Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Матфея 26:12
возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Троицкие листки (XIX в.)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Олег Стеняев, протоиерей
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 6-13 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала
Жена эта, по-видимому, есть одна и та же у всех евангелистов; в действительности же не так, но у трех евангелистов, мне кажется, говорится об одной и той же; у Иоанна же - о другой некоторой чудной жене, сестре Лазаря. Не без цели евангелист упомянул и о проказе Симона, но для того, чтобы показать, почему жена с дерзновением приступила к Иисусу. Так как проказа считалась болезнью крайне нечистою и гнусною, а между тем она видела, что Иисус исцелил человека (иначе Он не захотел бы остаться у прокаженного), и возлежал у него, то она возымела надежду, что Иисус легко очистит и душевную ее нечистоту. Не без причины также евангелист упомянул и о городе Вифании, но для того, дабы ты знал, что Христос добровольно идет на страдание. Прежде Он удалялся от иудеев; теперь же, когда особенно воспламенилась их ненависть, Он проходит близ их, на расстоянии стадий пятнадцати. Таким образом и прежнее удаление Его было делом домостроительства. Итак жена, увидев Его и получив вследствие этого дерзновение, приступила к Нему. И если жена кровоточивая и не сознававшая ничего подобного, так как нечистота ее была от природы, со страхом и трепетом приступила, то тем больший страх и стыд надлежало иметь этой жене, по причине нечистоты ее совести. Поэтому и приступает она после жены самарянской, хананейской, кровоточивой и других весьма многих жен, так как сознавала в себе великую нечистоту; и приступает не всенародно, но в доме. И в то время, как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу, и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, - иначе не отерла бы своими власами ног Его, - но как к такому лицу, которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, - часть тела, которая драгоценнее всего тела. Видевше же ученицы Его, негодоваша, глаголюще: чесо ради гибель сия? Можаше бо сие миро продано быти на мнозе, и датися нищим. Разумев же Иисус, рече: что труждаете жену? Дело бо добро содела о Мне. Всегда бо нищия имате с собою, Мене же не всегда имате. Возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори. Аминь глаголю вам, идеже аще проповедано будет евангелие сие во всем мире, речется, и еже сотвори сия, в память ея (ст. 8-13). Откуда родилась в учениках эта мысль? Они слышали, как Учитель говорил: милости хощу, а не жертвы (Ос. VI, 6), и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее - суд и милость и веру, как на горе рассуждал с ними о милостыне, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если он не допускает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее допустит помазание елеем. Но так думали ученики, Иисус же, видя мысли жены, попускает ей приблизиться. И, так как благоговение ее было велико и усердие невыразимо, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро и на главу Свою. Если Он не отказался соделаться человеком, быть носимым во чреве, питаться млеком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, одобряя, как я прежде сказал, ее расположение. Елеем Иаков помазал столп в жертву Богу (Быт. XXVIII, 18); елей приносим был в жертвах (Лев. II, 4); елеем помазуемы были и священники (VIII, 10). Но ученики, не зная мыслей жены, неуместно укоряли ее, и в самом обвинении указали на щедрость жены. Сказав, что его можно было бы продать за триста динариев (Мк. XIV, 5; Ин. XII, 5), они показали, сколько она истратила на миро, и какую обнаружила щедрость. Поэтому Христос и упрекает их, говоря: что труждаете жену? И указывает далее причину, желая снова напомнить им о Своем страдании: на погребение, говорит, Мя сотвори. Приводит также и другую причину: Нищия бо всегда имате с собою, Мене же не всегда имате; и: идеже аще проповестся евангелие, речется, и еже сотвори сия (ст. 11, 13). Видишь ли, как Христос предвозвещает ученикам исшествие их к народам, и таким образом утешает их при мысли о смерти, указывая на то, что после крестной смерти откроется такая сила, что проповедь распространится повсюду. Итак, какой несчастный будет противоречить столь очевидной истине? Вот исполнилось то, что Христос предсказал, и куда ни пойдешь во вселенной, везде увидишь, что возвещают и об этой жене, хотя она не знаменита, не имела многих свидетелей, была не на зрелище, но в доме, и притом в доме некоего прокаженного, в присутствии одних только учеников Христовых.
Кто ж это возвестил и проповедал? Сила Того, Кто предсказал это. Умолчано о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых памятники еще сохраняются; неизвестны ни по слуху, ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы на войнах, воздвигли трофеи, покорили многие народы, хотя они и поставили статуи и издали законы; но то, что жена блудница излила елей в доме некоторого прокаженного в присутствии десяти мужей, все воспевают во вселенной. Прошло столько времени, а память об этом происшествии не истребилась; и персы, и индийцы, и скифы, и фракияне, сарматы, и племя мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена блудница в Иудее - тайно, в доме. Велико человеколюбие Господа! Он принимает блудницу, блудницу лобызающую ноги, возливающую елей и отирающую власами, принимает и упрекает тех, которые обвиняют ее. В самом деле, не надлежало приводить в смущение жену за такое ее усердие. Обрати внимание и на то, как высоки были ученики и усердны к подаянию милостыни. Но для чего Христос не просто сказал: доброе дело сделала; а сказал прежде: что труждаете жену? Для того, дабы они знали, что не надобно требовать с самого начала высоких дел от немощных людей. Поэтому-то Он и рассматривает дело не просто, каково оно само в себе, но по отношению к лицу жены. Если бы Он давал закон, то не упомянул бы о жене; но чтобы ты знал, что для нее это сказано, с тою целью, чтобы ученики не истребили возникающей ее веры, а еще более возбудили, для этого Он говорит вышеупомянутые слова, научая нас тому, чтобы мы принимали, одобряли и возводили к большему совершенству доброе дело, кем бы оно ни было сделано, и каково бы оно ни было, и не требовали полного совершенства в самом его начале. Что Христос и сам особенно желал этого, видно из того, что Он, не имевший где главу приклонить, повелел носить денежный ящик. Но теперь время не требовало исправления поступка, а только принятия его. Как прежде этого поступка жены Он не произнес бы такого мнения, если бы кто спросил Его, так и после того, как жена совершила его, Он имеет в виду только то, чтобы она не приведена была в смущение порицанием учеников, но удалилась от Него, сделавшись усерднее и лучше чрез служение Ему. После возлияния елея порицание их было уже неуместно. Так и ты, если увидишь, что кто-нибудь сделал и приносит священные сосуды, или заботится о другом каком-нибудь украшении церковном, касающемся стен и пола, - не позволяй продавать или истреблять то, что сделано, чтобы не ослабить его усердия. Если же кто прежде, чем сделать, скажет тебе о своем намерении, то вели раздать нищим, так как и сам Иисус сделал это для того, чтобы не ослабить усердия жены, и все, что ни говорит, говорит в утешение ее. Далее - когда сказал: на погребение Мя сотвори, то чтобы не показалось, что Он приводит в смущение жену, упомянув о таком предмете, то есть, гробе и смерти, смотри как опять укрепляет ее, говоря: во всем мире речется, еже сотвори сия. Это служило и для учеников увещанием, и для жены утешением и похвалою. Все, говорит Он, прославят ее впоследствии, и теперь она предвозвестила страдание, принесши необходимое для погребения. Поэтому никто пусть не порицает ее. Я настолько далек от того, чтобы осуждать ее, как бы за худой поступок, или укорять, как бы за неправое дело, что даже не попущу остаться в неизвестности случившемуся, и сделаю то, что мир узнает о поступке, совершенном в доме и втайне, так как этот поступок происходил от благоговейной мысли, теплой веры и сокрушенного сердца. Но для чего Христос обещал жене не духовное что-нибудь, а всегдашнюю о ней память? Для того, чтобы чрез это вселить в ней надежду на получение духовных благ. Если она сделала доброе дело, то, очевидно, и получит достойную награду.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 12-14 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению
То, что вы называете пустой издержкой благовонной мази, есть обязанность, исполняемая относительно погребения. И не удивительно, если она Мне подала приятное благоухание веры своей, когда Я пролью за нее Свою кровь.
Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
Во всем мире проповедуется не столько женщина эта, сколько Церковь, потому что она предала погребению Господа, потому что она помазала главу Его. И обрати внимание на познание о будущем, - на то, что должный спустя два дня пострадать и умереть, Он знает о прославлении во всем мире Евангелия Своего.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 12-13 Возливши миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала
Этим Господь научает нас, что упомянутая жена поступила так по особой воле Божией, прообразуя смерть Его и погребение тела Его, ибо Господь не попустил бы помазать Себя миром, если бы не хотел явить этим некой тайны. Как Бог, Он предсказал будущее, что в похвалу жене возвещаемо будет всюду о том, что она сделала. Заметь же человеколюбие Божие,- каким великим даром воздается жене: Он устрояет то, что память о ней будет повсюду, до каких только пор будет проповедоваться Евангелие. Но каким образом миро указывало на погребение Христа? У иудеев был обычай погребать тела с мастями мира, как делали и египтяне, для того, чтобы эти тела сохранялись без гниения и без дурного запаха. Итак, жена сия,- говорит Он,- показывает чрез возлияние мира, что тело Мое будет предано погребению. Все это говорит Господь, трогая и вразумляя Иуду, чрез которого имел быть предан на погребение. В переносном смысле разумей следующее: прокаженный - это языческий народ; жена грешница - это церковь из сонма язычников, которая возлила миро, то есть веру, на главу Христа или, иначе сказать, на Божество Его. Ибо всякий, верующий, что Христос есть Сын Божий, возливает тем самым миро на главу Христову. Наконец, Иуда, роптавший, как говорит Иоанн (Ин. 12:4-5), на жену, есть образ иудеев, доныне ропщущих на церковь Христову.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ст 11-12 Всегда бо нищыя имате с собою, Мене же не всегда имате: возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори
О нищих Марк (14:7) написал: егда хощете, можете им добро творити. Сказав: Мене же не всегда имате, – напомнил им о близости Своей смерти. На погребение Мя сотвори, т.е. для погребения Моего, как бы предсказывая приближение Моей смерти. И об этом яснее сказал Марк (14:8): еже име сия, сотвори: предвари помазати Мое тело на погребение, так как был обычай намащать благовониями мертвых, чтобы они дольше сохранялись. Еже име, т.е. что могла. Поэтому и ты, если увидишь построивших церкви, монастыри, дорогие памятники, не советуй разрушить построенное, чтобы не ослабить усердия их; но если кто-либо спросит тебя прежде, нежели построит, советуй отдать нищим.
Троицкие листки (XIX в.)
Ст. 6-13 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала
Еще в то время, когда Господь наш Иисус Христос проповедовал в Галилее, вскоре после воскрешения сына Наинской вдовы, в доме некоего Симона фарисея произошло трогательное событие, о котором благовествует только святой евангелист Лука (Лк. 7:36–50). Когда Господь возлежал за трапезой, одна женщина, всем известная в городе грешница, «принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» 1). Видя это, фарисей, пригласивший Господа, подумал: «если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7:39). Не скрылся этот помысл фарисея от Всеведущего… Обратясь к Нему, Господь сказал: «Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он отвечал: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Господь сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7:40–50).
«О блаженных рук, – воспевает Святая Церковь, – о власов и устен целомудренныя блудницы! имиже возлия, Спасе, миро на нозе Твои, отирающи я и часто облобызающи… Грешная тече к миру купити многоценное миро, и миропродателю вопияше: даждь ми миро, да помажу и аз Очистившаго вся моя грехи», как помазала Его Мария, брата которой Он воскресил. «Приступлыни жена к ногама Твоими, Спасе, возливаше миро, благоухания исполняющи и мира исполняема дел очищения… Благоухания таинственнаго исполнена, перваго избавися зловония, Спасе, многих грехов: миро бо источаеши жизни»… Рассуждая о том, что побудило жену помазать Господа миром, святитель Златоуст говорит: «Евангелист не просто упомянул о проказе Симона, но с тем, чтобы показать причину, почему жена с дерзновением приступила к Иисусу. Поскольку проказа казалась ей нечистой и гнусной, а между тем она видела, что Иисус исцелил человека и очистил проказу, – иначе не восхотел бы остаться у прокаженного, – и возлежал у него, то она возымела надежду, что Иисус легко очистит и ее нечистоту». То же говорит и блаженный Феофилакт: «Видя сего прокаженного очищенным, и означенная жена возымела веру, что и она получит отпущение грехов и очистится от своей душевной проказы. По вере она идет, покупает миро и с дерзновением возливает на главу Господа, воздавая этим честь важнейшей части тела. Так и ты, когда одержим бываешь душевной проказой, превозносясь фарисейски и удаляясь через то от Бога, прими в дом свой Иисуса и помажь Его миром добродетелей. Ведь и ты можешь изготовить своего рода миро очистившему тебя от проказы Иисусу и возлить на главу Его. И ты приноси Божеству Христову благовоние мира, составленного из добродетелей. И чти Господа, исповедуя Его не только Человеком, но и Богом; ибо через это ты также помазуешь главу Его благовонным миром, т.е. православно богословствуешь». «Чудной женой» называет святитель Иоанн Златоуст Марию, сестру Лазаря, но и ее, бывшую блудницу, признает достойной удивления. «Все прочие жены, – говорит он, – приходили за получением здравия телесного, а она пришла для того, чтобы воздать честь Иисусу и получить исцеление душевное. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому всякий особенно должен ей удивляться. Приходит она к Иисусу не как к простому человеку, иначе не отерла бы своими волосами ног Его, но как к такому Лицу, Которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела и всех членов». Этот поступок ее происходил от благоговейной мысли, теплой веры и сокрушенного сердца.
«Видя мысли жены, Господь попускает ей приблизиться, и так как благоговение ее было велико и усердие неизреченно, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро на главу Свою. Если Он не отрекся соделаться Человеком, носим был во чреве, питался молоком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, приемля ее расположение. Елеем Иаков помазал столп в жертву Богу, елей приносим был в жертвах; елеем помазуемы были священники». Господь ничего не сказал жене; но самое молчание Его уже показывало, что чистое усердие жены Им принято, а большей награды и не нужно было для сердца признательного. Все радовались, но эта общая радость вдруг возмущена была неудовольствием: Увидев это, ученики Его вознегодовали… Можно предположить, что и на этот раз, как четыре дня тому назад, в доме Лазаря, когда Мария помазала Господа, это неудовольствие на поступок жены первым высказал Иуда Искариотский, который не утерпел, чтобы не поделиться своими мыслями с теми из учеников, которые сидели ближе к нему; а те стали открыто высказывать свои мысли и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену, больше чем за триста динариев 2), и дать нищим. «Откуда родилась в учениках такая мысль? – вопрошает святитель Златоуст. – Как могли они согласиться с мнением сребролюбивого Иуды? Они слышали, как Учитель говорил: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13), и порицал Иудеев за то, что они оставляли важнейшее – суд, милость и веру, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если Он не принимает всесожжении и древнего Богослужения, то тем более не примет помазание миром. Так думали ученики. Не зная мыслей жены, они неуместно укоряли ее и в самом обвинении указали на ее щедрость, упомянув, сколько истратила она на миро». Но рассуждая так, нарушая долг уважения к доброму поступку жены, а еще более – к своему Учителю, они говорили не от злого умысла, не от худого сердца, а от простоты, от привычки высказывать свободно пред Учителем все мысли, от похвальной, но теперь безвременной заботы о нищих, а более всего, конечно, от увлечения примером Иуды, который по наглости своего характера легко мог увлекать других своим дерзким суждением.
Ученики были уверены, что рассуждают в духе своего Учителя. Совсем другие мысли и чувства, как сказано ранее, таились в сердце Искариота. «Корыстолюбие было неизлечимым недугом души Иудиной и владело теперь всеми его мыслями и желаниями» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Теперь представим себе, что должна была чувствовать жена, помазавшая Господа, при таком взгляде учеников на дело ее искреннего усердия и безпредельной любви к Нему. «Если жена кровоточивая, – говорит святитель Златоуст, – нечистота которой была от природы, со страхом и трепелом приступила; то тем больший страх и стыд надлежало иметь этой жене по причине нечистоты ее совести», которая впоследствии была очищена благодатью Христовой. Но вот – она у ног Спасителя, к Нему обращает она слезный взор свой, у Его человеколюбия ищет для себя защиты против строгости Божественного правосудия, и если не устами, то сердцем взывает к Нему: «ароматы богатею, добродетельми же нищетствую, яже имам Тебе приношу: даждь Сам, яже имаши… Миро у мене тленное, миро у Тебе жизни, миро бо Тебе имя излиянное на недостойныя, но ослаби ми и остави… Разреши долг, якоже и аз власы, возлюби любящую, праведно ненавидимую, и близ мытарей Тебе проповем, Благодетелю Человеколюбче!» (из службы Великой Среды). Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Оставьте ее, она доброе дело сделала для Меня; она оказала Мне услугу. Ибо нищих всегда имеете с собою и всегда можете делать им добро: это похвально, но всему свое время: а Меня не всегда имеете. Я скоро разлучусь с вами видимым образом, хотя невидимо всегда пребуду с вами; поэтому такую честь, какую оказала Мне жена, нельзя уже будет воздавать тогда. Вы не знаете того, что эта женщина поступила так по особенному внушению Божию, прообразуя Мое погребение: возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. «Потому никто да не порицает ее. Я не только не хочу осуждать ее, как бы за худой поступок, или укорять, как бы за неправое дело; но даже не попущу остаться в неизвестности случившемуся, и произведу то, что весь мир узнает о поступке, сделанном в доме и втайне. Ибо этот поступок происходил от благоговейной мысли, теплой веры и сокрушенного сердца» (свт. Иоанн Златоуст). Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
«Вот, – говорит святитель Златоуст, – исполнилось то, что Христос предсказал, и куда ни пойдешь во вселенной, везде увидишь, что возвещают о жене той, хотя она не знаменита, не имела многих свидетелей, была не на сцене, а в доме, и притом в доме некоего прокаженного, в присутствии одних только учеников Господних. Кто же возвестил и проповедал? Сила Того, Кто предсказал это. Умолчано о подвигах безчисленных царей и полководцев, памятники которых доселе еще сохраняются; неизвестны ни по слуху, ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы, покорили народы, поставили статуи, издали законы; но то, что жена блудница, излила елей в доме некоего прокаженного, в присутствии двенадцати мужей, все воспевают во вселенной. Прошло столько времени, а память об этом происшествии не истребилась; и Персы, и Индийцы, и Скифы, и Фракияне, и Сарматы, и поколения Мавров, и жители Британских островов – повествуют о том, что сделала жена блудница в Иудее тайно, в доме». Особенно должны были поразить сердца апостолов слова Господа о близкой Его смерти. Они только что слышали от Него, что не позднее, как «через два дня» Он будет предан на распятие; сейчас они слышат, что жена излиянием мира приготовила уже Его к погребению. Неужели в самом деле Он так скоро должен умереть?.. Болью должна была отозваться и в сердце доброй жены мысль о том, что она оказала Господу почесть погребальную, когда Он сказал: «она приготовила Меня к погребению». «Чтобы не показалось, – говорит святитель Златоуст, – что Он приводит в смущение жену, упомянув о таком предмете, т.е. о гробе и смерти, смотри, как опять укрепляет ее, говоря: «в целом мире сказано будет… что она сделала». Это послужило ученикам увещеванием, а для жены – утешением и похвалой. Все, как сказал Он, прославят ее впоследствии, а теперь она предвозвестила страдания, принеся необходимое для погребения. Для чего Христос обещает жене не духовное что-нибудь, а всегдашнюю о ней память? Для того, чтобы этим вселить в нее надежду на получение духовных благ. Если она сделала доброе дело, то, очевидно, и получит достойную награду». Объясняя слова Господа: «что смущаете женщину?» святитель Златоуст говорит: «Если и ты увидишь, что кто-нибудь сделал и приносит священные сосуды, или заботится о другом каком-либо украшении церковном, например, об украшении стен и пола, то не позволяй продавать или истреблять то, что сделано, чтобы не ослабить его усердия». В том же духе Христовом рассуждает и блаженный Феофилакт: «Когда кто приносит дар Богу, не отклоняй его и не подавляй его усердия, не отсылай его раздать это нищим, но предоставь ему совершить приношение.
Если когда-нибудь кто-либо потребует у тебя совета: нищим ли нужно отдать что-либо или принести Богу, – в таком случае посоветуй ему лучше отдать нищим. Но когда он уже принес, то напрасно будешь отсылать его: надобно и то творить, и этого не оставлять. Притом же честь, воздаваемую непосредственно Богу, должно предпочитать всем вообще добродетелям, а следовательно и самой милостыне. И если Христос, ради человеколюбия, относит дела милости к Себе, то не подумай, что Бога должно оставлять и заботиться лишь о милостыне. Этого нельзя допустить. Иное дело служить Христу, и иное – миловать нищих, хотя Христос, по человеколюбию Своему, и относит к Себе Самому то, что делают для бедных, добро ли это, или зло». Заключим наше размышление о вифанийской вечере Христовой молитвенными словами святителя Златоуста: «И якоже не неудостоил еси внити, и свечеряти со грешники в дому Симона прокаженнаго, тако изволи внити и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя. И якоже не отринул еси подобную мне блудницу и грешную… прикоснувшуюся Тебе, сице умилосердися и о мне грешней, приходящем и прикасающемтися. И якоже не возгнушался еси скверных ея уст и нечистых, целующих Тя: ниже моих возгнушайся сквернших оныя уст и нечистших, ниже мерзких моих и нечистых устен, и сквернаго и нечистейшаго моего языка»… (Последование ко Святому Причащению): «Паче блудницы, Блаже, беззаконновах, слез тучи никакоже Тебе принесох; но молчанием моляся припадаю Ти, облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление ми, яко Владыка, подаси долгов, зовущу Ти, Спасе, очисти мя грешнаго!»… (Кондак Великой Среды).
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Погребение, или похороны
Погребение, или похороны (Быт.23:4, Мф.26:12). Между иудеями на детях или близких родственниках почившего лежала непременная обязанность закрывать глаза умирающему (Быт.46:4), отдать ему последнее целование. После погребения происходит громкий и общий плач (Ин.11:19,31,33), который и продолжался несколько дней и после погребения. Тела умерших омывались (Деян.9:37), потом обертывались в тонкое полотно (Мф.27:59) или обвязывались пеленами (Ин.11:44), потом полагались во гроб со множеством благовоний и относились на место погребения (2Цар.3:30,31; 2Пар.16:14). Лазарь был обвит погребальными пеленами по рукам и по ногам. По мнению некоторых, на каждый член тела полагалась отдельная повязка, а в Египте было даже в обычае обвивать повязками каждый палец тела умершего, так что, судя по одной из найденных мумий, можно думать, что для сего требовалось, быть может, несколько сот ярдов полотна. Климат и нечистота, происходившая от всякого соприкосновения с умершим телом (что было запрещено законом Моисеевым), естественно заставляли ускорять обряд погребения умерших.
Впрочем, относительно сего были некоторые исключения. Обряд бальзамирования не был общим между евреями, хотя пряности и ароматы употреблялись при их погребении (2Пар.16:14, Ин.19:40). Иосиф повелел врачам набальзамировать тело своего отца Иакова, и затем он был положен во гроб в Египте и отнесен в пещеру Махпелу в Xанаане и там погребен (Быт.50:2,13). Иосиф при кончине своей завешал о костях своих (Евр.11:22). По смерти тело его, набальзамированное, Моисей из Египта перенес в землю Xанаанскую.
Гробы употреблялись в Египте и в Вавилоне, но были неизвестны на Востоке, за исключением тех случаев, когда тело должно было препровождать на далекое расстояние. Погребальный одр сопровождался до места погребения несколькими из ближайших родственников (2Цар.3:31, Лк.5:14), причем присутствовали и сторонние лица и иногда нанимались плакальщики, или скорее плакальщицы, для того чтобы сопровождать тело (Иер.9:17, Иез.24:17, Мф.9:33). Так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: увы, увы! и призовут земледельца сетовать и искусных плачевных песнях – плакать (Ам.5:16). Этот обычай существует еще доселе во многих восточных странах (Быт.50:3,10).
Это пророчество вызывает пред нами образ Рахили, плачущей о своих чадах: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иер.31:15).
Шествие ко гробу, для того чтобы плакать там, доселе служит общим обычаем на Востоке (Ин.11:31). Смятение, происходившее иногда при подобных случаях, было очень трогательно. Восточное чувство обыкновенно непривычно к тому, чтобы сдерживаться, и потому в некоторых случаях обычай порывистого плача, или, так сказать, самобичевания, общий между язычниками, перешел и к евреям при их погребальных обрядах. И умрут великие и малые, на земле сей, говорит пр. Иеремия; и не будут погребены и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради их. И не будут преломлять хлеб в печали, в утешение об умершем:; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их (Иер.16:6,7). Иудеи назначали особые кладбища для погребения умерших, и эти места были как общественные, так и частные (Быт.23:4, Суд.8:32;2Цар.2:32,21:14; Иер.26,23). Кладбища обыкновенно устраивались в садах (4Цар 21:18), а иногда в полях (Быт.23:11), или в пещерах, или в скалах. Такова была гробница царедворца Севны, которую он приготовил для самого себя (Ис.22:16).
Быть непогребенным считалось крайним бесчестьем. Ныне предает тебя Господь в руку мою, отвечал пред единоборством Давид исполину Голиафу, и я убью тебя, и скину с тебя голову твою и отдам (труп твой) и трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле (1Цар.17:46). И никто не похоронит ее, сказано в IV кн. Царств об нечестивой Иезавели, жене Ахава (4Цар.9:10).
Печальная судьба одного из иудейских царей предсказана в следующих выражениях: так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, ц. Иудейском: не будут оплакивать его: увы, брат мой! и: увы, сестра! Не будут оплакивать его, увы, государь! и: увы, его величие! Ослиным погребением будет он погребен; выташдт его и бросят далеко за ворота Иерусалима (Иер.22:18,19).
Даже преступников казнили ранее назначенного срока, для того чтобы не оставить тела их непогребенными после солнечного заката.
Сожигать тела умерших не было в обычае у израильтян. Пример сожигания тел умерших у израильтян видим мы только в I кн. Царств (1Цар.31:29). Жители Иависа сожгли тело Саула и тела сынов его у себя в Иависе, вероятно, потому, что не могли унести их на их места погребенья в родовой могиле их и чтобы спасти их от поругания; и однако же, они похоронили их останки под деревом (ст. 13). Только тела осужденных преступников сожигали (Быт.38:24, Лев.20:14,21:9); но и они были погребаемы, как выше сказано (Втор.21:22,23).
Могила называлась домом собрания всех живущих, домом костей (Иов.30:23,24), вечным домом (Еккл.12:5). Желание у евреев быть погребенным вместе с родственниками было развито очень сильно. Позволь рабу твоему, отвечал Верзеллий Давиду на его предложение остаться с ним в Иерусалиме, возвратиться, чтобы умереть в своем городе, около гроба отца моего и матери моей (2Цар.19:37).
По иудейским источникам, равно как по свидетельству Иосифа Флавия, для погребения казненных преступников отводились особые места нечистые или пользовавшиеся дурной славой. Подобный обычай достаточно объясняет слова пр. Исаии: Ему (т. е. Господу Иисусу) назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его (Ис.53:9). Старейшины иудейские уже приготовили Господу Иисусу место погребения вместе с злодеями, но Иосиф Аримафейский, человек богатый, вмешался в дело и просил Его тело у Пилата и положил Его в своем новом гробе, высеченном в скале (Мф.27:57,58).
Некоторые еврейские семейства строили близ своих жилищ небольшие каменные здания, без дверей или окон, которые и назывались погребальным домом, или фамильным склепом, для погребения своих умерших. У восточных народов они нередки даже и в настоящее время. Гробницы иудеев иногда богато украшались и по временам белились и окрашивались краской, чтобы они были виднее. Означенная окраска большей частью делалась весной перед праздником Пасхи, в который громадные толпы народа наполняли все улицы Иерусалима. От этого обстоятельства вытекает особенная сила обличений Господа против фарисеев (Мф.23:27).
К гробницам иногда прикреплялись дощечки с соответствующими надписями. Созидать гробницу для человека служило выражением особенной любви и почтения к нему (Мф.23:29). В I кн. Маккавейской (1Мак.13:27) мы читаем, что Симон воздвиг памятник над могилою своего отца, матери и братьев в отечественном своем городе Модине.
Что гробницы не всегда были заваливаемы и закрываемы, это можно видеть из нескольких мест Свящ. Писания, как, напр., 4Цар.13:21. Гортань их (т. е. нечестивых) – открытый гроб, говорит псалмопевец (Пс.5:10); вообще же гробницы заваливались большим камнем при устье, для того чтобы предохранить тело мертвеца от хищных животных. Потому-то естественно, что мироносицы, шедшие на гроб Господа, чтобы помазать тело Его ароматами, спрашивали друг друга: кто отвалит нам камень от двери гроба? (Мк.16:3).
В соседстве настоящего Иерусалима, равно как в Иосафатовой долине, находится доселе множество гробниц. Многочисленные углубления в горах для погребения умерших, вечно господствующая тьма под этими подземными сводами вызывали у еврейских поэтов глубоко поэтические образы и представления. Так, напр., в кн. пр. Исаии, между прочим, находится следующее высоко поэтическое выражение: Все они будут говорить тебе, и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой (Ис.14:10, 2).
Но теперь гроб потерял весь свой ужас для истинно верующего христианина (1Кор.15:20). Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, говорит св. ап. Павел. Я есмь воскресение и жизнь, назвал Себя сими словами сам Начальник жизни и Совершитель нашего спасения Господь Иисус Христос (Ин.11:25). Блажени мертвии, умирающие в Господе, говорит Тайновидец (Откр.14:13).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению
(Мк. 14:8; Ин. 12:7). У Иоанна эти слова сказаны были раньше речи о нищих, и мало сходны с выражениями Матфея и Марка. Если в ст. 7 Матфея говорилось, что миро возливалось на голову Христа, то здесь Сам Он говорит, что оно было возлито на Его тело. В выражении этом можно находить намек и на то, о чем говорит Ин. 12:3, что Мария помазала ноги Христа. Слово ένταφιάζειν не значит погребать, а приготовлять ко гробу, бальзамировать. Врачи набальзамировали Иакова в Египте, прежде его погребения в Палестине, (Быт. 50:2-13). Женщина “как бы пророчествовала о приближающейся смерти Христа” (Зигабен).
Олег Стеняев, протоиерей
Ст. 12-13 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
И действительно, весь христианский мир помнит и ценит эту женскую душу, научившую нас во Христе, прежде всего, искать исцеления души, от болезни которой и возникают телесные недуги. Ибо и лицо человека, и состояние его тела – все это внешнее может отражать и показывать то, что внутри, в сердце человеческой личности. Сказано: «Выражение лиц их свидетельствует против них» (Ис.3:9).