Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Матфея 16:27
ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Исидор Пелусиот, прп. (†440)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Прочие
- Троицкие листки (XIX в.)
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Гладков, Б. И. (†1921)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 25-27 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его
Далее, так как заповедь казалась тяжкою, смотри как Он смягчает ее последующими словами, как предлагает награды, превышающие труды, и не награды только, но и наказания за грехи; о наказаниях распространяется даже более, нежели о наградах, потому что обыкновенно не столько даяния благ, сколько строгая угроза умудряет многих. Смотри же, как Он и здесь начинает, и тем же самым оканчивает. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит, или что даст человек измену за душу свою? Слова эти значат: не думайте, чтобы Я вас не щадил; напротив, очень щажу, когда заповедую вам это. Так и тот, кто щадит своего сына, губит его, а кто не щадит, тот сохраняет его. Тоже самое сказал и один мудрый: аще биеши жезлом сына твоего, не умрет, душу же его избавит от смерти (Притч. XXIII, 13, 14); и еще: угождаяй сыну, обяжет струпы его (Сир. XXX, 7). Тоже бывает и с воинами: если военачальник, щадя воинов, позволяет им всегда сидеть дома, то погубит и тех, кто остается с ними вместе. Итак, чтобы не случилось того же и с вами, говорит Он, вам беспрестанно должно быть готовыми на смерть. Ведь и ныне уже возгорается ужасная брань. Потому не сиди дома, но пойди и сражайся; если и падешь на брани, в ту же минуту оживешь. Если и в видимых сражениях идущий на смерть славнее других и считается непобедимым, и для врагов особенно страшен, хотя царь, за которого он поднимает оружие, и не силен воскресить его по смерти, то тем более в этих бранях, - когда столько надежд воскреснуть, - предающий душу свою на смерть обретет ее - во-первых, потому что не скоро побежден будет, во-вторых, потому что если и падет, приобретет для нее лучшую жизнь.
Потом, так как, говоря: иже аще хощет спасти (душу), погубит ю; и иже аще погубит, спасет, в том и другом случае употребляет слова: спасет и погубит, - то чтобы не подумал кто-нибудь, что погубить и спасти в обоих случаях значит одно и то же, но ясно видел, что между тем и другим спасением такое же различие, какое между погибелью и спасением, - Он объясняет это от противного: кая бо польза человеку, говорит Он, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Видишь ли, что спасать душу, не как следует, значит губить ее, и хуже чем губить, - губить невозвратно, так что не остается уже средств искупить ее? Не говори мне, - как бы так сказал Он, - что избежавший величайших опасностей спас душу свою, но представь, что душе его покорена вся вселенная: что ему будет пользы от того, когда душа его гибнет?
Что даст человек измену за душу свою? - говорит тебе опять Христос, повелевая тебе всячески стараться о душе, и о ней одной заботиться. Устрашив указанием на погибель души, Христос утешает и обетованием благ: приити бо имать, говорит Он, Сын человеческий во славе Отца Своего, со святыми ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по делом его (Мф. XVI, 27). Видишь ли, что Отцу и Сыну принадлежит одна слава? Если же слава одна, то очевидно и сущность одна. Если, при единстве сущности, бывает разность в славе (ина бо слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам; звезда бо от звезды разнствует во славе (1Кор. XV, 41), хотя они и одинаковой сущности), то как можно почитать не единосущными тех, которым принадлежит одна слава? И Он не сказал: во славе такой, которая свойственна Отцу, - чтобы ты опять не подумал, что здесь есть какая-нибудь разность, - но со всею точностью показывает, что слава одна и та же, говоря, что во славе Отца приидет. Итак, - говорит, - чего ты страшишься, Петр, слыша о смерти? Ты увидишь тогда Меня во славе Отца. А если Я во славе, то и вы. Ваша награда не в настоящей жизни; нет, вы наследуете другой, лучший жребий. Сказав о благах, Он однако не остановился на том, но присоединил и угрозы, упоминая о последнем суде, о строгом истязании, о беспристрастном приговоре, о праведном решении. Впрочем Он не хотел только опечалить их словом, но растворил его приятными надеждами. Не сказал: тогда накажет грешников, но - воздаст комуждо по делом его. Говоря это, разумел Он не наказание только грешников, но и награды и венцы праведников. Он сказал это для того, чтобы ободрить и людей добродетельных. А я всегда трепещу, слыша о суде, так как я не из числа венчаемых. Думаю, что и другие также страшатся и ужасаются, так как кого не устрашит, кого не заставит трепетать это слово, если слушающий придет только в сознание самого себя? Кого не заставит убедиться, что вретище и самый строгий пост нужнее для нас, чем для народа ниневийского? Нам говорят не о разрушении града, не об общей погибели, но о муке вечной, об огне негасимом.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его
Петр, соблазнившийся при предсказании смерти Господа, был остановлен запрещением Господа; а ученики призваны к тому, чтобы отречься от себя и взять крест свой и последовать Учителю с духом умирающих [для мира]. Ужас слушающих был велик и мог заронить страх в других после того, как первый из апостолов (priceps apostolorum) подвергся действию страха; поэтому после печальных слов следуют радостные и Он говорит: приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими. Если ты боишься смерти, то слушай о славе торжествующего, если опасаешься креста, то внимай служению ангельскому. И тогда, - говорит Он, - воздаст каждому по делам его. Нет различия между иудеем и язычником (Рим. 10:12), между мужчиной и женщиной, между бедным и богатым там, где принимаются во внимание не лица, а деяния.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его
Христос обетовал, наилучший, придти в славе Отчей, заграждая тем уста еретиков и прекращая их беснование. Не сказал: в такой же славе, как и Отец, чтобы не предположил кто-нибудь какой-либо разницы, но, выражаясь со всею точностью, говорит, что придет в той же славе. Потому необходимо признать, что слава одна и та же. А у тех, у кого одна слава, тем более одна и сущность. Если же кто не верит сему, пусть вникнет в то, что скажу. Если где не одна сущность, там оказывается различие в славе (ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе (1Кор. 15:41)), то как же иметь различную Сущность Тем, у Кого одна слава?
Максим Исповедник, прп. (†662)
ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его
Подобно тому, как приходит Сын Человеческий во славе Отца с Ангелами Своими, так и Слово Божие, приходя во славе Отца с Ангелами Своими, преображается в достойных, сообразно преуспеянию в добродетелях каждого. А духовные логосы закона и пророков, предызображенные Моисеем и Илией, являясь с Господом при Преображении Его, хранят соразмерность славы [Господней] в достойных, открывая им [божественную] Силу [в такой степени, в какой] они могут вместить ее в это время.
Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 26-27 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его
Предположим, говорит, что ты приобрел весь мир, но какая польза от того, что тело благоденствует, если душа находится в худом состоянии? Это подобно тому, что госпожа дома носит разорванные рубища, а служанка блестящие одежды. Ибо и в будущей жизни никто не может дать выкупа за душу свою. Здесь можно дать слезы, стенания, милостыни, там нет. Там придет Судья неподкупный, ибо Он судит каждого по делам, но и страшный, так как Он идет во славе Своей и со ангелами, а не уничиженный.
Троицкие листки (XIX в.)
Ст. 25-28 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем
Нести крест столь необходимо, что Господь побуждает к этому и обещанием наград, и угрозой наказаний: ибо кто, – говорит Он, –хочет душу (жизнь) свою сберечь, кто хочет избежать в этой жизни скорбей и страданий, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, и ради Евангелия, ради Моего учения, тот обретет ее, получит вечную жизнь в Царстве Небесном. Как ни трудно, но вы должны исполнять это с любовью, потому что это – самое мудрое и лучшее. «Не думайте, чтобы Я вас не щадил; напротив, очень щажу, когда заповедую вам это. Потому что, кто щадит своего сына, тот губит его, а кто не щадит, тот бережет его, как сказал и древний мудрец: «если накажешь его» (сына твоего) «розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притч. 23:13–14). То же бывает и с воинами: если военачальник, щадя их, позволяет им всегда сидеть дома, то погубит и тех, которые остаются с ними вместе. Итак, чтобы не случилось того же с вами, вам безпрестанно должно быть готовыми к смерти. Ибо и ныне уже возгорается ужасная брань. Потому не сиди дома, но иди и сражайся; если и падешь на брани, в ту же минуту оживешь» (свт. Иоанн Златоуст). «Господь призывает нас к мученичеству, – говорит блаженный Феофилакт, – кто отрицается Христа, тот приобретает душу для настоящей жизни, т.е. спасает, но он губит ее впоследствии. А кто теперь погубит ее, но ради Христа, кто потерпит за Него мучение, тот обрящет ее в нетлении и жизни вечной». Погубить душу ради Христа – значит пресечь и умертвить в душе все страстные, греховные движения, иссушить похоть, угасить ярость, обуздать порывы собственного своеволия, своего мудрования, а для тех, кому Бог укажет, и пострадать за Христа. Само выражение «погубить душу» подразумевает, что здесь имеют место многие скорби, даже до смертного борения и подвига».
«Не говори Мне, как бы сказал Господь, что избежавший величайших опасностей, спас душу свою, но представь, что душе его покорена вся вселенная: что ему будет пользы от того, когда душа его гибнет?» (свт. Иоанн Златоуст). Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, все его сокровища, все почести и удовольствия, а душе своей повредит? сделает ее неспособной к вечноблаженной жизни и через это подвергнет ее вечной смерти – мучению во аде, в удалении от Бога? «Скажи Мне, если ты видишь, что рабы твои во всем довольстве, а сам ты в крайней беде, какая тебе польза от того, что ты господин? Так же суди и о душе: когда плоть наслаждается и богатеет, тогда душа ожидает будущей гибели» (свт. Иоанн Златоуст). Или какой выкуп даст человек за богоподобную душу свою (в будущей жизни)? «Если ты потеряешь деньги, можешь дать другие; то же можно сказать о доме, рабах и о всяком другом имуществе. А потеряв душу, не сможешь дать другой души. Хотя бы ты владел и целым миром, хотя бы ты был царем вселенной, и всю вселенную мог отдать, но и на всю вселенную не купишь ни одной души. Да и что удивительного, если это случается с душой? То же бывает и с телом. Хотя бы ты надел на себя тысячи венцов, но если у тебя тело по природе больное и неизлечимо страждет, то не можешь помочь этому, хотя бы ты отдал целое царство. Так же суди и о душе, да о душе еще больше приложи старание. Ибо всего главнее в нас душа. Если тело тучнеет, а душа истаевает, то в этом тебе нет никакой пользы. Так, если раба веселится, а госпожа гибнет, то для госпожи нет пользы от благоденствия служанки; так и для больного тела нет пользы в нарядной одежде» (свт. Иоанн Златоуст). «Цена души человеческой та же, что и цена Крови Сына Божия, – говорит святитель Димитрий Ростовский, – ибо святой апостол говорит: «…не тленным серебром или золотом искуплены вы… но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет. 1:18–19). Взвесив Кровь Сына Божия, взвесишь и цену души; оцени воплощение Сына Божия, Его чудеса, страдания, крест, смерть, – тогда оценишь и душу. Пусть всякий рассудит, в какую цену Сам Сын Божий поставил душу человеческую: выше Небес, выше Ангелов, выше престола Своего Божественного и всего Небесного Царства, ибо ради нее, оставив все то, на землю сошел, Себя ради нее не пощадил, душу Свою за нее на крест положил… И хотя человек временно умирает, однако, душа безсмертна и будет жить в безконечные веки; что же перед нею мир сей, днесь сущий, а утром погибающий?»… «После сего, какая польза будет человеку, если он не только весь мир приобретет, но, по выражению преподобного Иоанна Лествичника, и пользовать будет весь мир, а душе своей гордостью и тщеславием повредит?»
Итак, для человека нет заботы важнее спасения души. Он всегда должен помнить, что настанет день, когда Господь потребует от него отчета: как жил, сберег ли свою безсмертную душу способной к вечной жизни? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего, приидет с Ангелами Своими, как Царь со Своими Безплотными Воинствами, чтобы сотворить Суд Страшный и праведный над всеми людьми от Адама до последнего земнородного, и тогда воздаст каждому, наградит или накажет каждого по делам его. «Видишь ли, – замечает святитель Златоуст, – что Отцу и Сыну принадлежит одна слава? Слава одна, следовательно, и сущность одна. Сын единосущен Отцу». «Я всегда трепещу, слыша о Суде, – продолжает тот же святитель, – ибо я не из числа венчаемых. Думаю, что и другие также страшатся и ужасаются, ибо кого не устрашит это слово, если он придет в сознание самого себя? Кого не заставит трепетать, и кого не заставит убедиться, что вретище и самый строгий пост нужнее для нас, чем для народа Ниневийского? Нам говорят не о разрушении града, не об общей погибели, но и о муке вечной, об огне неугасимом»… Предсказание Господа о Своих страданиях и смерти, Его учение о том, что для всех истинных Его последователей необходим крест, Его угрозы Страшным Судом – все это пробуждало в слушателях тяжелые чувства, а потому человеколюбивый Господь, «желая просветить взор их и показать, насколько это для них возможно, в чем некогда будет состоять та слава, в которой Он придет, открывает им эту славу еще в настоящей жизни, чтобы они, особенно Петр, не печалились о своей смерти, равно как и о смерти Господа своего» (свт. Иоанн Златоуст). Для вас как бы так говорил Господь: трудно представить, что Я, Которого видите теперь в таком смиренном виде, приду некогда в небесном величии; но чтобы вы знали, что это несомненно будет, – Я дам некоторым из вас увидеть это величие теперь же, пока я с вами: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь (Господь разумел Петра, Иакова и Иоанна), которые не вкусят смерти, как уже увидят Меня, Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем, увидят образ Моего будущего пришествия и славы праведных. И действительно, трое из апостолов видели славу Господа в Его Преображении; все, кроме Иуды, стали свидетелями Его Воскресения; Иоанн пережил исполнение грозных пророчеств Его об Иерусалиме и видел прекращение ветхозаветных жертв и разрушение храма… А во всех этих событиях полагалось основание духовному царству Христову на развалинах обрядового закона Моисеева…
«Когда Он воссел одесную Бога Отца, когда посредством Святаго Духа действительно начал устроять из верующих одно богоучрежденное общество Своих последователей, – Церковь Свою, – говорит митрополит Филарет Московский, – царствие это из Иудеи во все страны света распространилось с такой скоростью, что при жизни апостолов простиралось уже от Индии до Испании, от Скифии до Ефиопии, и с такой силой, что победило кровью мученичества гонение кесарей; тогда, не обинуясь (уклоняясь), могли апостолы сказать Господу на Его предсказание, что воистину, еще не вкусив смерти, видели они Царствие Божие, пришедшее в силе». Но слова Господа, ради пользы душевной, можно объяснять и в духовном смысле. «Царствие Божие внутрь вас есть», – говорит Он в другое время (Лк. 17:21). По изъяснению апостола Павла, оно есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Где Господь со Своей благодатью, там и правда, и мир, и радость о Господе, там и рай, и Царство Небесное. И Господь Сам сказал: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Чтобы не затворились перед тобой двери Царства Небесного в будущей жизни, позаботься, чтобы это Царство Божие заранее сошло в твое сердце, чтобы, когда настанет для тебя час исхода из этой жизни, тебе иметь уже в своем сердце верный залог и как бы начаток будущего блаженства в таинственном общении с Господом в Его благодатном приближении к твоему сердцу. Правда, «не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17:20); не следует усиленно искать благодатных утешений, которых мы никогда не должны считать себя достойными, но все же Господь обещает Своим последователям: «Придите ко Мне… и Я успокою вас» (Мф. 11:28)… Хочешь ли ощутить чувством сердца этот внутренний покой с Господом? Помни, что только «чистые сердцем Бога узрят»: значит, трудись для очищения своего сердца от всего, что может осквернить его; соблюдай заповеди Христовы, с радостью неси крест, какой Бог пошлет, и больше всего старайся стяжать детское смирение, детскую простоту и незлобие, детскую преданность воле Божией, по слову Христову: «если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Будь верным сыном матери своей Церкви, и ты еще на земле сердцем познаешь, что есть Царствие Божие, ощутишь силу его, внидешь во врата его… «В ком прежде смерти нет Царствия Божия, пришедшего в силе, – говорит святитель Филарет Московский, – тот после смерти не придет в Царствие Божие, пребывающее в славе».
Евфимий Зигабен (†1118)
приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его
Показал, что имеет одну и ту же славу с Отцом: во славе, говорит, Отца Своего. Если же имеет одну и ту же славу, то, конечно, одно и то же и существо, и власть, и Божество. Имеющие одну и ту же славу имеют и все остальное одно и то же.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
Приидет Сын Человеческий (см. прим. к Мф.8:20) во славе Отца Своего: придет, окруженный тем же величием, тою же славою, какою окружен сам Бог, придет в сонме святых духов, своих служителей.
Воздаст каждому: наградит или накажет, смотря по делам, – за добродетели наградит, за злые дела накажет. Добродетель истинная может быть только при вере, следовательно, под делами награждаемыми разумеется и вера, а корень злых дел, за которыми последует наказание, – неверие. Речь идет по преимуществу о последнем страшном суде Христовом, хотя суд на добрых и злых начинается еще в сей жизни с открытием царства Мессии на земле (ст. Мф.16:28, ср. Ин.3:17-19).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его
(Мк. 8:38; Лк. 9:26 — с добавлениями о том, что “кто постыдится” и проч., чего у Матфея нет). Связь между этим стихом и предыдущим недостаточно ясна. Ее нужно отыскивать в 24 стихе, ставя с ним в ближайшее отношение ст. 27, а промежуточные стихи 25 и 26 считать вставочным объяснением ст. 24. Таким образом, ход мыслей таков: от Сына Человеческого получается спасение, спасается только тот, кто следует за Ним, отрекаясь от самого себя (24). Такое самоотречение необходимо, потому что кто не отречется от самого себя, тот может погубить душу свою и ничем не будет в состоянии ее выкупить (25, 26). Сын Человеческий будет Судьею человека при втором Своем пришествии, во время которого будет обнаружено, кто следовал и не следовал за ним, кто отрекался от самого себя ради Него и кто не отрекался. Тогда Он воздаст каждому по делам его. Так как слова “кто постыдится” и проч. (Мк. 8:38; Лк. 9:26), определяющие и выражающие связь ближе и конкретнее, уже приведены были Матфеем раньше (10:33), то он их теперь не повторяет, но добавляет опущенное другими евангелистами выражение: “и тогда воздаст каждому по делам его.” Подобные же выражения встречаются в Иов. 34:11; Пс. 61:13; Притч. 24:12; Иер. 32:19; Иез. 33:20.
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его
Здесь Спаситель говорит, что если нет у человека ничего дороже души (ст. 26), то он должен заботиться о спасении ее более всего и должен помнить, что настанет такое время, когда Господь потребует от него отчета: как он жил, сберег ли свою душу для вечной жизни? И, смотря по жизни, наградит или накажет его. Сын человеческий, т. е. Он, Христос, Спаситель и Судия мира (чит. 20 ст. 8 гл. 30 ст. 25 гл.). Во славе Отца Своего, со ангелы Своими, т. е. придет на всемирный суд, окруженный тем же величием и славою, какие имеет Сам Бог Отец, придет, окруженный, как царь, своим бесплотным воинством (25, 30). «Я всегда трепещу, слыша о суде. Думаю, что и другие также страшатся и ужасаются: ибо кого не устрашит сие слово, если он придет в сознание самого себя?» — замечает при этом святитель Димитрий Ростовский. И воздаст комуждо по делом его, т. е. за добрые дела наградит, а за худые накажет. Под делами, конечно, здесь разумеется и вера, и неверие, как корень добрых и злых дел.
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О молитве за умерших.
Сам человек по смерти никакого выкупа за себя не даст, но его могут выкупить добрые дела, соделанные при жизни: Мф.25:34-36; а после смерти на суде Божием (Евр.9:27) могут выкупить молитвы близких людей: 2Мак.12:43-45; Тов.4:17; тем более, что Бог не есть Бог мертвых: Мф.22:32, у Него все живы: Лк.20:38; и что для Него все возможно: Мф.19:26. Вся суть в том, что если вы любите своего умершего близкого, то постарайтесь, чтобы полюбил вас Бог за добрые дела; раз вас полюбит Бог, то исполнит и вашу просьбу о ближнем: Ин.9:31.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: «мы, как избранные Отцом из погибшего рода человеческого, неизменно определены к вечной жизни, и имена наши написаны на небесах, и не можем быть вырваны из рук Христовых» (Рим.8:28-39,11:4-5; Деян.13:48; Еф.1:4; Мф.25:34; 1Кор.1:26-28; 2Фес.2:13). (1)
Ответ:
Лжеучение сектантов о безусловном Божием предопределении, независимом от нравственного состояния предопределяемых и их личной свободы, не имеет оснований в Священном Писании. Для уразумения истинного смысла, как указанных мест Священного Писания, так и других, к данному вопросу относящихся, нужно помнить, что выражения «избрал», – «призвал», – «уготованный» (уготовал), «предопределил» употребляются не в одинаковом значении. Иногда ими обозначается избрание к славе, предопределение в собственном смысле, основанное на предведении нравственного достоинства предопределяемых (Мф.25:34,41; Рим.8:28-29; Деян.13:48), иногда – избрание или призвание в царство благодати, Церковь Христову, ко спасению во Христе (Рим.9:24,11:4-5; 1Кор.1:26-28; Еф.1:4-5; 2Фес.2:13; 2Тим.1:9; Ин.15:16 и др.). «3ваным становится человек», – объясняет (Рим.8:28-30) блаженный Феофилакт, – «по предуведению», т.е. по собственному его (человеческому) произволению.(2) Ибо одного звания недостаточно (потому что в таком случае все спаслись бы, так как все призваны), а нужно еще про изволение. «Ибо кого Он предузнал... Α кого Он предопределил, тех и призвал» (Рим.8:29-30). Бог наперед знает достойных звания, потом предопределяет. Итак, сначала предведение, потом предопределение. Под предопределением же разумей неизменную благую волю Бога... О ком Он наперед знает, что достойны звания, тех делает подобными образу Сына Своего. Чем был Единородный по естеству, тем они стали по благодати, сделавшись и сами сынами Божиими... «А кого призвал, тех и оправдал», освободив от грехов и соделав праведными через баню возрождения. «А кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:30), удостоив их усыновления и дав им прочие дары».(3) – «В ком предузнал твердое изволение, тех изначала предуставил («предопределил» –Рим.8:29)», – замечает блаженный Феодорит, – «а предуставив «призвал»; потом призвав оправдал крещением; оправдав же «прославил», наименовав сынами и даровав им благодать Всесвятого Духа. Но никто да не утверждает, что причина сего – предведение; потому что не предведение соделало их таковыми, но Бог издалека предусмотрел будущее, как Бог..,(4) а не доводит до необходимости одного преуспевать в добродетели, другого же делать зло. Ибо, если бы Сам принуждал к тому и другому, то несправедливо было бы одного провозглашать победителем и увенчивать, а другому определять наказание. Α если Бог справедлив, как и действительно справедлив, то побуждает к доброму и запрещает противное тому, хвалит делателей добра, и наказывает по воле Своей возлюбивших порок».(5) В стихах Рим.8:38-39 апостол свидетельствует о своем глубоком убеждении, что никто и ничто не может погасить ни в нем, ни в подобных ему их любви к Богу за Его любовь, явленную во Христе Иисусе (Рим.8:34-37). «Выразился же так апостол» (Рим.8:38-39), – говорит святой Иоанн Златоуст, – «не потому, что ангелы или другие небесные силы действительно отвлекали его от Христа, нет; но из желания представить в высшей степени ту любовь, какую имел он ко Христу. Он любил Христа не ради чего-то, принадлежащего Христу, но ради самого Христа, к Нему устремлял взор свой и одного страшился – отпасть от этой любви».(6)
Сектанты хотят в словах апостола (Рим.8:38-39) видеть ту мысль, будто бы их (как избранных Отцом) так Бог любит, что никто и ничто (даже их греховное состояние) не может лишить их Божеской любви, поэтому они «не могут быть вырваны из рук Христовых» и покойны за будущую свою участь. Бог, несомненно, любит человека (Ин.3:16; Рим.5:8 и др.), зовет ко спасению, дарует все потребное ему для жизни и благочестия (2Пет.1:3 и др.), но если он остается нечестивым и порочным, «запутывается и побеждается сквернами мира» (2Пет.2:20), то сам лишает себя Божеской любви и подвергается праведному суду Божиему. Званым, но не ответившим любовью на любовь Божию, оказавшимся недостойными по своему нравственному состоянию Он скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф.25:41). Бог – не только любовь, но и правда (Пс.84:11,7:12,10:7,144:17; Мф.16:27; Рим.2:6,11 и др.). Отпадение сектантов от Церкви Христовой, хуления ее, их гордость, самомнение, вражда и злоба к православным свидетельствуют, что они сами себя отлучили от любви Божией и, как «удаляющие себя от Него, погибнут» (Пс.72:27).
_____________________________________
1 - Вероучение русских евангельских христиан – баптистов. Член. 5. 1906 г., стр. 5.
2 - По слав. читается (Рим.8:28): «сущим по предуведению званым», в рус. перев.: «призванным по (Его) изволению»; в греч. тексте читаем: τοῖς κατὰ πρόθεσιν κλητοῖς οὖσιν; πρόθεσιν от πρόθεσις, намерение, решение, воля, умысел, наклонность. Чье разумеется изволение (произволение, воля)? Русск. перев. разумеет изволение Бога (Его), блаженный Феофилакт – изволение человека. Но так как Бог призывает ко спасению по Своему изволению, а люди становятся призванными по своему решению, то изволение разумеется (апостолом) Бога и человека.
3 - Толкование на Послание к Римлянам 1906 г., стр. 82
4 - Ориген, ограждая учение апостола Павла о предопределении (Рим.8:28-31) от превратных толкований, выражается так: не потому происходит что-либо, что Бог это предвидит, но «потому Он и предвидит, что должно это произойти в силу собственного стремления (воли) совершающего». Катанский А. Учение о благодати Божией…1902 г стр. 134-135.
5 - Творения. Часть 7. Толкование на Послание к Римлянам 1861 г., стр. 94-95.
6 - Творения. Том. 9. Бесед. 15 на Толкование на Послание к Римлянам 1903 г., стр. 686.
Олег Стеняев, протоиерей
ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
Эти слова свидетельствует о необратимости Божественного возмездия, которого никто не сможет избежать, и здесь нам надо с новой силой осознать, что единственная ценность земной жизни и заключается в том, что примириться с Богом мы можем только здесь и пока мы живы.
Священномученик Климент, папа Римский, пишет: «итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд, и он в руках его искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: так и мы, пока еще живем в мире этом, должны покаяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедоваться или покаяться»; святой Киприан Карфагенский учил: «позаботьтесь, пока можно, о своей безопасности и жизни… Убеждаем вас, пока есть еще возможность, пока остается еще несколько века, – принести удовлетворение Богу… Когда настанет исход отсюда, не будет уже никакого места покаянию, никакого действительного удовлетворения. Здесь жизнь теряется или сберегается. Здесь обеспечивается вечное спасение почитанием Бога и делами веры. И пусть никого не задерживают на пути ко спасению грехи или лета. Для того, кто живет еще в этом мире, никакое покаяние не поздно. Вход к снисхождению Божию открыт, и ищущим и разумеющим истину доступ удобен. Молись о грехах хотя бы то при конце и исходе временной жизни… верующему Божественная любовь оказывает спасительное снисхождение, и в самой смерти совершается переход к бессмертию».
Итак, как мы часто с вами рассуждаем: в этой жизни единственное, что мы можем спасти, это только нашу бессмертную душу; ибо если мы ее не спасем в этой жизни, то мы ее нигде не спасем. И парадокс заключается в том, что в этой земной жизни мы более заботимся о теле, о котором мы точно знаем, что здесь мы его не спасем, оно точно погибнет, точно умрет. Тело будет спасено для вечности только в день его (тела) воскресения из мертвых; но будет ли это воскресение в Вечную жизнь или вечную смерть, решается только в этой, теперешней жизни. Сказано: «…во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2). «Теперь» – значит, что потом или завтра, может быть уже и поздно, ибо теперь мы есть и можем обратиться к Богу, но где окажемся через мгновение, и есть ли у нас это «завтра»? Я почти уверен, что сегодня среди нас, есть и такие, которые не доживут до завтра, потому что время покаяния для кого-то завершено и суды начинаются. Может быть, этот кто-то – я или ты, брат, или сестра…
Евфимий Зигабен пишет: «Если весь мир не может сравняться по своей цене с разумною душою, то какой же выкуп можно дать, чтобы исторгнуть ее от вечного наказания? Конечно, никакого. Потому должно, оставив все, заботиться только о ней одной, вред которой причиняет смерть и за потерю которой нельзя дать выкупа».
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Доказательство
1. Мздовоздаяния (мзда̀) без делания и трудов не бывает, и без этого оно не дается.
2. Жизнь вечная есть мздовоздаяние (мзда̀).
3. Поэтому жизнь вечная без делания и трудов не дается.
Первое изречение уясняется так. Есть некоторые вещи, имеющие такое соединение между собой, что одна без другой быть не может. Например: отец и сын, господин и раб, делание и воздаяние. Отец, поскольку он отец, совершенно не может быть отцом, если не имеет или не имел сына. И, с другой стороны, сын, поскольку он сын, совершенно не может быть сыном, если не имеет или не имел отца. Так же и господин поскольку он господин не может быть господином, если не имеет раба. И, с другой стороны, так же – раб. То же подобает сказать и о воздаянии. Мздовоздаяние, поскольку оно мздовоздаяние, не может и назваться мздовоздаянием без делания, без трудов, без заслуг. Ибо если будет без делания, уже не будет мздовоздаянием (наградой, платой – Примеч.), но будет или долгом, или даром, или благодатью, или милостыней. Мздовоздаяние же, поскольку оно мздовоздаяние, непременно требует делания, трудов и заслуг.
Второе изречение: жизнь вечная есть мздовоздаяние (награда, плата, воздаяние, возмездие – Примеч.). Это ясно из Священного Писания. Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда (мзда̀) твоя [будет] весьма велика (Быт.15,1). Но вы укрепитесь, и пусть не ослабевают руки ваши, потому что есть возмездие (мзда̀) за дела ваши (2Пар.15,7). А праведники живут вовеки; награда (мзда̀) их – в Господе (Прем.5:15). Вот Бог ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда (мзда̀) Его с Ним (Ис.40,9-10). Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда (мзда̀) на небесах (Мф.5,12). За что же награда? Выше Христос объясняет: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, – и сразу добавляет: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда (Мф.5,11-12). И выше: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5,10). Позови работников и отдай им плату (Мф.20,8). Какая же плата? Пенязь или динарий, который святые отцы толкуют как жизнь вечную, по общему всех разумению. Обрати внимание, что плата в виде жизни вечной дается делателям. каждый получит свою награду (мзду) по своему труду (1Кор.3,8). И ниже: У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду (мзду) (1Кор.3,14). Время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего (Откр.11,18). Се, гряду скоро, и возмездие (мзда̀) Мое со Мною (Откр.22,12).
Вот видите, противники, что жизнь вечная в Священном Писании называется наградой (мздо́ю), потому что награда дается именно за труды, делание и заслуги, как благодать дается даром. Отсюда следует, что труды, заслуги и добрые дела необходимы для спасения.
Подтверждение. Награда Небесная дается не просто за добрые дела, но и по мере дел, то есть за большие и прекраснейшие дела – большее и прекраснейшее воздаяние. Это ясно из Священного Писания: что сила – у Бога, и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздашь каждому по делам его (Пс.61,12-13). Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16,27). Ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк.6:38). Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (Рим.2,5-6). Каждый получит свою награду по своему труду (1Кор.3,8). Что посеет человек, то и пожнет (Гал.6:7). Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр.22,12).
Из этих слов Писания ясно, что Господь Бог воздает Небесную награду по мере дел и взирает не только на Свою благость, на Свои щедроты, на Свое милостивое обетование, но и на достоинство дел. Но если это так, то кто дерзнет сказать, что добрые дела, на которые взирает праведный мздовоздаятель Бог и воздает каждому по мере их, не приносят пользы для спасения?
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
(Мф.16:24-28, Мк.8:34-38, Лк.9:23-27)
Евангелисты Марк и Лука замечают, что эти наставления Иисус Христос предложил вслух всего народа. Но повод к ним дан был прекословием И. Христу учеников по поводу предсказаний Его о Своих страданиях и смерти (Мф.16:22, Мк.8:32). Здесь Иисус Христос усиливает и утверждает высказанную апостолам мысль о необходимости Своих страданий и смерти: не только Он должен пострадать и умереть, но и всякий верующий в Него должен в этом отношении идти по Его стопам. Смысл здесь данных наставлений тот же, что и в Мф.10:37-39,23.
Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских
Гладков, Б. И. (†1921)
Ст. 26-27 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его
И какая польза для человека, если он, стремясь к накоплению богатств и приобретению власти, приобретет себе хотя бы весь мир, то есть все сокровища земные, но через это погубит душу свою и обречет ее на вечные мучения в будущей жизни? Какой выкуп даст человек за душу свою, когда приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и... воздаст каждому по делам его (Мф.16,26-27)? Не спасут тогда его погибшую душу и все сокровища мира сего, на приобретение которых он положил всю свою земную жизнь.