Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим.

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим

Вопрос. Как же, когда Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, просили сесть с Ним, Он им сказал: «Сесть по правую и по левую руку не от Меня зависит, но даруется это тем людям, кому уготовано Отцом Моим»? Почему Он не сказал, как Владыка: «Кому Я уготовал», или: «Кому хочу», но отпускает это Отцу, и это не оказывается самовластно?

Ответ. Он отказался не потому, что немощен; но по благой причине, возражая на их намерения и их величание перед другими, тем самым умудряя и других, и в них угашая гнездившееся бессмысленное желание старшинства, сразу ответил не что «вам все дарует Отец», но «тем, кому уготовано труженикам», понуждая их на делание добра и мужество, чтобы они показали правое усердие и сошли на труды и на подвиг до смерти, до казней. «Если вы Мое не проповедаете, то почему вы желаете проповедовать самих себя». Вы по щеке уже ударены ради Меня, и скиньте одежду для течения трудов. Спуститесь на страдание по собственной воле. Оставайтесь неподвластными, когда разберет себя театр века сего, то Я как плату дам вам тотчас престолы. А теперь благоприличным образом отвечаю, что Отцу принадлежит даровать престолы. Ибо иначе никак невозможно отторгнуть вашу мать, которая заставляет вас так говорить. Даровать просящим что-либо преждевременно не в пользу, хотя во власти это допустить. Ибо как ленивые будут в приязни, как будут приняты как мужественные, получив даром довольство, за которое не пожелали потрудиться? Так обычно делают и земные цари, если кто их умоляет о месте и о сане, а властители им даровать не хотят прежде времени; тогда, претендуя на власть, рабы в чаянии сана совершают друг перед другом подвиги для царства и, соревнуясь друг с другом, крепнут и становятся храбрыми, готовясь к сражениям. И еще. Поскольку Иаков и Иоанн думали, что Он будет царствовать земным и временным царствованием, Господь сказал им: «Вы не знаете, чего просите» (см. Мф. 20:22). Тем самым Он сказал: Поднимитесь на ноги, войдите мыслью в Мое Царствие, а не летайте, подобно ночным сновидениям, не стремитесь к земному – когда услышите, что и Отец Мой не просто так Мне дает. Вам надлежит получить то, что вы заработали трудом и потом. Я должен быть приязненным, но и не делать того – не побуждать к лености. Не мне принадлежит даровать, но Отцу: тем людям, кто прямо просит. Если бы они были разбойниками и любодеями, лжецами, злодеями и не наставленными, то они бы, то же самое попросив у Меня, сели [на престолы]? Не нам это – даровать бездумно, преступая правду правдивого суда ради сана, кому какой дать; оскорбляя тружеников, даровать ленивым. И если вы уже любите престолы, то почему не разумеете трудов и подвигов? На них вы должны обнажиться. Не величаться саном, поясом и скипетром, но выкупить престолы трудами и сделаться милостивыми судиями.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 131

Василий Великий, свт. (†379)

И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим

Если Сын не Господь суда, чтобы одних облагодетельствовать, а других наказать; то как же Он говорит: «Отец не судит никомуже, но суд весь даду Сынови» (Иоан.5,22)? И в другом месте: «власть имать Сын человеческий отпущати на земли грехи» (Марк.2,10)? И еще: «дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» (Матф.28,18)? А Петру сказал: «дам ти ключи царства небесного» (Матф.16,19); и ученикам: «аминь глаголю вам, вы шедший по Мне, в пакибытие, сядете на двоюнадесяти престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома» (Матф.19,28). Поэтому вопрос решается на основании самого Писания, потому что и Спаситель сказал: «и тогда воздаешь комуждо по деянием его» (Матф.16,27), и в другом месте: «изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» (Иоан.5, 29); а также и Апостол: «всем бо нам явитися подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, с телом яже содела, или блага или зла» (2Кор.5, 10). Поэтому от приемлющих зависит соделать себя достойными седения одесную, или ошуюю Господа, а не от Того, Кто может дать сие, хотя бы и не справедливо было прошение.

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия

Григорий Богослов, свт. (†389)

И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим

Просила мать сынов Заведеевых, страдавшая чадолюбием и не знавшая меры просимого, однако же извиняемая избытком любви и благожеланием, какое должно иметь к детям, потому что нет ничего сердобольнее матери; и я говорю это, чтобы поставить в обязанность – почитать матерей, – итак, просила Иисуса мать сынов Заведеевых, чтобы одному сесть по правую, а другому по левую Его руку. Что же Спаситель? Сперва спрашивает, могут ли пить чашу, которую Сам Он имеет пить? А когда они сказали, что могут, и Спаситель не воспротиворечил этому (ибо знал, что и их та же чаша ведет, или, лучше сказать, приведет к совершенству), тогда что говорит? Чашу испиют, «а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от меня зависит» – говорит Он, но «кому дано». Итак, ничего не значат ни владычественный ум, ни труд, ни слово, ни любомудрие, ни пост, ни бдение, ни возлежание на голой земле, ни источаемые потоки слез? Все это ничего не значит? Но по какому-то предызбранию и Иремия освящается, и иные отделяются еще во утробе материнской? Боюсь, чтобы не присоединилась к этому нелепая мысль, будто бы душа имела другую жизнь, а потом уже соединена с этим телом, и за тамошнюю жизнь одни получают здесь дар пророчества, а другие, жившие там худо, осуждаются. Но поскольку допустить это крайне нелепо и несообразно с учением Церкви (хотя другие и забавляются такими учениями, но нам забавляться подобными толками не безопасно), то и в этом месте к словам «кому дано», добавляй, то есть достойным, а то, чтобы стать достойными, не только получили они от Отца, но и сами себе дали.

Слова. Слово 37

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 21-24 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев

Но прежде узнаем, чего они просят, с каким намерением и по какому побуждению. Итак, откуда им пришла такая мысль? Они видели себя в большей чести пред другими, и потому надеялись, что Господь исполнит и эту их просьбу. Но чего они просят - послушай другого евангелиста, подробно повествующего об этом. Они находились близ Иерусалима, говорит он, и представляли, что царствие Божие уже открывается; потому и предложили свою просьбу. Они думали, что оно близко, что оно чувственно и что, если они получат то, чего просят, то не подвергнутся никаким неприятностям. Они искали царствия Божия не только для того, чтобы получить его, но и для того, чтоб избежать скорбей. Потому и Христос прежде всего отклоняет их от таких помышлений, повелевая ожидать смерти, опасностей и жесточайших бедствий. Можета ли, говорит Он, пити чашу, юже Аз имам пити? Впрочем никто не должен смущаться, видя апостолов так несовершенными: ведь крест еще не совершился, благодать Духа им еще не была дана. Если же хочешь познать добродетель их, то смотри на их последующую жизнь и увидишь, что они были выше всех страстей. Господь для того и открывает недостатки их, чтобы ты узнал впоследствии, насколько великими они сделались по получении благодати. Итак отсюда видно, что они не просили ничего духовного, даже не имели и понятия о высшем царстве. Теперь посмотрим, как они приходят и что говорят. Хощева, говорят они, да, еже аще просива, сотвориши нама (Мк. X, 35). И, в ответ на это, Христос спрашивает их: что хощета? - не потому, чтобы не знал, но чтобы вынудить их самих к ответу, открыть рану, и затем дать соответствующее лекарство. Они же, стыдясь и краснея, так как побуждены были страстью человеческою, отозвав Его от прочих учеников, начали предлагать свою просьбу. Евангелист говорит, что они зашли вперед, чтобы, т. е., не обнаружить себя пред прочими, и тут открыли свое желание. Желание же их, как я думаю, состояло в том, чтобы занять первые престолы, так как Христос говорил им: сядете вы на двоюнадесяте престолу (Мф. XIX, 28). Они сознавали свое преимущество пред другими; опасались только Петра, и потому говорят Ему: рцы, да един одесную тебе сядет и един ошуюю; и словом - рцы (Мк. X, 37) понуждают Его. Что же Он отвечает? Показывая, что они просят не чего-либо духовного, и что если бы знали, о чем просят, то не дерзнули бы и просить этого, Он отвечает: не веста, чесо просита (Мк. X, 38), - т. е. не знаете, как велик, как чуден, как недостижим для самих горних сил предмет ваших требований. Потом присовокупляет: можета ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (ст. 38)? Смотри, как тотчас же удаляет Он их от той мысли, начиная рассуждать с ними о противном. Вы напоминаете Мне о чести и венцах, говорил Он, а Я говорю о подвигах и трудах, вам предлежащих. Еще не наступило время наград, и не теперь откроется та слава Моя; настоящее время есть время смерти, браней и опасностей. И смотри, как самым вопросом Он и увещевает их, и привлекает. Не сказал: можете ли идти на смерть? Можете ли пролить кровь свою? Но что говорит? Можете ли пити чашу? Потом, чтобы привлечь их, присоединяет: юже Аз пию, - чтобы чрез это общение с Собою возбудить в них более усердия. Он называет это еще крещением, показывая тем, что долженствующее теперь совершиться послужит для вселенной великим очищением. Потом ученики отвечают Ему: можева (ст. 39). В пылу усердия, они тотчас изъявили согласие, не зная того, что сказали, но надеясь услышать согласие на свою просьбу. Что же Господь говорит им? Чашу мою испиета; и крещением, имже Аз крещаюся, креститася (ст. 39). Он предсказал им великие блага, то есть: вы удостоитесь мученичества, пострадаете так же, как и Я, скончаете жизнь насильственною смертью, и в этом будете Моими участниками. А еже сести одесную и ошуюю, несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего.

Возвысив души просивших, устремив их к горнему и соделав непреодолимыми для печали, Господь исправляет потом и их просьбу. Но что значат эти слова? Многие предлагают здесь два вопроса: во-первых, в самом ли деле некоторым уготовано сесть одесную Его? Во-вторых, неужели Господь всего не имеет власти дать это тем, которым уготовано? Итак, что же значит сказанное? Если мы разрешим первый вопрос, то и второй будет ясен для вопрошающих. Что же значит сказанное? То, что никто, ни с правой, ни с левой стороны Его, не будет сидеть. Престол этот недоступен ни для кого, не только для людей, как-то: святых и апостолов, но и для ангелов, и для архангелов, и для всех высших сил. Павел поставляет это отличительным преимуществом Единородного, говоря: кому же от ангел рече когда: седи одесную Мене? И ко ангелом убо глаголет: творяй ангелы Своя духи. К Сыну же: престол Твой, Боже (Евр. I, 13, 7-8). Как же Он говорит: еже сести одесную и ошуюю, несть Мое дати? Не показывает ли это, что некоторые будут сидеть? Нет. Он только дает ответ сообразно разумению вопрошавших, снисходя к их слабости. Они не понимали, что это за высокий престол, что это за сидение одесную Отца; они не знали, даже и того, что было гораздо ниже того, - что каждодневно было им внушаемо; они искали только первенства, чтобы стать выше прочих и никого не иметь выше себя при Нем. Об этом я и прежде упоминал уже, говоря, что поелику они слышали о двенадцати престолах, то не понимая, что значат эти слова, искали председания. Итак, смысл слов Христовых следующий: хотя вы умрете за Меня, и закланы будете за проповедь, и сделаетесь Моими участниками в страдании, однакож этого вам недостаточно будет для получения председания и первого достоинства. И если бы пришел кто-нибудь, претерпевший мученическую смерть и украшенный всеми родами добродетели в высшей степени пред вами, то, несмотря на то, что Я люблю вас теперь и предпочитаю другим, Я не соглашусь отвергнуть последнего свидетельствуемого делами своими, и дать вам первенство. Правда, Господь не сказал им так прямо, чтобы не опечалить их; но прикровенно Он высказывает то же самое, говоря: чашу Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися; а еже сести одесную Мене и ошуюю, несть Мое дати сие, но имже уготовася. Кому же уготовано? Тем, которые прославятся своими делами. Потому-то Он и не сказал: не в Моей власти дать, но во власти Отца, - чтобы не почел кто-нибудь Его слабым и не имеющим власти делать воздаяние. Но как сказал? Несть Мое дати, но имже уготовася. Чтобы представить сказанное мною в большей ясности, объясним это примером. Вообразим себе председателя ристалища; представим, что из многих отличных подвижников, вышедших на это ристалище, двое весьма близкие к нему, надеясь на его расположение к себе и любовь, подходят к нему и говорят: сделай, чтобы мы были увенчаны и объявлены победителями! - а он бы сказал им: не в моей власти сделать это; награда принадлежит тем, которым она приготовлена за труды и подвиги. Ужели мы назовем его за это бессильным? Никак. Напротив, мы похвалим его за справедливость и беспристрастие. Итак, подобно тому как сказали бы о начальнике ристалища, что он не дал венца не потому, что не мог, но потому, что не хотел нарушить закона ратоборства и низвратить порядка справедливости, так и я могу сказать о Христе, что Он сказал это, желая всячески побудить Своих учеников к тому, чтобы они надежду спасения и прославления, после благодати Божией, полагали в собственных добрых делах. Потому-то Он и говорит: имже уготовася (ст. 40). Что если, - как бы говорит Он, - другие окажутся лучше вас? Если они более вас потрудятся? Ужели вы за то только, что были Моими учениками, должны получить первенство, хотя бы сами и не оказались достойными такого преимущества? А что Он имеет власть над всем, это видно из того, что в руках Его весь суд. И Петру Он говорит так: Я дам ти ключи царства небеснаго (Мф. XVI, 19). И Павел, то же самое подтверждая, сказал: прочее соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь праведный Судия в день он, не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его (2Тим. IV, 8); явлением Христовым называется здесь бывшее пришествие Его. А что Павла никто не превзойдет, это известно всякому. Если же Господь и не ясно сказал об этом, то не удивляйся тому. Удаляя их искусным образом от того, чтобы они безрассудно и напрасно не наскучивали Ему исканием первенства, - так как они побуждены были к тому страстью человеческою, - и вместе не желая опечалить их, Он достигает такою неясностью и того, и другого. Тогда негодоваша десять о обою (ст. 24, Мк. X, 41). Когда же - тогда? Когда Господь укорил искавших первенства. Пока Христос произносил Свой суд над ними, прочие не негодовали, но и видя, что тех предпочитают, оставались в покое и молчали, из стыда и почтения к Учителю; если же внутренно и скорбели, то не смели однакож этого обнаружить. Подобным образом и на Петра, когда он отдал две дидрахмы, хотя и смотрели по человечески, не негодовали, а только спросили: кто болий есть (Мф. XVIII, 1)? Но здесь, так как просили сами ученики, они негодуют на них. Впрочем и здесь не тотчас обнаружили свое негодование. когда те начали просить; но тогда уже, когда Христос укорил их и сказал, что они не получат первенства, если не окажут себя достойными его.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Он сказал им: Действительно, чашу Мою вы будете пить: но дать сесть по правую и по левую сторону от Меня, это не в Моей власти, а принадлежит тем, которым уготовано от Отца Моего

Спрашивается: каким образом сыны Зеведея, - именно: Иаков и Иоанн, будут пить чашу страданий, когда [Священное] Писание повествует, что только Иаков апостол был обезглавлен Иродом (Деян 12:2), а Иоанн окончил жизнь свою естественною смертью. Но если мы будем читать церковные повествования, в которых говорится, что и он был во время мучений опущен в котел кипящего масла и оттуда вышел, как победитель на ристалище, для принятия венца Христова и потом был сослан на остров Патмос, то увидим, что Иоанн не имел недостатка в мужестве для перенесения мучений и что он испил чашу исповедания: ее испили и три отрока в печи огненной (Дан. 3), хотя гонитель и не пролил крови. А слова: Но дать вам сесть по правую и по левую сторону от Меня, это не в Моей власти, а принадлежит тем, которым уготовано от Отца Моего, нужно понимать так: Царство Небесное находится во власти не дающего, а получающего (поп est dantis, sed accipientis), ибо у Бога нет лицеприятия (Деян. 10:34), но получит его тот, кто покажет, что он достоин Царства Небесного, которое уготовано не для лица, а для жизни. Таким образом, если вы будете таковы, что можете наследовать Царство Небесное, которое Отец Мой уготовил победителям и торжествующим, то и вы также получите его. Некоторые утверждают (volunt), что это сказано о Моисее и Илии, которых они (апостолы) немного раньше видели на горе. Но мне это никоим образом не представляется. Имена восседающих в Царстве Небесном не называются, конечно, для того, чтобы при наименовании немногих остальные не подумали, что они исключены [из него].

Толкование на Евангелие от Матфея

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим

Господь отказывается исполнить просьбу матери сынов Зеведеевых не потому, что исполнение было невозможно (для Него возможно все, чего Он восхочет); напротив того, отвергает эту просьбу, потому что исполнение ее было бы неприлично. Рцы, - говорит она, - да сядета сия оба сына моя, един одесную Тебе, и един ошуюю Тебе во царствии Твоем (Мф. 20:21). Правдивый же Мздовоздаятель ответом, нисколько объясняющим дело, уцеломудривает просившую неприличного. Несть Мое дати просящим просто так, а не в качестве награды трудящимся. Ибо несвойственно правдивому Судии презреть проливающих пот и наградить ленивых. Посему, если желают сего седения, то известны им подвиги, в награду за которые оно уготовано подвизавшимся законно.

Письма. Книга I

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И говорит им: чашу Мою будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим

Я знаю, что вы понесете страдания. Так действительно и было. Иакова умертвил Ирод, а Иоанна осудил Траян за свидетельство о Слове истины. Слова «дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано» означает: если окажется, что потерпевший мучения вместе с тем имеет и все прочие добродетели, такой человек получит дар. Представим себе, что предложено состязание на ристалище; награды победителям раздает сам царь. Если бы к царю подошел кто-либо, не участвовавший в состязании, и сказал ему: «раздаятель наград, даруй мне венец без подвига с моей стороны», то царь ответил бы таковому: я не имею права дать венок даром, - он назначен для того, кто состязался и победил. Так и здесь говорит Христос: Я не могу даром дать вам правое место возле Себя, оно уготовано для подвизавшихся и принадлежит им. Ты спросишь: что же, некоторые и воссядут? Узнай, что никто там не сядет. Это свойственно единому только Божественному естеству. Кому когда из ангелов сказал Бог: «седи одесную Меня?» Так сказал Господь, применяясь к их понятию. Они, не понявши, что прежде сказанные слова Господа о сидении на двенадцати престолах - образное выражение относительно славы, ожидающей их, просили такого сидения в буквальном смысле.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 22-23 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим

Все человеческое должно охристовиться, чтобы оно могло вечно быть со Христом. Тут участвует весь человек и все Троичное Божество. В Своем богочеловеческом смирении Господь Иисус переносит на Отца Своего Небесного дарование Царства Небесного и раздачу вечных наград. В судьбе человеческой участвует весь Бог и весь человек, Сам Бог лично и сам человек лично. Но в самой глубине своей, тут все – Божие. Следует через христоустремленные и богоустремленные подвиги воздать «Богу Божие». А это – весь человек, все тело и вся душа его, ибо все это есть Божие (1Кор. 6:20; ср. Мф. 22:21).

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Мф.20:17-28

Чем ближе наступало время страданий, тем чаще Господь напоминает об этом Своим ученикам, постепенно подготавливая их к этому великому испытанию их веры. Настал месяц Нисан, по-нашему март, в середине которого праздновалась Пасха, самый великий праздник иудейский, и Господь пошел в Иерусалим. Евангелист Марк замечает, что ученики, следуя за Ним, были в страхе. Видно, что их тревожили скорбные предчувствия. Может быть, самый вид Господа внушал им эти предчувствия. Но Всеведущий читал в уме и сердцах их эту тревогу, видел, что из прежних Его предсказаний о страданиях осталось одно лишь смутное предчувствие чего-то скорбного, видел, что ученикам не хотелось, чтобы сбылось это скорбное их предчувствие. И потому, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою признал благопотребным еще раз напомнить им о необходимости страданий Его, «чтобы таким напоминанием приучить их ум помышлять об этом и смягчить их скорбь» (свт. Иоанн Златоуст). Но Господь не хотел открывать народу того, что хотел сказать ученикам, поэтому Он говорит с ними наедине: отозвал двенадцать учеников одних, ибо если ученики никак не могли понять необходимости Его страданий, то тем более соблазнился бы народ. Правда, Господь говорил и народу об этом, но не столь ясно, а прикровенно. Так, Он говорил: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19); «знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39); «будете искать Меня, и не найдете» (Ин. 7:34). Но ученикам Он говорил об этом с полной ясностью. «Для чего же Господь говорил, если народ не понимал силы слов Его? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает. – Для того, чтобы народ узнал впоследствии, что Иисус Христос предвидел Свое страдание и добровольно шел на него. Ученикам же предсказывал еще и для того, чтобы нечаянное приближение страданий не могло сильно смутить их. Вот почему Он первоначально говорил им только о смерти Своей, а когда они начали думать и приготовлять себя к ней, тогда раскрыл им и то, что Его предадут язычникам, надругаются над Ним и будут бить. Смотри и на то, как Он мудро избирает и самое время для такой беседы. Не с самого начала открыл им это, но когда они довольно уже видели опытов Его всемогущества, когда Он дал им великие обетования о жизни вечной, тогда только, и притом не однажды, но часто среди чудодействий и наставлений говорил им об этом».

И сказал им: будьте готовы к наступающей великой скорби; вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное о Мне пророками, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, которые вместе со старейшинами иудейскими и осудят Его на смерть; но так как они сами не имеют права привести свой приговор в исполнение, то потребуют этого от римского прокуратора, и потому предадут Его, Сына Человеческого, язычникам на поругание и биение и распятие на кресте, – тут впервые Господь указал на весь ужас предстоящей Ему крестной смерти, – и Он будет таким образом убит. Но не унывайте, не отчаивайтесь; так и должно быть, согласно с пророчествами, но те же пророчества говорят и то, что Христос в третий день воскреснет. Так прямы и ясны были предсказания Спасителя, но, однако же, ученики Его, по словам святого евангелиста Луки, ничего из этого не поняли: «слова сии были для них сокровенны» (Лк. 18:34). Какая же была польза для них от этих предсказаний, если они их теперь не понимали? Святитель Златоуст на это дает такой ответ: «хотя они не знали ясно тайны домостроительства Божия, но что Он умрет, – это они знали, и потому скорбели. Что Он других воскрешал, это они видели; но чтобы кто-нибудь сам себя воскресил, и так бы воскрес, чтобы потом никогда не умирать, – такого чуда они никогда не видали. И этого-то они не понимали, хотя Он и часто говорил об этом. Кроме Его смерти их устрашало особенно то, что над Ним будут ругатися (насмехаться), Его будут бить, и делать подобное этому. Представляя себе великие чудеса Его, а потом слыша эти предсказания, они изумлялись, недоумевая: неужели Сотворивший все это, должен подвергнуться таким мучениям? Поэтому – то верили, то не верили словам Его, и не могли понять их» или, лучше сказать, – их сердце не мирилось с этими словами, несмотря на всю их ясность. Насколько велика была эта темнота их разумения видно из того, что тогда же, когда Господь говорил о Своих страданиях, приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых, мать самых доверенных учеников Его, Иакова и Иоанна, Саломия, одна из постоянных спутниц и усердных учениц Его, с сыновьями своими, низко кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Сердцеведец знает, чего она хочет, но спрашивает для того, как говорит святитель Златоуст, «чтобы открыть рану и потом дать лекарство». Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя на тех престолах, о которых Ты недавно говорил, один по правую сторону, а другой по левую, на первой ступени Твоего трона, когда воссядешь Ты в Царстве Твоем.

Пусть они займут первые места близ Тебя в Твоем Царстве. Святой евангелист Марк говорит, что о том же просили и сами сыновья Зеведея. «Они взяли с собой мать, – говорит святитель Златоуст, – чтобы придать больше силы своему прошению и преклонить чрез нее Христа. А что прошение это более принадлежало им самим, и что они от стыда взяли с собой мать, это видно из того, что Христос не к матери их, а к ним простирает Свое слово. Но откуда им пришла такая мысль? Они видели себя в большей чести перед другими и потому надеялись, что Господь исполнит их прошение. Они находились на пути в Иерусалим и представляли, что Царствие Божие уже открывается. Стыдясь и краснея, ибо побеждены были страстью человеческой, отозвав Господа от прочих учеников, начали они излагать свою просьбу наедине. Они сознавали свое преимущество перед другими и опасались только Петра». «Какая несообразность! – говорит Филарет, митрополит Московский. – Он идет на место поругания и смерти, а они хотят делить первые места во славе Его. Настает время подвига, а они просят венца. Надлежало бы просить веры, чтобы не быть ни первыми, ни последними в оставлении Господа своего, когда Он предан будет, а они предлагают странное требование быть ближе всех к Тому, Которого вскоре оставят». «Впрочем, никто не должен смущаться, – продолжает святитель Златоуст, – видя апостолов столь несовершенными, ибо крест еще не совершился, благодать Духа им еще не была дана. Если же хочешь познать добродетели их, то смотри на их последующую жизнь и увидишь, что они были выше всех страстей. Господь для того и открывает недостатки их, чтобы ты узнал впоследствии, сколь великими они сделались по получении благодати». «Но, – говорит Филарет, митрополит Московский, – видя, как иногда самый свет мира подвержен был затмению, самые столпы Церкви колебались; помыслим, как нужно нам бодрствовать над собой. Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Видно, что два брата, мечтая о Царстве и славе, из последних слов Спасителя уловили только первые: «вот, мы восходим в Иерусалим» и вообразили, что настает время открытия Его Царства. Что же Господь? «И всегда было неуместным такое неравнодушие учеников к почестям, а теперь, когда Сам Он, Учитель их, можно сказать, уже стоял под тенью креста, эти самолюбивые расчеты их должны были отозваться особенной скорбью в Его святейшем сердце», – говорит блаженный Феофилакт. И, однако же, Он с кротостью отнесся к немощи Своих учеников. Он знал, что по своей слепоте они просили, в сущности, о тех местах, которые, спустя несколько дней, заняты были в позоре и мучении двумя распятыми разбойниками. В воображении учеников рисовались престолы, а Господь говорил о крестах. Они мечтали о венцах, а Господь говорил о чаше страданий и крещении кровью.

Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Вы думаете, что Царство Мое земное, но оно – не от мира сего и престолы Мои – не мирские. «Вы не знаете, – говорит святитель Златоуст, – как велик, как недостижим для самых Горних Сил предмет ваших требований. Вы напоминаете Мне о чести и венцах, а Я говорю о подвигах, вам предлежащих. Еще не настало время наград и не теперь откроется слава Моя; настоящее время есть время смерти и опасностей. Самим вопросом Он и увещевает их, и привлекает. Не сказал: можете ли идти на смерть? Можете ли пролить кровь свою? Но говорит: прежде испытайте себя. Можете ли пить чашу, – и затем, чтобы привлечь их к этой чаше, «чтобы возгреть в них усердие через общение с Собой, присовокупляет: которую Я буду пить, ту чашу скорбей, которая ждет Меня. Или можете ли вы креститься тем же страшным крещением страданий и смерти, которым Я крещусь? крещением кровью, которую Я пролью на кресте? Господь назвал Свои страдания крещением потому, что «Его смерть была, – поясняет святитель Златоуст, – великим очищением для вселенной». В пылу усердия, надеясь услышать согласие на свое прошение, ученики не вникают во всю глубину точнейшего изречения Господа и тотчас соглашаются на все. Они говорят Ему: можем. Господь знал их любовь к Себе, предвидел, что как бы ни были велики испытания этой любви, она останется непоколебимой, что впоследствии они действительно пострадают за Него, и потому говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, т.е. вы пострадаете так же, как и Я, и в этом будете Моими участниками. «Но хотя вы и умрете за Меня, однако же, – говорит святитель Златоуст, – этого вам недостаточно будет для получения председания (высшее или первое место перед другими в собрании) и первого достоинства. И если бы пришел кто-нибудь, претерпевший мученическую смерть, и украшенный всеми родами добродетелей более вас, несмотря на то, что Я люблю вас теперь и предпочитаю другим, Я не соглашусь отвергнуть этого, свидетельствуемого делами своими, и дать вам первенство». Получить особенные почести в Царстве Небесном могут только те, кому определено от Отца Моего: но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит (Я не могу дать только потому, что просят, без особой заслуги, – это было бы несправедливо), но кому уготовано Отцем Моим, кто заслужил, тот и получит. Поэтому какова бы ни была любовь Моя к вам, но об особенных почестях в Моем Царстве вы не должны мечтать.

«Неужели вы за то только, что были Моими учениками должны получить первенство, хотя бы сами и не оказались достойными такого преимущества?» (свт. Иоанн Златоуст). Господь все может: Он дает Петру ключи Царствия, Павлу – венец правды, и если говорит здесь, что не от Него зависит дать просимое, то говорит с особенным намерением; Он дает ответ согласно разумению вопрошавших, снисходя к их слабости. Они не понимали, что это за престолы, что за седение одесную Отца. «Никто ни с правой, ни с левой стороны Его не будет сидеть. Престол этот недоступен ни для кого, не только для людей, но и для всех Высших Сил. Павел считает это отличительным преимуществом Единородного, говоря: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня?» (Евр. 1:13). Если Господь говорит теперь не совсем ясно, то не следует удивляться этому, – замечает святитель Златоуст, – удаляя их искусным образом от того, чтобы они не наскучивали Ему исканием первенства, и вместе с тем не желая опечалить их, Он достигает и того, и другого этой неясностью». А между тем, «Он всячески желает побудить Своих учеников к тому, чтобы они надежду спасения и прославления, после благодати Божией, полагали в собственных добрых делах». Услышав сие (то, о чем просили сыновья Зеведея), прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев, вознегодовали на их честолюбивое желание. Такое желание первенства между апостолами сопровождалось нарушением мира между ними. Так от духа честолюбия рождается дух раздора и несогласия. «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – как все были несовершенны? как эти, желавшие возвыситься над десятью, так и те, завидовавшие им. Но посмотри потом, как тот же Иоанн, который теперь просит первенства, всегда уступает его Петру и в проповеди, и в творении чудес, и не скрывает его знаменитых дел, но упоминает и о его исповедании, и предпочитает этого апостола себе самому. Иаков же, хотя недолго жил, но и в самом начале так воспламенился ревностью, что достиг высоты неизреченной и удостоился заклания мученического». Скорбно было Господу нашему видеть в Своих любимых учениках такое самолюбие, недружелюбие; Иисус же, чтобы умиротворить и вразумить их, подозвав их к Себе ближе всех прочих учеников, ропщущих на двоих братьев, указал им главное правило поведения для всех, кто желает быть членом Его Царства, правило, совершенно противоположное тому, какое было у язычников: это – глубокое смирение и самоотвержение. Как любящий Отец, вразумляя их, Он показывает, что желать первенства свойственно только язычникам, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

Они пленяются славой человеческой потому, что не знают славы Божией, усиливаются превознести себя на земле потому, что не имеют надежды взойти на небо. Но между вами да не будет так (не будет так в Моем Царстве): а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом, пусть считает себя ниже всех, будет готов отказаться от всякого первенства, пожертвовать собой для спасения ближнего. «Страсть честолюбия постоянно стужает (досаждает) и великим людям, – поясняет святитель Златоуст, – потому требует и сильнейшего поражения. Вот почему Господь и поражает их в самой глубине сердечной, постыждая надмевающийся дух их сравнением с язычниками. В одних уничтожает зависть, а в других гордость. У Меня, говорит, последний есть первый. Смотрите на Меня». Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить, чтобы другим служить. Будучи Богом, Он пришел к людям в образе раба, пришел не в славе и величии, но как простой Человек, и вовсе не требует, чтобы Ему служили так, как служат царям и владыкам земным. Он Сам служит всем, благотворя всем, помогает в нуждах просящим у Него помощи, служит особенно в деле спасения Своим учением и чудесами, а, главным образом, – Своей искупительной смертью. Он затем и пришел, чтобы отдать душу Свою, Свою жизнь, для искупления многих, чтобы искупить людей. «Будучи Царем Высших Сил, Я восхотел быть Человеком (слова свт. Иоанна Златоуста) и подвергнуться презрению и поруганию, душу Свою отдал во искупление, и за кого же? За врагов. Ты, если смиряешься, то смиряешься для себя самого, а Я смиряюсь для тебя. Итак, не опасайся потерять честь свою через это. Ибо сколько бы ты ни смирялся, никогда не сможешь смириться настолько, насколько смирился Владыка твой. Однако, это уничижение Его сделалось возвышением для всех и открыло славу Его. Потому не опасайся потерять честь свою оттого, что смиряешься; смирение есть дверь к Царствию». Все люди – пленники греха; все находятся под клятвой осуждения от вечной правды Божией, и потому все должны бы погибнуть, умереть вечной смертью. Но любовь Божия в своей премудрости нашла средство спасти их, выкупить этих пленников у правды Божией, снять с них проклятие и осуждение, освободить от вечной погибели. Это средство и было – крестная смерть воплотившегося Сына Божия. Он один умер за всех грешников, и эта смерть принята правдой Божией как выкуп за всех людей. Люди, таким образом, были искуплены кровью Иисуса Христа от вечной смерти.

Спаситель умер за всех, но не все веруют в Него, как в Искупителя, не все и из верующих живут по вере, а потому не все и спасутся. Вот почему Господь не сказал: Я пришел отдать душу Свою за всех, но сказал: «для искупления многих»…

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

И глагола има: чашу убо Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися: а еже сести одесную Мене и ошуюю Мене, несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего

И глагола има: чашу убо Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися

Предсказал им, что они будут убиты и удостоятся мученической кончины. И действительно, об Иакове все знают, что он был убит Иродом четверовластником, а об Иоанне многие спорят. Говорят, что так как предсказание Христа не может быть ложным, и Иоанн не потерпел еще мученической кончины, то он еще и не умер, а живет доселе и вместе с Енохом и Илией будет убит около кончины века. Златоуст же ясно учит, что Иоанн умер и даже был убит. Изъясняя Евангелие от Иоанна, во второй беседе он говорит: Евангелием он обнял всю вселенную, телом пребывал в середине Азии, т.е. Ефесе, а душой удалился в такое место, которое приличествует святым. В первой же беседе Златоуст говорит, что Иоанн даже чашу Христову испил и крещением Его крестился: и он добровольно был заклан, претерпев мученические язвы и множество бедствий за Христа. Подвижником и мучеником называется не только тот, кто умер насильственной смертью за Христа, но и тот, кто претерпел бичевание и многое другое за Него. И впоследствии мы находим очень много подвижников, предавших Богу душу свою в мире, и, однако, никто не скажет, что за это они лишились мученического достоинства. А что Иоанн умер, об этом он и сам свидетельствует в Евангелии, говоря: и не рече ему Иисус, яко не умрет (Ин. 21:23), и в книге Апокалипсиса (11, 3) об этом свидетельствуется от лица Спасителя, потому что в словах: и дам обема свидетелема Моима, и прорицати будут дний тысящу двесте и шестьдесят, оболчена во вретище , – разумеются Енох и Илия.

А еже сести одесную Мене и ошуюю Мене, несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего

Выше мы сказали, что сидеть с правой или с левой стороны Его – это выше достоинства не только людей, но и Горних Сил; следовательно, никто не будет там сидеть. Но если Он здесь говорит: несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего, – то этим показывает, что кто-нибудь будет сидеть. Так как они просили первенства между учениками, то Христос престолом с правой и с левой стороны называет здесь первое место между ними, которого будут удостоены Петр и Павел, первые из учеников, как более всех остальных потрудившиеся. Но каким образом Всемогущий не может даровать этого? Слова: есть Мое – указывают не на бессилие, а на справедливость. Так как они просили даровать им первенство, то сказал: «Я не могу даровать вам первое место, потому что Я справедлив и нелицеприятен; оно принадлежит тем, кому уготовано Отцом Моим; а уготовано оно достойным получить его. Чтобы получить первое место, нужно не только подобно Мне претерпеть смерть, но быть первым и в остальных добродетелях». Этим высказал сильное побуждение для них. Сказал: от Отца Моего, – чтобы воздать честь Отцу и чтобы показать, что Сам Он равносилен Отцу: Аз, – говорит, – и Отец едино есма (Ин. 10:30).

Толкование на Евангелие от Матфея

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Предсказание Иисуса Христа о Своей смерти и воскресении, и ответ на прошение сынами Зеведеевыми первых мест в Его царстве (Мф.20:17-28, Мк.10:32-45, Лк.18:31-34)


Настоящее повествование евангелисты начинают словами: «И восходя в Иерусалим» (Мф.20-17), «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим» (Мк.10:32). Эти выражения евангелистов можно понимать так, что теперь Иисус Христос с Своими последователями перешел Иордан и вступил на дорогу в Иерусалим, идущую чрез Иерихон (ср. Мф.19:15, Мк.10:17, п. 94). И вот, когда таким образом для учеников Господа ясно было, что Учитель их намерен идти в Иерусалим на праздник Пасхи, сердца их исполнились страхом и тревожным предчувствием: «Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк.10:32). Также чувствовали они себя и в тот раз, когда Господь приглашал их идти в Иудею для воскрешения Лазаря (Ин.11:7-8:16). Но Господь теперь уже не успокаивает их, как в тот раз (Ин.11:9-10), а, отозвав двенадцать, дает им ясное и определенное предсказание того, что ожидает Его в Иерусалиме. И при таком-то ясном предведении и предсказании апостолам ожидавших Его в Иерусалиме мучений и смерти Иисус идет впереди их; этим Он и вселял мужество в Своих последователях и показывал им, что, когда час Его настал, Он добровольно идет на смерть. Ев. Лука замечает, что ученики «ничего не поняли» (Лк.18:34) из предсказания Господа о Своей смерти и воскресении: «слова сии для них были сокровенные и они не разумели сказанного» (Лк.18:34). А евв. Матфей и Марк дают рассказ о просьбе сынов Зеведеевых, из которого с очевидностью ясно, что действительно мало разумели апостолы из сказанного Господом о Своей смерти и воскресении. Эту просьбу, по Марку, высказали сами сыны Зеведеевы (МК.10:35-37), а по Матфею, – мать их (Мф.20:20-21). Разность, очевидно, состоит в том, что первый обращает внимание только на сущность дела, а последний указывает и на ту частную, второстепенную черту его, что в данном случае устами сынов Зеведеевых и в то же время ходатайницей за них была мать их. Но так как просьба эта была все-таки просьба Иакова и Иоанна, то, отвечая на нее, Господь (и по Матфею) обращается к ним самим. Иаков и Иоанн должно быть были в ином расположении духа, нежели прочие апостолы, и иначе понимали шествие Господа в Иерусалим; пред умом их предносилось недавно высказанное Господом обетование 12-ти апостолам, что они будут сидеть в царстве Христа на 12-ти престолах (Мф.19:28), – обетование, которое они поняли чисто внешне, чувственно, потому что и царство Мессии они представляли царством земным; при этом, быть может, они ожидали, что Господь идет теперь в Иерусалим для того, чтобы торжественно открыть Свое царство; из предсказания Его о Своей смерти они ничего не поняли. И вот они просят Господа, чтобы Он, до сих пор являвший к ним особенную любовь, посадил их на первых из 12-ти престолов апостольских, рядом с Собою. Но Господь говорит им: «не знаете, что просите». (Если бы они знали, что сидеть по правую и по левую руку Господа во время предстоящего пребывания Его в Иерусалиме значит висеть с Ним на поносном кресте, то в настоящем их состоянии они не могли бы высказать свою просьбу.) «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить (Мф.26:39,42), или креститься крещением, которым Я крещусь?» Иаков и Иоанн, не вникая глубже в смысл иносказательной речи Господа, а только желая, чтобы Он исполнил их просьбу, говорят: «Можем». Предвидя, что впоследствии сыны Зеведеевы действительно сделаются способными участвовать в страданиях Его, Господь признает правдивость их ответа; но относительно просьбы их говорит: «Еже сести одесную Мене и ошуюю Мене, несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего». Бог Отец дал Сыну иметь жизнь в Самом Себе, дал Ему и власть суда, и Сын оживляет, кого хочет (Ин.5:21-22,26-27). Следовательно, разделение наград в царстве Мессии есть дело Устроителя этого царства, Иисуса Христа, действующего согласно с волей Отца (Ин.5:19-20,30). Но в настоящем случае Господу нужно было отклонить от Себя эту честь: обещание исполнить просьбу сынов Зеведеевых оскорбило бы прочих апостолов, которые негодовали уже на одно это честолюбивое искание своих товарищей (Мф.20:24, Мк.10:41); отказ в просьбе оскорбил бы просителей. Поэтому Господь и дает не вполне ясный ответ. В основании просьбы Иакова и Иоанна была мысль, что Иисус Христос любит их и приблизил их к Себе более других апостолов; Господь и говорит, что большее или меньшее прославление их в вечной жизни зависит не от этих личных Его расположений и отношений к каждому из них, но имже уготовася от Отца; а у Отца уготовано каждому то, чего он будет достоин по своим делам.

Несмотря на то, что Господь не дал прямого обещания исполнить просьбу сынов Зеведеевых, самая эта просьба возбудила движение зависти в прочих апостолах, и они негодовали на Иакова и Иоанна. Тогда Господь, подозвав их, дал им урок смирения, указывая в Себе высший образец этой добродетели.

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

Чашу Мою будете пить и пр.: претерпите бедствия, страдания и злоключения за имя Мое. Господь знал их любовь к себе и предвидел, что какие бы испытания ни предлежали ей, она будет тверда и останется непоколебимою, предвидел и предсказал будущую земную участь двух братьев-апостолов. Св. Иаков, после усердных апостольских трудов своих, был усекнут мечом за имя Христово, по повелению Ирода (Деян.12:2); а Иоанн, вышедши невредимым из котла с кипящим маслом, претерпел заключение на острове Патмос. Так исполнилось предсказание Христово!
– Не от Меня зависит, но кому уготовано и пр.: Господь все может, как мог дать Петру ключи царствия (Мф.16:19), и если говорит здесь, что не от Него зависит, то говорит так с особенным намерением. «Дает ответ сообразно разумению вопрошавших, снисходя их слабости. Они не понимали, что за престол, что это за седение одесную Отца. Ибо не знали того, что гораздо ниже сего, того, что каждодневно было внушаемо; они искали только первенства, чтобы стать выше прочих и никого не иметь выше себя при Нем» (Злат.). Смысл слов такой: получить особенные почести в Царстве Небесном могут только те, кому определено от Отца Моего, и Я могу дать их только тем, кому определит Отец Мой небесный. Какова бы ни была любовь Моя к вам, но об особенных почестях в царстве Моем вы не должны помышлять. Почести предопределены всем апостолам, и они будут розданы в предопределенное время самим Христом, Царем, сообразно воле Отца небесного (Мф.25:34 и д.). О некоторой неясности сего изречения св. Златоуст замечает: «если Господь и неясно сказал о сем, ты не удивляйся тому. Удаляя их искусным образом от того, чтобы они безрассудно и напрасно не наскучивали Ему исканием первенства, так как они побуждены были к тому страстью человеческою, и вместе не желая опечалить их, Он достигает того и другого сею неясностью»; а между тем сим изречением побуждает «учеников своих к тому, чтобы они надежду спасения и прославления, после благодати Божией, полагали в собственных добрых делах». «Ибо от приемлющих зависит соделать себя достойными седения одесную или ошуюю Господа, а не от Того, кто может дать сие, хотя бы и несправедливо было прошение» (Вас. В. 3, 177–178).

Толкование на Евангелие от Матфея

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим.

Чашу Мою будете пить... «Хотя обещаете и необдуманно, не зная ни тяжести предстоящих вам страданий, ни слабости ваших естественных сил, однако», – как бы так говорит Господь, проницая будущее Своим божественным взором, – «вы действительно уподобитесь мне в терпении и в подвиге (насколько это возможно), ради Меня присно предаваясь в смерть (2Кор.4:11), ради Меня умерщвляемые всякий день».

Но дать сесть у Меня по правую сторону, т. е. в царстве славы, куда устремляются сыны Зеведеевы своими желаниями, минуя царство Божие, воинствующее в сем мире, не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим. В откровении Иоанна Богослова, одного из сих самых сынов Зеведеевых, Христос говорит: Побеждающему дам сести со мною на престоле моем, якоже и аз победих, и седох со Отцем моим на престоле его (Откр.3:21). Итак, несомненно, раздаятелем высших наград в славном царстве Своем будет Христос, Сын Божий, во всех божественных действиях Своих неслитно соединенный с Богом Отцом. Почему же говорит Он теперь: не от Меня зависит? Потому, что эти награды уготованы Отцом Небесным (вместе с Сыном и Духом Святым) для победителей; сыны же Зеведеевы не только не победили, но еще и не выступали на поприще. Если бы раздаятель наград (призов) держал в руке венец, назначенный тому, кто победит в состязании бега, а другой кто-нибудь, не только не победивший, но еще и ее начинавший состязания, стал просить у него этого венца, то первый справедливо ответил бы, что он не может дать, т.е., хотя это и в его власти, но он не должен никому давать, кроме победителя, которому венец этот назначен (Златоуст).

Вообще грамматическая конструкция слов Господа такова, что здесь сравниваются власть Сына с властию Бога Отца (тогда было бы сказано: οὐκ εμον εστιν αλλα Πατρος, но просящие и желающие с теми, кому уготовано (т. е. не в Моей власти дат всякому желающему, а тем лишь, кому уготовано) Ἀλλα употреблено здесь в смысле «кроме», «разве», и выражает изъятие их предшествующего отрицательного суждения. Смысл всей фразы изложить можно так: сесть одесную или ошуюю Меня Я не могу дать, разве только тем, кому уготовано. Подобно сему переводится в Мк.9:8 ουδένα ειδον, αλλά τον Ιησοῦν μόνον, в (2Кор.2:5): ουκ εμε λελυπηκεν, αλλ απο μερους.

Объяснение важнейших мест Четвероевангелия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим

Этот стих всегда считался одним из труднейших для истолкования и даже дал повод некоторым еретикам (арианам) ложно утверждать, что Сын Божий не равен Богу Отцу. Мнение ариан было отвергнуто всеми отцами церкви как неосновательное и еретическое, ибо из других мест Нового Завета (Мф.9:6,8,28:18; Мк.2:10; Ин.17:2,10:30 и др.) ясно видно, что Христос везде присваивает Себе власть, равную с Богом Отцом.

Для правильного истолкования изложенных в рассматриваемом стихе изречений Спасителя следует обратить внимание на два весьма важных обстоятельства. Во-первых, если ученики и их мать в 21-м стихе просят Христа о первых местах в Царстве Его или в славе, то в речи Спасителя, начиная с 23-го стиха и кончая 28-м (и у Луки в разделе, поставленном в другой связи, Лк.22:24-27, который иногда приводится здесь в виде параллели), ни о Царстве, ни о славе совсем нет ни малейшего упоминания. Придя в мир, Мессия явился как страдающий Раб Иеговы, Искупитель человечества. Отсюда ясно, что сесть по правую и по левую сторону Христа не значит прежде всего участвовать в Его славе, а указывает на предварительное приближение к Нему в Его страданиях, на самоотречение и несение креста. Только после этого людям предстоит возможность войти и в Его славу. По изволению и совету Божию всегда находятся люди, которые принимают участие в страданиях Христа и таким образом делаются Ему особенно близкими, как бы садятся по правую и по левую Его стороны. Во-вторых, следует заметить, что два евангелиста, Матфей и Марк, употребляют здесь два различных выражения: «кому уготовано Отцем Моим» (Матфей) и просто: «кому уготовано» (Марк). Оба эти выражения точны и сильны и заключают в себе одну и ту же мысль – о промыслительном значении страданий в земной жизни человечества.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим

Т. е. Господь предсказал апостолам Иакову и Иоанну, что действительно, по любви своей к Нему, они примут страдания и даже (первый) смерть за имя Его. Известно, что ап. Иаков был усечен мечем по приказанию царя Ирода (Деян. 12:2), а Иоанн, по приказанию царя Домициана, был брошен в кипящее масло, где Господь сохранил его невредимым, и затем сослан в заточение. Но дать сесть по правую и по левую руку Мою  и проч. Это значит, что получить особенные почести в царстве небесном зависит от того, кому определит Бог, Отец небесный, вместе с Отцом, конечно, и Он, Спаситель и Судия, по заслугам — кому уготовано. «От самих приемлющих зависит сделать себя достойными седения одесную или ошуюю Господа, а не от Того, Кто может дать сие, хотя бы и несправедливо», — пишет св. Василий Великий.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 22-23. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим.

О крещении.


Здесь крещение сравнено с чашею страдания Мф.26:42; стало быть, крещение исключительное и необязательное для всех, между тем есть крещение обязательное для каждого христианина: Мф.3:16; Ин.3:5, необходимое не только для уверовавших в слово Божие: Деян.8:35-39, но и для получивших Духа Святого: Деян.10:44-47. По крещении во имя Господа Иисyca нисходит Дух Святый и на не получивших Его: Деян.19:2-5; медлить с крещением нельзя: Деян.22:16.
 

Краткий толкователь мест Священного Писания

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Страдание и есть крещение (Мф.20:22-23; Мк.10:38-39; Лк.12:50).
 

Ответ:

В указанных местах Свои крестные страдания Господь представил под образом крещения и питья чаши. Как в крещении человек погружается в воду, так и Господь, претерпевая страдания, как бы погрузился в них полностью. «Чашу с отравой» подавали осужденным на смерть.

Крещение кровью (мученичество) не исключает водного крещения. Господь, приняв крещение водное от Иоанна, пострадал на кресте. Апостол Павел был крещен Ананией в воде (Деян.22:16), а затем претерпел мученическую кончину. Крещение кровью – удел не всех христиан, а водное крещение, по заповеди Господа (Мф.28:19; Ин.3:5), обязательно для всех. По свидетельству древней Церкви, исповедники, не успевшие креститься, должны были при первом удобном случае принимать водное крещение. Если же не успевали креститься, то мученическая смерть была для них крещением кровью (Мф.10:39;16:25; Мк.8:35).
«Если не принял кто крещения», – учит святой Кирилл Иерусалимский, – «то не имеет спасения, за исключением одних мучеников, которые и без воды приобретают царствие… Мученичество Спаситель также называет крещением” (1) (Мк.10:38).
-------------------------------------------------------
(1) - Творения. 3 огласительное слово. 1893 г., стр. 41.

Православная Церковь и сектанты

Олег Стеняев, протоиерей

И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

Блаженный Иероним, объясняя слова: «чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься», пишет: «каким образом сыны Зеведея, – именно: Иаков и Иоанн, будут пить чашу страданий, когда [Священное] Писание повествует, что только Иаков апостол был обезглавлен Иродом, а Иоанн окончил жизнь свою естественною смертью. Но если мы будем читать церковные повествования, в которых говорится, что и он (т. е. Иоанн Богослов – О.С.) был во время мучений опущен в котел кипящего масла и оттуда вышел, как победитель на ристалище, для принятия венца Христова и потом был сослан на остров Патмос, то увидим, что Иоанн не имел недостатка в мужестве для перенесения мучений и что он испил чашу исповедания: ее испили и три отрока в печи огненной, хотя гонитель и не пролил крови». Т. е. гонения бывают различные и многообразные. Разве не является мученицей пожилая христианка, когда во время ее молитвенного правила внуки погромче включают бесовскую музыку; разве не страдалец за Христа, мужчина христианин, которого за отказ воровать на работе презирают и гнобят товарищи по труду; разве не мученик мальчик христианин, который в школе отказывается снять крест с груди и продолжает молиться перед едою в школьной столовой; разве не страдалица за веру девушка, которая несмотря на сильную привязанность, отказывается встречаться с юношей, который отрицает истину Евангелия; разве не исповедник священник, который не смотря на прессинг и агрессию, соблюдает тайну исповеди, когда ее из него буквально вышибают; разве не исповедник школьник в лагере отдыха, отказавшийся в среду и пятницу (постные дни) посещать дискотеку; а разве не страстотерпец наркоман, выбросивший наркотики Христа ради, не смотря на мучительнейшие ломки. Сказано: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том…» (1Кор.15:31). Т. е. умираю для греха, чтобы жить для праведности.

Истолковывая слова: «но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим», Блаженный Иероним пишет: «нужно понимать так: Царство Небесное находится во власти не дающего, а получающего, ибо у Бога нет лицеприятия». Т. е. тот, кто отвечает на божественный призыв согласием и получает предлагаемое ему. И Бог, Который не лицеприятен, поставил всех нас в одинаково равное положение по этому вопросу. Следовательно, погибающие в вечном огне народы не смогут сказать, что не слышали божественного призыва и потому не ответили на него. Грех, как я часто говорю, суицидален, и в нем уже заложены семена саморазрушения личности, следовательно, добровольно идущий путем греха и есть тот, который сам себе не дал, а правильнее сказать, у самого себя и похитил спасение. О чем и свидетельствует святой Иероним словами: «Царство Небесное находится во власти не дающего (т. е. Бога – О.С.), а получающего (т. е. человека – О.С.), ибо у Бога нет лицеприятия».

Беседы на Евангелие от Матфея, том 2

Гладков, Б. И. (†1921)

Просьба Саломии и ее сыновей (Мф.20:20-23, Мк.10:35-40)
 

Не разумели сказанного (Лк.18:34), но все-таки надеялись, что скоро настанет Царство и слава их Учителя. Отдаваясь мечтам об этом Царстве, они, несомненно, думали и о том, что они, ближайшие сотрудники Иисуса, займут в нем выдающееся положение. В самом разгаре этих мечтаний мать Апостолов Иакова и Иоанна, Саломия, подходит к шедшему впереди всех Иисусу и, кланяясь Ему, чего-то просит; на вопрос же Иисуса – чего ты хочешь? – отвечает: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем (Мф.20:21).

С такой просьбой, по сказанию Евангелиста Матфея, обратилась к Иисусу Саломия, сопровождаемая сыновьями своими; по сказанию же Евангелиста Марка, с той же просьбой обратились к Иисусу сами Апостолы Иаков и Иоанн. Это кажущееся разногласие в повествованиях Евангелистов нетрудно примирить, если признать, что сначала с просьбой выступила Саломия, за которой стояли ее сыновья, а затем и сами сыновья подошли к Иисусу и повторили ту же просьбу, доказывая тем, что их мать действовала по соглашению с ними.

Иаков и Иоанн вместе с Петром избраны были Иисусом из всех двенадцати Апостолов присутствовать при Его Преображении и при воскрешении Им дочери Иаира. Это избрание, это отличие от других, дало им повод думать, что они и в Царстве Мессии, в славе Его, займут лучшие места, будут первыми; под влиянием этих дум они и обратились к Иисусу с просьбой возвысить их над другими в Царстве Славы Его.

Не знаете, чего просите, – отвечал им Иисус. – Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? (Мк.10:38)

Иисус знал, что эти самые Апостолы, желающие теперь сесть рядом с Ним в Царстве Славы Его, почти сравняться с Ним, оставят Его одного и разбегутся, как только настанет час Его страданий. Поэтому Он и спросил их: «Можете ли пить ту чашу страданий, которую Мне предстоит испить, о которой Я только что говорил вам? Можете ли креститься тем кровавым крещением на кресте, которым Мне предстоит креститься?»

(В древности был обычай посылать некоторым из осужденных на казнь чашу с ядом, поэтому выражение пить чашу означало: испытывать страдания, оканчивающиеся смертью).

На этот испытующий вопрос Иисуса пылкие «сыны грома» ответили; можем. Зная, что со временем Апостолы пострадают за Него и, следовательно, в состоянии будут пить чашу страданий и креститься кровавым крещением, Иисус пророчески сказал Иакову и Иоанну: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься (Мк.10,39); но чтобы сесть у Меня по правую сторону и по левую – это не от Меня зависит, а от Отца Моего: кому уготовано Отцем Моим (Мф.20:23)».

Сесть рядом с Иисусом Христом, Сыном Божиим, в Царстве или Славе Его, то есть сравняться с Ним в Его Божестве, не может никто из людей, как бы добродетелен он ни был. Почему же Иисус не ответил в этом смысле Иакову и Иоанну? Почему прямо не отверг их неисполнимую просьбу? По мнению Иоанна Златоуста, Иисус поступил так, желая побудить Своих учеников, чтобы они надежду на спасение и прославление основывали на собственных добрых делах, а не на том лишь, что они – избранные Апостолы. Говоря так, Он только дает ответ сообразно разумению вопрошавших, снисходя к их слабости.

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka