Скрыть
Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-18 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые

Слова эти заключают в себе такой смысл: люди, о которых идет речь, не имеют ничего кроткого, ничего сладкого, по одной только коже они овцы, – почему и легко узнать их. И чтобы ты нимало не колебался, для этого Христос то, что иначе быть не может, сравнивает с естественною необходимостью. Об этом и Павел говорит: Помышления плотские суть смерть…; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8:6–7).

Хотя Спаситель и два раза говорит одно и то же, но тут нет тождесловия. Чтобы кто-нибудь не сказал, что злое дерево, хотя и приносит плоды злые, но может приносить и добрые, а при двояком плодоношении трудно уже делать различение, в опровержение этого Спаситель говорит, что этого быть не может, что оно приносит только злые плоды, но добрых никогда не принесет; равно как и наоборот. Что ж, неужели добрый человек не может сделаться худым, и наоборот? Жизнь человеческая наполнена многими такими примерами.

Но Христос не то говорит, будто худому человеку невозможно перемениться, или доброму невозможно пасть, но то, что человек не может принести доброго плода, доколе живет худо. Худой человек может перейти к добродетели; но доколе он остается худым, дотоле не может принести доброго плода. Как же Давид, будучи и добр, принес худой плод? Не в состоянии добродетели, но уже переменившись, он это сделал, так что он не принес бы такого плода, если бы всегда пребыл тем, чем был, потому что, оставаясь добродетельным, он не осмелился бы сделать того, на что дерзнул. Эти слова Спаситель сказал и для того, чтобы заградить уста безрассудно клевещущих, и обуздать язык злословящих.

Этими словами Он хотел лишить всякого извинения тех злых людей, из-за которых подозревают и добрых. После того ты уже не можешь сказать: я обманулся, не догадался! – потому что тебе предложено Мною самое действительное средство к познанию порочных людей, т. е., повелено рассматривать их поступки, а не безрассудно смешивать все. Далее, хотя Спаситель не велел их наказывать, но только остерегаться, – однако же, чтобы с одной стороны утешить обижаемых ими, а с другой – устрашить обижающих и побудить их к исправлению, Он определяет им наказание, говоря: (см. Толкование на Мф. 7:19).

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18-20 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам узнаете их

Спросим у еретиков, которые утверждают, что есть две противоположные природы: если согласно с их пониманием, хорошее дерево никогда не может приносить плодов дурных, то каким образом Моисей, - доброе дерево, - согрешил у воды противоречия (Втор. 32:51) и Давид, убив Урию, впал в прелюбодеяние с [женою его] Вирсавией (Bethsabee)? (2Цар. 11:15-27) Также и Петр отрекся во время страданий Господа, говоря: Не знаю человека (Мф. 26:72). Или каким образом (qua consequentia) Иофор (lethro) тесть Моисея, - дерево злое, - который, конечно, не веровал в Бога Израилева, дал Моисею добрый совет (Исх. 18:15-23) или Ахиор сказал Олоферну нечто полезное (Иудифь. 5:5-21) и Комик сказал (и слова его как нечто хорошо сказанное подтвердил апостол Павел): Нравы добрые были испорчены нечестивыми измышлениями в разговорах (1Кор. 5). А когда еретики не найдут ответа, то мы напомним им, что и Иуда, - некогда доброе древо, - принес плоды злые после того, как продал [или: предал] Спасителя, и Савл, - древо злое в то время, когда преследовал Церковь Христову, принес после того плоды добрые, когда из гонителя обратился в сосуд избранный. Итак, дерево доброе до тех пор не творит плодов злых, пока непрестанно пребывает в упражнении в добродетелях; а злое дерево до тех пор остается в плодах греховных, пока не обратится к покаянию. В самом деле, никто, ведь, пребывающий в том состоянии, в котором был, не делается (incipit esse) тем, чем не начинал еще быть.

Толкование на Евангелие от Матфея

Августин Аврелий, блж. (†430)

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые

В этом месте особенно следует остерегаться заблуждения тех, кто понимает под этими двумя деревьями две природы, из которых одна - божественная, а другая - ни принадлежит Богу, ни исходит от Бога. Это заблуждение уже довольно подробно обсуждалось и в других книгах и, если этого недостаточно, будет обсуждаться и в дальнейшем; сейчас же следует показать, что эти два дерева не годятся для [их] толкования. Прежде всего потому, что совершенно очевидно, что Он говорит о людях, так что всякий, кто читал предшествующее и последующее, поразился бы их ослеплению. Затем, они обращают внимание на то, что сказано: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7:18), и потому полагают, что ни злая душа не может стать лучше, ни добрая - хуже, как если бы было сказано: «Не может дерево доброе стать худым, ни дерево худое - добрым». Но ведь сказано: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Дерево - это, разумеется, сама душа, то есть сам человек, а плоды - человеческие поступки. Поэтому не может плохой человек поступать хорошо, а хороший поступать плохо.

О нагорной проповеди Господа

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые

На слова: душевен человек не приемлет, яже Духа Божия (1Кор. 2:14), а также: не может древо зло плоды добры творити.

Сказанное же: не может древо зло плоды добры творити, - не уничтожает силы покаяния, но осмеивает закосневание в делании зла. Что пребывает злым, то не может приносить плодов добрых, но переменившись в добродетель, оно сии плоды принесет. Если у Спасителя шла речь о деревьях, то пусть имеет силу твое слово. А если о людях и деревья представлены Им в пример (а что для деревьев природа, то для нас произволение), то да опровергнется твое предположение. Ибо каким деревом кажется тебе Ап. Петр? Добрым ли? Но как же он отрекся? Злым ли? Но как же вся земля и море воспевают его подвиги и победы? Каким деревом представляется Иуда? Злым ли? Но как же он удостоен апостольской чести? Добрым ли? Но как предал Христа?

И если стану рассматривать все совершавшиеся в людях перемены, то, сам того не примечая, введу множество лишних речей. Посему, предоставляя тебе собрать это в писаниях, перейду к истолкованию апостольского изречения. Человек душевен, хотя и не приемлет, яже Духа Божия (1Кор. 2:14), но приимет; потому что Апостол не сказал: «не приимет», но говорит: не приемлет.

И еще говорит: не может разумети, а не сказал: «Не возможет уразуметь». Как если кто, смотря на раскаленное железо, скажет: «не может быть оно холодным», однако же может сделаться таким, так и в сказанном одно принадлежит настоящему времени, а другое - будущему.

Письма. Книга II

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые

Пока оно худо - не может, если же переменится, то может. Обрати внимание, что Господь не сказал, что никогда не будет в состоянии, но что до тех пор не рождает добрых плодов, пока худо.

Толкование на Евангелие от Матфея

Тихон Задонский, свт. (†1783)

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые

Вера обновляет человека, делает его расположенным к добру, исполненным любви, милостивым, терпеливым, кротким и любящим прочие христианские добродетели. Ибо вера – это Божественное семя, от которого духовно рождаются христиане, и потому приносят такие плоды, каково семя. Ибо не может дерево доброе приносить плоды худые, – говорит Христос (Мф. 7:18). Каково семя, таковы и плоды его. Ибо у злого семени змеиного, которое он посеял на сердце прародителя нашего, – злые плоды: ненависть, злоба, вражда и прочие грехи. А у семени Христова, которое есть вера святая, добрые плоды: любовь, милость, кротость, благость, милосердие, воздержание, и прочее (см. Гал. 5:22). Поэтому апостол говорит: Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5:6). Поэтому святые апостолы везде в своих посланиях увещевают к познанию плодов веры, то есть к добрым делам.

Об истинном христианстве. Книга 2.

См. также Толкование на Мф. 7:17

Евфимий Зигабен (†1118)

Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити

Чтобы кто-нибудь не полагал, что доброе древо может приносить и худые плоды, т.е. бесполезные, а злое дерево – добрые, показывает, что это невозможно. Но почему Давид, будучи добрым деревом, принес худые поды, именно: прелюбодеяние и убийство, а Павел, будучи худым деревом, принес добрые плоды, став избранным сосудом Христовым? Почему? Потому что они переменились, первый – от добродетели к пороку, а второй – от порока к добродетели; но до тех пор пока Давид оставался в добродетели, а Павел – в пороке, они не могли принести такого рода плодов. Следовательно, Он сказал, что это невозможно по отношению к неизменным.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые

Для разъяснения одинаковой мысли употреблены целых четыре стиха, в которых предмет рассматривается с разных сторон, почти до тавтологии. Но, по словам Златоуста, если Спаситель говорит об одном и том же два раза, то тут нет тавтологии. “Чтобы кто-нибудь не сказал, что худое дерево, хотя и приносит плоды худые, но может приносить и добрые, а при двояком плодоношении трудно уже делать различение, в опровержение этого Спаситель говорит, что так не бывает, что оно приносит только худые плоды, и никогда не может принести хороших, и наоборот. Что же, неужели добрый человек не может сделаться худым и наоборот? Жизнь человеческая наполнена многими такими примерами. Но Христос не то говорит, будто худому человеку невозможно перемениться, или доброму невозможно пасть, но то, что человек не может принести доброго плода, пока живет худо”. По словам Августина под деревом разумеется здесь человеческая душа. Под плодом же дела человека; ибо не может худой человек делать доброе, и добрый злое. Следовательно, если пожелает худой делать доброе, то должен сначала сделаться добрым.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 16-20 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их

В этих словах Иисус Христос дает средство узнать лжеучителей и отличить их от истинных учителей. Это – не посредством их учения, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать, а посредством дел или образа жизни, как они ведут себя. Плоды изображают человеческие дела, подобно тому, как растущее дерево изображает самого человека или жизнь и поведение его (чит. Лк. 13, 6-9). О качествах дерева судят обыкновенно по плодам, а не по листьям и цветам: цветы на дереве могут быть и красивые и благоухающие, и листья густые и нежные; но это только украшение. Хорош плод, значит, хорошо и дерево, худ плод, худо и дерево; и на хорошем дереве не растут плоды дурные, равно как и наоборот: Егда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы (собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы)? Так точно и от лжеучителя нельзя ожидать истинно христианских высоких добродетелей, особенно смирения, хотя бы и дела его и имели внешний вид добродетели. От плод их познаете их – по плодам, т. е. по делам, по жизни их, узнаете их, – поймете, отличите истинных от ложных. Всяко убо древо и проч., т. е. как дерево, не приносящее добрых плодов, срубается и идет на топку печей; так и эти лжеучители подлежат осуждению на мучение в адском огне. Это тот же приговор, который уже был высказан фарисеям Иоанном, Предтечею Христовым (Мф. 3, 10).

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые

Не может дерево доброе, пока оно не испорчено, приносить плоды худые, ни дерево худое, пока оно остается плохим, не привитым к доброму дереву, приносить плоды добрые. Так и от лжеучителей нельзя ожидать чистой, богоугодной, истинно христианской, смиренной добродетели. «Христос, – поучает святитель Златоуст, – не то говорит, будто худому человеку невозможно перемениться, или доброму невозможно пасть; но то, что человек не может принести доброго плода, пока живет худо. Как же Давид, будучи и добр, принес худой плод?

Он это сделал не в состоянии добродетели, но уже переменившись; если бы он остался добродетельным, то не осмелился бы сделать того, на что дерзнул».

Троицкие листки. №801-1050

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Мф.7:18) Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити
. На это ссылаются штундисты, указывая на пороки православных и считая их плодом худой будто веры. «От плодов наших познайте нас», как бы так говорят они. Но в этом у них проявляется: такое хвастовство и презрение к другим, что, поистине, они, опьяненные своей самоуверенностью, не лучше тех, которые опьяняют себя вином. Первым плодом истиной веры должно быть смирение, а вместо него у штундистов – гордость и хула на Церковь: истинное терние, колючее и огня достойное;(Мф.7:19). Кроме того, если бы они и действительно отличались добрыми свойствами, это еще не свидетельствовало бы об истинности их вероучения. Корнилий, несмотря на истинные добродетели, нуждался в научении спасительным глаголам (Деян.10:1-8).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О добрых и худых делах.

Мф.7:16–18, 20–21. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится, или ложной: Деян.10:2–6. Закон и заповеди святы: Рим.7:12, но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18; Мф.7:19; и при истинной вере и добрых делах (Иак.2:26) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3; Рим.2:13.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible