Скрыть
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет,

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-15 Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода

Когда он брал [или: взял] Дитя и Матерь Его, чтобы перейти в Египет, он брал их в темноте ночи, когда же он возвращается в Иудею, то Евангелие не показывает ни ночи, ни темноты в то время.

Толкование на Евангелие от Матфея

Петр Хрисолог, свт. (†450)

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет

Христос обещал в законе и через пророков, что придет во плоти, взойдет по ступеням [человеческих] возрастов, возвестит славу Царствия Небесного, провозгласит учение веры, изгонит демонов властью одного слова, даст слепым прозрение, хромым - [твердую] поступь, немым - речь, глухим - слух, грешным - отпущение грехов, мертвым - жизнь. Поэтому Христос, Который станет совершенным мужем, будучи младенцем, отложил смерть, а не избежал ее.

Собрание проповедей

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-15 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего

Иудеи говорят, что это сказано было из-за народа, который Моисей вывел из Египта. Отвечаем: и о народе сказано нечто новое преобразовательно, истинно же исполнилось оно на Христе. Затем, кто есть Сын Божий? Народ ли, поклоняющийся идолу Веельфегору и истуканам, или истинный Сын Божий?

Толкование на Евангелие от Матфея

Тихон Задонский, свт. (†1783)

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет

Сын Божий, уклоняясь от напасти и смерти, подает и нам образ не вдаваться самовольно в напасть, а уклоняться от нее. Он мог и там обезопасить Себя, где искали Его, чтобы убить, но бежал в Египет, в чужую землю, уча нас, чтобы и мы, если гонят нас в одном городе, бежали в другой (Мф. 10:23).

Сокровище духовное, от мира собираемое


Мир, во зле лежащий, благочестия истинного не любит и гонит. Христос, само благочестие и неповинность, только что в мире показался и, как младенец незлобивый, никому зла не мог сотворить, хотя и никогда зла не сотворил, но гонение начал терпеть, и от града во град, и от страны в страну бегал.

Отсюда следует, что в ком зачнется духовно Христос – истина, за тем следует гонение, как за истиной – тень. «И все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим 3:12), по слову апостольскому. Поэтому, если тебе гонение приключается и ненависть от мира, не смущайся о том. Ибо для мира истинное богопочитание и благочестие есть камень преткновения и камень соблазна. Мир ненавидит то, что противно ему и глаза колет, поэтому отвергает от себя и гонит противного себе, но блаженны гонимые миром, потому что Бог их принимает. Этим утешайся, когда от мира гонение терпишь за благочестие.

Отсюда учимся не вдаваться в явную напасть дерзновенно, но уклоняться от напасти. Христос мог сохранить жизнь свою и в том месте, где был (ибо все возможно Ему, как Богу, хотя и был по плоти младенцем), но уклонился от убийцы, подавая нам пример уклоняться от находящего зла.

Видим, что от самых пелен начал Спаситель наш крест носить ради нас, ибо как ради нас в мир родился, так ради нас и гонение терпел. Последуем и мы Ему, взяв крест свой, последуем ему, дабы и по смерти с Ним быть во царствии Его.

Письма келейные. Письмо 65

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет

Слова простые, но выражающие глубокую преданность и вместе действие самое умилительное. Представьте святого старца, вдруг востающего среди мрачной ночи с бедного ложа; представьте, как он, преисполненный тем, что слышал от Ангела, слабыми стопами подходит с благоговением к спящей Отроковице и Младенцу, и тихо возбуждает Ее от сна; как потом объявляет смиренно о крайней необходимости сей же час оставить не только дом, но и отечество, и отправиться не медля в Египет; как потом Святая Двоица немедленно собирается в путь, укладывает небольшое число необходимых вещей; как Матерь приемлет на руки спавшее Отроча и помещает Его вместе с Собою на бедном животном; как старец следует возле них дрожащими стопами; и все это ночью! Скажите, кто бы из нас без крайней нужды мог решиться на такой путь? Ибо путь из Вифлеема в Египет и ныне крайне труден и опасен: надобно идти по горам и дебрям, по местам безводным, среди сыпучих песков, при непрестанной опасности от зверей и разбойников. И этим-то путем, ночью, бежит теперь Спаситель мира, возлежа яко Младенец на персях Матери!

Слово на второй день праздника Рождества Христова, на литургии

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет

Сверх того, это распоряжение Божественного Промысла касательно Иисуса Младенца не только славно для Бога, но и полезно для человека, который через размышление об оном может найти здесь утешение в неприятностях и подкрепление в гонениях, которые всегда предстоят Церкви, её служителям и Святым. Так Св. Иосиф, праведный человек, верный раб Божий, никаких человеческих умствований не противопоставляет повелению, которое дано ему свыше; он не взирает ни на опасности, ни на трудности продолжительного странствования; он повинуется Господу и Ему предоставляет всё попечение о его путеводительстве. Если мы удивляемся, видя, как Иудея изгоняет Иисуса Христа, то не менее подивимся тому, как Египет даёт Ему убежище от гонителей Его. Притом вспомним, что Бог как в сынах Патриархов предначертал преобразования будущего, так и в жизни Иисуса Христа — судьбу Церкви. Таким образом, спасение язычников, призванных к вере вследствие неверия Иудеев, было ясно прообразовано этим бегством Спасителя, гонимого из Иудеи и укрываемого среди язычников. Дабы некоторым образом приготовить неверных к благодати Евангелия, Сын Божий вышел из владений Ирода, своего гонителя, и своим убежищем избирает царство самых суеверных язычников. Так объясняется столь известное падение идолов при вступлении Божественного Младенца в Египет, по пророчеству Исаии: «придет во Египет и потрясутся рукотворенная Египетская от лица Его» (Ис. 19:1). Присовокупим к сему еще, что преизобильная благодать, озарившая Египет во времена Св. Антония, Пахомия, Иллариона и стольких других пустынников, живших там жизнью Ангельскою, есть действие Божественного благословения, принесённого Иисусом, когда приходил Он туда укрыться от ярости Иродовой.

Избранные места из Священной Истории

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 14-15 Он же востав, поят Отроча и Матерь Его нощию, и отыде во Египет: и бе тамо до умертвия Иродова: да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: от Египта воззвах Сына Моего

Иудеи говорят, что изречение: из Египта воззвах сына Моего сказано об их воззвании. Против них мы скажем, что таков закон пророчества, что многое часто говорится об одних, а исполняется на других. Так о Симеоне и Левии сказано: разделю их во Иакове и разсею их во Израили (Быт. 49:7), но это случилось с потомками их. Равным образом, и эти слова к Иакову: буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего (Быт. 27:29), исполнились не на нем, потому что он сам боялся и дрожал, и столько раз преклонял колени пред братом своим Исавом; но на потомках его. И сказанное Ноем на Ханаана исполнилось на потомках его. Так и здесь мы говорим. Ибо кто правдивее может назваться Сыном Божиим? Тот ли, который поклонялся тельцу, совершал служение Веельфегору, и приносил в жертву демонам своих сыновей и дочерей, – или Тот, Который есть Сын по естеству и равночестен с Родившим?

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет

«Ночью»: частью потому, что днем, при тамошней жаре, очень трудно было путешествовать, особенно недавно родившемуся младенцу с матерью, частью потому, чтобы удобнее избегнуть преследования.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет

Ангел Господень является во сне (то же слово, как и в ст. 12 — κατ᾿ ὄναρ) одному Иосифу, но не Богоматери, что было совершенно естественно, так как Иосиф во всех случаях является здесь хранителем Младенца и Его Матери. Беги в Египет: несомненно, что из всех мест, где могли укрыться Мать и ее Младенец, удобнее всех был Египет. Он издавна был местом, где спасались еврейские беглецы. Там около времени рождения Христа Спасителя жило много евреев. Египет в это время находился под властью римлян. Место, где поселился Иосиф с Марией и Младенцем, в Евангелии не указывается, равно как не сообщается никаких подробностей об их пребывании в Египте. Предание указывает на Матарею близ Леонтополя в илиопольском округе, след., в нижнем Египте, у самой Нильской дельты. Известно, что за 150 лет до Р. X. в Леонтополь был устроен еврейским беглецом, священником Онией, храм. Леонтополь находился за Нилом. Матарею же отождествляют иногда с Оном или Илиополем. Но где находился этот город, в точности неизвестно.

В словах: “хочет искать Младенца, чтобы погубить Его”, очевидно указывается на намерение Ирода, проявившееся уже после удаления волхвов. Прежде он тайно хотел погубить Младенца, теперь он открыто ищет Его, чтобы погубить.

Толковая Библия

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет

После ухода волхвов Ангел Господень, явившись во сне Иосифу, повелел ему, взяв Младенца и Матерь Его, бежать в Египет, что тот и исполнил, отправившись туда ночью. Египет находится на юго-западе от Иудеи, и до границы с ним надо было идти 100 верст. Он тоже был тогда римской провинцией, и в нем жило много иудеев; они имели там свои синагоги, но туда не простиралась власть Ирода, и святое семейство, остановившись у своих соотечественников, могло чувствовать себя в безопасности. На вопрос, почему Христос не спас Сам Себя от иродовых убийц, св. Златоуст отвечает: «Если бы Господь с первого Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы признавать за Человека» (Бесед. на Матф. 7). О путешествии святого семейства в Египет сохранилось множество замечательных преданий. Одно из них гласит, что, когда Иосиф с Богомладенцем и Его Матерью вошли в идольский храм, где было 365 идолов, то все идолы пали на землю и разбились: так исполнилось над ними слово пророческое «Господь воссядет на облаке легком» (на руках Пречистой Девы Марии), «и потрясутся от лица Его идолы Египетские» (Ис. 19:1).

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета

Троицкие листки (XIX в.)

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет

Но не задумался, не стал рассуждать и колебаться святой старец: он поспешил исполнить повеленное: он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. «Представьте себе, — говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, — святого старца, вдруг встающего среди мрачной ночи с бедного ложа; представьте, как он, преисполненный тем, что слышал от Ангела, слабыми стопами подходит с благоговением к спящей Отроковице и Младенцу, и тихо пробуждает Ее от сна; как потом смиренно объявляет Ей о крайней необходимости сейчас же, ночью, пока никто не видит, пока прохлада ночная не сменилась палящим зноем, оставить не только дом, но и отечество, и отправиться в Египет; как потом Святая эта Двоица немедленно собирается в путь, укладывает небольшое число необходимых вещей; как Матерь, никогда не путешествовавшая по сыпучим пескам безводной пустыни, берет на руки спящего Младенца и садится на бедное животное; как старец следует около Нее дрожащими стопами, и все это во тьме ночной… Какая трогательная картина! Сколько преданности воле Божией!»

Троицкие листки. №801-1050

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет

Нощию (ночью), - частью потому, что при тамошних восточных жарах было трудно путешествовать днем, а частью и потому, чтобы удобнее избегнуть преследования.

Толкование на Евангелие от Матфея

Гладков, Б. И. (†1921)

Бегство святого семейства в Египет (Мф. 2:13-15)
 

Христос пришел не для того, чтобы в младенческом возрасте пасть под мечом Иродовых убийц. Как только Ирод стал обдумывать способы избавиться от законного Царя Иудейского, Иосиф, по внушению Бога, уходит с Младенцем и Матерью Его в Египет, в страну, неподвластную Ироду, где Святое Семейство могло оставаться в полной безопасности.
Ангел говорит Иосифу во сне: Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет.
«Иосиф, услышав это (говорит Златоуст), не соблазнился и не сказал: что это за странность? Ты прежде говорил, что Он спасет людей Своих, а теперь Он даже и Себя не спасет, и нам должно бежать, удалиться и переселиться в отдельную страну? Это противоречит тому, что обещано. – Но он ничего такого не говорит, ибо он был муж верный: не любопытствует даже о времени возвращения». На поставленный так прямо вопрос – отчего Христос Сам не спас Себя от Иродовых убийц? – Златоуст отвечает: «Потому, что если бы Господь с первого Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы признавать Человеком» (Беседы на Евангелие от Матфея).
Слова пророка Осии – из Египта воззвал Я Сына Моего (Ос. 11,1) относятся к выходу народа израильского из Египта при Моисее, причем Сыном Божиим называется весь народ израильский, а потому едва ли могут быть применены ко Христу.

Толкование Евангелия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О священных изображениях.

Мф.3:16. Третья ипостась Св. Троицы, Дух Божий, явился в телесном виде (голубя) при крещении Второго Лица, а Первое лицо являлось пророкам Дан.7:9; Ис.6:1-2. Святая Троица засвидетельствовала о Себе: Лк.3:22, так почему же нам не запечатлевать это событие в виде священного изображения?

Деян.17:29. Изображаемые на святых иконах события и лица произошли не от вымысла, но были и существуют в действительности, на самом деле, например: Крещение Господне: Мф.3:14-17; Преображение Господне: Мф.17:1-5; Господь Вседержитель: Евр.1:3; Откр.14:14. Пресвятая Богородица с Младенцем: Мф.2:14; апостол Петр: Мф.16:17; между тем, язычники называли богами такие существа, которые не управляли миром, и произошли действительно от человеческого вымысла, сравни Гал.4:8. Прем.14:12-14, например, телец Молох, Ремфан: Деян.7:43; Артемида и Диопет: Деян.19:35; поэтому настоящее место Писания нужно относить не к святым иконам, а к идолам и кумирам вымышленных богов.

Ин.1:18. Все существо Божества по его совершеннейшей духовной природе, конечно, никто и никогда не видел и видеть не может: Исх.33:20; и на святых иконах изображается не самое духовное и невидимое существо Божие, которое не изобразимо, а изображаются бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Божества, в каких Бог благоволил открывать себя человеку: Ис.6:5; Дан.7:9; Лк.3:22; Ин.1:14; Деян.7:55.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Олег Стеняев, протоиерей

Ст. 14-15 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

«Матерь Его» – эти емкие слова, для каждого православного сердца говорят и означают более чем много. На иврите это имя произносится как МирьямМарьям, что значит «восстание многих», или «звезда моря», или просто Возвеличенная.

Сразу возникает вопрос: Возвеличенная над кем? Православное богослужение чествует Деву Марию, как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую». То есть она как некая духовная звезда превознесена над всем «морем» рода человеческого, выше Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Но! Как смиренная Дева из Назарета поднялась на такую высоту? Или что подняло Ее на такую высоту?

Ответ очевиден: Она пламенела к Богу исключительной Любовью.

Зададимся вопросом: Кто может любить Сына Божия (Второе Лицо Святой Троицы) родительской любовью? И здесь ответ очевиден: только Бог Отец и Дева Мария!

Кто может, обращаясь к Сыну Божию, назвать Его Сыном Своим возлюбленным? И опять очевидно: только Бог Отец и Пресвятая Дева Мария.

В этом и состоит исключительность Возвеличенной и Превознесенной. Ее возможность любить Господа Иисуса Христа родительской любовью ставит Ее на недосягаемую высоту, недосягаемую не только для человеков, но и небожителей.

И более того! В Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут (то есть при Голгофском Кресте – О.С.) стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27). Этими словами Евангелие рассказывает о том, как в лице Иоанна Богослова все верующие во Иисуса Христа усыновляются Пресвятой Деве Марии; и здесь же, словами: «ученик сей взял Ее к себе», учениками Господа Иисуса Христа называются только те христиане, которые в сердцах своих «поселяют» Матерь Божию и уже не расстаются с Нею ни в этой жизни, ни в будущей.

Беседы на Евангелие от Матфея, том 1

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible