Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 23-24 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Вопрос. Одним ли только иереям, или и всем сказано: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»? И как может всякий из нас приносить дар к алтарю?

Ответ. Преимущественно и первообразно следовало бы принять сие за сказанное иереям. А поелику написано: «вы будете называться священниками Господа, служителями Бога» все (Ис 61, 6), и: (Псал.49 23), и еще: «жертва Богу дух сокрушен» (Псал.50, 19); да и Апостол говорит: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, (для) разумного служения вашего» (Рим. 12, 1); все же это для всех есть общее: то каждому из нас необходимо исполнять сказанное.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 23-24 Итак, если ты приносишь дар свой к жертвеннику и там вспомянешь, что брат твой имеет нечто против тебя, оставь там дар свой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом своим, и тогда уже приходи, чтобы принести дар свой

Он не сказал: «Если ты имеешь что-нибудь против брата своего», но: «Если брат твой имеет что-нибудь против тебя», чтобы необходимость примирения для тебя показалась тем более настоятельной. Коль скоро мы не можем примириться с ним, я не знаю, принесем ли мы наши дары Богу как должно.

Толкование на Евангелие от Матфея

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя

Примирение нас друг с другом всего важнее для Бога Слова. Ибо Тот, Кто примирил небесное с земным, прекращает и наши вражды, не дозволяя им возникнуть и возникшие исторгая с корнем. Он говорит: не гневайся на брата своего всуе (22). Поскольку же знает поползновенность человеческой немощи, то истребляет корни происшедшей вражды, и терпит, чтобы Ему назначенный дар оставался непринесенным, пока мы не примиримся между собою. Посему в сказанном заключается крайнее человеколюбие, но не лишенное и справедливости.

«Ты взыскуешь, - говорит Он, - человеколюбия; а обиженный ищет отмщения. Ты называешь Меня милосердым, а он - праведным; ты просишь снисхождения, а он вопиет, что не оказано ему помощи. Успокой его, справедливо вопиющего, и не будешь лишен Моего благоволения. Примирись с обиженным и тогда умоляй о Моем примирении с тобою. Не продаю за дар справедливо требуемого другим отмщения; не унижаю неподкупного судилища; не оказываю благоволения обидевшему, пока сетует обиженный. Не малый, но крайне высокий и великий даю тебе дар - отлагаю исследование дела, не произношу немедленно решительного приговора; даю тебе время удовлетворить обиженного».

Письма. Книга III

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя

Слова «если ты принесешь дар твой» и далее показывают, что Бог открыл для согрешающих покаяние как способ спасения и избежания наказания, а забота об опечаленном, говорит Он, приведет к уничтожению наказания. Поскольку тот, кто не любит брата своего, не любит Господа, то и [Господь] по справедливости не принимает его, когда он испытывает печаль брата, поскольку приступает к Нему неистинно.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя

А что без согласия ничто не благоугодно Богу, об этот лично говорит Истина: аще принесеши дар твой к олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать ничто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой. Вот от немирных (Господь) не хочет принимать жертвы, отказывает в принятии всесожжения. Итак поэтому судите, сколь велико зло в несогласии; из-за него отвергается даже то, чем уменьшается виновность.

Беседы на пророка Иезекииля. Беседа восьмая

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 23-24 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 

Бог пренебрегает собственной честью, лишь бы мы любили друг друга. К словам «если брат твой имеет что-нибудь против тебя» не прибавил ничего другого: справедливо ли или не справедливо имеет он, примирись. Он не сказал: «если ты имеешь против него», но говорил: «если он имеет что-либо против тебя, постарайся примирить его с собою». Повелевает же оставить дар для того, чтобы у тебя была необходимость к примирению: пожелав принести дар твой, ты по необходимости должен будешь примириться. Вместе с этим показывает, что любовь есть и истинная жертва.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иустин (Полянский), свт. (†1903)

Ст. 21-26 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта

Сею заповедию Господь исторгает из сердец последователей Своих самый корень запрещенного законом убийства – гнев и злобу, и, таким образом дает этой заповеди совершеннейший вид, – возводит ее к высшему началу духовной жизни.

Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 23-24 Аще ибо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой

Все, что выше сказал, что теперь говорит и что после будет говорить, – все это относится к любви, которую Он часто предлагает и различным образом восхваляет, как это весьма часто будем видеть впереди. Будучи Богом, Он из любви к нам воплотился и претерпел все, чтобы и мы любили Бога и самих себя, были соединены друг с другом любовью и составили одно тело, имея главою Христа. Поэтому, рассекая нервы раздора, уничтожает этим все, что разрывает любовь. И смотри, как велико Его человеколюбие. Он отказывается от собственной чести из любви к брату, и только не говорит: пусть на время прекратится служение Мне, чтобы только ты помирился с братом, потому что жертвою служит также примирение с братом, и без этого условия Я не принимаю ее. Итак, приносишь ли ты хвалу Богу, или молитву (потому что и это также жертва), или что-нибудь другое, не приноси этого не примирившись, зная, что Он ничего не примет, если ты прежде не примиришься. Слова эти безразлично относятся и к тому, кто наносит обиду, и к тому, кто терпит. Если ты обижен кем-либо, то прости ему эту обиду и будь терпелив; если же ты обидел другого, то загладь свою обиду и не опусти ничего, что может послужить к примирению. Этим же научает, что Богу ненавистна вся жизнь того, чья жертва не принимается по причине вражды.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя

Принесешь дар. То, что приносится в жертву Богу, или для умилостивления Бога и для испрашивания у Него какой-либо милости, или в благодарность Богу и прочее, по Закону Моисееву.

К жертвеннику. Который находился во дворе храма (см. примечание к Мф. 21:12). Священник брал принесенное для жертвы и, возложив приготовленное на жертвенник, молился вместе с приносившим.

Имеет что-нибудь против тебя. Будучи оскорблен или огорчен тобою.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-24 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Обращаясь к слушателям, Спаситель в предыдущем стихе говорил об их собственном гневе, который служит к нарушению мира. Теперь Он говорит о гневе со стороны брата, и этот гнев также должен быть прекращаем. Существование храма и жертв в словах Спасителя необходимо предполагается, т.е. слова были сказаны (а Евангелие написано) до разрушения храма Иерусалимского, иначе такая речь была бы невозможна. Многие приносили в храме различные жертвы, которые были тогда высшим выражением служения Богу и богопочтения. Если кто-нибудь принесет какой-нибудь дар для храма и, присутствуя сам в храме, вспомнит, что брат его гневается на него, то должен оставить дар свой пред жертвенником, возвратиться назад и примириться с братом своим. Толкуя эти стихи, Иоанн Златоуст восклицает: “О, благость! О, неизреченное человеколюбие! Господь повелевает, чтобы поклонение Ему оставлялось вследствие требований любви к ближнему… Пусть, говорит Он, прервется служение мне, только бы сохранилась твоя любовь, потому что и то — жертва, когда кто примиряется с братом. Потому-то Он не говорит: примирись по принесении, или прежде принесения дара; но посылает примириться с братом, когда дар лежит пред жертвенником; и жертвоприношение уже начато”. Ничто не препятствует буквально исполнять эти прекрасные слова и прекрасное толкование в практической жизни. Слово κακεΐ в выражении “там вспомнишь” значится в важнейших кодексах, принято в recepta, у Тишендорфа и Вест. Хорта, но выпущено более, чем в 50 курсивных. Пишется и κακεΐ и καί εκεί. Глагол примириться (διαλλάττεσιθαι) встречается в Новом Завете только здесь.

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 23-24 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Иудеи думали, что можно приносить Богу жертву и в то же время злобствовать в сердце на ближнего. Что же говорит им Христос Спаситель? Итак, если ты принесешь дар твой (жертву твою) к жертвеннику и там вспомнишь, — и здесь, уже при самом начале жертвоприношения, вдруг вспомнишь, - что брат твой (всякий человек, кто бы то ни был) имеет что-нибудь против тебя(справедливо или несправедливо имеет против тебя что-нибудь, хотя бы и неважное, хотя бы ты сам на него и не гневался вовсе), оставь там дар твой пред жертвенником, оставь свою жертву немедленно, тут же, у священного алтаря, и пойди прежде примирись с братом твоим, и только тогда, когда с ним примиришься, приди (возвратись к жертвеннику Божию) и принеси, уже с мирной совестью, дар твой. Для чего повелевает Он так поступить? Во-первых, Он хочет показать, что любовь почитает величайшей жертвой, и без нее даже других жертв не приемлет; во-вторых, заставляет примириться с ближним, — если не по любви к нему, то, по крайней мере, для того, чтобы жертвоприношение не осталось неоконченным. Он показывает, что трапеза Господня не допускает к себе враждующих друг против друга. Если ты приносишь молитву с неприязненным чувством, то лучше тебе ее оставить и пойти примириться с братом, и тогда уже совершить молитву. Что говорит Христос для оскорбившего, то относится и к оскорбленному. Если ты, говорит Он, примиришься с ним из любви к нему, то и Я буду к тебе милостив. Я Сам охотно соглашаюсь на то, чтобы ты оставил на время жертву, только бы вам сделаться друзьями. Как мудрый врач, Христос не только предлагает предохраняющие от болезни средства, но и служащие к уврачеванию самой болезни. Запрещение называть другого безумным — вот врачевство, предохраняющее от вражды, а повеление примириться с ближним служит к истреблению болезней, возникающих после вражды. Смотри, с какой строгостью Он предписывает исполнять то и другое. Там угрожает геенной, а здесь прежде примирения не хочет принять и дара, и тем показывает, как велик гнев Его против враждующих. А как же быть, спросишь, если тот, с кем мне надобно примириться, живет далеко, и мне нельзя оставить службы Божией, чтобы немедленно примириться с ним? Тогда пойди к нему не телом, а душой, пойди сердцем и, стоя пред лицом Божиим, от всего сердца прости ему и помолись Сердцеведцу, да поможет Он тебе развязать этот узел вражды, по крайней мере, как только будет можно, как можно скорее. Если же случится, от чего да сохранит нас милосердый Господь — Миротворец, что брат твой не захочет с тобой примириться, то попроси других помирить его с тобой, а если и тогда не захочет тебя простить, «то молись спокойно Богу, чтобы Он Сам вразумил его, а ты не заботься» (совет преподобного Пимена Великого).

Троицкие листки. №801-1050

"Иисус Христос. Жизнь и учение"

Ст. 23-24 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Во второй части рассматриваемого отрывка Иисус говорит о примирении, используя образ из иудейской религиозной практики. Слова если ты принесешь дар тво к жертвеннику могут быть поняты как в прямом, так и в переносном смысле: речь может идти как о жертвоприношении, так и о молитве, предстоянии пред Богом.

В Нагорной проповеди Иисус настаивает на том, что человек не должен приносить жертву Богу до тех пор, пока не примирится с ближним. Для Бога ценна не жертва сама по себе, а то расположение сердца, с которым жертва приносится, и те добрые дела по отношению к ближним, которыми она сопровождается. Об этом говорили еще ветхозаветные пророки: К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу… Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро (Ис. 1:11, 16). Как бы продолжая эту тему в проповеди, которая вся построена на развитии и осмыслении ключевых тем ветхозаветной нравственности, Иисус ставит примирение с братом условием примирения человека с Богом и прощения его грехов. Та же мысль вложена в слова молитвы, которую Иисус даст Своим ученикам: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6:12).

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 2

Гладков, Б. И. (†1921)

Ст. 22-24  Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Давая эту новую заповедь, Иисус не отменил ветхозаветной заповеди не убивай, основанной на вечном законе любви, так как, осуждая даже только гневающегося на брата, Он, несомненно, осуждал и убийцу; кто достиг такого нравственного совершенства, что даже не гневается ни на кого, тот, конечно, и не убьет.
 

В некоторых древних списках Евангелия нет слова напрасно; в них сказано, что всякий гневающийся на брата своего подлежит суду. Из древних толкователей Евангелия, Иустин Философ и Тертуллиан, по-видимому, руководствовались такими списками Евангелия, в которых не было слова напрасно.

Обращаясь к разрешению вопроса о том, как надо читать текст о гневе, мы должны признать, что всякий гнев, беспричинный или же возникший по уважительной причине, неизбежно сопровождается озлоблением против того, на кого мы гневаемся, и тем нарушает главнейшую заповедь о любви к ближнему и заповедь о кротости, так как где озлобление, негодование, там нет любви, нет кротости; поэтому надо признать, что Христос осудил всякий гнев. Такое мнение подкрепляется дальнейшими словами Иисуса: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Если бы Иисус запрещал только напрасный гнев, то Он не отвергал бы, безусловно, дар твой в то время, когда брат твой имеет что-нибудь против тебя, то есть когда считает себя обиженным твоим гневом; отвергая же, безусловно, всякий дар, приносимый при таких обстоятельствах, Он тем самым осудил всякий гнев, следовательно, и ненапрасный. Если ты собираешься молиться Богу и вспоминаешь, что вследствие твоего, хотя бы и не напрасного, гнева или по другим причинам, брат твой имеет что-нибудь против тебя, то подожди молиться! Молитва твоя не будет принята Богом, пока ты не примиришься с братом! Иди же к нему, примирись, и тогда только неси Богу дар чистой души твоей! С другой стороны, если признать безгрешность ненапрасного гнева, то спрашивается: кто же будет решать вопрос о том, напрасно или не напрасно я гневаюсь? Конечно, я сам. Но разве я могу быть беспристрастным судьей своих поступков? Гневаясь, раздражаясь, человек перестает быть рассудительным, теряет душевное спокойствие и всегда находит виновными всех, кроме самого себя. Хотя после, когда гнев пройдет, он и может признать себя виновным, может сознаться, что гневался напрасно, но в пылу гнева он всегда считает себя правым.

Ввиду этого следует признать, что Иисус Христос, требуя от Своих последователей всепрощающей любви ко всем, даже врагам, требуя от них кротости и умиротворения враждующих, запретил всякий гнев.

Кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

Слово рака, по объяснению переводчиков Евангелия на славянский и русский языки, означает: пустой человек. Иоанн Златоуст говорит, что слово это «выражает только некоторое презрение или неуважение со стороны того, кто его произносит. Подобно тому, как мы, приказывая что-нибудь слугам и другим низкого состояния людям, говорим: пойди ты туда, скажи ты тому-то; так точно и говорящие сирским языком употребляют слово рака вместо слова ты».

Словом безумный называли не только глупого, но и нечестивого, бессовестного человека. Епископ Михаил говорит, что у древних мудрость означала не столько просвещенный ум, сколько благочестивую жизнь; поэтому безумием или глупостью называлось и нечестие, а безумными или глупыми – люди порочные, безнравственные.

Геенной огненной называлась долина Генномова, находившаяся близ Иерусалима, к юго-западу от него. Когда евреи предавались идолослужению, то в этой долине совершались отвратительные служения Молоху (4Цар.16,32Пар.28,3). Этот, сирский идол был медный, с телячьей головой; руки его протянуты были так, как бы готовы были принять кого-либо. Ему приносили в жертву детей: зажигали внутри идола огонь, и когда идол раскалялся, то бросали ему на протянутые руки детей, которые в страшных мучениях умирали. Чтобы заглушить стоны сжигаемых живьем детей, евреи громко кричали и шумели, употребляя при этом и различные инструменты. После плена вавилонского, окончательно отстав от идолопоклонства, евреи получили отвращение и к месту прежнего идолослужения; но, дабы усилить это отвращение, стали свозить туда из Иерусалима нечистоты и трупы остающихся без погребения; там же совершались иногда и смертные казни; воздух в этой долине был так заражен, что для очищения его там постоянно горел огонь; поэтому место это стало страшным и отвратительным; оно прозвано долиной огненной и служило образом вечных мучений грешников.

Слова: суд, синедрион и геенна огненная употреблены Иисусом не в буквальном их смысле, но для более удобопонятного обозначения последствий различных степеней гнева. Кто гневается на брата, не высказывая еще ничем своего гнева, тот уже совершает грех, влекущий за собой осуждение, ответственность перед Богом; но кто в гневе своем обнаружит презрение к брату, тот совершает тяжкий грех и подлежит большей ответственности, а кто настолько разгневается, что оскорбит брата своего, тот совершает еще более тяжкий грех и подвергнется за то в будущей жизни такому наказанию, которое можно сравнить с осуждением здесь на постоянное пребывание в долине огненной.

Указав на различные степени гнева, Христос дальнейшими словами Своими пояснил, что даже малейший гнев, малейшая обида, нанесенная брату, делают нас недостойными общения с Богом. Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Он не сказал: «Иди и примирись с братом своим, если сильно оскорбил его». Нет, Он сказал: «Примирись, если брат твой имеет что-нибудь против тебя». «И не сказал (говорит Златоуст): когда ты гневаешься справедливо или несправедливо, но просто; что брат твой имеет что-нибудь против тебя, хотя бы даже гнев твой был справедлив».

Толкование Евангелия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 23-24. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

О жертвоприношениях.

 

Дар и жертвы Бог не отвергает Мф.26:10-11; но только ставит при этом условие: примириться с братом.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Олег Стеняев, протоиерей

Ст. 23-24 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Здесь говорится о наших отношениях с братьями нашими, не с чужими, а со своими. Нам надо научиться отличать свих от чужих; Христос это делал. На просьбу хананеянки помочь ей Господь ответил: «…нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15:26). Посылая апостолов на проповедь, Господь говорил им: «… на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.10:5-6). Теперь Новый Израиль – Божий и новые дети Авраама  – это православные христиане. Прежний Израиль отпал от благодати и соделался быти неверными и отступниками. Но и новый народ Божий, народ христианский, хромает, как сын без благодатного царя Саула, на две ноги сразу. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил о Православной церкви в России, что она, как зеленое дерево, которое внутри изъедено червями и при первом натиске бури сразу и обрушится. Вывод очевиден: теперь погибающий Израиль – это мы, православные, и призыв «а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» для православных проповедников более чем актуален. Теперь не время помогать «чужим» погибающим, все усилие православной миссии должно быть обращено внутрь нашего собственного народа (народа православного). Можно, конечно, помочь найти путь спасения непьющему соседу – «свидетелю Иеговы», но не надо забывать о собственном члене семьи – хроническом алкоголике. Мало бить себя в грудь и кричать: «я православный»; Православие – это не клеймо на породистом телке, а высочайшая ответственность в глазах Бога. Православие – это образ жизни, к которому мы еще и не приблизились. Мы только примазались все к Православию, а это вера святых, святых, а не книжников и фарисеев, в которых мы все давно превратились. И никакими пышными службами и напыщенными словами мы не скроем духовной наготы нашей. Только национальное покаяние может очистить и исправить нас. Теперь надо оставить «дар твой пред жертвенником», оставить чисто внешнее, лишенное внутреннего смысла, сугубо обрядовое и пойти и примириться с Богом и ближним. Без этого все наши обряды и таинства будут нам только в погибель. Сказано о важнейшем из Таинств, о Святой Евхаристии: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:28-30). Сейчас время оставить лицемерное служение и идти примириться с братьями нашими. Примириться с братом не означает сделать его соучастником наших грехов или подпасть под его грехи. Единство во грехе противно Богу, это Вавилонское единство. Примириться с ближним означает помочь ему и себе обрести через взаимное покаяние МИР с Богом. Тот мир с Богом, без которого все наши усилия построить радостную и счастливую жизнь лишены всякого смысла. Возненавидеть грех и возлюбить грешника, и означает идти путем примирения, без которого наши молитвы выше потолка не поднимаются. Как и сказал Господь: «оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

Примириться с ближним означает и устранить ту социальную несправедливость, которая существует в современном обществе. Богатый, который разбогател на эксплуатации других людей, на казнокрадстве, спекуляции и мошенничестве, тоже призывается Богом оставить дар свой пред жертвенником и пойти примириться с братьями своими. Примириться так, как примирился с людьми, а значит и с Богом, начальник мытарей Закхей. Сказано: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк.19:8-9). Видите когда Господь примирился с грешным Закхеем и назвал его сыном Аврамовым, тогда, когда он (Закхей) принял решение примириться со всеми теми, «кого чем обидел». Так и мы будем искать мира со всеми, насколько это только возможно. Ибо сказано: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:20-21).

А что значит «ненавидеть брата»? Это значит делать ему зло. Причем, порою случается так, что мы начинаем сильно ненавидеть человека именно потому, что сами первыми и сделали ему зло. А ненависть нужна нам как ширма – мол, он сам заслужил такое отношение к себе. И наговариваем и клевещем на человека, чтобы оправдать свое зло против него. Украл политик чужие голоса и говорит сам себе: «они тупые и сами ничего не понимают, а я лучше их самих знаю, что им нужно» – и оправдался в собственных глазах. Блаженный Иероним писал: «Он не сказал: «Если ты имеешь что-нибудь против брата своего», но: «Если брат твой имеет что-нибудь против тебя», чтобы необходимость примирения для тебя показалась более настоятельной». Ну а если ты на кого обижаешься, то сразу и прости ему – и дело с концом. Для христианина обида – непростительная роскошь.

Беседы на Евангелие от Матфея, том 1

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Мы пришли ко Христу и обрели покой (Мф.11:28-30); добрые дела, милостыни, посты и пр. – излишние бремена.

 

Ответ:
Господь обещает успокоить «труждающихся (изнемогающих от суетного труда) и обремененных» (грехами и страстями), но наперед повелевает им взять «Его иго, Его бремя» (учение, повеления) на себя. Иго это благое, потому что возлагает всеблагой Бог для нашего же блага, а бремя Его легкое не потому, что Он требует малого (Мф.5:3-48,10:37-38 и др.), и не по отсутствию трудностей в несении его (Мф.11:12 и др.), как думают сектанты, но вследствие благодатных сил, подаваемых при несении его (1Кор.15:10).
Господом заповеданы добрые дела (Мф.5:16,19:17; Лк.17:10; Ин.13:34,14:21,23 и др.), милостыня (Мф.6:1-4), пост (Мф.6:16-18,9:15,17:21; Мф.4:2). Преподобный Исаак Сириянин так учит о необходимости исполнения заповедей и значении их для христианина: «Заповеди даны Господом как врачевства, чтобы очищать душу от страстей и грехопадений. Ты знаешь, что зло привзошло к нам от преступления заповедей. Итак, ясно, здравие возвращается снова их хранением. А без делания заповедей, пока прежде всего не пойдешь оным путем, ведущим к душевной чистоте, не должно нам и желать и ожидать очищения души... Если любишь чистоту сердца... прилепись к владычным заповедям, как сказал Владыка (Мф.19:17), из любви к Давшему их, а не из страха или воздаяния награды». Покой доброму и верному рабу Господнему предлежит в будущей жизни (Лк.17:7-8; Откр.7:16-17,21:4). «Совершенные, – говорит преподобный Макарий Египетский, – пока пребывают во плоти, не избавлены от забот по причине свободы и состоят под страхом, почему и попускаются на них искушения... Когда же душа войдет в оный град святых, тогда только возможет пребыть без скорбей и искушений; потому что нет там заботы или скорби или труда или старости или сатаны или брани, а есть там покой, радость, мир и спасение».*
------------------------------------------------------------------------------------------
* - Духовные беседы. Беседа, 26. 1904 г., стр. 204.

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
"Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос.6:6).
"пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф.9:13).
 

Ответ:   Здесь говорится о том, что принесение жертв – богоугодное дело тогда, когда сопровождается милостью, т.е. любовью и состраданием к людям (Мф.5:23-24). Иудеи все свое служение Богу ограничивали одними жертвами, к ближним относились с враждой и несправедливо, без «милости».

Православная Церковь и сектанты

Долженко, А. Г.

Ст. 21-24 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́*», подлежит синедриону**; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (*Пустой человек; **Верховное судилище)

Эта часть Нагорной проповеди основана на противопоставлениях ветхозаветной и новозаветной морали. Прием противопоставления Иисус Христос использует не для того, чтобы отменить ветхозаветный Закон Божий, но для того, чтобы его пояснить и дополнить новыми понятиями, и рассказать, как правильно его следует соблюдать. Обращаясь к слушателям, Иисус Христос чаще всего говорит: «Вы слышали, что сказано древним». Затем Спаситель рассказывает о древнем законе, а потом произносит слова «а Я говорю вам» и провозглашает Свои истины, которые не отменяют, а дополняют древний закон.

Продолжая изложение Нагорной проповеди Иисус Христос провозгласил: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф.5:21-22). Как нужно понимать эти слова?

Истины, которые провозглашал Иисус Христос, были те же о которых говорили патриархи и пророки еврейского народа. Эти истины были даны Богом Моисею в десяти заповедях на горе Синай. Так шестая заповедь Моисеева гласит: «не убий». Иисус Христос в начале своей фразы приводит дословное высказывание из Библии: «Не убивай» (Исх.20:13). Во второй части своей фразы Иисус Христос говорит о том, что любой человек, гневающийся на своего брата напрасно, тоже подлежит суду. При помощи такого сопоставления, Иисус Христос приравнивает убийство к гневу на своего брата, объявляя что эти два греха по своей тяжести как бы равны. И человек, совершивший их, подлежит суду.

Иисус Христос сравнивает гнев на брата с убийством, чтобы нагляднее показать всю тяжесть греха, проявляемого во время гнева на брата, а также для того, чтобы осудить этот вид греха. Причем, осуждая этот грех, Иисус Христос указывает на то, что за гнев на брата человек подлежит суду также, как и за убийство.

Таким образом Иисус Христос подводит человека к мысли о том, что гневаться на брата плохо, так как это злой поступок. А любить брата и относиться к нему с миром и уважением есть добрый поступок. Эта мысль не нова и она уже говорилась Богом еврейскому народу. «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем ... но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:17-18).

Зачем же Иисус Христос повторяет эту старую истину опять? Это происходит по четырем причинам.

Во-первых, затем, что черствость души, озлобление сердца и влечение к греху затуманили великое значение этих слов у подавляющего большинства богоизбранного еврейского народа, погрязшего в грехе и нарушающего и обходящего исполнение Закона Божьего.

Во-вторых, Иисус Христос указывает на то, что люди, укоряя за преступление другого человека и проявляя свой гнев против преступника, сами становились грешниками. Их вина и грех проявлялся в том, что гневающиеся обвинители содержали в своем сердце ненависть (или зависть, вражду и презрение), гнев (раздражительность, досаду) в адрес брата своего, т о есть ближнего, с которым по Закону Божьему нужно жить мирно, а не роптать, гневаться и враждовать с ним. Иисус Христос осуждает гнев на брата потому, что чувство гнева таит в себе дух ненависти, агрессии. И этот гнев способен перерасти в дальнейшем в чувство мести, непримиримости и злобы. А эти чувства берут свое начало от злого духа (духа ненависти, злобы, противостоящего Богу), который их может разжигать и в дальнейшем приводить человека к не обдуманным злым поступкам. Потому, нужно не допускать гнева на брата своего и гасить это чувство в его зародыше и, соблюдая заповедь Божью, жить с братом своим в мире и согласии, и любить его как ближнего.

В-третьих, Иисус Христос осуждает всякого гневающегося на брата своего и говорит об этом также и потому, что под влиянием злого духа это чувство гнева разовьется, и плодом его будет злой поступок, проявляющийся в форме неприязни, агрессии и вреде в адрес брата своего (ближнего). Самой крайней формой проявления гнева и может быть убийство. Потому Иисус Христос и сравнивает в Своих словах убийство с чувством гнева на брата своего, как бы говоря, что в мысли о гневе, перерастающей в неприязнь, агрессию и месть, таится начальный, исходный импульс злодеяния – убийства. Так и смертоносный зародыш зла таится в ядовитом семени сатанинского растения, нашедшего благоприятную почву и пустившего корни в душе злого, гневного и раздражительного человека. И это семя зла – гнев, выростая в душе злого человека, может принести страшный плод – убийство. Именно дух гнева, ненависти, мести и побудил сатану убить Сына Божьего, Иисуса Христа, и побуждает людей вредить друг другу. Мысль о том, что всякий, гневающийся на брата своего, может стать убийцей того, на кого гневается и кого ненавидит, подтверждается высказыванием Апостола Иоанна Богослова: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Ин.3:15).

В-четвертых, Иисус Христос, повторяя ветхозаветную истину о том, что нужно любить ближнего своего, не гневаться на него и не враждовать с братом своим, дополняет её новым, более ёмким смыслом, имеющим на себе отпечаток кротости Христовой и человеколюбия, ориентирующим людей жить друг с другом по законам добра и гуманизма, сострадания и взаимопонимания.

В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит о том, что с Его приходом ветхозаветные истины Закона Божьего не только сохраняются , но и дополняются новым содержанием и значением. Так, например, если по законам Моисея судили за убийство как за плохой поступок, то с приходом Спасителя подлежит суду даже всякий гневающийся на брата своего. Поэтому с гневом, как с проявлением злого духа, нужно бороться и искоренять его из своего сердца. И поскольку конечной формой проявления гнева может быть убийство, разумней не допускать чувства гнева на брата своего и погасить в себе это злое чувство.

Иисус Христос как бы говорит о том, что гневная мысль содержит в себе зародыш убийства, и поэтому человеку лучше в себе победить чувство гнева, чтобы в последствии не сожалеть о совершенном убийстве, которое как злой поступок, погубит его душу. Согласно Ветхозаветному закону, изложеному Моисеем, за совершение умышленного убийства человек подвергался смертной казни. «Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти» (Лев.24:17). «Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей» (Чис.35:30). Убить умышленного убийцу мог мститель за кровь (то есть кровный родственник убитого). По еврейским законам за то, что человек сделал не умышленное убийство, он подвергался суду (Чис.35:22-30). Такой суд состоял из евреев, избранных из своего общества, в каждом месте где они находились (Втор.16:18). Человек, побывавший под судом и будучи осужденным за убийство, считался недостойным членом общества, нарушившим заповедь «не убий», основанную на любви ко всему живому.

Иисус Христос в своей Нагорной проповеди не отменяет заповеди «не убий», но добавляет новую мысль к этой заповеди о том, что осуждению также подлежит человек гневающийся на брата своего. То есть Иисус Христос призывает людей достичь такого нравственного совершенства, когда в душе человеческой не только отсутствует помысел об убийстве, но и нет даже чувства гнева. Так как кто не гневается на ближних, тот не убьет их.

Среди толкователей Библии по поводу места в этой фразе о напрасном гневе существуют различные точки зрения. В древних рукописях Евангелия отсутствует слово «напрасно», то есть сказано «всякий гневающийся на брата своего подлежит суду». Поэтому многие авторы в своих толкованиях Библии вообще не упоминают слово «напрасно», очевидно руководствуясь древними списками Евангелия, где этого слова нет.

Один из древнейших толкователей Евангелия, Иустин-философ в своей первой апологии, представленной императору Антонину (годы правления 138–161) писал так: «А о том, чтобы быть не злопамятным, услужливым для всех и негневливым, вот Его (Иисуса) слова: ударившему тебя в щеку подставь и другую, и кто берет у тебя рубашку или одежду, не препятствуй, кто разсердится, тот повинен огню» (Сочинения Иустина-философа, русский перевод Преображенского, 1892 г., стр. 46).

Толкователь Тертуллиан в своей апологии писал так: «Какой превосходнее, какой премудрее закон? Тот ли, который говорит только «не убей, не прелюбодействуй, не делай зла, не обижай никого» или тот, в котором предписывается ещё не гневаться, не иметь вожделений даже глазами, не говорить ни о ком дурно, не противиться злу» (Сочинения Тертулиана, русский перевод 1849 г., стр. 90).

О том, что такое напрасный гнев, также по разному поясняется толкователями Евангелия и по разному поясняется суть этого понятия. Святой Василий Великий допускал проявление праведного гнева, для того, чтобы исправить согрешившего. Такой гнев был направлен против греха, а не против согрешившего брата своего. Однако и Василий Великий соглашался с тем, что и такой вид гнева может перейти в гнев напрасный, потому что душа, начав с хорошего, может впасть в худое. Этот высокочтимый Святой, признавая допустимым гнев только против дьявола, писал так: «Ты гневаешься на брата своего напрасно. Ибо не напрасен ли гнев, когда один бывает причиною действия, а ты раздражаешься на другого? Не то же ли делаешь, что и псы, которые грызут камень и не трогают бросившего камень? Жалок, кто служит орудием действия, ненавистен кто действует. Против него обрати свою раздражительность – против человекоубийцы, отца лжи, делателя греха: но будь сострадателен к брату» («Творения», том 4, беседа 10).

Святой Григорий Богослов, не допуская проявление справедливого гнева людей благочестивых, писал так: «гнев питай на одного только дьявола, через которого ты пал» («Творения», том 4, слово 44). В «Слове на гневливость» этот Святой о гневе говорит так: «Сержусь на домашнего беса, на гневливость и мне кажется что этот один гнев справедлив, если уже надобно потерпеть что-нибудь из обычного людям. Знаю, что из многих корней, от которых прозябает зло, самый дикий и черный – есть гнев» («Творения», часть 5).

Августин Блаженный полагал, что словами Иисуса Христа воспрещается гнев на брата, но не на грех. Этот Святой признавал, что разгневанный человек никогда не считает свой гнев не справедливым, и что застаревший гнев может породить ненависть. И на основе этого советовал не допускать гнева по причине и без причины, и даже имея основания к гневу, не допускать этого чувства, избегать затаивания гнева и ненависти. (Августин Блаженный. Толкование Нагорной проповеди извлеченное из его творений).

Совершенно иное толкование словам Иисуса Христа о гневе придавал Святой Иоанн Златоуст. Он считал, что словами Спасителя о гневе на брата своего «гнев не уничтожается совершенно; страсть гнева может быть полезна, если только умеем пользоваться ею в приличное время... когда мы не за себя отмщаем, но обуздываем дерзких и обращаем на прямой путь беспечных. Не гнев собственно есть нарушение закона, но гнев не благовременный; посему и пророк сказал: «гневаясь не согрешайте» (Пс.4:5). Посмотри сколько добра произвел гнев Апостола Павла против коринфян. Посредством гнева также обратил он опять и отпавший народ галатийский и многих других» (Беседы на Мф.16:7). Этот Святой высказал и такую мысль: «Гнев внедрен в нас не с тем, чтобы мы грешили, но чтобы останавливали других согрешающих» (Беседы на Пс.4).

Некоторые толкователи Евангелия оправдывают «ненапрасный» гнев, при этом в качестве аргумента указывая на то, что даже в Библии говорится о том, что сам Бог гневается на грешников. Против таких защитников «ненапрасного» гнева выступил со своим метким и умелым возражением Святой Григорий Богослов. Он написал так: «Если в Писании слышишь, что Бог гневается, то не принимай сего за совет предаваться страсти. Иначе будет значить, что ты изображаешь для себя зло, а не освобождения от него ищешь. Слушай писание с добрым, а не с худым намерением. Бог не терпит ничего подобного, тому что терплю я. Никогда не говори этого! Он никогда не выходит Сам из Себя; это свойственно тем, которые большею частью в борьбе сами с собою. Но Бог, как очевидно есть Естество неизменяемое. Почему же Он таким изображается? Для чего? Разумей, что речь не прямая, и тогда найдешь смысл. Поёлику сами мы бьем, когда приходим в гневе, то и поражение (Богом) злых (людей) представили в виде гнева. Таким же образом изобрели мы зрение, слух, руки; и поёлику имеем в них нужду для произведения чего-либо в исследование, то приписываем их и Богу, когда Он совершает по нашему представлению то же. При том слышишь, что от гнева Божия терпят злые, а не добрые и терпят по законам правосудия. Но твой гнев не полагает себе меры и всех делает равными. Поэтому не говори, что твоя страсть дана тебе от Бога и свойственна Самому Богу» (Святой Григорий Богослов, «Слово на гневливость» ).

Как видим даже среди святых отцов мнения о том, как надо понимать слова Иисуса Христа о напрасном гневе разошлись и толкователи не пришли к единому выводу. Решение этого спорного вопроса можно получить, детальней рассмотрев его, опираясь на логику, здравый смысл и разум, дарованный нам Господом Богом. Если мы будем рассматривать гнев, проявившийся без причины или обусловленный веской причиной, и будем прослеживать переживания человека во гневе, то придем к такому неизменному выводу, что даже ненапрасный гнев вызывает в душе человека озлобление, неприязнь, агрессию, даже против греха, который совершил человек (брат твой, как сказано в Библии). А затем эти враждебные чувства и ненависть постепенно могут перейти и на самого человека, сделавшего этот грех, то есть на брата твоего, так как очень трудно гневаться на грех вообще, и не распространять чувства своего «праведного» гнева на делателя этого греха. А гнев на брата твоего недопустим, так как является нарушением заповеди Божьей о проявлении любви к ближнему, о недопущении ненависти и вражды по отношению к брату (ближнему) твоему. «Не враждуй на брата твоего ... но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:17-18).

Но даже если человек гневается только на грех, как символ зла (и не гневается на брата своего), то все равно человек присутствием гнева заражает душу свою озлоблением и негодованием, чувствами, которые неизменно сопровождают гнев. А проникнувшись злыми чувствами, возникшими даже от «ненапрасного» гнева, человек нарушает заповедь Спасителя о кротости, смирении и миротворчестве, умиротворенности, в которых должна пребывать душа человека. Грех такого человека состоит в том, что его душа в результате «ненапрасного», а опричиненного гнева объята злыми чувствами (которые вызывает любой вид гнева) вместо того, чтобы пребывать в состоянии умиротворения, блаженства, кротости, смирения и покоя, что и выражает по словам Спасителя гармонию чувств между миром и человеком.

Таким образом, можно сделать логически обусловленный вывод о том, что любой вид гнева есть грех для души. Первый вид опричиненного «ненапрасного» гнева на брата твоего нарушает заповедь о миротворчестве и любви к ближнему. Второй вид гнева не на брата твоего, а на грех, который он совершил, оскверняет душу гневающегося человека злыми чувствами и эмоциями. И тоже является грехом, так как заставляет душу человека пребывать под влиянием агрессивных страстей и сатанинских стремлений. И вместо того, чтобы находиться в состоянии кротости и примирения, и выражать свое миролюбивое, миротворческое отношение к окружающему миру, в том числе и к брату твоему, который являясь ближним твоим, должен быть обласкан и любим.

Этот вывод подтверждается неукоснительно дальнейшими словами Спасителя: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24).

Рассмотрим эти слова Спасителя применительно к «ненапрасному» гневу. Если бы Иисус Христос запрещал бы гнев, возникающий напрасно, но разрешал опричиненный гнев, тогда бы Он не отвергал бы дар человека в тот момент, когда на этого человека его брат имеет что-нибудь против него. Например, когда брат имеет обиду из за гнева, вызванного веской причиной. Таким образом, становится очевидным, что если Господь непререкаемо отвергает всякий дар, в то время когда «брат твой имеет что-нибудь против тебя», то это означает, что Господь осуждает всякий гнев, в том числе обусловленный причиной (ненапрасный). Иначе бы Господь принял твой дар в тот момент, когда брат твой имеет к тебе претензии, вызванные обидой от ненапрасного гнева. Если человек собрался молиться и вспомнил о том, что брат его обижается на него вследствие ненапрасного гнева или по другим причинам, то такой человек должен не совершать молитву до тех пор, пока не помирится с братом своим. Так как без этого поступка молитва человека не будет услышана Богом.

Помириться с братом своим (ближним) человек должен даже тогда, когда брат его гневается на него несправедливо и напрасно. И только после того, когда человек совершил великое дело примирения с братом своим, он может с чистой совестью и от чистого сердца принести Богу свой дар и молитва такого человека будет услышана Богом. Слова же из Библии «гневаясь не согрешайте» (Пс.4:5) нужно понимать в том смысле, что под гневом в этом месте понимается негодование человека, увидевшего беззаконие и грех. Однако негодование, возникшее от увиденного греха нельзя назвать гневом в буквальном смысле этого слова. Это скорее всего отрицательное отношение (без агрессии, вражды и ненависти) человека ко греху, который он увидел. Автор псалмов говорит скорее об эмоциональном восприятии увиденного греха, зла, беззакония. Однако это эмоциональное восприятие не должно быть бурно и эмоционально выраженным и не должно толкать человека, негодующего по поводу увиденного зла, на грех, а наоборот говорится о том, что нужно поразмыслить и утешиться, то есть хладнокровно все обдумать, успокоиться и не гневаться.

Эту мысль подтверждает и продолжение данной цитаты из Библии, где сказано: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс.4:5). Из всей цитаты в целом становится видно, что в ней говорится о том, чтобы человек, начавший гневаться, не грешил в гневе, а поразмыслил в сердце своем, то есть одумался, остудил гнев размышлениями о бесполезности и вреде гнева и утешился, то есть успокоил свою раздражительность и смирил свой гнев. Таким образом, в этом месте Библии не разрешается существование безгрешного, опричиненного, «ненапрасного» гнева.

Бессмысленность утверждений о безгрешности «ненапрасного» гнева легко доказывается цепью логических рассуждений. Предположим, что опричиненный ненапрасный гнев безгрешен. Тогда возникает вопрос, кто будет определять, в каком случае гнев напрасен, а в каком нет. Естественно решает эту проблему сам человек. Но ведь гневающийся человек не может выступать беспристрастным судьей своих поступков, хотя бы потому, что из-за эгоизма большинство людей считает себя правыми в любой ситуации, а также потому, что человек, находящийся во гневе, теряет объективность суждения, становится непримиримым и раздражительным, и считает виновными остальных людей, но только не себя самого. Хотя целый ряд людей после гнева и могут признать свою вину и сознаться, что гневались напрасно, но во время гнева считают свои действия правильными.

Итак, мы пришли к выводу о том, что для того, чтобы разобраться какой гнев напрасный, а какой нет, человеку нужно, прежде всего, душевное спокойствие, рассудительность, самообладание, способность ясно и логически мыслить. А все эти качества у человека проявляются тогда, когда он находится в спокойном состоянии, без гнева и раздражительности.

На основе вышеизложенных рассуждений можно с уверенностью признать тот очевидный факт, что Иисус Христос, предписывая Своим последователям проявление любви к ближним, и даже врагам, одобряя кротость, смирение, миротворчество, искоренение вражды, конечно же, безусловно осуждал всякие проявления и любые разновидности и формы гнева.

Нагорная проповедь


Ст. 23-24 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Как нужно понимать эти слова? Согласно представлениям еврейского народа, жертвы, которые человек преподносил Богу, должны были образно показать веру человека, приносящего свой дар Господу. Искренняя жертва обозначает также то, что человек через жертву Христову делается участником благодати и любви Божьей. У еврейского народа существовала целая система даров, преподносимых Богу. Например, жертва возлияния (вина на жертвенник) и хлебная жертва, являли Богу приятные плоды святости, выражали угодное Богу самопожертвование и были названы жертвами благоухания. Жертва за грех и жертва повинности были жертвами примирения, дающие возможность грешнику явиться перед Богом для прощения грехов. Жертва мирная, которой еврей, примирившись с Богом, выражал свою благодарность Богу и готовность приносить в дальнейшем свои жертвы, состояла из трех видов жертв. Жертва благодарности, выраженной человеком за полученное благословение Божие (Лев.7:12). Жертва обета приносилась при какой-либо особенной нужде, сопровождаемая просьбой к Богу об избавлении от этой нужды (Лев.7:16). И жертва усердия, которая представляла собой выражение благодарности Богу без какой-либо особой причины (Лев.7:16). Все три вида мирных жертв проходили в торжественной обстановке, имели радостный характер и по своим условиям проведения отличались от жертв за грех и вину.

Как видим, у еврейского народа существовало очень почтительное отношение к жертвам, преподносимым Богу, и эти жертвы были подробно детализированы и классифицированы. В своих словах Спаситель не уточняет о какой жертве идет речь. Он просто говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь ...». Слова Иисуса Христа дают нам право полагать, что Он имеет ввиду то, что перед любым видом жертвы, преподносимой Богу, человек прежде чем преподнести жертву, должен примириться с братом (ближним) своим.

Рассмотрим четыре варианта этой ситуации.

Человек, преподносимый любой вид жертвы, предстает перед Богом и демонстрирует Всевышнему свою веру, в том числе и веру во всепрощающую любовь Божию. Но о какой же всепрощающей любви Божией можно говорить, если человек, приносящий жертву Богу, находится в ссоре с братом своим. Такой человек просто делает вид, что служит Богу, а на самом деле вера его не искренна. В этом случае человек должен оставить жертвоприношение на время и пойти примириться с братом своим, которого несправедливо обидел или незаслуженно причинил неприятность.

В другом случае брат обидел данного человека очень сильно и несправедливо, и этот человек в ответ на поступок брата тоже обидел брата, но в меньшей степени. Но и в этой ситуации даже небольшая обида, причиненная брату своему даже в виде ответа на несправедливый поступок брата, не снимает с человека ответственности и вины за неприятность, причиненную брату. И на тот момент, когда человек приходит к Богу со своими дарами, и вспомнит, что брат его обижен им и «имеет что-нибудь против тебя», то человек, искренне верующий в Бога, должен на время отложить свою молитву, разыскать брата, которого обидел и смиренно попросить у него прощение.

В третьем случае человек мог обидеть брата своего не в ответ на его оскорбление, а без всякого злого умысла, по небрежности или случайно. Например, высказать друзьям и знакомым брата своего нелестное суждение о своем брате, в последствии повредившее репутации брата. В таком случае человек перед тем, как приносить свой дар Богу, должен найти людей, с которыми говорил о брате своем нелестно, и забрать обратно свои слова, причинившие вред брату, а затем данный человек должен разыскать брата своего и извиниться перед ним за свою неправоту.

Бывает и такой случай, когда брат сердится на человека несправедливо. Как же нужно поступать в этой ситуации? Ответ на этот вопрос находится в Библии. Нужно просто повнимательнее прочесть слова Иисуса Христа, в которых говорится, что мириться с братом нужно в любом случае когда «брат твой имеет что-нибудь против тебя», даже тогда когда брат твой гневается на человека несправедливо. Ведь Иисус Христос не говорит о том, что нужно мириться только в том случае, когда человек сам сильно оскорбил брата своего. А Спаситель говорит о том, что нужно примириться в любом случае когда «брат имеет что-нибудь против тебя». Святой Иоанн Златоуст, комментируя это место писал: «и не сказал (Спаситель): когда ты гневаешься справедливо или не справедливо, но просто: что брат твой имеет что-нибудь против тебя, хотя бы даже гнев твой был справедлив». Перед принесением даров к Богу человек должен примириться с братом своим в любой ситуации (даже когда гнев брата на человека несправедлив) потому что сказано: «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор.5:19).

Примириться с братом своим человек должен также и потому, что истинный христианин не испытывает ненависти к своим ближним и всеми силами показывает им свою любовь. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф.6:14).

Примирение с братом должно произойти также потому, что любовь Христова, которая обитает в истинных христианах, как раз и проявляется в том, чтобы со всеми ближними жить в мире, и из врага сделать друга. Даже в той ситуации, когда брат несправедливо сердится на человека, истинный христианин найдет средство и возможности устранить несправедливый гнев брата своего, помириться с братом своим, а потом уже возносить дар Богу, потому что только такой способ жизни угоден Богу. Так как только при помощи мира, согласия и любви между людьми и можно победить вражду, ненависть и зло в мире.

Нагорная проповедь

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Мф.5:20-26

Лк.12:58-59

Вы слышали, что сказано древним: не убей (Исх.20:13); кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам: всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же гнев свой выразит обидными словами, например, скажет брату своему: ты пустой человек! тот подлежит казни, определяемой верховным судилищем; а кто проклянет брата, сказавши ему: ты злодей, нечестивец! такой подлежит геенне огненной.

Мир с ближними важнее жертвы. Потому, если бы даже ты принес дар твой к алтарю, и тут вспомнил, что брат твой имеет нечто на тебя; оставь там дар твой пред алтарем, и поди, прежде примирись с братом твоим; и тогда уже приди и принеси дар твой.

Когда ты идешь с соперником своим к начальству; то еще на пути старайся разделаться с ним, чтобы он не отвел тебя к судье, а судья не отдал бы тебя истязателю, а истязатель не посадил бы тебя в темницу. Сказываю тебе, ты не выйдешь оттуда, пока не заплатишь до последней полушки.

Библейская энциклопедия 1891г

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible