманская порта,” которое значит “оттоманские ворота.” Слово “ад” у нас означает место вечного мучения. Но еврейский “шеол” или греческий ад имели тогда более широкий смысл. Они означали царство смерти вообще и, таким образом, область смерти или разрушения. Всякий, кто умер или погиб, находился в аду. Церковь в выражении Христа сравнивается с зданием; так с ним же сравнивается и ад. Понятно, что одно здание против другого не может вести борьбы. Ее ведут люди, находящиеся и живущие в здании. Выражение πύλαι αδου есть, следовательно, образное, и употреблено потому, что борьба сил ада против церкви ведется из его ворот. Последнее слово “ее” можно относить (в греч.) или к “скале” (τη πέτρα), или к церкви (έκκλησίαν), и это дало повод Оригену предложить объяснение, что то и другое возможно. Но за отношение “ее” к слову “церковь” говорит ближайшее положение “ее” к этому слову, и главным образом то, что, по смыслу слов Христа, враждебные нападения сил ада направляются не на один камень в фундаменте, а на все здание.

Толковая Библия.

Прав. Иоанн Кронштадтский

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Обличение католической лжи. Католики признают папу главой церкви на основании слов Иисуса Христа, неправильно ими толкуемых: «На сем камне» (Христе, а не Петре — по-нашему) «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Почему католики относят слова Спасителя «на сем камне» не к Спасителю, а к апостолу Петру? Потому, что Господь пред сими словами сказал Петру: «ты — Петр», и вслед за тем сказал: «и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Мы утверждаем, что под словами на сем камне разумеет Господь Себя, а не Петра, ибо Камнем веры и церкви в Писании везде называется Христос. Апостол Павел, когда говорит о камне в пустыне, чудесно источившем воду для евреев и утолившем их жажду, разумеет под ним Христа. Но для большего и яснейшего доказательства, что под словами «на сем камне» нужно разуметь Христа как Основание церкви, я привожу подобное место из Евангелия от Иоанна: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19). Что разумел Господь здесь под церковью? Нерукотворенную церковь Тела Своего, а не храм Иерусалимский. Так и в вышеприведенных словах разумел не Петра, а Самого Себя. Понятно ли?..

Гвоздь католической гордости и католических лживостей в догматах, в управлении и нравоучении есть главенство папы, мнимое и неправильное понимание изречения Спасителя: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Всеми святыми отцами, первых и последующих веков, признано и самыми первыми, православными папами, что под основным Камнем надо разуметь Самого Иисуса Христа — «Камень же был Христос» (1Кор. 10:4). В доказательство этой истины, самое верное и наглядное, привожу слово, имеющее подобный оборот в Евангелии от Иоанна: «разрушьте храм сей» (Ин. 2:19). (Под храмом разумеется нерукотворенный храм Тела Господня, а не Иерусалимский храм; это явствует по течению речи.) Под церковью Господь разумеет именно Свое пречистое Тело, как и под Камнем основания нужно разуметь Самого Христа, а не преемников Петра апостола или самого Петра. Это ясно. А папы вообразили себя главами церкви и основанием ее и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем не сообразно. А отсюда все кичение римских пап и их давнишняя претензия на главенство и самовольное управление всею вселенской церковью. Ну уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь…

Если бы Иисус Христос имел в виду дать церкви Своей, по вознесении на небо, другого главу вместо Себя, или наместника, как говорят папы, считая себя наместниками Христа на земле, то Он ясно объявил бы об этом прежде Своего вознесения, ибо это столь важный для спасения душ человеческих догмат; да и апостолы бы объявили об этом или себя кто-либо из них назвал наместником, а то никто из них не обмолвился, памятуя слова Господа: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26), «все же вы — братья» (Мф. 23:8). Вся беда в том, что католические богословы неправильно истолковали слова Господа Петру: «на сем камне» (не на Петре, а на Самом Господе) «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Сопоставьте слова Господа: «разрушьте храм сей» (Тело Христа), «и Я в три дня воздвигну Его» (Ин. 2:19).

Живой колос.

Прот. Иоанн (Мейендорф)

и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Слова Иисуса на дороге в Кесарию Филиппову – «На сем камне Я создам Церковь Мою» – обусловлены исповеданием Петра. Церковь существует в истории, потому что человек верит во Христа, Сына Божиего; без этой веры не может быть Церкви. Петр первым исповедал эту веру и тем самым стал «главой богословов», используя выражение из службы 29 июня; он получил мессианское именование «Камень», – именование, принадлежащее в библейском языке Самому Мессии. Но поскольку это именование зависит от человеческой веры, человек может его утратить. Это и случилось с Петром, и он должен был пережить слезы покаяния, прежде чем был восстановлен в своем достоинстве.

Византийские авторы считают, что слова Христа, обращенные к апостолу Петру, имеют окончательное и вечное значение. Петр – смертный человек, но Церковь, про которую сказано, что «врата ада не одолеют ее», вечно остается основанной на Петре.

Апостол Петр в византийском богословии.

Прп. Исидор Пелусиот

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Вратами адовыми Слово Божие назвало мучительство безбожников и хулы еретические, так как, всему этому противостав, Божия Церковь первыми не преодолевается, а со вторыми борется.

Письма. Книга I.


Не в том смысле, что никто не пойдет на нее войной и никто не вознамерится ее истребить, но в том, что многие будут восставать, но с силою будут побеждаемы, сказано: и врата адова не одолеют ей, то есть Церкви. Так вышло и на деле: Церковь подвергалась нападениям, но не была одолена, напротив того, оказалась восторжествовавшею над покушавшимися ее уничтожить. Итак, чему же дивиться, если и святые терпят здесь нападения? Сии брани делают их победы славнейшими и добычи - досточестнейшими.

Письма. Книга II.

Свт. Иоанн Златоуст

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Вот стена, вот ограда, вот укрепление, вот пристань и прибежище! Несокрушимость этой стены ты можешь видеть из следующего. Христос не сказал, что только нападения людей не одолеют ее, но и самые злоухищрения ада: «врата адова», говорит, «не одолеют ее». Не сказал: не будут нападать на нее, но: «не одолеют ее», – будут на­падать, но не победят ее. А что значит: «врата адова»? Может быть, это выражение не ясно. Рассмотрим, что такое ворота го­рода, и тогда узнаем, что такое «врата адова». Воротами города называется вход в город; следовательно, и «врата адова» есть опасность, ведущая в ад. Таким образом, смысл слов Его следующий: хотя бы устремились и напали такие опасности, ко­торые в состоянии увлечь нас в сам ад, церковь останется непоколебимою. Он мог не допустить, чтобы церковь испытывала бедствия: почему же допустил? Потому, что гораздо важнее допустить искушения и сделать, чтобы от них не происходило ни­какого зла, нежели не допускать их. Поэтому Он допустил все искушения, чтобы сделать ее опытнейшею, так как «от скорби происходит терпение, от терпения опытность» (Рим. 5:3-4). А чтобы больше показать свою силу, Он исторгает ее из самих врат смерти. Для того Он и допустил быть буре, но не допустил, чтобы утопала ладья.

Беседа в собрании, бывшем через несколько времени в древней Церкви, на надписание Деяний апостольских.


«На сем камне». Не сказал: «на Петре», потому что он создал Свою Церковь не на человеке, но на вере. Что же это была за вера? «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16:16). Церковь назвал скалой, подвергающеюся действию волн, но не колеблющеюся. Церковь испытывает искушение, но не побеждается ими. Итак, что значит: «на камне»? Исповедание состоит в словах. Ведь ты не камни бросаешь? Не дерево? Не железо? «Нет, – говоришь, – здесь речь не о такого рода здании, которое, из чего бы оно ни состояло, подлежит разрушению от руки времени». Исповедание же не могут преодолеть и демоны. Об этом свидетельствуют мученики, которые не потеряли своей веры, хотя их ребра скоблились мечами. О, невиданные и чудесные дела! Стена подкапывается – и, однако, сокровище не похищается. Тело истощается – и, однако, вера не умерщвляется. Таково могущество мучеников. «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Обратите внимание на точный смысл слов: «врата ада не одолеют ее». «Почему же, – говорят, – Он не препятствует искушениям нападать на Церковь?» – «Да, не препятствую, но не для того ли, чтобы показать Свою силу?» Если б никто не обнаруживал в отношении к Церкви неприязненных действий, то могли бы сказать: «если бы она подвергалась вражеским нападением, то была бы побеждаема». Поэтому-то Он и дозволяет врагам делать на нее нападение, чтобы победа достигалась ею не при полном отсутствии ее неприятелей. И не сказал: «врата ада не нападут на нее», но: «не одолеют ее». Она будет подвергаться вражеским нападениям, но не будет побеждена. Церковь носится бурей по волнам, но не утопает; обуревается, но не скрывается под водой; в нее попадают стрелы, но не причиняют ей ран; против нее действуют осадные орудия, но башня остается непоколебимой. Но зачем мне говорить о Церкви? Рыбарь произнес одно только слово – и оно стоит, как непоколебимая башня. Сколько тиранов делали попытку лишить это слово всей его силы, но не успели в своих намерениях, потому что оно основано «на камне». Вникни в дело! Тираны, цари, диадемы, изощренные мечи, зубы диких зверей, ужасы угрожающей смерти, раскаленные решетки, огненные печи! И хотя диавол опустошил свой колчан, но Церкви вреда не принес. Почему? «Врата адова не одолеют ее».

Слово первое на святую Пятидесятницу.

См. также Толкование на Мф. 16:13

Свт. Филарет Московский

и аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей

Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою. Дабы правильно разуметь, каким образом на сем камени, который есть Апостол Петр, создана Церковь, должно прежде всего утвердить коренную истину, что всеобщее, глубочайшее основание, также и первый, краеугольный камень здания церковнаго, есть не иной кто, как Иисус Христос Сын Бога живаго. Основания, говорит Апостол, инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1Кор. III, 11). Наздани бывше, говорит он также в другом месте Христианам, на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу: о Немже всяко создание составляемо, растет в церковь святую о Господе: о немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом (Еф. II, 20–22). Посему и Петр положен в основание Церкви не прежде, как он положил в ея основание Христа. Прежде Петр сказал Господу: Ты еси Христос Сын Бога живаго. Потом уже Господь сказал Петру: ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою. Примечайте и то, что хотя Господь обещает Петру на нем создать Церковь: на сем камени созижду; но не обещает, чтобы Церковь была его, а называет ее Своею: созижду церковь Мою. Не хотят сего примечать западные, которые силятся утверждать, будто Церковь принадлежит одному Петру, а Петр одному Риму: и не напрасно называются они западными, не по местоположению только их области в стихийном мире, но и по состоянию их в области духа в вечерния времена Церкви: поелику истина веры, которая на Востоке взошла и возсияла в чистом стремлении к царствию небесному, заходит и меркнет у них, как в облаке или тумане, в смешенном желании земнаго владычества.

Каким же образом на сем камени, который есть Петр Апостол, создана Церковь Христова? Приближимся, посмотрим. Когда Иисус Христос явился в мире, тогда стояла церковь Иудейская, а Христианской даже и основания не видно было; – основание разумейте то, о котором теперь говорено было. Тайну сего основания прежде всех Петру не плоть и кровь явили, то-есть не человек возвестил, но явил Отец, иже на небесех (Мф. XVI, 17). Ты еси Христос, Сын Бога живаго, сказал Петр, – и открылось основание Церкви Христианской. Прежде всех Петр увидел сие основание, и прежде прочих всех возлег на сем основании сей камень; и прежде прочих Апостолов получил обещание, что на нем самом возвысится потом здание. Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою. Действительное созидание на сем камени началось по сошествии Святаго Духа на Апостолов. Посмотрите, как и теперь прежде прочих, и как твердо полагает Петр прежде положенное основание, еже есть Иисус Христос. Твердо убо да разумеет весь дом Израилев, говорит Петр Иудеям, яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть, Сего Иисуса, Егоже вы распясте (Деян. II, 36). Смотрите далее, как быстро растет здание: приложишася в день той душ яко три тысящи (ст. 41). И далее: мнози от слышавших слово, вероваша; и бысть число мужей яко тысящь пять (IV, 4). Вскоре присоединились к Петру в деле сего созидания и прочие Апостолы: и по нескольких летах Иаков и пресвитеры его, в одном Иерусалиме, уже не тысящами, но тьмами считали Христиан, указывая их Павлу: видиши ли, брате, колико тем есть Иудей веровавших (XXI, 20)! Видите уже, без сомнения, и вы, братие, и разумеете, каким образом на камени, который есть Петр Апостол, созидалась Церковь Христова. Она созидалась проповедию Петра и прочих Апостолов, крещением от них, помазанием Святаго Духа чрез их рукоположение, таинственным преподаянием от них животворящаго тела и крови Христовы верующим, друг друга приимательным от них распространением священства со властию тайнодействовать, и вязать, и решить духовно, чрез что созидание Церкви, Апостолами начатое, и после того, как сии камни основания и утверждения сокрылись в Церкви невидимой, небесной, также чрез их преемников, пастырей и учителей, непрерывно продолжает Верховный Зиждитель Христос. Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, – для начатия созидания, овы же пастыри и учители для продолжения созидания, – тех и других вместе, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (Еф. IV, 11. 12). Павел ли кто, Аполлос ли, или кто бы то ни был, но, по преемству от них приявший тоже дело служения, – Богу есмы споспешницы; а вы Божие тяжание, Божие здание есте (1Кор. III, 9).

Видим образ созидания Церкви: посмотрим на твердость сего здания.

И врата адова не одолеют ей. Можно ли было ожидать иного? Если Зиждитель Церкви есть Бог и Христос Его: то кто может быть ея разрушителем? Какой враг, ищущий ея разрушения, может быть так силен, как Бог, Который ее утверждает и подкрепляет? Верно слово: и врата адова не одолеют ей?

Если испытующий спросит, почему и в каком разуме Господь не просто здесь именует ад, но в особенности указует врата адовы: в разрешение сего приметим, что Господь в изречении Своем Церковь уподобляет зданию града, которому другой враждебный град в созидании препятствовать, и которое разрушить старается, как сие особенно испытали Иудеи с Иерусалимом после пленения Вавилонскаго. У врат града, по древнему обыкновению, собирались обладающие градом и старейшины его для общественных совещаний и предприятий. Врата града враждебнаго бывают особенно страшны, и потому особенно могут быть указаны, когда выходит из них вражеское войско. Посему когда Господь не просто именует ад, но в особенности указует врата адовы: чрез сие представляется уму нашему все, чтo ад имеет наиболее страшнаго и могущественнаго, если можно назвать могуществом его хитрость и ярость.

Едва открылось на земли созидание Церкви Христовы, как и врата адовы отворились, и изрыгнули против нея многочисленныя враждебныя силы и многообразныя орудия. Врата адовы отверзлись против Христианства на земли в Иудействе и в язычестве. Сила и хитрость, клевета и ласкательство, угрозы и прельщения, невежество народа и тонкости ученых, буйство черни и искусство правительства, поругание, изгнание, грабительство, мучения, множество известных и новоизобретенных родов ужасной смерти, – все подвигнуто было, чтобы одолеть Церковь Xристианскую. И что же? Синагога, храм и град Иудеев, капища, идолы, престолы, воинства, целый мир язычников, все рушилось и разсыпалось в прах: а Церковь Христова осталась, возрасла, утвердилась, возвысилась, расширилась, возгосподствовала. Ад посрамленный, но не истощившийся в хитростях и злобе, хотел-было подкопаться под основание Церкви, и отворит себе новыя тайныя врата против Церкви, чрез ереси и расколы: но где уже Арий, Македоний, Несторий, Диоскор и множество древних и новых ересеначальников и расколоначальников с их сонмищами? Врата адовы отворились в сем случае против Церкви только для того, чтоб ея изверги туда низринулись, а ей не одолели, и поелику небо и земля прейдут, словеса же Христовы не мимо идут, никогда никакими усилиями, ни ухищрениями, врата адовы не одолеют ей.

Слово по освящении храма святителя Алексия в селе Черкизове (1825 г.).


Те, которые ревнуют о св. Петре более, нежели он того от них желает, пусть послушают сего первоверховного Апостола более, нежели своего или постороннего мудрования. Святый Петр не на Петре, но на Христе основать и утвердить вас желает. К Нему же, говорит, приходяще, Камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избрану, честну, и сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен (1Пет. 2:4-5). Святый Петр знает одно только имя, без которого нельзя спастись, - имя Христа, а не три имени - Христа, Петра и преемника Петрова. Несть бо, говорит, иного имени под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4:12).

Если дивимся тому, какая великая благодать и сила дана Петру в слове Господнем: Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, то помыслим о том, как сия благодать приобретена. Она приобретена не от плоти и крови заимствованным, но от Отца Небесного, внутренно явленным, от полной души происшедшим, искренним, несомненным, безбоязненным исповеданием веры: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (см. Мф. 16:16).

Слово по освящении храма Благовещения Пресвятыя Богородицы в кафедральном Чудовом монастыре (1844 г.).

Троицкие листки

и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

См. Толкование на Мф. 16:13

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible