Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Евангелие от Матфея 18:10
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного.
Святые отцы
- Хроматий Аквилейский, свт. (†406)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Троицкие листки (XIX в.)
- Журнал «Странник» (†1864)
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Гладков, Б. И. (†1921)
Хроматий Аквилейский, свт. (†406)
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного
И верно сказал Господь: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф. 18:11), - чтобы показать, что никого из малых сих, верующих во Христа, не должно отвергать. Это ради них Сын Божий сошел с Небес и спас их Своим страданием. Для того Он принял тело нашей человеческой слабости, чтобы любым способом спасти того, кто погиб. Ибо элементы мира хранили закон, данный им Господом; оказалось, что только человек преступил закон, только он из бессмертия впал в смерть. И вот, чтобы спасти его, Сын Божий в надлежащее время по воле Отца Своего сошел с Неба. И неслучайно говорит Соломон: время разрушать, и время строить (Екк. 3:3). Было время, когда дьявол погубил человека; но снова настало время, когда Сын Божий, единородный Сын Божий, спас род человеческий для жизни.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго
Малыми Господь называет здесь не тех, которые в самом деле малы; но тех, которых многие почитают таковыми, то есть бедных, презираемых и незнатных. Как, в самом деле, можно назвать малым того, кто дороже целого мира? Того, кто друг Богу? Спаситель называет малыми тех, которые были таковы во мнении людей. Он не говорит - многих, но - единаго, предотвращая и чрез это вред от многих соблазнов. Как удаление от злых, так и почитание добрых доставляет великую пользу; и человек внимательный двояким образом предохраняет себя от зла, - удаляясь от содружества с людьми соблазняющими, и отдавая уважение и честь мужам святым. Потом еще и другие побуждения представляет нам почитать этих мужей, говоря: яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго. Отсюда очевидно, что все святые имеют на небесах ангелов. И апостол говорит о жене, что она должна есть власть имети на главе ангел ради (1Кор. 11:10); и Моисей говорит: постави пределы языков по числу ангел Божиих (Втор. 32:8). Здесь не об ангелах только говорится, но и о высших чинах ангельских. А говоря, что они видят лице Отца Моего, не иное что означает, как великое их дерзновение и великую честь.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 10-11 Смотрите, чтобы не презреть одного из малых сих. Ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего, Который на небесах. Потому что Сын человеческий пришел спасти то, что погибало
Выше Он сказал, что всякое близкое отношение через руку, ногу или глаз и всякое непреодолимое побуждение (necessitas), могущее произвести соблазн, должно быть отторгнуто. Но теперь Он смягчает свой строгий приговор присоединенной вслед затем заповедью, говоря: Смотрите, чтобы не презреть одного из малых сих. Я, - говорит Он, - заповедаю строгость в такой мере, чтобы научить соединять ее с милосердием. Насколько это зависит от вас, не презирайте, но во имя вашего собственного спасения стремитесь к спасению их. Если же вы увидите, что они упорствуют во грехах и служат порокам, то лучше будет, если вы спасетесь одни, чем погибнете вместе с многими, ибо Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца. Велико достоинство душ [человеческих], если (ut) каждая из них имеет избранного для нее на хранение ангела от начала бытия своего. Поэтому мы читаем в Апокалипсисе Иоанна: Напиши это ангелу Ефеса, Фиатиры и ангелу Филадельфии и ангелам четырех остальных церквей (Откр. 1:11). Также и апостол предписывает, чтобы в церквах покрывались головы женщин ради Ангелов (1Кор. 11:10).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 10-11 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее
Заповедует не унижать тех, которые считаются малыми, то есть нищих духом, но великих у Бога. Ибо они, говорит, настолько любимы Богом, что имеют ангелов своими защитниками, чтобы демоны не вредили им. Каждый из верующих, вернее и все мы, люди, имеем ангелов. Но ангелы малых и смиренных во Христе настолько близки к Богу, что постоянно созерцают лице Его, предстоя Ему. Отсюда ясно, что хотя все мы имеем ангелов, но ангелы грешников, как бы стыдясь за наше недерзновение, и сами не имеют смелости созерцать лицо Божие и даже молиться за нас; ангелы же смиренных созерцают лицо Божие, потому что имеют дерзновение. «И что говорю, - говорит Господь, - что таковые имеют ангелов? Я пришел для того, чтобы спасти погибшее и стать близким к тем, которые многими считаются ничтожными».
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного
Кто эти малые? Это христиане, какого бы возраста и пола они ни были. Малыми называются они потому, что Царствие Небесное в человеке поначалу подобно зерну горчичному, которое меньше всех семян, а когда вырастет, бывает деревом, так что птицы небесные укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31–32). Еще христиане называются братиями Христа меньшими: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40), потому что есть и большая братия Христова – все святые Ангелы на небесах. Итак, по заповеди Христовой отнюдь не должно презирать никого из меньшей Его братии, ибо старшие братия Его – Ангелы – на небесах всегда видят лице Отца Его Небесного.
Евфимий Зигабен (†1118)
Блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца моего небеснаго
Блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих
т.е. таких, которые людям кажутся малыми по своей простоте, но Богу – великими по своей добродетели. Конечно, если не должно презирать одного из них, то очевидно, что не должно и двух, и более. Затем Он представляет их достойными уважения и в другом отношении.
глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго
Отсюда видно, что люди праведные имеют Ангелов хранителей; ибо Давид говорит: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их (Пс. 33:8). А тех, которых охраняют Ангелы, имеющие пред Богом такое дерзновение, что всегда созерцают на небе Бога, – тех, конечно, не должно презирать, если не ради их собственной добродетели, то, по крайней мере, ради их хранителей. Лице Отца Моего, т.е. Отца Моего (Видят Его не так, как Он есть по Своей сущности, но насколько им возможно. Бога, – говорит, – никтоже виде нигдеже (Ин. 1:18), не только телесная тварь, но и бестелесная). Далее представляет и другую основательную причину, почему не должно их презирать.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного
10-й стих содержит “удивительно прекрасную мысль о том, что малые, как таковые, пользуются особенной защитой от Бога, которая подается им Ангелами-посредниками, видящими лицо Божие”. Поэтому попытки добавить и изменить эту мысль в том виде, что под “малыми” разумеются только “верующие во имя Мое”, или “пребывающие в церкви”, (как в ст. 6) представляются ограничениями, не соответствующими общей мысли Христа и общему тону Его речи. Мысль Его заключается в том, что ни физически, ни духовно “малые” не только не должны быть соблазняемы, но даже не следует и относиться к ним высокомерно и с презрением. Здесь весьма тонкое продолжение ответа на вопрос, кто больше в Царстве Небесном. Так как больше всех “малые”, то ошибочно умалять и унижать их.
Толкование, что Христос заимствовал эти образы из существовавшей тогда иудейской ангелологии и что слова Его имеют более или менее близкие параллели в обычаях тогдашней придворной жизни при царях (ср. 3Цар. 10:8; Есф. 1:14; Мф. 5:8), собственно, ничего не объясняют. Ближе к евангельским выражениям Тов. 12:16; Дан. 9:13, 20—21. Правильнее думать, что здесь — новое учение об Ангелах, самостоятельная мысль о них, выраженная Христом и Его апостолами в многочисленных местах Нового Завета и представляющая собственную, самобытную новозаветную “ангелологию”, хотя, может быть, и имеющую некоторое формальное сходство с ветхозаветной и иудейской ангелологией. Во всяком случае мысль, что у “малых” имеются Ангелы, которые защищают их пред Богом, не встречается еще нигде в таком именно виде, как в Новом Завете. Под “малыми” нужно ближе всего разуметь детей, которые служат образами для поучения и назидания взрослых, но затем и этих последних; этих “малых” мы должны не соблазнять, а “подражать Ангелам и их попечению о малых сих” (Бенгель). “Видеть лицо” Отца Небесного — значит находиться в особенной близости к Богу.
Троицкие листки (XIX в.)
Ст. 10-14 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих
Сын Божий, благоволивший быть Сыном Человеческим, так заботился о малых детях человеческих, что не просто запрещает презирать их, но и велит беречься этого презрения как беды или преступления, и следовательно заповедует пестовать их с любовью и уважением.
С любовью обнимая отрока, Он сказал Своим апостолам: смотрите, будьте осмотрительны, остерегайтесь, не презирайте ни одного из малых сих; берегитесь, чтобы такое пренебрежение не проявилось в вас даже как-нибудь нечаянно, против воли вашей; берегите малюток от соблазнов, не полагайтесь на приставников (наставников), и сами за ними наблюдайте; учите их не столько приятному, сколько полезному, не столько полезному для жизни временной, сколько для жизни вечной. Из любви к ним сдерживайте самую ласку свою, берегите эту ласку в награду им за послушание, за успехи в полезном учении (мысли Филарета, митрополита Московского). Смотрите, не презирайте, не пренебрегайте тем, в чем хотят вам помочь Ангелы хранители их: ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного и пекутся о том, чтобы из детей ваших взрастить добрых чад Церкви Моей, приготовить достойных граждан Царства Небесного. «Смотрите же: Ангелы Божии заботятся о детях ваших, как же вам оставить их без попечения? Ангелы их на Небесах и нисходят для них на землю: вы ли не захотите наклонить вашу земную гордость к их малому возрасту? Ангелы их всегда видят лице Отца Моего Небесного, насколько это возможно для сотворенных существ, и от этого блаженного созерцания обращают взор к пеленам и колыбели, а слух – к плачу или лепетанию младенца, и этого не почитают для себя низким; вам ли покажется малым делом попечение о малых сих? И кто же посылает Ангелов к младенцам человеческим? Кто, как не Сам Творец Ангелов и человеков? Подумайте же: Небо приходит в движение, чтобы сберечь жизнь или непорочность вашего младенца; а между вами нет ли таких, которые без сострадания слышат вопль младенца на коленах нищеты, которые смотрят на возрастание собственных детей так же равнодушно, как на траву, растущую в поле?» (митр. Филарет Московский). Так Господь, чтобы вдохнуть благодатное чувство человеколюбия и уважения к ребенку, отверзает перед нами духовный мир и вместо младенца и его няни показывает нам душу и ее Ангела. «Но почему же Он говорит об Ангелах только младенцев? А мы, возрастные, разве не имеем также Ангелов? Разве наши Ангелы не всегда видят лице Отца Небесного?» – «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14). Ах, трудно говорить о наших Ангелах так, как об Ангелах младенцев! Кто знает, не удаляются ли от нас эти духи света, будучи отражаемы темными делами и помышлениями нашими?.. Но Ангелы хранители младенческого сердца, еще не омраченного страстью, не растленного пороком, без препятствий обращаются между малыми сими и Отцом Небесным, – и приемлемым от Него светом ограждают их от мрачных сил, и своим общением с ними дают им то, что в детях и не знающие Ангелов признают ангельским» (митр. Филарет Московский).
«Хотя все мы, – говорит блаженный Феофилакт, – имеем Ангелов хранителей, но Ангелы грешников, как бы стыдясь за наше недерзновение, и сами не имеют дерзновения зреть лице Божие и молиться за нас; напротив, Ангелы смиренных зрят лице Божие, потому что ради них, как праведных, имеют дерзновение». – «Итак, благо человекам, которые христианским попечением о малых сих входят в участие небесного ангельского служения, охраняя их и руководя со стороны видимого мира, подобно как Ангелы охраняют их и руководят со стороны мира невидимого. Это означает дружить и с их и со своими Ангелами небесным содружеством». Впрочем, изречение Господа в высшем значении относится не к одним детям, но и ко всем младенцам веры; по объяснению Златоуста, малыми Он называет здесь всех «бедных, презираемых, незнатных», всех «нищих духом, но великих перед Богом», всех «умаливших себя до подобия дитяти». Он указывает и другое побуждение, чтобы не презирать малых сих: ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. «Единородный Сын Божий, не оставляя престола Своего Божества, сокровенно с самого неба сошел на землю, облекся как бы в странническую одежду – в естество человеческое, нарекся Сыном Человеческим, и не только странствовал по земле, но простер Свое странствование даже до ада, всюду взыскуя погибший род человеческий, чтобы спасти его. Если Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (то, что уже погибло), то можно ли последователям Его, то, что Им так чудесно спасено, по нерадению вновь предавать опасности погибнуть? Господь говорит: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40): если призрением и попечением спасли жизнь, здравие, благоденствие, чистоту сердца одному из малых сих, вы сделали это Мне: сделали Мне» (слова Филарета, митр. Московского). Чтобы нагляднее показать, как дорого в очах Божиих спасение человека заблуждающегося, Господь приводит притчу: Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? – пока не найдет ее. Оставлять овец в горах опаснее, чем в долинах и лугах; там водится много хищных животных; там и другие овцы могут скорее заблудиться; но такова любовь доброго пастыря к погибшей овце, что он, несмотря на опасность для всего стада, оставляет его в горах и идет отыскивать одну овцу. И если случится найти ее, то, возлагая ее на плечи свои, приходит домой и созывает друзей и соседей своих и говорит им: «Порадуйтесь со мной, я нашел овцу мою погибшую».
Истинно говорю вам, он (добрый сей пастырь) радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного (не хочет Отец ваш Небесный), чтобы погиб один из малых сих. Сказываю вам, что на Небеси более радости будет об одном кающемся грешнике, нежели о девяноста девяти праведных, не имеющих нужды в покаянии. «Безмерно добр Божественный Пастырь духов и душ (слова Филарета, митр. Московского); есть у Него в горах Небесных не девяносто девять, но тысячи тысяч и тьмы тем пасомых Им, водимых гласом Его светлых духов Ангельских; но Он не презирает и единой, уклонившейся от Него своеволием, блуждающей в дебрях земных бедной словесной овцы. Он с радостью Сам берет ее на плечи Свои и заботливо несет домой. Он радуется о спасении грешника и призывает к этой радости всех Ангелов Своих, ибо наша жизнь – Его радость, а наша погибель – Его печаль»… «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – как много побуждений представляет нам Господь, заставляя заботиться о низких по состоянию братиях наших? Он поставил дитя посреди и сказал: «если… не будете как дети… и кто примет одно такое дитя… тот Меня принимает»; а кто соблазнит, «тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Но и этим не удовлетворяется, а присовокупляет еще: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:4–7) и повелевает удаляться таковых, хотя бы они были для нас вместо рук и глаз. Потом и ради Ангелов, которым вверены эти меньшие наши братья, заставляет нас почитать их. И собственной волей и Своими страданиями побуждает нас к этому (ибо когда говорит: «прииде Сын Человеческий спасти погибшее», то указывает на Свой крест), и волей Отца, что и Ему неугодно, чтобы кто-либо от малых погиб, и наконец – притчей о пастыре, который ищет заблудшую овцу и радуется о ее обретении. Итак, если Бог так радуется об обретении меньшего брата, то почему же ты презираешь тех, о которых столько печется Бог, тогда как тебе должно полагать душу за единого от малых сих? Потому что он немощен и беден? Поэтому-то наипаче ты и должен делать все, чтобы спасти его. Я говорю здесь не столько об опасности телесной, сколько о душевной, которой подвергает людей диавол».
Журнал «Странник» (†1864)
В притчах о пастыре изображается неизреченная любовь Божия к людям, и внушается верующим взаимная любовь и покорность доброму их пастырю. Кто разумеется под именем доброго пастыря? – Иисус Христос.
А под именем овец? – Все члены Церкви Христовой.
Что означает погибшая овца? – Падший род человеческий, для спасения которого пришел Господь на землю, оставив бесчисленное множество святых Ангелов.
В притче говорится, что пастырь, нашедши заблудшую овцу, взял ее на плечи, и радовался: что это значит? – Это значит, что Иисус Христос, Сын Божий, взял на Себя естество человеческое, и принес Себя в жертву за грехи всего мира, чтобы спасти человека, – и это спасение человека доставило и доставляет радость не только Ему, но и всем небожителям.
А пасение стада добрым пастырем что означает? – Означает то, что добрый пастырь, Иисус Христос, невидимо управляет верующими, при видимом управлении пастырей Церкви, законно избранных и поставленных на свое служение Духом Святым.
Кто воры и разбойники? – Это лжепророки и лжеучители.
Как они входят во двор овчий? – Они перелезают через стену.
Что же это значит? – Это значит то, что лжеучители незаконным образом принимают на себя звание учительства, и учат не тому, чему учат истинные, законные пастыри Церкви.
Кого изображает волк? – Сатану и его служителей, которые стараются обольщать верующих.
Что делают наемники когда представляется какая-нибудь опасность? – Они со страхом бегут, и оставляют свое стадо на расхищение.
Что означают слова доброго пастыря: жизнь Мою полагаю за овец? – То, что Иисус Христос пострадал и умер за нас на кресте.
Что значат слова: будет одно стадо и один пастырь? – Они значат то, что некогда соединятся в одно люди всех вообще вероисповеданий, стран и племен.
Чему это нас учит? – Учит тому, чтобы мы любили не только тех, которые исповедуют одну с нами веру, но и разноверцев, – чтобы молились Богу о присоединении их к православной Церкви, и сами содействовали тому, сколько от нас это зависит; учит наконец тому, чтобы мы во всем были послушны доброму пастырю.
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
Речь о не соблазнении младенцев веры у еванг. Марка стихами Мк.9:49-50 представляется законченною. Но еванг. Матфей в указанных стихах представляет ее продолжение. Иисус Христос как бы возобновляет ее, обращаясь теперь к меньшему, нежели положительное соблазнение, греху против младенцев веры к презрению их. Устраняя такое отношение апостолов к меньшим по вере братьям, Иисус Христос показывает, как дороги они для Бога: 1) Господь вручил попечение о них таким великим существам, каковы Ангелы, которые всегда видят лице Отца небесного, и 2) Он послал Сына Своего единородного для их спасения. Притча об овце заблудшей служит к раскрытию этой мысли о цели пришествия Сына Божия на землю взыскать и спасти погибшее. А ст. Мф.18:14 представляет вывод из этой притчи или ее приложение к предмету речи.
Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
Не презирайте: почти то же, что не соблазняйте (Мф.18:6), т.е. не считайте их настолько ничтожными, чтобы соблазнить их ничего не значило; не презирайте их, соблазняя ко греху, как таких ничтожных людей, за соблазн которых будто ничего вам и не будет.
– Малых сих: ни одного из тех, которые стали как бы малыми детьми, ставши членами царствия Божия, – ни единого из истинных христиан («малыми Господь называет здесь не тех, которые в самом деле малы, но тех, кои от многих почитаются таковыми, т.е. бедных, презираемых и незнатных. Ибо как можно назвать малым того, кто дороже целого мира, кто друг Богу?» 3лат., ср. Феофил.) – тех кои сами умалили себя до подобия дитяти, ради царствия Божия.
– Ангелы их на небесах и пр.: причина, по которой не должно презирать никого из ближних наших, членов церкви Христовой. Причина сия в особенном о них попечении Божием, по которому Бог дарует каждому из них особого ангела-хранителя, Который заботится о их спасении (Евр.1:14; Деян.12:15. ср. Тов.5), будучи в то же время в ближайшем общении с Богом в духовной области небес. Если же Бог так печется о сих малых братьях наших, что дарует им в услужение высших духов Своих; если духи чистые не считают для себя низким служить их спасению: то люди ли вправе презирать сих малых?
– Всегда видят лице и пр.: находятся в ближайшем общении с Богом. Образ речи взят от того, что быть доступным к царю настолько, чтобы постоянно видеть его, есть знак особенной царской милости, близости и доверия, почему особенно близкие к царю люди и назывались у евреев видящими лицо царя (4Цар.25:19. ср. 3Цар.10:8; Тов.12:15; Есф.1:14. ср. Лк.1:19). Итак, говорит Спаситель, не презирайте христиан самых малых, самых уничиженных и бедных, ибо им служат существа высшие и благороднейшие, которые находятся постоянно в близости и особенной милости Царя небесного.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Дети, которых презирать запрещает здесь Господь, имеют, по Его словам, своих ангелов, т.е. ангелов, приставленных к ним для охраны и заступления, при том столь близких к Богу, что они постоянно «видят лицо Его». Опасно презирать тех, которые имеют таких могущественных хранителей. Но не менее опасно, с детства находясь под покровительством ангела, не хотеть звать его, не чтить его и не входить с ним в молитвенное общение.
Примечания к Евангелию в обличение штундистов и подобных им сектантов
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Об Ангелах хранителях.
Из этого места Писания видно, что ангелы-хранители существуют у людей, а из других видно, что они посылаются на служение тем, кто хочет наследовать спасение:
Евр.1:14; Деян.12:15; Тов.5:4-5; благочестивые люди кланялись Ангелам до земли: Нав.5:14; 1Пар.21:16.
Олег Стеняев, протоиерей
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
Слова «говорю вам» носят эмфатический характер, то есть подчеркивают важность того, о чем будет сказано далее.
«Малые сии» – это простые верующие в Господа Иисуса Христа, это и просто бедняки, это и малые в познании Святого Евангелия, и даже обычные дети.
Блаженный Феофилакт пишет: «Каждый из верующих, вернее и все мы, люди, имеем Ангелов. Но Ангелы малых и смиренных во Христе настолько близки к Богу, что постоянно созерцают лице Его, предстоя Ему. Отсюда ясно, что хотя все мы имеем Ангелов, но Ангелы грешников, как бы стыдясь за наше не дерзновение, и сами не имеют смелости созерцать лице Божие и даже молиться за нас». То есть Ангелов имеют все верующие, но только смиренные верующие имеют дерзновение перед Богом в своих Ангелах, а Ангелы нерадивых верующих стыдятся их перед Богом и не могут с такой же силою ходатайствовать за них. Когда мы грешим, то Ангел Хранитель со слезами отходит от нас, мы отгоняем его от себя смрадом своих грехов; бесы, напротив, как мухи летят на навоз, на гниль, окружают нас в момент греха и радуются о нашем падении. Причем грех приносит осквернение и тем людям, с которыми мы общаемся, соприкасаемся в этой жизни. Он буквально разрывает чистоту духовного пространства и оскверняет всё и вся. То есть если мы в состоянии нераскаянного греха, то мы представляем угрозу, духовную угрозу для окружающих, даже в быту. Сказано в Новом Завете, что надо гнушаться «…даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд.1:23), – то есть плотью нераскаянного грешника. Но если грешник раскается и проявит смирение, то он может оказаться источником благословения для окружающих. Например: апостолы настолько очистили свои души, что даже опосредованное соприкосновение с ними приносило людям благословение. Сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:11-12).
Итак, одежда грешного оскверняет, а «платки и опоясания с тела» раскаявшегося человека, каким был апостол Павел – бывший гонитель Церкви, – приносят благословение.
Посему блаженны в глазах Бога и Ангелов те, кто почитает себя именно малыми, грешными и недостойными, то есть проявляют дух раскаяния, самоуничижения, смирения. Смиряясь, мы делаем своими друзьями Ангелов, а покровителем – Самого Бога.
Словами «не презирайте ни одного из малых сих» Господь научает нас почитать таковых и учиться у них, ибо противоположность презрения – есть благоговейное почитание.
А так как под малыми следует почитать и детей, и нищих, и смиренных верующих, то и получается, что кто презрительно относится к любой из названных групп, тот грешит жестокостью и бессердечием. Евфимий Зигабен пишет, как бы от лица Сына Божия: «Пришел Я, говорит (Христос. – О.С.), в мир, или вочеловечился, чтобы спасти тех, которые погибли прежде. И если Я так заботился, то каким образом вы будете презирать их? Затем предлагает и притчу, которая показывает величие Его любви». То есть по Зигабену малые сии – это и нераскаянные грешники, которые, как неразумные дети, совершают те или иные поступки, не отдавая себе отчета. Итак, нельзя презирать и грешных, но, напротив, проявить заботу об их обращении.
Гладков, Б. И. (†1921)
«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих. Как бы человек ни был мал и ничтожен в ваших глазах, как бы он ни был грешен, – не презирайте его! Помните, не забывайте никогда, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Поэтому и вы не гнушайтесь грешниками, не презирайте их, не сторонитесь от них, подобно фарисеям, а идите к ним и спасайте их; выводите их к свету Божией правды из той нравственной тьмы, в которой они погрязли; зовите их ко Мне; зовите всех труждающихся в борьбе с искушениями, всех обремененных тяжестью грехов, и Я успокою их! Не презирайте же никого! Не презирайте уже потому, что Отец Небесный заботится о всех людях безразлично, и каждого из них поручил попечению особого ангела, а эти ангелы всегда видят лице Отца Моего Небесного».
По объяснению епископа Михаила, слова Иисуса о том, что ангелы всегда видят Бога, нельзя понимать буквально. «Образ речи взят от того, что быть доступным к царю настолько, чтобы постоянно видеть его, есть знак особенной царской милости, близости, доверия; почему особенно близкие к царю люди и назывались у евреев видящими лицо царя».
Не презирайте и тех, которые кажутся вам погибшими в бездне грехов своих, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как каждый из вас, потерявши одну овцу из стада, идет искать заблудившуюся и, найдя ее, радуется о ней более, нежели об остальных незаблудившихся, так и Сын Человеческий пришел на землю отыскать и спасти заблудшихся, погибающих, ибо воля Отца вашего Небесного, чтобы все спаслись, чтобы никто не погиб. Если же такова воля Божия, если для спасения грешников Он послал Сына Своего, то как же люди могут презирать подобных себе, хотя бы и более грешных? Не презирайте заблудшегося, а полюбите в нем человека, послужите ему, направьте его на путь истины, с которого он сбился, спасите его.