Скрыть
между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 55-56 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых

Бяху же ту жены многи издалеча зряще, яже идоша служаще Ему: Мария Магдалина, и Мария Иаковля, и Иосии мати и мати сыну Заведеову (ст. 55, 56). На эти события взирают жены, особенно сострадательные и сетующие. Смотри каково их усердие! Они следовали за Ним, чтобы прислуживать Ему, и не отлучались от Него даже среди опасностей. Потому они и видели все: видели, как Он возопил, как испустил дух, как камни расселись, и все прочее. И они первые видят Иисуса, этот, столь презираемый, пол первый наслаждается созерцанием благ. В этом особенно видно их и мужество. Ученики убежали, а эти жены присутствовали. Кто же они были? Матерь Его, которую евангелист называет Иаковлевою, и прочие. Другой евангелист говорит, что и многие плакали об этом и били грудь свою. Это показывает, какова была жестокость иудеев. О чем другие воздыхали и плакали, над тем они смеялись, ни жалостью не трогались, ни страхом не укрощались. Все происходившее тогда было знамением великого гнева Божия; не просто знамением, но знамением ярости; все означало гнев чрезмерный, и тьма, и рассевшиеся камни, и разодранная пополам завеса, и землетрясение.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 55-56 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. - У иудеев был обычай, - который соответственно древним нравам не считался предосудительным, [обычай], чтобы женщины на свои средства доставляли учителям одежду и пропитание. Так как этот обычай мог среди язычников произвести соблазн, то апостол Павел утверждает, что он от него отказался. Действительно, он говорит: Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы (1Кор 9:5). А служили они Господу своим имуществом, чтобы доставлять необходимое для тела Тому, Который подавал им необходимое для души. И это не потому, что Господь тварей нуждался в яствах, а потому, что Он хотел быть образом для учителей, которые должны были довольствоваться средствами к жизни, получаемыми от учеников. Впрочем, мы видим, каких Он имел спутниц: Марию Магдалину, из которой изгнал семь бесов, Марию, матерь Иакова и Иосифа (Иосии), тетку, т. е. сестру Марии, Матери Своей, и мать сынов Зеведея, которая немного раньше просила у Него царства для детей; а также были и другие, о которых мы читаем в Евангелиях (Лк 8:2-3).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними была Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. Язычник-сотник вследствие знамений верует вместе с бывшими при нем; иудеи же, слушавшие закон и пророков, остаются неверующими: таково злочестие! Сотник этот впоследствии сделался мучеником за Христа. Что же касается жен, смотревших на происшедшее, то этот сострадательнейший из всех и осужденный род наслаждается созерцанием благ прежде всех. И ученики убежали, а жены мужаются. Мариею, матерью Иакова и Иосии, евангелист называет Богородицу, ибо Иаков и Иосия были детьми Иосифа от прежней его жены. Так как Богородица называлась женою Иосифа, то соответственно этому называлась и материю его детей, то есть мачехою. Матерь сынов Зеведеевых называлась Саломиею. Говорят, что и эта была дочерью Иосифа.

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 55-56 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых

Нежны, но неустрашимы свидетели мучений и смерти Христа: святые жены. Они как будто окаменели от удивления и ужаса. И от этого как бы потеряли дар речи. От них как будто остались одни только глаза; все другие чувства у них оцепенели, только зрение действовало; как будто вся душа у них собралась в глазах, чтобы она как можно лучше видела Христа, как можно лучше напечатлела в себе Его многострадальный лик, и так прошла с этим пресвятым ликом через этот мир теней и привидений. Евангелист это выражает очень простыми, но очень потрясающими словами. И над всеми словами господствует это одно, это главное: смотрели, - смотрели многiе женщины, которые следовали за Iисусомъ изъ Галилеи, служа Ему (стих 55). А где же иерусалимляне? Рассеялись от страха. - Снова стыд для мужчин, и слава для женщин. Ибо ни одна женщина не участвовала в осуждении Господа Христа на смерть, в осмеивании, в мучении Его. Больше того, жена Пилата заступалась за Него (Мф 27, 19). А когда Он нес крест на Голгофу, много женщин плакало и причитало по Нем. И когда Его распяли, они делили с Ним Его страдания; когда тьма объяла всю землю, когда Он испустил Свою душу, когда камни разселись,когда земля потряслась, когда гробы отверзлись и усопшiе воскресли: они были тамъ и смотрели (стих 49-56).

См. также Толкование на Мф. 27:45

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 55-56 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых

Из близких Господу, из Его апостолов, кроме Иоанна мы никого не видим у креста Его. Видно, страх их был сильнее любви в эти, воистину ужасные, часы Его крестных страданий. У Петра был свой крест: он плакал в уединении… Зато любовь святых жен, учениц Господа, превозмогла всякий страх: приблизиться к кресту им не позволяли римские воины, сторожившие крест, и потому они издали наблюдали за страждущим Учителем и Господом своим и сами страдали душой: там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему, кто чем мог; между ними были Мария Магдалина, из которой Господь изгнал семь бесов, и Мария, мать Иакова и Иосии (по мнению святителя Златоуста и блаженного Феофилакта, евангелист так называет Пресвятую Богородицу, потому что Иаков и Иосий были детьми Иосифа от первой жены; а по мнению других толкователей, это была жена Алфея или Клеопы, сродница Богоматери), и мать сыновей Зеведеевых, мать апостолов Иакова и Иоанна, Саломия. Но что же первосвященники и старейшины Иудейские? Вразумились ли они всеми знамениями, какие происходили в это время? Устрашились ли, по крайней мере?

«Увы, в то время как помрачалось небо, тряслась земля, распадались каменные скалы, отверзались гробы и восставали мертвые, в то самое время первосвященники заботились о приличии праздника, требовавшем, чтобы тела распятых не оставались долго перед лицом торжествующего Иерусалима, они думали о том, как сократить жизнь несчастных, – о новом посрамлении Иисуса, намереваясь предать тело Его земле вместе с телами злодеев! Явление ужасное для сердца, любящего человечество, не желающего видеть между людьми извергов, достойных ада!» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). «Такова, – восклицает святитель Златоуст, – сила зависти! Враги Иисуса Христа единожды и навсегда обрекали себя на все злодеяния!» Иерусалим был переполнен сотнями тысяч богомольцев; неприлично было бы оставлять распятых на крестах в такой великий день. Надо было прекратить их жизнь, и вот, служители Бога Израилева не устыдились просить Пилата, чтобы он приказал переломать кости голеней у распятых и снять их с крестов до захода солнца. Пилат исполнил их просьбу: послал воинов на Голгофу перебить голени распятым. Святой Иоанн Богослов был очевидцем того, как воины перебивали голени у разбойников, как они, подойдя к кресту Христову, увидели, что Господь уже умер… «Воины не сочли нужным мучить бездушное тело и умерщвлять Мертвого. Только один из них, желая, вероятно, развеять все сомнения о смерти, или из одной наглости, ударил Иисуса Христа копием в правый бок. Поскольку при этом ударе не последовало никакого движения, и поскольку самый удар был силен и смертелен, то не оставалось уже никакого сомнения ни для врагов, ни для друзей Иисуса в том, что Он действительно умер. Из язвы, однако, немедленно истекла кровь и вода» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Видно, эта рана была глубока, если Господь, по воскресении Своем, сказал Фоме: «подай руку твою и вложи в ребра Мои» (Ин. 20:27). Возлюбленный ученик Христов с особенной выразительностью замечает, что он сам, собственными очами видел это событие, в котором исполнилось на истинном Агнце Божием слово Писания: «и кости не сокрушите от Него» (Исх. 12:46) и пророчество Захарии (Зах. 12:10): «они воззрят на Него, Которого пронзили». До исполнения этих слов Священного Писания, может быть, никто не понимал: для чего Моисей заповедал не сокрушать костей пасхального агнца; теперь стало ясно, что этим предзнаменовалось несокрушение костей Господа, а это нужно было для Его пречистого тела, потому что оно должно было воскреснуть из мертвых. Так самые неважные обстоятельства страданий Христовых все были предуказаны Промыслом Божиим, чтобы укрепить нашу веру, чтобы возбудить любовь к Распятому за нас…

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

В нихже бе Мариа Магдалина, и Мария Иакова и Иосии мати, и мати сыну Зеведеову

(Некоторые говорят, что уйдя после погребения Иисуса Христа, Богородица от сильной скорби заболела, и не была в состоянии уже приходить после этого ко гробу, но лежала и плакала до тех пор, пока не было возвещено Ей о Воскресении). Так как жен было много, то перечисляются наиболее замечательные. Некоторые говорят, что называемая евангелистами иногда матерью Иакова и Иосии, иногда Мариею Иаковлевою, а иногда Мариею Иосиевою есть Богородица, потому что это были сыновья Иосифа; и как по Божественному Домостроительству отец их Иосиф называется мужем Богородицы, так, с другой стороны, и они – сыновьями Ее. Но, кажется, трудно верить этому предположению. Прежде всего, ничто не препятствовало назвать Богородицу Матерью Иисуса, как евангелист и называл Ее весьма часто в предыдущих повествованиях; затем неразумно было бы также везде в последующих повествованиях ставить прежде Ее Магдалину и показывать, что она была пламеннее Богоматери. Поэтому мы предполагаем, что это была какая-то другая Мария, мать Иакова и Иосии, не сыновей Иосифа, но других, которые были из числа семидесяти учеников. Много у иудеев было лиц, которые носили такие же имена. Может быть, Богородица стояла ближе к Кресту, чем остальные жены, так как сильная скорбь заглушала в Ней страх пред иудеями; может быть, также Она ходила вокруг, так как не могла устоять на одном месте вследствие сильных страданий, которые Она, естественно, испытывала, как Мать; а затем Она осталась у гроба и смотрела на все происходившее. Если же мы примем это предположение, то следует спросить, почему же не упомянули о Богородице евангелисты? Потому что относительно Ее известно было, что Она все время присутствовала, и делала то, что свойственно матерям; поэтому евангелисты не сказали также об Ее рыданиях. Они прежде еще засвидетельствовали о Ней, что Она следовала за Своим Сыном, когда Он учил. Следует знать и то и другое, и принимать то, что представляется более естественным. Марк (15, 40) говорит: бяху же и жены издалеча зрящя, между которыми была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия. Относительно Саломии некоторые говорили, что это та самая, которую Матфей назвал матерью сынов Зеведеевых.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых

(Мк. 15:40, 41). Матфей говорит сначала о служении женщин, а потом называет их по именам; Марк — наоборот. У Матфея говорится только о многих женщинах, которые следовали за Христом из Галилеи, служа Ему; Марк проводит различие между Галилейскими женщинами и “многими другими,” пришедшими с Ним в Иерусалим. Но точно неизвестно, были тут и Иерусалимские женщины, кроме Галилейских. О сестрах Лазаря, которые, вероятно, тут были, евангелисты не упоминают. О женщинах, стоявших при кресте, см. прим. к 20:20. Вместо “Иосии” в важных кодексах читается “Иосифа.” Но в A B C D и многих переводах ’Ιωση̃ — Иосий, которого, впрочем, не смешивают с упоминаемым, Мф. 13:55.

Иакова Марк называет “малым” или “меньшим” (του μικποΰ), вероятно, в отличие от Иакова Зеведеева. Предполагают еще, что Иаков назывался так, потому что был мал ростом.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible