Скрыть
Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

Иудеев снедала зависть от того, что Господь общается с мытарями и грешниками. Господь же привел им слова закона, скрытые [от них] покровом неверия, и сказал, что Он оказывает помощь больным и дает лечение нуждающимся, а считающим себя здоровыми нет никакой нужды в исцелении. Но для того, чтобы они поняли, что никто из них не является здоровым, Христос призывает их научиться тому, что значит милости хочу, а не жертвы (Ос. 6:6), то есть тому, что закон не способен с помощью жертвоприношений подать необходимую помощь и что всеобщее спасение - в милосердии и прощении. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13). Господь пришел ко всем, почему же Он говорит, что пришел не к праведникам? Неужели были такие, которые не нуждались в Его пришествии? По причине закона никто не праведен. Таким образом, Господь показывает тщетность похвальбы праведностью, потому что было необходимо милосердие, чтобы спасти тех, кто находился под законом. Ведь если бы в законе была праведность, то не было бы нужды в помиловании через благодать.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Хроматий Аквилейский, свт. (†406)

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

Аллегорически или мистически под домом Матфея можно понимать его ум, в который вошел Христос благодаря вере Матфея в Его благодать и в котором, как мы знаем, Он действительно возлежал, потому что этот Матфей удостоился стать составителем Евангелия, где он, [повествуя] о деяниях и силе Господа, устраивает небесный пир не только Господу и Его ученикам, но и всем верующим, которые прежде были мытарями и грешниками, пришли к познанию Христа и удостоились разделить такой пир. В самом деле, дом Матфея можно понимать как Церковь, собранную из мытарей и грешников, в которой Матфей устраивает всем верующим пир веры и своей проповеди, поскольку Господь возлежит в Его доме вместе со Своими учениками.

Трактат на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

Но фарисеев ничто не вразумило; они укоряют учеников Иисусовых, говоря: Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? В другом случае, когда им показалось, что ученики согрешали, фарисеи обращаются с укоризнами к самому Учителю, говоря: Вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу (Мф. 12:2).

Здесь же перед учениками клевещут на учителя. Все это они делали с худыми намерениями, желая отвлечь учеников от Учителя.

Беседы на Евангелие от Матфея

Нил Синайский, прп. (†430)

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

Иоанн Креститель, боясь, чтобы ему, как человеку, не потерпеть какого-нибудь вреда, избегал городов и жил в пустыне. Но Иисус, Бог и Господь всяческих, входя в города, бывал на вечерях с грешными. Потому что Он – Солнце правды, а лучи солнечные касаются и всякой грязи, и зловонную грязь иссушают, сами же пребывают чистыми и неоскверненными. Но фарисеи, завидуя, говорят: «Почто Иисус с мытари и грешники яст» (Мф. 9:11)? О завистливые, несмысленные и слепотствующие сердцем! Не знаете вы, что не в другом каком месте, но подле больных обязан находиться врач. Где грешники, там, конечно, поставляется и очистилище. Ибо грешных, а не праведных, пришел Христос призвать к покаянию. С грешными проводит время Иисус Христос по домостроительству, чтобы и грешные, покаявшись, с праведными водворились и возвеселились в царствии небесном.

Письма на разные темы. Илиодору

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 10-11 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

Очень обрадованный посещением Христа, Матфей призвал мытарей, и Христос, чтобы принести им пользу, ел вместе с ними, несмотря на то, что Его порицали за это. Ибо фарисеи, желая оттолкнуть от Него учеников, осуждали то, что Он общается в пище с мытарями.

Толкование на Евангелие от Матфея

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 11-13 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Взошел некогда Господь в дом мытаря Матфея, претворяя мытаря в Апостола, возлег воплощенный Бог за трапезу с грешниками. Фарисеи, увидев это, соблазнились. Почто, говорили они ученикам Иисуса, почто с мытари и грешники Учитель ваш яст и пиет?

Скажите прежде, фарисеи, почему вы называете этих людей грешниками? Не ближе ли их назвать счастливцами и блаженными, Ангелами, Херувимами, потому что благоволил возлечь в их обществе Бог? Не лучше ли вам сказать: “и мы грешники! и нас прими, милосердый Иисус, к стопам Твоим. Этих грешников Ты, Сердцеведец и истинный Судия, предпочел нам, миновав нас, Ты возлег с ними. Видно — грехи наши пред Тобою тяжелее их грехов. С ними Ты возлежишь: нам дозволь хотя припасть к стопам Твоим”.

Нет святой вони смирения в темных праведниках, богатых правдою падшего человеческого естества, правдою поддельною мира, правдою бесовскою. Они дерзко осуждают Господа, осуждают принимаемых Им грешников, соделывающихся таким образом истинными праведниками, — отвергают Господа, говорят: Учитель ваш. Дают понять этим, что они не признают Его Учителем своим.

Ответ Господа — ответ на все начала сокровенного недуга фарисеев, на все состояние их души. Ответ этот заключает в себе страшное осуждение и отвержение от лица Божия всякой мнимой праведности человеческой, соединенной с осуждением ближнего. Не требуют, сказал Господь, здравии врача, но болящии. Шедше научитеся, что есть, милости хощу, а не жертвы. Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние.

Аскетические опыты. Том 1


Тем человекам, которые не понимали значения и силы покаяния, Спаситель говорил не раз: Шедше, научитеся, что есть, милости хочу, а не жертвы. Это значит: Господь, умилосердившись над падшими и погибшими человеками, всем даровал покаяние в единственное средство к спасению, потому что все объяты падением и погибелью. Он не взыскивает, даже не желает от них жертв, к которым они не способны, а желает, чтоб они умилосердились над собою, сознали свое бедствие, освободились от него покаянием. К упомянутым словам Господь присовокупил страшные слова: не приидох, сказал Он, призвати праведники, но грешники на покаяние. Кто названы праведниками? Те несчастные, слепотствующие грешники, которые, будучи обмануты самомнением, не находят покаяние существенно нужным для себя и потому или отвергают его, или небрегут о нем. О несчастие! За это отрекается от них Спаситель, утрачивается ими сокровище спасения. «Горе душе, — говорит преподобный Макарий Великий, — не чувствующей язв своих и мнящей о себе, по причине великого, безмерного повреждения злобою, что она вполне чужда повреждения злобою. Такой души уже не посещает и не врачует благий Врач, как оставившей произвольно язвы свои без попечения о них и мнящей о себе, что она здрава и непорочна. Не требуют — говорит Он, — здравии врача, но болящии». Ужасная жестокость к себе — отвержение покаяния! Ужасная холодность, нелюбовь к себе — небрежение о покаянии. Жестокий к себе не может не быть жестоким и к ближним. Умилосердившийся к себе приятием покаяния вместе делается милостивым и к ближним.

О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником

Евфимий Зигабен (†1118)

И видевше фарисее, глаголаху учеником Его: почто с мытари и грешники Учитель ваш яст и пиет

Марк (2,16) и Лука (5, 30) говорят, что и книжники с фарисеями сказали это. Смотри, когда им кажется, что ученики грешат, то на них говорят Учителю: се, ученицы Твои творят (Мф. 12, 2), чего не должно делать в субботу; а когда – Учитель, то клевещут на Него пред учениками с коварным умыслом отторгнуть сонм учеников от Учителя. Но что говорит Бесконечная Мудрость?

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

(Мк. 2:17; Лк. 5:31, 32). Ход мыслей, по-видимому, таков. Вы думаете, что Я неправильно поступил, придя к больным. Вы думаете так потому, что слишком привязаны к закону и его жертвам, полагаете, что все благочестие и угождение Богу исчерпываются тем, что люди приносят Ему жертвы. Но жертвы — жертвами; а в общении с людьми, нуждающимися в помощи, требуются не жертвы, а милосердие к людям. Вы приносите жертвы и относитесь безучастно к людям, требующим милосердия и любви; Я поступаю иначе, первое, выдающееся место в Моей деятельности занимает милосердие. А милосердие это заключается в том, что Я пришел призвать их к Себе, — и притом только их, грешников, а не праведников, — и излечить их от недугов.

По поводу слов: Я пришел призвать… некоторые церковные писатели задают следующие вопросы: Христос пришел ко всем, — почему же Он говорит, что не пришел к праведным? Следовательно, были такие люди, которым не было нужно, чтобы Он пришел? Неужели Христос действительно хотел выразить ту мысль, что Он пришел только к грешникам? Если же Он и под грешниками, и под праведниками (мнимыми) в действительности разумеет только грешников, то можно ли Ему приписать мысль о разделении грешников на классы? Отвечая на эти вопросы, скажем, что выражение Христа следует понимать только в самом широком, если не в абсолютном смысле: Он пришел исключительно к грешникам. Почему же не к праведникам? Потому, что их нет. Кто есть человек, который жив будет и не согрешит? Только Христос абсолютно праведен, а все остальные грешны. В 13 стихе выражается таким образом мысль Христа о греховности всех людей. Книжники и фарисеи, считавшие себя праведными, ошибались: они не только были грешны, но — и еще грешнее этих мытарей и их товарищей. Таким образом, различие следует проводить не между грешниками и праведными, а только между грешниками относительно и грешниками абсолютно. Первые не настолько грешны, чтобы не принять Христа; вторые грешнее их потому, что, пред лицом живой и абсолютной Правды и Безгрешности, считают самих себя праведными, и потому не могут принять Христа. Христос никогда не говорил, что все Его должны принять, приняли или принимают.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

Увидев то, фарисеи, видя Его любвеобильное обращение с явными, по их мнению, грешниками, но не имея прямодушия высказать свои мысли Самому Господу, эти лицемеры покусились смутить простодушных учеников Его: сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Зачем Он ищет близости с людьми такого дурного поведения? Почему не хочет знать нас?

«Как будто, – замечает святитель Филарет, – не учитель учеников, а ученики учителя должны учить, как ему поступать». Для чего и сами вы едите и пьете с этими грешниками? «В другом случае, – говорит святитель Златоуст, – когда ученики, по-видимому, согрешили, фарисеи обращаются с укоризной к Самому Учителю, говоря: «вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу» (Мф. 12:2); а теперь перед учениками клевещут на Учителя. Все это они делали для того, чтобы отвлечь учеников от Учителя».

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

«Для чего Учитель ваш» и пр.: сидеть или возлежать (по восточному обычаю) за одним столом означает известную близость между собою сидящих или возлежащих. Фарисеи, мнимые праведники, делая предложенный вопрос ученикам Господа, обвиняют Его, что Он ищет близости и сообщества с людьми дурной, по их мнению, нравственности, и тем выражают подозрение, что и сам Он едва ли праведен, потому что входит в общение с грешниками и мытарями. «Клевещут пред учениками на Учителя с худым намерением, желая отвлечь учеников от Учителя» (Злат.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками

Почто (для чего) с мытари и грешники учитель ваш яст и пиет? Это говорили фарисеи ученикам Иисуса Христа, видя Его возлежащим с мытарями и грешниками. Говорили для того, чтобы обвинить их учителя в том, что если Он ищет близости и сообщества с людьми худой нравственности, то значит, и Сам Он такой же: потому что сидеть за одним столом означает близость сидящих. Говорили ученикам для того, чтобы смутить их и отвлечь от Господа.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible