Скрыть
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Святые отцы

Прочие

Хроматий Аквилейский, свт. (†406)

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою

Нам предоставлен пример целомудрия и веры, чтобы, познав Христа Царя и поклонившись [Ему], мы оставили направление прежнего пути, то есть старое заблуждение, и вступили на другой путь, где проводником нам Христос, и возвратились в нашу землю, то есть рай, откуда был изгнан Адам. Об этой стране говорится в псалме: Буду угождать Господу на земле живых (Пс. 114:8). Итак, предупрежденные волхвы возвращаются другим путем, оставив тщетной жестокость тирана. Таким образом, они узнают и Младенца, родившегося Царя, и побеждают коварство тирана Ирода. Об этом триумфе, который будет иметь наш маленький Господь и Спаситель в самом начале Своего телесного рождения, прежде пророчествовал Исайя, говоря: Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговорить: «отец», «мать», оно получит богатства Дамаска и добычи Самарийские пред лицом царя Ассирийского (Ис. 8:4). Под богатствами Дамаска, которые принял родившийся Младенец - Сын Божий, понимается золото, которое принесли волхвы. Добычи же Самарийские - те же волхвы, которых Он отвратил от «суеверия самарийского», то есть от почитания идолов. Те, кто прежде были добычей дьявола из-за ложной религии, позже стали добычей Бога через познание Христа. Царь же Ассирийский обозначает Ирода или дьявола, которому волхвы стали противниками, вознеся молитвы Сыну Божию, Господу и Спасителю нашему.

Трактат на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою

Смотри и отсюда, какова вера их, – как они не соблазнились, но были благопослушны, благоразумны! Не смущают­ся, не размышляют в самих себе, говоря: если этот младенец действи­тель­но велик, и имеет какую-либо силу, то для чего нам бежать и тайно удаляться, и для чего ангел высылает нас из города, как рабов и беглецов, тогда как мы пришли явно и с дерзновением предстали перед таким множе­с­т­вом народа и перед царем неистовым? Ничего подобного они и не говорили, и не думали, а это-то и есть особен­ное дело веры, – не изыски­вать причин того, чего не велят делать, но только покоряться повелениям.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою

Принесшие дары Господу непосредственно вслед затем получают ответ. Ответ же, - что на греческом языке выражено словом χρηματισθέντες, был дан не через ангела, но от самого Господа [или: во сне - perinsomnium, вместо которого у переписчиков ошибочно могло явиться per ipsum Dominum], чтобы показать преимущество заслуг Иосифа. Возвращаются же они другим путем потому, что не должны были приметаться к неверующим из иудеев.

Толкование на Евангелие от Матфея

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою

Нечто великое внушают нам волхвы тем, что возвращаются в свою страну иным путем. Ибо тем, что они поступают по наставлению, конечно, внушают нам, как и мы должны поступать. Наша страна есть рай, в который, после познания Иисуса, нам запрещается возвращаться тем путем, которым мы идем. Ибо по гордости, неповиновению, пристрастию к видимому, вкушению запрещенной пищи мы отошли от своей страны, а для возвращения в нее необходимы плач, повиновение, презрение видимого и обуздание пожеланий плоти. Следовательно, мы возвращаемся в свою страну иным путем, потому что, отойдя из-за вожделений от райских радостей, призываемся к ним назад через рыдания. Поэтому необходимо, возлюбленнейшие братья, чтобы мы всегда со страхом и всегда с осмотрительностью представляли пред очи сердца, с одной стороны, виновность нашего делания, а с другой, величайшую строгость [последнего] суда. Помыслим, как придет строгий Судия, Который грозит судом, но скрывает его, угрожает ужасами грешникам, однако еще удерживается от них и отлагает скорое пришествие для того, чтобы меньше найти тех, которых надо будет осудить. Накажем вины слезами и по гласу Псалмопевца, предварим лице Его во исповедании (Пс. 94:2). Итак, да не обманывает нас никакая ложь удовольствия, да не сбивает нас с пути никакая суетная радость. Ибо близок Тот Судия, Который сказал: горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6:25). Поэтому и Соломон говорит: к веселием примешивается печаль: последняя же радости в плач приходят (Притч. 14:13). Поэтому и опять говорит: смеху реках: погрешение, и веселию: что сие твориши (зачем напрасно обманываешь) (Еккл. 2:2). И опять говорит: сердце мудрых в дому плача, а сердце безумных в дому веселия (Еккл. 7:4). Итак, устрашимся заповедей Божиих, если мы истинно прославляем торжество Божие. Ибо приятное для Бога жертвоприношение состоит в сокрушении о грехах, по свидетельству Псалмопевца, который говорит: жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50:19). Прошедшие наши грехи омыты при принятии Крещения, и однако же после Крещения мы много их учинили, но не можем омыться от них опять водою Крещения. Итак, поскольку мы и после Крещения осквернили жизнь, то окрестим совесть слезами, потому что, возвращаясь в страну свою иным путем, мы, которые вышли из нее услажденные благами, должны возвратиться в нее огорченные бедствиями, при содействии Господа нашего, Иисуса Христа.

Сорок бесед на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою

Обрати внимание на последовательность! Сперва Бог звездою привел их (волхвов) к вере; затем, когда они пришли во Иерусалим, чрез пророка научил их, что Христос рождается в Вифлееме, и, наконец, чрез ангела. И они повиновались пророчеству, то есть божественной беседе. Таким образом, получивши откровение от Бога, обманули Ирода, не побоялись и преследования его, но дерзнули, полагаясь на силу Рожденного, и таким образом сделались истинными свидетелями.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою

Долго ли волхвы были в Вифлееме? Не видно. Вероятно, они не вдруг расстались с Божественным Младенцем, не скоро, так сказать, насытились Его лицезрением. Когда решились возвратиться, то хотели идти в Иерусалим, дабы исполнить поручение Ирода. Но в ту ночь они получают «весть… во сне» — χρηματιςθεντες, — слово, употребительное в ответах оракулов; точнее оно значит: «получили во сне откровение». В славянском переводе слово сие взято частно «весть приемше во сне» —, а в русском еще частнее («получив во сне повеление»). Каким образом они получили весть?.. Не через Ангела, ибо евангелист о нем не говорит здесь ничего. Притом, если получили весть во сне, то как они поверили ей? Могли поверить, как и все принимали верой. Им, вероятно, не было открыто, что сделает Ирод, а только велено не возвращаться прежним путем, дабы не смущать их более и не искушать их веры. Как сон пересилил льстивые слова Ирода? Надобно заметить, что сны и обыкновенные иногда производят в нас сильные впечатления, а когда они бывают от Бога, то бывают чрезвычайно сильны. Примером сему может служить сон, виденный Навуходоносором (см.: Дан. 2). Бывали примеры, что люди самые беззаконные обращались к добродетели посредством снов. Есть в житиях святых пример, что некто видел сон, потрясший все существо его, но забыл его по своем пробуждении. Единственный отголосок, оставшийся в его душе, был тот, чтобы он обратился от порока к добродетели. Он послушался сего внушения и сделался святым.

Какой же был другой путь, которым волхвы могли возвратиться? Можно было не возвращаться к Ироду и проходя Иерусалимом; но они так были послушны гласу Божию, что не хотели возвратиться тем же самым путем. Они пошли от Вифлеема на юг и должны были обойти Мертвое море. Путь сей труднейший и менее проходимый, однако же они пошли им. Сказав, что волхвы иным путем возвратились в страну свою, евангелист тем и оканчивает свое повествование о них.

Что с ними было потом? В истории Евангельской они не являются более. Древнее предание говорит, что их усердие к вере Иудейской и вера в новорожденного Царя и по возвращении их нимало не уменьшились, а еще возросли. Когда же проповедники Христа рассеялись по всему свету, то волхвы, услышав их учение, первые приняли христианскую веру, и сделались проповедниками оной, а наконец и мучениками за Христа. Таким образом, если они были украшены венцами земными, то после украсились венцами небесными. Такие люди не могли отпасть от своей веры, а возрастали в ней более и более, почему и были собраны мечом в житницу Христову. Ибо впоследствии оправдались опытом над последователями Иисуса Христа слова апостола: «вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» (2Тим. 3:12).

Но бросим еще взгляд на сие событие. Как мудро в нем распоряжение Промысла! Иудейский народ недостоин был того, чтобы ему открыт был непосредственно Мессия. Были, конечно, среди его некоторые избраннейшие, но в сих сосудах заключались только доброта и благочестие. Надлежало, однако же, весть о Мессии довести до сведения Ирода и синедриона. Как это сделать? Если бы для сего употреблен был какой-либо Иудей, то его подвергли бы бесконечным расспросам, а от этого Божественный Младенец подвергся бы опасности. Промысл призывает для сего людей с востока, кои являются в Иерусалим странниками, приводят его в смущение. Так являет себя Бог Своему народу, и так делает его безответным! Ибо торжественнее сего явления и быть не могло; все от мала до велика могли узнать Мессию. Промысл свое дело сделал и предоставил на произвол: или поклониться Мессии вместе с волхвами и пастырями, или обратить предмет сей в предмет допросов и любопытства, принять с сердцем холодным и идти своим путем, а не путем до Вифлеема. Здесь особенно примечательно то, что Иудеи услышали о явлении Мессии от язычников. Посему святитель Златоуст и называет волхвов «первенцами церковным». Точно, они сами были дар от язычества: злато, ливан и смирна. Но то, что было тогда, может быть и теперь. Тогда Иудеи, почивая на законе, думали, что только в их руках спасение (так и ныне одна Церковь думает о себе); им и на мысль не приходило, что Мессия будет открыт язычникам прежде Иудеев. Но язычники пришли к Нему и сделали свое дело, а Иудеи только смотрели на это и — больше ничего. Так и ныне некоторые из христиан думают, что за пределами христианства нет спасения, что там мрак и тьма, между тем как Бог везде. Как небо простирается над землей, так Промысл Божий бдит над вселенной. И ныне есть язычники, кои могут преподать уроки благочестия христианам, по крайней мере, некоторым и в некоторых добродетелях, если не в догматах веры. История представляет сему примеры.

Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа


Теперь оставалось одно затруднение: как и куда возвратиться волхвам? По естественному ходу дел, они, без сомнения, пошли бы теперь паки в Иерусалим – к Ироду, чтобы сдержать свое обещание, и поделиться с ним и со всем Иерусалимом той радостью и святым восторгом, коими исполнена была душа их. Но это было бы сопряжено с крайней опасностью для Отрочати и для них самих. Кто же вразумит святых странников? Звезда уже не могла сделать сего; употреблено другое средство. «Весть приемше во сне не возвратитися ко Ироду, иным путем отыдоша во страну свою». «Весть приемше во сне»: значит, в Вифлееме проведено ими не несколько только часов, а день или два. Можно ли было скоро оставить то место, куда шли так долго и с таким усердием, не насладиться многократным лицезрением Божественного Отрочати, не расспросить о всем Его Матерь, не узнать всех обстоятельств рождения, столь чудного? «Весть приемше во сне»; подобно тому, как это было, и еще будет не раз, с Иосифом. Не сказано, однако же, что в этом сне говорил волхвам Ангел: могло быть довольно вразумления безличного, тайного озарения мысли, но такого, что волхвы не могли не почесть его за глас Божий, коему надобно последовать неуклонно.

Хотите ли знать, что потом было с волхвами – дома? Евангелие не сказывает сего, ибо изводит их на среду и занимается ими не более того, сколько им дано было участвовать в великом событии Вифлеемском. Но Святое Предание как в других случаях, так и в сем, дополняя сказание Евангельское, говорит, что волхвы не удовольствовались тем, что совершили путешествие в Иудею; во всю жизнь продолжали следовать за звездою, возвещали всем то, что сами сподобились видеть, и таким образом, подвизавшись подвигом добрым на земле, удостоились вечной славы на небеси. Нетленные телеса их перенесены впоследствии с Востока в Константинополь, и соделались сами предметом благоговейного поклонения для верующих.

Слово на второй день праздника Рождества Христова, на утрене

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою

Если люди и стихии вооружатся против нашей веры и станут противиться исполнению столь святого долга, не попустим благочестивому усердию охладеть в душах наших. Только с мужественною верою можно восторжествовать над всеми препятствиями. Волхвы избегли сетей, расставленных Иродом, только после того, как уже насладились созерцанием Божественнаго Младенца, и едва удовлетворили они движению сердца своего, как в нём воцарился мир, и тогда уже не сияние звезды, но голос Ангела стал управлять путём их. Итак, убежим от мира сего, где царствует беспорядок, где беспрестанно можно подвергнуться пустому обаянию лжи и обмана, и укроемся во святой град, где всё спокойно и где питаются хлебом небесным. Будешь ли ты простой пастух, ты будешь допущен зреть там Иисуса. Будешь ли ты царь, украшенный порфирою и посвящённый во все тайны науки, если ты не придёшь туда воздать честь Божественному Младенцу, весь блеск твоего достоинства и все твои знания не спасут тебя.

Избранные места из Священной Истории

Евфимий Зигабен (†1118)

И весть приемше во сне не возвратитися ко Ироду, иным путем отыдоша во страну свою

Прежде чем они увидели Младенца, звезда указывает им путь, а после того как они увидели, Ангел беседует с ними, как бы уже посвященными. Весть приемше, т.е. приняв наставление, отыдоша повинуясь, как верные, во страну свою, будущие провозвестники того, что случилось; и не возвратились они к Ироду, чтобы он понял, что напрасно злоумышляет, и чтобы отказался от своего предприятия.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою

«Не возвращаться»: ибо Ирод, точно узнав от волхвов о Младенце, без сомнения, принял бы скоро все меры для убиения Младенца. — «Иным путем»: вероятно, на юг от Вифлеема, чрез Хеврон и южную сторону Мертвого моря.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою

Волхвы удалились на восток иным путем, т.е. не пошли на север по дороге, которая вела к Иерусалиму, а на восток или на юг, — в последнем случае с тем, чтобы опять повернуть на восток.

Толковая Библия

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою

Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, замыслившему умертвить Богомладенца, волхвы иным путем, то есть не через Иерусалим, ушли в свою страну, вероятно, на юг от Вифлеема.

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета

Троицкие листки (XIX в.)

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою

Исполнив свое заветное желание и поклонившись Господу, они хотели уже возвратиться в Иерусалим, чтобы сдержать слово, данное Ироду, чтобы поделиться с ним и со всеми Иерусалимлянами той святой радостью, которой была полна душа их. Но в том-то и была великая опасность… И вот Господь снова вразумляет их, и притом уже не через звезду, а во сне, подобно тому, как вразумлял Он не раз и святого Иосифа: и, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, они не стали изыскивать причины, почему не велено возвращаться к Ироду, а в простоте верующей души покорились велению Божию и иным путем (другой дорогой, вероятно на Хеврон, вокруг Мертвого моря), отошли в страну свою. Церковное предание говорит, что святые волхвы и в своей стране возвещали всем, что видели и слышали о Христе Спасителе и были первыми проповедниками Христа среди языческого мира. Дивны пути Промысла Божия! Кто бы мог подумать, что где-нибудь в Персии или Аравии ожидали так прилежно пришествия Того, о рождении Которого не знали в самом Иерусалиме! Между тем вот — язычники волхвы не только узнали об этом, но и пришли издалека на поклонение новорожденному Спасителю мира. Видно, эти язычники были достойны такой милости Божией. Они не читали пророчеств, только по преданиям предков своих знали, что в Иудее должен родиться славный Царь, и однако же, лишь только увидели Его звезду, как пошли в Иерусалим, смело искали Его, хотя и слышали, что в Иудейской земле уже есть царь, давно царствующий, гордый, жестокий, что, спрашивая о другом Царе, они себя подвергают опасности… Не смутил их вид бедности, убогие пелены, бедная Мать… И в убожестве они узнают Спасителя и поклоняются Ему как Богу… Сколько трудов, лишений и опасностей — и ради чего? Чтобы только прийти, поклониться новорожденному Царю, Который, казалось, еще не мог и награждать поклоняющихся Ему, и — уйти восвояси… Это ли не вера, достойная отца верующих — Авраама? За эту-то веру они и оказались достойнее самих Иудеев. Первоверховный апостол Христов не напрасно возвестил, что во всяком народе боящийся Его (Бога) и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10:35): пример волхвов показывает, что такие люди действительно могут быть во всяком народе. А Иудеи почивали на Законе, знали все пророчества о Христе, и волхвам же указали, где Христос рождается, и никому из них не пришла мысль, хотя бы из простого любопытства, дойти с волхвами до Вифлеема и увидеть Младенца, Которого те искали… Какое нерадение! Какое духовное ослепление!.. За это и лишились они великого счастья, которое досталось на долю язычников-волхвов! Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф. 12:42), восстанут на суд и эти мудрецы язычники и осудят нерадение Иудейское! Святитель Иоанн Златоуст в истории поклонения волхвов видит указание на будущую историю Церкви: как волхвы ранее Иудеев поклонились Христу, так и язычники ранее Иудеев войдут в Церковь Христову.

Троицкие листки. №801-1050

Гладков, Б. И. (†1921)

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою
 

Окончив все, для чего было предпринято путешествие, волхвы намеревались возвратиться домой через Иерусалим и исполнить данное Ироду обещание; но отошли в страну свою иным путем, вероятно, южным побережьем Мертвого моря, и поступили так по особому откровению во сне. Откровение во сне, в какой бы форме оно ни было, привело их к убеждению, что Ирод затевает что-то недоброе, и потому, не желая содействовать ему в его кровожадных замыслах, они решили не встречаться с ним.

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible