Скрыть
И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его

Призвав Матфея, Христос удостоил его великой чести, тогда же приобщившись его трапезы. Чрез это Он подал ему благую надежду на будущее время, и породил в нем большее упование. Не долговременным врачеванием, но вдруг исцелил болезнь души его. Впрочем, не с одним Матфеем возлежал Христос за столом, но и со многими другими. По-видимому, и это служило порицанием для Иисуса, что Он не удалял от Себя грешников; но евангелисты и этого не скрывают, и говорят, что фарисеи осуждали Его за таковой поступок.

К Матфею пришли многие мытари как к своему сотоварищу, потому что он, вменяя себе в честь посещение Христово, созвал всех их. Христос употреблял всякого рода и врачевания. Он избавлял многих от болезней душевных не только тогда, когда учил, или исцелял больных, или обличал врагов, но и тогда, когда возлежал за столом, научая нас чрез то, что всякое время и всякое дело может нам доставлять пользу.

И хотя все, что предлагалось на этой трапезе, было собрано неправдою и хищением, тем не менее, Христос не отрекся быть ее участником; так как Его присутствие могло принести великую пользу, то Он согласился быть в одном доме и за одним столом с великими грешниками, хотя и навлек на Себя худую славу за то, что ел вместе с мытарем в доме мытаря и со многими мытарями. Такова ведь участь врача: если он не захочет переносить гнилого запаха от больных, то не может исцелить их от болезни. Смотри, как иудеи поносят Его за это: Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф. 11:19).

Да услышат это все, кто постом старается приобрести себе великую славу, и да помыслят, что Владыку нашего называли человеком, который любит есть и пить вино, и Он не стыдился этого, но все оставлял без внимания, чтобы исполнить Свое намерение, которое и совершил: мытарь переменился, и таким образом сделался лучшим. А чтобы тебе увериться, сколь великое значение имело для грешников соучастие Христа в их трапезе, послушай, что говорит Закхей, другой мытарь.

Услышав от Христа слова:Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19:5), он в восторге сказал: Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19:8). Тогда Иисус сказал ему: Ныне пришло спасение дому сему (Лк. 19:9). Таким образом, всеми способами можно наставлять других.

Беседы на Евангелие от Матфея

Петр Хрисолог, свт. (†450)

И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его

По мысли Матфея, Иисус возлежал не просто на ложе и вкушал не пищу, а долги грешников, чтобы призвать их на пир, на собрание, для человеческого общения, чтобы наслаждаться любезнейшей беседой за трапезой. Он знал, что, если они распознают в Нем властного Судию, они испугаются Его могущества и будут повержены близким присутствием Бога. Так, скрывшись за оболочкой человеческого тела, Он хотел быть, как все. Кто хотел помочь миру, скрывал, что Он Судия. Кто удостоил подать рабам надежду, скрывал, что Он Господин, и Кто хотел, чтобы слабый был всегда обласкан любовью Отца, скрывал Его величие.

Собрание проповедей

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 10-11 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

Очень обрадованный посещением Христа, Матфей призвал мытарей, и Христос, чтобы принести им пользу, ел вместе с ними, несмотря на то, что Его порицали за это. Ибо фарисеи, желая оттолкнуть от Него учеников, осуждали то, что Он общается в пище с мытарями.

Толкование на Евангелие от Матфея

Евфимий Зигабен (†1118)

И бысть Ему возлежащу в дому, и се, мнози мытари и грешницы пришедше возлежаху со Иисусом и со ученики Его

Видя самое искреннее послушание и усердие, Христос приходит в дом Матфея, чтобы оказать ему честь и, став другом и ободрив его, внушить исправление и другим находящимся там. Сам же Матфей после такого благодеяния становится еще более усердным и, как говорит Лука, он сделал для Него в своем доме большое учреждение (δοκη – прием), т.е. торжественный пир. Мытарями и грешниками называет их по причине насмешек над ними. Их порицали, как несправедливых, корыстолюбивых, хищных, безжалостных и бесстыдных; но, может быть, были здесь и другие люди, занимавшиеся подобными же промыслами и подверженные тем же страстям, так как подобный сорадуется подобному. Посему Матфей принял на пир и их, потому что они были участниками его радости, как сотоварищи и друзья. И Христос допустил им даже таким возлежать с Собою ради имевшей последовать пользы для совозлежащих; Он участвовал и в предложенной от неправедного приобретения трапезе, так как отсюда должна была произойти великая польза, и не обращал внимания на порицания со стороны многих, зная, что врач не освободит больных от гнили, если не вырежет ее. Хорошо Он знал также, что отсюда произойдет лукавое подозрение, так как Он пришел на пир мытаря и возлежал вместе со многими мытарями и грешниками. Смотри, что впоследствии иудеи действительно поносили Его и говорили: се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником (Мф. 11,19); но, однако, все это Он презрел, чтобы сделать то, чего желал, и чтобы показать, что, возлежа с ними, Он сделал весьма важное дело. Слушай, что сказал мытарь Закхей. Когда он услышал слова Христа: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти (Лк. 19, 5), возвышенный радостью, сказал: се, пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Рече же к нему Иисус, яко днесь спасение дому сему бысть (Лк. 19, 8-9). Но каким образом Павел сказал: аще некий, брат именуемь, будет блудник, или лихоимец… с таковым ниже ясти (1Кор. 5,11). Павел убеждает к этому не учителей, а просто братьев; притом, он говорит это относительно братьев, а эти мытари и грешники еще не сделались братьями. Кроме сего, так должно было поступать, пока те пребывали в своих прегрешениях; но эти скорее готовы были измениться.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его

(Мк. 2:15; Лк. 5:29). Подробнее говорит о том же Марк, яснее — Лука. Матфей же излагает дело слишком кратко, не поставляя стиха 10 в близкую связь с предшествующим. У него дело представляется так: Матфей последовал за Христом, без обозначения, куда именно. Затем речь как будто прерывается, картина следования заменяется сразу же картиной возлежания за столом, причем евангелист совсем не указывает, в чьем доме это происходило. У Марка добавлено, что это происходило в “доме его”, но в чьем именно, опять неизвестно, потому что слово “его” можно относить и к Иисусу Христу. Лука присоединяет предложение, что Левий устроил большой пир “в доме своем” (εν τη οίκία αύτοΰ), из чего заключают, что дом принадлежал самому Левию. Если бы Матфей пришел в дом Христа, то тут не было бы сравнительно ничего особенно замечательного. Но если Христос посетил дом Матфея, то это было замечательно. Он, божественный Учитель, Который учил не так, как книжники и фарисеи, Который творил такие великие чудеса, пришел в дом бедного мытаря и возлег в его доме, принимая от него угощение! (Здесь толкователи на наш взгляд, несколько неправильно расставили акценты — мытари были достаточно состоятельными людьми, а бедными считались лишь в части порядочности и человечности. Прим. ред.) Естественно, что Матфей и другие синоптики желают выставить пред читателями именно этот замечательный факт.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его

«Он всегда оказывал величайшую снисходительность к грешникам, которые заслуживали осуждение, не для того, – замечает святитель Григорий Нисский, – чтобы приобщиться их неправде, но дабы сообщить им Свою праведность». Убежденный собственным опытом, что Иисус Христос не гнушается мытарей и грешников, Матфей пригласил к себе на вечер многих из мытарей – своих друзей и товарищей, чтобы и они имели случай слышать слово спасения от Христа Спасителя. И действительно, святой Марк пишет, что много мытарей пошло за Господом после того. Но сам Матфей, рассказывая о вечере, смиренно умалчивает, в чьем доме она происходила, а говорит просто: и когда Иисус возлежал в доме, т.е. когда Спаситель, по обычаю восточному, возлежал у низкого стола, облокотившись на подушку, и вкушал от трапезы гостеприимного хозяина, многие мытари и грешники (все люди, по мнению фарисеев, зазорные) пришли, по приглашению Матфея, и возлегли, т.е. расположились вокруг стола, с ним и учениками его. И Господь поучал их, с любовью беседуя о спасении и о едином на потребу. «Он избавлял от болезней душевных, – замечает святитель Златоуст, – даже и тогда, когда возлежал за столом, уча нас, что всякое дело и всякое время может нам доставлять пользу. И хотя все, что предлагалось на этой трапезе, было собрано неправдой, но Христос не отказался быть ее участником. Он благоволил быть в одном доме, за одним столом с великими грешниками, хотя и навлек на Себя нарекание за то, что ел вместе с мытарем, в доме мытаря и со многими мытарями». Ты спросишь, а как же апостол Павел повелел: «кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1Кор. 5:11). Но апостол повелевает удаляться от таких братьев, которые не хотят отстать от своих пороков, а мытари перестали делать зло и изменились после этого. Но фарисеи только искали случая, чтобы укорить в чем-нибудь Господа, и осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в псалмах: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс. 1:1).

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

«Возлежал»: у иудеев, как и у других восточных народов, было в обычае – во время обеда или вечери не сидеть, а возлежать вокруг приготовленных на низком столе яств, облокотившись левой рукой на подушку.

«В доме»: самого Матфея или Левия (Лк.5:29), который тотчас по призвании своем решился угостить своего Учителя и Господа. Ободренные снисходительностью Господа к человеку, которого молва людская считала грешником, как и всех ему подобных, многие товарищи его по ремеслу – сборщики податей, может быть, приглашенные самим Матфеем по сему случаю, и грешники – люди, по мнению иудеев и особенно фарисеев, не доброй нравственности и поведения, пришли и участвовали в угощении, вместе со Спасителем и Его учениками.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его

Возлежащу (когда Иисус Христос возлежал), т.е. сидел за столом: у Иудеев, подобно как и других восточных народов, не сидели, а лежали вокруг низкого стола с кушаньями, облокотясь левою рукою на подушку (чит. объясн. 8 гл. 11 ст.). В дом самого Матфея, или Левия (Лк. 5, 29). Левий, по призвании своем, в знак признательности к Иисусу Христу, что Он удостоил его чести принять в число своих учеников, устроил для Него вечерю, или обед. И сделал для Него (Иисуса Христа), – повествует евангелист Лука, – Левий в доме своем большое угощение (5, 25). На вечери были многие товарищи его по занятию, мытари, т. е. люди, подобно мытарям, по мнению Иудеев и особенно считавших себя праведниками, фарисеев, недоброй нравственности (о мытарях чит. в объясн. 9 ст. 3 гл.). «Убежденный собственным опытом, что Иисус Христос не гнушается мытарей и грешников, Матфей пригласил к себе на вечерю многих из мытарей – своих друзей и товарищей, чтобы и они имели случай слышать слово спасения от Христа Спасителя».

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible