Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Матфея 22:30
ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
Святые отцы
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- Троицкие листки (XIX в.)
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Григорий Нисский, свт. (†394)
ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах
Саддукеи оспаривали некогда учение о воскресении и в подтверждение своего учения указывали на жену многобрачную, бывшую за семью братьями, потом спрашивали: которого из них женою будет она по воскресении. Господь на этот вопрос отвечает, не только вразумляя саддукеев, но и всем после них открывая тайну жизни по воскресении, и говорит: В воскресение бо ни женятся, ни посягают, ни умрети бо ктому могут: равни бо суть Ангелом, и сынове суть Божий, воскресения сынове суще (Лк. 20:36). Дар же воскресения не иное что обещает нам, как восстановление падших в первоначальное состояние, ибо эта ожидаемая благодать есть возвращение к первоначальной жизни, вводящее изгнанного из рая снова в него. Поэтому если жизнь восстанавливаемых имеет сродство с жизнью ангелов, то очевидно, что жизнь до преступления была некая ангельская. Почему и возвращение к первоначальной нашей жизни уподобляется ангелам.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 23-33 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его
После них к Спасителю приступили саддукеи. Какое безумие! Едва успел Он заградить уста фарисеям, как уже к Нему приступают эти, тогда как им следовало бы воздержаться от этого. Но дерзость так бесстыдна и безрассудна, что покушается даже и на невозможное. Потому и евангелист, удивляясь их безумию, указывает на него, говоря: в той день приступиша. В той день: когда же это? В тот самый день, в который Спаситель изобличил лукавство фарисеев, и посрамил их. Кто ж такие саддукеи? Это люди, составлявшие особенную секту между иудеями, отличную от фарисейской и гораздо худшую той, - утверждавшие, что нет ни воскресения, ни ангела, ни духа. Они были грубее фарисеев, и совершенно преданы вещам телесным. У иудеев много было различных сект. Поэтому и Павел говорит: я фарисей, последователь строжайшаго у нас учения (Деян. XXVI, 5). Впрочем саддукеи, приступив к Спасителю, не прямо начинают говорить о воскресении, но вымышляют какую-то басню и рассказывают о происшествии, по моему мнению, небывалом, думая привести Его в затруднение опровергнуть и то, и другое: и то, что будет воскресение, и то, что оно будет такое, какое разумел Спаситель. И они, подобно фарисеям, приступают как будто с кротостью, говоря: Учителю, Моисей рече: аще кто умрет не имый чад, да поймет брат жену и воскресит семя брата. Беша же в нас седмь братия; и первый оженся умре, и не имый семене, остави жену брату. Такожде и вторый и третий, даже до седмаго. Последи же умре и жена. В воскресение убо котораго от седмих будет жена (ст. 24-28)? Смотри, с какою мудростью, приличною истинному учителю, Спаситель отвечает им. Хотя они приступили к Нему и с коварным намерением, но вопрос их происходил более от неведения. Поэтому Спаситель и не называет их лицемерами. А чтобы Он не спросил: почему семеро имели одну жену? саддукеи ссылаются на Моисея, хотя весь их рассказ, как я уже сказал, по мнению моему, был вымышлен. Действительно, третий не взял бы ее за себя, видя, что уже два ее мужа умерли; а если бы взял ее за себя третий, то не взял бы четвертый и пятый; если же бы и эти согласились, то верно уже не решились бы на это шестой и седьмой, но отвратились бы от нее, опасаясь той же участи, так как к таковым опасениям склонны были иудеи. Если и ныне многие имеют подобные опасения, то тем более тогда имели их иудеи, которые и без того избегали подобных супружеств, не смотря на то, что были обязываемы к тому законом. Вот почему и Руфь, моавитянка, вышла за дальнего родственника, тогда как был ближайший, а Фамарь по той же причине принуждена была обмануть свекра своего, чтобы не остаться бездетною. Для чего же саддукеи выдумали, что не двух или трех, но семь мужей имела одна жена? Чрез это они надеялись еще более осмеять учение о воскресении. Потому-то и говорят: вси имеша ю, думая, что уже после этого Ему нечего сказать. Что же Христос? Он отвечает на то и другое, имея в виду не слова их, но намерение, и так же, как и прежде, открывает сокровенные их помышления, частью обнаруживая пред всеми, а частью предоставляя обличение их совести вопрошающих. Теперь смотри, как Он показывает и то и другое, то есть, что будет и воскресение, и что оно будет не такое, каким они представляют его себе. Что же Он говорит им? Прельщаетеся, не ведуще Писания, ни силы Божия (ст. 29). Так как они ссылаются на Моисея и на закон, как знающие его, то Спаситель показывает, что самый этот вопрос и обличает их в неведении Писания. Потому-то они и искушали Его, что не разумели Писания надлежащим образом, и не знали силы Божией. Удивительно ли, говорит Он, что вы искушаете Меня, Которого еще не знаете, когда не ведаете даже силы Божией, столько доказательств которой вам представлено, и между тем вы не познали ее ни из Писания, ни из общих начал разума? Ведь и из общих начал разума можно знать, что Богу все возможно.
И во-первых, Спаситель отвечает на вопрос. Так как причиною того, что они не верили в воскресение, было мнение их, что порядок вещей всегда останется неизменен, то Он прежде всего устраняет причину болезни, а потом врачует и самую болезнь (так как последняя происходила от первой), и показывает свойства воскресения: в воскресение бо, говорит, ни женятся, ни посягают, но яко ангели Божии на небеси суть (ст. 30), - или, как говорит евангелист Лука, яко сынове Божии (Лк. XX, 36). Итак, если в воскресение не женятся, то неуместен и вопрос саддукеев. Впрочем, не потому сыны воскресения называются ангелами, что не женятся, а потому не женятся, что будут подобны ангелам. Этими словами Спаситель уничтожил многие и другие попечения (о мирских удовольствиях), которые все Павел заключил в одном слове, сказав: преходит бо образ мира сего (1Кор. VII, 31). Объяснивши, каково будет воскресение, Спаситель далее показывает, что оно действительно будет. Конечно и эта истина вытекала из вышесказанного; но Он, не довольствуясь прежними словами, присоединяет к ним новое доказательство. Он имел в виду не только один вопрос, но и самые мысли вопрошающих. Так, когда спрашивают Его не с злым намерением, но по неведению, то Он в ответе своем сообщает более, нежели сколько требовалось на вопрос; а когда вопросы внушает одна злоба, то не отвечает и на то, о чем спрашивают. Итак, Он вновь заграждает уста саддукеев словами Моисея, так как и они сами ссылались на Моисея: о воскресении же мертвых, говорит Он, несте ли чли, яко Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль? Несть Бог мертвых, но живых (ст. 31-32). Бог не есть Бог не существующих и совершенно уничтожившихся, которые никогда уже не воскреснут; не сказал о Себе: Я был; но сказал: Я Бог сущих и живых. Как Адам, хотя и жив был в тот день, когда вкусил от древа, но тотчас после изречения суда Божия подвергся смерти, так и праотцы, хотя и умерли, но остались живыми по обетованию воскресения. Как же в другом месте сказано: да и мертвыми и живыми обладает (Рим. XIV, 9)? Изречение это не противоречит предыдущему, потому что здесь говорится о мертвых, которые некогда оживут. Впрочем есть и различие между словами: Аз есмь Бог Авраамов, и изречением: да и мертвыми и живыми обладает. Надобно знать, что есть иная смерть, о которой сказано: оставите мертвыя погребсти своя мертвецы (Лк. IX, 60). И слышавше народи, дивляхуся о учении Его (ст. 33). Но эту пользу получили не саддукеи, которые будучи побеждены удалились, а народ, слушавший Его в простоте сердца. Итак, если таково будет воскресение, то употребим все усилия, чтобы удостоиться первенства в будущей жизни.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ибо в воскресении ни женятся (nubent), ни выходят замуж (nubentur), но пребывают (sunt), как Ангелы Божий на небесах
Свойство латинского языка не соответствует греческому, ибо о женщинах, собственно, говорится: nubere (вступить в брак), а о мужчинах: uxores ducere (взять жену). А мы будем понимать просто, что о мужчинах говорится nubent (вступают в брак), а о женщинах nubentur (берутся в брачное сожительство). Если же в воскресении мертвых ни женятся, ни выходят замуж, то отсюда следует, что воскреснут тела, которые могли бы жениться и выходить замуж. В самом деле, ведь, никто не скажет о дереве, камне и таких вещах, которые не имеют необходимых членов для воспроизведения (membra genitalia), что они ни женятся, ни выходят замуж, но только о тех [тварях], которые, хотя и могут вступать в супружество, но не вступают по другой причине. А указанием на то, что они будут, как Ангелы Божий на небесах, дается обетование о духовном образе жизни.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 29-33 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией; ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж; но пребывают, как ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И слышав, народ дивился учению Его
Спаситель показывает и то, что воскресение будет, и то, что оно будет не такое грубо-плотское, как они представляли, а возвышенно и духовно. Что вы, — говорит, — заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией? Если бы вы понимали смысл Писания, то уразумели бы, что Бог не есть Бог мертвых, но живых. А если бы вы знали силу Божию, то для вас было бы понятно, что Бог может устроить образ жизни людей по воскресении, подобный ангельскому житию. Саддукеи силились на основании Моисея ниспровергнуть догмат о воскресении; Спаситель на основании Моисея же и вразумляет их. Сказано: «Я - Бог Авраама, Исаака и Иакова» (см. Исх. 3:6); смысл этих слов такой: Бог не есть Бог не существующих, нет, Он — Бог живущих, продолжающих свое бытие. Он не сказал: «Я был», но говорит: «Я есмь»; хотя праотцы и умерли, но продолжают жить в надежде воскресения. Ты спросишь: как же в другом месте говорится, что Он владеет живыми и мертвыми? Знай, что в приведенных словах мертвыми называются умершие, имеющие ожить. А здесь, возражая против учения саддукеев, будто душа не имеет бессмертия и совершенно уничтожается, Господь говорит, что Бог не есть Бог мертвых, то есть, как вам кажется, совершенно исчезнувших, но Бог живых, то есть таких, которые имеют бессмертную душу и некогда воскреснут, хотя теперь и мертвы по телу.
Иустин (Попович), прп. (†1979)
Ст. 23-33 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его
Ответ саддукеям о загробной жизни
Саддукеи, упрямые материалисты и сенсуалисты, переносят свое сенсуалистическое мерило и на загробную жизнь. Они хотят применить законы огреховленной телесности к воскресшим существам человеческим после Страшного Суда. Спаситель им говорит о духовности и бесстрастности воскресших тел; в них будут господствовать законы ангельской жизни. Во Христе Иисусе «нетъ мужескаго пола, ни женскаго» (Гал. 3:28), ибо в Нем совершается некоторое богочеловеческое единство, которое на самом деле есть все-единство: «ибо все вы одно во Христе Iисусе» (Гал. 3:28). Главное откровение этой истины: существует бессмертие и воскресение человеческого существа; и притом бессмертие личное, ибо Бог – Богъ Авраамовъ, и Богъ Исааковъ, и Богъ Iаковлевъ, а не Бог каких-то обезличенных человеческих существ или какой-то обезличенной человечности.
Толкование на Евангелие от Матфея
Троицкие листки (XIX в.)
Ст. 23-33 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его
«Едва успел Господь заградить уста фарисеям, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как уже к Нему приступают саддукеи. Пример фарисеев должен бы остановить их, но дерзость так безстыдна и безрассудна, что покушается даже и на невозможное. Потому и евангелист, удивляясь их безумию, указывает на него, говоря: в тот день приступили к Нему саддукеи, которые составляли особую ересь между Иудеями, которые говорят, что нет воскресения. Они говорили, что нет воскресения, нет будущей жизни, нет ни Ангелов, ни душ человеческих». На Христа Спасителя саддукеи смотрели с высокомерным презрением, как на невежественного, по их мнению, Галилеянина, на Которого им не стоило много обращать внимания. Но теперь сильные, неотразимые ответы Господа фарисеям пробудили в них чувство зависти к славе Божественного Учителя: им захотелось посмеяться над Ним. Вместе с тем они надеялись и унизить гордость фарисеев, которые были их всегдашними соперниками и врагами, надеялись похвалиться перед ними: чего не удалось достигнуть фарисеям, того достигли они, саддукеи! «А может быть, они хотели изведать, не одобрит ли Иисус Христос, так злобно оскорбленный фарисеями, учения их секты? Постоянно обличая фарисеев, Он реже и менее говорил против саддукеев» (Иннокентий, архиепископ Херсонский). Они взяли тот самый вопрос, к которому постоянно обращались в спорах между собой фарисеи и саддукеи, вопрос о воскресении мертвых. «Впрочем, саддукеи, – говорит святитель Златоуст, – приступив к Спасителю, не прямо начинают говорить о воскресении, но измышляют какую-то басню и рассказывают о происшествии небывалом. Подобно фарисеям и они приступают как будто с кротостью», со всеми наружными знаками уважения: и спросили Его: Учитель! Что Ты скажешь нам по поводу вот какого нашего недоумения: Моисей в своих законах сказал: если кто умрет, не имея детей, и оставит жену бездетной, то брат его пусть возьмет за себя жену его и таким браком восстановит семя брату своему. Вследствие такого закона случилось вот что: было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, взяв ее, умер бездетным, и третий, и другие, даже до седьмого, но ни один из них не оставил детей. После же всех, наконец, умерла и жена.
Фарисеи учат, да и Ты также, что будет воскресение мертвых и душа человека безсмертна; но вот, видишь, в книгах Моисеевых не только нет никаких доказательств безсмертия душ, но еще есть нечто и такое, что совершенно противоречит учению о воскресении мертвых, именно – этот закон ужичества 1): итак, в воскресении, когда, по вашему верованию, должны воскреснуть все семь мужей, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее, поэтому она должна принадлежать или всем семи мужьям, или никому, а это равно нелепо и такого нелепого закона Моисей, мудрейший законодатель, дать не мог. А если так, то значит Моисей не думал о воскресении мертвых, не верил в него, – иначе он не написал бы такого закона; следовательно, мы правы, что также не верим в воскресение мертвых. Что Ты скажешь на это? «Весь их рассказ, – говорит святитель Златоуст, – по моему мнению, был вымышлен, ибо третий не взял бы ее за себя, видя, что уже два ее мужа умерли; а если бы взял ее за себя и третий, то уже никак не взял бы четвертый или пятый, опасаясь той же участи. К таковым опасениям склонны были Иудеи, которые и без того избегали подобных супружеств, несмотря на то, что их обязывал к этому закон. Для чего же саддукеи выдумали, что не двух или трех, но семь мужей имела одна жена? Потому что они надеялись так еще более осмеять учение о воскресении мертвых. Теперь смотри, как Господь показывает и то, что будет воскресение, и то, что оно будет не такое, каким его себе представляют они». Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, и не оттого ли именно и происходит ваше заблуждение, что вы рассуждаете, не зная истинного смысла Писаний, ни силы Божией, не имеете правильного понятия о всемогуществе Божием? Ваши понятия о будущей жизни нелепы и ложны. Жениться, выходить замуж свойственно только в настоящей жизни, в которой господствует чувственность. Но там нет ничего чувственного, а потому нет и брака. Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах, ибо и умирать уже не могут, и становятся сынами Божиими, как сыны воскресения, через воскресение родившись в новую жизнь. Для посрамления саддукеев этого было уже достаточно; «но Господь, вероятно, видел возможности вывести некоторых саддукеев из их заблуждений, поэтому не удовольствовался одним опровержением возражения, а присовокупил со Своей стороны весьма убедительное доказательство безсмертия» (Иннокентий, архиеп. Херсонский).
Ибо, замечает святитель Златоуст, «Он смотрит не только на вопрос, но и на самые мысли вопрошающих. Когда вопрошают Его не со злым намерением, но по неведению, то Он в ответе Своем более сообщает, чем требовалось в ответе на вопрос; а когда одна злоба внушает вопросы, то не ответствует и на то, о чем спрашивают». Вы несправедливо думаете, продолжал Господь Свою речь к саддукеям, что в законе Моисеевом нет ничего о воскресении мертвых и о будущей жизни. Разве вы никогда не читали тех мест в книгах Моисея, где описывается явление Бога Моисею в купине? Прочтите и увидите, как там называет Себя Сам Бог. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Бог не есть Бог несуществующих и совершенно уничтожившихся, которые никогда уже не воскреснут, но Бог живых. Господь не указал на другие ясные места Ветхого Завета, где говорится о воскресении, но только на Моисея, потому что они не принимали других книг Священного Писания кроме книг Моисея. Саддукеи замолчали. Доказательство, приведенное Иисусом Христом, кроме неожиданности отличалось глубиной и духовностью смысла, неслыханной в умствованиях раввинов. До воскресения Христова ходили между людьми темные и нетвердые мнения о безсмертии души человеческой; не светел был и взор избранного народа Божия на сей предмет. Поэтому, когда Христос Спаситель в наименовании Бога Авраамовым, Исааковым и Иаковлевым открыл мысль о воскресении мертвых, тогда не только саддукеи, но и лучшие из мыслящих Иудеев были поражены новостью открытия: и, слыша, народ дивился учению Его. Ответ был так божественно мудр, что из уст одного книжника даже вырвалось слово похвалы и удивления: «Учитель! Ты хорошо сказал» (Лк. 20:39). Ответ Господа саддукеям шире раскрыл внутренность рая и дал возможность видеть в нем то, чего никогда прежде не видели люди. Для чего Бог назвал бы Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, если эти праотцы давно были прахом и грудой костей, тлеющих в пещере Махпельской? Возможно ли, чтобы Он назвал Себя Богом праха и пепла? Саддукеи, вероятно, полагали, что слова эти просто означают: «Я Бог, на Которого Авраам, Исаак и Иаков уповали»; но к чему же, если не было воскресения, могло сводиться их упование? К смерти, ничтожеству, вечному безмолвию, к сени смертной и мрачной, и это после жизни, исполненной испытаний, жизни, про которую последний из этих патриархов сказал: «малы и несчастны дни жизни моей!» (Быт. 47:9). Нет, Бог разумел нечто большее.
Он разумел, и так именно истолковал это Единородный Сын Божий, что Он, содействуя уповающим на Него здесь, будет для них помощью и заступлением во веки веков, и будущий мир не будет для них страной забвения. И народ, слушавший Господа в простоте сердца, получил пользу, а саддукеи удалились со стыдом, как побежденные…
Евфимий Зигабен (†1118)
В воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть
В воскресение бо ни женятся, ни посягают
Не женятся мужчины и женщины не отдаются в брак, т.е. не имеют брачных связей, потому что нет там и самой похоти такой. У Луки (20:36) еще присоединил: ни умрети бо ктому могут, показывая, что брак существует по причине смерти, чтобы вместо умерших рождались другие, а где нет смерти, там нет и брака.
Но яко Ангели Божии на небеси суть
Говорит здесь об одних праведниках, что они потом будут как бы Ангелами вследствие отсутствия похотей и страстей, вследствие своей чистоты и, так сказать, светлости. Яко Ангели Божии на небеси, т.е. как Ангелы Божии, которые живут в небе. Так сказал и Марк (12:55), а Лука (20:36) несколько больше: и сынове суть Божии, воскресения сынове суще, т.е. опять рожденные воскресением, которое есть пакибытие. О праведных также им сказано: а сподобльшиися век он улучити и воскресение, еже от мертвых и т. д. (Лк. 20:35). (Природа Ангелов не допускает разделения на мужеской пол и женский, так как это разделение свойственно смертной природе, чтобы рождением детей в браке пополнять похищаемое смертью).
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
Заблуждаетесь и пр.: Господь в разрешение недоумения указывает, что, по-видимому, основанное на законе отрицание саддукеями воскресения мертвых есть заблуждение их, происходящее от того, что они не разумеют, как должное: 1) Писания, 2) силы или могущества Божия. «Они ссылаются на Моисея и закон, как знающие оный, а Спаситель, напротив, показывает, что самый вопрос и обличает их в неведении Писания. Потому-то и искушали Его, что не разумели Писания надлежащим образом и не знали силы Божией... которой столько опытов вам (саддукеи) предоставлено, и между тем вы не познали оной ни из Писания, ни из общих начал разума. Ибо и из общих начал разума можно знать, что Богу все возможно» (Злат.). Это неведение Писания выражалось в том, что они думали, будто бы порядок вещей всегда будет таков, каков он ныне, будто бы всегда надобно будет жениться и выходить замуж, например. В Ветхом Завете нигде не говорится, чтобы по воскресении это также продолжалось; саддукеи сами это выдумали и нашли в этом несообразность с Писанием. Господь и обличает это ложное их представление, указывая, что по воскресении будет другой порядок жизни (Мф.22:30). Неведение силы Божией саддукеями выразилось в том, что они отвергали, чтобы можно было воскресить истлевшее и превратившееся в землю тело. Господь обличает их в этом заблуждении, указывая им из Писания на действительность воскресения (Мф.22:31-32).
– Ни женятся, ни выходят замуж: там не будет продолжения рода, следовательно, нет нужды ни жениться, ни замуж выходить, хотя, конечно, сохранится различие полов. – Как Ангелы Божии: так же будут жить люди по воскресении и взаимно относиться друг к другу, как Ангелы Божии. «Впрочем не потому сыны воскресения называются Ангелами, что не женятся, а потому не женятся, что будут подобны Ангелам» (Злат.).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах
(Мк. 12:25; Лк. 20:35-36). Сравнение с Ангелами не дает права на заключение, что жизнь в будущем мире будет бестелесная. Существование тел у людей воскресших “необходимо предполагается в изречении Христа,” ср. 1Кор. 15:40; Флп. 2:10. Воскресшие будут иметь тела, но с ограничением — в невозможности и бесцельности вступления в брак.
“Христос не отрицает, что на небе будут и мужчины, и женщины, а скорее предполагает существование женщин, но так, что своим полом для брака и рождения они не пользуются. Nemo enim dicit de rebas quae поп habent membra genitalia: поп nubent, neque nubentur« (Иероним).
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О воскресении мертвых и о молитве за умерших.
Если Сам Бог сказал: «Я, Бог Авраама, Исаака. Бог не есть Бог мертвых, но живых», если Иисус Христос засвидетельствовал, что мертвые воскреснут Лк.20:37; и, наконец, если апостол говорит, что живем или умираем – всегда Господни: Рим.14:8, то как же не верить в воскресение мертвых? а если верить, то нельзя оставлять без нашей молитвы прежде нас умерших близких нам людей: 1Тим.2:1; Вар.3:4-5; Сир.7:36; Тов.4:17.
Олег Стеняев, протоиерей
Ст. 29-30 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
Неправильно понимать, что люди будут «как Ангелы» (станут Ангелами), то есть лишатся своего человеческого обличия, и даже пола, и даже возможности к соитию, так как в этом просто отпадет всякая необходимость.
Латинский автор VI века, епископ Фульгенций Руспийский, в своем трактате «О вере» писал: «И мужской, и женский пол останутся такими, какими они были сотворены. Слава их будет различаться соответственно с различием в благодеяниях. Все же тела – мужчины и женщины, которые пребывать будут в Царствии, будут и в славе».
Таким образом, мы, обращая внимание на слово «как», понимаем, что спасенные люди будут подобны Ангелам, оставаясь людьми в райском формате человеческого бытия. Следовательно, изменится и характер отношений между супругами, и средоточием их жизни перестанет быть то, что является средоточием жизни здесь, на земле, – ТЕЛО, но всецело будут доминировать интересы ДУХА. Сказано: «Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных» (1Кор.15:40). Вот что и имеет в виду Христос, изрекая: «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».
Позиция Оригена по данному вопросу более радикальна, он пишет: «Я же думаю, что не только благодаря тому, что не женятся и не выходят замуж, удостоенные воскресения из мертвых пребывают, «как Ангелы Божии на небесах», но и благодаря тому, что их смиренные тела преображаются в такие, как у Ангелов – воздушные и излучающие свет». О телах наших прародителей до грехопадения свидетельствует и следующий текст: «…одеваешься светом, как ризою» (Пс.103:2), и хотя этот стих из Псалтири говорит о Господе, но косвенно – и о райском состоянии человека, созданного по образу Божию (Быт.1:26). И может быть, о прекращении светозарного бытия первой четы в Раю свидетельствуют слова: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3:21).
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Ни строки в Новом Завете нет об иконопочитании.
Ответ: О всем в слове Божием написано кратко (1Пет.5:12; Еф.3:3; Ин.21:25). Для нас довольно кратких указаний (Мк.11:11,17, Иез.41:17-20;25; Деян.5:15,22:17,24:11). По примеру Иисуса Христа мы делаем вывод из вышеуказанных мест о том, что святые иконы и почитание их в Новом Завете не отменены. Так Он саддукеям говорил: «заблуждаетесь, не зная писаний... Α о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я – Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова?» (Мф.22:29-32). Господь приводит слова, сказанные Богом «из среды куста» Моисею (Исх.3:6). Ни строки в книге Исход не написано о воскресении мертвых, а Иисус Христос указывает, что именно в приведенном Им тексте говорится о воскресении мертвых, т.е. нужно было саддукеям сделать вывод из слов: «Я Бог Авраама..», что «Бог не есть Бог мертвых, а живых». Где написано, спросим мы сектантов, вешать в домах (с искусством устроенные) таблицы с текстами Священного Писания?