Скрыть
но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-10 Глаголаша ему: что бо Моисей заповеда дати книгу распустную и отпустити ю; Глагола им: яко Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены вашя: изначала же не бысть тако: глаголю же вам, яко иже аще пустит жену свою, разве словесе прелюбодейна, и оженится иною, прелюбы творит: и женяйся пущеницею прелюбы деет. Глаголаша Ему ученицы Его: аще тако есть вина человеку с женою, лучше есть не женитися

Что же после этого должно было делать? Не замолчать ли, и не похвалить ли сказанного? Не подивишься ли мудрости? Не изумишься ли такому согласию с Отцом? Но фарисеи ничего этого не делают, а опять продолжают спорить, и говорят: како убо Моисей заповеда дати книгу распустную, и отпустити ю? Хотя не они Ему должны были сделать такое возражение, а Он им, но Он не нападает на них, не говорит им и того, что не Я виновен в этом, но разрешает и это возражение. И если бы Он не был согласен с древним законом, то не вошел бы в спор за Моисея; не утверждался бы на том, что вначале однажды установлено; но старался бы доказать, что Его слова согласны с древним законом. Но Моисей заповедал много и другого, например, о пище и о субботе. Почему же они не указывают Ему на эти предписания, подобно тому, как делают это в настоящем случае? Потому что желают вооружить против Него народ. У иудеев развод был обычным явлением, и все им пользовались. Поэтому-то из всех заповедей, о которых было говорено на горе, они теперь и вспомнили только об этой. Но неизреченная Мудрость и эту заповедь защищает, и говорит: яко Моисей по жестокосердию вашему (ст. 8) положил такой закон. Спаситель не допускает порицать и Моисея, поелику Он сам дал ему этот закон; но освобождает его от осуждения, и все обращает против фарисеев, как и везде Он это делает. Так, когда они обвиняли учеников в том, что они срывают травы, Он показал, что и они не чужды обвинения; и когда они называли преступлением есть неумытыми руками, Он показал, что они сами преступники. Так поступил Он говоря о субботе, так поступал везде, так и здесь. Затем, - так как слова Его были для них несносны и весьма укоризненны, то Он тотчас обращает Свою речь к древнему закону, говоря то же, что и прежде сказал: из начала же не бысть тако, то есть, вначале самым делом Бог дал нам закон противоположный, чтобы они не сказали: откуда известно, что Моисей сказал это по жестокосердию нашему? Христос опять заставляет их этим молчать. В самом деле, если бы этот закон дан был раньше и был полезен, то тот не был бы дан вначале, и Бог, сотворивший человека, не сотворил бы его таким образом (т. е. в лице только мужа и жены), и Христос не сказал бы: глаголю же вам, яко, иже аще пустит жену свою разве словесе прелюбодейна, и оженится иною, прелюбы творит (ст. 9). После того, как заставил их молчать, Он, как Господь, поставляет закон, подобно тому, как Он сделал это, когда рассуждал о пище и о субботе. Как тогда, опровергнув их по отношению к закону о пище, начал говорить народу, что не входящее в уста сквернит человека (Мф. XV, 11), равно, посрамив их по отношению к закону о субботе, сказал: темже достоит в субботу добро творити, - так и здесь. Но что там случилось, то и здесь. Как там, после посрамления иудеев, ученики смутились и, подошедши к Нему с Петром, говорили: скажи нам притчу сию (Мф. XIII, 36), - так и здесь, смутившись, говорили: аще тако есть вина человеку, лучше есть не женитися (ст. 10). Но теперь они лучше поняли сказанное, нежели прежде. Поэтому-то тогда они замолчали, а теперь, поелику возражение было опровергнуто, вопрос решен и закон сделался яснее, вопрошают Его. Явно противоречить они не осмеливаются, а предлагают лишь то, что из сказанного им кажется важным и трудным. Аще тако, говорят они, есть вина человеку с женою, лучше есть не женитися. Им казалось, что слишком несносно иметь жену, исполненную всякого зла, и терпеть при себе постоянно неукротимого зверя.

Что точно ученики смутились, это показал Марк, говоря, что они наедине спрашивали об этом Иисуса. Что же значат их слова: аще тако есть вина человеку с женою? То значат: если муж с женою для того соединились, чтобы составлять одно; если муж так этим обязан, что он всякий раз, как скоро оставляет жену, поступает против закона, - то легче сражаться с пожеланием природы и с самим собою, нежели с злою женою.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею [по какому-либо поводу] не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует

Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив (Притч. 6:32-33). Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно. Но так как может случиться, что кто-нибудь наносит бесчестие невинной, и вторым брачным союзом сваливает виновность на первую супругу, то и повелевается, чтобы таковой отпускал жену, но так, чтобы он при жизни [этой] первой, второй жены уже не имел. В самом деле, ведь слова Его значат следующее: «Если ты отпускаешь жену свою не вследствие похоти, а вследствие обиды [на нее, или со стороны ее], то почему, испытав несчастье в первом браке, подвергаешь себя опасности нового?» И сверх того могло случиться так, что на основании того же закона жена также могла дать развод мужу, поэтому дается то же самое предупреждение, - именно: чтобы она не брала себе другого мужа. А так как распутная женщина и та, которая уже ступила на путь прелюбодеяния, не будет бояться позора, то второму мужу дается предупреждение, что он будет повинен в прелюбодеянии, если возьмет себе таковую в жены.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 7-9 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует

Фарисеи, видя, что Господь заградил их уста, были вынуждены сослаться на Моисея который в своих предписаниях как будто бы противоречит Христу. Они говорят: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться? Но Господь, всякое обвинение обращающий на их голову, защищает Моисея и говорит: Моисей, давая такой закон, не противоречит Богу; такое постановление сделал он по причине вашего жестокосердия, чтобы вы, по своей распущенности нравственной, вознамерившись вступить в брак с другими женами, не стали погублять первых жен. Действительно, будучи жестоки, евреи доходили бы до убийства своих жен, если бы закон принуждал их непременно жить с ними. Ввиду этого Моисей постановил: пусть жены ненавистные для их супругов, получают документ о разводе. Но Я, - продолжает Господь,- говорю вам: хорошо разводиться только с женой преступной, прелюбодейной; когда же кто-либо прогонит жену, не впадшую в блуд, тот будет виновен, если она начнет прелюбодействовать. Можно понимать и так: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:17). В этом отношении происходит некое сочетание верующего со Христом, так как все мы стали одно тело с Ним и составляем члены Христовы. В самом деле, сего союза никто не может расторгнуть, как и Павел говорит: «кто разлучит нас от любви Христовой?». Ибо, что Бог сочетал, того не могут разлучить «ни человек, ни иная какая-либо тварь, ни ангелы, ни начала, ни власти», как говорит Павел.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 7-9 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует

То, что оскверняет, лишает святости, огреховляет пол, это страстность, сладострастие как греховная сила. Сладострастие вызывает блуд, прелюбодеяние как сознательное святотатство психофизического единства двоих супругов. Любовь объединяет, потому что она есть «соузъ совершенства» (Кол. 3:14), совершенства и в браке (ср. Еф. 5:22-32); прелюбодеяние разъединяет, ибо оно все происходит от несвятости, от сладострастия, от ненормального употребления пола. Если есть прелюбодеяние, то нет Богом данного и Богом обещанного святого единства двух супругов. Уступая сладострастию, человеческое сердце ожесточается и становится сладострастным, и ненормальное разжение половое считает нормальным и естественным, хотя все это ненормально и неестественно, противонормально и противоестественно. Поэтому Спаситель и говорит: по жестосердiю вашему (стих 8), по огреховленности сердца от сладострастия.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 1-15 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит. Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда

Когда Иисус окончил слова сии (речь о прощении обид), то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною. Галилея находилась на севере Святой Земли, Иудея на юге; а между ними была Самария.

Иногда Господь проходил и через Самарию, но теперь Он перешел Иордан и восточным берегом его прошел до пределов Иерихона; там снова перешел эту реку и вступил в Иудею. Это было Его последнее путешествие из Галилеи, куда Он более не возвращался. Приближалось время Его спасительных страданий. За Ним последовало много людей; как и всегда, за Ним следовали толпы народа, среди которого было много болящих, и Он исцелил их там. «Благодетельствуя тем, кого исцелял, через них Он благодетельствовал и другим, – говорит святитель Златоуст, – потому что исцеление немощи первых представляло случай к Богопознанию последних, но не фарисеев, которые еще более от этого ожесточались и приходили к Нему с искушением». И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, желая поставить Его в затруднение, уловить на словах, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? «Но заметь, – говорит святитель Златоуст, – злость в самом вопросе: спрашивают, «позволительно ли», думая, что Он забыл Свои слова», сказанные Им в Нагорной беседе, и «если бы Он сказал, что позволительно разводиться с женой по всякой причине, то Ему возразили бы: как же Ты прежде говорил, что никто не должен разводиться, разве только с прелюбодейной женой? А если бы сказал, что вовсе непозволительно разводиться с женами своими, то Его уличили бы в противоречии Моисею, который допустил развод с ненавистной женой и без благовидной причины», – говорит блаженный Феофилакт. Между самими фарисеями были споры относительно развода: одни говорили, что можно разводиться с женой по всякой причине; другие утверждали, что развод дозволяется только в случае прелюбодейства, измены со стороны жены, по всякой же другой причине развод незаконен. Фарисеи думали, что какое бы мнение ни высказал Иисус Христос, приверженцы другого мнения восстанут против Него, а Его враги только этого и желали. Не забудем притом, что Господь проходил в это время через страну того самого Ирода, который убил Иоанна Крестителя за его грозные обличения незаконного развода Ирода с безвинной женой, чтобы жениться на прелюбодейной жене. Предлагая свой вопрос Иисусу Христу, фарисеи надеялись, что если Он выскажется прямо против развода, то на Него можно будет возвести то же обвинение, какое было ими возведено на Иоанна Предтечу. Но они и теперь ошиблись в своих расчетах. Господь с кротостью и премудро разрешил спорный вопрос, указав на Писание.

Он сказал им в ответ: «ваш вопрос показывает, – говорит святитель Григорий Богослов, – уважение к целомудрию и потому заслуживает снисходительного ответа. Вижу, что многие имеют неправильное понятие о целомудрии и самый Закон понимают неправильно. Почему Закон обуздал только женский пол, а мужскому дал свободу? Почему жена, изменившая мужу, преследуется, а муж, изменивший жене, не подлежит ответственности? Я не признаю такого Закона и обычая». Вы спрашиваете: позволительно ли? Но в этом вопросе есть уже и ответ на него. Ничто не позволительно, в чем человек сомневается и о чем спрашивает. А что касается святости брака, то не читали ли вы в книгах Моисея, что Бог, Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? Сотворил только одного мужчину и одну женщину? «Если бы Бог хотел, чтобы мужчина оставлял жену и брал другую, – говорит святитель Златоуст, – то сотворил бы одного мужчину и много женщин». «Видите, один Творец и мужа и жены; одна персть – оба они; один для них закон, одна смерть, одно воскресение; один и тот же долг должны воздавать дети как отцу, так и матери, ибо сказано: «Почитай отца твоего и мать твою» и «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 20:12, 21:17). Равно – «благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания» (Сир. 3:9). Если скажете: согрешила жена, то согрешил и муж; не оказался один из них слабее, другой крепче», – говорит святитель Григорий Богослов. Видите, что перед Законом Божиим оба они равны. Если сказано, что Христос происходит от семени Давидова, то Он же называется и Семенем Жены. И сказал, – продолжал речь Свою Господь Иисус, – Богу угодно, чтобы муж и жена жили неразрывно, для чего Бог позволил им оставлять родителей и прилепляться друг к другу. Не читали ли вы в той же книге Бытие: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, прилепится более, чем к отцу и матери, так что оба они должны быть одной плотью; и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть, два человека должны быть как один – по мыслям, чувствам, намерениям, действиям; они должны быть одним существом, одушевленным, как бы одной душой. Разлучать мужа и жену – дело противное как природе, так и Закону Творца: «природе, поскольку рассекается одна и та же плоть, – говорит святитель Златоуст, – Закону, поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять; итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Если вы укажете Мне на Моисея, то Я указываю вам на Самого Господа Моисеева: Моисей не мог написать Закона, противного Господу. Бог не просто привел мужа к жене и велел оставить мать и отца, но приказал соединиться в одну плоть, самими словами показывая неразрывность».

«Подивись мудрости Учителя, – говорит святитель Златоуст, – на вопрос: «позволительно ли», Он не тотчас отвечал, что не должно, чтобы они не возмутились; но прежде чем опровергать их, Он предварительно объяснил, что эта заповедь есть заповедь Отца Его, и что Он установил ее, не противореча Моисею. Заметь, что Он утверждает Свои слова не только тем, что Бог сотворил мужа и жену, но и заповедью, которую Он произнес после их сотворения: не сказал, что Бог только сотворил одного мужчину и одну женщину, но и то, что велел им соединиться», соединиться навсегда и никогда не разлучаться. После такого ответа, «что же оставалось делать совопросникам?» – вопрошает святитель Иоанн Златоуст. Не замолчать ли, не похвалить ли сказанного? Но фарисеи ничего этого не делают, а опять продолжают спорить: они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать жене разводное письмо и разводиться с нею? Известно, что Закон через Моисея дан был Самим Богом, а Бог Себе противоречить не может. «Хотя Моисей заповедал много и другого, например, о пище и о субботе, но они возражают Господу только на эту заповедь, потому что желают вооружить против Него народ, ибо все исполняли эту заповедь. Но неизреченная Мудрость и эту заповедь защищает, и не допускает порицать и Моисея, и все обращает против них самих» (свт. Иоанн Златоуст). Он говорит им: Моисей вовсе не заповедал, как говорите вы, а только допустил развод и поступил так не потому, что хотел противоречить Богу, но как мудрый законодатель; в его время наилучший закон был неудобоисполнимым; он видел грубый, жестокий нрав ваш, и по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, чтобы вы, желая избавиться от ненавистной жены, не погубили ее. Эти слова Господа были для фарисеев несносны и весьма укоризненны; чтобы несколько смягчить их, Господь тотчас снова обращает Свою речь к древнему первоначальному закону: а сначала не было так; при сотворении первых людей – одного мужа и одной жены – самым делом установлен закон, не допускающий развода. Если бы закон, допускающий развод, был главный и полезный, то бы тот, в начале, не был дан. Итак, древний, первоначальный закон брака не допускал развода; этот закон, как Закон Бога Творца, как закон вечный, данный на все времена и для всего рода человеческого, и должен быть единым законом для всех людей, как закон самый совершенный. Заставив таким ответом умолкнуть фарисеев, Господь, как Законодатель Нового Завета, властно подтверждает первобытный закон брака:

Но Я говорю вам, что закон брака так свят, что расторжение его невозможно, и потому: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние с ее стороны, так как этот грех уже сам собою разрывает узы брака, и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной по той же причине, по прихоти мужа, прелюбодействует, ибо она Законом Божиим и законом природы все еще соединена с прежним мужем, хотя и отпущена им на бумаге. Так Господь со всей ясностью, безстрашно и безпощадно, хотя и не называя Ирода по имени, произнес приговор над его преступлением, и вместе с тем во всей полноте раскрыл Свое Божественное учение о браке. В Его Церкви, как благодатном царстве, муж и жена равноправны: ни муж не имеет права покинуть жену, ни жена мужа. Но ученики Его, все еще держась иудейских понятий, считали право отпускать жену со злым характером великим преимуществом мужа; лишение их этого права и обязательство жить с такой женой неразрывно казалось им тяжким бременем. Поэтому говорят Ему ученики Его: «если муж с женой для того соединились, – слова святителя Златоуста, – чтобы составлять одно, если муж так этим обязан, что он всякий раз, как скоро оставляет жену, поступает против Закона, то легче сражаться с пожеланием природы и с самим собой, нежели со злой женой, если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться, ибо очень кажется несносным иметь злую жену и терпеть неукротимого зверя, соединившись с ним навсегда». В ответ на это Христос Спаситель изрек Свое Божественное слово о высоте девственной жизни: Он же сказал им: не все вмещают слово сие, не все на деле могут совершить подвиг сей – вести безбрачную жизнь, но только те, кому дано от Бога: это особый дар Божий некоторым, достойным такого дара людям. Подается этот дар только желающим принять его, а кто не хочет, тот и не получит его. «Просите, и дано будет вам… ибо всякий просящий получает» (Мф. 7:7). Этими словами Господь возвышает девство, представляет его великим и тем самым привлекает и побуждает к нему ищущих совершенства. Замечательно: Он называет девство делом высоким, а ученикам представляется оно легким. «Ему надобно было, – говорит святитель Златоуст, – назвать это великим для того, чтобы сделать их усерднейшими, а они должны были принять сказанное за легкое для того, чтобы таким образом преимущественно избрать девство и целомудрие. Поскольку прямо говорить о девстве нельзя, так как это могло показаться им очень тяжким, то Он непременяемостью брачного закона возбудил в них желание девства». Подвиг девства есть жребий немногих.

Не все, ведущие безбрачную жизнь, могут быть названы подвижниками девства, потому что есть такие, которые недобровольно проводят такую жизнь, и потому она не вменяется им в подвиг и в заслугу: ибо есть скопцы, – говорит Господь, – которые из чрева матернего родились так; это люди, которые от природы не способны к брачной жизни. Такие скопцы по природе не имеют никакой заслуги, потому что их целомудрие не может подвергнуться искушению и не доказано опытом. Достойно похвалы и награды то, что человек делает по доброму свободному произволению, а не то, что делает по природному влечению. Какая честь огню, что жжет, или воде, что течет? И есть скопцы, которые оскоплены от людей, через насилие и искажение природы, лишенные возможности проводить брачную жизнь; и такие невольные скопцы не являются подвижниками девства. И есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного, сами себя лишили утешения брачной жизни, стали скопцами – не отсечением телесных членов, – да не будет этого! – но истреблением злых и нечистых помыслов, ибо отсекающий член подвергается проклятию: он уродует себя, поступает подобно человекоубийце, унижает, искажает творение Божие. «Отсекать члены первоначально было, – говорит святитель Златоуст, – дело диавольское и злоухищрение сатаны, чтобы через это исказить создание Божие, чтобы нанести вред человеку, созданному Богом. Диавол всячески старается уничтожить свободу, дарованную нам Богом, уверяя, что зло есть следствие физической природы. Кроме того, пожелания наши отсечением членов не только не укрощаются, но еще более раздражаются». Потому истинные скопцы суть девственники сердца; будучи вполне свободны к брачной жизни, не имея к тому никаких препятствий, они добровольно, ради Бога, решаются вести безбрачную жизнь, чтобы удобнее служить Господу Богу, не развлекаясь заботами домашними, семейными и житейскими; они подвизаются добрым подвигом, всячески охраняя свою душу и тело, ум и сердце от всякого нечистого помысла, слова и движения. Девство есть подвиг самопожертвования, дело совести и сердечного расположения. Даже апостолам дана была полная свобода – или вступать в брак, или оставаться девственниками. Труден этот подвиг, тяжела борьба с самим собой, с природой своей, но зато и награда за него – Царство Небесное. Не для всех обязательно девство, но кто может вместить, да вместит, – говорит Господь, а если Сердцеведец говорит так, то значит этот подвиг возможен, по крайней мере, для тех избранных, которым дано понести его, которые ревнуют о служении Богу по примеру Матери Божией, Пренепорочной Девы Марии.

«Но если это зависит от воли, – говорит святитель Златоуст, – для чего же Он в начале сказал: «не все вмешают, но кому дано»? Для того, чтобы показать, какую великую нужду имеет в Божественной помощи тот, кто вступает в этот подвиг, помощи, которую без сомнения получит желающий. По неизреченной Своей кротости показывая, сколь важно соблюдение девства, и не утверждая его в предписаниях Закона, Господь еще более воспламеняет любовь к нему». Господь не принуждает к девству, не возбраняет и брака, но явно предпочитает девство. «Совет этот, – говорит преподобный Исидор Пелусиот, – сходит с Неба не как Ангел, но как увещание». «Брак – доброе дело, – говорит святитель Григорий Богослов, – но не могу сказать, чтобы он был выше девства. Девство не признавалось бы чем-то высоким, если бы не было из лучшего лучшим. Да не огорчаются этим носящие узы брака: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Напротив, девы и жены, соединитесь вместе, составьте едино о Господе, и служите друг другу украшением. Не было бы и безбрачных, если бы не было брака, ибо откуда бы явился в свет и девственник? Не был бы брак честен, если бы Богу и жизни не плодоприносил девственников. И вступившая в брак, – да принадлежит Христу, и дева – да будет всецело Христова». Подвиг девства – удел избранников, семейная жизнь – благословенный путь для всех вообще. В самом начале Своего служения спасению рода человеческого Господь и Спаситель наш благословил Своим присутствием брак в Кане Галилейской; теперь, в конце Своего служения, Он изрек похвалу девству, как великому подвигу, и вместе благословил детей, составляющих счастье всякой доброй семьи. Трогательную картину представляют нам святые евангелисты, благовествующие об этом. Тогда приведены были к Нему дети,– говорит святой Матфей, – чтобы Он возложил на них руки и помолился. Добрые матери с особенным благоговением относились к Иисусу Христу; их привлекали к Нему Божественная благость, светившаяся в Его взоре, выражавшаяся в каждом Его слове, в каждом Его деле. Равнодушные к спорам, которыми занимались мужчины, женщины приводили ко Господу своих малюток, приносили даже младенцев, чтобы Спаситель благословил их, возложил на них Свои Божественные руки, помолился об их счастье в будущем. Ученики же возбраняли им. Ученикам неприятно было, что их Учителя постоянно безпокоили без нужды шумные толпы женщин и детей, нарушая их возвышенные беседы с Ним. Они начали возбранять матерям в их добром желании приблизиться с детьми к Спасителю.

Но Тот, Кто пришел понести все немощи наши, Кто Сам благоволил быть младенцем, и теперь явился Покровителем безпомощного младенчества и невинного детства. Он хотел показать, что неразумные малютки-младенцы должны были войти в Его Церковь через Таинство Крещения, и стать наследниками Его Царства, несмотря на свой младенческий возраст. Он Сам имел совершенно чистую детскую душу, и с радостью останавливал Свой Божественный взор на невинных малютках, созерцая в них отражение Своего образа. Он отдыхал при этом Своей человеческой душой после разговоров со Своими хитрыми и непримиримыми врагами – фарисеями и книжниками. Невинность, доверчивость, простота, искренность, ласковость, беззаветная преданность детей были любезны нашему Господу, и Он всегда ставил детей в образец для Своих последователей. Лаская и обнимая с отеческой любовью малюток, Он строго «вознегодовал», как выражается святой Марк (Мк. 10:14), и остановил неуместную ревность Своих учеников. Но Иисус сказал им: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; их младенческий возраст не препятствует получить Мое благословение, – ибо таковых есть Царство Небесное (им и им подобным, по простоте и незлобию их, и принадлежит Царство Небесное). Господь и прежде не раз говорил это; и теперь, когда ученики забыли недавний урок (когда Господь указывал им на дитя), пользуется случаем повторить Свое слово: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот и не войдет в него. И, возложив на них руки, пошел оттуда. «Итак, если мы хотим наследовать Небеса, – поучает святитель Златоуст, – то всеми силами должны стараться стяжать добродетель смирения, чтобы с мудростью соединять простоту. Это есть жизнь Ангельская. Ибо душа дитяти чиста от всех страстей; дитя не помнит обид, и к обидевшим подбегает, как к друзьям, как бы ничего не бывало. Сколько бы мать ни наказывала свое дитя, оно всегда, однако же, ищет ее и более всех любит ее. Представь ему царицу в диадеме, оно не предпочтет ее матери, облеченной в рубище, но еще более будет желать видеть ее в рубище, нежели царицу в богатой одежде. Свое оно различает от чужого не по бедности или богатству, но по любви. Для того Иисус Христос и сказал: «таковых есть Царство Небесное», чтобы мы произвольно делали то, что дети делают по природе. И поскольку фарисеи руководствовались в своих поступках хитростью и гордостью, они навлекли на себя проклятие за искушение Господа; они отошли; а дети, как чистые от всех этих пороков, приняли благословение. Уподобимся и мы детям, ибо невозможно, невозможно, повторяю, иначе увидеть Небо»…

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

Глаголю же вам, яко иже аще пустит жену свою, разве словесе прелюбодейна, и оженится иною, прелюбы творит: и женяйся пущеницею прелюбы деет

Женится ли он на неразведенной или же на разведенной, все равно прелюбодействует. Марк (10:10-11) говорит, что это было сказано к ученикам. Сначала было сказано к фарисеям, а затем – к ученикам в особом доме. Об этом также сказано в пятой главе, и там найди изъяснение. Повелел изгонять одну только блудную или прелюбодейную, по причине смешения потомства и неопределенного положения долженствующего родиться; всякая другая вина допускает врачевание, одна только эта не допускает никакого (Эти слова можно относить и к девице).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует

(Мк. 10:10-12; Лк. 16:18). Если в речи Спасителя 19:4-8 был дан ответ на вопрос фарисеев ст. 3, то здесь Он, очевидно, отвечает на недосказанную ими мысль, что можно после развода брать другую жену. Кто делает так, тот прелюбодействует, если только развод совершается по каким-либо другим причинам, кроме πορνεία. Спаситель не говорит, что для развода необходимо нужно допускать πορνεία. См. подробные примечания к 5:32. Нужно заметить, что, по Матфею, эта речь Христа сказана была тем же фарисеям, с которыми Спаситель беседовал раньше; но, по Мк. 10:10, она была сказана в ответ на вопрос учеников, когда они вместе со Спасителем вошли в какой-то дом. Так как Мф. 19:9 и Мк. 10:10-12 имеют не одинаковую связь, то вероятнее думать, что Мф. 19:9 сказано было фарисеям, а у Марка повторены были эти выражения в речи только ученикам и в доме.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя

Этими словами Христос восстановляет первоначальный закон брака, который и должен быть законом в Его новом царстве: Он повторяет Свое учение о браке, сказанное Им в нагорной проповеди (гл. 5 ст. 31-32). — Пусть обратят внимание на эти слова Христовы о разводе те из наших современных мужей и жен, которые весьма часто из-за самых пустых причин расходятся друг с другом, иногда живши по нескольку лет. в брачном союзе и имея немало детей, — расходятся с законными женами, мужьями, и незаконно сходятся и живут с другими!... «Как же жить с такими женами и мужьями, с которыми весьма трудна, даже невозможна жизнь?» — спросят. Как жить? Терпеть друг друга, снисходить и уступать друг другу, особенно слабым существам — женам, влиять на исправление худой стороны и — смотреть на неудачный брак, как на крест, ниспосланный от Бога. Так и было в старину у нас на благочестивой Руси.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible