Скрыть
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

Святые отцы

Прочие

Григорий Богослов, свт. (†389)

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его

Что же Иисус? «Остави ныне». В этом Божие домостроительство. Ибо Иисус знал, что вскоре Сам будет Крестителем Крестителя. Что же значит «лопата» (Мф. 3:12)? Очищение. Что – «огонь»? – Потребление маловесного и горение духа. Что же «секира»? – Посечение души, остающейся неизлеченной и обложенной «гноем». Что «меч»? – Рассечение словом, посредством которого отдаляется худшее от лучшего, отлучается верный от неверного, возбуждается сын против отца, дочь против матери и невестка против свекрови, новое и недавнее против древнего и сокровенного. Что же значит «ремень обуви» (Мк. 1:7), который не развязываешь ты, Креститель Иисусов, житель пустыни, не вкушающий пищи, новый Илия, «больше Пророка» (Мф. 11:9), потому что видел Предреченного, посредствующий между ветхим и новым? – Что значит он? – Может быть, учение о пришествии и воплощении, в котором и самое крайнее не удоборазрешимо, не только для людей плотских и еще младенцев во Христе, но и для тех, которые по духу подобны Иоанну.

Слова. Слово 39

Хроматий Аквилейский, свт. (†406)

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его

Господь, хотя и одобряет верное послушание своего раба, но показывает таинство Своего домостроительства, говоря: Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Этим Он показывает, что истинная правда в том, чтобы Сам Господь и учитель исполнил в себе все таинство нашего спасения. Следовательно, не ради себя Господь пожелал креститься, но ради нас, чтобы исполнить всякую правду. Ибо справедливо, чтобы тот, кто учит чему-то другого, начал это первым. Итак, поскольку Господь пришел как учитель рода человеческого, Он захотел научить на Своем примере, что нужно делать, чтобы ученики последовали за учителем, а рабы за господином.

Трактат на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься. Но не возмущайся этим: в этом-то смирении и сияет особенно высота Его. Да и чему удивляться, если принял крещение и вместе с другими пришел к рабу Тот, Который благоволил столько времени быть в девической утробе, родиться с нашим естеством, принять заушения и крест, и претерпеть все, что претерпел Он? То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться человеком; все же прочее было уже следствием этого. Потому-то и Иоанн говорил предварительно, что он недостоин развязать ремень у сапога Его (Лк. 3:16); также, что Христос есть Судия, воздаст каждому достойное и всем ниспошлет в обилии Духа, – чтобы ты, видя Его идущего ко крещению, не судил о Нем низко. Вот почему и тогда, как Он пришел креститься, Иоанн удерживает Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф. 3:14)?

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15-17 Оставь теперь

[Не препятствуй только = sine modo]. - Прекрасно сказано Им: Оставь теперь, чтобы показать, что Христос должен был креститься в воде [от Иоанна], а Иоанн в духе - от Христа; или иначе: Не препятствуй только Мне, принявшему вид раба, исполнить свойственное смирению его. Сверх этого ты должен знать, что будешь крещен в день суда Моим крещением. Не препятствуй только, говорит Господь Иисус: Я имею и другое крещение, которым Мне должно креститься. Ты крестишь Меня водой, чтобы Я крестил тебя во имя Мое кровью твоей.

ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды

Он не присоединил: правду закона или: природы, чтобы мы понимали здесь и то, и другое, так что если Бог принял крещение от человека, то никто пусть не стыдится принимать крещение от собрата по рабству (de conserve).

И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение

[или: в Котором Я благоизволил]. - В крещении показывается таинство [Святой] Троицы: Господь получает крещение; Дух нисходит в виде голубя, и слышится голос Отца, дающего свидетельство о Сыне. А небеса открываются не через движение видимых составных частей, а для духовного взора; о них и Иезекииль говорит в начале своего свитка, что они были открыты. А голубь воссел на голову Иисуса, чтобы кто-либо не подумал, что голос Отца был к Иоанну, а не к Господу.

Толкование на Евангелие от Матфея

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его

Правдивый Судия, предоставляя всякому времени то, что ему прилично, сказал Иоанну, отказывавшемуся Его крестить: остави ныне. Поскольку Иоанн, чествуя Его как Владыку, не осмеливался коснуться Божественной главы, то сказано ему: остави ныне, - то есть теперь время обнищания, теперь место снисхождению, по которому воспринял Я на Себя человека и принимаю Крещение, чтобы его соделать чистым от преступления. Теперь требуется не власть Владычняя, но рабское уничижение: остави ныне исполниться милосердию, чтобы не было препятствия к спасению человеков. Тако бо подобает нам исполнити всяку правду. А дело правды - бесстрастно принявшему на Себя человеческие немощи принять за людей и Крещение, чтобы загладить их грех и в знамение их во Мне неистления.

Письма. Книга I

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но Иисус сказал Ему в ответ: оставь теперь

Теперь, говорит, уступи. Будет время, когда мы будем иметь достойную славу, хотя теперь и не обнаруживаем ее.

ибо так надлежит нам исполнить всякую правду

Под правдою разумеет закон. Природа человека, говорит, проклята, потому что не могла исполнить закона. Поэтому Я исполнил и другие предписания закона. Остается Мне - это креститься. Исполнив это, Я освобожу естество от клятвы. Ибо это приличествует Мне.

Толкование на Евангелие от Матфея

Григорий Палама, свт. (†1359)

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его

Владыка же, повелевая рабу, – «Остави ныне», говорит ему. Прибавил же «ныне», потому что после Крещения Господня, в равной мере все оное место стало духовной купелью; и вместе с Иоанном объемлет и всех прочих, как от источника от Божественного оного Тела, изливающаяся на всех Божия благодать, объемлющая всех достойных и божественным образом просвещающая и искупающая от праотеческого проклятия. И это – то, что сам Иоанн возвестил после сего: «Сей есть, Егоже рех Иже по мне грядет, предо мною бысть, яко первее мене бе; и от исполнения Его мы вси прияхом» (Ин. 1:30, 1:16). – «Остави убо ныне», говорит ему Иисус, – «тако бо подобает нам», т.е. Мне; является же это и Владычним повелением Иоанну; «Тако бо подобает нам исполнить всяку правду», т.е. – не оставить ни одну из божественных заповедей не исполненной Мною; человеческое же естество таким образом совершенно оправдать и исполнить его еще более очевидным образом божественной и присносущной благодатью; поэтому явно прияв от тебя крещение, Я привлеку на человеческое естество Дух усыновления свыше. Иоанн, услышав Владычнее повеление: «остави», уже не имея что возражать, допустил Господу креститься (от него).

Омилия 61, о том, что совершается в чинопоследовании Таинства Крещения

Иустин (Полянский), свт. (†1903)

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его

Тако подобает нам исполнити всяку правду (Мф. 3:15). «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Слова сии сказаны Господом св. Иоанну Крестителю, при крещении Его в Иордане, когда Креститель боялся крестить Господа, зная, кто Он, и сам просил у Него крещения.

В словах этих – новая великая заповедь, данная, в примере Спасителя, Его последователям. По сей заповеди, всякий истинный христианин, в жизни и деятельности своей, всегда должен исполнять всякую правду. Ибо если будет дозволять себе ложь и обман, то не будет уже сыном света, а будет сыном тьмы, – будет сыном диавола, который есть отец лжи.

Заповедь об исполнении правды есть не что иное, как искреннее, сердечное, соединенное со страхом Божиим послушание и покорность Закону Божию, ибо в законе правда, а в беззаконии – ложь.

Убедившись, что правда в Законе Божием, христианин уже не должен испытывать, почему то или другое повелевается, и для чего что-либо запрещается; но с безусловною покорностию ума и сердца своего исполнить повеленное и убегать запрещенного. Эта великая добродетель привлекает на обладающаго ею взоры Самого Господа, глаголющаго: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих?! (Ис. 66:2). Какая великая милость Божия к христианину, преданному Богу и послушному Закону Божию!

Но и эту привлекательную добродетель стяжать трудно и не скоро возможно. Наше пытливое самолюбие все хочет знать: почему и для чего то или другое требуется, или запрещается, – все хочет решить и определить по-своему. Между тем, по ограниченности своей и слабости, часто запутывается в неправду и ложь. И сколько между нами этих фальшивых самозаконников! Потому необходимо усердно воздыхать ко Господу: «Даждь ми, Господи, послушание, даждь ми безусловную покорность закону Твоему, да не собьюсь с пути правды на пути ложные!»

Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа

Евфимий Зигабен (†1118)

Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне

Перестань теперь снимать покровы с Моей непогрешимости и Божества, не время теперь для этого, но Я крещусь от тебя согласно Домостроительству. Как ради людей Я стал человеком, чтобы, как человек, поразить угнетающего их дьявола, – так ради людей Я крещусь, как они, чтобы в водах погребсти нечистоту долженствующих возродиться водою и Духом. Вместе с тем Я делаю это по Домостроительству, чтобы чрез крещение явиться народу.

тако бо подобает нам исполнити всяку правду

Так прилично мне исполнить всякую Божественную заповедь, потому что под правдою разумеется здесь заповедь Божия. Все, говорит, заповеди, какие предписал Закон, Я исполнил; остается только одна, именно чтобы Я крестился. Тако подобает исполнити всяку правду, разумеется чрез крещение, чтобы, как ветхий Адам не исполнил одной заповеди, так Я, новый Адам, исполнил за него все, устроил его будущность и освободил Своих последователей от того осуждения, которому тот подверг всех, происходящих от него. Заповедью Божиею было и крещение Иоанна, потому что он говорит: Пославый мя крестити водою, Той мне рече и т.д. (Ин. 1:33).

Толкование на Евангелие от Матфея

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его

Слово правда взимается за всякую добродетель. Остави ныне, сказал Спаситель наш Своему предтече Иоанну: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Мф. 3:15), то есть, всякую добродетель.

Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его

«Оставь теперь»: не препятствуй, не удерживай. — «Исполнить всякую правду»: все, что нам — Мне и тебе — должно исполнить, как обязанность, как долг. Если Я не крещусь от тебя, и ты не крестишь Меня, то останется нечто, что по божественному определению должно исполниться, неисполнившимся. Ср. о цели крещения Христова в примеч. к стиху Мф. 3:13.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его

Слова: “так надлежит нам исполнить всякую правду” в конце концов остаются, по-видимому, единственными, в которых мы должны искать мотива для крещения Христа. Но что такое здесь эта правда (δικαιοσύνη)? Слово имеет такое обширное значение и такой разнообразный смысл, что определить, какой смысл оно имело теперь в устах Христа, крайне трудно. По нашему мнению, здесь следует обратить внимание прежде всего на то, что слово δικαιοσύνη, очевидно, было правильно понято Иоанном, который после слов Христа не стал препятствовать Ему креститься и тотчас же крестил Его. И евангелисту, который записал разговор Христа с Иоанном при крещении, выражение также, как нужно предполагать, было вполне понятно.

Слова Христа Иоанну имеют для себя точную параллель в рассказе Иоанна 13:6-8. Христос пришел не господствовать, а служить. Еще так недавно Иоанн говорил, что у Лица, которое идет за ним, он недостоин понести (или развязать) Его обуви, т.е. представлял Его господином или владетелем, который был неизмеримо выше его. Но теперь Иоанн должен был убедиться, что его прежние представления о Лице грядущем были несколько неверны. Христос, пришедший к Иоанну для крещения, хотел показать ему, что если Иоанн есть раб, то Он, Христос, хочет подчиниться этому рабу, хочет быть рабом по отношению к тому человеку, который сам считал себя ниже раба. С таким толкованием согласуется весь контекст. Иисус Христос опровергает прежние мнения Иоанна, говоря, что Его правда заключается не в том, в чем предполагает ее Иоанн. Делается понятным выражение Иоанна: “Я не знал Его”, т.е. не знал Его таким, каким Он явился при крещении. Слова Иоанна, «вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира” (Ин. 1:29) получают новое освещение. Дальнейшее, о чем рассказывает Матфей, делается также боле понятным. Слова: “так надлежит нам исполнить всякую правду” — лучше перевести: ибо так прилично нам (т.е. Христу и Иоанну) исполнить всю правду.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его

Мне надобно креститься от Тебя - меньшее благословляется от большего и сильнейшего; а не большее благословляется и освящается от меньшего. Светильник возжигается от солнца, а не солнце воспламеняется от светильника. Тварь обновляется Творцом, а не Творец управляется тварью… Итак, крести, если благоугодно Тебе, Господи, крести меня, Крестителя! Возроди того, которого произвел Ты на свет! Простри державную Твою десницу и Твоим прикосновением венчай мою главу, дабы я велегласно благовествовал грешникам, взывая к ним: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29). Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. В этом ответе Спасителя слышится и величие Сына Божия и смирение Сына Человеческого. Оставь теперь - отложи пока свое человеческое смышление: делай то, что тебе повелено, и Я буду делать то, что Мне должно. Научись желать того, чего желаю Я, и не углубляйся чрезмерно в испытание того, что Я хочу сделать. Оставь теперь, не проповедуй еще о Моем Божестве, не возвещай еще Моего Царства. Позволь диаволу приступить ко Мне так же, как он приступает к простому человеку; позволь ему сразиться со Мной, дабы он получил себе должную язву. Таинственно и сокровенно то, что ныне Я делаю. Оставь теперь. Теперь время не прославления Моего, а уничижения: ибо так надлежит, так нужно нам исполнить всякую правду, исполнить закон и волю Божию. Первый Адам не исполнил одной заповеди, и за него осужден весь род человеческий; Я — новый Адам, должен исполнить не только все заповеди Божии, но и законы человеческие, с этими заповедями согласные, и через то спасти всех людей. Оставь теперь, не всегда так будет, Иоанн, ты увидишь Меня и в том состоянии, в каком желаешь теперь видеть: ты увидишь, как Я сокрушу власть сатаны; ты увидишь, как все силы неба, земли и ада преклонятся предо Мной, — все это ты увидишь, а пока ожидай этого. Теперь же Я должен принять от тебя крещение, как принял некогда обрезание. Бог, Отец Мой, послал тебя крестить людей; Я стал человеком и потому должен принять крещение от тебя. Если мытари и грешники прославляют Бога, принимая от тебя крещение, то не должен ли Я сделать то же? А если не сделаю, то не уподоблюсь ли Я фарисеям и книжникам, которые, не приняв от тебя крещения, отвергли совет Божий о своем спасении?… Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Я — Законодатель и Сын Законодателя, и потому Мне прежде всего нужно Самому исполнить заповеданное, а потом уже повсюду являть опыты Моей власти. Мне должно прежде исполнить Закон, и тогда уже сообщать благодать. Мне должно положить конец Ветхому Завету, и потом уже проповедовать Новый, начертать его в сердцах человеческих, скрепить Моей Кровью и запечатлеть Моим Духом. Мне должно взойти на крест и на нем пригвоздиться, чтобы Моими страданиями уврачевать страдания других. Мне должно сойти в самую глубину преисподней ради находящихся там мертвецов. Мне должно тридневной смертью Моей Плоти истребить и уничтожить долговременное владычество смерти. Мне должно взойти туда с плотью, где Я пребываю по Божеству. Мне должно привести к Отцу Адама. Мне должно ныне креститься этим крещением и после преподать всем людям крещение Единосущной Троицы. Возложи же на Меня ныне, Креститель, свою десницу. Погрузи Меня ныне в струи Иорданские подобно тому, как Родившая повила Меня младенческими пеленами. Прикоснись к Моей главе, перед которой благоговеют и которой поклоняются Серафимы. И Предтеча не стал более препятствовать исполнению Божественной правды: Тогда Иоанн допускает Его.

Троицкие листки. №801-1050

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его

Как понимать слова Иисуса Христа Иоанну, когда вместо того, чтобы крестить Иисуса, Иоанн просил себе крещения у Него: оставь теперь, ибо надлежит нам исполнить всякую правду? Это значит: не препятствуй Мне креститься от тебя. Ибо так надлежит исполнить всякую правду, т. е все, что нам – Мне и тебе – должно исполнить, как обязанность, как долг: тебе, посланному Богом крестить, должно крестить Меня, пришедшего к тебе креститься.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

---- Остави ныне, т.е. не препятствуй, не удерживай, отложи пока свое человеческое рассуждение. Исполнити всяку правду, т.е. закон. Закон требовал очищения водою и жертвы, и приносящего жертву священника; Иисус же Христос готовился принести самого себя в жертву за грехи рода человеческого на кресте. Господь – законодатель, и потому прежде всего надлежало Ему Самому исполнить закон, и затем уже требовать исполнения оного от других.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О причащении и о крещении.
 

Мк.10:38-39. Именем «чаши» здесь названы предстоящие Господу страдания, но этим не отрицается другая «чаша благословения»: 1Кор.10:16; Лк.22:17; Ин.6:551Кор.11:24-25. Не отменяет чаша страданий необходимости и водного крещения: Мф.3:15-16; Ин.3:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении.

Ин.1:34-37. Иоанн Креститель не говорит, что Иисус Христос крестился только для того, чтобы явиться народу, но крестился Господь потому, чтобы «исполнить всякую правду»: Мф.3:15; а правда эта заключается в том, что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Ин.3:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible