Скрыть
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый

«Помажи главу свою, и умый лице». К таинствам призывает тебя слово. Кто помазует себя, тот умащается; кто моется, тот омывается. Приложи узаконение к внутренним членам. Омой душу от грехов. Помажь главу святым помазанием, чтобы стать тебе причастником Христовым, и так приступай к посту.

Беседа о посте первая

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 17-19 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

Это говорится в соответствии с обычаями (ritum) Палестины, где в праздничные дни обыкновенно помазывают головы. Итак, Он учит, чтобы мы во время поста показывали себя радостными и торжествующими. Многие, читая известное слово Псалмопевца: Елей грешника да не умастит главы моей (Пс. 140:5), в противоположность этому говорят, что хорош тот елей, о котором говорится в другом месте: Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Пс. 44:8), и что это повелевается для того, чтобы мы, упражняясь в добродетели, помазывали духовным елеем главнейшую часть (ήγεμονικόν) сердца нашего.

Толкование на Евангелие от Матфея

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 17-18 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

В этой главе главным образом следует обратить внимание на то, что хвастовство может заключаться не только в блеске и пышности телесных вещей, но также в вещах самых жалких и горестных, и тем оно еще опаснее, поскольку вводит в заблуждение под именем служения Богу. Ибо тот, кто блистает чрезмерным убранством тела, одежды или прочими роскошными вещами, легко изобличается по этим самым вещам, что является приверженцем великолепия этого мира, и никого не обманывает лукавой видимостью святости. А тот, кто, исповедуя христианство, нелепым отрепьем и жалкими лохмотьями обращает на себя внимание людей (причем делая это умышленно, а не претерпевая по нужде), может быть распознан по другим своим делам, поступает ли он так по небрежению к излишнему убранству, или по некоторому тщеславию. Ведь и Господь наставлял, что следует остерегаться волков в овечьей шкуре: По плодам их узнаете их (Мф. 7:16). Когда они начнут в результате каких-либо искушений уклоняться или отказываться от того, к чему стремились или что жаждали достичь под этим покровом, тогда неизбежно станет ясно, волк это в овечьей шкуре или овца в своей.

О нагорной проповеди Господа

Максим Исповедник, прп. (†662)

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое

Что означают слова Евангелия: Умой лице твое и помажь голову твою?

Наше лицо — это жизнь, которая, подобно лицу, характеризует, каковы мы по внутреннему человеку (Рим. 7, 22). Это лицо Слово и повелевает умыть, то есть очистить жизнь от всяческой скверны грехов. Голова же — это наш ум, который Слово повелевает помазать, то есть украсить Божественным знанием.

Вопросы и затруднения

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 17-18 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцем твоим, который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

Как древние в знак радости помазывали себя елеем после омовения, так и ты показывай себя радующимся. Но под елеем разумеется и милостыня, а под главой нашей - Христос, которого должно умащать милостынями. «Умывать лице» - значит омывать чувства слезами.

Толкование на Евангелие от Матфея

Григорий Палама, свт. (†1359)

Ст. 16-18 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

О, несравнимое ни с чем человеколюбие! Потому что этими словами Господь подобающим образом явил нам будущий приговор на будущем суде и постановление Его, дабы мы обрели там лучший приговор и лучший удел. Ибо тем, которые по тщеславным побуждениям, а не ради Него, ведут благой образ жизни, Он, конечно, тогда скажет этими же словами, которые последовательно ныне Он говорит: «вы восприяли вашу награду во время жизни вашей»; как и Авраам сказал оному богатому в пламени: «Восприял еси благая твоя в животе твоем» (Лк.16:25). Но тем, которые в упражнении в добродетели имеют в виду исключительно Его, Он говорит, что воздаст им явно, т.е. в премирном оном зрелище; воздаст им благословение, и наследство, и радование, и наслаждение чистое и вечное; и, не желая, чтобы кто-нибудь лишился сего, Он, хотящий всем спастись и в разум истины приити, ныне являет, как я сказал, Свой беспристрастный и неизменный приговор, показывая, что сынами Божиими являются только те, которые презрели человеческую славу. Посему-то в одном из изречений Он говорит о том и о другом: «Отец твой, видяй втайне, воздаст тебе яве»; дабы презрителей пустой и человеческой славы явить и сотворить усыновленными Себе и наследниками; а людей не того же духа, как и тех, если не покаются, исключить из сыновства.

Господь говорит это для того, чтобы не для взора людей мы были видимы молящимися и постящимися, вследствие чего от сего никакой пользы не будет: труд поста и молитвы стойко выдержим, а награды лишимся! Умастить же елеем голову, говорит, и умыть лицо, то есть не заботиться о том, чтобы лицо было бледно и не быть неопрятными и с сухой головой, поскольку таковое может казаться как проистекающее вследствие наложенного на себя поста и от презрения к телу, и таким образом может приобрести похвалу от людей; ибо так поступали фарисеи, постясь. Посему и естественно они явились чуждыми Христовой Церкви, и Господь строго запрещает уподобляться им. Быть может, кто возвышенно скажет, что здесь под «головой» следует разуметь голову души, т.е. – ум, как начальствующий, а под «лицом» – воображение, в котором сосредоточиваются впечатления, получаемые от чувств, и нам, если мы правильно совершаем пост, следует помазать голову елеем, т.е. наш ум сделать милостивым, и наше лицо – т.е. воображение, омыть от постыдных и нечистых помышлений и гнева и всего дурного; ибо такого рода и таким образом совершаемый пост, не только дурные страсти, но вместе и возбудителей и строителей этих страстей – демонов, приводит в бегство и посрамляет, но и к числу Ангелов причисляет постящихся, обращая их в Ангелов, и делает тех хранителями их и склоняет на помощь и на содействие им.

Омилия 7. Иная о посте

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый

Постяся, помажи главу твою и лице твое умый, заповедал Спаситель. По объяснению святых Отцов, елей, которым по обычаю того времени помазывали голову, означает милость, которая должна пребывать на нашем духовном суде, как и Апостол сказал: Облецытеся убо якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение: приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы (см. Кол. 3:12-13). Лицо тела и души должно умывать слезами: они тогда появятся на глазах молящегося и постящегося, когда сердце его преисполнится милости к ближним, сострадания ко всему человечеству без исключений.

О молитве

Евфимий Зигабен (†1118)

Ты же постяся помажи главу твою и лице твое умый

Подобно тому, как тогда, когда сказал: аще око твое десное соблажняет тя, изми е, и аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю (Мф. 5:29), говорил не об искажении тела, как мы и пояснили при этих словах, – так и здесь повелевает не просто только помазаться и умыться, потому что и Сам Он не делал этого, когда постился сорок дней. Но этим Он внушает нечто другое, именно: скрывать печальный от поста вид, являясь веселым и довольным. Так как у древних было знаком радости помазать голову маслом и водой умыть лицо, то Он убеждает выражать свое довольство во время поста знаком радости, чтобы и от людей скрыться, и облегчить тяжесть поста радостью, уничтожающею скорбь. И другим образом: утучняй ум в голове своей елеем милостыни, а лицо свое умой водою слез. Отсюда и в иных местах часто внушает посредством одного другое, научая нас не всегда обращать внимание в заповедях на то только, что прежде всего представляется, но исследовать и смысл их.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое

Помажь голову и прочее. Являйся пред людьми таким, каким ты обыкновенно являешься, не принимай на себя нарочито необычного вида. Образ речи взят от обычая иудеев. Иудеи и вообще восточные народы имели и имеют обычай делать частые омовения и всего тела, и разных частей и умащаться после того маслом, что в теплом климате особенно полезно для здоровья, делая кожу нежной, производя приятное ощущение в теле (Мк. 7:2; Лк. 7:46; Ин. 12:3). Так как эта речь образная, то, конечно, не следует ее понимать в собственном смысле. «Повелев помазывать голову, (Спаситель) не заповедал, чтобы мы непременно намащали себя… но чтобы тщательно скрывали стяжание свое» (Златоуст). Общая мысль заповеди та, что постящийся не должен своим видом показывать себя постящимся. Пусть скорбное состояние души видят не люди, но Видящий все тайное, а Он и при обычном внешнем виде постящегося увидит состояние его души и воздаст ему должное. Само собой разумеется, что этим не воспрещается искреннее (невольное) выражение вовне состояния скорбного сердца; только чтобы при этом не было намерения прославиться от людей.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое

Здесь почти точное соответствие с постановлениями Таанит и Иомы. Только там это служило признаком прекращения поста, здесь — его начала и продолжения. Думали, что Спаситель говорит только о частных постах, при которых возможно соблюдение данных Им постановлений. Что же касается общественных постов, то неудобно было бы выступать с умытым лицом и веселым видом в то время, когда все другие вели себя иначе. Но такое различие, по-видимому, не необходимо; и тот и другой пост для лицемеров мог служить поводом для показухи, и эта последняя осуждается для всех видов поста. По учению Спасителя пост должен быть во всех случаях тайным, внутренним расположением человека в его отношениях к Богу, постом для Бога, а не для человека.

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 17-18 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцем твоим, который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

С глубокой скорбью говорит святитель Иоанн Златоуст, что и между христианами бывают такие постники-лицемеры, а некоторые даже и хуже таких. «При таких словах Христовых, — сетует святитель Божий, — прилично нам тяжко возстенать и горько восплакать. Мы не только подражаем лицемерам, но и превзошли их. Я знаю, знаю многих, которые не только когда постятся обнаруживают это перед людьми, но и совсем не постясь, — принимают на себя лица постящихся и становятся хуже лицемеров!» А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, старайся никому не показывать вида, что ты постишься; ничем не отличайся по наружности от того, кто не постится,чтобы явиться постящимся не пред людьми, чтобы люди и не подозревали о том, что ты постишься, НО являй себя постящимся только пред Отцом твоим Небесным, Который втайне, Который видит все сокровенное. «Словами, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — помажь голову твою, Господь не заповедал, чтобы мы непременно намащали себя, не это повелел Он. У древних был обычай помазывать себя во время радости и веселия, как это видно из примера Давида и Даниила. И Христос заповедует этими словами только всячески скрывать свой пост. То, что это именно так должно понимать, Он показал самым делом, когда, постившись сорок дней и постившись втайне, не помазывал головы и не умывал лица, и все это совершал без всякого тщеславия. Это самое Он и нам заповедует. То, что есть тяжкого в посте, лежит и на нас, и на лицемерах, ибо и они постятся. А самое легкое дело, т.е. трудиться для того, чтобы не потерять награды, составляет Мою заповедь, — говорит Спаситель. — Впрочем, если желаешь показаться людям, то подожди: Я и это тебе доставлю во всей полноте и с пользой для тебя». Знай, что смиренный пост — дело, Богу угодное, которое не останется без награды: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. «Подумай: ты обижаешь и самую добродетель, — говорит тот же вселенский учитель, — когда исполняешь ее не для нее самой, но для какого-нибудь веревочника, кузнеца или толпы торгашей. И мы ставим себе в обиду, когда нас любят не из-за нас самих, но для других. Точно так же рассуждай и о добродетели: не для других люби ее, не для людей повинуйся Богу, но для Бога — людям. Если же поступаешь иначе, то хотя, по-видимому, и любишь добродетель, но раздражаешь Бога наравне с тем, кто совсем не следует ей». «Подвизайся, — говорит святитель Филарет Московский, — делай добро, служи Богу; но берегись, чтобы твоих подвигов, твоих добродетелей, твоего благочестия не обнаруживать перед людьми без нужды, произвольно, самовольно, тщеславно».    Добродетель — небесной природы: пусть она будет тайной для земли. Совершай ее втайне; пусть ее видит только Бог. Так и поступали святые угодники Божии. Они строго соблюдали пост, но всячески старались укрыть эту добродетель от взоров людских. Все, что сказано о посте, можно сказать и о всех добродетелях: их должно всячески прикрывать смирением. Преподобный Силуан говаривал: «горе человеку, имя которого знаменитее дел его». Нужно всегда с опасением помнить, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, что «скверное тщеславие научает нас принимать образ такой добродетели, которой нет в нас, побуждая к нему словами Евангелия: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела  (Мф. 5:16). Но Спаситель говорит здесь о делах истинно добрых, а не лицемерных; истинно добрые дела, как ни скрывай их, сами выйдут наружу, хотя бы ты вовсе не желал этого; и когда они станут людям известны, направь их во славу Божию, чтобы прославляли (люди) Отца нашего Небесного, Который дает нам и силы, и средства творить такие добрые дела. А тщеславный все творит — «да прославится» сам пред человеки. Блаженный Феофилакт говорит, что под елеем можно разуметь также и милостыню, а под главой нашей Христа, Которого должно умащать милостынями. А лицо умывать — значит душу очищать и чувства омывать слезами.

Троицкие листки. №801-1050

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Мф.6:16) Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
(Мф.6:17) А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
(Мф.6:18) чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Христос не отменяет поста, а дает правило, как должно проводить его. Да не явишися человеком постяся: значит, и пост должен быть скрываем в потаенности твоей клети, должен состоять в келейном правиле касательно пищи; вне дома постящийся ничем не должен отличаться от других: помажи главу, лице умый. При этом, разумеются посты не всеобщие, когда и лицемер с унылым видом не снискал бы себе особой похвалы, так как все в это время постятся, а посты, принимаемые по частному обету, отделано: и такие посты Господь допускает и хвалить, осуждая лишь хвастовство.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 17-18 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

Ты же постяся, помажи главу твою и пр. Образ речи взят от обычая Иудеев, которые, как и вообще восточные народы, имели и имеют обыкновение делать частые омовения тела и после того намащаться маслом. Эти слова, конечно, не следует принимать в собственном смысле. Мысль в заповеди Христовой о посте та, что, постясь, не должно стараться о том, чтобы изменить обычный свой вид, – показывать себя постящимся, но должно скрывать свой пост, словом, что должно поститься, подобно как и молиться, и творить милостыню, о чем было говорено выше, не для похвалы от людей, а для нравственных целей, – для Бога. Тогда уже не люди, а Сам Бог наградит за пост. Еще, под головою разумеют отцы церкви разум и другие способности души, а под лицем – самую жизнь и действия человека. Помажь голову и умой лице, т.е. при внешнем посте помажь разум свой миром веры, а сердце омой слезами сокрушения и милостью к ближним, – следовательно, постись не только телесно, но и духовно (Ис. 58, 4). Видящий все тайное, Бог воздаст тебе награду явно (чит. объясн. 4 ст.). Нет сомнения, что словами Спасителя о посте не воспрещается и внешнее, искреннее выражение поста, например, серьезность в лице, бòльшая скромность в одежде и т.п., но только чтоб это было не с целью похвалы от людей (чит. подобное выше, относительно милостыни и молитвы в объясн. ст. 1-6). Некоторые из христиан (лютеране и др.), отвергают посты на том основании, что будто бы в Евангелии прямо не заповедан он Господом. Правда, Господь не сказал прямо: «поститесь», но Он не только не отменил поста, но ставит его наряду с молитвою и милостынею, а в своих словах о посте ясно учит, как должно поститься. И Сам Он постился. Известно, что и Пресв. Богородица также постилась, св. апостолы и все святые постились.

Толкование на Евангелие от Матфея.

---- См. также Толкование на Мф. 6:16

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О посте.

Мф.6:16–18. Первые же слова этого стиха говорят о посте – «когда поститесь», осуждается здесь только лицемерный пост: Тов.12:8. Молитвою и постом изгоняется самый лютый род бесов: Мф.17:21; упражняться в посте учили апостолы: 1Кор.7:5; и Сам Господь: Мф.9:15.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О посте.

Мф.9:15. Ученики Господа Иисуса не постились, пока Он был с ними, а когда «отнят был у них жених», тогда стали поститься: Деян.13:2–3; 14:23. Учил о посте и Сам Иисус Христос: Мф.6:16–17; 17:21; и святые апостолы: 1Кор.7:52Кор.6:4–5; 1Кор.9:27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Об обрядах.

Лк.15:22. Вот здесь и доказательство в пользу обрядности при известных событиях жизни семейной и общецерковной: Лк.2:1-5; Мф.6:172Цар.12:20-21.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible