Скрыть

Толкования:

Архиеп. Никифор (Феотокис)

народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

См. Толкование на Мф. 4:14

Блж. Иероним Стридонский

народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

См. Толкование на Мф. 4:15

Блж. Феофилакт Болгарский

народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

См. Толкование на Мф. 4:14

Евфимий Зигабен

народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

См. Толкование на Мф. 4:14

Еп. Михаил (Лузин)

народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

«Сидящий во тьме»: тьма или темнота, на языке священных писателей, есть символ или образ духовного невежества; подобно тому, как мы ничего не можем видеть во тьме и не знаем, куда идти, так не ведающие Бога, не знающие Его заповедей и своих обязанностей, не видят истины и представляются потому как бы находящимися в темноте. Так как духовное невежество и слепота сопровождаются по большей части нравственными пороками и преступлениями, вообще — безнравственною жизнью, то тьма служит иногда образом греха или греховности вообще (Лк. 22:53, Еф. 5:11, 1Фес. 5:5). Научение, разгоняющее этот мрак неведения и греховности, на языке священных писателей называется светом (Ин. 3:19; 1Пет. 2:9; 1Ин. 1:5; 1Ин. 2:8). — «В стране и тени смертной»: усиленный образ того же духовно-религиозного невежества и греховности. Тень происходит от предмета, стоящего между ними и солнцем. Подобно сему олицетворенная здесь смерть представляется как бы бросающею длинную и мрачную тень; смерть, конечно, понимается здесь в духовном смысле неведения и отчуждения от Бога, как жизнь духовная состоит в познании Бога и единении с Ним. Эти выражения показывают, что обитатели Галилеи были, особенно сравнительно с прочими иудеями, погружены в духовное невежество и греховность. Такое мнение и было о них, так что и пророка из Галилеи не ожидали. Несмотря впрочем на то, проповедь Господа была принимаема в ней с радостью, и народ охотно просвещался светом учения Христова. Разоблаченное от образа изречение пророка, приведенное евангелистом, значит: народ неведущий чистого учения о Боге и нравственно испорченный — Галилеяне — просветились проповедью Христовою и нравственно исправились»! Разумеется, что речь идет не обо всех, а вообще.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

См. Толкование на Мф. 4:15

Ориген

народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

Он сказал в тени смертной, а не «в смерти», поскольку грех не может совершенно растлить душу, подобно тому, как это делает с телом смерть, но он приносит ей [лишь] тень смертную. И слова воссиял свет показывают, что не нам, ищущим, он воссиял, а пребывающим в беспечности.

Фрагменты.

Свт. Иоанн Златоуст

народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

См. Толкование на Мф. 4:12

Свт. Кирилл Александрийский

народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

Свет же великий есть Господь наш Христос и сияние евангельской проповеди, а вовсе не закон, который был уподоблен светильнику. Поэтому и в скинии ввиду недалекого сияния закона всегда горел светильник, способный посылать свой свет не далее иудейских пределов. Таким образом, язычники пребывали во тьме, как не имеющие света даже этого [малого] светильника.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

В данном месте евангелист вспоминает из сказанного пророком: За Иорданом народ Галилеи языческой, сидящий во тьме, увидел свет великий (Мф. 4:15-16). В какой тьме? Именно в глубоком заблуждении неведения. Какой великий свет он увидел? Именно тот, о котором было написано: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9). О нем праведный Симеон говорил в Евангелии: Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2:32). Что этот свет возникнет во тьме, предвещал некогда и Давид, говоря: Во тьме восходит свет тем, кто праведен сердцем (Пс. 111:4). И Исайя показывает, что этот свет послужит для просвещения Церкви: Светись, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и величие Господне взошло над тобою (Ис. 60:1). Даниил также об этом свете сказал так: Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним (Дан. 2:22). Стало быть, Сын с Отцом, потому что как Отец - свет, так и Сын - свет. Поэтому и Давид в псалме говорит: Во свете Твоем мы видим свет (Пс. 35:10), потому что в Сыне виден Отец, как Сам Господь говорит в Евангелии: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14:9). Поистине из истинного света вышел истинный свет и из незримого зримый. Действительно, это образ Бога невидимого (Кол. 1:15), как сказал апостол.

Итак, об этом свете в данном месте сказано: Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий. Но увидел не телесным зрением, ибо этот свет невидим, но очами веры и взором разума. Итак, вот что говорит [пророк]: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссиял (Ис. 9:2). Стало быть, не только тем, кто во тьме, явился этот свет, но и сидящим в стране тени смертной, говорит он, свет воссияет, показывая, что одни сидели во тьме, а другие - в стране тени смертной. Что же это за страна тени смертной, если не страна подземного мира, о которой говорит Давид: Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною (Пс. 22:4)? Он не испугается зла, то есть наказания ада. Итак, даже сидящим в стране тени смертной сияет спасительный свет, то есть Христос, Сын Божий, который говорит в Евангелии: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме (Ин. 8:12). Он после почитаемого и спасительного для всех страдания, войдя в страну подземного мира, изумленным умершим сразу принес свет Своего величия, чтобы освободить тех, кто удерживался под землей в ожидании Его прихода, как Сам Господь через Соломона от лица премудрости говорит: «Я дойду до глубин земли, и увижу всех усопших, и просвещу уповающих на Бога».

Трактат на Евангелие от Матфея.

Троицкие листки

народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет

См. Толкование на Мф. 4:14

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible