Скрыть

Толкования:

Анонимный комментарий

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

С того времени, как Иоанн был отдан под стражу, Господь начал проповедовать. Ведь если бы Он начал проповедовать, пока Иоанн был жив, то, несомненно, умалил бы Иоанна и его проповедь по сравнению с Христовым учением сочли бы излишней - подобно свету, появляющемуся в одно время с утренней звездой и скрывающему благодать звезды. И сколь мудро Он приступил к Своей проповеди теми же словами, которыми обычно говорил Иоанн: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, имея целью не попрать Иоанново учение, а лишь сильнее утвердить его. Ведь если бы Он проповедовал в то время, когда учил Иоанн, могло показаться, что Он попирает его [учение], но ныне, поскольку Он повторил [его слова], когда тот был уже в темнице, это было не попранием, а подтверждением. Подтвердил же Он Иоанново учение, чтобы показать, что тот был истинным свидетелем.

Ибо приблизилось Царство Небесное, то есть блаженство Небесного Царства, которое приготовил Бог верным; и Он словно бы говорит: «Приготовьтесь восприять блаженства Царства Небесного покаянием и терпением, ибо тем самым приблизится время воздаяния. Вы, боящиеся зла, либо жаждущие блага, внемлите, ибо уже близко Царство Небесное. Но если вас не страшит зло, пусть хотя бы радует благо, а если не жаждете Царства, то хотя бы бойтесь вечных мук. Да возрадуются праведные, ибо окончатся беды их и придет благо. Да вострепещут грешники, ибо их блага прешли и грядут беды».

Разве повредило праведным людям то, что они претерпели зло, раз они уже пребывали во благе? А воспоминание о прошлых бедах не только не причиняет вреда, но даже доставляет более радости. Ибо пока зло длится, оно кажется тяжким; но когда минуло, воспоминание о нем в похвалу. Какая польза грешникам, что они следовали добру, раз оказались во зле? Ведь воспоминание о прошлом благе не только не в помощь, но еще более в тягость. И пока благо длится, оно кажется в радость, но когда минует, воспоминание о нем скорее угнетение. И какой же плод принесла Христу эта проповедь покаяния? Он посеял слово покаяния и пожал непорочных проповедников правды.

1) Слов: «ангелов его» нет в греч., заимствуем их из лат. перевода.

Архиеп. Никифор (Феотокис)

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

«Оттоле», говорит; но отколе? Когда Иоанн посажден был в темницу. Но почему ж отселе? Ибо тогда нужно было, чтобы прежде проповедал и свидетельствовал о Христе Пророк, Предтеча и Креститель Его Иоанн. Ибо если и при таковых свидетельствах Иоанна о Христе Фарисеи, ослепленные завистию, обличали Христа, говоря: «Ты о Себе» Самом «свидетельствуеши, свидетельство Твое несть истинно» (Ин. 8:13); чего же бы не сказали, если бы Иоанн между многими другими свидетельствами, не обинуясь, не засвидетельствовал тако: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:29), — чем возвестил Сыном Божиим и Спасителем человеческого рода. Не благовестил убо Иисус Христос о покаянии, благовествовавшему Иоанну, да он, во первых, исполнив свою Пророческую и предшественническую обязанность, расположит человеческие сердца к приятию Евангельской проповеди. Когда же Иоанн, будучи посажден в темницу и осужден на смерть, исполнил свое дело, и совершенно окончилось законное пророчество и законная проповедь, поколику все Пророки и закон до Иоанна благовестили: тогда начал Иисус проповедати и глаголати: людие, покайтесь, обратитесь от греха и неверия и востаните из бездны беззаконий ваших. Для чего же говорил: «приближибося Царствие небесное»? (Мф. 3:2) Ибо прежде вочеловечения Его и Евангельской проповеди далеко отстояло от людей небесное Царствие, и никто не мог наследовать, хотя бы был праведным и святым. Чего ради сущие в законе святые желали узреть то, что видели и слышали Апостолы, да сподобятся Царствия Его; «мнози Пророцы и праведницы», говорил Господь, «вожделеша видети, яже видите, и не видеша: и слышати, яже слышите, и не слышаша» (Мф. 13:17). Видели сие токмо в видениях и образованиях, якоже Патриарх, когда, принося Богу Исаака на всесожжение, узрел овна, увязшего рогами и держимого «в саде Савек» (Быт. 22:13), что было образованием Иисуса Христа, висевшего на Кресте. И когда он же видел, яко сын его остался невредим, принесен же был на жертву овен, равно как и Божество Иисуса пребыло бесстрастно во время страдания и Креста, принесено же было на жертву всечестное Его тело: «Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде, и возрадовася» (Ин. 8:56). Когда же единородный Сын Божий, вочеловечився, явился миру и проповедал спасение человекам, — приближися тогда к ним Царствие небесное. Ибо все в Него уверовавшие и крестившиеся и сохранившие святые Его заповеди, учинились причастниками Его Царствия и наследниками: «иже веру имет», сказал Сам Искупитель мира, «и крестится, спасен будет: а иже не имет веры осужден будет» (Мк. 16:16).

Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 17-20 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. И говорит им

После предания [суду] Иоанна [Предтечи], Он Сам непосредственно начинает проповедовать, т. е. по прекращении действия закона собственно и начинается Евангелие. Если же Спаситель проповедует то же, что раньше проповедовал Иоанн Креститель, то этим Он показывает, что Он есть Сын Того же Бога, пророком Которого был тот.

идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним

Это были первые призванные к тому, чтобы последовать за Господом: рыбари и некнижные посылаются на проповедь, чтобы мы не подумали, будто вера верующих происходит не от силы Божией, а от красноречивого и последовательного изложения учения (eloquentia atque doctrina).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

С того времени Иисус начал проповедовать и говорить

С того момента, как Иоанн был заключен в темницу, Иисус начал проповедовать, ибо Он ждал, чтобы прежде Иоанн засвидетельствовал о Нем и приготовил для Него путь, которым Ему предстояло идти, подобно тому, как рабы приготовляют путь своим владыкам. Будучи равен Отцу, Господь и Сам имел в лице Иоанна Своего пророка, как Отец Его и Бог имел пророков прежде Иоанна, вернее, и те были пророками как Отца, так и Сына.

покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Христос и добродетельная жизнь - это Царство Небесное. Ибо если кто-нибудь жительствует на земле, как ангел, то не небесный ли он? Так что в каждом из нас есть Царство Небесное, если живем ангельски.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царство Небесное

Это прежде Спасителя проповедовал Иоанн. Начал же и Христос именно с этого, чтобы показать, что Иоанн был Его началом и что Он не был его противником. И следовало даже, чтобы прежде о Нем засвидетельствовал другой, и тогда уже Он Сам пришел. Некоторые говорят, что только по видимому Христос проповедует то же самое, что Иоанн, как напр.: покайтеся и приближися Царство Небесное, но на самом деле нет, потому что Иоанн говорит: покайтеся, т.е. в том, в чем вы согрешили, а Христос говорит: покайтеся, т.е. перенеситесь из ветхой (жизни) в новую. И приводят, как свидетеля, Марка, который прибавил: и веруйте во Евангелие. Иоанн, говорят, назвал Царством Небесным Христа, а Христос Царством Небесным назвал небесную и ангельскую жизнь (πολιτειαν), которую Он должен был основать, как мы сказали выше. Марк, конечно, сказал Царствие Божие вместо Царство Небесное. Разумеется также, что приблизилось Царство Божие, чтобы царствовать над верующими, потому что над неверующими Сын и Слово есть Царь по природе, а над верующими, добровольно принимающими Его царствование, и по природе, и по желанию Он царствует.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

С того времени: явив себя Мессиею в Иудее, Господь, пришедши в Галилею, начал проповедывать о царстве Мессии. Покайтесь: и пр. см. прим. Мф. 3:2. С того времени: - нельзя принимать в строгом смысле, как будто прежде и не было вовсе таковой проповеди; она была и раньше, но с того времени особенно усилилась. Подобно сему выражение - Мф. 16:21 с того времени (после исповедания Петрова) Иисус начал открывать ученикам своим о своих страданиях и смерти, не показывает, что Он не говорил им о сем ранее, ибо говорил им и ранее (ср., например, Мф. 9:15; Ин. 2:19-22), а значит только, что с того времени Он чаще и яснее стал говорить им о сем.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Слова эти буквально почти сходны с словами Мф. 3:1,2, где он говорит о начале проповеди Крестителя. Но какой смысл имела теперь та же проповедь в устах Иисуса Христа? Объясняя эти слова, некоторые (Штраус) высказывали даже мнение, что не Иоанн считал себя предтечей Христа, а Сам Христос считал Себя предтечей Иоанна; но такое мнение уже совсем не оправдывается никакой исторической критикой. Гораздо лучше объяснять дело так, что первоначальная проповедь Христа была продолжением проповеди Иоанна, и, как продолжение, имела поначалу внутреннюю с ней связь. Однако, смысл первоначальной проповеди в устах Иоанна и Иисуса Христа был не одинаков. Разница, как можно думать, заключалась в следующем. Иоанн говорил как бы так: покайтесь, потому что скоро придет (явится) Царь и приблизилось Его Царство. Иисус Христос: приблизилось Царство. Следуя порядку постепенности, Он не выставлял Себя перед народом Мессией, а проповедовал, как пророк, связавший Свою деятельность с предшествующей деятельностью Иоанна как пророка Но проповедь Христа скоро сделалась Евангелием Царства (εύαγγέλιον τής βασιλείας), тогда как об Иоанне этого не говорится (хотя в Лк. 3:18 о нем и употреблено слово εύηγγελίξετο). Таким образом, первоначальная проповедь Иисуса Христа и Иоанна были сходны, но вскоре наступает так называемая дифференциация.

Толковая Библия.

Ориген

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

В некоторых [списках слово] покайтесь отсутствует. Если же Спаситель говорит то же самое, что и Иоанн, то послал их обоих один Бог. А может быть, Иоанн, как предуготовляющий Богу приготовленный народ, говорит покайтесь. Иисус же, приняв [уже] предуготовленное, не нуждающееся в покаянии, не говорит «покайтесь». Он проповедует не вопреки закону и пророкам, но когда Иоанн исполнил Ветхий [Завет], Он начал проповедовать Новый, Сам став его началом. Поэтому применительно к Иоанну не написано начал, ибо он был концом. К тому же он проповедовал в пустыне, в то время как Иисус - посреди народа.

Царство Небесное представляет собой не место, но состояние [души], ибо оно внутри нас. Заметь, что если Иоанн проповедует приближение Царства Небесного, то Царь Христос предает его Богу и Отцу.

Фрагменты.

Прав. Иоанн Кронштадтский

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Когда ближе было к людям Царство Небесное, как не тогда, как Сам Царь этого Царства приблизился к людям во плоти, когда Он, преискренне приобщившись плоти и крови земнородных, жил между ними с лишком тридцать три года?

Дневник. Том I. 1856.


Покайтеся, сказано, приближися бо царство небесное; приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением.

Моя жизнь во Христе.


См. Толкование на Мф. 3:2

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Прп. Марк Подвижник

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Мы все — потомки Адама; все родимся во грехе его, и по этой причине все определением Божиим осуждены на вечную смерть, не имеем возможности спастись без Христа. Все, и самые праведнейшие между человеками, избавляются от вечной смерти единственно чрез посредство Христа, распявшегося за всех и искупившего всех кровию Своею. По этой причине и Сам Искупитель предлагает для всех одно делание, объемлющее в себе все прочие делания, и повелевает Апостолам говорить всем одно: покайтеся, приближися бо Царствие Небесное. Вместе с этим Спаситель преподал многие частные заповеди, от исполнения которых достигается совершенство в покаянии, и исполнение это завещал до самой смерти, сказав: иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, в живот вечный сохранит ю (Ин. 12:25). И опять, повелевая отречься от всего, присовокупляет: аще же и свою душу. Запечатлевая великое значение заповедей, Он говорит: иже аще разорит едину заповедий сих малых, мний наречется в Царствии Небеснем (Мф. 5:19). Если Христос, как здесь объяснено, назначил пребывать в покаянии до смерти, следовательно, тот, кто утверждает, что покаяние может быть окончательно исполнено прежде смерти, отвергает заповедь, отрицаясь от погубления души до смерти, — является он преступником всех Христовых заповедей. Нет конца покаянию до самой смерти и для малых и для великих! Никто не возмог на самом деле достичь совершенства в покаянии, такого совершенства, которое не нуждалось бы в приложении или не было уже способно к нему! И потому мы, если и не удостоимся выполнить его как должно, то по произволению будем упражняться в нем, чтоб не причислиться к отвергающим заповедь намеренно, чтоб не подвергнуться за это осуждению. Рассмотри от начала мира жизнь всех, совершивших благополучно странствование земное, и найдешь, что таинство благочестия во всех благоугодивших Богу свершилось чрез покаяние. Был ли кто осужден? Осужден он за пренебрежение покаянием. Был ли кто оправдан? оправдан он, потому что прилепился к покаянию.

Слово 3. О покаянии.


«Покаяние, как я полагаю, не ограничивается ни временем, ни какими-либо делами: оно совершается исполнением заповедей Христовых, соразмерно этому исполнению.»

Наставления святаго Марка, извлеченныя из других его слов


Господь наш Иисус Христос, Божия Сила и Божия Премудрость, богоприлично, как Он Сам ведает, промышляя о спасении всех и посредством различных повелений, установив закон свободы, указал одно всем приличное намерение, говоря: «покайтеся» (Мф. 4:17). Из этого самого можно познать нам, что все разнообразие заповедей стекается к одному пределу покаяния, что и Господь, прежде всего, заповедал апостолам, сказав: «глаголите им (то есть людям): покайтеся, приближайся бо Царство Небесное», вовсе не разумея под этим временное приближение Его Царствия, как бы имеющее вскоре наступить для мира. Истина не могла делить чего-либо несоответственно действительности, ибо видим, что и тогда жившие, и после них наступившие почили, не бывши причастными всеобщему скончанию. Сказал же: «покайтеся приближайся бо Царство Небесное» (Мф. 4:17), разумея под этим то, что слово Его имеет силу царства и покаяния. Ибо, если не согласимся так понимать это, то как же «Царствие Небесное подобно квасу, егоже приемши жена, скры в сатех (мерах) триех муки, дондеже вскисе все?» (Мф. 13:33; Лк. 13:21) Не означается ли сим то, что ум, восприяв в себе слово Господне, скрыл его в трехсоставном существе, то есть, по апостолу, тела, духа и души, и в помыслах всю тонкость их, как многообразно рассыпанную муку, собрал в одну закваску веры, ожидая по всему уподобиться действующему (в нем) слову. Таким же образом Господь уподобил слово истины зерну горчичному, которое, будучи малым, когда всевается в сердце слышащих, но возрастая потом сообразным деланием, подобно превеликому древу, стоящему на возвышенном месте, бывает (по Писанию) в дом прибежища для приближающихся мыслей. И это, действительно, могло быть так, когда и апостолов нарек Он чистыми за слово (Ин. 15:3), которое они слышали, и употребили в дело совносимую вместе со словом силу, а чрез это и соделались чистыми. Ибо «живо слово Божие и действенно есть» (Евр. 4:12). Потому и не употребивших в дело такового совношения осудил как неверных, сказав: «аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели: ныне же вины не имут о гресе своем» (Ин. 15:22). Это же сказали мы не как неверующие в будущее Царствие, которое непременно придет в свои и неопределенные времена, но потому, что слово Господне содержит в себе ту же силу Царствия, составляя для верных (по Писанию) «уповаемых извещение», обручение будущего наследия, начаток вечных благ, для неверных же и скверных нестерпимое обличение безбожия. Посему (Господь) и говорит: «покайтеся, приближайся бо Царство Небесное».

Нравственно-подвижнические слова. Слово третье.

Прп. Симеон Новый Богослов

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Доброе дело — покаяние и велика польза, бывающая от него. Ведал сие Господь наш Иисус Христос Бог, всяческая провидящий, и сказал: покайтеся, приближибося Царствие Небесное. Желаете ли и вы научиться и познать, что без покаяния нам невозможно спастись? Покаяние же я разумею такое, которое бывает от всей души и от всего сердца.

Слова. Слово 66.


Господь говорит в святом Евангелии: покайтеся, приближися бо царствие Божие (Мф. 4:17). Итак, хочешь, чтобы пришло к тебе царствие сие? Кайся. Если не покаешься, сколько ни говори: да приидет царствие Твое, не придёт оно к тебе.

Слова. Слово 29.


Присматривать за собою значит вникать в себя, примерно так разглагольствуя с самим собою: не обладает ли мною какая-либо страсть, большая или малая, а я о том и не думаю? Ибо, как слышу в Божественных Писаниях, если кто хоть одну какую имеет страсть, то он в царствие Божие не внидет. Так говорит святой Апостол Иаков: иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен (Иак. 2:10). Может быть, я понерадел когда-либо о той или другой заповеди, или и теперь нерадею о той и небрегу исполнять эту? А Христос Господь говорит: иже аще разорит едину заповедей сих малых, и научит тако человеки, мний наречется в царствии небеснем (Мф. 5:19). Также, когда кто читает или слушает Божественное Писание, о себе самом пусть подумывает при том и при помощи его, как зеркала духовного, тщательно рассматривает душу свою, есть ли в ней то, о чем говорит Писание. Так, скажем для примера, слыша, что Христос Господь говорит: покайтеся, приближися бо Царствие Небесное (Мф. 4:17), — пусть определительно дознает, покаялся ли искренно и хранит ли всегда покаянные чувства? И еще при встрече разных случайностей пусть наблюдает, что происходит в душе его, и чрез то определяет, какова она. Так, например, наблюдая, что бывает у него на душе, когда бранят его или бесчестят, или иным каким образом оказывают ему презрение, он верно познает, есть ли в нем смирение или нет. Ибо, кто имеет смирение, тот все скорбное переносит с радостию, и сердце его нимало не уязвляется ничем таким. Смирен и тот, кто хотя уязвляется немного этим, но не допускает себя до смущения, и за это малое чувство уязвления сердца оскорблением, то есть что опечалился немного, а не с радостию принял случившееся, осуждает себя и укоряет, и, вошедши в келлию свою и себя самого рассуждая, сокрушается и плачет, и, припадая к Богу, исповедуется Ему как бы погубивший все труды свои.

Слова. Слово 70.

Свт. Василий Великий

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Правило 1.

Верующие в Господа должны прежде всего покаяться, по проповеди Иоанновой и по проповеди Самого Господа нашего Иисуса Христа. Ибо те, которые ныне не каются, осуждены будут более осужденных прежде Евангелия.

Нравственные правила.

Свт. Григорий Палама

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Адам, вот, прежде опыта, послушавшись злого совета, нарушил совет и заповедь Благаго; но, ведь, и каждый из нас, увы, так поступает, несмотря на то, что уже был опыт и результат угроз известен; поэтому каждый из нас, более чем Адам, заслуживает порицания и осуждения. Но (скажешь) — в нашей среде нет ни одного древа, нет ныне ни Божией заповеди, запрещающей нам вкушать от него. — Но хотя онаго древа и нет в нашей среде, однако заповедь Божия и ныне имеет место для нас, покоряющихся ей, и желающих жить согласно ей, освобождающей нас от кары за все наши собственные грехи, а вместе — и от прародительскаго проклятия и приговора, а нарушающих ее и теперь, и предпочитающих ей совет и доступ лукаваго, отсылающая в оную вечную огненную геенну, угрожающую и уготованную для диавола и 1) ангелов его. Какая же это предлежащая нам заповедь Божия? — ПОКАЯНИЕ, начало которого выражается в том, чтобы уже не касаться более того, что запрещено; потому что, после того, как мы были изгнаны из места наслаждения о Бозе и справедливо отрезаны от Божия рая, и низпали в эту трясину, и осуждены обитать и проводить жизнь совместно с безсловесными животными, и лишились всякой надежды, — если она еще только была, — на воззвание в рай, тогда Сама Правда, взяв на Себя кару, или лучше сказать — справедливо соглашаясь, чтобы она постигла нас (воспринимая ее на Себя), ныне по избытку человеколюбия и благости, по сердечной Своей жалости, ради нас сошла до нас и став таким человеком, как и мы (хотя и безгрешным), — чтобы подобным научить и спасти подобное, — возвестила спасительный совет и заповедь покаяния, говоря: Покайтеся, приближися бо Царство небесное (Мф. 4:17); потому что до Воплощения Слова Божия, Царство небесное было настолько далеко от нас, насколько небо отстоит от земли; когда же Царь Небесный возобитал с нами и соблаговолит войти в единение с нами, тогда для всех нас приблизилось Царство небесное. Посему, будем каяться, братие, молю, и явим плоды достойные покаяния, чтобы наследовать нам Царство небесное: потому что оно стало близко к нам, да не удаляем сами себя от него вследствие дурных дел. Для нас возсиял невечерний Свет: пойдем на сияние его путем добрых дел. Явилась вечная жизнь: приобретем ее чрез посильные добродетели. Христос, делающий нас блаженными, пришел к нам: усердно последуем за Ним. Бежим от того бедствия, которое испытывают те, которые сидят во тьме и тени смерти. Возжелаем и приобретем дела покаяния: смиренное устроение души, сокрушение и плач духовный, сердце нежное, исполненное милосердия, любящее правду, стремящееся к чистоте, мирное, умиротворящее, терпеливое во время преследований и бедствий за истину и правду; во время оскорблений и клевет и страданий, памятующее слова Говорящаго: Блажени нищии духом, яко тех есть Царство небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся и т. д. (Мф. 5:3-4).

Беседы (Омилии). Беседа 31.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Первая заповедь, данная Спасителем мира всему без исключения человечеству, есть заповедь о покаянии: начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царствие небесное. Эта заповедь объемлет, заключает, совмещает в себе все прочие заповеди.

О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.


Покаяние есть первая новозаветная заповедь; покаяние есть начальная новозаветная добродетель, вводящая во все прочие христианские добродетели. И Предтеча Спасителя и Сам Спаситель начали проповедь к падшему человечеству с призвания его к покаянию и с обетования Небесного Царства за удовлетворительное покаяние. Покайтеся: приближися бо царство небесное.

За покаяние Бог дарует прощение грехов и доступ к Себе, а вере открывает Себя, и дарует то Богопознание, к какому только способен человек, какого он собственными средствами приобрести никак не может. Вера доставляет уму познания, превысшие разума: ум, путем суждения и исследования, приемлет только те познания, которые подвергаются его постижению; вера усваивает уму познания, недоступные для его постижения. Таковы все откровенные познания о Боге и о таинствах христианства. - Покаяние вводит в сердце ощущения благодатные, чуждые падшему естеству, научает ум и сердце истинному Богослужению, научает приносить Богу единую приемлемую Им жертву от падшего человеческого естества: сокрушение и смирение духа (Пс. 50:19). Дух человеческий, пришедший в это состояние, вступает в общение с Духом Божиим, в чем и заключается обновление и спасение человека.

Аскетическая проповедь.


С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Первые слова Спасителя к падшему человечеству были: Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное. Почему, доколе не войдешь в это царство, стучись во врата его покаянием и молитвой.

Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно.

Аскетические опыты. Дух молитвы новоначального.


С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Веруйте, с простотой вдайтесь в покаяние — и «Божие само по себе придет» к Вам, как говорит св. Исаак Сирский. Бог верен: толкущим отверзает, плачущих утешает, нищим духом дарует Царство Небесное. Не думайте о покаянии легко: это душа всех подвигов, это общее делание, которое должно одушевлять все прочие делания. Одни пребывающие в истинном покаянии достигли истинного преуспеяния. Оно есть то существенное делание, которое предуготовляет нас к явлению в нас Царства Небесного. Сам Спаситель возвестил это! Покайтеся, — сказал Он, — приближися Царствие Небесное. Милосердый Господь уготовал нам дивное, небесное, вечное Царство, указал дверь, которой мы можем войти в спасительную пажить Духа и Истины, — дверь покаяния. Если пренебрежем покаянием — без всякого сомнения, останемся вне. Добрые дела естественные, по чувствам, никак не могут заменить собой покаяния. Святой Симеон Новый Богослов, исчисляя благодеяния, полученные им от его наставника, Симеона Благоговейного, говорит: «Он преподал мне покаяние!» И как не считать благодеянием указание средств, которыми одними только приобретаются вечные, неизреченные сокровища. В покаянии — вся тайна спасения. Как это просто, как ясно! Но как поступаем? Оставляем указанное нам Богом спасительное покаяние и стремимся к упражнению в мнимых добродетелях, потому что они приятны для наших чувств; потом мало-помалу, неприметным образом, заражаемся мнением, и как благодать не спешит осенить, увенчать нас, то мы сами сочиняем в себе сладостные ощущения — сами себя награждаем и утешаемся сами собой! Не смешно ли это? Не глупо ли это? Не гордо ли и дерзостно? Перестанем шутить с Богом (простите выражение неприличное, которое я не остановился употребить потому, что им в точности изображается наше поведение!), будем жительствовать перед Ним в постоянном покаянии. Время приблизилось, Страшный Суд для нас готовится, на нем будем мы судимы не по мнениям нашим, которыми мы себе льстили, но по Истине. Предупредим страшное бедствие покаянием, отвратим вечный плач плачем временным. Опомнимся, грешные! Пробил уже единонадесятый час, и поприще делания скоро, скоро окончится. Но еще есть время осудить себя, чтобы не быть осужденным Богом. Доселе мы себя оправдывали.

Письма к разным лицам. Письмо 86. К некоторому настоятелю о любви к братии, о умной молитве и о покаянии

Свт. Иоанн Златоуст

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

«С того времени»: когда же это? С того времени, как Иоанн был посажен в темницу. Почему же Христос не проповедовал им сначала? Для чего Ему нужен был Иоанн, когда самые дела ясно свидетельствовали о Нем? С одной стороны, для того, чтобы отсюда видно было Его достоинство, когда и Он так же, как Отец, имеет пророков, о чем и Захария сказал: «и ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего» (Лк. 1:76); с другой — для того, чтобы не оставить бесстыдным иудеям никакого извинения. На это последнее Сам Христос указал, когда говорил: «пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее» (Мф. 11:18-19). Притом и нужно было, чтобы о Христе наперед сказал кто-нибудь другой, а не Сам Он. Если уж и после столь многих и столь сильных доказательств и свидетельств говорили: «Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно» (Ин. 8:13), то чего бы не сказали, если бы о Нем ничего не говорил Иоанн, а Он сам первый начал бы свидетельствовать о Себе народу? Вот почему Он и не проповедовал прежде Иоанна, и чудес не творил до тех пор, пока последний не был посажен в темницу. Он не хотел Своей проповедью и произвести разделения в народе. По этой же причине и Иоанн не сотворил ни одного чуда, чтобы и этим привести к Христу народ, привлекаемый к Нему силой Его чудес. И действительно, если уже, и после столь многих и великих чудес, ученики Иоанна и прежде и после его заточения с ревностью смотрели на Иисуса и если многие почитали Христом не Его, а Иоанна, то, что было бы, если бы дело обстояло иначе? Вот для чего евангелист Матфей и показывает, что Христос «с того времени начал проповедовать»; и в начале Своего проповедования Он учил тому же, что проповедовал и Иоанн, а о Самом Себе еще не говорил ничего, но продолжал только проповедь Крестителя, потому что пока еще не имели о Нем надлежащего понятия, хорошо было бы, если бы и это учение было принято.

По той же самой причине в начале Своей проповеди Христос не предлагает и ничего тягостного и прискорбного, подобно Иоанну. Тот упоминал о секире, о дереве посекаемом, о лопате, о гумне, о неугасаемом огне (Мф. 3:10-12); напротив, Христос начинает Свою проповедь радостным благовестием о небесах и «Царствии Небесном», уготованном слушающим Его.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иустин (Полянский)

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Оттоле начат Ииcyc проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царствие небесное; исполнися время и приближися царствие Божие: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк. 1:15). Сими словами Господь начал Свою проповедь роду человеческому. В словах этих — общеобязательная заповедь всем христианам: кайтесь и веруйте во Евангельское учение. Этим начинайте и во всю жизнь продолжайте дело своего спасения. Истинный христианин всегда должен пребывать в мире с Богом. Но пребывать в мире с Богом нельзя без непрерывного покаяния. Покаяние cиe состоит не в словах только: прости, Господи, помилуй, Господи! Но при сем неизбежны все действия, условливающие отпущение грехов, т.е.: определенное сознание нечистоты помысла, взгляда, слова, соблазна, или другого чего-нибудь, — сознание своей в том виновности и безответности — без самооправдания, и молитва об оставлении грехов ради Господа.

Вера в Евангелие есть то же, что вера в Господа нашего Иисуса Христа, Искупителя и Спасителя нашего, — в Его лице и дело, изображенные в Евангелии. Сам Господь сказал о Себе Никодиму. „Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную“ (Ин. 3:16). Вера сия должна быть живая, твердая, непоколебимая, деятельная, поспешествуемая любовию выражаемая в добрых делах.

Покаяние и вера неразрывно связаны между собою, и раздельно, в истинном смысле, существовать не могут; но в сочетании их заключается тайна велика. Т. е. когда в одном и том же духе встретятся познание своей бедности, данное покаянием, и познание Спасителя, данное верою, тогда богатство Христово и окаянство кающагося сочетаваются воедино, и от этого сочетания раждается новая тварь — новый человек.

Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Свт. Тихон Задонский

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

По Крещении и искушении вышел Спаситель наш на проповедь слова Божия: «Иисус начал проповедовать и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). То же начало проповеди Своей положил Господь, какое и Предтеча Его: и Он и Иоанн Креститель с самого начала говорили: «Покайтесь». Видишь, как согласно слово пророка со словом Господа его, видишь, как нужно нам покаяние. В начале оно нам предлагается, как дверь, через которую приходим ко Христу и веруем в Него. Надо прежде переменить нрав, переменить внутреннее состояние и исправить жизнь, и так утешаться святым Его Евангелием, которым нам царство небесное возвещается. И святой Предтеча, и Господь наш благовествует нам, что приблизилось царство небесное, но в начале оба полагают покаяние, говоря: «Покайтесь». Ибо истинное покаяние приготовляет сердце к восприятию Евангелия, или радостной вести. Ибо слово «Евангелие» означает радостную весть, которая провозглашает отпущение грехов, благодать, жизнь вечную и приближение Царства Небесного, которое было недоступно людям из-за греха. Благ же этих никто не может сподобиться без истинного покаяния. Надо прежде переменить и сокрушить сердце печалью о грехах, и тогда в нем будет место евангельскому утешению. Ибо Евангелие также по смыслу своего имени означает — утешение. Как же им будет утешаться сердце, которое не сокрушилось печалью? Ибо утешение — это радостная весть для печального, а веселящемуся утешение излишне. Итак, покаемся, дабы и в нас Евангельское утешение возымело место. Переменим себя во благое, дабы благ, возвещаемых нам, причаститься. Сокрушим сердца наши за грехи, дабы Евангелие, как пластырь живительный, воспринять. От закона и познания греха сердце печалью, как молотом, сокрушается, но утешением, которое от Евангелия проистекает, исцеляется. Познаем же от закона грехи, и сокрушится сердце наше, а к сокрушенному сердцу приблизится и Евангелие, благовествующее мир, благовествующее благое. Спасайся.

Письма келейные и наставления. Письмо 82.

Свт. Хроматий Аквилейский

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Этой речью Господа, призывающей покаяться, еще раньше через Давида Святой Дух убеждал народ покаяться, чтобы услышали: О если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего, как в преуготовление, в день искушения в пустыне» (Пс. 94:8). Выше в этом же псалме, чтобы призвать народ-грешник к покаянию и показать состояние сострадания, он сказал так: Придите, поклонимся, и припадем, преклоним колена пред лицем Господа, Творца нашего. Ибо Он есть Бог наш (Пс. 94:6-7). К покаянию призывает Господь, Тот, Кто обещает прощение грехов, Кто говорит через Исайю: Я, Я Сам изглаживаю преступления твои и грехов твоих не помяну. Припомни Мне; скажи ты сам о преступлениях твоих, чтоб оправдаться. Итак, Господь заслуженно призывает народ к покаянию, говоря: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, чтобы он, исповедовав грех, стал достойным приближающегося Царства Небесного. Ибо никто не может принять благодать небесного Бога, если не очистится ото всей скверны греха через покаянную исповедь и дар спасительного крещения нашего Господа и Спасителя.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Троицкие листки

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

С того времени, как умолк призывавший к покаянию глас Вопиющего в пустыне и Иоанн был заключен в темницу, Иисус начал проповедывать. Проповедовал Он и прежде, но не в Галилее, а только в Иудее, в Иерусалиме, на празднике Пасхи, и притом не столь усиленно, как с этого времени: теперь же Он яснее и чаще стал возвещать то же самое, что проповедовал и Его Предтеча, и уже не в пустыне, как это делал Иоанн, а повсюду, где находил слушателей: и в селениях, и в городах, и в синагогах, и в домах, и в поле, на горе, на берегу озера, с лодки — нигде не переставал Он учить и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Прежде было на земле царство греха, царство диавола: теперь настает Царство Божие, Царство Небесное. Кто хочет войти в это Царство, тот должен оставить все прежние греховные привычки, должен покаяться, перемениться. О Самом Себе Он еще не говорит ничего, а только продолжает проповедь Крестителя: пока народ не мог понять, Кто Он, хорошо было бы и то, если бы они приняли уже проповеданное Иоанном. Он как бы удерживал Себя от проповеди и не творил много чудес, пока Иоанн не был заключен в темницу, дабы не произвести, как замечает святой Златоуст, разделения в народе. И однако же Его проповедь отличается от Иоанновой уже и теперь: Он начинает радостным благовестием о небесах и Царстве Небесном, которое уготовано для слушающих Его. Он еще не говорит о грядущем Суде, как говорил Иоанн, дабы сразу не устрашить сердца слушателей. Гласом милосердия призывает Он грешников к покаянию. Зовет Он и нас с тобой, читатель мой, зовет в Царство Свое Небесное: покайтесь, только покаяние может открыть вам двери в это Царство вечное…

Троицкие листки. №801-1050.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible