Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Матфея 9:37
Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Троицкие листки (XIX в.)
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- Олег Стеняев, протоиерей
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря
Смотри опять, как Он далек от тщеславия. Чтобы не водить всех за Собой, Он посылает учеников. Впрочем, не для того только посылает, но и для собственного их обучения, чтобы, образовавшись в Палестине, как бы в некотором училище ратоборства, они приготовили себя к подвигам в целом мире.
Потому-то, как юных птенцов приучая к летанию, Он открывает обширнейшее поприще для их действования, сколько было то соразмерно с их силами, чтобы они удобнее могли приступить к последующим подвигам; и сначала делает их только врачами тел, чтобы после вверить им важнейшее – врачевание душ. И смотри, как показывает легкость и необходимость этого дела. Жатвы, говорит Он, много, а делателей мало (Мф. 9:37). Я, говорит, посылаю вас не сеять, но жать. Подобным образом сказал Он и у Иоанна: другие трудились, а вы вошли в труд их (Ин. 4:38). Этими словами Он удерживал их от самомнения, возбуждал к бодрости и показывал, что предшествовавший труд был больше.
Смотри же: Он и здесь начинает милостью, а не судом. Сжалился над ними, сказано, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Этим Он укорял начальников иудейских за то, что они, будучи пастырями, показывали в себе свойства волков, потому что не только не исправляли народа, но и препятствовали ему быть лучшим.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 36-38 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою
Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим
Смятение стада и овец, и толпы народа есть вина пастырей и порок учителей, а потому следуют слова:
Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою
Многая жатва обозначает множество народов; немногие делатели - недостаток пастырей. И Он повелевает просить Господина жатвы, чтобы Тот послал делателей на жатву Свою. Это суть те делатели, о которых говорит Псалмопевец: Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои (Пс. 125:5-6). А говоря более ясно, многая жатва есть все множество верующих. А немногие делатели, это - и апостолы, и подражатели их, посылаемые на жатву.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою
Под «жатвой» разумеет народ, который нуждался в попечении, а под «делателями» тех, которые должны учить, но которых тогда не было среди Израиля. «Господин жатвы» - это Сам Христос, Господь пророков и апостолов. Это видно из того, что Он поставил двенадцать апостолов без того, чтобы испросить это от Бога. Вот слушай!
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Ст. 36-38 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою
Так и нам надобно иметь сострадание о своей пастве, если они изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Надо молиться Богу — Господину жатвы, чтобы Он выслал хороших жателей на жатву, если жатва представляется обильною, а жателей мало.
Троицкие листки (XIX в.)
Ст. 36-38 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою
Христос Спаситель наш не проходил мимо ни одного города, ни одного селения, и повсюду приносил с Собой два величайших блага: Евангелие Царствия или проповедь о спасении и исцеление от всяких болезней. Но и этого было мало для Его Божественного милосердия: видя толпы народа, – повествует святой Матфей, – Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны (оставлены в пренебрежении), как овцы, не имеющие пастыря, который бы заботился о них. Начальники их не только не исправляли их, но еще развращали своими мудрованиями. И вот Небесный Пастырь жалеет этих овец рассеянных; Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало. Велико число народа, который жаждет слышать проповедь о Царствии Божием, но мало приготовленных для него учителей. итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей, новых делателей, на жатву свою.
«О каких же делателях говорит здесь Господь? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает; – О двенадцати учениках. Но, сказав, – «делателей мало», увеличил ли их число? Нет, но послал только двенадцать. Так для чего же сказал: «молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою?» Для того, чтобы впоследствии и эти двенадцать заменили многих, получив благодатные силы. Смотри, как Он далек от тщеславия: чтобы не водить всех за Собой, посылает учеников. Впрочем, не для того только посылает, но и для собственного их обучения, чтобы, получив образование в Палестине, как бы в некотором училище ратоборства, приготовили себя к подвигам в целом мире. Потому-то, как юных птенцов приучают к летанию, так и Он открывает им обширнейшее поприще для действий, чтобы потом они могли удобнее приступить к последующим подвигам; а сначала делает их только врачами телесными, дабы после вверить им важнейшее врачевание души. И смотри, как показывает легкость и необходимость этого дела! Ибо что говорит? «Жатвы много, а делателей мало». Я, – говорит, – посылаю вас не сеять, но жать. «Другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4:38). Этими словами Он удерживает их от самомнения, возбуждает к бодрости и показывает, что предшествовавший труд сеяния был больше. Жатва есть окончание всего труда земледельца». Почему же Он говорит о жатве, когда дело еще в самом начале? Нечестие господствовало еще во всей вселенной, жертвенники курились, идолам поклонялись, Иисуса не почитали, и глубокая ночь покрывала все, – страсти владычествовали и все было потопляемо. Один только народ Иудейский, по-видимому благочестивый, имел пророков и малые семена Богопознания, но и те со временем были зарыты в земле, и учители этого народа не только не могли учить благочестию других, но и сами тогда подавали повод к соблазнам. Об этом говорит и пророк: «имя мое безславится» (Ис. 52:5). Почему же Христос упоминает о жатве и говорит: «жатвы много»? Потому, что Он намеревался послать учеников Своих по всей вселенной, а они, вероятно, страшились, смущались и, рассуждая сами с собой, говорили: «Возможно ли, чтобы мы, простые, неученые, бедные, неизвестные, отучили людей от старых обычаев, обратили их к новым понятиям? Когда мы исторгнем терния? Когда посеем семена? Когда возрастим посеянное? Кто нас не растерзает, кто нас не поразит?» И вот, чтобы они не смущались такими мыслями, Он назвал Евангелие жатвой, как бы так говоря: все устроено, все приготовлено; Я посылаю вас собирать готовые плоды; в один и тот же день вы можете и сеять, и жать; потому что как земледелец, выходя на жатву, радуется и не думает о трудах, но спешит как бы на готовое приобретение, так и вам должно идти на проповедь, потому что это дело есть жатва, доставляющая нам готовые плоды.
Послужите, говорит Он, Мне словом, и вы увидите зрелые плоды, собираемые в царские житницы. Поэтому и после, посылая их, говорил: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Сказав, «молите Господина жатвы», Сам без их просьбы и без моления немедленно рукополагает, поставляет их в это звание и приводит им на память то, что говорил Иоанн о гумне, о плевелах и о пшенице. «Словом «молите», – говорит один толковник, – Господь учит молиться Богу за заблуждающихся».
Евфимий Зигабен (†1118)
Тогда глагола учеником Своим: жатва убо многа, делателей же мало
Жатвой называет здесь тех, которые должны были уверовать в Него; они готовы были для сбора, потому что в них уже посеяна была молва об Его учении и чудесах. И изыде, говорит, слух Его по всей Сирии (Мф. 4, 24). Делателями, или жнецами, называет Своих учеников, которых желал послать для сбора таких колосьев. Чтобы не показалось, что Он, увлекая толпы народа, для этого только обходит города и села, посылает вместо Себя учеников. Можно и иначе сказать, что Он назвал жатвой, показывая легкость этого служения, так как большая часть труда была прежде взята и совершена пророками, которые положили в иудеях как бы некоторые семена веры тем, что говорили о Христе. Это Он говорил и в Евангелии Иоанна: инии трудишася, и вы в труд их внидосте (Ин. 4, 38). Говоря о жатве и делателях, Он напомнил им слова Крестителя, который, говоря о Христе, представлял Его в образе земледельца, упомянув о лопате, гумне, пшенице и плевелах, как сказано в третьей главе (Мф. 3,12).
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
«Жатвы много» и пр.: другой величественный и вместе всем понятный образ. Поле, покрытое спелой жатвой, нужно выжать, но жнецов мало. Смысл речи без иносказания таков (ср. Ин.4:35 и дал.): велико число народа, ищущее царства Мессии, стремящееся к нему и готовое вступить в него, но мало приготовленных для сего учителей народа. Кроме Христа и Его апостолов, таковых не было.
«Молите Господина жатвы»: Бога, делом Которого Господь почитает совершаемое Им самим на земле дело (ср. Ин.4:34).
«Чтобы выслал»: усиленное выражение, происшедшее из чувства глубокого сожаления о народе и сознания неотложной потребности в новых деятелях – жателях. Молитесь Богу, чтобы Он по Своей благости и могуществу способствовал образованию новых, не в духе Фарисейском и иудейском приготовленных, деятелей для нового дела – проповеди народу о наступлении царства Мессии.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Видя толпы народа – говорит (Иисус) ученикам Своим: Жатва многа, делателей же мало. Молитеся убо Господину жатвы, яко, да изведет делатели на жатву, свою. Как ясно различаются здесь Господин жатвы, т.е., Христос, жатва, т.е., народ, и делатели, т.е., пастыри и учители! Народа много, а пастырей мало: они ясно различаются только не только по положению, но и по количеству. Может быть, ты скажешь, что под жатвой здесь разумеется народ еще не уверовавший, и что, когда он уверует, смешается с делателями, и все будут делателями? Тогда в следующей главе обрати внимание на то, что не всех Христос послал проповедовать, кто уверовал в Него, но избрал для проповеди только 12. И никто из них не вышел на делание по своей воле, но извел их Христос.
Примечания к Евангелию в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало
(Лк. 10:2). Образ изнуренных и рассеянных овец сменяется образом “жатвы” (θερισμός), — поля, на котором выросли колосья и поспели для того, чтобы их жать. Ср. Ин. 4:35 и след., где употреблено то же самое слово. Поле велико и жатвы много, но нет работников, которые приняли бы на себя эту работу. Здесь в первый раз встречаемся с мыслью о жатве, которая была плодом усиленной деятельности Спасителя за эти месяцы.
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Ст. 37-38 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою
Здесь Господь сравнивает Еврейский народ с полем, покрытым спелою жатвою, которое нужно жать (Ин. 4, 35), а жнецов мало, и этим говорит, что многие из сего народа ищут царства Мессии и готовы вступить в него, т. е. уверовать во Христа и сделаться Его учениками, но мало руководителей, приготовленных для этого дела. Следовательно, Ему, как Спасителю мира, нужно избрать таких руководителей, каковых Он и избирает в лице апостолов. Чит. далее. Молитеся Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву свою, т. е. молитесь Богу, чтобы Он, как благий и всемогущий, содействовал Ему, Спасителю, образовать новых, не в духе фарисейском и иудейском, учителей и проповедников о наступлении царства Мессии. У евангелиста Луки говорится, что Господь Сам пред избранием апостолов провел всю ночь в молитве (6, 12); потому что этим избранием Он полагал начало Своей церкви и потому, что желал научить и апостолов, чтобы и они, избирая кого на служение церкви, совершали это дело с молитвою.
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О священстве.
Как ясно здесь различается; паства – народ и делатели – пастыри; первых много, а последних мало, а что не сами себя назначали люди в пастыри, читай: 1Кор.12:28-32; Еф.4:11-12; Тит.1:5.
Олег Стеняев, протоиерей
Ст. 35-38 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
Блаженный Феофилакт пишет: «Будучи человеколюбив, Господь не дожидается, когда придут к Нему, но Сам ходил всюду, чтобы никто не имел причины оправдываться и говорить, что никто не приходил учить нас. Он привлекает их и делом и словом, – уча и чудодействуя». Здесь Христос предстает пред нами как проповедник Царствия Божия. То есть, ходя по земле, Он проповедовал о грядущем Царствии Божием, когда все лукавые человеческие формы правления прекратятся и принципы Небесной теократии восторжествуют на всей Земле. Словами: «жатвы много, а делателей мало», – Сын Божий призывает в эту проповедь о Царствии Бога «как на Небе, так и на земле», то есть к возвещению принципов теократии, призывает Своих собственных апостолов и каждого проповедника Святого Евангелия. Блаженный Иероним пишет: «Ты видишь, что Он одинаково проповедовал Евангелие и в городах, и в деревнях, и в поселениях, то есть и в больших, и в малых, так что не обращал внимания на могущество знатных, а только на спасение верующих, исполняя то дело, которое повелел Ему Отец и имея неутолимое желание (esuriem) учением Своим спасать неверных. А научал Он Евангелию Царства…» То есть главный акцент во всем учении Сына Божия делался на необходимости осуществления воли Бога Небесного «как на Небе, так и на земле» (Мф.6:9-13).