Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Матфея 5:20
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Святые отцы
- Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
- Хроматий Аквилейский, свт. (†406)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Исидор Пелусиот, прп. (†440)
- Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Григорий Палама, свт. (†1359)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- "Иисус Христос. Жизнь и учение"
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Троицкие листки (XIX в.)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
- Гладков, Б. И. (†1921)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
Все видимое создал Бог, и дал сие людям к упокоению и наслаждению, но дал им и закон правды. Со времени же Христова пришествия Бог требует иного плода и иной правды, чистоты сердца, благой совести, полезных речей, честных и добрых помышлений, и всего того, в чем преуспевают Святые. Ибо говорит Господь: «аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не можете внити в царствие небесное». В законе написано: не делай блуда, а Я говорю вам: не пожелай, не гневайся. Ибо намеревающемуся быть другом Божиим надлежит охранять себя от греховной скверны и от вечного огня, таящегося в нас. Сие соделывает нас достойными царствия.
Хроматий Аквилейский, свт. (†406)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
Он осуждает праведность книжников и фарисеев, потому что они ищут не веры в божественное обетование, но людской похвалы и мирской славы. Так, у нас есть пример гордого и надменного фарисея, который, как ему казалось, выставлял напоказ заслуги своей праведности; бесстыдно, с надменным духом, гордыми словами хвалился перед Богом. Следовательно, книжники и фарисеи сохраняют видимость праведности не для того, чтобы угодить Богу, но чтобы снискать людскую славу, приобрести земную прибыль и временные выгоды. И поэтому Господь побуждает нас быть выше этой пресловутой праведности людской славы благодаря делам небесной праведности и заслугам веры.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
Здесь под словом: “праведность” разумеет Он вообще добродетель, как и в повествовании об Иове сказано: “И был человек этот непорочен, праведен” (Иов. 1:1). В таком же смысле и апостол Павел праведником называет того, для которого, по словам его, и закон не положен: “Закон положен не для праведника” (1Тим. 1:9). Да и во многих других местах можно видеть, что слово это употребляется для означения вообще добродетели. Из слов Христа ты можешь, между прочим, видеть, как приумножилась благодать, если Христос желает, чтобы ученики Его, едва вступившие на путь правды, были лучше учителей ветхозаветных. Говоря о книжниках и фарисеях, Он не разумеет преступающих закон, но исполняющих его. Если бы это были люди, не исполняющие закона, то Он не сказал бы об их правде, и правду, которой нет, не стал бы сравнивать с правдою существующею. Заметь еще здесь и то, как Он подтверждает существование древней правды, сравнивая ее с новою; а это показывает, что та и другая — сродны между собою, так как больше ли, меньше ли правда, но все-таки правда. Итак, Христос не хулит древней правды, а хочет возвысить ее. В самом деле, если бы она была худа, то Он не стал бы требовать высшей, не стал бы усовершать ее, но просто отверг бы. Но, скажешь ты, если она в самом деле такова, отчего же ныне не вводит в царствие? Она не вводит тех, которые живут после пришествия Христова, так как они, получивши большую силу, должны оказать и более подвигов; питомцев же своих вводит всех. “Многие придут с востока и запада, — говорит Господь, — и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом” (Мф. 8:11). Так известно, что Лазарь, удостоившийся великих наград, находится в недрах Авраама. И вообще все, особенно просиявшие в Ветхом завете, просияли этою правдою. И сам Христос, пришедши в мир, не исполнил бы этой правды всецело, если бы она была худа и не сродна с новою. Если бы Он делал это только для того, чтобы привлечь иудеев, а не для того, чтобы показать ее сродство и согласие с новою, то почему не исполнил Он законов и обычаев эллинских, чтобы привлечь к Себе эллинов?
Все это показывает, что ветхозаветная правда не потому не вводит в царство, что она худа, но потому, что настало время заповедей высших. Если она и не совершеннее новой, то и отсюда не следует, чтобы она была худа; иначе на том же основании можно было бы сказать то же самое и о новой правде. Ведь и ее знание — в сравнении с будущим — есть знание отчасти, несовершенное, и когда наступит совершенное, упразднится: “Когда же настанет, — говорит Писание, — совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится” (1Кор. 13:10). Это-то и случилось с древнею правдою по введении новой. Однако, из-за этого мы не будем охуждать настоящей правды. Хотя она и уступит место новой, когда мы достигнем царствия, — так как тогда, по Писанию, “то, что отчасти, прекратится”, — но все же мы называем ее великою. Итак, когда Господь обещает нам и высшие награды, и большую силу от Духа (Святого), то по справедливости требует и больших подвигов. Здесь обещается уже не земля, текущая млеком и медом, не маститая старость, не многочадие, не хлеб и вино, не стада овец и волов; но — небо и блага небесные, усыновление и братство с Единородным, соучастие в наследии, в славе и царствовании, и другие бесчисленные награды. А что мы удостоились и большей помощи, это видно из следующих слов ап. Павла: “Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти” (Рим. 8:1-2). Таким образом, изрекши угрозы против преступающих закон, и обещав великие награды исполняющим его, показав затем, что по праву требует от нас более прежнего, Христос начинает наконец предлагать новый закон, — притом не просто, но сравнивая его с постановлениями древнего закона. Таким сравнением Он хотел показать, во-первых, что Его законоположение не противоречит прежнему, но весьма согласно с ним; во-вторых, что Он справедливо и весьма благовременно к древнему закону присоединяет новый.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 19-22 Итак кто нарушит одну из сих самых меньших заповедей и научит так людей, тот меньшим наречется в царстве небесном; а кто исполнит и так научит, тот великим назовется в царстве небесном. Я же говорю вам, если праведность ваша не превзойдет [не будет большей - nisi abundaverit] праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное. Вы слышали, что сказано древним: Не убий; а тот, кто убьет, будет отвечать пред судом. Я же говорю вам
Этот отрывок связан с предыдущим изречением (testimonium), где говорится: Ни одна малая буква или ни одна черта не погибнет из Закона до тех пор, пока все существует (Мф. 5:18). Итак, Он укоряет фарисеев за то, что, презрев заповеди Божий, они установили свои собственные предания. Поэтому не приносит пользы для них учение в народе, когда они нарушили хотя бы и малую заповедь закона. Это мы можем понять и иначе: образованность учителя, поврежденная хотя бы малым грехом, низводит его с высшей степени, и он мало приносит пользы, уча правде, которую он уничтожает самой малейшей виной. А совершенное блаженство состоит в том, чтобы делом исполнить то, чему будет учить словом.
что всякий, гневающийся на брата своего, будет ответствен пред судом
В некоторых кодексах прибавляется: «без причины». В действительности мысль точно определяется [и без этого]; ею запрещается всякий гнев, когда Писание говорит: Гневающийся на брата своего. В самом деле, если нам повелевается наносящему удар подставить другую щеку и любить наших врагов, и молиться за преследующих нас (Лк. 6:27-29), то этим исключается всякий повод к гневу. Итак, слова: «без причины» должно уничтожить, ибо гнев человека [хотя бы по причине] не творит правды Божией (Иак. 1:20).
кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону
Это слово рака есть собственно слово еврейское: гаса (דקה), которое значит κενός, т. е. «пустой», бессодержательный, которого на обыкновенном языке мы можем назвать ругательным именем «безмозглый». Если за праздное слово мы должны дать ответ, то тем более за бесчестие (Мф. 12:36). Кроме того, многознаменательно прибавляется: Кто скажет брату своему, ибо брат наш есть не кто иной, как тот, кто имеет с нами единого Отца. Итак, когда он одинаково с нами верует в Бога, то познает и Христа - Божию премудрость (1Кор. 1:24), а потому на каком основании он может быть отмечен прозвищем, указывающим на глупость?
а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной
По соответствию с вышесказанным подразумевается: «брату своему». Кто скажет брату своему «безумный»… и т. д. Действительно, кто скажет человеку, одинаково верующему в Бога: «безумный», тот сам нечестив в вере.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
И мы, наилучший, повинны в том же, в чем и книжники и фарисеи. Ибо, как они думали, что, изучая закон, исполняют его, по невнимательности полагая, что для совершения дела достаточно лишь письменного изложения его, так и мы воображаем, будто бы тем самым, что касаемся жертвенников Божиих, приближаемся к Богу.
Но Господь, истребляя в нас это самомнение, говорит: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не возможете войти в царствие небесное. Сим боголепно выражает ту мысль, что, если вы, для служения Богу признающее достаточною одну наружность, того, чем хвалитесь, не обратите в самое дело, то царствие Божие не будет для вас открыто, потому что царствие сие истинно и открывается истинно ищущим его. А то, что превосходит правду законную, есть высота Евангелия, потому что закон наказывает за дело, а Евангелие - за одно намерение, строгость суда простирая на все, даже и на глубину мыслей.
Может быть, ты подумал, будто бы в Священных Евангелиях есть некое противоречие, когда написал: Спаситель сказал Фарисеям, как лишенным добродетели: горе вам, книжницы и фарисеи, лицемеры, а Апостолам: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное.
В ответ на сие пишу: надлежит разуметь, что сказано: паче той правды, какую прилично было, лучше же сказать, надлежало иметь книжникам. Ибо царствовать справедливо тем, кто правдою превосходит не только людей, достойных сожаления и слез, но в великом преизбытке превосходит и людей, заслуживающих одобрение по закону, и кто проводит образ жития, приличный небу.
Когда первозданный человек на самой, так сказать, первой черте своего поприща презрев Божию заповедь, предпочел прелесть врага, ухитрившегося всеконечно его погубить, тогда и тело его соделалось не только смертным, но и весьма подверженным страданиям, потому что много прозябло в нем недостатков. Этот конь стал и тяжелым, и необузданным. Итак, поскольку ко всем перешло это бесславное и более тягостное, чем любая утрата, наследство и по нерадивости произволения увеличилось сие нежеланное достояние, то, придя сюда, Христос соделал тело наше легчайшим посредством Крещения, восставляя его крылами Духа.
Потому предложены нам и большие, нежели ветхозаветным, подвиги и награды. Ему угодно, чтобы были мы чисты не только от убийства, но и от гнева, не только от прелюбодеяния и блуда, но и от похотливого взгляда, не только от клятвопреступления, но и от клятвы. Наравне с друзьями Он повелевает любить и недругов. Да и во всем прочем поприща подвигов Он соделал более длинными и тем, кто не повинуется, угрожал огнем неугасимым, показывая, что подвиги сии не предоставлены любочестию подвизающихся, как нелюбостяжательность и девство, а необходимы.
Ибо там Он предлагал советы: аще хощеши совершен быти (Мф. 19:21), и: могий вместити да вместит (12); напротив того, в отношении сего угодно Ему, чтобы непременно было исполнено, так как это необходимо. Потому и сказал то, что ты желаешь узнать: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, - то есть если людей, оказавшихся благоискусными в Ветхом Завете (ибо не о тех говорю теперь, которые будут наказаны), не превзойдете настолько, насколько небо отстоит от земли, - не внидете в царствие небесное. Ибо за подвигами справедливо следуют и награды.
Ветхозаветные за житие, соразмерное их силам, в награду получили землю и долгоденствие. Ибо сказано: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли, юже Господь Бог твой дает тебе (Исх. 20:12). А нам, проходящим сугубые евангельские поприща, уготованы небо и небесные блага.
Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
То есть: если не перестанете вы делать дела напоказ, как делали фарисеи, и не будете делать их во славу Божию, то в царствие Божие не внидете. Ты же вот о чем при сем помысли! Если не превышающий правды фарисейской не внидет в царствие Божие, то что будет с теми, кои больше имеют неправд или грехов, чем книжники и фарисеи? Участи таковых да избавит нас Бог и, научив нас делать дела единственно в угождение Ему и в славу Его, да сподобит царствия Своего.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Под правдою Господь разумеет всякую добродетель, подобно тому, как и в словах: «Иов же был истинный, праведный и непорочный» (Иов.1:1).
Итак, трепещи, человек, помыслив о том, сколько от нас требуется. Затем Господь учит нас, как нам превзойти, и перечисляет добродетели.
Григорий Палама, свт. (†1359)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
Что же нам Он говорит? – «Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное» (Мф. 5:20). Потому что до Владычняго Пришествия не было запрещено ни клясться именем Божиим, не имели мы ни объявленных взысканий за гнев друг на друга и презрение; но ни страстный взгляд на чужую жену не засчитывался нам за прелюбодеяние; ни удержание излишков и не уделение нуждающимся не означало наше добровольное рабство Мамонне; ныне же мы должны будем дать отчет за все таковое: и не только за дела, но и за слова, и не только за слова, но и в мыслях с нас требуется чистота и строгость.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
Не будем обманываться привлекательным видом, который имеет обыкновенная мирская честность. Не быть врагом веры, не делать вопиющих несправедливостей, оказывать иногда благодеяния, убегать вредных излишеств, – кратко, исполнять только необходимыя и наружныя обязанности человека и члена общества – значит только «повапливать свой гроб» (Мф. 23:27), который между тем остается «внутрьуду полн костей мертвых;» значит срывать «листвие древа животнаго», данное во «исцеление языком», но не вкушать «плодов» (Откр. 22:2) его, долженствующих питать христианина; значит иметь «правду книжников и фарисеев», которая не вводит «в царствие небесное». А проникнуть в изгибы своего сердца, отколе «исходят помышления злая» (Мф. 15:19), и там водворить чистоту и святость, а «соблюсти весь закон», и не согрешить ни «во едином», дабы «всем» не быть «повинну» (Иак. 2:10), – какой своему токмо разуму и силам оставленный человек похвалится, что исполнит сие? Един «Бог зиждет в человеке сердце чисто, и дух прав обновляет во утробе» его (Пс. 50:12). Должно «родиться свыше», чтобы «видеть царствие Божие» (Ин. 3:3).
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
Черта книжников: знание закона без заботы о жизни по закону. Черта фарисеев: исправность внешнего поведения без особенной заботы об исправности сердечных чувств и помышлений. Тот и другой нравственный строй осуждены быть вне Царствия Небесного. Возьми же отсюда всякий потребный себе урок. Узнавать закон евангельский — узнавай; но с тем, чтобы по знанию и жизнь учреждать. В поведении старайся быть исправным, но тут же исправными держи и внутренние чувства и расположения. Узнал что — не останавливайся на этом знании, а иди дальше и сделай вывод, к чему в каком случае обязывает тебя такое знание, да и положи по тому неотложно действовать. В поведении же так поступай, чтобы не чувства и расположения шли за внешними делами, а внешние дела были вызываемы чувствами и расположениями, и служили им точным выражением. Устроясь таким образом, будешь выше книжников и фарисеев, и дверь Царствия не будет затворена пред тобою.
Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. День 139
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
И уверяю тебя, что если ты искренно будешь просить помощи свыше, то она непременно подастся тебе, и ты сам на опыте узнаешь, как с помощью Христа Спасителя легко любить и самых врагов, искренно приветствовать и самых недоброжелателей твоих. А без молитвы, без помощи Господа Иисуса, поверь, ты будешь всегда уноситься, как лист волною, сердечною злобою к ближнему, ибо враг сильнее тебя. Если будешь любить врагов и приветствовать от сердца самых недругов, тогда будешь истинный христианин и будет тебе великая награда от Господа; в противном случае нет тебе никакой награды и не внидешь в Царствие Небесное.
Знаменуя себя крестным знамением, помышляй, что ты искуплен Господом чрез крест от греха, проклятия за грех и от вечной погибели для святости, благословения Божия, вечной жизни, да распнешь свою плоть со страстями и похотями; не подпадай же добровольно снова страшному Божию проклятию и вечной погибели чрез свои страсти и нераскаянное житие, но всеми силами ума и сердца и воли стремись к святой жизни, словом, к совершенству: нестремление к совершенству для христианина есть грех.
"Иисус Христос. Жизнь и учение"
Ст. 17-20 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
В заповедях Блаженства ни одним словом не упоминался закон Моисеев: праведность, к которой призывал в них Иисус, никак не связывалась со следованием букве или духу ветхозаветного закона. Однако следующая за Блаженствами часть Нагорной проповеди посвящена целиком этой теме — важнейшей как для всего новозаветного благовестия, так и в особенности для Евангелия от Матфея. Именно Матфей наиболее тщательно собрал высказывания Иисуса, касающиеся соотношения между Его учением и законом Моисеевым. И не случайно именно его Евангелие содержит Нагорную проповедь, которая отличается от всех прочих новозаветных текстов прежде всего тем, что в ней Иисус формулирует герменевтические принципы, на которых Он строит Свое толкование Торы. Не упраздняя ветхозаветное законодательство, Иисус предлагает такую систему нравственных координат, в свете которой ветхозаветная нравственность приобретает иное звучание: отныне даже десять заповедей Моисеевых должны прочитываться в свете Нового Завета.
Раздел Нагорной проповеди, посвященный закону Моисееву, начинается с торжественного провозглашения Иисусом непреходящей ценности ветхозаветных установлений.
Хотя данный отрывок представляет собой четыре самостоятельных изречения, рассматривать его следует целиком, так как все четыре говорят об одном и том же: о том, как Иисус и Его проповедь соотносятся с Ветхим Заветом. В совокупности они служат вступлением к той серии противопоставлений, которая построена на рефрене: Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам... Иисус приступает к разбору ветхозаветных установлений и, прежде чем противопоставить Свое учение ветхозаветному, говорит о значении последнего. Он подчеркивает, что пришел не разрушить то, что созидалось Его предками, но вывести человечество к новым духовно-нравственным рубежам.
Слова «не думайте» переводят стрелку с учеников как основного адресата Нагорной проповеди на более широкий круг слушателей. Отметим аналогичную конструкцию в другом изречении: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10:34).
Терминологическая пара «закон и пророки» указывает на значительную часть Священного Писания, которое нам известно под именем Ветхого Завета. Термин «закон» указывает прежде всего на повеления, постановления и уставы, которые изрек Моисей сынам Израилевым (Втор. 4:45). В широком смысле «закон» — это совокупность культовых установлений, нравственных предписаний и гражданских законов, содержащихся в Пятикнижии Моисеевом. Под пророками понимаются книги Иисуса Навина и Судей, 1-4 книги Царств, а также все книги пророков, за исключением Даниила. Только эти книги читались на богослужебных собраниях в синагоге (прочие библейские книги не читались, псалмы пелись в качестве молитв). К этому собранию книг слушатели Иисуса относились с особым почтением, так как в них было изложено откровение, полученное израильским народом непосредственно от Бога через Моисея и других вестников, которых Бог ему посылал.
Помимо письменной Торы существовала еще устная Тора — совокупность предписаний и толкований Торы в устной традиции. В эпоху, когда устная традиция была основным передатчиком информации и большинство людей не имело доступа к письменным текстам, толкования в сознании людей часто смешивались с самим текстом, становились неотделимым от него. В синагогах, слушая раввинов, люди усваивали предписания закона Моисеева вместе с их толкованиями. В Иерусалимском храме толкованием закона занимались священники, в чьих руках в значительной степени сосредоточивалась власть интерпретировать конкретные предписания закона.
Этот важный фактор надо учитывать при рассмотрении высказываний Иисуса, относящихся к закону Моисееву. Предписания закона Он иногда цитирует буквально, по письменному тексту, а иногда в пересказе. Его критики закона Моисеева иногда касается предписаний закона, как они зафиксированы в письменном тексте, а иногда имеет в виду интерпретацию этих предписаний в устной традиции — в том «предании старцев» (Мф. 15:2), которое нередко становилось объектом Его обличений.
Итак, Иисус прежде всего защищает Себя от обвинений в том, что Он разрушает закон: Он пришел не разрушить (καταλυω) его, но исполнить (πληροω). Последний термин можно понять в том смысле, что Иисус намеревается воплотить в жизнь то, что было начертано в законе. Однако более убедительное толкование вытекает из более точного перевода термина, означающего не столько «исполнить», сколько «восполнить»: Иисус воспринимает закон Моисеев как базис, на котором Он будет строить Свою нравственность, как отправной пункт для Его собственного учения, призванного обновить и расширить ветхозаветные установления. Если закон и пророки были обращены к конкретному народу, то проповедь Иисуса адресована всему человечеству: одно это требует радикальной ревизии заповедей Моисеевых, их обогащения и универсализации.
Суммируя взгляды древних толкователей на Нагорную проповедь, Р. Гюлих, автор посвященного ей фундаментального исследования, подчеркивает, что, с одной стороны, в Иисусе видят преемника Моисея и интерпретатора Моисеева законодательства, «восполняющего» его через раскрытие истинного смысла. С другой, отмечают, что Иисус порывает с Моисеевым законом, потому что Его нравственные требования превосходят и даже отбрасывают в сторону этот закон. По мнению ученого, как одна, так и другая точка зрения основаны на акцентировании одного фрагмента Нагорной проповеди (Мф. 5:17-19) в ущерб другому (Мф. 5:21-48). Для евангелиста Матфея, отмечает ученый, Иисус — не столько новый Моисей, сколько Тот, Кто пришел исполнить ветхозаветные пророческие ожидания, возвестив Царство Небесное и сделав его реальностью человеческой истории.
1) по свт. Игнатию (Брянчанинову). «Приношение современному монашеству». Глава 33. Учение святых отцов о тесном пути. Выписка из творений преподобного Макария Великого.Евфимий Зигабен (†1118)
Глаголю бо вам, яко аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное
Они учат, но не исполняют, проводя жизнь, которая противоречит учению; а вы должны и учить, и исполнять, чтобы дела согласовывались со словами. Можешь понимать это и иначе. Они смотрят только на конец греха, а вы должны смотреть и на начало его. Книжников и фарисеев разумей здесь исполняющих, а не преступающих закон. Правдою назвал здесь всякую вообще добродетель. Смотри, как и в настоящих словах, и в выше высказанных Он не порицает Ветхого Завета, а скорее возвышает его. Но если он не заслуживает порицания, то почему не спасает тех, которые его исполняют? До самого пришествия Христова он спасал точных исполнителей его, но после, когда дети сделались мужами, когда дарована людям обильная благодать, когда весьма великие награды предложены для воздаяния за добрые дела (не обещается уже больше обладание землею, или земными благами, ни многочисленное потомство или долголетняя жизнь, ни победа над врагами, – но наследие неба и небесных благ, усыновление Богу и братство с Единородным Его Сыном, победа над демонами и общение нескончаемого Царства), – то естественно, что великие подвиги требуются от всех, кто желает получить такие награды; и такие именно подвиги имеются в виду при заповедях Христа, возвестившего указанные награды. Соответственно величию наград Он узаконил и величие подвигов.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
Праведность ваша. Нравственное совершенство, дарующее оправдание пред Богом, чистая, непорочная, добродетельная жизнь.
Книжников. См. примечание к Мф. 2:4. По образу своих мыслей и жизни они близко подходили к фарисеям, почему часто упоминаются наряду с фарисеями (Мф. 23).
Фарисеев. См. примечание к Мф. 3:7.
Праведности книжников и фарисеев. Праведность книжников и фарисеев была по большей части ложная, мнимая, кажущаяся и не имела характера истинной праведности. Основание истинной праведности, как ветхозаветной, так и новозаветной, или оправдания пред Богом, есть вера во Христа Спасителя. Но позднейшие иудеи, и особенно руководители их — книжники и фарисеи, до того унизили и убили дух веры, что извратили самое понятие о Мессии Спасителе, и вследствие этого их праведность не имела самого основания истинной спасительной праведности. Она стала основываться на внешнем исполнении правил и предписаний Закона; этим только исполнением иудеи думали сами оправдаться пред Богом без веры в Мессию и исполнение это считали своей заслугой пред Богом. Таким образом, вместо правды Божией, по Апостолу, у них явилась своя правда, или праведность, поставляемая ими с самомнением и самоуверенностью как бы одолжение Самому Господу Законодателю (Рим. 10, 3) и основывающаяся только на исполнении дел Закона. Потому праведность их была надменная, без духа смирения и кроткой любви, наружная, лицемерная, под личиной которой могли гнездиться гнусные пороки и низкие страсти, в чем Спаситель и обличал книжников и фарисеев с силой (Мф. 23), хотя они правила и требования Закона исполняли с особенной строгостью. «Говоря о книжниках и фарисеях, Он не разумеет преступающих Закон, но исполняющих оный. Ибо если бы это были люди не исполняющие Закона, то Он не сказал бы об их правде, и правду которой нет, не стал бы сравнивать с правдою существующей» (свт. Иоанн Златоуст). Праведность учеников Христовых должна быть не такова: она должна превзойти праведность книжников и фарисеев; она должна основываться на вере во Христа Спасителя и на чистой любви к Богу и ближним, должна быть не наружная, не лицемерная, смиренная, чистая. Иначе, если она не превзойдет, то есть не будет выше, лучше, чище праведности книжников и фарисеев, то не получит участия в Царстве Небесном.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
О фарисеях сказано при объяснении Мф. 3:7. Под “книжниками” разумеются лица, занимавшиеся изучением Священного Писания, “ученые” (homines literati), евр. соферим. Так как они занимались изучением закона, то назывались еще “законниками” или “учителями закона”. Иосиф называет их “толкователями отеческих законов”, “софистами” и “священнокнижниками” (ίερογραμματεΐς). Им давались еще почетные названия раввинов. Это были люди вообще ведавшие тогдашнее книжное дело, до писания частных писем включительно. В народе книжники пользовались большим влиянием.
Что касается смысла стиха, то он, очевидно, заключается в том, что здесь разумеется исполнение книжниками только одного ветхозаветного закона, только одной ветхозаветной правды (δικαιοσύνη), без присоединения таких действий, которые свидетельствовали бы об исполнении, указанном Христом. Ветхозаветный закон не отменяется учением Христа. Но если он исполняется, выражаясь грубо, без добавлений, сделанных Им, то такое исполнение закона, свойственное книжникам и фарисеям, следует считать недостаточным, несовершенным, механическим, неосмысленным, неразумным и даже безнравственным. Ученики Христа должны превосходить книжников и фарисеев в исполнении закона. Если ученики не сделают этого, то не войдут в Царство Небесное. Таким образом закон и его исполнение — это должно быть свойственно ученикам. Или только закон, или же закон без его исполнения, — это свойственно книжникам и фарисеям.
Троицкие листки (XIX в.)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
Если хочешь быть сыном Царствия Небесного, то и сам исполняй, и других учи исполнять заповеди Божии. А для этого надо знать, как исполнять их. Исполняли их и законники Иудейские, фарисеи и книжники, но Христос Спаситель прямо говорит: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. В заповедях Божиих фарисеи смотрели только на конец греха — на самое дело греховное, а вы должны смотреть на начало его — на греховное пожелание, на грешную мысль. Хорошо не согрешать делом; но этого мало — не согрешай и помышлением. А если ум твой занят греховными помыслами, если сердце твое осквернено греховными пожеланиями, то твоя добродетель лицемерна, нечиста, неспасительна. Потому-то и нечиста была в очах Божиих праведность фарисеев, что они только наружно, напоказ людям, исполняли заповеди Божии, а гордое сердце их было полно беззакония и всякого лукавства. И думали еще этим наружным, лицемерным благочестием оправдаться перед Богом. А то забывали, что без веры во Христа Спасителя нет для человека никакого оправдания перед Богом, что вся наша праведность без этой спасительной веры — ничто, что и все ветхозаветные праведники потому и были праведны, что веровали в грядущего Спасителя, как мы теперь веруем в пришедшего. Вот чем и отличалась праведность смиренных праведников Ветхого Завета от праведности надменных фарисеев; те жили верой во Христа и вовсе не надеялись спастись своими добродетелями; они не считались с Богом, а исполняли заповеди Божий по совести, из любви к Богу: Бог повелел — значит так и надо жить. И в Ветхом Завете они жили по духу Нового Завета, конечно, насколько это было для них возможно. А фарисеи и понятия не имели об этом духе, гордились исполнением одной буквы Закона и совсем забыли самое главное — то, что без веры во Христа нет спасения. Могла ли спасти фарисеев такая праведность? Конечно — нет; вот почему Господь и предостерегает Своих учеников от этой фарисейской праведности.
Олег Стеняев, протоиерей
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Что означает призыв превзойти праведность книжников и фарисеев?
Книжники и фарисеи исполняли внешнюю сторону Закона Божия и недостаточно обращали внимания на духовный, не лежащий на поверхности смысл Торы (Закона). Господь Иисус Христос, являясь воплощенным Словом (Логосом), владел всею глубиною Своего Слова, в том числе и изреченного в Пятикнижии Моисея. Нагорная проповедь показывает действительный смысл всего этического (нравственного и морального) учения Библии. Понять, что от нас хочет Бог, мы сможем, внимательно всмотревшись в текст Нагорной проповеди.
В рассматриваемом стихе Господь хочет, чтобы наше понимание праведности и святости не ограничивалось бы только внешним проявлением праведности, которые (внешние, обрядовые проявления благочестия) по сути своей могут оказаться просто имитацией святости и праведности. Закваска книжников и фарисеев все же проникла в христианскую среду. Многие и теперь придают огромное значение внешней обрядовой стороне в ущерб внутреннему, духовному. Само слово превзойти означает – достигнуть и подняться на более высокую ступень. В нашем случае это означает напитать обрядовую сторону нашего культа истинно религиозным и евангельским содержанием. Но, к величайшему сожалению, для многих церковный культ и обряд представляются чем-то магическим и мантрическим.
Чтобы работать на компьютере и выходить в Интернет, многие специально учат английский язык. А для того чтобы лучше понимать молитвенные тексты Православия, даже не удосуживают себя приобрести словарь церковно-славянского языка. В результате некоторые молитвенные слова произносятся безо всякого смысла. Сказано, это слова апостола Павла: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1Кор.14:18-19). К сожалению, и мы, духовенство, не стремимся проповедовать нашим современникам Святое Евангелие на языке их понятий и представлений. Проповеди носят торжественно помпезный характер и не несут в себе ни какого назидания и наставления для слушающих. Некоторые проповедуют так, как агитируют политические лидеры, то есть обращают внимание более на политические вопросы и совершенно забывают о Слове Божием. Некоторые философствуют на проповеди, и простой человек не может понять, о чем идет речь. Книжники и фарисеи очень преуспели в казуистике; когда специалисты изучают их талмудические тексты, то с трудом пробираются через дебри их хитросплетений. Сказано: «Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец» (1Кор.14:11). Господь Иисус Христос говорил с людьми очень просто. С рыбаками Он говорил о рыбе, с пастухами – об овцах, с крестьянами – о посевной. Сами тексты Нового Завета написаны на греческом разговорном языке. Этот язык называется коэне диалектос. Этот язык прост даже до грубости многих слов и выражений. Когда текст читают в подлиннике, становится совершенно очевидным, что его написали очень простые люди, рыбаки и пастухи. Нам всем надо стать проще, это значит – и чище.
Фарисеи любили, когда люди прославляли и превозносили их. Сын Божий говорил о них: «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф.23:4-7). Закваска фарисейская опасна для каждого священнослужителя, мы все должны стремиться изживать ее в себе. Иногда я боюсь, что становлюсь книжником, а иногда и фарисеем. Христианин должен всегда подозревать именно себя самого в тех или иных уклонениях и ошибках. Осуществлять церковное исправление с исправления своих собственных дурных нравов и наклонностей – и означает трудиться на благо всей христианской общины, участвовать деятельно в деле Божественного Домостроительства. Именно к такому серьезному и самокритичному действию и призывает нас Господь словами: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Доказательство
Когда кто-нибудь обещает кому-нибудь что-то дать, а обещает не просто, но с таким условием – если выполнишь эту или ту мою заповедь, или если сделаешь это или то дело, дам тебе эту или ту плату. В таких обещаниях с условием всякий, желающий получить обещанную награду, должен обязательно сделать то, что присоединяется условием. Если же не сделает, то не получит обещанной награды. Например, если царь обещает воину награду с условием «если», и говорит ему: «Если победишь врага, дам тебе почести победителя», – или: «Если захватишь город, сделаю тебя большим начальником». Воин, слышащий это царское обещание, сказанное с условием «если», и желающий получить обещанную почесть или начальство, должен непременно победить врага или захватить город. Если же не сделает этого, то определенно почестей победителя или начальства, обещанных с условием, не получит. Так и Христос Спаситель наш, Царь царствующих и Господь господствующих, поступает с нами. Обещал нам дать Царство Небесное, но обещал не просто, а с условием «если». Послушаем, что Он говорит в Евангелии: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф.5,20). И Сам объясняет Свои слова, что означает нашей праведности превзойти праведность книжников и фарисеев. Праведность книжников и фарисеев состояла в том, чтобы любить своих друзей, не убивать, не прелюбодействовать, не клясться. Наша же праведность состоит в том, чтобы любить не только друзей, но и врагов, не только не убивать, но и не гневаться напрасно, не только не прелюбодействовать, но и не смотреть с самопроизвольным вожделением на женщину. Еще: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф.19,17). Не явно ли здесь Христос обещает жизнь вечную? Но с условием «если», как бы сказав: «Если соблюдешь заповеди, войдешь в жизнь вечную». Еще: Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете (Ин.13:17). И еще: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин.15:14). Еще: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф.6,14). Еще: если не обратитесь и не будете как дети (незлобием, смирением, кротостью, чистотой, нелюбостяжанием, нелихоимством, простодушием, непамятозлобием), не войдете в Царство Небесное (Мф.18,3). Еще: если не покаетесь, все… погибнете (Лк.13:3). Еще: так поступай, и будешь жить (Лк.10:28), – то есть если так будешь поступать, если возлюбишь Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк.10:27). Если это сотворишь, будешь жить. И всякий, кто (если) оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф.19,29).
Подобные этим обещания жизни вечной с условием «если» находятся и в посланиях апостолов: если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим.8:13). Еще: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем (2Тим.2,11-12). Еще: Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого (Иак.2:8). Еще: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1:9). Еще: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Откр.3,21). Как бы сказал: «Если кто победит, дам ему сесть на престоле Моем». Блажен человек, который (если) переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак.1:12). Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1Тим.4:8).
То же находим и у пророков: И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез.18,21-22).
Вот, мы привели такое множество мест из Священного Писания, из которых ясно, что Бог обещает жизнь вечную. Но обещает не просто, а с условием «если». Что же из этого следует? Следует то, что поскольку в обещаниях с условием «если» всякий, кто хочет получить обещанную награду, должен непременно сделать то, к чему обязывает условие «если». Поэтому и мы, желая получить жизнь вечную, обещанную нам с условием «если», должны непременно делать то, к чему обязывает нас условие «если». И так как в вышеупомянутых местах Священного Писания условие «если» обязывает нас делать добрые дела, соблюдать заповеди, каяться в грехах, поэтому, если мы хотим получить Царство Небесное, то необходимо нам все это исполнять и к вере присоединять добрые дела, а не уповать только на одну веру.
Подтверждение
Эти слова Христовы с условием: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5), – таким образом, обязывают принимать Крещение, потому что без Крещения невозможно получить жизнь вечную. Поэтому равно и слова Христовы с добавлением: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф.19,17), – таким образом, обязывают соблюдать заповеди, что жизнь вечную невозможно получить без соблюдения заповедей. А это совершается добрыми делами. Поэтому добрые дела совершенно необходимы для стяжания вечной жизни.
Все это мы излагаем вкратце:
1. Обещание с условием требует исполнения того, что является условием, как мы говорили выше.
2. Но обещание жизни вечной – это обещание при условии выполнения добрых дел.
3. Поэтому обещание жизни вечной требует выполнения добрых дел.
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Что такое правда и что такое оправдание?
Оправдание берет свое название от правды. Правда же, в общем есть справедливость, согласующаяся с правилом или сообразная правилу, эталону. И праведно то, что право и согласно с правилом, эталоном, законом. А что не согласуется с правилом, эталоном, законом, то и не справедливо, не истинно и не праведно.
Какое различие может иметь правда?
Правда в Священном Писании имеет различное истолкование.
Первое. Правда часто приписывается закону Божию и заповедям Божиим, исправляющим человека. Так, в псалме 118, 172: все заповеди Твои правда (Пс.118,172). И в псалме 18: Оправдания Господни – правы: веселят сердце (Пс.18,9).
Второе. Правда (или праведность – Примеч.) иногда приписывается внешним видимым делам, совершаемым по закону и может назваться правдой дел. О такой правде говорит Христос: если праведность (пра́вда) ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф.5,20), – так как правда книжников и фарисеев была основана на внешнем и видимом соблюдении закона, о ней же говорит и апостол Павел: Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом (Рим.4:2). Ибо люди хвалят тех, у кого видят внешние дела, сообразные с законом правды, а внутренних не знают и не различают. Такова гражданская правда, которую познавали и древние философы и ей учили, ибо она направляет человека ко внешним видимым делам, совершаемым между ними.
Третье. Правда (или праведность – Примеч.) внутренняя есть справедливость и истина, направляющая человеческий дух и совесть к Богу и к ближнему. И она является прекрасной и превосходной правдой и называется правдой веры, так как берет начало от веры. Называется она и правдой Божией, так как она есть Божие дарование. О такой правде говорит апостол: и найтись в Нем (во Христе) не со своею праведностью (не и҆мы́й моеѧ̀ пра́вды), которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере (Флп.3:9).
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
Отношение Иисуса Христа к Ветхому Завету. (Мф.5:17-20)
Здесь мы имеем введение, в котором Иисус Христос высказывается вообще о Своем отношении к ветхозаветному домостроительству, что далее и подтверждает примерами. λϑον, по употреблению этого слова Св. Писания (Мф.13:3), выражает понятие предопределения, назначения, призвания. Кαταλῦσαι в приложении к закону может означать: отменять, уничтожать обязательность. Прямую противоположность этому понятию выражало бы слово: κουροῦν утверждать, подтверждать. Но Господь употребляет πληρῶσαι: Он пришел на фундамент ветхозаветного откровения исполнить, довести до конца здания домостроительства Божия о спасении людей.
Что πληρῶσαι имеет отношение не только к закону нравственному, но и ко всему ветхозаветному домостроительству, приготовлявшему людей к обетованному спасению чрез закон, пророчества, обетования и прообразы, это показывают слова; закон или пророки, из которых первое обозначает пятикнижие Моисея, а последнее – состав прочих св. книг Ветхого Завета. Это же показывают еще и слова стиха 18: дондеже вся будут, т.е. пока не придет в исполнение все, чему быть должно. Если же Иисус Христос для примера раскрывает далее сущность только нравственного законодательства Моисеева, то это потому, что заповеди сего рода нуждались особенно в таком раскрытии. Иже аще разорит едину заповедей сих (т.е. впереди образно обозначенных иотою и чертою) малых (т.е. по-видимому незначительных)… мний наречется в царствии небесном. Выражение мний наречется … употреблено ради соответствия выражению: болий наречется. Смысл же этой угрозы тот, что как бы ни малозначительна казалась иная заповедь, но если кто разорит ее своим поведением и учением, он будет лишен царствия Божия. Ибо стих 20 поставляет этот стих в связь с 17-м.
Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
Книжники и фарисеи праведность или святость поставляли только в том, чтобы закон исполнен был по наружности, по букве, и отнюдь не заботились и не обязывали исторгать из сердец злые помыслы и нечистые побуждения.
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
20.(церк-сл.) Глаго́лю бо вам: я́ко а́ще не избу́дет пра́вда ва́ша па́че кни́жник и фарисе́й, не вни́дете в Ца́рствие Небе́сное
Правда (праведность) ваша, т. е. ваша добродетельная жизнь. Не избудет паче книжник и фарисей (не превзойдет), т. е. не будет лучше, чище праведности книжников и фарисеев. Книжников и фарисеев.
Книжники это были ученые люди из Евреев, знатоки, толкователи закона, иудейские богословы. Они назывались законниками и законоучители народа (чит. объясн. 4 ст. 2 гл.). Некоторые из книжников были кланами синедриона, т. е. высшего еврейского суда. По мыслям и жизни своей почти все они походили на фарисеев, почему имя их часто употребляется на ряду с именем фарисеев (Мф.23;). Фарисеи это особенная секта еврейская (о них чит. объясн. 7 ст. 3 гл.)
Праведности книжников и фарисеев. Истинная праведность учеников Христовых должна быть основана на истинной вере во Христа Спасителя и на чистой любви к Богу и ближнему; такова была она у истинных и ветхозаветных праведников: Авраама, Давида и других; а фарисеи и книжники думали спастись одним внешним исполнением закона, без веры в Мессию и без истинной любви к ближнему, и исполнение это считали своею заслугою пред Богом. Потому их праведность была ложная, и притом еще она была надменная, без смирения, так как они любили хвалиться этою своею праведностью, и наружная и лицемерная, так как при ней могло оставаться нечистым сердце и под её личиною могли гнездиться даже пороки и страсти. В такой праведности Спаситель не раз обличал книжников и фарисеев (Мф.23:1-39); хотя, должно сказать, правила закона фарисеи исполняли с особенною строгостью. В дальнейших словах Господь разъясняет и пополняет заповеди закона, в своем новозаветном духе..
Гладков, Б. И. (†1921)
Ст. 18-20 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
Вечный и неизменный закон Божий давно уже был известен евреям. Закон этот краток, но в нем вся правда Божия: люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и люби ближнего твоего, как самого себя (Втор.6,5; Лев.19,18). Но евреи туго понимали этот закон, часто нарушали его, а в последнее время и совсем исказили его фарисейскими изворотами. А потому надлежало изъяснить им истинный смысл его, развить и дополнить его. К этому и приступает теперь Христос, предварительно успокаивая ревнителей закона уверением, что он будет исполняться, пока существует этот мир. Утверждая таким образом ветхозаветный закон Бога, Иисус придал ему гораздо большее значение, чем придавали ему сами фарисеи: они делили все требования закона на большие и малые и говорили, что в нарушении малых требований нет греха; но Иисус, отвергая такое фарисейское деление заповедей, сказал, что все заповеди одинаково важны и что исполняться должны даже самые (по мнению фарисеев) малейшие из них; при этом, выражаясь удобопонятнее для слушателей, представлявших себе закон не иначе как писаным, Он пояснил, что даже последняя йота закона, то есть самая малая по начертанию буква еврейской азбуки, и та черта, которой в законе отмечена буква в отличие от другой, сходной с ней по очертанию, даже такая черточка закона должна быть исполнена. Говоря так, Иисус разумел, конечно, исполнение закона по духу его, а не по буквальному его смыслу, превратно истолкованному фарисеями.
Фарисеи не считали грехом нарушение малых заповедей закона, относя к ним, между прочим, заповедь о любви. Иисус же сказал, что кто нарушит одну из заповедей сих малейших (разумея при этом заповеди ветхозаветные) и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном. Слова эти можно понять так: кто говорит, что нарушение малых заповедей не составляет греха, и через это сам нарушает их и других учит нарушать, тот за это и будет малейшим для Царства Небесного, тот будет признан малейшим из всех людей, то есть последним, ничтожным, которому, конечно, будут закрыты врата Царства Небесного.
Что действительно таков смысл слов Иисуса, видно из последующего разъяснения: "Ибо... если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное; если вы, подобно книжникам и фарисеям, будете стеснительные или строгие для себя заповеди называть малыми и не считать грехом нарушение их, то не войдете в Царство Небесное".
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Мы пришли ко Христу и обрели покой (Мф.11:28-30); добрые дела, милостыни, посты и пр. – излишние бремена.
Ответ:
Господь обещает успокоить «труждающихся (изнемогающих от суетного труда) и обремененных» (грехами и страстями), но наперед повелевает им взять «Его иго, Его бремя» (учение, повеления) на себя. Иго это благое, потому что возлагает всеблагой Бог для нашего же блага, а бремя Его легкое не потому, что Он требует малого (Мф.5:3-48,10:37-38 и др.), и не по отсутствию трудностей в несении его (Мф.11:12 и др.), как думают сектанты, но вследствие благодатных сил, подаваемых при несении его (1Кор.15:10).
Господом заповеданы добрые дела (Мф.5:16,19:17; Лк.17:10; Ин.13:34,14:21,23 и др.), милостыня (Мф.6:1-4), пост (Мф.6:16-18,9:15,17:21; Мф.4:2). Преподобный Исаак Сириянин так учит о необходимости исполнения заповедей и значении их для христианина: «Заповеди даны Господом как врачевства, чтобы очищать душу от страстей и грехопадений. Ты знаешь, что зло привзошло к нам от преступления заповедей. Итак, ясно, здравие возвращается снова их хранением. А без делания заповедей, пока прежде всего не пойдешь оным путем, ведущим к душевной чистоте, не должно нам и желать и ожидать очищения души... Если любишь чистоту сердца... прилепись к владычным заповедям, как сказал Владыка (Мф.19:17), из любви к Давшему их, а не из страха или воздаяния награды». Покой доброму и верному рабу Господнему предлежит в будущей жизни (Лк.17:7-8; Откр.7:16-17,21:4). «Совершенные, – говорит преподобный Макарий Египетский, – пока пребывают во плоти, не избавлены от забот по причине свободы и состоят под страхом, почему и попускаются на них искушения... Когда же душа войдет в оный град святых, тогда только возможет пребыть без скорбей и искушений; потому что нет там заботы или скорби или труда или старости или сатаны или брани, а есть там покой, радость, мир и спасение».*
------------------------------------------------------------------------------------------
* - Духовные беседы. Беседа, 26. 1904 г., стр. 204.