и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Святые отцы

Прочие

Хроматий Аквилейский, свт. (†406)

и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего

Итак, Иосифу было повелено принять этого ребенка, о котором сказал Исайя: Ибо младенец родился вам, сын дан вам, владычество на раменах его (Ис. 9:6). Он сказал: Сын дан вам, потому что Господь Христос, родившийся Младенец, считался сыном Иосифа и Марии. Что же касается будущего сошествия в Египет, то Исайя прежде предвозвестил об этом, говоря: Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет (Ис. 19:1). После этих слов было явлено таинство Господнего воплощения. Ведь поскольку Сам Господь, поднимаясь с небес, именуется солнцем правды, то справедливо [пророк] предсказал здесь, что Господь придет на облаке легком, то есть в святом теле, которое не мог отяготить никакой грех и в котором Он сокрыл сияние Своего величия одеянием телесного облака. Осия явно имеет в виду то же самое, говоря: На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. После давнего тяжкого преступления Египта, после многочисленных насланных на него Богом казней Всемогущий Бог Отец по своей благости послал Сына Своего в Египет, чтобы последний, уже давно при Моисее искупивший заслуженную кару за свое преступление, принял Христа и обрел надежду на спасение. Сколь великое милосердие Божие явлено в пришествии Его Сына! Этот Египет, который некогда при фараоне был строптивым и непокорным Богу, ныне стал защитой и прибежищем Христа. Такое милосердие Господа явлено Египту, как и тем волхвам, которые удостоились познать Господа Христа. Ибо прежде при Моисее волхвы [Египта] отважились противиться Божественной силе, а ныне волхвы, увидев великое небесное знамение, уверовали в Бога-Сына. И как первых их неверие довело до наказания, так вторых вера привела к славе, когда они поверили в Бога, рожденного во плоти, за Которым те не захотели признать Божественной силы.

Трактат на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего

Но для чего, скажешь, Младенец посылает­ся в Египет? Главную причину показал сам евангелист, говоря: да сбудет­ся предречен­ное: «из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11:1) а вместе с тем и предвозвещались уже начатки благих надежд всей вселен­ной. Так как Вавилон и Египет более всей земли были разжигаемы огнем нечестия, то Господь, показывая в самом начале, что Он исправит и сделает лучшими жителей обеих стран, и через то уверяя, что следует ожидать благ и для всей вселен­ной, посылает волхвов в Вавилон, а Сам с Матерью приходит в Египет. Кроме того, мы узнаем отсюда и нечто другое, что немало споспешествует к нашему любо­мудрию. Что же имен­но? То, что мы с самого начала должны ожидать искушений и наветов. В самом деле, смотри, как все это начинает­ся тотчас от самых пелен. Лишь только Христос родил­ся, и тиран неистовствует, и приключает­ся бегство в чужие земли, и вовсе невин­ная мать убегает в страну варваров. После этого и ты, удосто­ившись послужить какому-нибудь духовному делу, если будешь претерпе­вать жесточайшие напасти и подвергаться бесчислен­ным бедствиям, не должен смущаться и говорить: что это значит? Когда я исполняю волю Господню, то мне следовало бы быть увенчан­ным и про­славлен­ным, светлым и знаменитым. Но, имея пример Христа, переноси все муже­с­т­вен­но, зная, что с духовными людьми так и должно особен­но быть, и что их удел – отовсюду подвергаться искушениям. Смотри, что совершает­ся не только над матерью и отроком, но и над волхвами: и они тайно удаляют­ся, подобно беглецам, и сама мать, никогда не отходив­шая от своего дома, получает повеление отправиться в далекий и прискорбный путь, по причине этого чудного отрока и духовных мук рождения. Вот еще что удиви­тель­но: Палестина стро­ит для Него ковы, а Египет Его принимает и спасает от наветов! Таким образом сбывались прообразования не только на детях патриарха, но и на самом Владыке: тогдашними Его делами предвозвещены были многие из последу­ю­щих событий, каково, например, событие касатель­но ослёнка и жеребёнка. Явив­шийся ангел беседует не с Марией, а с Иосифом. И что он говорит ему? «Встань, возьми Младенца и Матерь Его». Здесь он уже не говорит: «жену свою», но – «матерь Его». Так как рождение совершилось, сомнение кончилось, и муж был убежден, то ангел уже открыто беседует с ним, не называя ни Младенца, ни жену его, но: «возьми – говорит, – Младенца и Матерь Его и беги в Египет», и показывает причину бегства: «ибо хочет, – говорит он, – Ирод искать душу Младенца» (Мф. 2:13).

Смотри, как и евангелист намекает на то, говоря: «да сбудет­ся», и, показывая, что это не исполнилось бы, если бы не пришел Сын Божий. Это и на Деву проливает немалый свет и славу. То, чем весь народ (иудейский) хвалил­ся, уже и она могла себе усво­ить. То, чем иудеи непомерно хвалились и величались, говоря о своем возвращении из Египта (на что намекает и пророк, говоря: «не иноплемен­ников ли Я вывел из Каппадокии, и ассириян из рова» (Ам. 9:7), составляет также преимуще­с­т­во и Девы. Лучше же сказать, и народ и патриарх, сво­им приходом в Египет и возвращением оттуда, представляли образ возвращения Христова. И они шли в Египет, убегая от голодной смерти, и Христос – избегая смерти, приготовля­емой коварством; но они, придя туда, избавились от голода, Христос же, придя туда, освятил всю страну Сво­им прише­с­т­вием. Итак, смотри, как сила Божия открывает­ся среди уничижений! Ангел, сказав: «беги в Египет» (Мф. 2:13), не обещал­ся им сопутство­вать, ни туда, ни оттуда, – чтобы тем вразумить, что они имеют великого спутника – рожден­ный Младенец, Который явлением Сво­им и все вещи изменяет, и самих врагов заставляет во многом послужить домостро­итель­ству спасения. В самом деле, волхвы и варвары, оставив злочестие отцов сво­их, приходят Ему поклониться. Августово определение о переписи оказывает­ся случаем к рождению Христову в Вифлееме. Египет приемлет и блюдет Его в бегстве от наветов, и получает, таким образом, случай сделать Его близким себе, – чтобы, когда услышит апостоль­скую проповедь о Нем, мог похвалиться тем, что он первый принял Его.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15-16 Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов

Те, которые отрицают истинность еврейских книг, пусть ответят на вопрос: где у Семидесяти читается вышеуказанное место? И если они не найдут его, то мы скажем им, что у пророка Осии оно написано (Ос. 11:1), как это могут показать и те списки (exemplaria), которые мы недавно издали. Но мы можем это место истолковать и иначе, (имея) в виду беспокойных спорщиков, привычки которых, по слову апостола Павла (1Кор. 2:4), не имеет ни он, ни Церковь Христова, потому мы приводим свидетельство из книги Чисел, согласно словам Валаама: Бог из Египта воззвал Его; слава Его, как единорога (Чис. 23:22).

Толкование на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Мф. 2:13

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-15 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего

Иудеи говорят, что это сказано было из-за народа, который Моисей вывел из Египта. Отвечаем: и о народе сказано нечто новое преобразовательно, истинно же исполнилось оно на Христе. Затем, кто есть Сын Божий? Народ ли, поклоняющийся идолу Веельфегору и истуканам, или истинный Сын Божий?

Толкование на Евангелие от Матфея

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего

Но почему, спросит кто-либо, избран местом убежища Египет, а не другая какая-либо земля? Потому что со стороны Вифлеема Египет был ближайшей из лучше населенных, смежных стран; потому что в Египте было множество Иудеев, среди коих Иосиф и Мария удобнее могли найти себе пристанище; потому, наконец, что Египет духовно образует собою плачевное состояние греха и смерти, из коего Сын Божий пришел извести род человеческий, как некогда Моисей извел народ Израильский из Египта. Кроме сего евангелист присовокупляет, что через бегство в Египет должно было прийти в исполнение древнее пророчество о Мессии, в коем от лица Божия говорится: «из Египта воззвах Сына Моего» (Ос. 11:1). Читая сие место у пророка, иной может подумать, что здесь под словом Сын разумеется не Мессия, а самый народ Израильский, изведенный некогда из Египта: ибо о нем у пророка идет речь прежде и после сих слов, как то и стараются толковать это место древние и нынешние Иудеи. Но мы не имеем нужды много спорить с ними при сем случае и защищать Евангелиста, относящего означенные слова не к народу Израильскому, а к Спасителю. Ибо что нужды, если пророк говорит, по-видимому, о народе Израильском? Обетованный Искупитель не есть ли глава и представитель сего народа? В судьбе Израиля не могла ли быть предызображена судьба Мессии? «Кого, – продолжает святой Златоуст, – можно назвать вернее Сыном Божиим? Того ли, кто поклонялся тельцу, служил Веельфегору и приносил детей в жертву бесам, или Того, Кто по естеству Сын и чтит Родившего? Посему евангелист, яко орган того же Духа Божия, Коим провещали пророки, не напрасно видит теперь в бегстве Спасителя в Египет исполнение того, что было предобразовано пребыванием некогда в сем же Египте народа Израильского».

Каким образом достигли Отроча и Матерь Египта, где вселились, что произошло там с Ними, или с Египтом от них, долго ли продолжалось пребывание, – о всем этом Евангелист ни слова, ибо цель его сказания не та, чтобы обнять и перечислить все деяния Сына Божия и все, что с Ним происходило (таким образом, как замечает святой Иоанн, целый мир не вместил бы «пишемых книг»Ин. 21:25), а чтобы из соделанного Им и из происшедшего с Ним показать, что Он точно есть обетованный Избавитель мира и Спаситель всех человеков.

Дополняя умолченное Евангелистом, древнее предание говорит, что когда Божественный Младенец с Пречистою Матерью Своею вступил в первый Египетский город – Илиополь; то все идолы и истуканы его пали, подобно тому, как пал некогда истукан Дагона от ковчега Завета, внесенного во храм его, и что сего чудесного падения и посрамления идолов некоторые из жрецов Египетских уже давно ожидали, предваренные пророчеством Иеремии, бывшего некогда в Египте. То же предание указует доселе место жительства святого семейства, источник, из коего оно утоляло жажду, и остатки древа, под коим находило убежище от зноя дневного. Эти-то обстоятельства, без сомнения, имел в виду святой Златоуст, когда в слух своих слушателей говорил, что Господь всю страну Египетскую Своим пришествием освяти.

«И бе тамо, – продолжает евангелист, – до умертвия Иродова». Ибо можно было возвратиться назад и ранее, например, тотчас после того, как окончилось бешенство Ирода над Вифлеемом и его младенцами. Но Промысл не дозволил сего, дабы совершенно освободить не только Отроча от нового какого-либо преследования, но и Матерь со старцем от нового страха и опасений за Него. Ирод, впрочем, недолго мог быть причиною странствования Мессии за пределами Своего земного Отечества: дни его были уже изочтены, хотя он и успел ко многим злодеяниям прибавить еще одно ужасное деяние.

Слово на второй день праздника Рождества Христова, на литургии

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего

Сколько времени Иисус пробыл в Египте? Мнения об этом довольно различны; для нас довольно знать, что Он оставался там дотоле, пока продолжалась опасность. Одна из предосторожностей, которую наставники, писавшие о подвигах внутренней жизни, и опытные отцы духовные внушают истинно кающимся, состоит в том, чтобы убегать случаев, бывших или могущих быть, по их мнению, вредными, мест, лиц, предметов, удовольствий, возбуждавших или могущих возбудить в них греховные склонности. Это не только простой совет, но непременная обязанность, без которой ни грешник не может надеяться исправления, ни праведник твёрдого стояния в добре. Сердце не отрешилось от греха, пока придерживается ещё случаев, подававших или могущих подать повод к его падению; и если не зависит от него не встречаться с ними, он, по крайней мере, властен не искать их и удаляться от них. Христианин, опытно дознавший свою слабость, должен бояться малейшей опасности; предметы, совершенно невинные для других, не таковы для него. Святый Дух предупреждает нас, что любящий опасность, погибнет от неё (Сир. 3:25). Иисус Христос учит нас вырвать глаз и отрезать руку, если они соблазняют нас, то есть не допускать до себя случаев, приводящих к греху (Мф. 5:29). Иисус, Мария и Иосиф живут в Египте до того времени, когда Господь повелел Им оттуда выйти; и, живя среди мерзостей язычества, тем не менее, они пребывают верны Богу. А мы нередко жалуемся на свое состояние, должность и воображаем, будто при них нельзя хорошо служить Богу: опасное заблуждение! Состояние, в котором лучше всего можем мы стараться о святой жизни, есть именно то, на какое поставил нас Бог. Его благодать освящает нас, и Он умеет соразмерить её с нашими различными состояниями и обязанностями общественными. Нередко в миру спасается тот, кто погиб бы в монастыре.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями


К употреблению еврейского текста открывают путь богодухновенные писатели Нового Завета, которые иногда приводят изречения из книг Ветхого Завета по тексту еврейскому, а не по тексту семидесяти толковников. Так святый Евангелист Матфей (Мф. 2:15) приводит слова пророка Осии «от Египта воззвах Сына Моего», согласно с текстом еврейским, и несогласно с текстом семидесяти (Ос. 11:1), в котором читается: ἐξ Αἰγύπτου μετεκάλεσα τὰ τέκνα αὐτοῦ, что значит: «от Египта воззвах чада его». Кто стал бы сличать текст Евангелиста с текстом семидесяти: тот встретил бы сомнение о точности приведенного Евангелистом свидетельства, и не мог бы разрешить сего сомнения. Но по сличении с текстом еврейским, приведение свидетельства оказывается точным; сомнение исчезает; и остается заключить, что греческие переводчики не точно перевели текст еврейский, стараясь ближе приложить его к народу еврейскому, потому что тайна Христова не была еще так открыта, как открылась в Новом Завете.

О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славенского переводов Священного Писания

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 14-15 Он же востав, поят Отроча и Матерь Его нощию, и отыде во Египет: и бе тамо до умертвия Иродова: да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: от Египта воззвах Сына Моего

Иудеи говорят, что изречение: из Египта воззвах сына Моего сказано об их воззвании. Против них мы скажем, что таков закон пророчества, что многое часто говорится об одних, а исполняется на других. Так о Симеоне и Левии сказано: разделю их во Иакове и разсею их во Израили (Быт. 49:7), но это случилось с потомками их. Равным образом, и эти слова к Иакову: буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего (Быт. 27:29), исполнились не на нем, потому что он сам боялся и дрожал, и столько раз преклонял колени пред братом своим Исавом; но на потомках его. И сказанное Ноем на Ханаана исполнилось на потомках его. Так и здесь мы говорим. Ибо кто правдивее может назваться Сыном Божиим? Тот ли, который поклонялся тельцу, совершал служение Веельфегору, и приносил в жертву демонам своих сыновей и дочерей, – или Тот, Который есть Сын по естеству и равночестен с Родившим?

Толкование на Евангелие от Матфея

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

Ст. 14-15 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Видишь ревностное послушание и исполнение повеления! Ни расстояние места, ни трудность пути, ни неприятность странствования нимало не могли воспрепятствовать блаженному Иосифу. Но без всякой отсрочки в ту же самую ночь, в которую явился ему Ангел, немедленно, восстав от сна, взяв Младенца и Матерь Его, пошел в Египет и там был до смерти Ирода. Сие же было для того, чтобы исполнилось слово Господне, Пророком предсказанное.

Который же есть тот Пророк? И о чем он пророчествовал? И как исполнилось его пророчество? Есть Пророк Осия, пророчество же его было следующее: «понеже младенец Израиль, и Аз возлюбих его, и из Египта воззвах Сына Моего» (Ос.11:1; Мф.2:19-20). Исполнилось же его пророчество тогда, когда Бог через Ангела, явившегося Иосифу в Египте, повелел ему, приняв Младенца и Его Матерь, возвратиться в Израильскую страну, ибо тогда Бог воззвал из Египта единородного Своего Сына. Знать же надобно, что как облако, покрывавшее Израильский народ при исхождении из Египта, было образом Святого Духа, Черное же море – святого крещения, а последующий камень изображал Иисуса (1Кор.10:4), так и выхождение сынов Израильских из Египта прообразовало выхождение из Египта Иисуса Христа и возвращение Его в Израильскую землю. Для этого Пророк Осия, провидев таковое Христово выхождение из Египта, предсказал о Нем прообразовавшим сие; а Евангелист Матфей, объяснив образовательные Осии слова, отнес их к Самому образуемому и к предобразованному исполнению, посему и написал: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Сей-то есть смысл и значение пророческих Осии слов. 

Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами, часть 2

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего

«Да сбудется реченное» и пр.: у пророка Осии, из книги которого взяты приведенные здесь слова Божии, — «из Египта Я воззвал Сына Моего» (Ос. 11:1), слова сии относятся, как видно из связи речи, собственно к изведению народа израильского из Египта при Моисее, и сыном Божиим называется собственно весь народ избранный и освобожденный Богом из рабства египетского, как он сим именем назван от самого же Бога и пред изведением его из Египта (Исх. 4:22); ко Христу же относятся слова сии в смысле прообразовательном, так как народ еврейский, называемый сыном Божиим первородным, по избранию его из среды других народов в особенный народ Божий, был прообразом истинного, первородного и единородного Сына Божия Господа Иисуса Христа, а потому и изведение его из Египта было прообразом воззвания Иисуса Христа из Египта. «Пророчества имеют, между прочим, и такое свойство, что многое, сказанное о них (иудеях), исполняется и на других. То же должно сказать и в настоящем случае» (свт. Иоанн Златоуст).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего

Смерть Ирода последовала около 12 апреля 750 года. Если так, то нужно предположить, что Младенец недолго жил в Египте, всего несколько месяцев от конца декабря 749 до конца апреля 750 года от основания Рима. Мнение, что Иосиф пробыл в Египте год или два, следует считать несостоятельным.

“Из Египта воззвал Я сына Моего” (Ос. 11:1). Как Израиль был избавлен Богом из Египта, так и Христос был вызван оттуда, — но при новых обстоятельствах, несходных с прежними. Параллель между пребыванием Израиля и Христа в Египте могла представиться уму евангелиста, и он указывает на нее, чтобы поставить Христа в связь не только с происхождением Израиля от Авраама, но и с самой историей Израиля. “Иисус Младенец был вызван из Египта подобно юному Израильскому народу, чтобы показать нам, что Он есть истинное семя Авраама”.

Толковая Библия

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего

В том, что Младенец-Иисус должен был бежать именно в Египет и затем вернуться оттуда, св. Евангелист видит исполнение пророчества Осии: «Из Египта вызвал Сына Моего» (Ос. 11:1). У пророка слова эти относятся, собственно, к исходу еврейского народа из Египта, но так как избранный Богом народ еврейский был прообразом истинного первородного и единственного Сына Божия Иисуса Христа, то вывод еврейского народа из Египта послужил прообразом воззвания из Египта же Иисуса Христа. Как отмечает святой Златоуст, в событиях Ветхого Завета все имело значение прообразов, все послужило прообразами событий новозаветных.

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета

Троицкие листки (XIX в.)

и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего

Святой евангелист не имел в виду подробно описывать все события земной жизни Спасителя; он желал только показать, что Иисус Христос есть воистину обетованный Спаситель мира, и потому ничего не говорит о том, как святые путники достигли Египта, где поселились и как там жили; говорит только: и там был Иосиф до смерти Ирода. Это нужно было для того, чтобы и Богомладенца освободить от нового какого-либо преследования, и Матерь — от нового страха и опасений за Него. Вот несколько древних преданий о путешествии Святого Семейства: не надеясь на свои слабые силы, святой Иосиф взял с собой своего сына, святого Иакова, который впоследствии был наименован братом Божиим. Через несколько дней святые путешественники очутились в тех самых пустынях безводных, по которым шел из Египта народ Израильский. Страшные трудности и невзгоды встретили их здесь. Дорога шла все местами песчаными и нередко совсем исчезала среди песчаных холмов; в пустыне негде было достать необходимого для пропитания, а потому все надобно было взять с собой в достаточном количестве, а у них был только один осел, который необходим был и для юной Матери с Божественным Младенцем. Днем подвергались они нестерпимому жару, ночью принуждены были защищать себя от холода, а как защититься от всего этого там, где местом отдыха как днем, так и ночью мог служить только песок, по которому они шли, а кровом — один свод небесный? Повествуют, что в одном месте, среди пустыни, напали на них разбойники и хотели отнять осла. Но один из разбойников был так пленен красотой Божественного Младенца, что не позволил своим товарищам обижать святых путников: «Если бы, — говорил он, — Сам Бог восприял на Себя человеческий образ, то и Он не был бы прекраснее Сего Дитяти». Тогда Матерь Божия сказала этому благоразумному разбойнику: «Верь, что этот Младенец не забудет твоего благодеяния; Он воздаст благим воздаянием за то, что ты теперь охранил жизнь Его». И это был тот самый разбойник, который впоследствии был распят одесную Господа и сподобился услышать от Него: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43). Так исполнилось над ним слово Матери Божией. В храмах идольских падали идолы, когда приближалась к ним Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем, и исполнялось над Ними слово пророческое: Вот, Господь восседит на облаке легком (на руках Пречистой Девы, Матери) и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем (Ис. 19:1). И теперь показывают недалеко от Каира, около селения Матариэ, огромный пень дерева, под которым отдыхала Матерь Божия, пока святой Иосиф ходил в селение приискать убежище, где можно было бы им остановиться. Предание говорит, что вблизи этого дерева вдруг появился родник чистой прохладной воды для утоления жажды Божественной Путницы и Ее дивного Младенца. И теперь сохраняется этот источник; и теперь из вершины священного пня растут сочные ветви. Вместо этих подробностей путешествия евангелист Матфей объясняет, почему Богу угодно было избрать местом убежища для Святого Семейства именно Египет, а не другую какую-либо страну: да сбудется, — говорит он, — реченное Господом (от лица Божия) через пророка Осию, который говорит: из Египта воззвал я Сына Моего (Ос. 11:1; Пс. 79:9; Чис. 24:8). «Вавилон и Египет, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — вот два места, бывшие гнездом всякого нечестия. От Вавилона Христос принял поклонение через волхвов, а Египет освятил Своим посещением и этим показал, что Он пришел спасти самых отчаянных грешников, лишь бы только они обратились к Нему с покаянием». Египет был ближе к Вифлеему, чем всякая другая страна; там было много Иудеев, среди которых Иосиф и Мария удобнее могли найти себе пристанище, а главное, Египет изображал собой плачевное состояние греха и смерти, из которого Сын Божий пришел извести род человеческий, как некогда Моисей извел народ Израильский из Египта. Христос Спаситель есть глава нового Израиля — всех верующих в Него, поэтому и на Нем, Единородном Сыне Божием, сбылось то, что пророк Осия говорит об изведении всего народа Израильского из Египта. Да и кого можно вернее назвать сыном Божиим: народ ли Еврейский, который не раз отступал от Бога, поклонялся идолам и приносил детей в жертву бесам, или Того, Кто по естеству есть Сын Божий и чтит родившего Его Отца? Поэтому справедливо замечает святитель Златоуст, что если бы Христос не пришел в Египет, то пророчество не получило бы надлежащего исполнения, потому что возвращение народа Израильского из Египта было только прообразом возвращения Христа, Сына Божия, из того же Египта. А если бы кто вопросил, — разве нельзя было Божественному Младенцу скрыться в самом Вифлееме каким-либо чудесным образом? Для чего такое многотрудное путешествие? На это святитель Иоанн Златоуст отвечает так: «Тогда могли бы усомниться в том, что Он принял нашу плоть. Были же впоследствии еретики, которые учили, будто Господь имел только вид плоти, а не действительную плоть. И нам Христос Спаситель хотел подать пример, как встречать опасности: у Него ли не было чудесных средств для спасения от Ирода? Он и теперь мог представить, если бы восхотел, в защиту Свою более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26:53); но вместо Ангелов прибегает к помощи старца Иосифа и Матери; бежит, как человек, в Египет и таким образом спасает Себя. Не жди и ты, без нужды, чудес для своего избавления от угрожающей тебе опасности, а пользуйся теми средствами, какие есть в твоих руках. Не вдавайся в опасность, когда можешь избежать ее, не нарушая долга, но и не смущайся, не унывай: без скорбей не спасешься, скорби — общий удел людей праведных» (Пс. 33:20).

Троицкие листки. №801-1050

Гладков, Б. И. (†1921)

Бегство святого семейства в Египет (Мф. 2:13-15)
 

Христос пришел не для того, чтобы в младенческом возрасте пасть под мечом Иродовых убийц. Как только Ирод стал обдумывать способы избавиться от законного Царя Иудейского, Иосиф, по внушению Бога, уходит с Младенцем и Матерью Его в Египет, в страну, неподвластную Ироду, где Святое Семейство могло оставаться в полной безопасности.
Ангел говорит Иосифу во сне: Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет.
«Иосиф, услышав это (говорит Златоуст), не соблазнился и не сказал: что это за странность? Ты прежде говорил, что Он спасет людей Своих, а теперь Он даже и Себя не спасет, и нам должно бежать, удалиться и переселиться в отдельную страну? Это противоречит тому, что обещано. – Но он ничего такого не говорит, ибо он был муж верный: не любопытствует даже о времени возвращения». На поставленный так прямо вопрос – отчего Христос Сам не спас Себя от Иродовых убийц? – Златоуст отвечает: «Потому, что если бы Господь с первого Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы признавать Человеком» (Беседы на Евангелие от Матфея).
Слова пророка Осии – из Египта воззвал Я Сына Моего (Ос. 11,1) относятся к выходу народа израильского из Египта при Моисее, причем Сыном Божиим называется весь народ израильский, а потому едва ли могут быть применены ко Христу.

Толкование Евангелия

Олег Стеняев, протоиерей

Ст. 14-15 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

«Матерь Его» – эти емкие слова, для каждого православного сердца говорят и означают более чем много. На иврите это имя произносится как МирьямМарьям, что значит «восстание многих», или «звезда моря», или просто Возвеличенная.

Сразу возникает вопрос: Возвеличенная над кем? Православное богослужение чествует Деву Марию, как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую». То есть она как некая духовная звезда превознесена над всем «морем» рода человеческого, выше Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Но! Как смиренная Дева из Назарета поднялась на такую высоту? Или что подняло Ее на такую высоту?

Ответ очевиден: Она пламенела к Богу исключительной Любовью.

Зададимся вопросом: Кто может любить Сына Божия (Второе Лицо Святой Троицы) родительской любовью? И здесь ответ очевиден: только Бог Отец и Дева Мария!

Кто может, обращаясь к Сыну Божию, назвать Его Сыном Своим возлюбленным? И опять очевидно: только Бог Отец и Пресвятая Дева Мария.

В этом и состоит исключительность Возвеличенной и Превознесенной. Ее возможность любить Господа Иисуса Христа родительской любовью ставит Ее на недосягаемую высоту, недосягаемую не только для человеков, но и небожителей.

И более того! В Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут (то есть при Голгофском Кресте – О.С.) стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27). Этими словами Евангелие рассказывает о том, как в лице Иоанна Богослова все верующие во Иисуса Христа усыновляются Пресвятой Деве Марии; и здесь же, словами: «ученик сей взял Ее к себе», учениками Господа Иисуса Христа называются только те христиане, которые в сердцах своих «поселяют» Матерь Божию и уже не расстаются с Нею ни в этой жизни, ни в будущей.

Беседы на Евангелие от Матфея, том 1

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Ст. 13–14. В беседе с Иосифом и Марией волхвы, конечно, передали им о том, как приняли их в Иерусалиме Ирод и с какими поручениями он отпустил их в Вифлеем. Из этой беседы родители Иисуса, разумеется, догадались об истинных намерениях Ирода и потому как в волхвах своими замечаниями поселили сомнение в искренности Ирода, так и сами обеспокоились за участь своего Богомладенца. Те и другие поставлены были в затруднение, и божественное научение и руководительство было необходимо. Быть может, дух родителей Иисуса успокоился несколько, когда волхвы, вразумленные чудным сновидением, уклонились от посещения Иерусалима и Ирода и возвратились в свою страну иным путем. Но вот является во сне Иосифу Ангел, говорит ему, что Ирод будет искать Младенца, чтобы убить его, и повелевает взять Младенца и матерь Его и удалиться в Египет, где и оставаться до нового откровения. Египет был, вместе с частью Аравии, римской провинцией; власть Ирода туда не простиралась. По всему этому он был удобнейшим местом убежища для Иосифа и Марии с Младенцем. Сколько именно времени пришлось пробыть святому семейству до смерти Ирода, нельзя определить.

Ст. 15. В этом событии евангелист усматривает исполнение пророчества пророка Осии (Ос.11:1): от Египта воззвах Сына Моего. Еврейский народ назывался сыном Божиим в тократическом смысле, как народ избранный из всех народов мира и приближенный к Богу, чтобы в нем приготовить спасение миру – Сына Божия в собственном смысле. В этом особенном отношении своем к Богу еврейский народ прообразовал собою Мессию – Сына Божия. Равно и многие частные события из жизни и истории этого народа прообразовали собою события из земной жизни Иисуса Христа. Так в истории царства Божия Египет вторично становился в служебное отношение к Палестине – земли обетованния. В первый раз в начале истории избранного народа Божия он дает ему убежище и спасение от страданий голода; в начале новозаветного времени он принимает по кров свой Самого Спасителя. Во временном пребывании евреев в Египте и возвращении их оттуда в землю обетованную евангелист показывает прообразовательное отношение к временному удалению в Египет Младенца Иисуса и возвращение Его оттуда по миновании опасности для Его жизни.

Толковый Апостол

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Осии пророка книга

Осии пророка книга
 – первая в числе книг меньших пророков, состоит из 14 глав и неизменно находится во всех древних списках и полных переводах ветхозаветных книг.

Признание богодухновенности означенной книги еврейской синагогой подтверждается новозаветными свящ. писателями. Так, слова Осии (Ос.11:1) приводятся в Евангелии от Матфея (Мф.2:15), как реченное о Господе пророком. Сам Господь дважды указывает на означенного пророка, именно в следующих местах: в Евангелии от Матфея (Мф.9:13,12:7). Св. ап. Павел в Послании к Римлянам (Рим.9:25,26) называет Осию даже по имени. Св. ап. Петр также ясно указывает на Осию в своем первом послании (1Пет.1:10,2:23).

Можно полагать, что книга пророка Осии написана между 786 и 726 г. до Р. X. Книга разделяется на две части: первая состоит из первых трех глав, содержащих в себе описание символических действий, а вторая из остальных одиннадцати, состоящих по преимуществу из пророчеств.

Годы жизни пророка Осии были мрачны и бедственны. Он жил в самое мятежное и бедственное время, во время больших политических переворотов. Нравы были испорчены, религия подавлена идолослужением, в народе распространялись ложь, обман, воровство, угнетение, волхвование, суеверие, распутство и другие пороки и злодеяния. Все это пророк Осия изображает в самых живых чертах в своей пророческой книгеБлуд, вино и напитки, говорит он, завладели сердцем их. Народ мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ... На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждения, под дубом, тополем и теревинфом; поэтому любоблудствуют дочери и прелюбодействуют невестки ваши... и вы сами на стороне блудниц, и с прелюбодейцами приносите жертвы (Ос.4:11-14).

Соответственно такому плачевному состоянию своего отечества и в гражданском, и религиозном, и нравственном отношении пророк в кратких, но сильных выражениях обличает неблагодарность израильтян к Богу и возвещает за это суд и наказание от Бога. Это-то обличение в нечестии и суд Божий над ними и составляет главный предмет его пророчеств. Самария будет опустошена, восклицает он, от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены (Ос.14:1). Таков был грозный суд Божий на Израиля.

Но среди угроз и обличений пророк предсказывает и будущее весьма далекое утешительное обетование, говорит о будущем обращении израильтян к Богу, об их восстановлении и помиловании, о соединении их в один народ под главой единого царя и о новых к ним милостях и благодеяниях Божиих. В след Господа пойдут они; как лев даст Он глас Свой и встрепенутся к Нему сыны с запада, встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби и вселю их в домы их, говорит Господь (Ос.11:10,11). И помилую Непомилованную и скажу не Моему народу: ты Мой народ, а он скажет: Ты мой Бог! (Ос.2:23). От власти ада Я искуплю; их; смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его как маслины, и благоухание от него, как от Ливана (Ос.13:14,14:6,7).

Язык пророческой книги возвышен, смел и силен, хотя иногда чрезвычайно патетичен. Общий характер содержания книги дает повод думать, что Осия должен считаться по преимуществу пророком Израилевым и что он жил в Самарии.

Библейская энциклопедия 1891г

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

15. И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Слова пророка Осии: из Египта воззвал я сына моего (Ос.11:1) относятся собственно к изведению народа израильского из Египта при Моисее, и сыном Божиим назван здесь этот народ, избранный и освобожденный Богом от рабства Египетского (Исх.4:22). Ко Христу же относятся сии слова в смысле прообразовательном: народ еврейский, как избранный из среды других народов в особенный народ Божий, был прообразом Единородного Сына Божия Иисуса Христа, и изведение народа из Египта было образом воззвания Иисуса Христа оттуда.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible