Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18-20 Утром же [следующего дня], возвращаясь в город, Он захотел есть. И видя при дороге одно смоковничное дерево, подошел к нему и ничего не нашел на нем, только одни листья. И сказал ему: Да не родится от тебя плод никогда во век; и смоковница тотчас засохла. И видя [это], ученики [Его] удивились говоря: каким образом она тотчас засохла

После рассеяния тьмы ночной, после распространения утренних лучей и по приближении полудня, когда Господь страданием Своим должен был просветить мир, возвращаясь в город [Иерусалим], Он почувствовал голод, или показывая этим действительность [своей] человеческой природы, или испытывая сильное желание [esuriens - как бы сильный голод] спасения верующих и страдая от неверия Израиля. И когда увидел одно дерево (под которым мы разумеем синагогу и собрание иудейское) возле дороги: ибо синагога имела закон и потому была как бы при пути; так как она не веровала в Путь, то Он приходит к ней, стоящей неподвижно и не имеющей стоп Евангельских, и ничего не нашел Он на ней, кроме одних только листьев, то есть: шелеста обетовании, предания фарисеев, [их] хвастовства законом и красивыми словами без всякого признака плодов истины. Поэтому и другой евангелист говорит: Еще было не время (Мк. 11:13) или в том смысле, что не настало еще время спасения Израиля, так как еще не вступил народ язычников, или в том, что минуло уже время веры, потому что, придя сперва к нему и встретив презрение от него, Спаситель удалился к народам языческим. И сказал ему: Да не родится от тебя плод никогда во век или: в вечности, ибо греческое слово αίών [θли: αίώνα] имеет то и другое значение; и высохла смоковница, не имевшая пищи, которой желал от нее хотевший вкусить Господь; листья высохли так, что остался только ствол. После же отпадения ветвей, корень возьмет силу [или: будет жить], этот корень в самое последнее время, если захочет уверовать, то даст отпрыски веры, и исполнится Писание, которое говорит: Есть надежда дереву (Иов. 14:7). А согласно буквальному смыслу Господь, должный пострадать среди народов и понести бремя крестного соблазна, должен был наперед утвердить души учеников знамением. Потому ученики и удивляются говоря: каким образом она тотчас засохла? Таким образом Спаситель той же силой мог бы иссушить и врагов Своих, если бы не ожидать спасения их через раскаяние.

Толкование на Евангелие от Матфея

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 20-21 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет

Теперь же, дабы сообщить эту истину, Господь поступил пророчески. В случае с этим деревом Он желал не только явить чудо, но этим чудом сообщить нечто, относящееся к будущему. Таких примеров поучения и убеждения нас много, хотя бы мы и сопротивлялись.

Для начала: чем согрешило дерево, не принеся плода? Даже если бы на нем не было плода в должное время, то есть когда созревают плоды, то и тогда не было бы вины дерева, ибо дерево, не имея чувств, не может быть повинно. К тому же, как мы читаем у другого евангелиста, говорящего о том же самом, еще не время было собирания смокв (Мк. 11:13). Это было время, когда смоковница покрывается нежной листвой, что бывает, как знаем, до созревания плодов. Тут мы представляем себе, что день страданий Господа приближался, и мы знаем, когда Он пострадал. И чтобы выразить это ясно, евангелист, которому мы должны верить, замечает, что смоковнице не время было приносить плоды. Но если бы это было только чудо, чтобы его явить, но если бы в нем не было некоего пророческого прообразования, то куда бы достойнее милосердию и милости Господа было, найдя засохшее дерево, вернуть его к жизни. Это более стало бы соответствовать исцелению Им больных, очищению прокаженных, воскрешению умерших.

Наоборот, будто бы вопреки Его обычному правилу милосердия, Он нашел зеленеющее дерево, еще не дающее плодов, поскольку время не пришло, но готовящееся дать плоды, - и что же Он делает? Иссушает его. Он как бы говорит человеку: «Мне нет радости в иссушении дерева. Поступая так, Я хочу довести до тебя, что действую не без основания, но ради того, чтобы ты научился: Я не дерево проклял, не бесчувственному дереву принес наказание; но Я тебя устрашил, кто бы ты ни оказался, - чтобы ты не подвел Христа, когда Он взалкает, дабы ты мог надеяться оказаться в поре созревания плодов, а не во время покрывания листвой».

<…> Я должен сообщить вам то, что всегда надо помнить при истолковании Писания. Все, что говорится или делается, надо понимать либо буквально, либо образно, но бывает, что надо соединить то и другое - буквальное толкование и образное значение. <…> Итак, Христос, желая дать нам поучение, хочет, чтобы мы приносили плоды, и предлагает нам такой образ - этот образ не вымысел, но достоин похвалы.

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 18-20 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница

Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. В виду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, - и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость. Таковой человек услышит на себя проклятие; ибо сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь» (см. Мф. 25:41). Он будет и иссушен: во время мучений его в пламени у него будет сохнуть даже язык, как у евангельского богача.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 17-22 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите

О смоковнице, молитве и вере

Каждая вещь в этом мире имеет свою богозданную логосную цель и назначение. Смоковница: чтобы рождала смоквы; ангел, чтобы служил Богу; человек, чтобы уподоблялся Богу; пчела, чтобы собирала мед. Не исполняя своего назначения, каждое творение подпадает под проклятие Творца, явно или тайно. Богочеловек и пришел в этот мир, чтобы все вернуть к своему божественному назначению. Он Один и знает назначение каждого творения, каждой твари; Он Один и имеет могущество каждому творению дать силы для исполнения своего Божественного назначения. Пример смоковницы: смоковница существует в мире – чтобы служить человеку; а человек? чтобы служить Богу. Как человек служит Богу? Верою. Вера же значит: всему, всем существом, всеми силами своего существа жить Богом, в Боге, ради Бога. Только так человеческое существо приносит Богом назначенный плод. В противном случае: оно засыхаетъ; пересыхают Божественные источники в нем; его существо, не политое небесной росой благодати, и вне поднебесья Божественных сил – вянет, засыхает, остается без плода. Человек без веры в Господа Христа имеет вид человека, но не дела, которые нужны; как смоковница: имеет вид и листья смоковницы, но не имеет плода. И сбывается пророческое слово Спасителя: «Безъ Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5); то есть, если человек не свяжется органически, как привой, с животворным существом Богочеловека Христа (Ин. 15:6). А прививает человек себя на Богочеловека подвигом веры, и силы и Божественные соки Богочеловека начинают струиться через существо человека, оплодотворять его, и оно «приноситъ много плода» (Ин. 15:5): оно рождает все, что есть божественного, бессмертного, вечного. Вера обоготворяет человека, и делает его «богом по благодати», и все, что он делает, будет божественно, бессмертно, вечно. Человеку такой богочеловеческой веры все возможно; он словом может и горы передвигать и ввергать их в море. Отношение его к Богочеловеку – все из молитвы, в молитве: Все, чего ни попросите въ молитве съ верою, получите (стих 22). И при этом вот какое Богочеловеческое благовестие: «Все, чего ни будете просить въ молитве, верьте, что получите, и будетъ вамъ» (Мк. 11:24). Ибо для Богочеловека, пребывающего в верующем, ничего невозможного нет. По всеистинному слову самой Истины: «Если пребудете во Мне и слова Мои въ васъ пребудутъ, то, чего ни пожелаете, просите, и будетъ вамъ» (Ин. 15:7). Главное: при помощи святых евангельских тайн и святых евангельских добродетелей соединиться благодатно-органически с Господом Христом. Ибо только так, только через благодатно-добродетельное охристовление, человеческое существо становится богочеловечески бессмертным и богочеловечески всемогущим.

Молитва всемогуща, когда? Когда исходит из богочеловеческой веры, которая объединила все существо человека с Богом. Такая молитва и разумна, и продолжительна, и всесердечна. Исполняется евангельское слово святого Апостола: «Будьте благоразумны и бодрствуйте въ молитвахъ» (1Пет. 4:7). И еще благовестие Святого Златоуста: «Слушай Бога в заповедях Его, чтобы Он послушал тебя в твоих молитвах». И рядом с этим заповедь святого Воанергеса: «чего ни попросимъ, получимъ отъ Него, потому что соблюдаемъ заповеди Его и делаемъ благоугодное предъ Нимъ» (1Ин. 3:22). Тогда человек получает власть над видимой природой, над природными законами. И так христианин, и так христиане становятся «соработниками у Бога» (1Кор. 3:9).

Евангельская смоковница – это символ «имеющихъ видъ благочестiя, силы же его отрекшихся» (2Тим. 3:5); то есть они имеют вид благочестия, но не живут благочестием, его Божественной, Боготворящей силой. Ибо благочестие – это не что иное, как жизнь по Богу, жизнь в Боге, жизнь ради Бога. А такая жизнь делает человека могущественным и всемогущим, божественно могущественным, божественно всемогущим, ибо в нем живет Бог, и из него действует Бог и все силы Его. По Своему безмерному человеколюбию, Господь Христос всегда жаждет человеческого спасения, человеческих божественных дел и подвигов. Поэтому Он неожиданно и невидимо приступает к каждому человеку, к каждой человеческой душе, чтобы увидеть, есть ли на ней Божественный плод, т. е. есть ли на ней евангельские добродетели, которыми Богочеловек питается в нашем человеческом мире (Ин. 4:32–34).

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 18-22 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите

Во избежание тайных козней от врагов и народных волнений все последние ночи перед Своими страданиями Господь проводил в Вифании, в кругу Своих усердных почитателей и друзей. Но лишь наступало утро, Он спешил в Иерусалим, чтобы проповедовать во храме. Так было и на другой день после Его торжественного входа во святой град. Он шел теперь той же дорогой, но уже без всякой торжественности. «Свежесть весеннего утра, чистота горного воздуха, разнообразие видов, представлявшихся с Елеона, делали это путешествие весьма приятным и легким. Господь почувствовал голод и желал его утолить теперь же, вероятно не предполагая быть в Иерусалиме где-либо, кроме храма» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Поутру же, возвращаясь в город, взалкал, – говорит евангелист. «Взалкал, уступая требованиям плоти», – как говорит святитель Златоуст; взалкал ранним утром «по Своему особенному намерению», как выражается блаженный Феофилакт: «алча спасения грешных». Подобно древним пророкам Он восхотел знаменательным действием показать Свой будущий суд над нераскаянными грешниками, чтобы страхом этого суда вразумить их. И увидев при дороге одну смоковницу, стоявшую одиноко у самой дороги и потому никому не принадлежавшую, которая отличалась от всех густой листвой, подошел к ней, как бы для того, чтобы ее плодами утолить Свой голод. Всеведущий знал, что это была за смоковница. Пора смокв еще не наступила; но есть смоковницы, на которых плоды держатся всю зиму и дозревают весной среди новых листьев. Притом новые плоды появляются на смоковнице раньше, чем она покроется листьями; а так как смоковница та была густо покрыта листьями, то можно было ожидать, что на ней окажутся и плоды. Но на дереве не оказалось ни одного плода зимовалого, не было признаков и новых летних плодов: смоковница была совершенно бесплодна! И, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев (нельзя было и в будущем ожидать от нее плодов, и потому она оказывалась для всех бесполезной): «на что она и землю занимает?» (Лк. 13:7).

Тогда Господь спокойно, но и властно, как Владыка твари, произносит этому бездушному дереву Свой Божественный приговор, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек! Вовек чтоб никто не вкушал от тебя плода! И смоковница тотчас засохла… «Для чего предано проклятию бездушное дерево? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает. – Христос показывает этим, что Он может и силен наказать Своих врагов, однако же добровольно отдает Себя на распятие». Он пришел взыскать и спасти погибшее, и потому непрестанно миловал, исцелял, воскрешал; между тем Он должен был явить, хотя однажды, что будучи Спасителем мира, Он есть вместе и будущий Судия человеков, и что благость Божия и при Его всесильном ходатайстве никогда не может потворствовать неправде и лукавству. И вот, для этого святого опыта суда и отмщения избирается не человек какой-либо, даже не существо неодушевленное, а бездушная смоковница, дерево, которое в Палестине, из-за многочисленности его, не имело никакой цены, стояло при дороге, не составляя ничьей собственности и, судя по его неплодности, само по себе уже было близко к тому, чтобы засохнуть. «Господь проклял смоковницу, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – чтобы она для друзей послужила знамением, для врагов же – предостережением». Он «иссушил смоковницу для того, чтобы показать, что больше не нужны те листья смоковницы, которыми одевался Адам, так как он возведен к прежней славе, имея которую он не нуждался ни в листьях, ни в кожаных одеждах» (Быт. 3:7). «Смоковница означает синагогу иудейскую, – говорит блаженный Феофилакт, – которая имеет одни только листья, т.е. видимую букву, но не имеет плода духовного. И всякий человек, предающийся удовольствиям настоящей жизни, подобен смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, а одни только листья, т.е. временный и преходящий призрак мира сего. И он услышит: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). И он иссохнет, ибо будет мучиться в огне, и у него засохнет язык, как у известного богача (Лк. 16:24)». Господь ищет плода на смоковнице, хотя еще не наступило время смоквам; Он ждал плодов покаяния и от народа Иудейского, хотя еще не наступало время всеобщего суда. Смоковница была покрыта листьями, а потому можно было от нее ожидать и плодов: Иудеи имели Закон и обряды, учение пророков и все то, что было нужно, чтобы приносить плоды покаяния раньше других народов. Но они только хвалились этими преимуществами и оставались бесплодными. Господь проклял смоковницу и она засохла; Он отверг и народ Иудейский, и этот народ доселе остается сухим, безжизненным деревом, которое не может дать плода истинного Богопознания, не может утолить голод души, ищущей спасения.

Подобно иссохшей смоковнице он стоит на пути, ведущем к Иерусалиму Небесному, стоит как грозный памятник суда Божия на нераскаянных грешников… «Неплодная смоковница в беседах Господа и раньше служила образом человека грешника», – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. «Евангелист Лука сохранил целую притчу, взятую от смоковницы. В этой притче смоковница пощажена в надежде будущего плодоношения, ее велено окопать и осыпать пометом, чем изображается Божие долготерпение к грешникам. Теперь смоковница проклята за неплодие в знамение правосудия, которое рано или поздно казнит нераскаянных. Таким образом, прежняя притча служила для учеников Христовых изъяснением Его суда над смоковницей, а этот суд дополнял урок, преподанный в притче, показывая, что время Божия долготерпения имеет свой срок и конец, и что нераскаянность, особенно лицемерие, скорее всего низводят на главу нераскаянного грешника мщение небесное». На другой день, когда Господь снова шел со Своими учениками из Вифании в Иерусалим, проклятая Им смоковница была уже совершенно сухой. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Особенно был поражен Петр, который, по-видимому, слова Господа смоковнице принял за одно из выражений неудовольствия. «Равви!» – воскликнул он, – «посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла» (Мк. 11:20–21). Господь сказал на это, что для людей, имеющих веру всецелую и совершенную, нет ничего невозможного: такой вере послушны все силы природы. Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не будете колебаться сомнением, то не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но даже если и горе сей (перед глазами учеников была гора Елеонская) скажете: поднимись и ввергнись в море,– и это будет, совершится по вере вашей. И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите непременно. Вера, окрыляемая молитвой, ставит человека лицом к лицу пред Богом всемогущим и делает его причастником Божия всемогущества. Бог дает ему Свою всемогущую власть и силу над природой. Но при этом вы должны твердо знать, – присовокупил Господь, – что приступая к такой молитве, вам надобно прощать все, что вы имеете на кого-либо; иначе и Отец Небесный не простит вам согрешений ваших; а без этого и прощения ваши не могут иметь никакой силы. Последнее неожиданное наставление было весьма благовременно для учеников. «При всей доброте их сердца, им еще недоставало той самоотверженности, которая была так необходима для апостолов, получивших власть повелевать силами природы.

Для них, например, казалось еще похвальным делом низвести с неба огонь для истребления целых селений за то только, что их жители не оказали Господу должного уважения (Лк. 9:54). При таком расположении духа учеников вчерашний поступок их Учителя со смоковницей мог быть превратно понят, мог усилить в них ту неправильную и недостойную их мысль, будто посланник Божий имеет право употреблять дар чудес даже в отмщение врагам своим. Тем нужнее поэтому было напомнить, что вера без любви ничего не значит. И ученики, без сомнения, поняли, к чему клонилось наставление о прощении обид» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Блаженный Феофилакт говорит: «мне скажут: если я буду просить чего-нибудь вредного, неразумно веруя, что Господь дарует мне это, то неужели получу я это вредное только потому, что прошу с верой? Отвечаю: как же Бог будет человеколюбив, если Он исполнит вредное для меня прошение? Когда слышишь о вере, то думай о вере не безрассудной, но истинной, именно о той, о которой говорит Господь, и о молитве той, в которой мы просим полезного, как и Господь заповедал, говоря: «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13). Кроме того, обрати внимание и на слово: не усомнитесь. Ибо кто находится в соединении с Богом и никогда от Него не отлучается, тот как будет просить чего-либо вредного? Таким образом, если мы будем пребывать неразлучно с Богом, имея несомненную веру, то будем получать по своему прошению полезное, ибо Господь подает благо, а не зло»…

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

И видевше ученицы дивишася, глаголюще: како абие изсше смоковница

Видя не сейчас, а на следующий день, так как Марк (11:19-21) сказал: и яко позде бысть, исхождаше вон из града. И утро мимоходяще, видеша смоковницу изсохшу из корения. И воспомянув Петр глагола Ему: Равви, виждь, смоковница, юже проклял еси, усше. Вспомнив о проклятии, указал Ему на смоковницу.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница

(Мк. 11:20-21). Событие это относят к третьему дню еврейской недели (по нашему вторнику) и, по-видимому, не без достаточных оснований. Евангелист Марк, рассказав об изгнании торгующих из храма и о том, что книжники и первосвященники искали, как бы погубить Христа (11:15-18), прибавляет: “когда же стало поздно, Он вышел вон из города.” С рассказом Марка, в сущности, согласен и рассказ Луки (19:45-48). Затем в 11: 20 Марк замечает: “поутру (πρωί, т.е. очень рано), проходя мимо, (ученики) увидели, что смоковница засохла до корня.” Этот и дальнейшие стихи Марка совпадают с разбираемым стихом Матфея и дальнейшими. На этом основании можно с большой вероятностью предполагать, что события, здесь рассказываемые, совершились не в тот день, когда “проклята” была смоковница, а на следующий, и в этом смысле следует толковать выражение Матфея “тотчас” (παραχρήμα). Хотя слово это и указывает на внезапность и быстроту, но ниоткуда не видно, чтобы ученики заметили, что смоковница начала сохнуть или тотчас же после слов Христа, или на возвратном пути из Иерусалима. Они заметили это на другой день рано утром, и слово “тотчас” должно, таким образом, понимать в смысле предшествующего дня и ночи. Иссушение смоковницы не совершилось мгновенно, но так быстро, что уже на другой день можно было заметить ее гибель. Это было чудо, на что указывает слово έθαύμασαν.

Толковая Библия

Олег Стеняев, протоиерей

Ст. 20-22 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Блаженный Августин, рассуждая об этом стихе, говорит про страх, о котором апостол Павел в связи с отпавшими иудеями пишет для христиан: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим.11:17-21).

Таким образом, мы устанавливаем, что все произошедшее с древними иудеями и само их отпадение от истины (апостасия) может произойти и с нами как новым народом Божием, посему и должны мы бояться за себя и надзирать за собою, како опасно ходим.

Преподобный Нифонт, епископ Кипрский, предсказывал: «Сын мой, до скончания века не оскудеют святые! Но в последние годы скроются от людей, и будут угождать Богу в таком смиренномудрии, что явятся в Царстве Небесном выше первых чудоносных отцов. А такая награда им будет за то, что в те дни не будет пред очами их никого, кто бы творил чудеса, и люди сами от себя воспримут усердие и страх Божий в сердцах своих, ибо в то время и чин архиерейский неискусен будет и не станет любить премудрости и разума, а будет заботиться только о корысти. Подобны им и иноки будут от обладания большими имениями, от суетной же славы помрачатся душевные их очи, и будут у них в пренебрежении любящие Бога всем сердцем, сребролюбие же в них будет царствовать со всею силою. Но горе инокам, любящим злато: не узрят они Лица Божия!».

Впрочем, покаянием мы можем и отодвинуть тяжкие времена.

Владыка Аверкий, архиепископ Троицкий и Сиракузский, писал: «Как учит святая Церковь, время появления антихриста зависит, в сущности, от нас самих. Если будет у нас истинное покаяние, исправление жизни и обращение к Богу, оно будет отсрочено Богом. И Россия наша может еще воскреснуть и возродиться к новой жизни, но опять-таки, если будет такое покаяние у русского народа, хотя бы на апокалипсические полчаса, ибо надо же исполниться тому, что предречено в Писании».

Подобное можно найти и у святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты; безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония».

Святитель Игнатий Брянчанинов в некоем пророческом озарении изрек: «Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мiра, враждебного Церкви, и, скорее ускорят падение ея, нежели остановят. Милосердный Господь да покроет остаток верующих в Него. Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее».

Если святой и праведный Иоанн Кронштадский, чтобы не засохла смоковница нашей Церкви, предлагает нам всем пережить покаяние и огнем суда очистить Россию, то святитель Игнатий Брянчанинов, подобно преподобному Нифонту, епископу Кипрскому, уповает только на остаток, тот самый остаток избранных Божиих, ради которых и которыми (то есть их молитвами) и сохраняется мир. Сказано: «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп» (Сир.44:16-17); и еще: «Остаток обратится, остаток Иакова – к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою» (Ис.10:21-22). То есть во все времена спасение было открыто только для остатка, избранных и предопределенных к спасению. А то, что остатком и мир существует и держится, смотри что сказано у пророка Исаии: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис.1:9). Так же и апостол Павел пишет: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим.11:5). То есть остаток сохраняется Богом «по избранию благодати», а мир не продолжил бы своего существования «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка».

Кто-то может возразить на слова Сына Божия, – «если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею», – что, мол, древние и современные христиане не только не могут подобного сделать, но и табуретку с места сдвинуть одною верою своею не могут. Блаженный Иероним предлагает следующий ответ на подобное недоумение: «Псы языческие вопиют против вас, в своих свитках (книгах), оставленных в память собственного нечестия, утверждая, что апостолы не имели веры, ибо не могли горы передвигать. На это мы ответим им, что, – по свидетельству Евангелия от Иоанна, – Господом сотворено много знамений, которые если бы были записаны, то [книг] не мог бы вместить мир. Это значит не то, что мир не мог бы вместить, потому что, – как бы ни были они многочисленны, – это возможно даже для одного шкафа или ящика; это значит то, что мир не мог бы перенести содержания их по величию знамений и своему неверию. Потому мы веруем, что и это делали апостолы, но это не записано с той целью, чтобы неверующим не дать большего повода к спорным возражениям». То есть подлинное чудо не должно разрушать ничьей свободной воли, и всегда оставляет место для сомнения. Ибо если бы Господь врывался бы в нашу реальность каскадом чудес, это и означало бы насилие над нашей свободной волей. Поэтому чудо – это всегда ответ на присутствие веры в сердце созерцающего данное чудо. Даже о Сыне Божием сказано: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф.13:58).

С другой стороны, как я часто напоминаю Вам, любое чудо – это костыль для сомневающегося человека. Сказано: «… когда не верите Мне, верьте делам Моим…» (Ин.10:38). Но мы верим Христу именно не потому, что Он убедил нас каскадом чудес, но потому что мы возлюбили Его любовью о которой сказано, что любовь «…всему верит…» (1Кор.13:7).

Беседы на Евангелие от Матфея, том 2

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible