Скрыть

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 10-11 Смотрите, чтобы не презреть одного из малых сих. Ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего, Который на небесах. Потому что Сын человеческий пришел спасти то, что погибало

Выше Он сказал, что всякое близкое отношение через руку, ногу или глаз и всякое непреодолимое побуждение (necessitas), могущее произвести соблазн, должно быть отторгнуто. Но теперь Он смягчает свой строгий приговор присоединенной вслед затем заповедью, говоря: Смотрите, чтобы не презреть одного из малых сих. Я, - говорит Он, - заповедаю строгость в такой мере, чтобы научить соединять ее с милосердием. Насколько это зависит от вас, не презирайте, но во имя вашего собственного спасения стремитесь к спасению их. Если же вы увидите, что они упорствуют во грехах и служат порокам, то лучше будет, если вы спасетесь одни, чем погибнете вместе с многими, ибо Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца. Велико достоинство душ [человеческих], если (ut) каждая из них имеет избранного для нее на хранение ангела от начала бытия своего. Поэтому мы читаем в Апокалипсисе Иоанна: Напиши это ангелу Ефеса, Фиатиры и ангелу Филадельфии и ангелам четырех остальных церквей (Откр. 1:11). Также и апостол предписывает, чтобы в церквах покрывались головы женщин ради Ангелов (1Кор. 11:10).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 10-11 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

Заповедует не унижать тех, которые считаются малыми, то есть нищих духом, но великих у Бога. Ибо они, говорит, настолько любимы Богом, что имеют ангелов своими защитниками, чтобы демоны не вредили им. Каждый из верующих, вернее и все мы, люди, имеем ангелов. Но ангелы малых и смиренных во Христе настолько близки к Богу, что постоянно созерцают лице Его, предстоя Ему. Отсюда ясно, что хотя все мы имеем ангелов, но ангелы грешников, как бы стыдясь за наше недерзновение, и сами не имеют смелости созерцать лицо Божие и даже молиться за нас; ангелы же смиренных созерцают лицо Божие, потому что имеют дерзновение. «И что говорю, - говорит Господь, - что таковые имеют ангелов? Я пришел для того, чтобы спасти погибшее и стать близким к тем, которые многими считаются ничтожными».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца моего небеснаго

Блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих

т.е. таких, которые людям кажутся малыми по своей простоте, но Богу – великими по своей добродетели. Конечно, если не должно презирать одного из них, то очевидно, что не должно и двух, и более. Затем Он представляет их достойными уважения и в другом отношении.

глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго

Отсюда видно, что люди праведные имеют Ангелов хранителей; ибо Давид говорит: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их (Пс. 33:8). А тех, которых охраняют Ангелы, имеющие пред Богом такое дерзновение, что всегда созерцают на небе Бога, – тех, конечно, не должно презирать, если не ради их собственной добродетели, то, по крайней мере, ради их хранителей. Лице Отца Моего, т.е. Отца Моего (Видят Его не так, как Он есть по Своей сущности, но насколько им возможно. Бога, – говорит, – никтоже виде нигдеже (Ин. 1:18), не только телесная тварь, но и бестелесная). Далее представляет и другую основательную причину, почему не должно их презирать.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного

10-й стих содержит “удивительно прекрасную мысль о том, что малые, как таковые, пользуются особенной защитой от Бога, которая подается им Ангелами-посредниками, видящими лицо Божие”. Поэтому попытки добавить и изменить эту мысль в том виде, что под “малыми” разумеются только “верующие во имя Мое”, или “пребывающие в церкви”, (как в ст. 6) представляются ограничениями, не соответствующими общей мысли Христа и общему тону Его речи. Мысль Его заключается в том, что ни физически, ни духовно “малые” не только не должны быть соблазняемы, но даже не следует и относиться к ним высокомерно и с презрением. Здесь весьма тонкое продолжение ответа на вопрос, кто больше в Царстве Небесном. Так как больше всех “малые”, то ошибочно умалять и унижать их.

Толкование, что Христос заимствовал эти образы из существовавшей тогда иудейской ангелологии и что слова Его имеют более или менее близкие параллели в обычаях тогдашней придворной жизни при царях (ср. 3Цар. 10:8; Есф. 1:14; Мф. 5:8), собственно, ничего не объясняют. Ближе к евангельским выражениям Тов. 12:16; Дан. 9:13, 20—21. Правильнее думать, что здесь — новое учение об Ангелах, самостоятельная мысль о них, выраженная Христом и Его апостолами в многочисленных местах Нового Завета и представляющая собственную, самобытную новозаветную “ангелологию”, хотя, может быть, и имеющую некоторое формальное сходство с ветхозаветной и иудейской ангелологией. Во всяком случае мысль, что у “малых” имеются Ангелы, которые защищают их пред Богом, не встречается еще нигде в таком именно виде, как в Новом Завете. Под “малыми” нужно ближе всего разуметь детей, которые служат образами для поучения и назидания взрослых, но затем и этих последних; этих “малых” мы должны не соблазнять, а “подражать Ангелам и их попечению о малых сих” (Бенгель). “Видеть лицо” Отца Небесного — значит находиться в особенной близости к Богу.

Толковая Библия.

Ориген

Блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго

Мне кажется, что, как среди человеческих тел есть разные по величине: одни маленькие, другие большие, третьи средние, и в свою очередь есть различия среди маленьких, которые могут быть больше или меньше, равно как среди больших и средних. Так и в душах людей есть нечто, отличающее их малость, и другое, отличающее (так сказать) величие, и одновременно третье, указывающее на среднюю величину, подобно тому как обстоит с телами. Но что касается тел, то не по вине человека, а по причинам, связанным с семенем, один мал, другой высок, третий среднего роста. А что касается душ, то это зависит от нас: дела и нрав являются причиной того, что кто-то оказывается большим, маленьким или средним; и в наших силах или преуспеть с возрастом, приобретая величие, или, не преуспев, остаться маленькими. Ибо достигшим мужа, и мужа совершенного (Еф. 4:13), по внутреннему человеку (Рим. 7:22), следует считать того, кто преодолел младенческое, возрос до мужа, упразднил младенческое и вообще достиг мужского. Так следует понимать меру духовного возраста, которую может достичь совершеннейшая душа, возвеличивая Господа, и стать великой.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного

Кто эти малые? Это христиане, какого бы возраста и пола они ни были. Малыми называются они потому, что Царствие Небесное в человеке поначалу подобно зерну горчичному, которое меньше всех семян, а когда вырастет, бывает деревом, так что птицы небесные укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31–32). Еще христиане называются братиями Христа меньшими: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40), потому что есть и большая братия Христова – все святые Ангелы на небесах. Итак, по заповеди Христовой отнюдь не должно презирать никого из меньшей Его братии, ибо старшие братия Его – Ангелы – на небесах всегда видят лице Отца Его Небесного.

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Свт. Иоанн Златоуст

Блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго

Малыми Господь называет здесь не тех, которые в самом деле малы; но тех, которых многие почитают таковыми, то есть бедных, презираемых и незнатных. Как, в самом деле, можно назвать малым того, кто дороже целого мира? Того, кто друг Богу? Спаситель называет малыми тех, которые были таковы во мнении людей. Он не говорит - многих, но - единаго, предотвращая и чрез это вред от многих соблазнов. Как удаление от злых, так и почитание добрых доставляет великую пользу; и человек внимательный двояким образом предохраняет себя от зла, - удаляясь от содружества с людьми соблазняющими, и отдавая уважение и честь мужам святым. Потом еще и другие побуждения представляет нам почитать этих мужей, говоря: яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго. Отсюда очевидно, что все святые имеют на небесах ангелов. И апостол говорит о жене, что она должна есть власть имети на главе ангел ради (1Кор. 11:10); и Моисей говорит: постави пределы языков по числу ангел Божиих (Втор. 32:8). Здесь не об ангелах только говорится, но и о высших чинах ангельских. А говоря, что они видят лице Отца Моего, не иное что означает, как великое их дерзновение и великую честь.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного

И верно сказал Господь: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф. 18:11), - чтобы показать, что никого из малых сих, верующих во Христа, не должно отвергать. Это ради них Сын Божий сошел с Небес и спас их Своим страданием. Для того Он принял тело нашей человеческой слабости, чтобы любым способом спасти того, кто погиб. Ибо элементы мира хранили закон, данный им Господом; оказалось, что только человек преступил закон, только он из бессмертия впал в смерть. И вот, чтобы спасти его, Сын Божий в надлежащее время по воле Отца Своего сошел с Неба. И неслучайно говорит Соломон: время разрушать, и время строить (Екк. 3:3). Было время, когда дьявол погубил человека; но снова настало время, когда Сын Божий, единородный Сын Божий, спас род человеческий для жизни.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Троицкие листки

Ст. 10-14 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих

Сын Божий, благоволивший быть Сыном Человеческим, так заботился о малых детях человеческих, что не просто запрещает презирать их, но и велит беречься этого презрения как беды или преступления, и следовательно заповедует пестовать их с любовью и уважением.

С любовью обнимая отрока, Он сказал Своим апостолам: смотрите, будьте осмотрительны, остерегайтесь, не презирайте ни одного из малых сих; берегитесь, чтобы такое пренебрежение не проявилось в вас даже как-нибудь нечаянно, против воли вашей; берегите малюток от соблазнов, не полагайтесь на приставников (наставников), и сами за ними наблюдайте; учите их не столько приятному, сколько полезному, не столько полезному для жизни временной, сколько для жизни вечной. Из любви к ним сдерживайте самую ласку свою, берегите эту ласку в награду им за послушание, за успехи в полезном учении (мысли Филарета, митрополита Московского). Смотрите, не презирайте, не пренебрегайте тем, в чем хотят вам помочь Ангелы хранители их: ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного и пекутся о том, чтобы из детей ваших взрастить добрых чад Церкви Моей, приготовить достойных граждан Царства Небесного. «Смотрите же: Ангелы Божии заботятся о детях ваших, как же вам оставить их без попечения? Ангелы их на Небесах и нисходят для них на землю: вы ли не захотите наклонить вашу земную гордость к их малому возрасту? Ангелы их всегда видят лице Отца Моего Небесного, насколько это возможно для сотворенных существ, и от этого блаженного созерцания обращают взор к пеленам и колыбели, а слух – к плачу или лепетанию младенца, и этого не почитают для себя низким; вам ли покажется малым делом попечение о малых сих? И кто же посылает Ангелов к младенцам человеческим? Кто, как не Сам Творец Ангелов и человеков? Подумайте же: Небо приходит в движение, чтобы сберечь жизнь или непорочность вашего младенца; а между вами нет ли таких, которые без сострадания слышат вопль младенца на коленах нищеты, которые смотрят на возрастание собственных детей так же равнодушно, как на траву, растущую в поле?» (митр. Филарет Московский). Так Господь, чтобы вдохнуть благодатное чувство человеколюбия и уважения к ребенку, отверзает перед нами духовный мир и вместо младенца и его няни показывает нам душу и ее Ангела. «Но почему же Он говорит об Ангелах только младенцев? А мы, возрастные, разве не имеем также Ангелов? Разве наши Ангелы не всегда видят лице Отца Небесного?» – «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14). Ах, трудно говорить о наших Ангелах так, как об Ангелах младенцев! Кто знает, не удаляются ли от нас эти духи света, будучи отражаемы темными делами и помышлениями нашими?.. Но Ангелы хранители младенческого сердца, еще не омраченного страстью, не растленного пороком, без препятствий обращаются между малыми сими и Отцом Небесным, – и приемлемым от Него светом ограждают их от мрачных сил, и своим общением с ними дают им то, что в детях и не знающие Ангелов признают ангельским» (митр. Филарет Московский).

«Хотя все мы, – говорит блаженный Феофилакт, – имеем Ангелов хранителей, но Ангелы грешников, как бы стыдясь за наше недерзновение, и сами не имеют дерзновения зреть лице Божие и молиться за нас; напротив, Ангелы смиренных зрят лице Божие, потому что ради них, как праведных, имеют дерзновение». – «Итак, благо человекам, которые христианским попечением о малых сих входят в участие небесного ангельского служения, охраняя их и руководя со стороны видимого мира, подобно как Ангелы охраняют их и руководят со стороны мира невидимого. Это означает дружить и с их и со своими Ангелами небесным содружеством». Впрочем, изречение Господа в высшем значении относится не к одним детям, но и ко всем младенцам веры; по объяснению Златоуста, малыми Он называет здесь всех «бедных, презираемых, незнатных», всех «нищих духом, но великих перед Богом», всех «умаливших себя до подобия дитяти». Он указывает и другое побуждение, чтобы не презирать малых сих: ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. «Единородный Сын Божий, не оставляя престола Своего Божества, сокровенно с самого неба сошел на землю, облекся как бы в странническую одежду – в естество человеческое, нарекся Сыном Человеческим, и не только странствовал по земле, но простер Свое странствование даже до ада, всюду взыскуя погибший род человеческий, чтобы спасти его. Если Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (то, что уже погибло), то можно ли последователям Его, то, что Им так чудесно спасено, по нерадению вновь предавать опасности погибнуть? Господь говорит: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40): если призрением и попечением спасли жизнь, здравие, благоденствие, чистоту сердца одному из малых сих, вы сделали это Мне: сделали Мне» (слова Филарета, митр. Московского). Чтобы нагляднее показать, как дорого в очах Божиих спасение человека заблуждающегося, Господь приводит притчу: Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? – пока не найдет ее. Оставлять овец в горах опаснее, чем в долинах и лугах; там водится много хищных животных; там и другие овцы могут скорее заблудиться; но такова любовь доброго пастыря к погибшей овце, что он, несмотря на опасность для всего стада, оставляет его в горах и идет отыскивать одну овцу. И если случится найти ее, то, возлагая ее на плечи свои, приходит домой и созывает друзей и соседей своих и говорит им: «Порадуйтесь со мной, я нашел овцу мою погибшую».

Истинно говорю вам, он (добрый сей пастырь) радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного (не хочет Отец ваш Небесный), чтобы погиб один из малых сих. Сказываю вам, что на Небеси более радости будет об одном кающемся грешнике, нежели о девяноста девяти праведных, не имеющих нужды в покаянии. «Безмерно добр Божественный Пастырь духов и душ (слова Филарета, митр. Московского); есть у Него в горах Небесных не девяносто девять, но тысячи тысяч и тьмы тем пасомых Им, водимых гласом Его светлых духов Ангельских; но Он не презирает и единой, уклонившейся от Него своеволием, блуждающей в дебрях земных бедной словесной овцы. Он с радостью Сам берет ее на плечи Свои и заботливо несет домой. Он радуется о спасении грешника и призывает к этой радости всех Ангелов Своих, ибо наша жизнь – Его радость, а наша погибель – Его печаль»… «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – как много побуждений представляет нам Господь, заставляя заботиться о низких по состоянию братиях наших? Он поставил дитя посреди и сказал: «если… не будете как дети… и кто примет одно такое дитя… тот Меня принимает»; а кто соблазнит, «тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Но и этим не удовлетворяется, а присовокупляет еще: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:4–7) и повелевает удаляться таковых, хотя бы они были для нас вместо рук и глаз. Потом и ради Ангелов, которым вверены эти меньшие наши братья, заставляет нас почитать их. И собственной волей и Своими страданиями побуждает нас к этому (ибо когда говорит: «прииде Сын Человеческий спасти погибшее», то указывает на Свой крест), и волей Отца, что и Ему неугодно, чтобы кто-либо от малых погиб, и наконец – притчей о пастыре, который ищет заблудшую овцу и радуется о ее обретении. Итак, если Бог так радуется об обретении меньшего брата, то почему же ты презираешь тех, о которых столько печется Бог, тогда как тебе должно полагать душу за единого от малых сих? Потому что он немощен и беден? Поэтому-то наипаче ты и должен делать все, чтобы спасти его. Я говорю здесь не столько об опасности телесной, сколько о душевной, которой подвергает людей диавол».

Троицкие листки. №801-1050.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible