Скрыть
Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры

Евангелист не сказал, что Спаситель похвалил только слова сотника, но, показывая важность похвалы, говорит, что Он даже удивился; и не только удивился, но и в присутствии всего народа представил его другим в пример для подражания.

Видишь ли, как каждый из засвидетельствовавших о Его власти восхваляется? И, слыша, народ дивился учению Его (Мф. 7:28), поскольку Он учил как власть имеющий; и Христос не только не обвинил их, но еще сошел с ними с горы, и через очищение прокаженного утвердил их мнение. Опять прокаженный сказал: если хочешь, можешь меня очистить; и Христос не только не обличил, но, врачуя его так, как он сказал, очистил его.

Также сотник говорит: скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. И Иисус, удивляясь ему, говорил: и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. 8:10).

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним

Он удивился, ибо видел, что сотник понял Его величие. В самом деле, и словом Божиим, и служением ангелов должны быть изгоняемы как враждебные силы, так и слабость тела, вследствие которых человек часто доходит до изнеможения.

истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры

Это говорится о современных [Ему], а не о древних патриархах и пророках; по крайней мере, в лице сотника, может быть, вера язычников ставится впереди [веры] Израиля.

Толкование на Евангелие от Матфея

Августин Аврелий, блж. (†430)

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры

Итак, этот человек был из язычников, ибо он был сотником. Среди еврейского народа тогда уже находилось войско Римской империи. Он командовал там воинами, поскольку смог стать сотником. Будучи подвластным, он обладает властью; находясь в подчинении, он покорен, но управляет подчиненными. Хотя Господь был среди иудейского народа (пусть ваша любовь поневоле обратит на это особое внимание), Он уже предвозвещал будущую Церковь во всей вселенной, в которую пошлет [затем] апостолов. Язычники Его Самого не увидели и не уверовали в Него. Его узрели и встретили иудеи. И хотя телесно Господь не вошел в дом сотника, однако, отсутствуя телесно, Он исцелил и его веру, и сам дом, присутствуя Своим величием. И подобным образом телесно Господь явился только среди иудейского народа. Среди других же народов Он не родился от Девы, не страдал, не странствовал, не проповедовал, не совершал божественные чудеса. Ничто из этого не происходило среди прочих народов: но однако через [сотника] должно было исполниться сказанное: Народ, которого я не знал, служит мне (Пс. 17:44). Каким же образом, если он не знал? По одному слуху о мне повинуются мне (Пс. 17:45).

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-10 Сотник, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры

Если я, говорит, будучи рабом царя, повелеваю подчиненным мне воинам, то Ты тем более можешь приказывать смерти и болезням так, чтобы от одного они удалились, на другого же обратились, ибо телесные болезни суть войны и каратели у Бога. Поэтому Христос удивляется, говоря: «Я и среди Израиля не нашел такой веры, какую нашел в этом язычнике».

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры

Отчего Спаситель удивился вере сотника? Оттого, что эта вера была достоянием чистого, доброго, простого сердца сотника и была редкостию между тогдашними людьми. Хотя вера есть дар Божий, но этот дар дается только людям с сердцем, способным вместить такой дар.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Слышав же Иисус, удивися и рече грядущым по Нем: аминь глаголю вам: ни во Израили толики веры обретох

Удивился, что он, не будучи израильтянином и не зная Писаний иудеев о Нем, так легко уверовал. И не только удивился, но объявил о его вере, чтобы другие подражали ему. Ни во Израили, говорит, толики веры обретох, где ежедневно читают свидетельства Писаний о Мне. Впереди уже сказано у нас, что Аминь глаголю значит: истинно и верно говорю, и нет нужды еще объяснять это.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры

(Лк. 7:9). В словах Христа нет преувеличения, потому что сотник был одним из первых плодов языческой жатвы, которая будет обильной и превзойдет жатву Израиля. Объяснение слов отчасти можно находить в Мф. 11:11; Лк. 7:28. Здесь “Христос для всех уже делает известным то, что спасение — от веры, а не только от дел закона«.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры

Так и теперь: сотник засвидетельствовал о власти Спасителя, и Спаситель не только не осудил его, но и одобрил; мало того, евангелист, показывая важность похвалы Христовой, говорит: услышав сие, Иисус удивился, т.е. признал его веру достойной удивления, необычайной даже среди верующих Израильтян. (Во всем Евангелии описаны только два случая, при которых Христос выражает удивление: Он удивился вере язычника-сотника и дивился неверию жителей Своего родного города Назарета). Вот почему в присутствии всего народа представил его в пример другим для подражания: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры, – не нашел Я такой веры даже в тех, которые хвалятся, что они – избранный Божий народ. Вот почему Господь и дарует этому сотнику более, чем он просил: он пришел искать телесного здравия отроку, а возвратился, получив Царствие. Если среди язычников, погибавших в бездне неверия, отчаяния и развращения, находились такие добрые души, как этот благочестивый сотник, то значит и в этой непроглядной тьме языческого мира тлела еще искра Божия, таилось зерно добра; придет час – и эта искра Божия воспламенится, это зерно, согретое благодатью Евангельской проповеди, возрастет в древо велие и покроет всю землю.

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

«И в Израиле не нашел Я такой веры»: Израиль – имя, данное патриарху Иакову богоборцу (Быт.32:28–29). От него иудеи или евреи назывались Израильтянами, или просто Израилем, и носили это имя до времен разделения царства иудейского на два, после Соломона; с тех пор Израильтянами стали называться по преимуществу отделившиеся колена, вероятно, потому, что они составляли большую часть еврейского народа. После плена вавилонского это название опять усвояемо было всем евреям без различия (ср. Мф.10:6; Деян.7:42; Евр.8:8). Смысл изречения: Я не нашел примера такой веры даже между иудеями, «которые имели свидетельства писаний о Мне» (Евф. Зиг.).

«Многие придут с востока и запада»: Господь воспользовался этим случаем, чтобы провозгласить всеобщность новоустрояемого царства Своего, вопреки предрассудкам иудеев, полагавших, что царство Мессии откроется собственно только для них и тех из язычников, которые примут их религию, тогда как все остальные будут осуждены и порабощены им, евреям. Господь говорит, что многие из язычников будут приняты в царство Мессии. – «с востока и запада»: из отдаленных стран всего света, так как восток и запад, по библейскому словоупотреблению, означают целый свет с отдаленными его странами (Ис.45:6; Мал.1:11).

«И возлягут с Авраамом» и пр.: Царство Небесное представляется под образом пира, на котором древние восточные народы не сидели, а возлежали; представляется, что на таком пиру язычники будут возлежать вместе с патриархами еврейского народа. У иудеев, современников Господа, было такое чувственное представление о царстве Мессии. Иисус Христос, без сомнения, не разделял этого представления со своими современниками в его чувственном виде и смысле, но пользовался им, как образом или символом для изображения высокой духовной идеи об этом царстве (ср. Мф.26:29; Лк.13:28,14:15. ср. Мф.22:30; Откр.19:91Кор.15:50). Смысл этого образного изречения тот, что многие, имеющие уверовать во Христа из язычников, достигнут спасения и блаженства в царстве Мессии, в общении с патриархами и святыми народа еврейского.
 
«Сыны царства»: иудеи, поколику они, как избранный народ, народ завета, имели преимущественное пред язычниками право на участие в царстве Мессии (ср. Ин.4:22; Рим.9:4,5,11,16 и дал.).

«Извержены будут во тьму внешнюю» и пр.: образ будущих мучений для тех, кто не удостоится получить блаженство в царстве Христовом. Образ взят от того же образа пира или вечери, как они происходят на Востоке, особенно в холодные вечера. Холод и окружающая темнота – противоположность светлой и теплой комнате, где происходила вечеря. Гостей чем-либо виновных выводили из комнаты вечери и заставляли оставаться в темноте и на холоде в то время, когда другие в тепле и свете веселились, что для первых, конечно, было крайне неприятно; представляется, что они плачут и скрежещут зубами от досады и холода. Эта тьма кромешняя или внешняя, т.е. находящаяся вне (кроме) комнаты пира, плач и скрежет зубовный лишившихся веселия этого пира, и представляются образом вечных мук грешников во аде.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры

Во Израили, т. е. между Евреями и Иудеями, которые имели свидетельства писаний о Иисусе Христе и хвалились, что они – избранный Божий народ, потомки Авраама, отца верующих. Израиль – это имя, которое дано было патриарху Иакову после борьбы его с Богом (Быт. 32, 26. 29). От сего назывался Израильским народом, Израилем и Израильтянами и происшедший от него Еврейский, или Иудейский народ.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О войне.

Мф.5:21. Гневающийся напрасно на брата своего не может быть сравниваем с защитниками веры и отечества: Числ.25:16-18; 31:1-2, полагающими души свои за друзей своих: Ин.15:13. Не осудил воинское звание и Иоанн Креститель: Лк.3:14, а Спаситель «войну» брал для примера: Лк.1:1,31;11:21; Веру же благочестивых воинов восхвалял: Мф.8:10; Деян.10:1-4; и на небе, между бесплотных сил, без войны не обошлось: Откр.19:11-19.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О знамениях и чудесах.

Мф.12:39. Знамения и чудеса не даются только роду лукавому: Мф.4:3-7; Мк.15:29-32;Ин.4:48; Ин. 5:36; Ин.10:38, но для верующих людей они бывают: Мф.17:20; Мф.8:10-13.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О войнах.

Лк.9:54-56. Самаряне не с оружием напали на Иисуса Христа и апостолов, а только не приняли их, стало быть, огонь сводить на них было бы делом неразумной ревности. Отсюда ясно, что к войнам, которым надлежит быть помимо всякого желания: Мф.24:6, это место не относится. В Священном Писании военная служба не запрещается: Лк.3:14;14:31-32; и воинское звание не препятствовало получить от Господа помощь и похвалу: Мф.8:9-10.

 

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible