Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Матфея 27:66
Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
Святые отцы
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- Троицкие листки (XIX в.)
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 64-66 Итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать. - Главным священникам, книжникам и фарисеям было недостаточно того, что они распяли Господа Спасителя, если бы только они оставили гроб без стражи: они взяли отряд стражи, припечатали камень и, насколько зависело от них, поставили преграды Воскресшему, чтобы их заботливая предусмотрительность послужила на пользу нашей вере, потому что чем больше около Него охрана, тем очевиднее доказывается действительность (virtus) Воскресения. Поэтому же Он полагается и в новом гробе, который был высечен в скале, - именно: чтобы не сказали, что Он был похищен, если бы этот гроб был выстроен из многих камней с подведенным под него основанием. А что Он должен был лежать в могиле, об этом свидетельствует пророк, говорящий: Сей будет обитать в пещере, высеченной в крепчайшей скале (Ис 33:16). И вслед за тем, двумя стихами ниже следуют слова: Царя увидите со славою (Ис 33:17).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 62-66. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
Субботу не называет субботою, потому что, судя по злобе иудеев, она и не была субботою. В то время как закон повелевал, чтобы в день субботы никто не двинулся с места своего,- беззаконные иудеи собираются к иноплеменнику Пилату, вместо законного собрания. Они вследствие своей злобы побуждаются прийти к Пилату и утвердить гроб, однако это было по Божию промышлению, дабы воскресение совершилось при свидетелях - врагах - и тогда, когда гроб был запечатан и охраняем. Достойно исследования,- откуда зная, говорили иудеи, что воскреснет в третий день? Господь нигде не говорил этого ясно и прямо. Можно думать, что они узнали это из преобразования Ионы, ибо говорил Христос, что «как Иона был во чреве кита три дня, и Я во чреве земли» (Мф.12:40); или же узнали из следующего: «разорите церковь сию». Прежде, не поняв этого, но подумав, что Он говорит о храме иудейском, они ставили Ему это в вину. Теперь же, познав, что храмом Он называл Свое собственное Тело, они приходят в страх и называют Его обманщиком, не оставляя злобы и после смерти. Кустодиею называется у римлян стража: отсюда евангелист называет кустодиею воинов, поставленных для охраны.
Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)
Ст. 3-4 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик
Гроб — наше сердце. Было сердце храмом; соделалось оно гробом. В него входит Христос посредством таинства Крещения, чтоб обитать в нас и действовать из нас. Тогда сердце освящается в храм Богу. Мы отнимаем у Христа возможность к действованию, оживляя нашего ветхого человека, действуя постоянно по влечению нашей падшей воли, нашего отравленного лжею разума. Христос, введенный Крещением, продолжает пребывать в нас, но как бы изъязвленный и умерщвленный нашим поведением. Нерукотворенный храм Божий превращается в тесный и темный гроб. Ко входу его приваливается камень велий зело. Враги Божии приставляют ко гробу стражу, скрепляют печатью отверстие, замкнутое камнем, припечатывая камень к скале, чтоб, кроме тяжести, знаменательная печать воспрещала прикасаться к камню. Враги Божии сами наблюдают за сохранением умерщвления! Они обдумали и установили все препятствия, чтоб предупредить воскресение, воспрепятствовать ему, соделать его невозможным.
Камень — это недуг души, которым хранятся в неприкосновенности все прочие недуги и который святые отцы называют нечувствием. Что это за грех? О нем мы и не слыхали, скажут многие. По определению отцов, нечувствие есть умерщвление духовных ощущений, есть невидимая смерть духа человеческого по отношению к духовным предметам при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным.
Когда нечувствие укоснит в душе и соделается ее качеством, тогда мир и миродержцы прилагают к камню печать свою (Мф. 27.66). Печать эта состоит в общении человеческого духа с падшими духами, в усвоении духом человеческим впечатлений, произведенных на него духами падшими, в подчинении насильственному влиянию и преобладанию духов отверженных.
Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Камень этот — велий зело.
По наставлению святых отцов, для уничтожения нечувствия нужно со стороны человека постоянное, терпеливое, непрерывное действие против нечувствия, нужна постоянная, благочестивая, внимательная жизнь. Такою жизнью наветуется жизнь нечувствия; но одними собственными усилиями человека не умерщвляется эта смерть духа человеческого: уничтожается нечувствие действием Божественной благодати. Ангел Божий, по повелению Бога, нисходит в помощь к труждающейся и утружденной душе, отваливает камень ожесточения от сердца, исполняет сердце умиления, возвещает душе воскресение, которое бывает обычным последствием постоянного умиления.
Воскресает в человеке, приготовленном к тому, Христос, и гроб — сердце — снова претворяется в храм Божий. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой (Пс. 3.8); в этом таинственном и вместе существенном воскресении Твоем заключается мое спасение.
Иустин (Попович), прп. (†1979)
Ст. 62-66 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать
Вот еще одно доказательство того, что тело Иисуса Христа на самом деле было мертвым. Фарисеи и первосвященники мудровали в своих лукавых разумах: мы убили, уничтожили Иисуса Христа; от Него осталось еще мертвое тело; ученики Его разбежались от Него; пусть мертвое тело Его еще начнет разлагаться в гробу, и тогда все, принадлежащее Иисусу Христу, будет мертвым навсегда. Поэтому надо охранять гробъ, в котором лежит мертвое тело, запечатать его и поставить стражу. Если мы этого не сделаем, ученики могут украсть тело Его и сказать народу: воскресъ изъ мертвыхъ. - Пилат им идет навстречу. Пилат: бесхребетная душа, бесхребетный человек. И они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили къ камню печать (стих 66).
Троицкие листки (XIX в.)
Ст. 62-66 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать
Лишь только настало утро субботы, на другой день, который следует за пятницею, – «субботу евангелист не называет субботой, – замечает блаженный Феофилакт, – а говорит: «который следует за пятницею», потому что, судя по злобе Иудеев, это и не была суббота: закон повелевал, чтобы в день субботний никто не двинулся с места своего, между тем беззаконные Иудеи собираются к иноплеменнику Пилату вместо законного собрания», – собрались первосвященники и фарисеи… Собрались обсудить еще одно обстоятельство: они хорошо помнили то, что забыли убитые горем ученики Иисусовы, – помнили Его предсказание о Своем воскресении в третий день. Надобно было принять меры, чтобы предсказание это не сбылось на самом деле. Кто знает? Может быть, в тайниках грешных душ их было некоторое предчувствие, что Христос воскреснет; они не хотели в нем сознаться, хотели заглушить в себе это предчувствие, подавить чувство страха, уверяя самих себя, что это невозможное дело, что уже все покончено с Иисусом, но что может случиться другое: обман со стороны учеников Иисусовых. «Привыкнув сами действовать нечисто, по внушению страстей и выгод, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – Каиафа и клевреты его воображали, что ученики Иисусовы, в отмщение за смерть Учителя, не преминут воспользоваться Его предсказанием, т.е. унесут тайно тело Учителя из гроба, скажут народу, что Он воскрес из мертвых и, таким образом, произведут опасное для синедриона волнение. Поэтому на тайном совете Каиафином было немедленно решено – окружить гроб Иисусов в продолжение трех дней стражей и притом стражей римской, которая была гораздо надежнее иудейской, из-за привычки к строгому исполнению своего долга. Явясь в преторию, первосвященники и книжники снова приняли вид ревностных блюстителей общественной безопасности и выгод римского правительства и обратились к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, Которого и по имени называть не считаем нужным, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну из мертвых. Зорко следя за всем, что творил и что говорил Иисус Христос, враги Его могли узнать о Его предсказании и от Иуды предателя, или по слухам, которые шли от апостолов. Итак прикажи, – говорят они Пилату, – охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого, когда Он Сам выдавал Себя за Мессию, потому что весть о воскресении будет сильнее действовать на народ, чем простые Его слова о Себе, как о Мессии». «Странные опасения синедриона! Иисус во гробе и однако будто может быть, что ученики захотят украсть тело Его? – вопрошает Филарет, архиепископ Черниговский. – Если Он льстец, то стоит ли заботиться о Нем? Если Он притом мертвец, тем более надобно совсем забыть о Нем. Ученики украдут? Да где они? Не разбежались ли они все, как овцы? Видел ли синедрион кого-нибудь из них, кроме Иоанна, при кресте?
Видел ли кого из них при гробе? Бедные люди! Они чувствуют, они признают величие Иисуса и во гробе, они боятся Иисуса мертвеца, но упорно продолжают борьбу с истиной небесной. Они борются с нею, но поражают только самих себя». Они забывают, что их собственный закон самое прикосновение к мертвецу уже считает осквернением, которое продолжалось до семи дней и требовало очищения, а неочистившийся подвергался смерти. «Ложь, – говорит святитель Златоуст, – везде и все делает против себя и как бы невольно защищает истину. Надлежало верить тому, что Господь умер и погребен и воскрес, и все это сами враги делают достойным вероятия. Вникни в эти слова: «мы вспомнили», говорят, «что обманщик тот, еще будучи в живых», следовательно, Он скончался; «прикажи охранять гроб», следовательно, погребен Он; «чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его»; итак, если гроб запечатан, то обмана уже не будет? Ведь это невозможное дело! А если обмана не было, а гроб найден пустым, то явно, что Он воскрес, нельзя прекословить этому. Видишь ли, как и против воли подвизаются в пользу истины? Рассмотри также, как дорожат истиной и ученики, как ничего не скрывают из того, что говорено врагами, хотя бы то было позорное. Вот враги называют Его обманщиком, и ученики не умалчивают об этом. Это показывает вместе с тем и жестокость врагов Его, поскольку и по смерти не оставляли своего гнева». Пилат не хотел затевать нового спора с ними. Дело, о котором они просили, было для него неважное. Пилат сказал им: имеете стражу (есть у вас военная стража при храме, которой можете распоряжаться); пойдите, сами охраняйте, как знаете, и стерегите гроб. «Пилат, – замечает святитель Златоуст, – не позволяет воинам одним запечатать гроб, но говорит: «Вы сами, как хотите, запечатайте, чтобы после не винить других». Подлинно, если бы воины одни запечатали, то Иудеи могли бы сказать, что воины позволили унести тело раньше запечатания. Теперь, когда сами утвердили гроб, уже не могут сказать этого. Видишь ли, как невольно заботятся об истине? Сами пришли, сами просили, сами запечатали вместе со стражей, чтобы таким образом стать обвинителями и обличителями самих себя». Но Промысл Божий и при этом творил Свое дело: для охранения покоя Царя нужна была не простая стража, и вот назначена стража, охранявшая самый храм. «Лишь настал вечер субботний, когда закон разрешал уже обычные дела, первосвященники, взяв нужное число воинов, отправились в вертоград Иосифов, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. – Тут, без сомнения, не преминули осмотреть всю внутренность погребальной пещеры, увериться в целости тела Иисусова, равно как и в том, что из пещеры нет другого выхода, кроме того, который завален был огромным камнем.
По освидетельствовании камень был опять привален ко входу, и для общей безопасности от всякого покушения войти в пещеру запечатан печатью синедриона»: они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать. «Две стражи при гробе Иисуса: печать синедриона и воины. Эти стражи одна другой надежнее. По римскому военному уставу воины наказывались со всей строгостью за самое малое опущение долга, а тут еще были воины такие, которые состояли и под военным римским уставом, и под управлением синедриона, следовательно, были под двойным страхом. Итак, синедрион сам принял меры, чтобы воскресение Христово не вызывало никаких сомнений» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Так Премудрость Божия, не нарушая свободы человеческой, распоряжается самыми злыми делами людей, нагло идущих против истины, чтобы этими делами засвидетельствовать самую истину. «Если бы, – говорит святитель Златоуст, – Христос не тогда воскрес, когда они оберегали гроб, но тогда, когда они, спустя три дня, отошли бы, то могли бы еще кое-что говорить вопреки нам, хотя и безрассудно; для того Он предварил и воскрес, чтобы не имели они и безстыдного предлога. Поэтому Господь попустил и запечатать гроб, по их желанию, допустил быть и страже военной. Они не заботились даже о том, что трудятся в субботу, но думали только о своей злобе, как бы в ней более и более успеть. Вот высшая степень безумия и ужаса, потрясавшего их! Те, которые со всей дерзостью задержали Его живого, боятся теперь, когда Он умер. Если это был простой человек, то отчего терять присутствие духа? Пусть же знают, что Он добровольно терпел все, что только терпел: вот и печать, и камень, и стража, и все это не могло удержать Мертвеца!»…
Евфимий Зигабен (†1118)
Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею
Не только наметили камень у дверей гроба, приложив к нему печать, но выбрав воинов, каких сами желали, поставили при нем в качестве стражи, – как это откроется несколько ниже, И все это они делали в субботу, нарушая ее в пылу своей ненависти. Так как мы будем говорить о путешествиях жен ко гробу, то благовременно заметим наперед, что евангелисты различными повествованиями о явлениях представляют немалое затруднение для невнимательных. Златоуст не исследовал этого различия; но другие, не будучи в состоянии согласить сказаний евангелистов, много говорили о них. Одни из них, говоря о четырех путешествиях, бывших в различное время, утверждают, что жены были не те же самые, о которых упоминают четыре евангелиста, но другие, одного имени с ними. Другие же соглашаются с первыми относительно четырех путешествий, но утверждают, что они были совершены одними и теми же женами. Но тех и других, как говорящих легкомысленно и неосновательно легко опровергнуть, если только кто либо внимательнее вникнет в сказания евангелистов. Мы же, испросив себе благодати у Того, Кто был погребен и воскрес, постараемся примирить эти сказания и ясно показать согласие между собой всех евангелистов.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Печать
Печать (3Цар.21:8). Печать у евреев обыкновенно употреблялась для удостоверения общественных и частных бумаг (Иер.32:10). Если нужно было запечатать дверь или ящик, то оные сначала обвязывались вервию, посередине которой полагалась сырая глина или воск, и затем уже она запечатывалась печатью. Часто вместо печати употреблялось кольцо или перстень с какой-либо надписью. Передача перстня с царской руки считалась высочайшей почестью в восточных странах (Быт.41:42, Есф.3:10). Вероятно, что при запечатании гроба Спасителя (Мф.27:66) на камень, приваленный к гробу, была наложена мягкая глина или воск и затем уже на оных была положена печать, так что легко можно было сразу открыть всякое покушение сломать ее.
По свидетельству новейших путешественников, печати к письмам, употребляемые в настоящее время на Востоке, делаются из агата, с именем или титулом отправителя или каким-либо вырезанным стихом из Корана (2Тим.2:19).
Печать обыкновенно укреплялась в перстне и носилась на руке (Песн.8:6). Иезавель воспользовалась печатью Ахава для запечатания писем (3Цар.21:8). Затем о печатях упоминают пророки: Исаия, Иеремия, Даниил, Иезииль, Аггей и др. (Ис.8:16, Иер.22:24, Дан.6:17, Агг.2:23, Иез.28:12). Впрочем, в означенных цитатах более говорится о запечатании писем, нежели о самих печатях.
Действительное употребление печати упоминается в Новом Завете только однажды, именно в Евангелии от Матфея (Мф.27:66) и приложили к камню печать. Выражение: «сим запечатлел, что Бог истинен» (Ин.3:33) означает, что Христос Спаситель есть тот, которого послал Господь, говорит слова Божии. Бог положил Свою печать на Искупителе – означает, что Бог засвидетельствовал о Нем (Ин.6:27). Обрезание есть печать праведности чрез веру (Рим.4:11). Верующие запечатлены обетованным Святым Духом (Еф.1:13). И не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления, говорит св. ап. Павел (Еф.4:30). Обращенные суть, по слову апостола – печать апостольства в Господе, или засвидетельствование оного (1Кор.9:2).
В книге Откровения неоднократно упоминается о печатях и запечатании. Так, напр., запечатанная книга означает такую книгу, содержание которой тайно и неизвестно, а снятие печати на оной относится к открытию и обнародованию содержания оной. Равным образом запечатление ста сорока четырех тысяч Израиля означает, что на них положена печать Божия, по которой их можно принять за истинных последователей Господа; точно так же как печать звериная означает тех лиц, которые исполняют дела диавола (Откр.5:1,6:1,7:3,10:4, 13:16,17,22:10).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать
Буквально (как в славянском): запечатав камень с стражею.