Скрыть
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-15 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших

Здесь Христос опять упомянул о небесах и об Отце для того, чтобы этим упоминанием пристыдить слушателя, если бы, т. е., он, будучи сыном такого Отца, продолжал бы оставаться жестоким и, будучи призван к небу, имел бы какое-нибудь земное и житейское мудрование. Чтобы быть сыном Божьим, для того нужна не благодать только, но и дела. А ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас. Это и прежде показал Спаситель, когда говорил, что Отец небесный «посылает лучи солнца Своего на злых и на благих» (см. Мф. 5:45). Потому-то и в каждом изречении Он повелевает совершать общие молитвы, когда говорит: «Отче наш! да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам; прости нам долги наши; не введи нас в искушение; избавь нас» (см. Мф. 6:9-13). Так, повелевая нам произносить все прошения от лица многих, Он тем самым заповедует не иметь и следа гнева против ближнего. Итак, какого будут достойны наказания те, которые, не взирая на все это, не только сами не прощают, но и Бога просят об отмщении врагам и, таким образом, совершенно нарушают закон о незлобии, тогда как Бог все делает и устраивает для того, чтобы нам не враждовать между собой? Корень всякого добра есть любовь; потому-то Он и уничтожает все, что может вредить любви, и всеми способами старается соединить нас между собой. Подлинно, совершенно никто — ни отец, ни мать, ни друг, ни другой кто-либо не любит нас столько, сколько сотворивший нас Бог. И это особенно видно как из Его ежедневных благодеяний, так и из повелений. Если же ты мне укажешь на болезни, печали и прочие бедствия жизни, то подумай, сколько ты оскорбляешь Его каждый день, — и тогда не станешь дивиться, если тебя постигнут и еще большие бедствия; напротив, ты станешь дивиться и изумляться тогда, когда тебе случится наслаждаться каким-либо благом. Теперь мы смотрим только на постигающие нас несчастья, а об оскорблениях, которыми ежедневно оскорбляем Бога, не помышляем. Поэтому и скорбим. Между тем если бы мы тщательно размыслили о грехах, и в один только день учиненных нами, то ясно бы увидели, насколько тяжким повинны мы наказаниям. И не говоря о других грехах, каждым из нас прежде сделанных, скажу только о грехах, совершенных сегодня. Хотя мне и неизвестно, в чем каждый из нас согрешил, однако, грехов так много, что и, не зная всего совершенно можно указать на многие из них. Кто из вас, например, не ленился на молитве? Кто не гордился? Кто не тщеславился? Кто не сказал оскорбительного слова брату? Кто не допустил злого пожелания? Кто не посмотрел бесстыдными глазами? Кто не вспомнил о враге с возмущением духа, и сердца своего не наполнил надменностью? Если же находясь даже в Церкви и в краткое время мы сделались преступными в стольких грехах, то каковы будем, когда выйдем отсюда? Если в пристани такие волны, то когда войдем в пучину зол, т. е. выйдем на торжище, приступим к гражданским делам и домашним заботам, — тогда будем ли в силах даже и узнать самих себя? И, однако, Бог, желая, чтобы мы освободились от столь многих и великих грехов, предложил нам путь краткий, легкий и удобный. Какой, в самом деле, труд — простить оскорбившему? Не прощение, но хранение вражды составляет труд. Напротив, освободиться от гнева и весьма легко тому, кто захочет, и это же доставляет спокойствие.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ибо, если вы будете отпускать людям грехи их, то и Отец ваш отпустит вам ваши грехи

Слова Писания: Я сказал: Вы - боги и сыны вышнего все. А вы умираете, как люди и падаете, как один из князей (Пс. 81:6-7) обращены к тем, которые из богов заслужили быть людьми по причине грехов. Итак, по справедливости людьми называются и те, которым отпускаются грехи.

Толкование на Евангелие от Матфея

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 14-15 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших

Поистине, не следует небрежно оставлять без внимания, что из всех этих поучений, в которых Господь наставлял нас молиться, Он определил, что главным образом следует запомнить то, что касается прощения грехов, в котором Он желал, чтобы мы были милосердны, потому что это единственная возможность избежать несчастий. Действительно, ни в одной другой молитве мы не молимся так, словно договариваемся с Богом. Ибо говорим: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6:12). И если мы лжем при этом договоре, то нет никакой пользы от всей молитвы. Ведь Он говорит так: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

О нагорной проповеди Господа

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный

Хорошо знаю, что если бы у тебя были деньги, ты отдал бы их нуждающимся, и дивлюсь тому, что приходишь в негодование, когда оскорбившие тебя просят у тебя прощения. Между тем эта не требующая издержек помощь обыкновенно приносит нам пользу не меньшую, чем помощь многими деньгами; потому что от нашей снисходительности и от того, прощаем ли мы оскорбляющих нас, зависит наше спасение. «Отпускайте, и будет отпущено вам», - так взывает Божественное Слово.

Письма. Книга III

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный

Снова учит нас не помнить о зле и напоминает нам об Отце, чтобы мы стыдились и не делались подобными зверям, будучи Его детьми.

Толкование на Евангелие от Матфея

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный

Любовь ко врагу не только служит средством к твоему спокойствию, но и сильным для него наставлением; ты вступаешь тогда в некоторый род апостольства и делаешься оружием его обращения к добродетели! По сей-то причине милосердый Бог за одну любовь ко врагам, как бы вменяя нам и те добродетели, к которым возбуждаем других, за одну сию добродетель обещает прощение наших грехов: «аще... отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный»

Слово в неделю 19 по пятдесятнице. 1806–1808 года

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 14-15 Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших

Повторил, как мы сказали, речь о том же предмете и расширил ее, показывая, что это дело весьма желательно Богу. И обрати внимание на величие человеколюбия. В нашей власти Он поставил прощение согрешающих против нас. Но, может быть, ты скажешь, что грехи обидевшего тебя многочисленны и велики? Но твои еще многочисленнее и значительнее. Притом же, он согрешил против такого же самого раба, а ты – против Господа; ты отпускаешь, сам нуждаясь в отпущении, а Бог – не нуждаясь. Поэтому, если ты отпустишь, то освободишь самого себя, так как ты потушил гнев, изгнал злопамятство, ввел человеколюбие, умилостивил Бога и устроил собственное прощение.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный

Эти стихи служат пояснением изложенного в ст. 12 — о прощении долгов. Все люди — грешники пред Богом, грешники более или менее и один пред другим; мир и любовь между ними могут быть только при взаимном прощении согрешивших одного пред другим. Вот почему так часто и усиленно в Писании повелевается прощать друг другу проступки и взаимные неудовольствия (особенно Мф. 18:21-22). Проступки людей в отношении друг к другу так мелки, так ничтожны в сравнении с грехами их перед Богом, что не прощающий ближнему, очевидно, не сознает — всей своей греховности перед Богом, а при этом он не может получить и прощения от Бога, для получения которого необходимо искреннее покаяние и смиренное сознание своей греховности.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-15 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших

(Ср. 18:35; Μк. 11:25, 26). Слова эти можно считать дополнением и развитием пятого прошения молитвы Господней, причем употреблено одинаковый греческий глагол “оставлять” (άφιέναι), но “долги” заменены “грехами” (παραπτώματα).

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 14-15 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших

Ничего нет Богу противнее злопамятства. Царство Божие есть царство мира и смирения, царство единодушия и братской любви. Может ли быть принят в это Царство человек гордый и злопамятный? Очевидно, что для такого приличнее место во аде. Вот почему Спаситель, преподав образец молитвы, еще раз настойчиво указывает, что отпущение наших грехов зависит от нас самих, что суд Божий над нами состоит в нашей же власти: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, их проступки против нас, то простит и вам Отец ваш Небесный. «Таким образом, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — Спаситель тебя самого, виновного, делает судьей над самим собой, и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь о себе суд, такой же суд и Я произнесу о тебе. Если простишь своему собрату, то и от Меня получишь тоже благодеяние, хотя Мое тебе благодеяние будет на самом деле несравненно важнее твоего. Ты прощаешь другому потому, что сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, ни в чем не имея нужды; ты прощаешь брату, а Бог — рабу; ты виновен в безчисленных грехах, а Бог безгрешен». «Неоплатны долги наши, — говорит святитель Филарет Московский, — но какой легкий договор нам о них предлагается! Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, — глаголет Господь, - то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. «И опять Господь упомянул об Отце Небесном, чтобы пристыдить слушателя, — замечает святитель Златоуст. — Чтобы быть сыном Божиим, нужна не только благодать, но и дела. А ничто так не уподобляет нас Богу, как то, что мы прощаем людей злых, которые обижают нас. Итак, какого будут достойны наказания те, которые не только сами не прощают, но и Бога просят об отмщении врагам, тогда как Бог все делает и устрояет для того, чтобы нам не враждовать между собой? Корень всякого добра есть любовь; поэтому-то Он и уничтожает все, что может вредить любви. Подлинно, совершенно никто — ни отец, ни мать, ни друг, ни другой кто-либо — не любит нас столько, сколько сотворивший нас Бог. Желая, чтобы мы освободились от многих и великих грехов, Бог и предложил нам путь краткий, легкий и удобный. Ибо какой труд простить оскорбившему? Не прощение, но хранение вражды составляет труд. Напротив, освободиться от гнева и легко, и это же доставляет спокойствие».

Троицкие листки. №801-1050

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 14-15 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших

Эти слова поясняют слова молитвы Господней: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (выше, ст. 12). В самом деле, достоин ли прощения тот, кто сам не прощает других? Кто не прощает других, тот, во-первых, не сознает должным образом своей греховности пред Богом, а потому становится и сам недостойным прощения; с другой стороны, он оказывается злым, не имеющим любви, гордым и злопамятным, а чрез это удаляет от себя благодать и милость Божию. Мы и сами обыкновенно не сочувствует людям гордым и злым. Потому-то и Господь, и Его апостолы весьма часто и усиленно требуют, чтобы мы прощали друг другу проступки и прегрешения (чит. притчу Спасителя о немилосердном должнике. Мф. 18 гл. Чит. Еф. 4, 26. Рим. 12, 18-21).

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О молитвенном ходатайстве святых угодников.

Мф.6:14. Взаимное прощение друг другу обид не исключает молитвенного ходатайства пред Богом святых за нас Грешных. В таком ходатайстве Нуждался даже апостол Павел: Рим.15:30–31; Еф.6:18, а ап. Петр и по отшествии своем обещался стараться в ходатайстве: 2Петр.1:15.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О таинстве покаяния.

Мф.18:21. Здесь слово Божие повелевает Христианам прощать друг другу обиды («прощать брату моему, согрешающему против меня»), но не вину пред Богом за грехи, каковую вину Бог прощает чрез пастырей Церкви, если, предварительно, мы простим обиды ближним (Мф.6:12-15). Пастыри преемники святых Апостолов и потому имеют от Бога право прощать или удерживать грехи: Мф.18:18; Ин.20:22-23.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Об исповеди.

Лк.17:3-4 Здесь говорится о взаимопрощении личных обид: «Если же согрешит против тебя», но не вины пред Богом и людьми вообще, каковую Господь прощает чрез пастырей Церкви, если предварительно и мы сами простим обиды ближним (Мф.6:12,14-15;18:35; Еф.4:32). Право удерживать или разрешать грехи от имени Божия дано только пастырям Церкви (Мф.18:18; Ин.20:22-23).

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible