Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
Святые отцы
- Иларий Пиктавийский, свт. (†347)
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
- Хроматий Аквилейский, свт. (†406)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Нил Синайский, прп. (†430)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Фотий Константинопольский, свт. (†896)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Троицкие листки (XIX в.)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Гладков, Б. И. (†1921)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Иларий Пиктавийский, свт. (†347)
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
Дело закона уже стало бесполезным для спасения, и Иоанн выступал провозвестником покаяния для желавших креститься; ведь делом пророков было взывать от грехов, а делом Христа - спасать верующих. Поэтому [Иоанн] говорил, что он крестит в покаяние, но Тот, Кто идет за ним, сильнее его, и он недостоин понести Его обувь. Господь оставляет славу проповеди Евангелия апостолам, делом которых будет идти и возвещать мир Божий. Таким образом, [Иоанн] указывает на время нашего спасения и суда Господнего, говоря: Он будет судить вас Духом Святым и огнем.
Комментарии на Евангелие от Матфея
Афанасий Великий, свт. (†373)
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
Той вы крестит Духом Святым
Это значит: Он очистит вас; потому что не Иоанново, а Христово крещение могло совершить это. Христос имеет власть отпущать грехи.
Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
Слава, какую имел Моисей на лице, была образом истинной славы. Как там Иудеи не могли взирать на лице Моисеево: так и ныне, когда оную славу света приемлют в души христиане, тьма, не терпя сияния света сего, ослепленная предается бегству. Но Иудеи обрезанием давали о себе знать, что Божий они народ. Здесь же люди Божии избранны (Тит. 2:14) приемлют внутрь сердца своего знамение обрезания: потому что небесный меч обсекает излишество ума, то есть, нечистое краеобрезание греха. У них крещение, освящающее плоть; у нас же есть крещение Духом Святым и огнем. Ибо сие проповедал Иоанн: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3:11).
Беседа 47. Иносказательное истолкование того, что было под законом
Хроматий Аквилейский, свт. (†406)
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
Но теперь мы должны обратиться к тому, что означает эта обувь в духовном смысле. Мы знаем, что Моисею издавна было сказано: Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3:5). Также мы читаем, что подобным образом было сказано Иисусу Навину: Сними обувь твою с ног твоих (Нав. 5:15). Но в том, что Господь приказывает снять с ног обувь, мы понимаем явленный образ будущей истины. Ибо в законе сказано, что если кто не хочет после смерти брата взять в жены невестку, то пусть снимает обувь, чтобы другой жених ему наследовал по праву закона. Это предначертанное законом предписание мы находим исполненным во Христе, Который есть истинный Жених Церкви. Поэтому, так как ни Моисей законодатель не мог быть женихом Церкви, ни вождь народа Иисус, им не случайно было сказано снять обувь со своих ног, потому что ожидали грядущего законного Жениха Церкви - Христа, о котором Иоанн сообщает: Имеющий невесту есть жених (Ин. 3:29). Он признает себя недостойным нести и снять Его обувь. То, что обувь обозначает следы евангельской проповеди, показывает Сам Господь через Давида, когда говорит: На Едома простру сапог Мой, то есть через апостолов след евангельского учения явится повсюду.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
Но скажут: как мы можем принести плод, когда нам угрожают посечением, когда остается уже так мало времени и конец уже приближается? Можешь, отвечает он, потому что от тебя не требуется плода такого, какой приносит дерево. Плод древесный требует и много времени, и зависит от перемен погоды, и многого также требует попечения. Но тебе стоит только захотеть – и дерево тотчас прозябнет. К такому плодородию весьма много способствует не только свойство корня, но и искусство самого земледельца. Итак, чтобы не стали говорить, что ты нас смущаешь, стесняешь и делаешь нам насилие, полагая секиру и угрожая посечением, в самом наказании требуешь от нас плода, – Иоанн, в доказательство того, как легко приносить плоды, присоединяет: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин» разрешить ремень сапог: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Этими словами он показывает, что нужны одно только желание и вера, а не труды и подвиги; и, как легко креститься, так легко и перемениться и сделаться лучшими. Потрясши, таким образом, их душу страхом суда, ожиданием наказания, напоминанием о секире, отчуждением их от предков, приведением новых чад, и двояким наказанием – посечением и сожжением, смягчив всеми способами их жестокосердие и возбудив в них желание избавления от этих зол, он, наконец, начинает беседу и о Христе, но не просто, а отдавая Ему великое преимущество, и потом, полагая различие между Ним и собою, чтобы не подумали, что он говорит это из одного угождения, сравнивает то, что дает каждый из них. В самом деле, он не тотчас сказал: «Не достоин» разрешить ремень сапог Его; но, показав прежде недостаточность своего крещения, которое ничего более не могло сделать, как только привести их к покаянию (потому и не сказал: водою оставления, но: покаяния), говорит и о крещении Христа, преисполненном неизреченных даров. Чтобы ты, говорит, слыша, что Он по мне грядет, не стал презирать Его, как уже после пришедшего, – познай силу Его дара, и ты ясно поймешь, что я не сказал ничего лишнего, ни даже надлежащего, сказав: «Не достоин» разрешить ремень сапог. Итак, когда ты слышишь, что Он «сильнее меня», не думай, чтобы я говорил это только по сравнению; я недостоин быть даже в числе рабов Его, и самых даже последних рабов, и в служении Ему воспринять даже самую низкую должность. Вот почему он не просто сказал «сапоги», но «ремень сапог», что считалось самым последним делом. Потом, чтобы ты не подумал, что это сказано по смирению, он приводит в доказательство самые дела: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Видишь, какова мудрость Крестителя! Когда сам проповедует, то говорит все страшное и ужасающее, когда же посылает ко Христу, то уже говорит кротко и утешительно. Не говорит уже ни о секире, ни о древе посекаемом и во огнь вметаемом, ни о будущем гневе, но указывает на отпущение грехов, отнятие наказания, оправдание, освящение, искупление, усыновление, братство, участие в наследии и обильное излияние Святого Духа. Все это разумел он под словами: «будет крестить вас Духом Святым», выражая этим иносказанием обильное излияние благодати. Не сказал: даст вам Духа Святого, но – «будет крестить вас Духом Святым»; присоединением же слов: «и огнем» еще более выражает силу и могущественное действие благодати.
Представь же, каково должно быть расположение слушателей при той мысли, что они скоро будут подобны пророкам, и притом величайшим из них. Для того-то, ведь, он и упомянул об огне, чтобы их привести на мысль об этих мужах, поскольку почти все являвшиеся им видения были открываемы огнем. Так Бог беседовал с Моисеем в купине, так беседовал со всем народом на горе Синайской, так говорил с Езекиилем среди херувимов. Смотри же, как он возбуждает слушателя, сказавши наперед о том, что имело быть после всего. В самом деле, сперва надлежало свершиться закланию Агнца, истреблению греха, разрушению вражды, потом погребению и воскресению, и наконец уже пришествию Святого Духа. Но обо всем этом он пока еще ничего не говорит и наперед поставляет последнее, – то, для чего совершилось и все прочее, и что особенным образом могло показать достоинство Христа. И это делает он для того, чтобы слушатель, после того как узнает, что он в такой силе получит Святого Духа, спросил самого себя: как и каким образом это возможно, при столь сильном владычестве греха? – и чтобы, заметив в нем такое смущение и готовность к слушанию, сказать тогда и о страдании, так как после того никто уже не мог этим соблазняться, в виду ожидания такого дара. Вот для чего он снова взывал: «Вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира» (Ин. 1:29)! Не сказал: оставивший, но: «берёт», что означает большее попечение, так как не все равно – просто оставить, и – воспринять грех: первое не сопряжено ни с какою опасностью, а последнее соединено со смертью. И еще говорил, что Христос «есть Сын Божий» (Ин. 1:34). Впрочем, и эти слова не давали еще слушателям ясного понятия об Его достоинстве, потому что из них они не могли еще заключить, что Он есть истинный Сын; между тем из обильного подаяния Духа это становилось уже несомненным. Потому-то и Бог Отец, посылая Иоанна, первым признаком достоинства в лице, имевшем явиться, поставил следующее: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33). Вот почему и сам Иоанн говорит: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:34), так как через то делалось уже несомненным и это последнее.
Какую же обувь, которую должно было носить, носил Господь, так как Иоанн говорил: «я не достоин понести обувь»? Здесь обувь говорит о таинствах домостроительства, потому что обувью называется вочеловечение Господне. И свидетель этого — Господь, возглашающий чрез пророка: «на Едома простру сапог Мой» (Пс. 59:10). Поэтому и вочеловечение Господне прослыло как подножие, так как оно явилось на земле и обняло пределы земли. Это именно объясняя с той и другой стороны, и пророк возгласил: «превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно» (Пс. 98:5).
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 10-11 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мною сильнее меня
Проповедь слова Евангельского, которое есть меч обоюдоострый, называется секирой согласно слову пророка Иеремии, который сравнивает слово Господне с секирой, разрубающей скалу (Иер. 46).
я не достоин понести обувь Его
В другом Евангелии говорится: У Которого я недостоин развязать ремень обуви (Лк. 3:16). – Здесь показывается смирение, там - таинство, потому что Христос есть жених, а Иоанн не заслуживает того, чтобы развязать ремень обуви Жениха, чтобы дом Его не был назван, по закону Моисея и примеру Руфи, домом разутого (Втор. 25:9-10; Руф. 4:7-9).
Нил Синайский, прп. (†430)
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
Владычнее Крещение совершается «Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). В наименовании огня познавай теплоту и возбуждающую силу благодати, и еще силу, истребляющую грехи наши.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
Блаженный Креститель добавил к слову Дух слово огонь и его действие, не говоря, что мы непременно будем крещены посредством Христа огнем, но обозначая образом огня животворное действие Духа.
Комментарии на Евангелие от Матфея
<…> Он крестит нас Духом Святым и огнем (Мф. 3:11). Под огнем разумеем чистительную силу Святого Духа, на подобие огня истребляющего скверну прегрешений наших.
Огнем называет евангельскую и спасительную проповедь, или самое получение Святого Духа, Который и уподобляется огню. Посему премудрый Иоанн Креститель о Самом Спасителе всех нас Иисусе Христе так говорит: аз крещаю вы водою в покаяние: Грядый же по мне, креплий мене есть, Емуже несмь достоин сапоги понести: Той вы крестит Духом Святым и огнем. Посему правильно сказал Христос: огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лк. 12:49).
Максим Исповедник, прп. (†662)
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
Одни возрождаются через воду и дух (Ин. 3:5), а другие принимают крещение Духом Святым и огнем. Я думаю, что все четыре - вода, дух, огонь и Дух Святой — суть один и тот же Дух Божий. Для одних Святой Дух, как смывающий внешнюю телесную грязь, есть вода; для других, как свершающий благие [дела] добродетели, Он есть просто дух; для третьих, как очищающий внутренние пятна [греха] в глубине души, Он есть огонь; для четвертых, подобных великому Даниилу, Он, как Дарователь мудрости и ведения, есть Дух Святой. И от различия действия на субъект единый и тот же самый Дух получает различные наименования.
Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия
Поскольку написано в Евангелии, что «если кто не родится от воды и Духа» (Ин. 3:5) и в другом месте, снова: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16), желаю узнать, в чем тут различие.
В каждом Святой Дух, вселяясь, [или] как вода очищает скверну плоти, [или] как дух смывает пятна с души, [или] как святой дух закладывает способы (тропосы) добродетелей, [или] как огонь делает, наконец, по благодати богом, воссиявая в нем божественными знаками добродетели.
Фотий Константинопольский, свт. (†896)
Ст. 11-12 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым
Трактат 32. Что означает «лопата Его в руке Его» (Мф 3:12) и так далее?
Поскольку Предтеча, проповедуя о Спасителе, рассказывал, богословствуя о Нем, наряду с прочим, и то, что Он будет крестить приходящих к Нему огнем и Духом (Мф. 3:11) – а «будет крестить» показывает и представляет богатство дара и изобилие благодеяния, потому что Доставляющий искупление и усыновление со всех сторон орошает нас вечнотекущими потоками благодати, – то, сказав об этих спасительных вещах, исполненных великой щедрости по отношению к нам, он, чтобы кто-нибудь не решил, будто желание и сила даровать нам столь великие дары и настолько облагодетельствовать у Спасителя есть, а покарать и наказать виновных и непослушных у Него не остается никакого основания, ради этого прибавил, исправляя их самообман: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое». То есть, что Он не только Благодетель и щедрый Податель благ для пригодных, но и наказывает за беззаконные дела и карает за преступления.
Ибо «лопата в руке Его» [сказано] вместо: “Он скор на карательное возмездие за дурные деяния, как и на вознаграждение за добрые, – поэтому сила и власть, отличающая и отделяющая подлежащих каре от достойных благодеяния у Него под рукой и в руках”. Поэтому зерно, которым здесь назван сонм праведных, Он собирает в горние обители, в амбары, «где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:20). У кого же прегрешения влекут за собой нераскаянное прибавление зла, тех Он отошлет в огонь неугасающий, исполняющий над ними нескончаемую кару. И лопата в Его руке правильно намекает на быстроту и готовность – ведь Он отделяет худших от лучших не длительным изучением и исследованием помыслов, но сразу и незамедлительно отсекает спасенную часть от наказуемых. Ибо [как только] Он пожелал, следует разделение, совершается суд, и с ним совершается карательное возмездие – ведь пред Богом все мгновенно. Потому что карательное действие и возмездие есть тоже помощник и слуга Божиих приговоров, как и высшее воздаяние награды, через которое нам достается лучшее.
Однако зерном Священные Речения называют тех, кто, сохранив изначальное благородство, соблюли до самого плодоношения неподдельность и чистоту брошенного Богом в естество родоначального и спасительного семени; а соломой и пищей огня – тех, у кого приросшая примесь плевелов задушила духовный посев и сделала его бесплодным, и чаемую зрелость плодов отбросила в бесполезный мусор.
А «будет крестить Святым Духом и огнем» [сказано] не потому, что две разных по природе вещи составляют одно действие и совершенство крещения (Ведь что еще понадобилось бы там, где действует Дух? И что за добавление восполнило бы место недостающего?), но «огнем» здесь добавлено, чтобы возвестить очистительную силу и действие Духа. Ибо поскольку дарования Всесвятого Духа различны, а к боголепным Его действиям принадлежит и очистительное, уничтожающее худшее, вещество, и у тех, кто этого действия сподобляется, оно переплавляет всю природу целиком, так что уже невозможно спрятаться и утаиться ничему из загрязняющего ее, – вот поэтому, сказав «Духом Святым», он прибавил «и огнем», в смысле Духом Святым, очищающим и истребляющим живущие в нас злые страсти, очищаясь от которых с помощью огненного и резкого, а вместе и переплавляющего действия, мы удостаиваемся святости. «Потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:29) как всякую прочую тлетворную порочность, так и ту, что проникла и внедрилась в нашу природу от невнимательности.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
Предтеча сказал им: «Принесите плод». Итак, он показывает, какой плод, именно, веру в Грядущего за ним. За ним же шел Христос. Он был позади его не только по рождению (только шестью месяцами), но и по явлению, ибо прежде явился Предтеча, а потом Христос, о котором Иоанн свидетельствовал.
я не достоин понести обувь Его
Я, говорит, недостоин быть и последним рабом Его, чтобы носить обувь. Под обувью разумей и два сошествия Его - одно с неба на землю, другое с земли в ад, ибо обувь есть кожа плоти и умерщвление. Этих двух схождений не мог понести Предтеча, не будучи в состоянии и понять, как они могут совершиться.
Он будет крестить вас Духом Святым
то есть обильно исполнит вас дарами Духа, тогда как мое крещение, говорит Предтеча, не дает ни благодати Духа, ни отпущения грехов. Он же обильно даст вам и отпущение грехов, и дары Духа.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
Здесь заметить надобно смирение Иоанна и самое глубокое благоговение к пришедшему Искупителю человеков: я, говорит, крещу вас только водою, обыкновенным, очищающим тело веществом, притом только приготовительно, чрез покаяние, то есть с тем, чтобы приготовить вас к гораздо более важному Крещению посредством очищения ваших грехов; Тот, Кто будет после меня крестить вас, сильнее меня; я и сапогов Его недостоин понести; притом Он будет крестить вас не водою, как я, а Духом Святым и огнем! Да, Господи Иисусе, только праведники, постигающие Твое величие более всех нас, могут вполне благоговеть пред Твоею славою, а мы, грешные, слепые умом своим, едва созерцаем Твое величие только иногда, и несть страха Твоего пред очами нашими. Далее здесь стоит особенного внимания Крещение Духом Святым. О, Господи! Только отчасти мы можем разуметь величие Крещения Духом Святым и огнем. Знаем мы, что Дух Божий вся исполняет, вся испытует, и глубины Божии (1Кор. 2:10), что Он есть Дух истины (Ин. 15:26), Дух Животворящий (2Кор. 3:6), Дух чистоты и святости, Дух любви. Каковы же люди должны быть после того, как ты окрестишь их Всесвятым и Животворящим Духом? О, они должны быть святы и животворящи сами, как Свят и Животворящ Дух Божий.
Евфимий Зигабен (†1118)
Аз убо крещаю вы водою в покаяние: Грядый же по мне креплий мене есть, Емуже несмь достоин сапоги понести: Той вы крестит Духом Святым и огнем
В покаяние, т.е. ради покаяния: их исповедующихся или кающихся он крестил, потому что они каялись. И это крещение было доказательством покаяния… А после него, говорит, придет Иисус, пред Которым он приготовил путь, провозглашая: уготовайте путь Господень, как выше мы сказали. Христа он назвал сильнейшим себя, как соединенного с Божеством. Слова же: несмь достоин сапоги понести выражают великое превосходство Возвещаемого. Он как бы так говорит: я не могу считаться между последними Его слугами, по причине величия соединенного с Ним Божества; такая обязанность поручалась последним слугам. Остальные евангелисты сказали: отрешити ремень сапогу Его (Мк. 1:7;; Лк. 3:16; Ин. 1:27); отсюда очевидно, что Иоанн сказал и то, и другое, – в один раз это, а в другой то. Говоря: Той крестит вас Духом Святым, он показал превосходство Крещения Господнего. Мое, говорит, крещение производит удержание от грехов, а Его – доставляет причастие Святого Духа. Марк и Иоанн сказали: Духом Святым (Мк. 1:8; Ин. 1:33), а Лука: Духом Святым и огнем (Лк. 3:16), откуда опять очевидно, что Креститель говорил и то и другое, но в различные времена. Главным образом, эта речь указывает на сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков: тогда они были крещены Духом Святым и огнем, – а затем и на установленное Христом Крещение. И на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, не только освящая его, но как бы невидимым огнем уничтожая нечистоту души его. Несмь доволен, т.е. несмь достоин; так написал Иоанн (1:27). Той вы крестит. Креститель изображает метафорически изобилие благодати, а повторением слова: огонь показывается сила и непостижимость благодати.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
«Крещу в воде в покаяние»: погружаю в воду для обозначения доброй перемены в образе мыслей и жизни, т.е. для обозначения намерения, по покаянии и исповедании грехов, отказаться от прежней греховной жизни и превратного образа мыслей и начать жить богоугодно, приготовляясь к принятию царства Мессии. Крещение Иоанна есть только внешнее символическое действие, обозначающее решимость на новую добрую жизнь, но еще не дарующее благодатных сил к тому, как дарует их крещение христианское (ср. блж. Феофилакт).
— «Идущий за мною», т.е. Мессия — Христос Иисус (Ин. 1:15, 27, 30).
— «Сильнее меня»: смысл этих слов определяется дальнейшими. «Он будет крестить» и пр.
— «Я не достоин понести обувь Его»: обувь или точнее сандалии (ὐποδὴματα). Чтобы прикрыть подошву ноги от камней и всего острого, от горячего песка и вообще от всего могущего причинить вред или неприятность, к подошве ноги приноровляли небольшую дощечку, называвшуюся сандалией. Вместо деревянных пластинок употребляли также пластинки из коры древесной и кожи, приготовляя их особенным образом; эти пластинки привязывали к ноге ремнями или веревками, причем верх ноги оставался непокрытым. Сандалии были разных видов, иногда приготовлялись искусно и украшались. При входе в дом их обыкновенно снимали, а при выходе опять надевали; снимать и надевать их обыкновенно было делом низших служителей в доме, а равно и носить их за господином. Выражение Иоанна: «я недостоин понести обувь Его» — означает, таким образом, уничижение Иоанна пред Господом Иисусом: он считает себя недостойным быть последним слугою у Господа, показывай тем несравненное величие лица Иисуса Христа и свое крайнее смирение.
— «Духом Святым»: третье лицо достопоклоняемой Троицы, очищающее и обновляющее душу человека. Крещение Духом Святым означает не внешнее только символическое действие, каково было крещение Иоанново, но внутреннее действие Святого Духа на дух крещаемого, действие очищающее и обновляющее душу человека, при прощении ему грехов (Ин. 3:5).
— «Огнем»: под огнем здесь разумеется то же очищающее и воспламеняющее душу действие Святого Духа. «Присоединением слова и огнем еще более выражает силу и неудержимость благодати» (свт. Иоанн Златоуст). Частнее под огненным крещением разумеется испытание на суде. — Он «крестит вас Духом Святым и огнем»: под огненным крещением разумея испытание на суде, по сказанному у апостола: «коегождо дело, яково — же есть, огонь искусит», и еще: «день бо явит, зане огнем открывается» (1Кор. 3:13; свт. Василий Великий 3, 285). Прилагают также понятия крещения огнем к тем бедствиям и гонениям, какие претерпевали и претерпевают христиане от неверных, так как огонь на языке библейском служит также образом бедствий (ср. Лк. 12:49).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
(Мк. 1:7-8; Лк. 3:16). У Луки (3:10-15) речь дополнена обличениями и увещаниями, сказанными Иоанном другим лицам, кроме фарисеев и саддукеев. Иоанн только что заговорил о суде над людьми, представив их в виде бесплодных деревьев. Суд этот уже начинается, наступает. Но, говорит Иоанн, судья не я, суд принадлежит другому лицу. Это видно из того, что Иоанн признает свое крещение низшим сравнительно с другим крещением, которое скоро начнется. Я, говорит Иоанн, исполняю только низшие, предварительные обязанности, так сказать, только черновую работу. Другое, высшее, дело принадлежит не мне.
Я крещу вас в воде. У Луки (3:16) водою. Между этими выражениями нет никакой разницы, потому что предлог ἐν (в) указывает здесь, как и в других случаях, на материал, при помощи которого совершается действие, в настоящем случае — крещение. В покаяние — у Луки (3:16) нет этих слов. Некоторые полагают, что здесь это выражение означает: в состоянии покаяния. Другие: “крещу, обязывая вас к покаянию” или: “с целью покаяния”, т.е. “крещение означало, что те, которые принимали его, каялись в своих грехах и желали очиститься от них”.
Но Идущий за мною сильнее меня: настоящее время указывает уже на начало шествия. В собственном смысле требовалось бы будущее: тот, кто придет. Но настоящее сильнее и указывает на высшее достоинство и большую нравственную силу приходящего.
Я недостоин понести обувь Его: — не имею достаточно сил, неспособен, не считаю себя годным. У Марка — “я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его”. Разницы здесь нет, потому что то и другое лежало на обязанности рабов, и притом низших, которые не умели ничего другого делать. Признаком рабства, которое делало раба собственностью господина, было развязывание и завязывание его обуви и несение необходимых принадлежностей для него до бани. Здесь выражается глубочайшее смирение Крестителя, какого свидетелем мир до сих пор еще не был.
Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Справедливо указывали на важное значение здесь слова: Он. Он, а не кто-нибудь другой, тот, который приходит за Иоанном. Слово крестить употреблено здесь в переносном значении, значит погружать в Духе Святом и огне. Много споров и разногласий вызывало выражение Духом Святым и огнем. По одним здесь не разумеется огонь геенский. Креститель прибавляет слово (которого нет у Мк. 1:8) огнем, чтобы дать живое изображение могущественного и очистительного действия Святого Духа.
Такое толкование принято Златоустом и многими другими, старыми и новыми, толкователями. Один из них замечает, что здесь разумеется огонь очищающий, просвещающий, преобразующий, возбуждающий священное вдохновение и ревность, и поднимающий вверх, подобно огненной колеснице, на которой взят был на небо Илия. Другие думают, что здесь разумеется геенский огонь, основываясь на выражении “огонь неугасимый” 12-го стиха. В этом последнем толковании вводится, очевидно, страшный элемент и, возражая против него, говорят, что оно противоречит Деян. 2:2-17, где говорится о сошествии Святого Духа на учеников в виде огненных языков. Но спрашивается, мог ли Иоанн иметь в виду это последнее событие? Нам кажется, что оба эти толкования недостаточны. В первом упускается из виду, что речь Иоанна строго обличительная, направленная если не исключительно, то преимущественно против порождений ехидниных. Дальше говорится об очищении гумна и о сожжении негодной травы огнем неугасимым. Это показывает, что речь Иоанна не отличалась такой мягкостью, как об этом думают.
Второе толкование слишком буквально объясняет слово “огнем”, принимая его за вещественный огонь или даже вообще за наказание и мучение. Истина, по-видимому, находится между этими двумя толкованиями. Иоанн говорит совершенно о том же, о чем говорил старец Симеон во время сретения Спасителя: “се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий” (Лк. 3:34). Как показывает евангельская история, около Спасителя всегда собирались люди или преданные Ему, или Его ненавидевшие. Причиной этого были преимущественно Его речи, одних одобрявшие, других обличавшие. Многие, Его ненавидевшие, покрыты вечным позором. Вот эту будущую деятельность Христа и разумеет Иоанн, говоря, что Он будет крестить Духом Святым и огнем. Этому нисколько не противоречит “вас”, потому что и фарисеям, и саддукеям, несомненно, предлагалось крещение Духом Святым; но они его не приняли. С другой стороны, огонь обличений производил то, что и некоторые из фарисеев уверовали в Христа (Деян. 15:5). Одинаковое крещение и при помощи одинаковых средств предлагалось всем; но одни относились к этому крещению так, а другие иначе.
Троицкие листки (XIX в.)
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
Между тем народ, потрясенный страхом грядущего суда Божия, выражал желание избавиться от всех угрожающих бед, и вот Иоанн указывает ему на то, что для полного внутреннего обновления и возрождения необходима помощь Духа Божия, и начинает говорить народу о Христе Спасителе. я, как бы говорит он, только Предтеча Его; я крещу вас в воде в покаяние, и моего крещения недостаточно: оно только приводит к покаянию, но не обновляет души, но Идущий за мною сильнее меня. Между мной — человеком, и Им — Богочеловеком не может быть и сравнения: я не достоин понести обувь Его, я не достоин быть у Него Самым последним рабом. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем, Он изольет на вас преизобильно все дары Животворящего Духа Своего. Подобно огню, Его благодать проникает все существо человека, очищает его от всякой греховной скверны и воспламеняет любовью к Богу и ближнему.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Аз крещаю вы водою в покаяние: грядый же по мне – крестит Духом Святым и огнем. На этих словах утверждаются еретики, отвергающие водное крещение, Такое крещение, говорят они, свойственно было Иоанну Предтече, Христос же крестит только Духом Святым. Но и дальше рассуждая так, не должны ли мы сказать, что и покаяние свойственно было только, Иоаннову крещению, и что Христос крестит без покаяния со стороны крещаемого? Однако ап. Петр прямо говорил: покайтеся, и да крестится кийждо вас – и приимете дар Святаго Духа (Деян.2:38): следовательно, и христианское крещение есть крещение покаяния. Оно есть также и водное; Иоанн Креститель показывает только, в чем будет состоять превосходство крещения Христова, что в нем будет нового в сравнении с крещением Предтечи, но не утверждает, что в нем не будет ничего сходного с этим последним, не будет ни покаяния, ни воды. См. примеч. к Мф.1:8.
Примечания к Евангелию в обличение штундистов и подобных им сектантов
Гладков, Б. И. (†1921)
Когда приближались к нему фарисеи и саддукеи, которых даже издали можно было узнать по их особенным одеждам, то Иоанн, зная их помышления, обратился к ним с грозной, обличительной речью: "Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Кто сказал вам, что вы избавитесь в будущей жизни от наказания за ваши грехи? Знайте же, что и вам нет спасения иначе, как в покаянии! Но и одного покаяния недостаточно для спасения: надо не возвращаться к прежним порокам, стараться больше не грешить; надо сотворить достойный плод покаяния, любовью к Богу и людям и добрыми делами доказать чистосердечность своего раскаяния и твердую решимость начать новую, лучшую, богоугодную жизнь! Не наружным благочестием, не словами, а добрыми делами заслужите себе Царство Небесное! Поймите, что дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь, как ни на что более негодное! Поймите, что и с вами, как творящими лишь злые дела, будет поступлено также! Вы надеетесь, что спасетесь уже потому только, что вы потомки праведного Авраама! Напрасно! И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам». Детьми Авраама назовутся не те, которые происходят от него по плоти, а те, которые будут жить в духе его; вас, плотских детей Авраама, Бог отвергнет и на ваше место призовет других людей, более вас достойных; ибо говорю вам, что Бог может даже из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Спешите же раскаяться и начать новую жизнь, пока еще не поздно! Уже и секира при корне дерев лежит. Идет уже Тот, в руках Которого эта секира исполнит над вами приговор Его Страшного Суда! Лопата Его в руке Его; Он отвеет ею чистое зерно пшеницы от семян сорных трав и соломы; и как чистое зерно пшеницы собирают в житницу, а сорные семена и солому сжигают, так и Он отделит праведных от нечестивых; праведных введет в Царство Свое Небесное, а вас, нечестивых, осудит на вечную муку! Он хотя и идет за мной, но Он сильнее меня; Он настолько выше меня, что я не достоин быть Его последним слугой, не достоин даже понести обувь Его. Я не имею власти прощать грехи, и потому я крещу вас в воде лишь в знак вашего покаяния, но Он, Идущий за мною... будет крестить вас Духом Святым и огнем. Мое крещение – только доказательство того, что крестящийся покаялся, приготовился встретить Грядущего за мной; оно не дает прощения грехов; но Он, Идущий за мной, имеет власть прощать грехи; Он отпустит грехи тем, которые примут Его и покаются; крещением Своим Он освятит их силой Духа Святого и тем очистит их, как бы огнем, от всех грехов их прошлой жизни».
В обличительной речи Иоанна, кратко переданной нам Евангелистами Матфеем и Лукой, заключается все учение о покаянии для отпущения грехов. Многие думают, что стоит только покаяться, и Господь тотчас же простит грехи; но они забывают слова Иоанна Крестителя – сотворите же достойный плод покаяния; они забывают, что как не всякий верующий в Бога войдет в Царство Небесное, но только исполняющий волю Его, так и не всякий кающийся получает прощение, но только приносящий достойные плоды покаяния. Как вера без дел мертва, так и покаяние без дел недействительно.
Евангелист Матфей передает обличительную речь Иоанна как обращенную к фарисеям и саддукеям, а Евангелист Лука, передавая те же слова Предтечи, говорит, что они были обращены к народу (Лк. 3,7-9). В этом нет никакого противоречия: несомненно, что с такими же увещаниями и угрозами обращался иногда Иоанн и к такой части народа иудейского, которая была заражена фарисейским лжеучением, а потому Евангелист Лука, описывавший все по порядку (Лк. 1, 3), счел нужным дополнить повествование Матфея, указав и на обличение Иоанном народа.
Гордые своей мнимой праведностью фарисеи, а также неверующие саддукеи, ушли от Иоанна, не принеся покаяния и не крестившись, но затаив злобу против грозного обличителя. На народ же проповедь Иоанна производила потрясающее впечатление: все приходившие к нему каялись, в ознаменование покаяния погружались в воды Иордана (крестились) и на призыв пророка сотворить достойный плод покаяния спрашивали: что же нам делать? (Лк. 3,10).
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О святом крещении.
Иоанн крестил в воде в покаяние, но не возгнушался этого крещения и неимеющий ни единого греха Иисус Христос: Мф.3:16. Сам Иисус Христос учил, что не родившийся от воды и Духа не может войти в царствие Божие: Ин.3:5, а потому это крещение не прекращалось как во время земной жизни Спасителя: Ин.3:23, так и по Его вознесении на небо: Деян.8:35-39; 10:41-47; 19:2-5; 22:16.
Олег Стеняев, протоиерей
Ст. 11-12 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Святой Иларий Пиктавийский пишет: «Крещенным в Святом Духе предстоит пройти через огонь Суда, ибо ″лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым″. Лопата необходима для того, чтобы отделять плодоносящих от бесплодных. Пшеница, то есть совершенные плоды верующих, которые будут собраны в житницы, указывает на то, что Суд находится во власти Господа. А солома означает ничтожество бесполезных и бесплодных людей, которым предстоит сгореть в судном огне».
Святые Отцы учат, что огонь Божий – один, но каким-то таинственным образом для одних людей он является обжигающим и попаляющим и не источником света (черный огонь); для других этот же огонь – просвещающий, согревающий и вдохновляющий (святой Андрей Кесарийский).
Слова Предтечи: «а солому сожжет огнем неугасимым» Блаженный Феофилакт истолковал следующим образом: «Неугасим этот огонь. Поэтому ошибался Ориген, когда говорил, что будет конец наказанию».
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят:
Под «водой» (Ин.3:5, Ин.4:10-11,13-14; Откр.21:6; Ис.55:1 и др.) разумеется учение Христа. Поэтому «родиться от воды» значит не креститься в воде, а принять учение, погрузиться в учение. Водное крещение – излишне.
Ответ:
а) Иносказательно понимать выражения Священного Писания можно только в том случае, когда оно само дает для этого основания. Так например, в беседе с самарянкой Иисус Христос противополагает воде живой (естественной, ключевой) Свою «воду живую». Речь Его о «воде живой» в праздник кущей объясняет евангелист (Ин.7:38-39; Откр.17:1,15; 1Кор.10:4 и др.).
В беседе с Никодимом нет никаких указаний, вынуждающих понимать слово «вода» в переносном смысле. Сектанты не хотят этого видеть и для оправдания своего лжеумствования ссылаются на беседу с самарянкой, когда Господь будто бы Свое учение назвал «водой живой». Отсюда заключают они, что и в беседе с Никодимом «вода» означает учение Христово. Нет, скажем мы, учение Иисуса Христа нигде в Священном Писании не представляется под образом воды. Что же означает «вода живая» в гл. 4-й Евангелии от Иоанна? (Ин.4:10,14).
Самарянке Господь возвещал Свое учение, а «воду живую» обещает дать: «которую Я дам», – и она «сделается источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14); т.е. вода, которую Я дам (ниспослав, по воскресении, Святого Духа – Ин.7:38-39), сделает человека причастником жизни вечной. Очевидно, что не учение Его – «вода живая», а благодать Его, Духом Святым подаваемая верующим, дары Святого Духа. Одно учение Христово без сил и дарований Святого Духа не может сделать человека причастником жизни вечной. Под образом «воды живой», – «воды жизни», – «живого источника воды», утоляющей жажду, питающей, представляются дары и силы Святого Духа и в др. местах Священного Писания (Ин.7:38-39; Откр.7:17;21:6,22:17; Ис.12:3,41:17,44:3,55:1 и др.).(1)
Слово «вода» в беседе с Никодимом означает не учение Христово и не дары Святого Духа (всегда представляемые под образом воды питающей), а стихийную, обыкновенную воду, служащую средством омытия Духом Святым греховной нечистоты (Деян.22:16; Иез.36:25-26; Зах.13:1). Если, по сектантскому лжетолкованию, слово «вода» употреблено в Евангелии от Иоанна (Ин.3:5) в переносном смысле, то спрашивается, в каком смысле употреблено то же слово и в том же Евангелии в других местах: Ин.2:7-9,4:46,5:4,13:5,19:34? Сектанты, чтобы быть последовательными, должны понимать в этих местах слово «вода» также иносказательно! Так извращать слово Божие способны только люди, развращенные умом, противящиеся истине (2Тим.3:8).
«Благодать Святого Духа», – учит святой Иоанн Златоуст, – «в Писании называется иногда огнем, иногда водою, и это показывает, что такие наименования выражают не существо Его, а только действие, потому что Дух, как существо невидимое и однородное, не состоит из различных сущностей. Так огнем называет Его Иоанн (Мф.3:11), а водою именует Христос (Ин.7:38-39). Так и беседуя с женою, водою называет Духа: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек (Ин.4:14). Называется же Дух огнем для означения теплоты благодати, которую Он возбуждает, и истребления грехов; а водою – для выражения чистоты и обновления, сообщаемого от Него душам, приемлющим Его». (2)
«Спаситель обращается с ним (Никодимом)», – объясняет святой Кирилл Александрийский, – «как еще с немощным, весьма нежно и, сняв с Своей речи прикровенность, говорит уже ясно: если кто не родится через воду и Дух, не может войти в Царство Божие (Ин.3:5). Так как человек по своей природе есть нечто сложное и не простое, составленный из чувственного тела и духовной души, то и для своего возрождения нуждается в двойном средстве, которое должно быть сродственно обеим сторонам его природы. Духом освящается именно дух человека, а водою, с своей стороны также освященною, – тело... «Водою живою» (Ин.4:10-14) называет животворное дарование Духа, через которое одно только и в состоянии человечество, хотя и иссушаемое, подобно стволам дерев на горах, и оказывающееся, благодаря козням диавола, лишенным всякой добродетели, восходить снова в изначальную красоту своей природы и, напояясь животворною благодатью, процветать многоразличными видами благ... Подобное Бог говорит нам и устами пророков (Ис.43:20-21,44:3; Иер.31:12). К приведенным мы можем присоединить и другие свидетельства Писания, посредством коих легко доказать что Божественный Дух часто именуется названием воды».(3)
«Два предмета», – замечает блаженный Феофилакт, – «для Никодима были неудобопонятны: один – рождение духовное, другой – царствие. Ибо о Царстве Небесном иудеи никогда не слышали. Теперь он недоумевает по поводу рождения. Христос и открывает ему яснее способ рождения духовного. Ибо человек, состоя из двух частей, из души и тела, имеет и образ рождения двучастный. Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, – к возрождению невидимой души... «Водою» (Ин.4:10-14) называет благодать Святого Духа, потому что она очищает приемлющих ее и сообщает им большое освежение; называет водою не стоячею... но «живою», т.е. бьющею ключом, вскакивающею, быстро текущею. Ибо благодать Духа делает душу всегда подвижною к добру... Вода, которую Я даю, делается источником воды, постоянно и непрерывно умножающейся. Ибо святые не то только и сохраняют до конца, что получают от Бога, но через благодать они принимают семена и начатки добра, а сами приумножают их и взращают».(4)
б) Господь Иисус Христос ясно различает наставление от водного крещения: «идите, научите все народы, крестя их..». (Мф.28:19). Апостолы также считают, что научение есть одно действие, а крещение – другое, отдельное: апостол Петр сначала проповедовал, научал Корнилия и бывших с ним, а затем крестил (Деян.10:26-48; Деян.2:37-41,8:6,16:32-33; 1Кор.1:17).
-------------------------------------------------------------------------------------------
(1) - В Псал. (Пс.68:1) «водой» (но не живой, утоляющей жажду, питающей) названы скорби, несчастия, бедствия.
(2) - Творения. Том. 8. 32 бесед. на Евангелие от Иоанна, пунк. 1. 1902 г., стр. 205–206.
(3) - Творения. Часть 12. Толк. на Евангелие от Иоанна. 1901 г., стр. 270–277.
(4) - Благовестник. Часть 4. Евангелие от Иоанна. 1908 г., стр. 57, 58. 78–79.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Крещение Христово не водное, а Духом Святым (Мф.3:11; Мк.1:8; Ин.1:33; Деян.1:5).
Ответ:
Водное крещение Иоанна было только одним внешним символическим действием, означающим намерение крещающегося после покаяния и исповедания грехов начать богоугодную жизнь, но оно не очищало от грехов, не возрождало, как крещение, установленное Иисусом Христом.
Выражением «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:5) Иоанн указывает не на замену Господом водного крещения одним невидимым крещением Святым Духом, а на внутреннюю благодатную сторону христианского крещения, в котором Святой Дух очищает душу крещающегося от греховной нечистоты, чем оно и превосходит его (Иоанново) крещение.
Если бы водное крещение не было установлено Иисусом Христом, то апостолы не совершали бы его (Деян.10:47-48) и не учили о невидимых действиях его (Деян.2:38,22:16; Рим.6:2-7; 1Кор.6:11 и др.). Под словами «и огнем» разумеется действие Святого Духа в крещении водном, очищающее крещающегося (Евр.12:29). В книге Деяний (Деян.1:5) содержится обетование о ниспослании Святого Духа на апостолов.