Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

После Своего славного пришествия Христос приступил к упразднению дела закона, но не для того, чтобы разрушить, но чтобы, окончательно исполнив, превзойти его. Поэтому Он предвозвестил апостолам, что они не войдут на небеса, если их праведность не превзойдет праведность фарисеев. Итак, Христос, явив все, что предписано в законе, оставляет его позади, но не уничтожая, а исполняя.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Устранив от Себя всякое подозрение и заградив уста тех, кто вздумал бы противоречить, Господь начинает уже возбуждать страх и предлагать сильные угрозы для ограждения вводимого Им закона. А что приведенные слова Его относятся не к древним заповедям, но к тем, которые Он сам намеревался дать, это видно из дальнейшего. “Ибо, говорю вам, — говорит Он, — если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” (Мф. 5:20). Если бы Его угрозы относились к нарушителям ветхого закона, то для чего бы говорить Ему: “если не превзойдет”? Те, кто делал то же, что и фарисеи, без сомнения, не могли перед ними иметь никакого преимущества в праведной жизни. В чем же состояло это преимущество? В том, чтобы не гневаться, не смотреть на жену любострастным оком.

Почему же Он называет эти новые заповеди малыми, когда они так важны и высоки? Потому, что Он сам хотел дать этот закон. Как Он смирит Себя самого, и во многих местах говорит о Себе скромно, — так говорит и о законе Своем, научая этим и нас всегда быть скромными. Притом же, так как Его могли подозревать в нововведении, то Он до времени и употребляет смиренный образ выражения. А когда ты слышишь слова: “малейшим в Царстве Небесном”, то разумей не иное что, как геенну, или мучение. Царствием Он называет не только наслаждение будущими благами, но и время воскресения, и страшное второе пришествие. В самом деле, возможно ли, чтобы тот, кто назовет брата своего глупым, и нарушит одну заповедь, был ввержен в геенну, а кто нарушит весь закон и других доведет до того же, будет находиться в царствии? Не это, следовательно, разумеется здесь, но то, что нарушитель закона в то время будет меньшим, т. е. отверженным, последним; а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну. Будучи Богом, Христос предвидел беспечность многих, предвидел, что некоторые примут слова Его за преувеличение, и будут умствовать о законе так: “неужели тот будет наказан, кто назовет брата своего глупым? Неужели тот прелюбодей, кто только посмотрит на жену?” Предотвращая такое небрежение к закону, Он и произносит страшную угрозу против тех и других, т. е. и против нарушителей закона, и против тех, которые других доводят до этого. Зная такие угрозы, потщимся и сами не нарушать закона, и не будем ослаблять ревности других, желающих блюсти его. “А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном”. Мы должны быть полезны не только для самих себя, но и для других; не одинаковую награду получает тот, кто только сам добродетелен, и тот, кто ведет с собою к тому же и другого. Как учение, не оправдываемое делами, осуждает учащего: “уча другого, — говорит апостол, - не учишь себя самого?” (Рим. 2:21), так и добрые дела, если мы не будем в то же время руководить и других, получают меньшую награду. Итак, в том и другом надобно быть совершенным; исправив прежде самого себя, должно приложить старание и о других. Потому-то и сам Христос поставил прежде дела, а потом учение, показывая, что только таким образом можно учить с успехом; в противоположном же случае скажут: “Врач! исцели Самого Себя” (Лк. 4:23). В самом деле, если кто, будучи не в состоянии научить себя самого, вздумает исправлять других, тот сделается для многих предметом посмеяния; вернее же — он совсем не в состоянии будет учить, так как дела его будут противоречить его учению. А если он будет совершен в том и другом, то «тот великим наречется в Царстве Небесном».

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 19-22 Итак кто нарушит одну из сих самых меньших заповедей и научит так людей, тот меньшим наречется в царстве небесном; а кто исполнит и так научит, тот великим назовется в царстве небесном. Я же говорю вам, если праведность ваша не превзойдет [не будет большей - nisi abundaverit] праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное. Вы слышали, что сказано древним: Не убий; а тот, кто убьет, будет отвечать пред судом. Я же говорю вам

Этот отрывок связан с предыдущим изречением (testimonium), где говорится: Ни одна малая буква или ни одна черта не погибнет из Закона до тех пор, пока все существует (Мф. 5:18). Итак, Он укоряет фарисеев за то, что, презрев заповеди Божий, они установили свои собственные предания. Поэтому не приносит пользы для них учение в народе, когда они нарушили хотя бы и малую заповедь закона. Это мы можем понять и иначе: образованность учителя, поврежденная хотя бы малым грехом, низводит его с высшей степени, и он мало приносит пользы, уча правде, которую он уничтожает самой малейшей виной. А совершенное блаженство состоит в том, чтобы делом исполнить то, чему будет учить словом.

что всякий, гневающийся на брата своего, будет ответствен пред судом

В некоторых кодексах прибавляется: «без причины». В действительности мысль точно определяется [и без этого]; ею запрещается всякий гнев, когда Писание говорит: Гневающийся на брата своего. В самом деле, если нам повелевается наносящему удар подставить другую щеку и любить наших врагов, и молиться за преследующих нас (Лк. 6:27-29), то этим исключается всякий повод к гневу. Итак, слова: «без причины» должно уничтожить, ибо гнев человека [хотя бы по причине] не творит правды Божией (Иак. 1:20).

кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону

Это слово рака есть собственно слово еврейское: гаса (דקה), которое значит κενός, т. е. «пустой», бессодержательный, которого на обыкновенном языке мы можем назвать ругательным именем «безмозглый». Если за праздное слово мы должны дать ответ, то тем более за бесчестие (Мф. 12:36). Кроме того, многознаменательно прибавляется: Кто скажет брату своему, ибо брат наш есть не кто иной, как тот, кто имеет с нами единого Отца. Итак, когда он одинаково с нами верует в Бога, то познает и Христа - Божию премудрость (1Кор. 1:24), а потому на каком основании он может быть отмечен прозвищем, указывающим на глупость?

а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной

По соответствию с вышесказанным подразумевается: «брату своему». Кто скажет брату своему «безумный»… и т. д. Действительно, кто скажет человеку, одинаково верующему в Бога: «безумный», тот сам нечестив в вере.

Толкование на Евангелие от Матфея

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Хотя многим и без слова часто доставляет пользу то, что можно видеть праведную жизнь, однако же поучаемые, когда видят учителя побежденным в умозаключениях и беседах, нередко терпят вред в существенном, увлекаясь искаженными догматами, ибо винят не неопытность учителя, но нетвердость догмата. Если же слово льется с силою и низлагает противников, то победа омрачается худостью жизни. Недостойным веры почтут учителя, который не делает того, что должно. Посему, надлежит просвещать и словом, и жизнью. Сказано: иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небесном. Но если бы только сотворить значило и научить, то не было бы прибавлено второго.

Делать и учить — всего превосходнее, а делать и не учить недостаточно, потому что тогда человек хромает на одну сторону. Для этого у человека и есть дар слова. Если бы делать значило учить, то не было бы сказано: иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем. Ибо какую силу будет иметь доблестная жизнь, когда предстоит спор о догматах и защитник неправого учения неудержимо устремляется против догматов правых? А учить не делая — это, имеет видимость, листья, но лишено плода и не остается без осмеяния, посрамления и осуждения.

Письма. Книга II

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Отвергающий одну из заповедей закона отвергается Богом как богоборец и противник закона Божьего. И теперь он получает наказание из евангельского закона, которое древний закон не определял. В соответствии с этим Христос и говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5:17). Ибо то, чего там недоставало, Он здесь восполнил. Так, например, в законе было сказано: Пред лицом седого вставай (Лев. 19:32) и Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, подними его вместе с ним (Исх. 23:5). Если кто преступил эти заповеди, для него не было определено наказания законом. Восполняя это, Христос говорит, что в Царстве Божьем таковой будет уничижен.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Феодор Студит, прп. (†826)

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

<…> все заповеди связаны между собою, так что с нарушением одной и прочие необходимо нарушаются, говорит Василий Великий, объявляя это не от себя, но со слов Христа, Который говорит в Евангелии: иже разорит едину заповедей сих малых, мнiй наречется в царствии небесном, т.е. погибнет (Мф. 5:19).

Письма к разным лицам. К Льву, папе римскому. Послание 34

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Меньшими или малейшими назвал Господь заповеди не потому, чтоб они в самом деле были таковы, но потому, что мы почитаем их такими. Попразднословить, например, или пожелать елика суть брата нашего, или посмотреть страстно, или презреть и осудить кого, – все это и подобное сему почитаем мы за ничто, имеем малейшим и последнейшим, почему нерадим, и относимся к тому безразлично, не остерегаемся того и никакого о том понятия не имеем; потому что забыли, какой строгий суд произносит Господь о таких делах, говоря: всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф.12:36); еще: не пожелай, елика суть ближняго твоего (Втор.5:21); еще: иже воззрит… ко еже вожделети… уже любодействова (Мф.5:28); и еще: иже речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу; а иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней (Мф.5:22). – И Апостол, желая показать, что диавол действует в тех, кои делают такие дела, говорит: жало смерти грех (1Кор.15:56). Ибо если грех есть не что иное как преступление заповеди Божией, а – не пожелай, не лги, не празднословь и не осуждай брата своего, есть заповедь Божия, то явно, что всякий, творящий такие дела, уязвляется жалом смерти, то есть грехом; сквозь же эту язвину и ужаление греха, тотчас, как червь, входит диавол и живет там внутри.

Слова. Слово 80

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Под малыми заповедями разумеет те, которые Он Сам намерен был дать, но не заповеди Закона. Малыми Он называет их в силу Своего смирения, чтобы и тебя научить быть скромным в учении. «Малейшим наречется в Царстве Небесном» вместо: в воскресении окажется последним и будет брошен в геенну. Ибо он не войдет в Царство Небесное: нет; но под царством разумей воскресение.

а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Сначала стоит «сотворить», а потом - «научить», ибо как я буду руководить другим на пути, по которому я сам не ходил? С другой стороны, если я делаю, но не учу, то я не буду иметь такой награды, но, может быть, понесу наказание, если не учу по зависти или лености.

Толкование на Евангелие от Матфея

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии Небеснем. А иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем

Податель, учитель и образец смирения, Господь наш, Иисус Христос, назвал Свои всесвятые, всемогущие, Божественные заповеди малыми, по той простейшей форме, в которой они изложены, и по которой они удобоприступны и удобопонятны для всякого человека, самого некнижного. Но вместе с этим Господь присовокупил, что намеренный и постоянный нарушитель одной такой заповеди мний наречется в Царствии Небеснем, или, по объяснению святых Отцов, будет лишен Царства Небесного, будет ввергнут в геенну огненную.

Советы относительно душевного иноческого делания

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном

Уясни ми язык, Спасе мой, разширив ми уста и исполнив я; умили сердце мое, да яже глаголю, последую, и яже учу, сотворю пёрвее: […] творя и уча, рече, сей велик есть; аще же глаголя не творю, яко медь звенящая (1Кор. 13:1) вменюся. Темже глаголати ми подобающая и творити полезная научи, Едине сведый сердечная.

(Икос святому Апостолу Петру, автор прп. Роман Сладкопевец)

Если говорю о терпении, незлобии, милосердии, чистоте и целомудрии и воздержании, то и да творю все сии добродетели.

Дневник. Том XV. Май 1870

Евфимий Зигабен (†1118)

Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии небеснем: а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем

Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии небеснем

Малых, не говоря уже о больших. Освободив Себя от ложного подозрения, Он устрашает и полагает большие угрозы относительно будущего Своего законоположения. Всякий, кто нарушит одну из тех заповедей, которые Я намерен установить, и не только сам нарушит, но и для других послужит таким примером (заповеди эти Он назвал малейшими, отчасти по смирению, отчасти для того, чтобы не превозносились исполнители их; вместе с тем научает и нас унижать собственные дела, хотя бы они были велики и значительны), тот назовется малейшим, т.е. последним из всех, ничтожным, отверженным, что равносильно: будет подвергнут наказанию. Царством Небесным в этом месте называет второе Свое пришествие, в котором Он явится Царем всех.

а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем

Смотри, как Он сказал: нужно прежде делать, а потом учить, и не только делать, но и учить. Как достойно порицания не делать, но учить, так, с другой стороны, недостаточно делать, но не учить. Совершенная добродетель состоит не только в том, чтобы быть полезным самому себе, но – и другим. Не научишь правильно тому, чего сам не сделал, и не легко убедишь других сделать то, чего сам не делал, потому что услышишь: врачу, изцелися сам (Лк. 4,23).

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Нарушит. Преступит, сделает противное заповеди или превратным толкованием отнимет обязательную силу у заповеди, например представив заповедь маловажной и нарушение ее не греховным делом, а виновного не подлежащим взысканию или подлежащим малой ответственности (Мф. 23:23).

Заповедей сих малейших. Фарисеи разделяли заповеди Закона на два класса — большие и малые, и о последних говорили, что нарушать их не грех, хотя между ними поставляли заповеди, относящиеся к самой сущности Закона — к любви, милостыне, правосудию (Мф. 23:23). О них-то и говорит Господь, называя их малейшими по ложному только понятию фарисейскому. Святые Златоуст и Феофилакт, впрочем, толкуют так, что малейшими Господь называет не заповеди Закона Ветхозаветного, но те, которые Он Сам намеревался дать, и называет их так по смирению; как Он смирил Себя Самого и во многих местах говорит о Себе скромно, так говорит и о Законе Своем.

И научит так. Не только сам будет думать и поступать так, но и другим внушать то же, развращать других.

Малейшим наречется. То есть будет (ср.: Мф. 5:9). Выражение не означает того, чтобы такой нарушитель и развратитель остался в Царстве Небесном, хотя бы на последних степенях блаженства. По свойству греческого выражения оно означает, что таковой не взойдет в Царство Небесное или будет удален из него навсегда: «Когда ты слышишь: малейший в Царстве Небесном, то разумей не что иное, как геенну или мучение… Ибо возможно ли, чтобы тот, кто назовет брата своего глупым и нарушит эту заповедь, был ввержен в геенну (ст. 22), а кто нарушит весь Закон и других доведет до сего, будет находиться в Царствии?.. Будет малейшим, то есть отверженным, последним, а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну» (свт. Иоанн Златоуст; ср.: блж. Феофилакт).

В Царстве Небесном. См. Мф. 3:2. Сотворит и научит: «Господь наперед сказал — сотворит, а потом — научит, ибо как мне другого вести по пути, по которому я сам не хаживал? С другой стороны, если я и творю, но не учу, не буду иметь такой награды, но заслужу даже наказание, если не учу по зависти или по лености» (блж. Феофилакт).

Великим наречется (будет). Получит высшую награду в Царстве Небесном.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

“То, о чем говорится в законе, называется малейшим; то, что намерен был сказать Христос, есть величайшее” (Август.). В речи Христа (греч.) ряд аористов в сослагат. накл. “нарушит”, “научит”, “сотворит и научит” (λύση, διδάξη, ποίηση καΐ διδάξη), и два раза “наречется” (κληθτήσεται) — будущее изъявит. наклонения. Отсюда заключают, что “нарушить” и проч. и “наречется” не указывают на действия одновременные, современные или сопровождающие одни другие. Не тотчас и не одновременно наречется, когда нарушит, но в будущем, в Царстве Небесном, Слово “малейших” (заповедей) находится в соответствии с “малейшим” (наречется); но кто сотворит, т.е. исполнит, одну из “малейших” заповедей и научит этому других, тот “великим” наречется и проч. Здесь, однако, подразумевается не механическое исполнение заповедей, от великих до малейших, закона, но — осмысленное, внутреннее, духовное. Пояснением этой мысли служат следующий и дальнейшие стихи.

Троицкие листки (XIX в.)

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Фарисеи и книжники делили заповеди Божии на большие и меньшие; особенно могли показаться малыми, неважными те заповеди, которые Господь намеревался дать в продолжении беседы Своей, потому что эти заповеди говорят не о делах, а о тайных помышлениях сердечных, но Христос говорит, что и эти грешные помышления мерзки в очах Божиих, что всякое слово в Законе Божием должно быть свято и ненарушимо, что делить так заповеди на большие и малые — тяжкий грех; все заповеди важны и спасительны. Итак, кто нарушит (по пренебрежению хотя) одну из заповедей сих малейших, только потому, что она покажется ему неважной, и научит так людей, научит и других так же рассуждать об этой заповеди, тот малейшим наречется в Царстве Небесном, т.е. по толкованию святителя Златоуста, во время Второго пришествия Христова, когда откроется Царство Небесное для праведных, такой нарушитель будет меньшим, отверженным, последним, а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну. «Ибо возможно ли, — говорит святитель, — чтобы тот, кто назовет брата своего глупым был ввержен в геенну, а кто нарушит весь Закон и других научит этому, тот будет находиться в Царствии? Конечно, это невозможно, и потому малейший в Царстве Небесном означает — вовсе будет лишен Царства Небесного». Итак, если отец делает худое при детях, если хозяин дает недобрый пример домашним, если начальник легкомысленно нарушает Закон при подчиненных, — все они не только сами разоряют заповедь Божию, но и научают тако человеки. Или, если своенравные христиане ни во что ставят уставы церковные, и не только сами их не исполняют, но и другим внушают, что эти уставы — будто бы человеческие установления, что соблюдение постов, например, неважное дело, — всем таковым, конечно, грозит слово Христово: малейшим наречется, т.е. негодным окажется таковой для Царствия Небесного… Да и кто из нас может похвалиться, что он не нарушает ни единой заповеди Божией? Помни, христианин, что всякий грех, а особенно грех соблазна делает человека сыном геенны; но не отчаивайся; кто вчера малым или великим грехом низвержен до геенны, тот сегодня может покаяться и сотворить плоды, достойные покаяния, а кто сотворит и научит, кто прежде сам на деле исполнит, а потом и других научит исполнять заповеди Божии, тот великим наречется в Царстве Небесном, получит там высшую награду. «Как мне другого вести по пути, по которому сам я не хаживал? — рассуждает блаженный Феофилакт. — Мне всякий может сказать: врач! исцели Самого Себя (Лк. 4:23). С другой стороны, если я творю, но не учу, хотя и призван учить других, то не буду иметь такой награды, а даже заслужу наказание, если не учу по лености или по зависти…»

Троицкие листки. №801-1050

"Иисус Христос. Жизнь и учение"

Ст. 19-20 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное

Не случайно в третьем и четвертом изречениях трижды упоминается Царство Небесное. Эти два изречения на первый взгляд кажутся содержащими внутреннее противоречие. В одном из них говорится: кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. В другом, соединенном с предыдущим союзом «ибо» и, следовательно, мыслящемся как прямое продолжение, утверждается, что если праведность учеников Иисуса не превзойдет праведности книжников и фарисеев, они не войдут в Царствие Небесное. В первом случае речь идет об иерархии внутри Царства Небесного: первые места в нем займут те, кто не только говорят о заповедях, но и исполняют их; однако и те, кто не исполняют все заповеди, но говорят о них, все-таки не будут исключены из этого Царства. Во втором же случае речь идет именно о полном исключении из Царства Небесного тех, чья праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев.

Как разрешить это кажущееся противоречие? Прежде всего мы должны сказать о том, что, по учению Иисуса, в Царстве Небесном существует определенная иерархия: в нем есть меньшие и большие. Эта мысль в разных вариантах присутствует в Евангелии от Матфея (Мф. 11:11; 18:4; 20:23), и в параллельных местах двух других синоптиков, а также в Евангелии от Иоанна, где Иисус произносит слова: В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14:2). Из этого можно заключить, что двери Царства Небесного не закрыты не только для тех, кто исполнил все заповеди закона Моисеева, но и для тех, кто исполнил почти все. В приведенном изречении Иисуса дозволяется нарушить одну из заповедей сих меньших и, более того, научить так людей (то есть научить их нарушению этой заповеди). Такому человеку вход в Царство Небесное оказывается не полностью возбранен.

Далее, мы должны отметить, что концепция «праведности» (греч. δικαιοσυνη, соответствующая евр. צרק) включала в себя различные добродетели, в том числе милостыню, молитву, пост. Весь раздел Нагорной проповеди, говорящий об этих добродетелях (Мф. 6:2-18), подчеркивает их важность и в то же время предостерегает от фарисейского, показного благочестия.

Слова же о праведности книжников и фарисеев следует понимать в общем контексте полемики Иисуса с этой категорией лиц, к которой Он относится с подчеркнутой жестокостью. Евангелие от Матфея содержит целую серию таких обличений, каждое из которых начинается словами: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры.

Мнимая праведность фарисеев, таким образом, существенно отличается от праведности тех людей, которые исполняют весь закон Моисеев, но нарушают одну из наименьших заповедей. Фарисейская праведность — это лжеправедность, лицемерие и ханжество под видом праведности. Фарисеи подобны гробам, снаружи кажущимся красивыми, а внутри полным костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27). Такой лжеправедности не место в Царстве Небесном.

Приведенное нами толкование основано на буквальном прочтении двух изречений Иисуса, следующих одно за другим, с учетом общего контекста Его учения, как оно представлено в Евангелии от Матфея. Выражение «Царство Небесное», как синонимичное ему выражение «Царство Божие», никогда и нигде в речи Иисуса не употреблялось в смысле загробного существования вообще, включающего и блаженство праведных, и мучение грешных. В тех случаях, когда речь идет о посмертном воздаянии, Царству Небесному, или Царству Божию, противопоставляется геена огненная, а жизни вечной — мука вечная. Вот лишь два примера: И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную (Мк. 9:47); И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:46). Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о том, что, говоря о Царстве Небесном, Иисус всегда имеет в виду пребывание с Богом, даже если в этом Царстве существует своя иерархия и «многие обители».

См. также Толкование на Мф. 5:17

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 2

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

Ст. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 

Какие же суть меньшие заповеди? Иные говорят, что как грехи не все суть равны, но суть малые и великие; так и заповеди не суть равны, но заповедь от заповеди различествует по силе заповеданий. Где же есть великое и малое, там может быть и меньшее. Однако знать надобно, что Господь Иисус не о Моисейских заповедях здесь говорит, но о Своих, которыми придал совершенство данному через Моисея закону. Если бы говорил о Моисейских заповедях, не сказал бы: одну из  «сих» заповедей, но: одну тех заповедей. Говоря же «одну из заповедей сих», показал, что Он предлагал тогда о Своих данных заповеданиях, говоря: «Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду» (Мф.5:22), и сему подобная. Назвал их малейшими, либо смиряясь по Своему обычаю, либо судя по делам человеков, неудостоившихся благодати Всесвятого Духа, бывших тогда малыми и достойно презрительными. Посему другое значит «малейший», касательно нарушителей заповедей. Ибо меньшее, касательно заповедей, значит, как сказали, заповеди, данные о самых малейших делах, меньшим же, касательно нарушителей, называется отверженный и непричисленный к небесному Царствию. Сему подобное выражение есть следующее: «остави мертвыя погребсти своя мертвецы» (Мф.8:22), где мертвые в двояком смысле приемлются.

Что же таковый смысл есть истинный, убеждают и последующие слова. Ибо Богочеловек выше говорил, что кто, понося своего брата, назовет его уродом, осудится на вечный огнь: «а иже речет, уроде, повинен есть геенне огненней» (Мф.5:22). Если одно только таковое слово сказавший своему брату причастным бывает такового осуждения, без сомнения, отвержется и исключится из небесного Царствия нарушивший одну из сих заповедей. Послушай же и сего, кто называется великим в небесном Царствии. Велик есть, сказал, кто сотворит и научит. Во-первых, сказал – сотворит, а потом – научит, чтобы этим показать, что прежде должно сохранять Божеские заповеди, а потом, если будем довольны, научать и других о сохранении их. Посему, кто имеет учительный дар, сохранив заповеди, если не будет учить и других то же исполнять, скроет свой талант. Если же научит других, а сам не сотворит заповедей, явится лицемером, подобным Фарисеям. Кто же и сотворит и научит Божеским заповеданиям, тот будет великим в небесном Царствии, то есть светлейшим перед другими светом своих добродетелей, и славою прославится от трисолнечного Божества.

Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами, часть 2

Гладков, Б. И. (†1921)

Ст. 18-20 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное

Вечный и неизменный закон Божий давно уже был известен евреям. Закон этот краток, но в нем вся правда Божия: люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и люби ближнего твоего, как самого себя (Втор.6,5; Лев.19,18). Но евреи туго понимали этот закон, часто нарушали его, а в последнее время и совсем исказили его фарисейскими изворотами. А потому надлежало изъяснить им истинный смысл его, развить и дополнить его. К этому и приступает теперь Христос, предварительно успокаивая ревнителей закона уверением, что он будет исполняться, пока существует этот мир. Утверждая таким образом ветхозаветный закон Бога, Иисус придал ему гораздо большее значение, чем придавали ему сами фарисеи: они делили все требования закона на большие и малые и говорили, что в нарушении малых требований нет греха; но Иисус, отвергая такое фарисейское деление заповедей, сказал, что все заповеди одинаково важны и что исполняться должны даже самые (по мнению фарисеев) малейшие из них; при этом, выражаясь удобопонятнее для слушателей, представлявших себе закон не иначе как писаным, Он пояснил, что даже последняя йота закона, то есть самая малая по начертанию буква еврейской азбуки, и та черта, которой в законе отмечена буква в отличие от другой, сходной с ней по очертанию, даже такая черточка закона должна быть исполнена. Говоря так, Иисус разумел, конечно, исполнение закона по духу его, а не по буквальному его смыслу, превратно истолкованному фарисеями.

Фарисеи не считали грехом нарушение малых заповедей закона, относя к ним, между прочим, заповедь о любви. Иисус же сказал, что кто нарушит одну из заповедей сих малейших (разумея при этом заповеди ветхозаветные) и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном. Слова эти можно понять так: кто говорит, что нарушение малых заповедей не составляет греха, и через это сам нарушает их и других учит нарушать, тот за это и будет малейшим для Царства Небесного, тот будет признан малейшим из всех людей, то есть последним, ничтожным, которому, конечно, будут закрыты врата Царства Небесного.

Что действительно таков смысл слов Иисуса, видно из последующего разъяснения: "Ибо... если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное; если вы, подобно книжникам и фарисеям, будете стеснительные или строгие для себя заповеди называть малыми и не считать грехом нарушение их, то не войдете в Царство Небесное".

Толкование Евангелия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

О «законе» и «заповедях Божиих»
.

Глубоко будет заблуждаться тот, кто на основании этих слов будет отличать закон Моисеев от заповедей Божиих, считая, что закон не Богом дан, а Моисеем, и потому будто отменен. Как «заповеди», так и «законы» Сам Бог называет Своими: Исх.10:28; 18:16,20; Втор.6:1-2. Пророк Моисей и не мог говорить от своего имени: Втор.18:18-20. А если «законы» также Господни, как и «заповеди», то отвергая первые и признавая только вторые, через это можно оказаться виновным против Бога, против Его законов.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Олег Стеняев, протоиерей

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Здесь под заповедями малейшими надо понимать те греховные прилоги, которые и порождают грехи. Прилог греховный – есть корень греха. Он, сей корень, держит и удерживает грех именно как греховную склонность, обитающую в нашем сердце.

Когда мы исповедуемся, то с нас снимается ответственность за грех как за совершенный поступок. Но склонность ко греху сохраняется и после исповеди. В Библии склонность ко греху называется законом греха или просто грех (в единственном числе). Апостол Павел свидетельствовал о себе: «…Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим.7:25). То есть, он имел в себе самом склонность ко греху, которая как бы дремала в нем. Апостол Павел называет эту склонность ко греху жалом во плоти. Сказано: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:7-9). Ангел сатаны – это бес, а, как известно, каждый грех имеет своего беса-покровителя, точно так же как и каждая праведность имеет своего Ангела – хранителя и покровителя. Бес блуда – асмодей; бес убийства – азазель и т. д. Апостол Павел имел серьезную склонность к некому греху, но он контролировал в себе эту склонность и одерживал победу над ней во Христе и со Христом. Он мог себе позволить сказать о себе: «Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1Кор.4:4). Но при всем при этом он сильно страдал от жала греха в его плоти. Однажды апостол Павел воскликнул: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим.7:22-25). Блаженный Феофилакт представляет такое состояние апостола Павла как безвыходное, он (Феофилакт) пишет об апостоле Павле: «Поставленный в безвыходное положение и не нашедший другого спасителя, по необходимости нашел спасителем Христа». Если положение первоверховного апостола Павла представляется как безвыходное, то тем более – наше состояние. Посему как Павел поспешил найти спасение от своих греховных наклонностей во Христе, так же и мы поспешим избавиться от грехов и греховных наклонностей – во Христе и со Христом. Наклонность ко греху, или греховный прилог, надо постараться разрушить когда он еще в зачаточном состоянии. Как и сказано: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс.136:9). Но если греховная наклонность состоялась и присутствует в нас как жало во плоти, то в таком случае ее всегда надо контролировать и обуздывать.

Евфимий Зигабен пишет: «Между тем как Закон удерживает от совершения греха, Христос запретил самые основы его. Убийство есть плод греха, а корень его – гнев; если кто не уничтожил корня, то он когда-либо произведет свой плод. Очевидно, что заповедь, запрещавшая убийство, была несовершенна; Христос восполнил ее…». Итак, Христос именно восполнил Закон.

На примере таких понятий, как суббота и субботство, можно увидеть, как Сын Божий возвеличил Закон Божий. Что такое ветхозаветная Суббота? Это когда ОДИН день в неделе посвящали Богу. Сказано: «шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх.20:9-10). Христос возвеличил эту заповедь, и теперь у христиан не один день в неделю посвящают Богу, а каждый день и, более того, каждый поступок. Сказано: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол.3:17). То есть, у христиан каждый день – служение Богу. Имея это в виду, апостол Павел и писал: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр.4:9). Слово субботство означает именно непрерывный покой. Сказано: «доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет» (2Пар.36:21). «Земля… субботствовала» – это значит, что она не обрабатывалась и «праздновала». Поэтому те, которые не прославляют Бога каждый день, нарушают святость 4-й заповеди. Не в ее несовершенном ветхозаветном состоянии, когда только один день посвящался Богу, а в совершенном новозаветном состоянии, когда каждый день посвящается Господу и каждый поступок делается «во имя Господа Иисуса Христа». Конечно, в этой земной жизни мы не сможем целиком все и вся посвящать Богу. Абсолютное посвящение себя Богу возможно только в Царствии Небесном, поэтому блаженный Феофилакт и поясняет слова апостола Павла о субботстве следующим образом: «Не сказал: покой, но – «субботство», употребив собственно такое название, которое и радовало их (слушателей), и было вполне понятным для них. Так он называет Царство Небесное». Иными словами, раскрывая духовный смысл каждой заповеди из Закона Божия, Сын Божий уже в этой жизни возводит нас на высоту Жизни Вечной. Той, которая по Учению Православной Церкви начинается уже в этой временной жизни. Само слово суббота (шаббат – на иврите) означает покой. Тот покой, который мы обретаем, всецело посвящая свою жизнь, каждое ее мгновение Христу. Сей покой и возможен только во Христе, во Христе, сказавшем: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28).

Слова: «а кто сотворит и научит» надо понимать следующим образом: сотворит стоит на первом месте, а научит – на втором, по той причине, что учитель должен прежде всего сам научиться исполнять то, чему он учит. Блаженный Феофилакт пишет: «Наперед сказал – сотворит, а потом уже – научит, ибо как мне другого вести по пути, по которому сам я не хаживал? С другой стороны, если я и творю, а не учу, не буду иметь такой награды, но заслужу даже наказание, если не учу по зависти или по лености». В христианстве грехом является и бездействие в добре. Сказано: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17).

Беседы на Евангелие от Матфея, том 1

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Мы пришли ко Христу и обрели покой (Мф.11:28-30); добрые дела, милостыни, посты и пр. – излишние бремена.

 

Ответ:
Господь обещает успокоить «труждающихся (изнемогающих от суетного труда) и обремененных» (грехами и страстями), но наперед повелевает им взять «Его иго, Его бремя» (учение, повеления) на себя. Иго это благое, потому что возлагает всеблагой Бог для нашего же блага, а бремя Его легкое не потому, что Он требует малого (Мф.5:3-48,10:37-38 и др.), и не по отсутствию трудностей в несении его (Мф.11:12 и др.), как думают сектанты, но вследствие благодатных сил, подаваемых при несении его (1Кор.15:10).
Господом заповеданы добрые дела (Мф.5:16,19:17; Лк.17:10; Ин.13:34,14:21,23 и др.), милостыня (Мф.6:1-4), пост (Мф.6:16-18,9:15,17:21; Мф.4:2). Преподобный Исаак Сириянин так учит о необходимости исполнения заповедей и значении их для христианина: «Заповеди даны Господом как врачевства, чтобы очищать душу от страстей и грехопадений. Ты знаешь, что зло привзошло к нам от преступления заповедей. Итак, ясно, здравие возвращается снова их хранением. А без делания заповедей, пока прежде всего не пойдешь оным путем, ведущим к душевной чистоте, не должно нам и желать и ожидать очищения души... Если любишь чистоту сердца... прилепись к владычным заповедям, как сказал Владыка (Мф.19:17), из любви к Давшему их, а не из страха или воздаяния награды». Покой доброму и верному рабу Господнему предлежит в будущей жизни (Лк.17:7-8; Откр.7:16-17,21:4). «Совершенные, – говорит преподобный Макарий Египетский, – пока пребывают во плоти, не избавлены от забот по причине свободы и состоят под страхом, почему и попускаются на них искушения... Когда же душа войдет в оный град святых, тогда только возможет пребыть без скорбей и искушений; потому что нет там заботы или скорби или труда или старости или сатаны или брани, а есть там покой, радость, мир и спасение».*
------------------------------------------------------------------------------------------
* - Духовные беседы. Беседа, 26. 1904 г., стр. 204.

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.
 

Сектанты говорят:   Иисус Христос заповеди (Исх.20:8) о субботе не отменил: не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном (Мф.5:17-19).

Ответ:   Так как Иисус Христос пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить (т.е. исполнить то, к чему стремились закон и пророки, восполнить закон, усовершить его и отменить в нем элемент временный, национально-иудейский), то Он не разрушил как всех прочих заповедей, так, в частности, и четвертой, а уяснил истинный смысл ее. Он указал, как должны праздновать Его последователи и в чем состоит истинное освящение праздничных дней. По слову Господа празднование состоит вовсе не в соблюдении лишь покоя от будничных работ, а именно в освящения дня действиями богослужебными (Мф.12:5; Ин.7:22), поэтому Он со Своими учениками имел обыкновение посещать по субботам синагогальное богослужение (Лк.4:16). За это учение о сущности празднования иудеи считали Господа нарушителем субботы (Ин.5:18; 9:16).
Из будничных дел дозволяются в праздники, как видно из представленных Им примеров, дела неотложные, вынужденные необходимостью (напр. голодом – Мф.12:1-7, неотложными заботами по хозяйству, как, например, водопой скота -
Лк.13:15, делами любви и милосердия -  Мф.12:12; Мк.3:4; Лк.6:9; 13:12, 14:3; Ин.5:2-9, 9:7 и т. п. – Лк.14:5), которые нисколько не мешают празднованию. При этом Иисус Христос учил, что суббота для человека, а не человек для субботы (Мк.2:27), т.е. распределение времени на праздничное и будничное установлено для человека для того, чтобы удобнее мог совершать добрые дела, предназначенные ему (Еф.2:10); и такой распорядок времени не есть нечто неизменное·, потому что Сын Человеческий есть господь и субботы (Мк.2:28), т.е. Он имеет власть вместо ее установить празднование другого дня, изменить, усовершить и самый способ празднования.
«Сын Человеческий, т.е. Я есть Господь субботы, и как Создатель и Творец и Владыка и Законоположник, имею власть разрушить субботу».
Своим воскресением в первый день недели и другими радостными и знаменательными событиями Иисус Христос отличил этот день в ряду других дней недели, вследствие чего он стал для Его исследователей днем праздничным, вместо ветхозаветной субботы.
«Но каким образом, спросишь ты, Он не нарушил закона? И как исполнил закон или пророков? (Мф.5:17). Пророков – тем, – объясняет святой Иоанн Златоуст, – что подтвердил делами Своими все, что они говорили о Нем, почему и евангелист постоянно говорит: да сбудется реченное пророком; например, когда Он родился, когда отроки воспели Ему чудную песнь, когда воссел на жеребя. Да и во многих других случаях Он исполнял пророчества, которые все остались бы без исполнения, если бы Он не пришел в мир. Α закон исполнил не в одном отношении, но в трояком. Во-первых, Он ни в чем не преступил его (Мф.3:15; Ин.8:46; 14:30; Ис.53:9). Во-вторых, Он исполнил закон за нас. Поистине, достойно удивления, что Он не только Сам исполнил закон, но и нам даровал его исполнение, как то изъясняет Павел ( Рим.10:4, 8:3-4, 3:31). Так как цель закона состояла в том, чтобы сделать человека праведным, чего, однако ж, он не мог сделать, то этому назначению закона удовлетворил Сам Господь, снисшедши на землю и установив образ оправдания через веру. И чего закон не мог сделать посредством букв, то Сам Христос совершил через веру, почему и говорит: не нарушить пришел Я, но исполнить... В чем же состоял третий образ исполнения закона? В учреждении того закона, который Христос имел дать. В самом деле, Его учение не уничтожало прежнего закона, но возвышало и восполняло его. Так например, заповедь «не убий» не уничтожается заповедью «не гневайся»; напротив, последняя служит дополнением и утверждением первой. То же самое должно сказать и о всех прочих заповедях. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф.5:18). Слова эти имеют такой смысл: невозможно, чтобы закон остался без исполнения, но и малейшая черта его должна быть выполнена, что и доказал Господь Своим примером, во всей точности исполнив закон... Приведенные слова Его (Мф.5:19) относятся не к древним заповедям, но к тем, которые Он Сам намеревался дать... Почему же Он называет эти новые заповеди малыми, когда они так важны и высоки? Потому, что Он Сам хотел дать этот закон. Как Он смирил Себя Самого, и во многих местах говорит о Себе скромно, так говорит и о законе Своем, научая этим и нас всегда быть скромными... Α когда ты слышишь слова «малейшим наречется в Царствии Небесном» (Мф.5:19), то разумей не иное что, как геенну или мучение... Будет малейшим, т.е. отверженным, последним; а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну».
«Малыми заповедями (Мф.5:19) называет не заповеди закона, – замечает блаж. Феофилакт, – но те, которые Он Сам намеревался дать; малыми же называет их по смирению, дабы и тебя научить не высокомудрствовать в учении. Малейшим наречется в Царствии Небесном, т.е. тот, кто сам не исполняет заповедей и учит других, не имея дел, в воскресении окажется последним и будет брошен в геенну. Не думай, что он войдет в Царство Небесное; нет, в Царство Небесное не войдет тот, кто учит других, сам презирая и попирая заповеди».

Православная Церковь и сектанты

Долженко, А. Г.

Ст. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Фарисеи и книжники не считали совершением греха, когда допускали нарушение малых заповедей. К малым заповедям они относили и заповедь о любви к ближнему. В противоположность этой позиции Иисус Христос сказал: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф.5:19). Своими словами Иисус Христос говорит о том, что нужно соблюдать все заповеди Божьи, так как в этом соблюдении есть проявление покорности Воли Божьей. В этих словах Иисус Христос обвиняет книжников и фарисеев, а в дальнейшем и всех лжепроповедников, которые пытались исказить Закон Божий своими ложными толкованиями. Поэтому Иисус Христос и говорит, что человек, нарушающий заповеди, этим делает грех. А также грех состоит в том, когда человек научит других людей нарушать заповеди Божии.

Иисус Христос в этой фразе указывает на учителей, проповедников и пророков, неверно разъясняющих заповеди. Согласно словам Иисуса Христа, человек, который сам нарушит хоть одну заповедь Божью, а также и научит нарушать людей, будет назван малейшим в Царстве Небесном. То есть такой грешник будет признан последним, ничтожным человеком в Царстве Божием и врата рая для него будут закрыты.

Слова «тот малейшим наречется в Царстве Небесном» нужно понимать так. В этих словах говорится не о месте пребывания этого малейшего, ничтожного грешника в Царстве Небесном, а то, как в Царстве Небесном этого грешника нарекут, то есть назовут, и естественно в Царство Небесное он не войдет, потому что в Царстве Небесном обитают праведники, исполняющие Волю Божью по всем заповедям. Судьба же этого грешника, нарушившего хотя бы одну заповедь, будет очень трагической, потому что его нарекли (определили) в Царстве Небесном наименьшим. А это значит, что в Царстве Божием (в которое входят все владения Бога: рай, ад и земля) этот человек, нарушивший хотя бы одну заповедь, и за это нареченный наименьшим, займет (при жизни и после нее, и в момент Страшного Суда) наименьшее, ничтожное, презрительное положение вне пределов Царства Небесного.

По словам Иисуса Христа, намеренное нарушение хотя бы одной заповеди Закона Божьего уже есть грех, так как является выражением неповиновения воле Божьей. Грехом это является также потому, что соблюдать Божий Закон человек обязан весь, целиком, не по тем заповедям, какие ему подходят и какие он выбрал для жизни. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2:10).

Почему же Иисус Христос так безоговорочно требует соблюдения всего Закона Божьего целиком? Да потому, что если человек отступает от совершения хотя бы одной заповеди Божьей, то это указывает на то, что сердце человека в признании Бога проявляет двойственность и возмущение против Заповеди Божьей. А неисполнение Закона Божьего целиком, говорит о том, что в душе такого человека живет склонность ко греху, и связь между грехом и душой человека не прервалась. И если человек сознательно не соблюдает хотя бы одну из Заповедей Божьих, то это говорит о том, что он полностью не принял в свое сердце Бога и способен совершить грех. Человек должен соблюдать все Заповеди Божьи, потому что они разумны и полезны для его жизни, и являются проявлением наивысшей заботы Бога о человеке. И соблюдение Заповедей Божьих приводит человека к счастью.

Во-первых, если бы люди сами решали какую заповедь Божью нарушать или нет и сами определяли как служить Богу, то возникло бы такое огромное количество взаимоисключающих мнений, что это бы навредило в первую очередь самому человеку, так как не было бы известно, как жить и поступать человеку, чтобы прийти к счастью и радости.

Во-вторых, такое огромное количество противоречивых точек зрения о том, как надо служить Богу, изъяло бы правление над миром из рук Божьих.

В-третьих, многочисленные ошибочные мнения и заблуждения о том, как надо исполнять волю Божию, привели бы к тому, что Закон Божий оказался в полном пренебрежении и презрении со стороны людей, которые извратили бы этот закон. Как только человек идет собственным путем в отношении исполнения Закона Божьего, он становится Богоотступником, так как человеческие требования противоречат Небесному порядку и смыслу, потому что Закон Божий для человека является самым совершенным и полезным для устройства счастливой жизни и возможным в исполнении.

Человек должен исполнять не какое-либо одно слово или одну заповедь, а все слова и Заповеди Божьи. Спасение человека становится невозможным, когда он не исполняет по его мнению даже хотя бы одну заповедь, так как все заповеди целиком, направлены для блага и счастья людей, а их исполнение ограждает человека от всякого зла. «Щит и ограждение – истина Его» (Пс.90:4). Если же человек не соблюдает хотя бы одну (по его мнению) наименьшую Заповедь Божью, то этим человек нарушает данную Богом ограду и лишает себя охраны и защиты. И через образовавшуюся щель враг рода человеческого легко проникает в жизнь такого человека, неся с собой вред и гибель. 

Если человек, соблюдающий все заповеди Божьи, разрешает себе проявлять склонность например к сребролюбию, властолюбию, чревоугодию или блуду и т.д., то этой слабостью человека тут же пользуются силы зла и используют это уязвимое место, чтобы через этот человеческий порок навредить самому человеку, создавая в жизни человека соблазнительные ситуации, в которых человек может не устоять и совершить грех.

Библия мудро указывает на то, что наши прародители, Адам и Ева, осмелились пренебречь волей Божьей и нарушили Заповеди Божьи только в одном единственном пункте. Это привело к грехопадению всего человечества, открыв двери, через которые совершение грехов, неповиновение Воле Божьей распространились на весь мир. Совершение греха прародителями имело трагические последствия. Оно принесло страдания и обрекло человечество на карающее воздаяние. Поэтому Иисус Христос и говорит, что волю Бога надо соблюдать всю целиком, не нарушая ни одной Заповеди Божьей, чтобы не уподобиться грехопадению прародителей и не навлекать на себя подобные бедствия и страдания.

Каждый человек, не соблюдающий хотя бы одну заповедь Закона Божьего, повинен в своих несчастьях и страданиях, потому что в основе каждой Заповеди Божьей лежит любовь, направленная на заботу о человеке, и приводящая людей к счастливой жизни.

Нагорная проповедь

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Мф.5:13-19

Лк.11:33,16:17

Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем возвратишь ей соленость? Как ни к чему не годную придется ее выбросить вон, под ноги людям. Вы свет мира. Нельзя укрыться городу, когда он на верху горы. И не зажигают свечи с тем, чтобы поставить ее в сокровенном месте, или под сосуд, а ставят ее на подсвечник, чтобы входящие видели свет, и светло было всем находящимся в доме.
Пусть же свет ваш так светит пред человеками, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного.
Не думайте, что Я пришел нарушить закон (Моисеев), или пророческое учение:  Я пришел не нарушить, а (усовершенствовать, подтвердить Моею жизнью и) восполнить.
Истинно говорю вам: скорее минует небо и земля, чем останется без исполнения одна буква, или даже одна черта из закона. И потому, кто нарушит хотя одну из этих (по вашему мнению) ничего не значущих заповедей, и так будет отзываться об ней другим; тот ничего не значущим будет в царствии небесном, а кто сам сотворит и других к тому расположит, тот великим наречется в Царствии Небесном.

Библейская энциклопедия 1891г

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible