Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Евангелие от Матфея 9:13
пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Троицкие листки (XIX в.)
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
- Гладков, Б. И. (†1921)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Потом, чтобы не подумали, что Господь порицает призываемых, называя их болящими, смотри, как Он опять смягчает слова Свои, когда в обличение фарисеев говорит: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы.
Он сказал это для того, чтобы укорить их в незнании Писания, и употребил строгое слово не потому, будто бы Сам гневался на фарисеев, но чтобы вывести мытарей из сомнения. Он мог бы сказать: или вы не знаете, как Я отпустил грехи расслабленному? Как укрепил его тело? Но ничего такого Он не говорит, а сначала употребляет доказательство общее, а потом приводит слова Писания.
Итак, опровергши фарисеев и общими доказательствами, и свидетельством Писания, Он присовокупляет далее: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Эти слова Спаситель сказал в посмеяние фарисеев, подобно тому, как сказано: Вот, Адам стал как один из Нас (Быт. 3:22); и в другом месте: Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе (Пс. 49:12). А что на земле не было ни одного праведного, о том ясно свидетельствует Павел, говоря: Потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23).
С другой стороны, слова Христовы служили утешением и для призванных, – Он как бы так говорил: Я не только не гнушаюсь грешников, но для них одних и пришел. А чтобы не сделать их беспечными, для этого, сказав: Я пришел призвать не праведников, но грешников, не остановился на этих словах, но присовокупил: к покаянию, – т. е., Я пришел не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими.
Итак, когда Христос совершенно заградил уста фарисеев доказательствами, заимствованными как из Писания, так и из обыкновенного порядка вещей, и они ничего не могли сказать Ему вопреки, – потому что, обвиняя Его, сами оказались виновными и противниками ветхозаветного закона, – то, оставив Его, они опять начинают обвинять учеников.
Евангелист Лука говорит, что их обвиняли фарисеи (Лк. 5:17), а Матфей приписывает это ученикам Иоанна. Но вероятно, что и те и другие обвиняли учеников Христовых. Можно думать, что фарисеи, не зная, что им делать, взяли с собою и учеников Иоанна, как после брали иродиан. Действительно, ученики Иоанна всегда завидовали Христу и противоречили Ему, и тогда только смирились, когда Иоанн ввержен был в темницу; тогда они пришли возвестить об этом Иисусу, но после опять возвратились к прежней зависти. Что ж они говорят?
Иероним Стридонский, блж. (†420)
пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
пойдите, научитесь, что значит
Они видели, что мытарь, обратившийся к лучшему, нашел средство к покаянию и потому и сами не отчаиваются в спасении и, не оставаясь в своих прежних пороках, приходят к Иисусу, так что книжники и фарисеи ропщут, но совершая покаяние, как показывает следующее затем слово Господа, которое говорит:
«милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Господь ходил на пиршества грешников, чтобы иметь случай к научению и подавать приглашавшим Его духовные яства. Затем, когда неоднократно говорится, что Он проводил время на пиршествах, то говорится только о том, что Он там делал, чему учил, так что показывается и смирение Господа в хождении к грешникам, и могущественное действие Его учения в обращении кающихся. Следующие затем слова: Милости хочу, а не жертвы (Ос. 6:6) и: Я пришел призвать не праведников, но грешников, - в которых приводится свидетельство пророка, - служат к поношению книжников и фарисеев, которые, считая себя праведниками, отклоняли от себя общение с мытарями и грешниками.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 12-13 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы (Ос.6:6). Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Я пришел теперь, говорит Господь, не как Судья, но как Врач: поэтому и смрад терплю. Словами же «пойдите, научитесь» обличает их и как невежд: так как вы до сих пор не научились, то хоть теперь пойдите и узнайте, что Бог выше жертвы ставит милосердие к грешникам. «Ибо Я пришел призвать не праведников», - говорит, укоряя их, то есть: Я пришел призвать не вас, которые оправдывают самих себя, так как нет ни одного человека праведного; Я пришел призвать грешников, однако не для того, чтобы они оставались грешниками, но чтобы покаялись.
Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)
пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Шедше! - этим словом облечены следующие мысли: «Удалитесь! вы неспособны приступить ко мне. Ваш образ мыслей, настроение вашего духа соделывают для вас несвойственным принятие Меня. Вам нужно приготовление. Вам нужно предварительно понять, ощутить, сознать, изучить, исповедать падение ваше». Оно — страшно. Слова Божии милости хощу, а не жертвы объясняют его. Слова эти имеют такое значение: «Вы не можете приносить жертв: все помышления, чувствования, действия ваши запечатлены, пропитаны грехом, соединены, смешаны с ним, все помышления, чувствования, действия ваши недостойны всесвятого Бога, не могут быть благоприятны Ему. И потому Бог объявляет вам, что Он не только не требует от вас жертв, но и не благоволит, чтоб вы приносили их. Познайте глубину вашего падения; познайте лютость повреждения вашего, вполне отвергните упование на себя; восчувствуйте соболезнование к себе, которого не имеете лишь по причине самомнения, самообольщения, ожесточения, ослепления ваших! Стяжите милость: совокупите ваше действие относительно вас с действием Божиим; споспешествуйте вашим действием действию Божию. Окаменевшие сердца, смягчитесь! Умилосердитесь над собою и над всем человечеством: вы, как и все без исключения человеки, — создания, отверженные Создателем за произвольное отвержение Создателя, создания несчастные, пресмыкающиеся, мятущиеся, страждущие на земле, в этом преддверии ада; создания, постоянно размножающиеся на земле, постоянно пожинаемые смертью, пожираемые землею; создания, низвергнутые на землю из рая за возмущение в раю против Бога.
Здесь праведниками названы фарисеи не потому, чтоб они были точно праведники, но потому, что сами признавали себя такими, с мелочною точностью исполняя обрядовые постановления Закона Божия и попирая его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, всего существа человеческого - по воле Божией.
Услышь, что говорит тебе Господь: «милости хочу.» Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это уд твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоей немощью. Ты соблазняешься единственно оттого, что ты горд и слеп! Ты исполняешь некоторые наружные правила закона и за это любуешься собой, презираешь, осуждаешь ближних, в которых замечаешь нарушение некоторых мелочей, и не замечаешь исполнения великих сокровенных добродетелей, возлюбленных Богу, незнакомых твоему надменному, жестокому сердцу. Ты не глядел в себя довольно, ты не увидел себя, только от этого не признаешь себя грешником. От этого не сокрушилось твое сердце, не исполнилось покаяния и смирения, от этого ты не понял, что наравне со всеми прочими человеками нуждаешься в милости Божией, в спасении. Страшно – не признать себя грешником! От непризнающего себя грешником отрекается Иисус: «Я пришел», – говорит Он, – «призвать не праведников, но грешников к покаянию.» Какое блаженство признать себя грешником! Признавший себя грешником получает доступ к Иисусу. Какое блаженство – узреть грехи свои! Какое блаженство – смотреть в сердце свое! Кто засмотрится в сердце свое, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме него одного. Если он и взглянет когда на ближних, то все ему кажутся непорочными, прекрасными, как Ангелы. Глядя в себя, рассматривая свои греховные пятна, он убеждается, что для спасения его единое средство – милость Божия, что он раб неключимый не только по нарушению, но и по недостаточному исполнению заповедей Божиих, по исполнению, более похожему на искажение, нежели на исполнение. Нуждаясь сам в милости, он обильно изливает ее на ближних, имеет для них одну милость.
Аскетические опыты. Том 1. Чин внимания себе для живущего посреди мира
См. также Толкование на Мф. 9:11
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Евр.6:4-6: невозможно обновлять покаянием.
Православный ответ: говорится здесь не о невозможности со стороны Бога, но о невозможности со стороны грешника. Если кается человек, значит, не в последней он степени нераскаянности. Бог же всегда силен принять и обновит: (2Цар.14:2-14; Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженнаго (Мф.9:13; Мф.18:11-14).
Евфимий Зигабен (†1118)
шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы? не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние
шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы
Упрекает их в незнании Писаний и смиряет их гордость, потому что они гордились жертвами. Слова эти значат: Я не делаю ничего противного Божественному Писанию. Бог, говоря чрез пророка: милости хощу, а не жертвы (Ос. 6, 6), показал, что милость лучше жертвы; поэтому и Я, оказывая милость больным грехами, посещаю их, как врач,– вращаюсь между ними и врачую всяким способом.
не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние
Я не пришел обратить (на путь истины) праведных, потому что они сами для себя достаточны для спасения; но объявляю: Я пришел только ради одних грешников, нуждающихся в покаянии; каким же образом Я буду гнушаться тех, ради которых пришел? А Златоуст говорит, что Христос сказал это с упреком: не приидох призвати праведники, какими вы сами себя считаете…
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 11-13 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
(Мк. 2:17; Лк. 5:31, 32). Ход мыслей, по-видимому, таков. Вы думаете, что Я неправильно поступил, придя к больным. Вы думаете так потому, что слишком привязаны к закону и его жертвам, полагаете, что все благочестие и угождение Богу исчерпываются тем, что люди приносят Ему жертвы. Но жертвы — жертвами; а в общении с людьми, нуждающимися в помощи, требуются не жертвы, а милосердие к людям. Вы приносите жертвы и относитесь безучастно к людям, требующим милосердия и любви; Я поступаю иначе, первое, выдающееся место в Моей деятельности занимает милосердие. А милосердие это заключается в том, что Я пришел призвать их к Себе, — и притом только их, грешников, а не праведников, — и излечить их от недугов.
По поводу слов: Я пришел призвать… некоторые церковные писатели задают следующие вопросы: Христос пришел ко всем, — почему же Он говорит, что не пришел к праведным? Следовательно, были такие люди, которым не было нужно, чтобы Он пришел? Неужели Христос действительно хотел выразить ту мысль, что Он пришел только к грешникам? Если же Он и под грешниками, и под праведниками (мнимыми) в действительности разумеет только грешников, то можно ли Ему приписать мысль о разделении грешников на классы? Отвечая на эти вопросы, скажем, что выражение Христа следует понимать только в самом широком, если не в абсолютном смысле: Он пришел исключительно к грешникам. Почему же не к праведникам? Потому, что их нет. Кто есть человек, который жив будет и не согрешит? Только Христос абсолютно праведен, а все остальные грешны. В 13 стихе выражается таким образом мысль Христа о греховности всех людей. Книжники и фарисеи, считавшие себя праведными, ошибались: они не только были грешны, но — и еще грешнее этих мытарей и их товарищей. Таким образом, различие следует проводить не между грешниками и праведными, а только между грешниками относительно и грешниками абсолютно. Первые не настолько грешны, чтобы не принять Христа; вторые грешнее их потому, что, пред лицом живой и абсолютной Правды и Безгрешности, считают самих себя праведными, и потому не могут принять Христа. Христос никогда не говорил, что все Его должны принять, приняли или принимают.
Троицкие листки (XIX в.)
пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Пойдите в свои синагоги, где всегда читают и объясняют Закон и Пророков, научитесь, если вы доныне не научились еще, что значит сказанное Отцом Моим через пророка Осию: милости хочу, а не жертвы? Научитесь, что значит милость, особенно духовная; познайте, что милосердие к грешникам приятнее для Бога всяких жертв. Не нужны Богу твои жертвы, если ты отказываешь ближнему в милости. Дела милосердия, сами по себе, – лучшая жертву Богу, о которой воспомянется на Страшном Суде Божием паче всяких жертв. Что же касается Меня, как бы так продолжал Спаситель, то Я не только не гнушаюсь грешников, но для них-то Я и пришел: Ибо Я пришел призвать не праведников, таких мнимых праведников, как вы, но грешников, сокрушенных сердцем и смиренных духом грешников Я пришел призвать к покаянию. Я пришел, говорит Спаситель, не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими. А для вас, пока вы считаете себя праведниками, спасение невозможно, потому что ваше гордое сердце неспособно внимать голосу благодати Моей, призывающей ко спасению. Какое грозное предостережение дает Господь и всем нам в этом ответе фарисеям! Оглянемся: нет ли и в нас фарисейского пренебрежения к немощам ближнего, и не таится ли в нас на самом дне души это самообольстительное: несмь, якоже прочии человецы, я еще не такой отчаянный грешник, как вот тот человек?.. Если есть хотя бы тень такого помысла в сердце нашем, то и от нас – далече Царствие Божие, Христом возвещенное…
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
Вечеря в доме Матфея (Лк.5:29-39, Мк.2:15-22, Мф.9:10-17)
Беседа Иисуса Христа на вечере в доме Матфея разделяется на две части: сначала Он отвечает на соблазн фарисеев тем, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками (Лк.5:30-32 и паралл.), а потом на вопрос о посте (Лк.5:33-39 и паралл.). Оправдывая близость Свою к мытарям и грешникам, Господь сначала говорит приточным изречением о враче и больных, – что таково и должно быть поведение Его в отношении к людям, ибо Он есть обетованный Спаситель мира, – Спаситель, конечно, не праведников, а грешников. Таким ответом Иисус Христос не только защитил Себя, но вместе и обличил самомнительную праведность фарисеев, ибо из слов Спасителя они должны понять, что и они должны считать себя людьми грешными, если для себя желают и ожидают пришествия обетованного Мессии. После того Господь (по сказанию ев. Матфея) говорит лицемерным фарисеям, отличавшимся при самой мелочной заботливости о внешней чистоте, бессердечием к бедным, несчастным: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы».
Ветхозав. Пророк современникам своим говорил: Бог не желает жертвы, не сопровождающейся внутренним, душевным благочестием и милосердием, любовью к бедным, немощным и грешникам; лучше человек пусть приносит в жертву Богу дела милосердия, нежели одни жертвы. Так и Господь словами пророка говорит лицемерным фарисеям: общение с грешниками и мытарями есть с Его стороны явление милосердия к ним, несчастным; презрительное же отношение к ним фарисеев высказывает в последних, при заботливости лишь о внешней праведности, бессердечие к бедным; как бесконечно многоценнее пред Богом милосердие, нежели внешние дела благочестия!
Вопрос о посте состоял в следующем: почему ученики фарисейские и Иоанновы постятся («много» Мф., «часто, и молитвы творят» Лк.), а Твои ученики не постятся? Совопросники Христа смотрят на Него как на проповедника нового учения, подобно Иоанну Крестителю; достоинство каждого учения они измеряют строгостью нравственных требований; эти последние для них, в свою очередь, состоят существенно в правилах о различных подвигах внешнего благочестия. Почему же Иисус не научает Своих учеников, если не большим, то, по крайней мере, таким же подвигам поста и соединенной с ним молитвы, какие совершают фарисеи и ученики Иоанновы? Фарисеи же, кроме общенародных постов, имели обычай поститься еще два раза в неделю (Лк.18:22); то же, вероятно, делали и ученики Иоанна, назорея, а теперь, когда их учитель был заключен в темницу, они быть-может, еще более усилили пост. Ответ на это Иисуса Христа состоит из следующих приточных изречений:
1) о сынах чертога брачного,
2) о ветхой одежде и новой заплате,
3) о ветхих мехах и новом вине (у всех евангелистов) и
4) о вкушении старого и нового вина (Лк.5:39 ст.).
Первым изречением Христос оправдывает учеников: сущность, основание поста составляет печаль (почему у ев. Матфея: «могут ли печалиться сыны чертога брачного? Когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься»); ученики Иисуса при Его телесном с ними обращении переживают время радости и торжества, и потому им не время теперь поститься; будет же время, когда у них будут свои скорби, и тогда они будут поститься.
Вторым и третьим изречением (которые у ев. Луки приведены полнее) Иисус Христос оправдывает Себя, почему Он не требует от Своих учеников соблюдения постов, как соблюдают вопрошавшие. Ветхая одежда и ветхие мехи суть древняя ветхозаветная форма благочестия; новая одежда и новое вино – новозаветное духовное учение Христа. Соединить эти противоположности невозможно, от этого вред будет для обеих сторон: к ветхой одежде не подойдет новая заплата и даже еще более разорвет ее, а между чрез нее будет разорвана и новая одежда, от которой она оторвана с целью пришить заплату, к старой; ветхие мехи будут разорваны новым не устоявшимся вином, и вино вытечет, т.е. невозможно в одних и тех же учениках и оставить в том же духе древние, изветшавшие формы жизни, и влагать в них дух нового, благодатного, свободного учения; это новое учение в них есть пока не уходившееся вино новое, еще не окрепло в их сознании, не установилось твердо, и соединение его с изветшавшими формами ветхозаветной жизни поведет к тому, что они и старое разрушат под влиянием нового, и в этом новом не устоят.
Четвертым изречением, по одним толкователям, Христос оправдывает опять учеников; в таком случае старое вино берется здесь не со стороны времени, а со стороны своего качества, как вино лучшее, и тогда им будет обозначаться новое благодатное учение Христа; точно также и новое вино берется здесь как вино худшего сравнительно качества, и им будет названо ветхозаветное учение; смысл же будет тот, что ученики Иисуса, начавши питаться от Него новым, лучшим учением, уже не захотят теперь более возвратиться к прежнему учению.
По другим толкователям, Христос извиняет здесь фарисеев и учеников Иоанновых в их непонимании, почему ученики Иисуса свободно относятся к постам; в таком случае старое и новое вино будут взяты именно со стороны времени, а что одно лучше из них, а другое хуже, это происходит от привычки, от долгого употребления: смысл же, ясно, будет тот, что фарисеям не может нравиться новое учение Христово, Его свобода к внешней законной обрядности, потому что они слишком привыкли к древним ветхозаветным формам жизни.
Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Ст. 12-13 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, чтó значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные»: здоровые – праведные, больные – грешные (ср. Мф.9:13). В приложении к настоящему случаю под здоровыми или праведными разумеются фарисеи, не по их действительной или высшей, сравнительно с другими, но по воображаемой ими самими, самовыдуманной их праведности; под больными же или грешниками разумеются все, сознающие свою греховность пред Богом и готовые к раскаянию и возможной перемене своей жизни на жизнь лучшую. Итак, смысл слов Господа таков: не чувствуют нужды в Спасителе чувствующие себя праведниками, но эту нужду чувствуют грешники. Вы, фарисеи, считающие себя чистыми и праведными, не чувствуете нужды во мне, как Спасителе, и если вы не переменитесь и не обратитесь ко Мне, Я вас не спасу; но есть люди, желающие спасения, и Я их спасу. Место врача – при постели больных, а место Мое подле тех, кто болит сознанием своих духовных немощей и недугов, и Я с ними, с мытарями и грешниками, как врач с больными.
«Пойдите, научитесь»: чтобы оправдать образ своих действий в глазах фарисеев и обличить их неразумные подозрения, Господь отсылает их к пророческому слову, дабы они научились и вразумились. «Говоря: «пойдите, научитесь» – обличает их еще и как невежд. Вы, говорит, доныне не научились, так хотя теперь пойдите и узнайте» (блж. Феофилакт). – Пойдите в синагогу, где читаются Моисей и пророки, и научитесь; или пойдите, возьмите книги пророческие и научитесь.
«Милости хочу, а не жертвы» (Ос.6:6), говорит Бог чрез пророка Осию. Это не значит, чтобы Бог чрез пророка осуждал жертвы, приносимые Ему при разных случаях: ибо жертвоприношения учреждены Им же Самим чрез законодателя Моисея. По свойству еврейского языка это выражение значит: Я предпочитаю милосердие жертвам; для Меня приятнее, когда люди оказывают ближним свою милость, нежели когда приносят они жертвы; или: Я желаю не жертвы вместо милости, а милости вместо жертвы. Милость – милосердие в отношении к ближним – есть выражение любви к ним, тогда как жертвы суть внешние действия, которые могут быть совершаемы без соответствующего им чувства. Господь не отвергает значения и достоинства жертвы; жертва хороша, если она есть выражение внутреннего чувства и сопровождается таковым чувством; но если она только – внешнее действие без внутреннего чувства, каковы по большей части были жертвы самообольщенных фарисеев, то такая жертва не только не приятна, но противна Богу (Ис.1:11-18). Итак, слова Господа значат, вы, фарисеи, держитесь только внешних обрядов закона, их цените; но Бог предпочитает этим внешним обрядам закона выражение любви к ближним, какое является, например, в милосердии к ним; эта любовь и заставляет Меня искать общения с мытарями и грешниками, чтобы показать свою милость к ним, в которой они так нуждаются и которой они так ищут.
«Я пришел призвать» и пр.: ср. прим. к Мф.9:12. Ни один смертный не праведен пред Богом по своей греховной природе (Пс.13:3; Рим.1:18-32,Рим.3:10-18), но фарисеи, исполняя в точности внешние обряды закона, самомечтательно считали себя таковыми. Господь внушает им, что Он пришел призвать «к покаянию» (ср. прим. к Мф.3:2) не тех, кто считает уже себя праведным пред Богом, зная, что Его усилия будут бесполезны в отношении к ним, даже могут возбудить их злобу и ненависть к Нему; но пришел призвать к покаянию и спасти тех, которые, считая себя грешниками и чувствуя нужду в милости и спасении, ищут сего, каковы те, с которыми Он возлежит теперь (ср. блж. Феофилакт). Правда, Господь пришел призвать и спасти всех, и самомечтательных праведников; но пока они не оставят самомечтания о своей праведности, призвание их будет бесплодно и спасение для них невозможно (ср. Ин.9:39 и дал.): ибо в сем состоянии они не способны принять слова призвания и получить спасение.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Сам Господь в Ветхом Завете установил жертвы; не мог ветхозаветный пророк Осия, говоря от лица Божия, противоречить этому установлению и объявлять жертвы совсем бесполезными. Что же значат его слова? Жертва не приносит пользы Самому Богу, Он не пьет крови козлов, не вкушает жертвенного мяса (Пс.49:13). Следовательно, она установлена для пользы человека, чтобы он, принося жертву, утверждался в служении Богу и в любви к Нему. Теперь, если жертва сопровождается нарушением воли Божией, презрением к ближним, высшим мнениям о себе, то она оказывается и для человека бесполезной, и Богу неугодной. Воля Божия такова, чтобы мы были милостивы один к другому и сострадательны. Это и значит «милости хочу, а не жертвы», т.е. не хочу жертвы без милости; лучше, милость без жертвы, чем жертва без милости. Сопровождай твои жертвы милосердием, будь сострадателен, тогда и жертв твоих восхочет Господь. Здесь для православных назидание, чтобы они, делая пожертвования на храм, принося туда просфоры, возжигая свечи, соблюдали любовь с ближними и не делали пожертвований от достатка, нажитого насилием и неправдою.
Примечания к Евангелию в обличение штундистов и подобных им сектантов
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
13. Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
13.(церк-сл.) Ше́дше же научи́теся, что есть: ми́лости хощу́, а не же́ртвы? Не приидо́х бо призва́ти пра́ведники, но гре́шники на покая́ние.
Шедше (подите), т. е. в свои синагоги, где читают закон и пророков, научитеся, так как вы еще не научились, что есть (что значит): милости хощу, а не жертвы. Эти слова Господа, сказанные через пророка Осию (Ос.6:6). 1) Господь не осуждает ими жертв, приносимых Ему при известных случаях; так как Сам же Он и учредил их чрез законодателя Моисея; но слова эти значат то, что милосердие для Господа приятнее всяких жертв; так как оно есть выражение любви. Эта-то любовь заставляет и Меня искать общения с мытарями и грешниками, замечает Иисус Христос. «Я желаю не жертвы вместо милости, а милости вместо жертвы», как бы так говорит Господь словами: милости хощу, а не жертвы. 2) Этими словами Господь особенно осуждает жертвы фарисеев, которые по большей части представляли только одну форму, не сопровождаясь добродетельною жизнью и благочестивым чувством; потому что и из жертв угодны Господу только те, которые соединяются с соответственными чувствами и богоугодною жизнью. Не приидох бо (Я пришел) призвати праведники (не праведников), но грешники на покаяние. Эти слова опять имеют отношение к фарисеям, которые в самомечтании считали себя праведниками. Правда, Господь пришел призвать и таких людей – Он пришел призвать всех; но призвание сих людей бесполезно, пока они не оставят самомечтания о своей праведности: ибо они не способны послушаться призвания.
Гладков, Б. И. (†1921)
Обрадованный таким призывом, мытарь Матфей пригласил к себе в дом Иисуса и учеников Его и предложил им угощение. По обычаю восточных народов, во время обедов и ужинов не сидели за столом, а возлежали вокруг стола на особых приставных скамьях или диванах, облокачиваясь левой рукой на подушку.
Приглашенные Матфеем Иисус и ученики Его возлегли за столом. Пришли также и товарищи Матфея по сбору податей, и знакомые его, все грешники, по понятиям фарисеев, и возлегли за тем же столом.
Иисус объясняет им, что как во враче нуждаются больные, а не здоровые, так и в Нем, Иисусе, нуждаются грешники, спасти которых призывом к покаянию Он пришел; и как место врача у постели больного, так и Его место там, где грешники. Фарисеи считают, что праведность заключается в принесении предписанных законом жертв, но они забывают или не понимают, что сказано Богом через пророка Осию: Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений (Ос.6,6). Поэтому, укоряя их в незнании пророчеств, Иисус говорит: «Если вы не знали этого раньше, то пойдите теперь, пойдите в синагогу, возьмите книгу пророков и научитесь, что значит сказанное Богом через пророка Осию: милости хочу, а не жертвы? (Мф.9,13). Научитесь же, поймите, что ваши жертвоприношения без любви вашей к ближним, без милосердия к ним, без добрых дел, не нужны Богу. Вы обвиняете Меня в том, что Я имею общение с грешниками? Но Я для того и пришел, чтобы грешники покаялись и исправились; Я пришел призвать к покаянию и спасти не тех, которые считают себя праведниками и воображают, что им не в чем каяться, но тех, которые смиренно сознают себя грешниками и просят у Бога милости. Отец Мой хочет милости, а не жертвы, и Я, творя волю Отца Моего, иду к тем, которые нуждаются в этой милости».
Потерпев поражение в этом, фарисеи переносят свои обвинения на учеников Иисуса, укоряя их в том, что они не постятся (Лк. 5:33).
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Ст. 13. пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
О жертвоприношении.
Здесь приведены слова ветхозаветного пророка, который, говоря от Лица Божия, не мог противоречить Богу о жертвоприношении, установленном не для пользы Бога: Пс.49:13; а для пользы человека: Исх.23:16; «милости хочу, а не жертвы» значит, что жертва не приносит пользы Самому Богу, ибо Он не вкушает жертв: Пс.49:13, следовательно, она установлена для развития в человеке любви к Богу и сострадания к ближним, и в Новом Завете угодны Богу жертвы, сопровождаемые милосердием: Ин.2:3; Лк.8:3; Мф.5:23.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Воров, пьяниц и др. нужно изгонять из Церкви
Ответ: Церковь православная по примеру Господа (Мф.9:11-13;23:37; Лк.5:31-32 и др.), относится к грешникам не с жестокостью, не со злобою и пренебрежением (подобно сектантам), а как к духовно больным, немощным своим членам, с сожалением о их падении и любовью (не ко греху, а к лицу – Божиему созданию), и свою попечительную о них заботу направляет к их покаянию и исправлению. Пастыри Церкви, как облеченные Богом властью (2Кор.10:6-8; 2Тим.4:2; Тит.2:15) и «как обязанные дать отчет» Богу (Евр.13:17; Лк.16:2), смотря по нравственному состоянию пасомых, «обличают» их, «запрещают», – «увещевают со всяким долготерпением и назиданием». Если же грешник оказывается нераскаянным, не слушает Церкви (Мф.18:17), то пастыри (епископы) отлучают его от Святого Причащения, а тяжких (каковы сектанты), отсекают совсем от Церкви, «чтобы они научились не богохульствовать» (1Тим.1:20); но отсекают не навсегда, а впредь до раскаяния (2Кор.2:6-10).
Апостол, охраняя христиан от вредного влияния порочных членов Церкви, запрещает не только общение с последними, но даже есть вместе (1Кор.5:11), так как дружеское общение и отсюда совместная еда с грешниками служат обычно выражением сочувствия и единомыслия с ними, хотя само по себе вкушение пищи не может осквернить человека (1Кор.8:8). О пагубном влиянии дружественного общения с грешником учит и апостол Иоанн (2Ин.1:11). Как видно из сказанного, «не сообщаться» (1Кор.5:11, συναναμίγνυσθε –συναναμίγνυμι – смешиваться, быть в сношениях, славян. «примешатися») не значит отлучать от Церкви, как толкуют сектанты; для обозначения отлучения апостол употреблял другие выражения: «предать сатане» (1Кор.5:5; 1Тим.1:20), «извергнуть» (1Кор.5:13), «да будет анафема» (Гал.1:8-9; 1Кор.16:22).
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Невозможно обновлять грешников покаянием (Евр.6:4-6,10:26-27).
Ответ: Под «отпадшими» (Евр.6:6) разумеются отступники от веры (Евр.6:4-5), тяжкие грешники, которых «невозможно», вследствие их упорства и злобы на Христа («ругаются Ему»), побудить(1) к покаянию, к духовной перемене (Лк.16:31). Христиане, хотя и грешат, но каются, прибегают с раскаянием ко Христу, сказавшему: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37;Мф.9:13), – и через пастырей Церкви получают прощение своих грехов. Если людям заповедуется прощать своим обидчикам «до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:22), то тем более не может отказывать в прощении грехов (тем, кто заслуживает) священник, действующий от лица премилосердного Бога (2Цар.14:14). В Послании к Евреям (Евр.10:26-27) говорится о тяжких грешниках. Для этих грешников «не остается более жертвы за грехи», т.е. не найдут они другого Искупителя, другого Ходатая (Деян.4:19). «Апостол», – замечает блаженный Феодорит, – «не покаяние отрицает, а говорит (Евр.10:26), что нет другой жертвы, потому что однажды заклан был за нас Владыка Христос. Α «противниками» (Евр.10:27) он назвал не только врагов истины, но и осмеливающихся идти вопреки божественным законам».(2)
----------------------------------------------------------
(1) - «Опять обновлять покаянием» ἀνακαινίζειν – возобновлять, побуждать εἰς μετάνοιαν, к покаянию.
(2) - Творения. Часть 7. Толков. на Послание к Евр. 1861 г., стр. 625–626.
Сектанты говорят:
"Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос.6:6).
"пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф.9:13).
Ответ: Здесь говорится о том, что принесение жертв – богоугодное дело тогда, когда сопровождается милостью, т.е. любовью и состраданием к людям (Мф.5:23-24). Иудеи все свое служение Богу ограничивали одними жертвами, к ближним относились с враждой и несправедливо, без «милости».
Олег Стеняев, протоиерей
пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Он не сказал: милости хочу и жертвы, но – «милости хочу, а не жертвы»: одно одобрил, а другое отверг, и тем показал, что обращение с грешниками, за которое Его обвиняли, не только не воспрещено, но еще предписано законом, и даже предпочитается жертвам; и в доказательство этого приводит самое место из Ветхого Завета, в котором предписывается делать то же, что делал Иисус».
Вторая часть 13-го стиха не может оставит равнодушным ни одного верующего человека. Здесь Сын Божий открывает нам тайну Своего пришествия в этот мир, Он говорит: «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Какие милосердные слова, какой любовью они исполнены по отношению к каждому человеку! Оказывается, что Сын Божий пришел в этот мир спасать не уверовавших в свою собственную праведность, но осознавших свою собственную греховность. И едва ли врач может начать лечение тех людей, которые не считают себя больными. Едва ли таковые и обратятся к врачу. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно, не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет».
Человеку, чтобы шагнуть на стезю спасения, надо утвердиться в мысли, что он нуждается в этой стезе, нуждается потому, что погибает во множестве своих согрешений. Только такое осознание может помочь человеку приблизиться к искомому спасению. Как и учит блаженный Иероним: «Таким образом, мы праведны тогда, когда исповедуем, что мы грешники, и что наша праведность состоит не в наших собственных добродетелях, но в милосердии Божьем». Об этом говорит и Писание: «… искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием…» (Дан.4,24). Апостол Павел пишет в Послании к Галатам: «а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал.3:10-11). Блаженный Феофилакт так поясняет эти слова Павловы: «Таким образом, вере принадлежит благословение, и напрасно вы страшитесь проклятия за отступление от закона (то есть от добрых дел – О.С.). Ведь, держась его, вы скорее подпадаете проклятию, будучи не в силах его исполнить». Действительно! Как бы мы ни старались исполнить Закон Божий, мы не в силах этого сделать. При этом мы осознаем, что невозможно имитировать праведность и благочестие, если ни того, ни другого у нас нет. Нам всем необходимо освободиться от закваски книжников и фарисеев и перестать уповать и надеяться на собственные добродетели. Если мы и способны на что, то только в укрепляющем нас благодатью Своею Иисусе Христе. Но как тогда понять призыв Христа Спасителя: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20). Ответ очевиден: надо исполнять Закон Божий, но не надо возлагать на сие наше действие спасительное упование, которое должно принадлежать только Христу. Сказано: «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деян.13:38-39).
Напрасно люди уверовали в свою возможную автономию от Бога в деле спасения. Не в таком состоянии человек, чтобы доверить дело своего спасения себе самому или другим, таким же, как он, человеческим существам. Святитель Григорий Нисский писал: «раз и навсегда искалеченная злом, природа человеческая слаба в отношении добра». Святитель Кирилл Александрийский учит: «Начиная от юности мысль человека с усердным вниманием обращается к беззаконию».
Итак, Господь стремится и хочет помочь нам, но, как мы прочитали у Златоуста: «Бог не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно, не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет». Выход один – прислушаться к наставлениям Писания, отвергнув все новомодные богословские веяния, и познать, что дело нашего спасения всецело зависит от Спаса нашего и Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Если ты считаешь себя праведным, то этот призыв не относится к тебе, но если ты считаешь себя грешником, то знай, это слово обращено именно к тебе. Сын Божий пришел в этот мир именно ради тебя, не ради книжников и фарисеев, священников и первосвященников, всех этих религиозных ханжей, пребывающих в уверенности относительно собственной лживой праведности, Сын Божий, пришел к тем, которые нуждаются в Нем, стремятся к Нему и уповают только на Него.
Сказано: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал.5:4-5); и еще: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16).
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Капернаум (селение Наума, или село утешения) (Мф.4:13, Мф.11:23, Мк.2,1, Лк.7,1, Ин.4,46 и др.). Капернаум упоминается только в Нов. Завете, и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса, во время Его земной жизни и, так сказать, центральном месте Его деяний в Галилее.
Он лежит на запад. берегу Тивериадского озера, в недальнем расстоянии от Вифсаиды и Хоразина и близ страны Геннисаретской. Евангельские указания на Капернаум многочисленны и преисполнены глубоким интересом. Здесь поселился Господь наш Иисус Христос после того, как оставил Назарет (Мф.4,13), так что Капернаум после того стал называться Его городом (Мф.9,1). Здесь Он уплатил подать на храм (Мф.17,24). Здесь жили ап. Петр и Андрей, и здесь Господь Иисус исцелил тещу Петра, лежавшую в горячке (Мф.8,14-15, Мк.1,29-31). В Капернауме Он исцелил также расслабленного (Мф.9,2-6) и призвал к апостольскому служению Матфея, сидевшего у сбора пошлин (ст. 9). Здесь в синагоге Он изгнал духа нечистого и совершил много других подобных чудес, (Мк.1,33-34, Лк.4,33), как, напр., исцелил находившегося при смерти слугу римского сотника, который построил для иудеев синагогу, и др.
В самом Капернауме или в его окрестностях было произнесено Христом много притчей и сказано много бесед (Мф.9:10-17, Мф.15:1-20, Мк.9,33-50, Ин.6,22-71). Но, несмотря на все чудеса, которые Он совершил здесь, несмотря на все Его вразумления и обличения, высказанные жителям Капернаума за их нечестие, город не раскаялся и не уверовал; и вот над ним был произнесен грозный суд Божий: И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф.11,23).
И действительно, в настоящее время от прежней славы и величия Капернаума не осталось почти никаких следов. Ныне остается здесь только несколько рыбачьих хижин и одни жалкие развалины города, к которым, по причине дикости означенного пустынного места, покрытого густым и высоким репейником, можно пробраться только с большим трудом. По словам путешественников, ни одна тропа не пролегает сюда, ни одно живое существо не встретится там, за исключением разве ящериц или змей, гнездящихся в бурьяне, покрывающем развалины, которые известны в настоящее время под названием Тель-Гум, как то полагает и Иосиф Флавий.