Скрыть
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды, умышляя убить рожден­ного; это доказывало не только его ярость, но и крайнее безумие. И то, что было говорено ему, и самые события могли отклонить его от всякого подобного покушения. События совершались не в порядке дел человеческих. Звезда призывает волхвов, иноплемен­ные мужи предпринимают столь далекое путеше­с­т­вие, чтобы поклониться лежащему в пеленах и в яслях, и пророки наперед еще о нем предвозвещают. Все эти события были более, нежели человеческие. Однако же ничто не удержало Ирода.

Такова уже злоба, что она сама себе вредит, и всегда предпринимает невозможное. Смотри, какое безумие! Если Ирод верил пророчеству и почитал его непреложным, то, очевидно, он замышляет дела невозможные. А если он не верил и не думал, чтобы сбылось предречение, то не нужно было ему бояться и страшиться, а потому и стро­ить козни. Итак, в обо­их случаях хитрость была излишней. И то уже крайнее безумие, что он думал, будто волхвы предпочтут его родив­шемуся, для которого они совершили столь дальнее путеше­с­т­вие. Если они, прежде чем увидели Младенца, горели к Нему столь сильной любо­вью, то, как Ирод мог надеяться, что они согласят­ся предать ему Младенца после того, как увидели Его, и утвердились в вере пророче­с­т­вом? И, однако же, несмотря на все эти обстоятель­ства, которые должны были отвлечь от предпринятого намерения, Ирод не оставляет его: «тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них». Он думал, что иудеи дорожат Младенцем, и не предполагал, что они дойдут до такого неистовства, что согласят­ся предать врагам своего Ходатая и Спасителя, пришедшего для избавления их: потому и призывает волхвов тайно и выведывает не время рождения Младенца, но явления звезды, с хитростью уловляя добычу. Я думаю, что звезда явилась гораздо прежде (рождения), потому что волхвы должны были много времени наперед провести в путешес­т­вии, чтобы предстать только что Рожден­ному; а между тем Христу надлежало принять поклонение в самых пеленах еще, чтобы событие явилось чудесным и необычайным. Потому-то звезда и являет­ся гораздо раньше (рождения Христова). Если бы она явилась волхвам на востоке тогда, как уже Христос родил­ся в Палестине, то, пробыв­ши долго в пути, по своем прибытии, они уже не могли бы Его видеть в пеленах. Не нужно удивляться тому, что Ирод избивает младенцев от двух лет и ниже; здесь ярость и страх для вернейшего успеха прибавили и больше времени, чтобы никто не избежал (поражения)… Волхвы же, по великому благочестию, ничего этого не замечали, потому что никак не предполагали, чтобы он дошел до такой злобы и задумал строить козни столь чудному устроению.

Гомилии на Евангелие от Матфея

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

Не слова волхвов встревожили его, а то, о чем говорили все наученные закону и верующие словам пророков. Ибо волхвы искали царя, а иудеи распространяли молву о рождении Христа. Поэтому, оставив волхвов и призвав Иудеев, спрашивал: «где должно родиться Христу, о Котором вы услышали от волхвов и ныне рассказываете?» И [в ответ] враги истины даже против воли говорят истину и разъясняют все пророчество, хоть и напрасно, ибо они не прибавили [к этому] того, что следовало.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

До известия о рождении нашего Царя Ирод обращается к хитрым средствам, чтобы не лишиться земного царства. Он требует, чтобы ему возвестили, где находится Отрок, притворяется, что хочет Ему поклониться, чтобы (как будто он мог Его найти!) истребить. Но что значит человеческая злоба перед Божиим советом? Ибо написано: Нет мудрости, нет разума, нет совета вопреки Господу (Притч. 21:30). Явившаяся звезда приводит волхвов, они находят родившегося Царя, приносят дары и во сне получают наставление не возвращаться к Ироду. Таким образом, получается так, что Ирод не может найти Иисуса, Которого ищет. Кого иного символизирует Ирод, как не лицемеров, которые притворно ищут, но никогда не заслуживают того, чтобы найти Господа?

Сорок бесед на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов

Тайно призвал их Ирод из-за иудеев. Ибо он подозревал, что иудеи, может быть, много заботятся о Младенце и замышляют спасти Его, как имеющего освободить их. Поэтому тайно злоумышляет.

выведал от них время появления звезды

Тщательно разузнал. Ибо звезда явилась волхвам прежде, чем родился Господь. Так как им предстояло потратить много времени на путешествие, поэтому звезда явилась задолго, чтобы они поклонились Ему, когда Он находился еще в пеленах. Но некоторые говорят, что звезда явилась одновременно с рождением Христа и что волхвы шли в течение двух лет и нашли Господа не в пеленах и не в яслях, но в доме с Матерью, когда Ему было два года. Но ты считай лучшим сказанное раньше.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

Какое действие произвел ответ синедриона на Ирода?.. Он узнаёт о месте рождения нового Царя. Что же ему остается делать? Дать знать волхвам, чтобы они шли в Вифлеем, ибо там должен быть Мессия, если только Он родился, и дать знать им чрез кого-нибудь? Нет, Ирод призывает их к себе, хочет расспросить их сам, не узнает ли он от них сам чего-нибудь более, нежели сколько узнал бы от них другой, расспрашивая их, чтобы личным разговором расположить их к себе и удобнее заставить исполнить его поручение. Так подозрительность и хитрость заставляют его призвать к себе волхвов. Для чего же призвать тайно? Синедрион он призывает явно, хочет дать чрез то гласность делу, коего нельзя уже скрыть, а волхвов призывает тайно, — поступок представляется мелким и недостойным царя. И когда призвал тайно, то, конечно, и не велел разглашать своего с ними собеседования. И ему хочется узнать от волхвов одно: «время явлъшияся звезды». Конечно, он и о многом другом спрашивал их, например: об их отечестве, занятиях, об отношении к Иудейскому народу, и прочее. Но евангелист упоминает только о том, что ближе к его сердцу; и спрашивал для того, дабы после определить время рождения Мессии и совершить замышляемое им убийство. «Испытовавше от них..». Вопрос Ирода сам по себе прост, но он испытывает от них. Вопрос сей в воображении его дробится. Он спрашивает их: когда они увидели звезду, сами ли они первые увидели ее, или кто сказал им? и т.п. По окончании вопроса Ирод послал их в Вифлеем, но они и сами пошли бы (тут- ред.). Ирод же принимает здесь на себя вид благочестивого ревнителя веры и напутствует их еще своим усердным желанием.

Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа


Услышав о решении синедриона Иудейского, волхвы немало должны были удивиться, как сии люди, имея в руках такие пророчества, позволяющие все определять по ним, не знали доселе, что Христос действительно родился. Но их могло удивить теперь и многое другое в Иерусалиме, если б у них была охота и время судить поступки других, а не заниматься своим делом. Одно из двух могли подумать волхвы, смотря на Иерусалимлян: или что Провидение имеет особенную причину скрывать от Евреев рождение Божественного Отрочати, или что Евреи крайне небрежны в сем важном деле; а вероятно, подумали они и то и другое, ибо то и другое было на самом деле. Один Ирод до времени мог представляться волхвам в самом благоприятном свете. Ибо что, казалось, может быть чище и благороднее его поступков? Будучи царем над Евреями, он не только не гневается, по-видимому, за весть о рождении Царя Иудейского, не только не скрывает сей вести, а еще собрал целый совет народный для беспристрастного исследования о месте Его рождения. Уже это служило ему к похвале в глазах волхвов; а еще более то, как он поступил с ними далее. Ибо что делает Ирод?

«Тогда Ирод тай призва волхвы, и испытоваше от них время явльшияся звезды». Что Ирод призывает волхвов тайно, и что с таким прилежанием выпытывает время явления чудесной звезды – это могло родить подозрение насчет его искренности и намерения, но чтобы проникнуть в эту бездну коварства, надлежало иметь не такой простой и добрый взгляд, какой был у волхвов. С другой стороны, все это легко было толковать в сторону самую добрую, почесть следствием благоразумия Ирода, не хотящего до времени волновать народа своим открытым сношением с чужестранцами, желающего точнее узнать все обстоятельства события, для него, по-видимому, столь вожделенного.

Слово на второй день праздника Рождества Христова, на утрене

Евфимий Зигабен (†1118)

Тогда Ирод тай призва волхвы, и испытоваше от них время явльшияся звезды

Почему он призвал их тайно? Так как подозревал иудеев, как сродников Христа, и не желал, чтобы они слышали, что он будет спрашивать и приказывать; он боялся, чтобы они, зная, что он замышляет, не спасли Его как своего Царя. Испытоваше вместо: тщательно выведывал. Испытоваше время звезды, т.е. когда она явилась им, чтобы оттуда считать время рождения Христа. Он думал, что Христос несомненно родился тогда, когда явилась звезда.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

«Тайно»: задумав умерщвление Младенца, Ирод мог опасаться, чтобы иудеи каким-либо образом не воспрепятствовали ему привести задуманное в исполнение. И потому призывает волхвов тайно: «это доказывало не только его ярость, но и крайнее безумие. Ибо и то, что было говорено ему, и самые события могли отклонить его от всякого подобного покушения» (Злат.). — «Выведывал»: до точности вызнавал время явления звезды, чтобы точнее определить возраст новорожденного, так как он полагал, вероятно, что время явления ее и есть именно время рождения Его (ср. Евф. Зиг.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

Ирод не надеялся, что волхвы сообщат ему какие-нибудь точные сведения о Царе; но о времени появления звезды он мог узнать от волхвов точно. Точные сведения о звезде могли помочь ему ориентироваться в этом темном для него вопросе, сообразить, как действовать дальше, потому что время появления звезды совпадало, по его мнению (как и волхвов), с временем рождества нового Царя. Слова “появления звезды” можно иначе передать (с греч.) так: “время являющейся звезды;” перевод же: “время, когда появилась звезда” считается неточным. Некоторые толкователи думают, что Ирод уже в это время начал подозревать, что волхвы не возвратятся к нему, и на этот случай выведывал у них о звезде, чтобы решить дело и без них.

Толковая Библия

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

Ироду для верного исполнения его кровавого замысла хотелось еще также знать и время рождения Царя Иудейского и он призывает к себе волхвов, чтобы тайно допросить их о времени явления звезды, а затем посылает их в Вифлеем с тем, чтобы они, вернувшись, рассказали все, что узнают о Новорожденном.

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета

Троицкие листки (XIX в.)

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

Что же делает Ирод? тогда Ирод, тайно призвав волхвов, сказал им, где надобно искать Христа, и выведал от них время появления звезды. Он думал, что Иудеи скроют от него Младенца, постараются спасти Его, как будущего своего Царя Избавителя, и потому призвал волхвов тайно; он не хотел прямо спрашивать их о времени рождения Младенца, опасаясь, что волхвы поймут его тайные намерения, и хитро выведал у них время появления звезды, полагая, что Христос родился тогда, когда появилась звезда. Сколько во всем этом хитрости и лукавства! Но сколько и безумия!

Троицкие листки. №801-1050

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

Тай (тайно). Ирод призывает волхвов тайно, так как опасается, что Иудеи могут воспрепятствовать ему привести в исполнение задуманное им убийство младенца Мессии, постараются спасти Его, как будущего своего царя-избавителя. Испытоваше (выведывал), т.е. до точности вызнавал время явления звезды, чтобы лучше определить возраст новорожденного.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible