Скрыть
Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 23-29 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», - не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются

Тогда аще кто речет вам: се зде Христос, или онде, не имите веры. Востанут бо лжехристи и лжепророцы, и дадят знамения и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя. Се прежде рех вам. Аще убо рекут вам: се в пустыни есть, не изыдите: се в сокровищах, не имите веры. Якоже бо молния исходит от восток, и является до запад: тако будет и пришествие Сына человеческаго. Идеже бо аще будет труп, тамо соберутся и орли. Кончив предсказание о Иерусалиме, Христос переходит уже к Своему пришествию и говорит ученикам о знамениях, полезных не только для них, но и для нас, и для всех, которые будут после нас. Тогда: когда же? Здесь слово: тогда, как я часто говорил, не означает последовательного порядка времени в вышеупомянутых событиях. Когда Христос хотел показать порядок времени, то сказал: абие по скорби дний тех (Матф. XXIV, 29). Здесь же не так, но употребляет слово: тогда, указывая этим не на то, что будет тотчас после этого, а на то, что будет в то время, когда должны совершиться события, о которых Он хотел сказать. Так, когда и евангелист говорит: во дни оны прииде Иоанн Креститель (Мф. III, 1), то говорит не о том времени, которое тотчас последовало, но о том, которое было спустя много лет, и в которое происходило то, о чем он намерен был сказать. Сказавши о рождестве Иисуса, пришествии волхвов и смерти Ирода, он тотчас говорит: во дни оны прииде Иоанн Креститель (Мф. 3:1), хотя тридцать лет протекло между этими событиями. В Писании обыкновенно употребляется этот образ повествования. Так и здесь, опустивши весь промежуток времени от разрушения Иерусалима до начала кончины мира, Христос говорит о времени, имеющем быть не задолго пред кончиною мира. Тогда, говорит, аще кто речет вам: се зде Христос, или онде, не имите веры. Говоря о признаках второго Своего пришествия и чудесах обольстителей, Он в то же время предостерегает учеников касательно места. Не так Он явится тогда, как в первое Свое пришествие явился в Вифлееме, в малом углу вселенной, и когда сначала никто не знал о том; но открыто и со всею славою, так что не нужно будет кому-нибудь возвещать об этом. Это служит не малым признаком того, что Он придет не тайно. Заметь же, что Он здесь ничего не говорит о войне, - Он отличает предсказание о пришествии Своем от предыдущего, - но говорит о тех, которые будут стараться прельщать. Одни из них, бывшие при апостолах, многих прельстили: приидут бо, говорит, и многих прельстят; а другие, которые явятся пред вторым пришествием Его, еще хуже будут первых: дадят бо, говорит, знамения и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя. Здесь Он разумеет и антихриста, и тех, которые будут служить ему. О нем и Павел говорит таким же образом. Назвав его человеком беззакония и сыном погибели, присовокупил: егоже есть пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениях и чудесех ложных, и во всякой лести неправды в погибающих (2Сол. II, 3, 9:10). Смотри же, как Христос предостерегает. Не изыдите, говорит, в пустыню, не входите во внутренние комнаты. Не сказал: отойдите и не веруйте; но: не изыдите и не выходите. Великий будет тогда обман, по причине обольстительных знамений.

Сказавши, каким образом придет антихрист, то есть, в известном месте, Христос говорит, каким образом и Сам придет. Каким же образом Он придет? Якоже молния исходит от восток, и является до запад: тако будет и пришествие Сына человеческаго. Идеже бо аще будет труп, тамо и орли (ст. 27 и 28). А как блистает молния? Она не требует вестника, не требует проповедника, но в одно мановение является во всей вселенной, и тем, которые сидят в домах, и тем, которые находятся во внутренних комнатах дома. Таково же будет и пришествие Христово, которое вдруг явится везде по причине сияния славы. Далее Христос говорит о другом знамении: идеже труп, тамо и орли, показывая этим на множество ангелов, мучеников и всех святых. Потом говорит о страшных чудесах. Какие же это чудеса? Абие по скорби дний тех, говорит, солнце померкнет (ст. 29). О какой скорби дней говорит Он? О скорби дней антихриста и лжепророков. Подлинно, великая тогда будет скорбь, когда столь много будет обольстителей. Впрочем она не долго продолжится. Если и иудейская война ради избранных была сокращена, то тем более сократится это искушение ради них же. Поэтому-то Христос не сказал: после скорби, но - абие по скорби дний тех солнце померкнет, - потому что все это случится почти одновременно. Лжепророки и лжехристы, явившись, произведут возмущение, и тотчас придет сам Христос. Немалое смятение будет тогда обладать вселенною. Как же придет Он? Так, что преобразится уже эта тварь. Солнце померкнет, будучи не уничтожаемо, но побеждаемо светом пришествия Его; и звезды спадут, потому что какая в них будет уже нужда, когда не будет ночи? И силы небесныя подвигнутся: и очень справедливо, - видя столь великую перемену. Если они столь ужаснулись и удивились, когда сотворены были звезды (егда сотворены быша звезды, говорит Господь, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели, - Иов. XXXVIII, 7), то как им не ужаснуться и не поколебаться гораздо более, когда увидят, что все преобразуется, сослужители их подвергаются наказанию, вся вселенная предстоит страшному судилищу, и все, от Адама до пришествия Христова существовавшие, должны дать отчет во всех своих действиях?

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 24-26 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам

Как я сказал уже, это место должно объяснять трояко, - относя или ко времени осады со стороны римлян, или к концу мира, или к борьбе еретиков против Церкви, и к такого рода антихристам, которые восстают против Христа, прикрываясь ложным знанием.

Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», - не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», - не верьте. - Если кто будет обещать вам, что Христос пребывает в пустыне язычников, или в сокровенных учениях (dogma-tibus) еретиков, которые обещают вам сообщить тайны Божии, то не выходите, не верьте; или же, если кто захочет возвеличиться под именем Христа, то не тотчас же оказывайте такому доверие (так как, действительно, во время гонений и притеснений лжепророки всегда находят место для обмана).

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 23-25 Тогда если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам

Так как ученики предложили два вопроса - о взятии Иерусалима и о пришествии Господа, то и Господь, сказав о разорении Иерусалима, потом начинает пророчество о Своем пришествии и кончине мира. Слово «тогда» имеет не тот смысл, что «тотчас по взятии Иерусалима, если кто скажет вам» и т.д., нет, «тогда» и относится к тому времени, когда должно это произойти. Смысл такой: «тогда», то есть когда придет антихрист, будет много лжехристов и лжепророков, которые будут очаровывать очи зрителей явлениями чудными по демонской силе и многих обманут. Если и праведники не будут всегда бодрственны, то и они могут подпасть обольщению. Но вот Я вам предсказал, и вы не будете иметь извинения; вы можете избегнуть обмана.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных

Сила сих слов та: много знамений и число чудес будет так велико, что по всем правилам рассудка надобно поверить им, прельститься ими. Почему же избранные не прельстятся? Потому что они следуют не одному рассудку: у них есть нечто высшее рассудка. Что такое? Совесть, чувство внутреннее и истинно духовное - Дух Святый. Беда без рассудка, беда и с рассудком. Один разве дан худой вождь? А сколько людей, кои, кроме своего рассудка, не хотят и слышать о другом вожде! Оттого-то как мало надобно и знамений, чтобы прельстить их, повести за собою, несмотря на рассудок их, как пленных, хоть на край света!

Мысли о бессмертии

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 23-24 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных

От устрашающих невыносимых мук каждый будет искать спасителя, и многие постараются провозгласить себя Христомъ, и себя предложат вместо Него и как Его. Но Христос пришел один раз в этот земной мир, вочеловечившись, и как Богочеловек оставил всего Себя навсегда в своей Церкви апостольской, в Церкви святоотеческой. Из-за того, что Господа Христа никто из людей не может заменить достойно, Он и остался в Церкви Своей апостольско-православной весь во всей Своей исторической полноте и силе.

Имея в виду многочисленных самозванных и ложных Христов, которые появятся в ходе истории, Спаситель и направляет Своим последователям это божественное напоминание: тогда если кто скажетъ вамъ: вотъ, здесь Христосъ, ли тамъ; не верьте. Ибо возстанутъ лжехристы и лжепророки, и дадутъ великiя знаменiя и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранныхъ (стих 23-24). - Бесчисленные еретики, и раскольники, и сектанты и другие ложные христиане говорят: с нами Христос; вот, Христос в нас! - В действительности, это все ложные Христы. Всеистинное благовестие апостольско-православной Церкви: «Iисусъ Христосъ вчера, и сегодня и во веки тотъ же» (Евр. 13:8); тот же, с абсолютно теми же богочеловеческими особенностями и свойствами.

Толкование на Евангелие от Матфея

Епифаний Латинский, еп. (†496)

Ст. 23-24 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных

Нас предостерегает Господь, чтобы мы, будучи подготовленными, не верили тому, кто придет к нам от имени Его, каковы бы ни были знамения, которые он даст для прельщения избранных. Но кто строит дом свой на камне, то есть полагает веру свою на Христе, тот не может быть разрушенным ни ветром, ни дождем. Камень воплощает Христа, дождь - царей, а ветер - полчища царей, преследующие слуг Божиих.

Святое Евангелие продолжает: Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам (Мф. 24:25). Итак, видите ли, возлюбленные, какую великую любовь выказывает к нам Господь. Он обо всем, чему предстоит совершиться, каждого из нас предупреждает, так чтобы, видя происходящие знамения и зная о них заранее, нам хватило мудрости противостоять врагу и не принять ничего из того, что противоречит Христу и кафолической вере. В Деяниях Апостолов Симон называл себя силой Божией . Так и антихрист в последние дни объявит себя Богом, как говорит апостол: в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих (2Фес. 2:4-8). Придет и на него день суда, и убьет его Господь мечом уст Своих.

Толкование на Евангелия

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 14-26 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне » , - не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах », - не верьте

Дерзайте, как бы говорит Господь, сколько бы и кто бы ни преследовал вас, дело Божие не может быть остановлено или замедлено, прежде чем решится судьба Иерусалима и народа Иудейского; гонимое Евангелие Царствия Божия, благовествование о Царстве Христовом, успеет быть проповедано всем народам: и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, по всей земле, во свидетельство всем народам, что и они призываются к спасению, что преграда между ними и народом избранным рушится, и двери Царствия Божия для всех открыты. «Кто за сорок лет мог поручиться за такое исполнение?.. И однако же это несбыточное предсказано и исполнилось на самом деле со всей точностью… Малое стадо, оставленное в пустыне среди волков, но блюдомое Промыслом Божиим, растет, и своими совершенствами доказывает язычникам и Иудеям, что ему завещано духовное царство в целом мире. Церковь распространяется с неимоверной скоростью у самых непросвещенных и диких народов; проповедь апостолов обходит видимо все концы вселенной; победа Евангелия достигает дома кесарева. Никто не может противиться премудрости, которая является всякий раз в устах проповедников Евангелия, когда они свидетельствуют перед судиями во имя Иисусово. Выслушав Павла, римский прокуратор едва не делается христианином; сами фарисеи, увлеченные его словами, превращаются из обвинителей в защитников; весь синедрион не знает, что отвечать на слова рыбарей, которые упрекают его в убийстве Мессии!» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). «Потому-то, – говорит святитель Златоуст, – уже после проповедания Евангелия всей вселенной разрушается Иерусалим, чтобы неблагодарные не могли иметь и тени извинения. Ибо видевшие могущество Его, воссиявшее всюду и столь быстро наполнившее вселенную, какое могут иметь извинение, оставаясь в неблагодарности? А что Евангелие тогда было всюду проповедано, послушай, что говорит Павел: «не отпадете от надежды благовествования… которое возвещено всей твари поднебесной» (Кол. 1:23). Тебе известно, как скоро он перешел из Иерусалима в Испанию. Если же он один обошел столь великую часть вселенной, то размысли, сколько сделали и другие. Ибо в другом месте Павел говорит о Евангелии, что оно «приносит плод, и возрастает… во всем мире» (Кол. 1:6). Это и служит величайшим знамением силы Христовой, то, что слово Его достигло пределов вселенной в течение двадцати или тридцати лет. И тогда, – говорит Христос, – придет конец, не всего мира, а только Иерусалима».

А что Господь говорит здесь о разрушении Иерусалима, это видно из пророчества Даниила, которое Он приводит: когда увидите, – говорит Он, – Иерусалим, окруженный войсками, знайте, что приблизилось запустение его. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, где не должно, – читающий указанное место в книге пророка Даниила да разумеет таинственный смысл его, – когда увидите на месте святого города страшное запустение, которое будет возбуждать омерзение или отвращение, когда увидите среди развалин храма римские знамена с изображением орлов, которым Римляне воздают божеские почести, когда увидите их идолов, вносимых в полуразрушенный храм, и статую их военачальника в том же храме, тогда каждый оставь надежду на спасение отечества и думай только о своей собственной безопасности. находящиеся в Иудее, как христиане, так и другие жители города, всего лучше да бегут в горы, ибо на ровных местах не будет убежища от множества неприятельских войск. А в горах много пещер, развалин, глухих мест, где можно безопасно укрыться. И кто на кровле, тот да не сходит вниз взять что-нибудь из дома своего, хотя бы это была самая необходимая одежда; пусть он поспешно бежит по той лестнице, которая ведет с кровли на улицу; иначе его гибель неминуема. И кто будет тогда работать на поле, тот да не обращается назад, в город, хотя бы за самой нужной вещью, например, чтобы взять одежды свои, захватить верхнюю одежду, без которой обычно работают в поле, – пусть бежит прямо с поля. Для всех будет одно спасение – бегство. Это – дни исполнения угроз пророческих, ужасные дни суда и воздаяния небесного. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! «Первым – потому что они, отягощенные беременностью, по немощи, не могут удобно бежать, – говорит святитель Златоуст, – а последним – потому что они связаны узами сострадания к детям и не могут спасти вместе с собой питающихся сосцами. Деньги легко и выбросить, и сохранить, также и одежду; но того, что бывает от природы, как можно избежать? Как может быть легкой беременная женщина? Как молоком питающая может оставить дитя свое?». Молитесь, просите Бога, чтобы тяжесть бедствия, по крайней мере, была облегчена Его милостью, чтобы не случилось это несчастье – бегство ваше зимою, когда дожди и непогоды увеличат страдания беглецов, или в субботу, когда по Закону запрещается далекое путешествие даже в крайних случаях 1).

Я говорю вам: ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, да и не будет. Много должно пасть от меча, еще более будут отведены в плен во все народы. Иерусалим будет лишен покрова небесного и отдан в попрание язычникам, которое продолжится до тех пор, пока не исполнятся их времена. И если бы не сократились те дни, дни осады, голода и войны, то не спаслась бы никакая плоть: никто из Иудеев не избежал бы смерти, все жители Иерусалима погибли бы от меча, голода и язвы; но ради избранных, ради верующих в Меня, или имеющих уверовать, чтобы сохранить их, сократятся те дни… «Это сказал Господь для того, чтобы утешить верующих, находившихся среди Иудеев и успокоить их, чтобы они не боялись, что они не погибнут вместе с Иудеями», – говорит святитель Златоуст. По свидетельству историка Евсевия (Церковная История, т. 3, с. 6), христиане, составлявшие Иерусалимскую Церковь, видя исполнение слов Господних, оставили город и переселились в небольшой городок Пеллу, лежавший в горах за Иорданом, так что при разорении Иерусалима никто из них не погиб. Размышляя в благоговении над исполнением этих пророчеств Господа, святитель Херсонский Иннокентий восклицает: «Боже мой! Какое страшное и поучительное зрелище! Какое чрезвычайное согласие событий с предсказаниями! Какая непредвиденная случайность и точность в исполнении!» Страшные землетрясения, голод, язвы, кровопролитные междоусобия, – словом, все те самые бедствия, о которых говорил Иисус Христос, кажется, предвещают всему миру нечто необыкновенное, заставляют ожидать исполнения одного из великих Судов Божиих. Но вот, тучи бедствий, носившиеся дотоле по разным местам, вдруг устремляются в Палестину, сосредоточиваются над Иерусалимом, по-видимому, за возмущение против кесарей, а на самом деле за противление Иудеев Богу отцов своих, за отвержение Мессии. Начинается скорбь, коей, по точным словам очевидца Флавия, не было подобной и не будет. Десятки тысяч Иудеев, подобно безсловесным животным, закалаются еще прежде войны; города Иудейские, один за другим, падают в развалинах; земля, кипевшая некогда медом и млеком, становится пустыней. Один Иерусалим еще стоит. Но, Боже мой, какой Иерусалим! Со всех сторон окруженный легионами Римлян, коих развевающиеся знамена, с идолопоклонническим изображением полубогов римских, кажется, призывают его погибель; внутри – наполненный разбойническими толпами зилотов, идумеев, сикариев, которые, величая себя защитниками святилища, оскверняют его преступлениями, не слыханными в домах разврата, безжалостно предают смерти лучших граждан, режут друг друга, издеваются над пророками Мессии, над Самим Господом Богом!..

Виденная Даниилом мерзость запустения могла ли быть больше этой мерзости?.. «Друзья, обезумев от голода, дерутся из-за пучка кореньев или глотка воды; осажденные покупают на вес золота и употребляют в пищу то, к чему отказывались прикасаться животные, что благопристойность запрещает называть… Знатная женщина-мать, в припадке голодного бешенства, убивает и съедает собственного младенца; окровавленные зилоты, с разинутыми от голода ртами, шатаясь, бродят и падают подобно бешеным собакам… Все улицы, площади, дома, покрыты трупами мертвецов, которых насчитывают до шестисот тысяч, а за воротами Иерусалима не хватает места для крестов и крестов недостает для распятия этих, Богом отверженных Иудеев, которых безпощадно вешают римские солдаты, из ненависти и мщения пригвождая их одного к другому, или одну к другой… На улицах, во дворах храма, у самого подножия алтаря стояли лужи крови, от которой, местами, даже пламя пожара погасало… «Сам римский полководец приходит в ужас от бедствий, которые терпят осажденные, и клянется богами, что он невинен в них, ибо много раз предлагал мир» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Тит хотел принудить город к сдаче голодом, окружив его окопами со всех сторон, чтобы воспрепятствовать подвозу съестных припасов и никого не выпускать из города. Но дела империи в это время потребовали его возвращения в Рим, и он ускорил осаду и взял город приступом. Так «избранных ради» Бог сократил дни этих ужасных бедствий, «чтобы Иудеи не сказали, как говорит святитель Златоуст, что эти бедствия случились по причине Евангельской проповеди и поклонения Христу», и чтобы показать им, что «верующие не только не были причиной этих зол для них, но еще напротив, если бы верующих не было, то они совсем бы погибли». Наконец, Иерусалим пал; все предано пламени; на месте безпримерного по величине, богатству и крепости храма являются груды камней и кучи пепла. Из всего Иерусалима остаются только три башни, в память прежнего величия. Сто тысяч Иудеев, переживших отечество, влекутся в плен; более здоровых и красивых из них назначают для торжественного входа победителя в Рим, для игр в цирке, на растерзание зверям; других продают, как презренных рабов, на торжищах Азии, Европы и Африки, так что, наконец, некому и покупать этих рабов… Более миллиона гибнет их в эту злосчастную годину. «Да не подумает кто, – говорит святитель Златоуст, – что это сказано преувеличенно; но пусть прочитает сочинения Иосифа и узнает истину слов Христовых. Никто не может сказать того, что Иосиф, как верующий, преувеличил изображение этих бедствий для того, чтобы подтвердить сказанное Христом, так как он был не христианин, а Иудей, и Иудей весьма строгий, ревнитель, и из числа тех, которые жили после пришествия Христова.

Что же он говорит? То, что эти бедствия превзошли вякое описание бедствий, и подобной войны никогда не бывало ни у какого народа. Такой, по словам его, был голод, что сами матери с жадностью ели детей и спорили об этом между собой, и у многих, даже мертвых, растерзывали чрево»… Невероятное, по-видимому, число погибших Иудеев объясняется тем, что римляне осадили город во время праздника Пасхи, когда в Иерусалиме собралось до двух миллионов евреев, кроме женщин и детей. Так исполнилось над ними страшное слово, сказанное ими же: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25). «Флавий, записывая свою историю, конечно не имел в виду искажать истину в пользу христианства и, однако же, многие страницы его истории, кажется, написаны для того именно, чтобы свидетельствовать перед потомством, как верно исполнилось в народе Иудейском предсказание Иисуса Христа», – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. С другой стороны, «заметь, – говорит святитель Златоуст, – премудрое распоряжение Духа Божия в том, что евангелист Иоанн ничего не писал об этом, дабы не показалось, что он пишет на основании самого повествования о происшествиях, ибо он долгое время жил еще после разрушения Иерусалима; но те евангелисты, которые умерли прежде разрушения и не видели ни одного из этих событий, пишут об этом, так что сила пророчества отовсюду сияет». Исполняется оно и поныне. Что теперь Иерусалим? Что – некогда столь цветущая, молоком и медом текущая Святая Земля? Она доселе кажется пустыней; садов уже нет; речки пересохли; тощие нивы сохнут от зноя, засыпаются песком; города обратились в жалкие деревушки, а не то – просто в кладбища; о некоторых даже спорят, где они существовали. Жители постоянно в опасности… «Кончив предсказание об Иерусалиме, Христос переходит уже к Своему Второму пришествию (слова свт. Иоанн Златоуста) и говорит ученикам о знамениях, полезных не только для них, но и для нас, и для всех, которые будут после нас. Тогда, – когда же? Здесь слово тогда не означает строгого порядка времени в упомянутых ранее событиях. Подобно тому, как в начале Евангелия, евангелист, сказав о рождестве Иисуса Христа, о пришествии волхвов и смерти Ирода, тотчас говорит: «В те дни приходит Иоанн Креститель» (Мф. 3:1), и этим не обозначает времени, которое тотчас последовало, но разумеет то время, которое было спустя много лет, так как тридцать лет протекло между этими событиями, – так и здесь, опустив весь промежуток времени от разрушения Иерусалима до начала кончины мира, Христос говорит о времени, имеющем быть незадолго до кончины мира».

Впрочем, должно помнить, что разрушение Иерусалима было прообразом кончины мира, а потому оба события Господь изображает нераздельно, так что некоторые черты более приложимы к одному, другие – к другому событию. И слова Господа о мерзости запустения, о лжехристах и лжепророках относятся к обоим событиям. По разумению святых отцов, мерзость запустения явится и перед кончиной мира, когда придет антихрист, «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:3–4). Осквернение ветхозаветного храма было прообразом осквернения Церкви Божией этим слугой диавола. То же и относительно лжехристов и лжепророков, Иудеи не вразумились ни разрушением Иерусалима, ни рассеянием их по всему миру, и продолжали мечтать, о восстановлении родной столицы своего отечества. Этим пользовались лжехристы, каковыми были, например, Баркохав и Омерит, выдававшие себя за Мессию; они прельщали народ, возмущали его, и снова лились потоки крови, и снова сотни тысяч Иудеев отводились в плен и тяжелое рабство… Еще хуже, еще опаснее будут лжехристы и лжепророки последних времен. Предостерегая Своих учеников и всех верующих от тех и других, Господь говорит: тем осторожнее должно быть вам, ибо тягость бедствия усилит ожидание обетованного Избавителя до того, что расположит верить всякому известию о Нем, а это даст случай сынам погибели злоупотреблять именем Мессии. Смотри же, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Истинный Мессия «не так явится тогда, как в Первое Свое пришествие явился в Вифлееме, в малом углу вселенной, когда сначала никто не знал о том, – говорит святитель Златоуст, – но явится открыто, со всей славой, так что не нужно будет кому-нибудь возвещать о том». Итак, не верьте этим слухам: Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут ложные великие знамения и чудеса, покажут такие страшные и необыкновенные дела, которые будут уподобляться истинным чудесам, так что трудно будет распознать обман, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Подобно тому, как египетские волхвы подражали чудесам Моисея, и эти самозванцы и обманщики будут представлять хитростью диавольской перед очами зрителей такие явления, что некоторых обольстят, да и самые праведники, истинные христиане, если не будут всегда осторожны, могут обмануться, впасть в прелесть и признать этих лжемессий и лжепророков. Таковы будут перед кончиной мира антихрист и слуги его. Об антихристе и апостол Павел говорит подобным же образом.

Назвав его человеком беззакония, сыном погибели, он продолжает: «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» (2Фес. 2:9–10). И апостол Иоанн Богослов говорит о нем же в Откровении, в главе 13-й. «Апостолами основанная Церковь пребывает на земле: это Православная Церковь. И здесь Христос. Если услышишь кого, говорящего, – во мне говорит Христос, а между тем Церкви он чуждается, пастырей ее знать не хочет и Таинствами не освящается, – не верь ему…» (епископ Феофан). Потому-то Я и сказываю вам все это, – говорит Господь: Вот, Я наперед сказал вам, чтобы вы тверже стояли против обмана. Итак, если скажут вам: «вот, Он (Мессия) в пустыне », - не выходите, не ходите туда; «вот, Он в потаенных комнатах », - не верьте. Не так придет истинный Мессия, когда Ему должно будет прийти. Он не будет иметь нужды в указателях.

1) По толкованию иудейских книжников в субботу дозволялось проходить только две тысячи шагов или около километра, и это расстояние было известно под названием «субботнего пути».

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

Востанут бо лжехристи и лжепророцы

Восстанут вместо: придут. Лжехристы те, которые выдают себя за Христа, а лжепророки – те, которые выдают себя за пророков.

…И дадят знамения велия и чудеса

И прежде разрушения Иерусалима будут лжехристы и лжепророки, потому что Спаситель сказал: мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: Аз есмь Христос; и еще: и мнози лжепророцы востанут (Мф. 24:5, 11). Но те, которые придут перед Вторым Его Пришествием, будут гораздо сильнее тех, которые были перед разрушением Иерусалима, потому что они совершат великие знамения и чудеса: лжехристы будут творить чудеса, а лжепророки – кое-что предсказывать.

…Якоже прельстити, аще возможно, и избранныя

если это будет возможно для них. Один из этих лжехристов есть так называемый антихрист, который придет последним из них, и пророками его будут вышеупомянутые лжепророки. О нем писал и Павел. Назвав его человеком беззакония и сыном погибели, присоединил: егоже есть пришествие по действу сатанину во всяцей силе и знамениих и чудесех ложных (2Сол. 2, 9). Таковы знамения Второго Пришествия.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных

(Мк. 13:22). Эти слова можно объяснять “трояко” (tripliciter — Иероним) — или о времени осады римлянами Иерусалима, или о конце мира, или, по Иерониму, о борьбе еретиков с церковью и о таких антихристах, которые под ложным видом знания борются против церкви. О ложных христах только здесь и в параллельном месте у Марка в Новом Завете. Исторически исполнение пророчества пред разрушением Иерусалима доказать невозможно. Лжехристы вместе с лжепророками дадут великие (но ложные) чудеса, чтобы ввести легковерный народ в заблуждение (πλανηθήναι), но не один только этот народ, а даже и лучших людей, избранных.

Толковая Библия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О лжеучителях.

Ин.3:27. Здесь разумеется такой человек, как сам Иоанн Предтеча и другие истинные учители и посланники Божии, но не такие люди, которые предвосхищают сами себе честь: Евр.5:4, и не дверью входят: Ин.10:1; последних Христос предвидел и назвал лжехристами и лжепророками: Мф.24:24; так же их называли и апостолы: 2Петр.2:1-2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible