Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

Святые отцы

Прочие

Хроматий Аквилейский, свт. (†406)

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду

Вот что сказал Господь: Я пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5:17). То есть к этой краткой фразе можно добавить: изменить к лучшему предписания закона. Поэтому и святой апостол сказал: Итак, мы уничтожаем закон верой? Никак; но закон утверждаем (Рим. 3:31). Необразованному и грубому народу даны были заповеди праведного закона, обученному же и верующему передаются евангельские заповеди совершенной веры и небесной правды. Закон предписал не убивать. А Евангелие - не гневаться без причины, чтобы удалить всякий корень греха из наших сердец, потому что гневливость может довести до убийства.

Трактат на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду

Хотя Он сам дал эту заповедь, но пока говорит об этом безлично. В самом деле, если бы Он сказал: вы слышали, что Я говорил древним, — то слушатели не приняли бы таких слов и оскорбились бы ими. Если бы сказал также: вы слышали, что сказано древним от Отца Моего, а потом присовокупил бы: “А Я говорю”, то слова Его показались бы им великою самонадеянностью. Поэтому Он просто говорит: “сказано”, имея Своею целью показать только то, что Он в надлежащее время говорит об этом. Из слов: «сказано древним» видно было, что уже много времени протекло с тех пор, как иудеи получили эту заповедь. А это Он делает для того, чтобы пристыдить слушателя, отказывающегося от исполнения высших заповедей; подобно, как бы учитель говорил ленивому ребенку: и ты не знаешь, сколько потерял времени учась складам? То же давал разуметь и Христос, когда упоминал о древних. Желая призвать слушателей уже к высшему учению, Он как бы так говорит: уже довольно времени вы занимались этим; пора, наконец, перейти и к высшему! Достойно замечания и то, что Господь не смешивает порядка заповедей, но начинает с первой, которою начинается и закон; и это показывает согласие Его учения с законом.

Беседы на Евангелие от Матфея


«Вы слышали», сказал Господь, «что сказано древним: не убивай». Это – ветхозаветный закон; посмотрим на новозаветный: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит геенне огненной». Скажи мне: разве противоположны эти заповеди? Кто из людей, имеющий хотя сколько-нибудь смысла, может сказать это? Если бы прежний закон повеле­вал – не убивать, а этот повелевал (убивать), тогда, может быть, кто-нибудь и сказал бы, что между ними есть противоре­чие; если же тот повелевает не убивать, а этот повелевает даже и не гневаться, то последний закон есть усиление первого, а не противоречие ему. Тот уничтожил плод злобы – убийство, а этот вырвал и корень – гнев; тот пресек течение нечестия, а этот иссушил и сам источник его, потому что источни­ком и корнем убийства бывает ярость и гнев. Тот закон приготовлял нашу природу, а этот, пришедши, восполнил не­достаток. Где же противоположность, когда один закон пре­секает конец зла, а другой и начало?

Беседы на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано...»

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 19-22 Итак кто нарушит одну из сих самых меньших заповедей и научит так людей, тот меньшим наречется в царстве небесном; а кто исполнит и так научит, тот великим назовется в царстве небесном. Я же говорю вам, если праведность ваша не превзойдет [не будет большей - nisi abundaverit] праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное. Вы слышали, что сказано древним: Не убий; а тот, кто убьет, будет отвечать пред судом. Я же говорю вам

Этот отрывок связан с предыдущим изречением (testimonium), где говорится: Ни одна малая буква или ни одна черта не погибнет из Закона до тех пор, пока все существует (Мф. 5:18). Итак, Он укоряет фарисеев за то, что, презрев заповеди Божий, они установили свои собственные предания. Поэтому не приносит пользы для них учение в народе, когда они нарушили хотя бы и малую заповедь закона. Это мы можем понять и иначе: образованность учителя, поврежденная хотя бы малым грехом, низводит его с высшей степени, и он мало приносит пользы, уча правде, которую он уничтожает самой малейшей виной. А совершенное блаженство состоит в том, чтобы делом исполнить то, чему будет учить словом.

что всякий, гневающийся на брата своего, будет ответствен пред судом

В некоторых кодексах прибавляется: «без причины». В действительности мысль точно определяется [и без этого]; ею запрещается всякий гнев, когда Писание говорит: Гневающийся на брата своего. В самом деле, если нам повелевается наносящему удар подставить другую щеку и любить наших врагов, и молиться за преследующих нас (Лк. 6:27-29), то этим исключается всякий повод к гневу. Итак, слова: «без причины» должно уничтожить, ибо гнев человека [хотя бы по причине] не творит правды Божией (Иак. 1:20).

кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону

Это слово рака есть собственно слово еврейское: гаса (דקה), которое значит κενός, т. е. «пустой», бессодержательный, которого на обыкновенном языке мы можем назвать ругательным именем «безмозглый». Если за праздное слово мы должны дать ответ, то тем более за бесчестие (Мф. 12:36). Кроме того, многознаменательно прибавляется: Кто скажет брату своему, ибо брат наш есть не кто иной, как тот, кто имеет с нами единого Отца. Итак, когда он одинаково с нами верует в Бога, то познает и Христа - Божию премудрость (1Кор. 1:24), а потому на каком основании он может быть отмечен прозвищем, указывающим на глупость?

а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной

По соответствию с вышесказанным подразумевается: «брату своему». Кто скажет брату своему «безумный»… и т. д. Действительно, кто скажет человеку, одинаково верующему в Бога: «безумный», тот сам нечестив в вере.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

Не говорит, кем сказано было, потому что если бы сказал: «Отец Мой сказал древним, Я же говорю вам», то показалось бы, что Он устанавливает противное Отцу. С другой стороны, если бы сказал: «Я говорил древним», то Его слов не стали бы слушать. Поэтому говорит неопределенно: «сказано было древним». Этими словами Он показывает, что Закон устарел. А если устарел и близок к уничтожению, то его должно оставить и бежать к новому.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иустин (Полянский), свт. (†1903)

Ст. 21-26 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта

Сею заповедию Господь исторгает из сердец последователей Своих самый корень запрещенного законом убийства – гнев и злобу, и, таким образом дает этой заповеди совершеннейший вид, – возводит ее к высшему началу духовной жизни.

Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 21-22 Слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши: иже (бо) аще убиет, повинен есть суду. Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе повинен есть суду

(В книге Исход говорится: не убий (20, 13), и после еще: аще кого кто ударит, и умрет, смертию да умрет (Исх. 21, 12). Наперед смягчив сердца их блаженствами и возбудив к добродетели, касается и больших заповедей. Начинает с более плотских страстей, т.е. гнева и похоти. Сначала говорит о гневе, затем рассуждает и о похоти. Следует также поискать причины, почему Он не начал с заповеди, которая в Законе поставлена первою. Так как она говорит о Божестве, то следовало бы ее восполнить и прибавить открыто о Своем Божестве. Но для этого еще не пришло время. Если даже после учения и знамений говорили, что Он имеет беса, хотя открыто Он ничего не сказал о Своем Божестве, то чего не сказали бы и не сделали бы, если бы прежде всего этого Он попытался сказать что-либо такое? И почему открыто не сказал, что Он – Бог? Потому что мог бы смутить слушателей. Если ученики, знающие Его и ежедневно Им наставляемые, видящие Его чудеса и ставшие участниками несказанного, получившие даже от Него силу воздвигать мертвых, – если они не могли всего вместить до сошествия Святого Духа, то каким образом народ, неразумный и не получивший такой силы, мог не смущаться или не подумать, что Он скорее противен Богу и бесстыдно присваивает Себе Его честь? Посему мудро и благоразумно, что, совершая чудесные и свойственные Богу дела, Он предоставляет им возвещать, что Он – Бог, и что к Своему учению иногда присоединяет слова, показывающие Его Божество. Очевидно, что Он говорит о Себе большею частью со смирением, ради слабости слушателей, так как знал, что откроют это Его дела, каких не совершил никто другой. Говорить о Себе Самом что-нибудь великое – надменно и подозрительно.

Но возвратимся к предмету нашей речи и посмотрим, каким образом Он не нарушает Закона, а скорее восполняет как несовершенный. Он говорит: законодатель сказал древним евреям: не убивай единоплеменника, человек! а кто убьет, будет подлежать осуждению, чтобы потерпеть наказание соответственно убийству. Я же говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, «неблаговременно», будет подлежать осуждению. Этим Он уничтожил не всякий вообще гнев, а отверг только несвоевременный; своевременный же гнев полезен. Так бывает благовременным гнев против тех, которые живут вопреки заповедям Божьим, потому что мы гневаемся не для собственной защиты, но для пользы самих худо живущих из привязанности и братолюбия, с подобающим уважением. Гневайтеся, говорит, и не согрешайте (Пс. 4, 5), т.е. гневаясь не заблуждайтесь, пользуясь гневом не так, как должно. Назвал нас братьями друг другу, как имеющих одного и того же Бога и одного прародителя, одну природу и веру, одни заповеди и обетования наград. Но смотри, что Он прибавил: вырубил корень убийства. Кто так гневается, никогда не дойдет до убийства, подобно тому как вырубивший корень не допускает, чтобы когда-либо произросла ветвь.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду

Вы слышали. Из читанного вам Закона (Ин. 12:34; Рим. 2:13; Гал. 4:21; Деян. 15:21), или, что то же: вам известно, вы знаете.

Сказано древним. Через законодателя Моисея изречено было Богом всем ветхозаветным людям.

Не убивай (Исх. 20:13). Не лишай жизни человека. Это 6-я заповедь Закона, высший совершеннейший смысл которой объясняет здесь Спаситель. Разумеется, лишение жизни ближнего по гневу, ненависти и т. п., ибо Закон сам иногда предписывал лишать жизни известных лиц, например самих убийц, учинивших убийство намеренно (Чис. 35:16 и далее).

Подлежит суду. Совершивший убийство намеренно по Закону Моисееву подлежит смерти, а не намеренно — суду: общество должно произвести суд (Чис. 35:24), для чего во всех городах и местечках назначены были особые судьи и надзиратели (Втор. 16:18). Суд, по Флавию (Древн. 4, 8, 14), состоял из семи членов; некоторые определения его приводились в исполнение им самим, некоторые — только с разрешения высшего судилища — синедриона. Ведению этого местного суда подлежало, между прочим, убийство ненамеренное.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду

Речь начинается выражением: вы слышали. Следует обратить внимание, что Христос не говорит: вы читали. Таково же и дальнейшее выражение: “сказано” (έρρέθη), но не “написано” (γέγραπται). Такие выражения избраны с очевидным намерением как можно больше упростить речь и приспособить ее к пониманию простого народа. Если бы Христос сказал: вы читали, то это было бы фактически неверно, потому что толпа в общем состояла, вероятно, из лиц неграмотных или недостаточно грамотных. Но Священное Писание читалось тогда в еврейских синагогах, и народ мог это чтение слушать. Он слышал, что было сказано “древним«. Об этом последнем слове было много споров, потому что грамматически можно понимать: и древним (дат.) и древними (творительный падеж). В настоящее время едва ли не все толкователи принимают, что здесь дательный падеж не в смысле творительного, что преимущественно видно из противоположений, встречающихся в ст. 21, 22, 27, 28 — а Я говорю вам. Далее, против понимания τοις άρχαίοις υπό των αρχαίων говорит то, что такое употребление дат. Матфею чуждо и в Новом Завете очень редко (Гольцман, Цан). Возражения, что τοις άρχαίοις противополагается не “вам”, а местоимению “Я” (“древними” сказано было, а Я и проч.), что Христос в дальнейших выражениях имеет в виду толкование закона, данное книжниками, а не тот закон, какой был дан Богом через Моисея, и что формула Христа соответствовала подобной же формуле, употреблявшейся тогда раввинами, нельзя считать сильными. Конечно, с таким или иным переводом “άρχαίοις” смысл изменяется. Если мы будем переводить: “сказано древним”, то это будет означать, что сказано Самим Богом через Моисея древним евреям. Если — “сказано древними”, то это будет значить, что речения древних могли не иметь или не имели божественной санкции и были прибавкой к ветхозаветному закону, или его толкованием, сделанным на основании человеческого авторитета. Но в последнем случае Христос едва ли употребил бы о книжниках слово “древние”, потому что они появились со своими толкованиями незадолго до Христа, — хотя и нужно сказать, что словом “древние” в Новом Завете обозначаются не только давно прошедшие времена и обстоятельства (ср. 2Кор. 5:17; 2Пет. 2:5; Откр. 12:9), но иногда оно употребляется и о недавних лицах и событиях (напр., Деян. 15:7; 21:16).

Заповедь “не убивай” повторена в законе несколько раз (Исх. 20:13; 21:12; Лев. 24: 17; Втор. 5:17; 17:8) в различных выражениях; но слов: “кто же убьет, подлежит суду” буквально не встречается в законе, если только не относить сюда Втор. 17:8. Можно думать, что здесь Спаситель или кратко изложил последнее из указанных мест, или же указал на толкование, которое присоединяли к заповеди “не убий” книжники. Цан решительно высказывается за последнее, говоря: “с этим (т.е. с заповедью не убий) книжники связывали не присоединенное в десятословии и вообще не встречающееся буквально в законе определение, по которому нарушивший заповедь “не убий” должен подлежать суду, и судья должен был требовать у него ответа”. Такое определение, если оно сделано книжниками, конечно, нисколько не противоречило ни букве, ни духу ветхозаветного закона. Для выяснения дальнейшей речи Христа прежде всего заметим, что заповедь “не убий”, несомненно, относилась только к людям, а не к животным (милость к которым однако требовалась), что исполнение ее в Ветхом Завете, по мнению некоторых экзегетов, не требовалось с решительною строгостью, и вообще она, следовательно, не имела абсолютного и непреложного значения. Такое толкование основывается на том, что, как говорится во многих местах Ветхого Завета, казни происходили по повелению Божию (Агаг и Самуил, жрецы Ваала и Астарты и Илия и проч.). Не отрицались, конечно, убийства и на войне. Но, с другой стороны, Каин за убийство Авеля, Давид — Урии наказаны были строго. Отсюда выводили, что в Ветхом Завете убийства разделялись на легальные и нелегальные, и только за последние виновные должны были подлежать и подлежали ответственности. Но если бы согласиться с таким толкованием, то следовало бы, однако, признать, что заповедь “не убий” не была дана для того, чтобы ее нарушать, и что она сохраняла свою силу для всевозможных случаев, а ее категорическое выражение должно было постоянно проливать свет на тогдашние мрачные житейские отношения. Таким образом, если были в Ветхом Завете нарушения этой заповеди, то не потому, что это было легально, а вследствие “жестокосердия”, или же такой или иной практической необходимости. Другими словами, заповедь была свята и непреложна, и была законом; но нарушения ее вследствие таких или иных причин допускались, и собственно эти нарушения, а не что-либо другое, были нелегальными, если обращать внимание на причины нарушений, которые заключались в поведении самих наказываемых, а не тех, которые их наказывали. Слово “суду” употреблено, по-видимому, в 21 стихе только в общем смысле, и потому нет надобности распространяться и о том, что это был за суд.

Троицкие листки (XIX в.)

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду

Ветхий Завет не давал таких обетований, какие дает Новый; тот обещал долголетие, многочадие и всякое земное благополучие, а Новый Завет обещает за исполнение заповедей вечную жизнь. Царство Небесное, усыновление Богу. Вот почему Новый Завет и требует большей чистоты, большего подвига, нежели Ветхий. А в чем состоит эта большая чистота, Господь и раскрывает далее. Он берет шесть примеров, в которых и сравнивает ветхозаветные заповеди со Своими новозаветными. Вы слышали, говорит Он, что написано в Законе, знаете, что сказано древним - сказано было через Моисея ветхозаветным людям: не убивай (Исх. 20:13), не лишай жизни человека невинного, по ненависти или из корысти: кто же убьет, подлежит суду. А суд приговаривал убийцу к смертной казни.

Троицкие листки. №801-1050

"Иисус Христос. Жизнь и учение"

Ст. 21-22 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной

Из всего многообразия нравственных тем, трактуемых в Ветхом Завете, Иисус выбирает шесть: 1) об убийстве и гневе; 2) о прелюбодеянии и борьбе с соблазном; 3) о разводе; 4) о клятве; 5) о непротивлении злу; 6) о любви к врагам.

Большинство антитез начинается словами: Вы слышали, что сказано древним. Слово «слышали» (ηκουσατε) указывает прежде всего на устную традицию передачи информации, как и слово «сказано» (ερρεθη). Хотя первая часть цитаты имеется в письменном тексте, большинство слушателей Иисуса познакомились с ней, вероятно, в устной форме, через храмовое или синагогальное богослужение. Помимо собственно текстов из Писания Иисус мог иметь в виду устную традицию комментариев к этим текстам, распространенную в раввинской среде. В этом случае критика Иисуса могла бы иметь в виду не столько постановления закона Моисеева, сколько их раввинистическое толкование: именно так понимают смысл антитез некоторые ученые. Однако текст антитез достаточно убедительно показывает, что объектом внимания Иисуса, точнее — новой интерпретации путем существенного расширения, является сам закон Моисеев, даже если имеется в виду его раввинистическое толкование.

Кто такие «древние» (αρχαιοι), многократно упоминаемые Иисусом? Это те предки Его слушателей, которым через Моисея был дан закон: им было «сказано» то, чему Иисус противопоставляет Свои заповеди. Однако Моисей не был творцом ветхозаветного закона: он был лишь передаточным звеном, посланником Бога. Подлинным автором закона, согласно буквальному прочтению текста Ветхого Завета, является Сам Бог: именно Он через Моисея дал людям законодательство, которое потому и считалось не подлежащим никакой критике, расширению или восполнению. Иисус, будучи Богом, считает Себя вправе расширять заповеди, данные «древним».

Во всех шести антитезах ветхозаветная заповедь, на которую Иисус ссылается, касается конкретных человеческих поступков или поведенческих норм (убийство, прелюбодеяние, развод, клятвопреступление, месть, ненависть к врагам). В трех случаях Иисус противопоставляет одному образу поведения другой, более совершенный, а в трех других вообще говорит не о поступках человека, а о его внутреннем состоянии.

В двух случаях из шести Иисус говорит не о том, о чем шла речь в цитируемых Им текстах: ветхозаветное установление служит лишь отправным пунктом для изложения Им Своего учения. В первой антитезе, приводя слова об убийстве, Иисус сразу же переходит к теме гнева и оскорбления. Во второй, процитировав заповедь о прелюбодеянии, Он говорит о вожделении и соблазне.

В последующих четырех антитезах Иисус не просто корректирует, а фактически отменяет пункты Моисеева законодательства. При этом Он не ссылается ни на какой иной авторитет, кроме Самого Себя. Он не апеллирует ни к Богу, ни к кому-либо из предшествовавших Ему по времени учителей. Он просто заявляет: А Я говорю вам. Более того, Он не считает нужным обосновывать Свои требования, Он их просто декларирует. За проповедью Иисус стоит Его собственный авторитет — Бога, ставшего человеком и торжественно провозглашающего Новый Завет между Богом и людьми.

Первая антитеза касается ветхозаветного постановления об убийстве. Она состоит из трех частей — собственно комментария к одной из заповедей закона Моисеева и двух призывов к примирению.

Начало первой антитезы содержит буквальную цитату из Ветхого Завета, а именно шестую заповедь Моисеева законодательства: Не убивай (Исх. 20:13; Втор. 5:17). Однако продолжение цитаты (кто же убьет, подлежит суду) в Ветхом Завете отсутствует. На какой текст ссылается Иисус? Очень вероятно, что Он ссылается на некое изречение, бытовавшее в раввинской среде в устной или письменной форме. Тот факт, что выражение «подлежит суду» встречается в речи Иисуса дважды, а затем еще дважды перефразируется («подлежит синедриону», «подлежит геене огненной»), говорит в пользу того, что Иисус цитирует некое неизвестное нам изречение, имевшее фиксированную форму и широко распространенное в Его время.

В Ветхом Завете мы встречаем многочисленные указания на то, что убийца должен быть предан смерти (Исх. 21:12, 15; Лев. 24:17; Чис. 35:16-18). Исходя из этого можно предположить, что слова «подлежит суду» указывают не столько на судебный процесс как таковой, сколько на смертный приговор как результат судебного процесса по делу об убийстве. Другое толкование: Иисус ссылается на предписание Моисеева законодательства, но одновременно и на существовавшую в Его время практику, по которой убийца становился «повинным» суду, то есть его дело подлежало судебному расследованию.

Далее в Своей речи Иисус вообще больше не упоминает убийство. Он сразу же переходит к тому, что может стать причиной убийства: к гневу и оскорблению. Общий смысл всего наставления: недостаточно просто наказывать за преступление, надо бороться с причинами зла, коренящимися в душе. Убийство является результатом процесса, который зарождается внутри человека (гнев) и приводит сначала к внешним проявлениям в виде оскорблений, а затем может перейти в физическое насилие. Тему наказания за убийство Иисус оставляет в стороне как относящуюся к сфере уголовного права (которое в ветхозаветной традиции воспринималось как имеющее божественное происхождение). То, что убийца должен быть наказан, является самоочевидным и не требующим комментариев.

Из правовой сферы Иисус переходит к тем аспектам человеческого бытия и человеческих взаимоотношений, которые вообще не предполагают судебной ответственности в прямом, а не переносном смысле. Образы из юридической сферы используются Иисусом метафорически: очевидно, что суд (состоявший, как правило, из двадцати трех лиц) не может изучать случаи проявлений гнева, а синедрион (высший суд, включавший семьдесят одного человека) — заниматься инцидентами, связанными с употреблением оскорбительной лексики. Суд и синедрион здесь воспринимаются скорее как предвестники Божественного суда, на который указывает выражение «геена огненная». Речь идет об ответственности человека за свои чувства и слова: он отвечает за них не перед человеческим судом, но перед судом правды Божией.

Ключевым словом, которое четырежды встречается в рассматриваемом отрывке, является слово «брат» (αδελφος). Вся сфера взаимоотношений между людьми описывается с использованием «семейной» терминологии: все люди представлены как единая семья, состоящая из братьев. Гневаться на ближнего и оскорблять его нельзя прежде всего потому, что ближний — твой брат. Вслед за Учителем апостол Петр будет также употреблять термин «брат» в качестве синонима термина «ближний» (Мф. 18:21).

Добавим к сказанному, что термин «брат» имеет в устах Иисуса инклюзивный (обобщающий) смысл, указывающий также на «сестру». Согласно традиции, восходящей к Ветхому завету, все поучения Иисуса были адресованы как бы к мужской аудитории. При этом подразумевалось, что они автоматически распространяются и на женщин.

Запрещает ли Иисус в Нагорной проповеди всякий гнев или только напрасный гнев? Многие древние рукописи Евангелия от Матфея, в частности Синайский кодекс, не содержат слова «напрасно» (εικη) в данном стихе. На основании этого в современном критическом издании Нового Завета дается следующее чтение: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду». Из древних авторов на краткую версию текста ссылаются Иустин, Тертуллиан, Ориген, Августин. Версия с добавкой известна Киприану Карфагенскому, Иоанну Златоусту и Кириллу Александрийскому.

Можно предположить, что добавление «напрасно» было сделано в оригинальном тексте Евангелия достаточно рано и явилось результатом правки редактора, который попытался таким образом снизить степень радикализма в этом пункте нравственного учения Иисуса. Как бы там ни было, буквальное чтение слов Иисуса в той или другой версии приводит прежде всего к выводу о непозволительности гнева как несправедливой реакции на поступки ближнего, ведущей к оскорбительным словам в его адрес. Речь, таким образом, идет о вполне конкретных проявлениях гнева.

Переходя от темы гнева к теме оскорбления, Иисус употребляет два оскорбительных термина, один из которых дошел до нас в оригинальном звучании, а другой — в переводе на греческий. Термин «рака» — арамейского происхождения, он происходит от корня רוק («быть пустым»). Значение этого термина обычно передают словами «пустой, ничтожный человек». Иоанн Златоуст считает, что на сирийском языке (так он называл арамейский) этот термин использовался для замены местоимения «ты», когда его использование означало проявление неуважения.

Греческий термин μωρος (переведенный как «безумный») буквально означает «глупец» или «невежда». Он употребляется в греческом переводе Ветхого Завета, в частности, в следующем стихе: Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего (Ис. 32:6). Здесь μωρος представлен не только как невежда, но и как беззаконник, богохульник, притеснитель людей. Мы не знаем, какое еврейское или арамейское слово, переданное греческим термином μωρος в звательном падеже, было произнесено Иисусом в данном случае, однако из общего контекста высказывания следует, что оно имело более оскорбительный смысл, чем слово «рака». Именно это слово Иисус употребит во множественном числе, обличая фарисеев: Безумные и слепые! (μωροι και τυφλοι) (Мф. 23:17).

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 2

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Закон об убийстве (Мф.5:21-26)

Заповедь не убий есть одна из заповедей десятисловия (Исх.20:13); слова же а иже убиет, повинен есть суду составляют добавление книжников в видах истолкования этой заповеди. Судом, по противуположности Синедриону (Мф.5:22), здесь называется суд местный, провинциальный (Втор.16:18 и др. 2Пар.19:5). Первому принадлежало право приговора к смертной казни чрез избиение камнями, т.е. за религиозные преступления; последнему – право приговора к смертной казни мечом. А по закону Моисееву намеренный убийца подлежал смерти (Исх.21:12). Таким образом это добавление показывает, что современные Христу законники нравственный закон об убийстве превратили в чисто внешний, гражданский, который карает только преступное действие. Исполняя закон, раскрывая его дух и сущность, Иисус Христос осуждает и самые внутренние движения духа порочные, как источник дурных слов и дел, и притом так, что напрасный гнев по его законодательству уже подлежит суду, а гнев, выразившейся в бранном слове (ραχά – пустая голова, пустой человек), подлежит суду Синедриона, верховного судилища иудейского; гнев же, выразившийся в грубо – бранном слове (μωρέ – безумный, каковым названием обруганный становится наравне с атеистом – Пс.13:1), подвергает человека геенне.. Мысль в этой образной речи выражена та, что на суде Божием осуждается и карается не непреступное действие только, убийство, но и порочное движение сердца, гнев, из которого проистекает убийство, и тем более, чем более сильно и порочно это движение или состояние сердца. Отсюда, далее, Иисус Христос делает вывод или приложение к частному случаю – к молитве: если человек приходит в храм для жертвоприношения, а в душе своей питает в это время к ближнему вражду, то его молитва не может быть угодна Богу, и потому он всячески должен стараться примириться с ближним и во всяком случае в сердце своем простить ему (Мк.11:25), прежде нежели станет на молитву. Другой вывод Иисус Христос делает тот, что необходимо человеку сохранять мир с ближними своими и спешить восстановить его, если он был нарушен, еще здесь на земле; лучше нам самим помириться с оскорбившим нас ближним, нежели предстать на суд Божий с жестоким сердцем, с чувством злобы против врага; кто не прощает жестокосердно грехов ближним своим, тому и Господь не простит его собственных согрешений (Мф.6:11-14).

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

21
.(церк-сл.) Слы́шасте, я́ко рече́но бысть дре́вним: не убие́ши, и́же бо а́ще убие́т, пови́нен есть суду́.

Слышасте (вы слышали), т. е. из читанного вам закона, или: вы знаете. Яко речено бысть (что сказано) древним, т. е. чрез законодателя Моисея всем ветхозаветным людям. Не убиеши – не убий (6-я заповедь. Исх. 20, 13). Здесь, конечно, разумеется убийство вследствие гнева, ненависти, корысти и т.п., потому что закон сам иногда предписывал лишать жизни, например, богохульников или совершивших убийство намеренно (Чис. 35, 16 и д.) и т. п. Повинен (подлежит) суду. Совершивший убийство намеренно, по закону Моисееву, прямо наказывался смертью, а ненамеренно, – подлежал суду (Чис. 35, 24), т. е. исследованию, рассмотреиню дела сего убийства. Для суда во всех городах и во многих других местах были особые судьи и надзиратели (Втор. 16, 18). Суд состоял из 7-ми членов. Определения его приводились в исполнение с утверждения высшего судилища – синедриона. Синедрион – это было духовное судилище Иудеев в Иерусалиме. Оно учреждено было уже во времена Маккавеев – лет за 200 до Р. Хр. Синедрион состоял из 72 членов. Первосвященник, или архиерей, был председателем синедриона, членами же – избранные из священников, старцев народных и книжников. Синедрион занимался самыми важными народными делами, – судил богохульников и важных преступников. До завоевания Иудеи Римлянами ему принадлежало право предавать смерти; но с этого времени оставлено было ему право только произносить смертные приговоры; а чтобы привести в исполнение эти приговоры, требовалось согласие римского правителя Иудеи.

Толкование на Евангелие от Матфея

Гладков, Б. И. (†1921)

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду

Из десяти заповедей, данных на горе Синай, шестая гласит: Не убивай! (Исх.20,13). По карательным законам Моисея, за умышленное убийство полагалась смертная казнь (Числ.35,16-21), причем умертвить убийцу мог мститель за кровь; совершивший же неумышленное убийство подлежал суду, (Числ.35,24) состоявшему из судей, избиравшихся евреями из своей среды в каждом месте их пребывания (Втор.16,18). Высшим судилищем, судившим важнейшие дела и, главным образом, преступления против веры, стал со временем синедрион, заседавший в Иерусалиме и состоявший из семидесяти двух членов.

Толкование Евангелия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

О войне.


Гневающийся напрасно на брата своего не может быть сравниваем с защитниками веры и отечества: Числ.25:16-18; 31:1-2, полагающими души свои за друзей своих: Ин.15:13. Не осудил воинское звание и Иоанн Креститель: Лк.3:14, а Спаситель «войну» брал для примера: Лк.14:31;11:21; Веру же благочестивых воинов восхвалял: Мф.8:10; Деян.10:1-4; и на небе, между бесплотных сил, без войны не обошлось: Откр.19:11-19.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Олег Стеняев, протоиерей

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

Этими словами Христос нисколько не перечеркивает значение древнего закона. Напротив, Он и говорит о Законе, который Сам и изрек. Ведь именно божественный Логос (Слово) и общался с древними пророками. Сказано о ветхозаветных пророках, что они исследовали волю Бога: «…на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1Пет.1:11). Бог Отец всегда действует через Слово Свое, через Своего Сына возлюбленного. Сказано о Сыне Божием, что Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:15-17). На древних иконах и фресках, где изображается сотворение мира, изображается именно второе Лицо Пресвятой Троицы. Он, Христос, общался, собеседуя, и с пророком Моисеем на Синае, и с пророком Илией на Хориве.

Господь Иисус Христос говорит: «сказано древним», чтобы скрыть Свое авторство Закона Божия до времени. Блаженный Феофилакт пишет: «…если бы сказал: Я говорил древним, то едва ли стали слушать Его. Поэтому говорит неопределенно».

Заповедь «не убивай, кто же убьет, подлежит суду» была установлена для того, чтобы люди, ценя свою свободу и жизнь, не покушались на жизнь и свободу других людей. Мегед эт мегет (мера за меру) – этот принцип действовал в Законе Божием, научая человека ценить права другого человека, заботясь о себе в другом. Только тот человек, который совершенно не ценил свою собственную жизнь, мог позволить себе восставать на жизнь другого человека. Действуя так, он подпадал под наказание Закона Божия по принципу: «мера за меру». Таким образом Закон Божий научал человека в жизни другого человека любить и свою собственную жизнь. Но Христос не хотел ограничивать исполнение Закона только страхом наказания за нарушение закона. Он возводит Закон на более высокий духовный уровень.

Беседы на Евангелие от Матфея, том 1

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Мы пришли ко Христу и обрели покой (Мф.11:28-30); добрые дела, милостыни, посты и пр. – излишние бремена.

 

Ответ:
Господь обещает успокоить «труждающихся (изнемогающих от суетного труда) и обремененных» (грехами и страстями), но наперед повелевает им взять «Его иго, Его бремя» (учение, повеления) на себя. Иго это благое, потому что возлагает всеблагой Бог для нашего же блага, а бремя Его легкое не потому, что Он требует малого (Мф.5:3-48,10:37-38 и др.), и не по отсутствию трудностей в несении его (Мф.11:12 и др.), как думают сектанты, но вследствие благодатных сил, подаваемых при несении его (1Кор.15:10).
Господом заповеданы добрые дела (Мф.5:16,19:17; Лк.17:10; Ин.13:34,14:21,23 и др.), милостыня (Мф.6:1-4), пост (Мф.6:16-18,9:15,17:21; Мф.4:2). Преподобный Исаак Сириянин так учит о необходимости исполнения заповедей и значении их для христианина: «Заповеди даны Господом как врачевства, чтобы очищать душу от страстей и грехопадений. Ты знаешь, что зло привзошло к нам от преступления заповедей. Итак, ясно, здравие возвращается снова их хранением. А без делания заповедей, пока прежде всего не пойдешь оным путем, ведущим к душевной чистоте, не должно нам и желать и ожидать очищения души... Если любишь чистоту сердца... прилепись к владычным заповедям, как сказал Владыка (Мф.19:17), из любви к Давшему их, а не из страха или воздаяния награды». Покой доброму и верному рабу Господнему предлежит в будущей жизни (Лк.17:7-8; Откр.7:16-17,21:4). «Совершенные, – говорит преподобный Макарий Египетский, – пока пребывают во плоти, не избавлены от забот по причине свободы и состоят под страхом, почему и попускаются на них искушения... Когда же душа войдет в оный град святых, тогда только возможет пребыть без скорбей и искушений; потому что нет там заботы или скорби или труда или старости или сатаны или брани, а есть там покой, радость, мир и спасение».*
------------------------------------------------------------------------------------------
* - Духовные беседы. Беседа, 26. 1904 г., стр. 204.

Православная Церковь и сектанты

Долженко, А. Г.

Ст. 21-24 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́*», подлежит синедриону**; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (*Пустой человек; **Верховное судилище)

Эта часть Нагорной проповеди основана на противопоставлениях ветхозаветной и новозаветной морали. Прием противопоставления Иисус Христос использует не для того, чтобы отменить ветхозаветный Закон Божий, но для того, чтобы его пояснить и дополнить новыми понятиями, и рассказать, как правильно его следует соблюдать. Обращаясь к слушателям, Иисус Христос чаще всего говорит: «Вы слышали, что сказано древним». Затем Спаситель рассказывает о древнем законе, а потом произносит слова «а Я говорю вам» и провозглашает Свои истины, которые не отменяют, а дополняют древний закон.

Продолжая изложение Нагорной проповеди Иисус Христос провозгласил: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф.5:21-22). Как нужно понимать эти слова?

Истины, которые провозглашал Иисус Христос, были те же о которых говорили патриархи и пророки еврейского народа. Эти истины были даны Богом Моисею в десяти заповедях на горе Синай. Так шестая заповедь Моисеева гласит: «не убий». Иисус Христос в начале своей фразы приводит дословное высказывание из Библии: «Не убивай» (Исх.20:13). Во второй части своей фразы Иисус Христос говорит о том, что любой человек, гневающийся на своего брата напрасно, тоже подлежит суду. При помощи такого сопоставления, Иисус Христос приравнивает убийство к гневу на своего брата, объявляя что эти два греха по своей тяжести как бы равны. И человек, совершивший их, подлежит суду.

Иисус Христос сравнивает гнев на брата с убийством, чтобы нагляднее показать всю тяжесть греха, проявляемого во время гнева на брата, а также для того, чтобы осудить этот вид греха. Причем, осуждая этот грех, Иисус Христос указывает на то, что за гнев на брата человек подлежит суду также, как и за убийство.

Таким образом Иисус Христос подводит человека к мысли о том, что гневаться на брата плохо, так как это злой поступок. А любить брата и относиться к нему с миром и уважением есть добрый поступок. Эта мысль не нова и она уже говорилась Богом еврейскому народу. «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем ... но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:17-18).

Зачем же Иисус Христос повторяет эту старую истину опять? Это происходит по четырем причинам.

Во-первых, затем, что черствость души, озлобление сердца и влечение к греху затуманили великое значение этих слов у подавляющего большинства богоизбранного еврейского народа, погрязшего в грехе и нарушающего и обходящего исполнение Закона Божьего.

Во-вторых, Иисус Христос указывает на то, что люди, укоряя за преступление другого человека и проявляя свой гнев против преступника, сами становились грешниками. Их вина и грех проявлялся в том, что гневающиеся обвинители содержали в своем сердце ненависть (или зависть, вражду и презрение), гнев (раздражительность, досаду) в адрес брата своего, т о есть ближнего, с которым по Закону Божьему нужно жить мирно, а не роптать, гневаться и враждовать с ним. Иисус Христос осуждает гнев на брата потому, что чувство гнева таит в себе дух ненависти, агрессии. И этот гнев способен перерасти в дальнейшем в чувство мести, непримиримости и злобы. А эти чувства берут свое начало от злого духа (духа ненависти, злобы, противостоящего Богу), который их может разжигать и в дальнейшем приводить человека к не обдуманным злым поступкам. Потому, нужно не допускать гнева на брата своего и гасить это чувство в его зародыше и, соблюдая заповедь Божью, жить с братом своим в мире и согласии, и любить его как ближнего.

В-третьих, Иисус Христос осуждает всякого гневающегося на брата своего и говорит об этом также и потому, что под влиянием злого духа это чувство гнева разовьется, и плодом его будет злой поступок, проявляющийся в форме неприязни, агрессии и вреде в адрес брата своего (ближнего). Самой крайней формой проявления гнева и может быть убийство. Потому Иисус Христос и сравнивает в Своих словах убийство с чувством гнева на брата своего, как бы говоря, что в мысли о гневе, перерастающей в неприязнь, агрессию и месть, таится начальный, исходный импульс злодеяния – убийства. Так и смертоносный зародыш зла таится в ядовитом семени сатанинского растения, нашедшего благоприятную почву и пустившего корни в душе злого, гневного и раздражительного человека. И это семя зла – гнев, выростая в душе злого человека, может принести страшный плод – убийство. Именно дух гнева, ненависти, мести и побудил сатану убить Сына Божьего, Иисуса Христа, и побуждает людей вредить друг другу. Мысль о том, что всякий, гневающийся на брата своего, может стать убийцей того, на кого гневается и кого ненавидит, подтверждается высказыванием Апостола Иоанна Богослова: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Ин.3:15).

В-четвертых, Иисус Христос, повторяя ветхозаветную истину о том, что нужно любить ближнего своего, не гневаться на него и не враждовать с братом своим, дополняет её новым, более ёмким смыслом, имеющим на себе отпечаток кротости Христовой и человеколюбия, ориентирующим людей жить друг с другом по законам добра и гуманизма, сострадания и взаимопонимания.

В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит о том, что с Его приходом ветхозаветные истины Закона Божьего не только сохраняются , но и дополняются новым содержанием и значением. Так, например, если по законам Моисея судили за убийство как за плохой поступок, то с приходом Спасителя подлежит суду даже всякий гневающийся на брата своего. Поэтому с гневом, как с проявлением злого духа, нужно бороться и искоренять его из своего сердца. И поскольку конечной формой проявления гнева может быть убийство, разумней не допускать чувства гнева на брата своего и погасить в себе это злое чувство.

Иисус Христос как бы говорит о том, что гневная мысль содержит в себе зародыш убийства, и поэтому человеку лучше в себе победить чувство гнева, чтобы в последствии не сожалеть о совершенном убийстве, которое как злой поступок, погубит его душу. Согласно Ветхозаветному закону, изложеному Моисеем, за совершение умышленного убийства человек подвергался смертной казни. «Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти» (Лев.24:17). «Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей» (Чис.35:30). Убить умышленного убийцу мог мститель за кровь (то есть кровный родственник убитого). По еврейским законам за то, что человек сделал не умышленное убийство, он подвергался суду (Чис.35:22-30). Такой суд состоял из евреев, избранных из своего общества, в каждом месте где они находились (Втор.16:18). Человек, побывавший под судом и будучи осужденным за убийство, считался недостойным членом общества, нарушившим заповедь «не убий», основанную на любви ко всему живому.

Иисус Христос в своей Нагорной проповеди не отменяет заповеди «не убий», но добавляет новую мысль к этой заповеди о том, что осуждению также подлежит человек гневающийся на брата своего. То есть Иисус Христос призывает людей достичь такого нравственного совершенства, когда в душе человеческой не только отсутствует помысел об убийстве, но и нет даже чувства гнева. Так как кто не гневается на ближних, тот не убьет их.

Среди толкователей Библии по поводу места в этой фразе о напрасном гневе существуют различные точки зрения. В древних рукописях Евангелия отсутствует слово «напрасно», то есть сказано «всякий гневающийся на брата своего подлежит суду». Поэтому многие авторы в своих толкованиях Библии вообще не упоминают слово «напрасно», очевидно руководствуясь древними списками Евангелия, где этого слова нет.

Один из древнейших толкователей Евангелия, Иустин-философ в своей первой апологии, представленной императору Антонину (годы правления 138–161) писал так: «А о том, чтобы быть не злопамятным, услужливым для всех и негневливым, вот Его (Иисуса) слова: ударившему тебя в щеку подставь и другую, и кто берет у тебя рубашку или одежду, не препятствуй, кто разсердится, тот повинен огню» (Сочинения Иустина-философа, русский перевод Преображенского, 1892 г., стр. 46).

Толкователь Тертуллиан в своей апологии писал так: «Какой превосходнее, какой премудрее закон? Тот ли, который говорит только «не убей, не прелюбодействуй, не делай зла, не обижай никого» или тот, в котором предписывается ещё не гневаться, не иметь вожделений даже глазами, не говорить ни о ком дурно, не противиться злу» (Сочинения Тертулиана, русский перевод 1849 г., стр. 90).

О том, что такое напрасный гнев, также по разному поясняется толкователями Евангелия и по разному поясняется суть этого понятия. Святой Василий Великий допускал проявление праведного гнева, для того, чтобы исправить согрешившего. Такой гнев был направлен против греха, а не против согрешившего брата своего. Однако и Василий Великий соглашался с тем, что и такой вид гнева может перейти в гнев напрасный, потому что душа, начав с хорошего, может впасть в худое. Этот высокочтимый Святой, признавая допустимым гнев только против дьявола, писал так: «Ты гневаешься на брата своего напрасно. Ибо не напрасен ли гнев, когда один бывает причиною действия, а ты раздражаешься на другого? Не то же ли делаешь, что и псы, которые грызут камень и не трогают бросившего камень? Жалок, кто служит орудием действия, ненавистен кто действует. Против него обрати свою раздражительность – против человекоубийцы, отца лжи, делателя греха: но будь сострадателен к брату» («Творения», том 4, беседа 10).

Святой Григорий Богослов, не допуская проявление справедливого гнева людей благочестивых, писал так: «гнев питай на одного только дьявола, через которого ты пал» («Творения», том 4, слово 44). В «Слове на гневливость» этот Святой о гневе говорит так: «Сержусь на домашнего беса, на гневливость и мне кажется что этот один гнев справедлив, если уже надобно потерпеть что-нибудь из обычного людям. Знаю, что из многих корней, от которых прозябает зло, самый дикий и черный – есть гнев» («Творения», часть 5).

Августин Блаженный полагал, что словами Иисуса Христа воспрещается гнев на брата, но не на грех. Этот Святой признавал, что разгневанный человек никогда не считает свой гнев не справедливым, и что застаревший гнев может породить ненависть. И на основе этого советовал не допускать гнева по причине и без причины, и даже имея основания к гневу, не допускать этого чувства, избегать затаивания гнева и ненависти. (Августин Блаженный. Толкование Нагорной проповеди извлеченное из его творений).

Совершенно иное толкование словам Иисуса Христа о гневе придавал Святой Иоанн Златоуст. Он считал, что словами Спасителя о гневе на брата своего «гнев не уничтожается совершенно; страсть гнева может быть полезна, если только умеем пользоваться ею в приличное время... когда мы не за себя отмщаем, но обуздываем дерзких и обращаем на прямой путь беспечных. Не гнев собственно есть нарушение закона, но гнев не благовременный; посему и пророк сказал: «гневаясь не согрешайте» (Пс.4:5). Посмотри сколько добра произвел гнев Апостола Павла против коринфян. Посредством гнева также обратил он опять и отпавший народ галатийский и многих других» (Беседы на Мф.16:7). Этот Святой высказал и такую мысль: «Гнев внедрен в нас не с тем, чтобы мы грешили, но чтобы останавливали других согрешающих» (Беседы на Пс.4).

Некоторые толкователи Евангелия оправдывают «ненапрасный» гнев, при этом в качестве аргумента указывая на то, что даже в Библии говорится о том, что сам Бог гневается на грешников. Против таких защитников «ненапрасного» гнева выступил со своим метким и умелым возражением Святой Григорий Богослов. Он написал так: «Если в Писании слышишь, что Бог гневается, то не принимай сего за совет предаваться страсти. Иначе будет значить, что ты изображаешь для себя зло, а не освобождения от него ищешь. Слушай писание с добрым, а не с худым намерением. Бог не терпит ничего подобного, тому что терплю я. Никогда не говори этого! Он никогда не выходит Сам из Себя; это свойственно тем, которые большею частью в борьбе сами с собою. Но Бог, как очевидно есть Естество неизменяемое. Почему же Он таким изображается? Для чего? Разумей, что речь не прямая, и тогда найдешь смысл. Поёлику сами мы бьем, когда приходим в гневе, то и поражение (Богом) злых (людей) представили в виде гнева. Таким же образом изобрели мы зрение, слух, руки; и поёлику имеем в них нужду для произведения чего-либо в исследование, то приписываем их и Богу, когда Он совершает по нашему представлению то же. При том слышишь, что от гнева Божия терпят злые, а не добрые и терпят по законам правосудия. Но твой гнев не полагает себе меры и всех делает равными. Поэтому не говори, что твоя страсть дана тебе от Бога и свойственна Самому Богу» (Святой Григорий Богослов, «Слово на гневливость» ).

Как видим даже среди святых отцов мнения о том, как надо понимать слова Иисуса Христа о напрасном гневе разошлись и толкователи не пришли к единому выводу. Решение этого спорного вопроса можно получить, детальней рассмотрев его, опираясь на логику, здравый смысл и разум, дарованный нам Господом Богом. Если мы будем рассматривать гнев, проявившийся без причины или обусловленный веской причиной, и будем прослеживать переживания человека во гневе, то придем к такому неизменному выводу, что даже ненапрасный гнев вызывает в душе человека озлобление, неприязнь, агрессию, даже против греха, который совершил человек (брат твой, как сказано в Библии). А затем эти враждебные чувства и ненависть постепенно могут перейти и на самого человека, сделавшего этот грех, то есть на брата твоего, так как очень трудно гневаться на грех вообще, и не распространять чувства своего «праведного» гнева на делателя этого греха. А гнев на брата твоего недопустим, так как является нарушением заповеди Божьей о проявлении любви к ближнему, о недопущении ненависти и вражды по отношению к брату (ближнему) твоему. «Не враждуй на брата твоего ... но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:17-18).

Но даже если человек гневается только на грех, как символ зла (и не гневается на брата своего), то все равно человек присутствием гнева заражает душу свою озлоблением и негодованием, чувствами, которые неизменно сопровождают гнев. А проникнувшись злыми чувствами, возникшими даже от «ненапрасного» гнева, человек нарушает заповедь Спасителя о кротости, смирении и миротворчестве, умиротворенности, в которых должна пребывать душа человека. Грех такого человека состоит в том, что его душа в результате «ненапрасного», а опричиненного гнева объята злыми чувствами (которые вызывает любой вид гнева) вместо того, чтобы пребывать в состоянии умиротворения, блаженства, кротости, смирения и покоя, что и выражает по словам Спасителя гармонию чувств между миром и человеком.

Таким образом, можно сделать логически обусловленный вывод о том, что любой вид гнева есть грех для души. Первый вид опричиненного «ненапрасного» гнева на брата твоего нарушает заповедь о миротворчестве и любви к ближнему. Второй вид гнева не на брата твоего, а на грех, который он совершил, оскверняет душу гневающегося человека злыми чувствами и эмоциями. И тоже является грехом, так как заставляет душу человека пребывать под влиянием агрессивных страстей и сатанинских стремлений. И вместо того, чтобы находиться в состоянии кротости и примирения, и выражать свое миролюбивое, миротворческое отношение к окружающему миру, в том числе и к брату твоему, который являясь ближним твоим, должен быть обласкан и любим.

Этот вывод подтверждается неукоснительно дальнейшими словами Спасителя: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24).

Рассмотрим эти слова Спасителя применительно к «ненапрасному» гневу. Если бы Иисус Христос запрещал бы гнев, возникающий напрасно, но разрешал опричиненный гнев, тогда бы Он не отвергал бы дар человека в тот момент, когда на этого человека его брат имеет что-нибудь против него. Например, когда брат имеет обиду из за гнева, вызванного веской причиной. Таким образом, становится очевидным, что если Господь непререкаемо отвергает всякий дар, в то время когда «брат твой имеет что-нибудь против тебя», то это означает, что Господь осуждает всякий гнев, в том числе обусловленный причиной (ненапрасный). Иначе бы Господь принял твой дар в тот момент, когда брат твой имеет к тебе претензии, вызванные обидой от ненапрасного гнева. Если человек собрался молиться и вспомнил о том, что брат его обижается на него вследствие ненапрасного гнева или по другим причинам, то такой человек должен не совершать молитву до тех пор, пока не помирится с братом своим. Так как без этого поступка молитва человека не будет услышана Богом.

Помириться с братом своим (ближним) человек должен даже тогда, когда брат его гневается на него несправедливо и напрасно. И только после того, когда человек совершил великое дело примирения с братом своим, он может с чистой совестью и от чистого сердца принести Богу свой дар и молитва такого человека будет услышана Богом. Слова же из Библии «гневаясь не согрешайте» (Пс.4:5) нужно понимать в том смысле, что под гневом в этом месте понимается негодование человека, увидевшего беззаконие и грех. Однако негодование, возникшее от увиденного греха нельзя назвать гневом в буквальном смысле этого слова. Это скорее всего отрицательное отношение (без агрессии, вражды и ненависти) человека ко греху, который он увидел. Автор псалмов говорит скорее об эмоциональном восприятии увиденного греха, зла, беззакония. Однако это эмоциональное восприятие не должно быть бурно и эмоционально выраженным и не должно толкать человека, негодующего по поводу увиденного зла, на грех, а наоборот говорится о том, что нужно поразмыслить и утешиться, то есть хладнокровно все обдумать, успокоиться и не гневаться.

Эту мысль подтверждает и продолжение данной цитаты из Библии, где сказано: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс.4:5). Из всей цитаты в целом становится видно, что в ней говорится о том, чтобы человек, начавший гневаться, не грешил в гневе, а поразмыслил в сердце своем, то есть одумался, остудил гнев размышлениями о бесполезности и вреде гнева и утешился, то есть успокоил свою раздражительность и смирил свой гнев. Таким образом, в этом месте Библии не разрешается существование безгрешного, опричиненного, «ненапрасного» гнева.

Бессмысленность утверждений о безгрешности «ненапрасного» гнева легко доказывается цепью логических рассуждений. Предположим, что опричиненный ненапрасный гнев безгрешен. Тогда возникает вопрос, кто будет определять, в каком случае гнев напрасен, а в каком нет. Естественно решает эту проблему сам человек. Но ведь гневающийся человек не может выступать беспристрастным судьей своих поступков, хотя бы потому, что из-за эгоизма большинство людей считает себя правыми в любой ситуации, а также потому, что человек, находящийся во гневе, теряет объективность суждения, становится непримиримым и раздражительным, и считает виновными остальных людей, но только не себя самого. Хотя целый ряд людей после гнева и могут признать свою вину и сознаться, что гневались напрасно, но во время гнева считают свои действия правильными.

Итак, мы пришли к выводу о том, что для того, чтобы разобраться какой гнев напрасный, а какой нет, человеку нужно, прежде всего, душевное спокойствие, рассудительность, самообладание, способность ясно и логически мыслить. А все эти качества у человека проявляются тогда, когда он находится в спокойном состоянии, без гнева и раздражительности.

На основе вышеизложенных рассуждений можно с уверенностью признать тот очевидный факт, что Иисус Христос, предписывая Своим последователям проявление любви к ближним, и даже врагам, одобряя кротость, смирение, миротворчество, искоренение вражды, конечно же, безусловно осуждал всякие проявления и любые разновидности и формы гнева.

Нагорная проповедь

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Мф.5:20-26

Лк.12:58-59

Вы слышали, что сказано древним: не убей (Исх.20:13); кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам: всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же гнев свой выразит обидными словами, например, скажет брату своему: ты пустой человек! тот подлежит казни, определяемой верховным судилищем; а кто проклянет брата, сказавши ему: ты злодей, нечестивец! такой подлежит геенне огненной.

Мир с ближними важнее жертвы. Потому, если бы даже ты принес дар твой к алтарю, и тут вспомнил, что брат твой имеет нечто на тебя; оставь там дар твой пред алтарем, и поди, прежде примирись с братом твоим; и тогда уже приди и принеси дар твой.

Когда ты идешь с соперником своим к начальству; то еще на пути старайся разделаться с ним, чтобы он не отвел тебя к судье, а судья не отдал бы тебя истязателю, а истязатель не посадил бы тебя в темницу. Сказываю тебе, ты не выйдешь оттуда, пока не заплатишь до последней полушки.

Библейская энциклопедия 1891г

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible