Из тебя произошел умысливший злое против Господа, составивший совет нечестивый.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ибо из тебя произойдет замышляющий злое против Господа, помышляющий о вероломстве

По истине, от еретиков произойдет умысл, враждебный Господу. Не представляется ли злом против Бога и вероломством – говорить подобно Валентину, что Творец родился последним, как недоношенный плод заблуждающейся мудрости? Не составляет ли умысл против Бога бесстыдство Василида и чудовищное имя Αβραξας которое предпочитается Господу-Творцу? Далее, так как мы, быв научены евреями, хотим следовать также их преданию и представить нашим, то есть христианам, историческое объяснение; то следует так сказать: «не восстанет двоякое бедствие», то есть не будут взяты в плен ассириянами два колена, подобно тому, как были взяты десять. Ибо, находясь еще в земле иудейской и, среди радости и ликования, сплетаясь между собою подобно терниям, ассирияне будут истреблены ангелом, что́ исполнилось, когда в одну ночь были убиты восемьдесят пять тысяч врагов (4Цар. 19). Вполне справедливо также многочисленное войско их сравнивается с пиршеством пьяных и самое пиршество уподобляется не розам, не лилиям, не цветам, но сплетающимся между собою терниям, которые всегда предаются огню и, подобно вполне сухой соломе, сгорают в слабом пламени. Следующие же затем слова: «из тебя произойдет замышляющий злое против Господа, помышляющий о вероломстве», как они утверждают, относятся к Рабсаку, потому что, вышедши из среды ассириян, он хулил Господа и хотел склонить народ в тому, чтобы он, не ожидая помощи от Господа, предался ассириянам и чтобы служил не Богу, а идолам (4Цар. 18; Ис. 36).

Книга толкований на пророка Наума

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 10-11 Ибо, сплетающиеся между собою, как терния, и вместе упивающиеся на пиршествах, они будут истреблены подобно соломе, вполне сухой. Ибо из тебя произойдет замышляющий злое против Господа, помышляющий о вероломстве

Изъяснив многими примерами, что Богу всяческих присуща сила совершать все без всякого затруднения и совсем нет ничего такого, чего бы Он не мог совершить, обращает речь свою уже к самой Ниневии и говорит, что хотя она и достигла такого блеска, что представляется подобной изобилующим деревьями горам, говорю, Ливану и Кармилу, и славилась многочисленностью жителей, хотя ни в чем не уступала Васанской стране: но придет время, когда и она будет опустошена совсем. Ибо, думаю, это и означает выражение: «до основания оляденеет», потому что речь сохранила переносный характер как бы о горах, и земле, и деревьях, и лесе. Говорит, что она «снедена будет», когда на ней некоторым образом будут пастись Персы и Мидяне, ибо они овладели Ниневией под предводительством Кира. Плющу же уподобляет народ Ассирийский; ибо он жил в Ниневии. Какой же смысл этого сравнения? Плющ есть растение из породы вьющихся; оно всегда тянется к верху и пускает тонкие отростки и обвивается около близстоящих растений, так что часто задушает и весьма большие деревья. Так поступали и Ассирияне; они всегда нападали на страны и города и как бы задушали и задавливали их военными нападениями и невыносимыми притеснениями. Сказал же, что она сожжена будет, «яко трость сухоты полна», а свойство соломы – способность весьма быстро воспламеняться от огня. Наконец, Пророк взывает к Ниневии, как бы сожженной, испытавшей на себе действия гнева божественного и опустошенной, и объясняет причину таких слов, говоря: «из тебе изыдет помысл на Господа злый, совещавающий сопротивная». Ты, говорит, будешь предана на опустошение, будешь как земля невозделанная (лядина), и сожжена будешь огнем, потому что ты помышляла против Бога страшное, надменное и враждебное. Наказывая согрешающего Израиля, Бог всяческих сделал его легко одолеваемым и преклонил его к ногам твоим. Но ты сама не так смотрела на это; напротив, ты воображала, что овладела Иудеей наперекор Его воле. Ибо мы увидим, что такова именно и была напыщенность Рапсака, когда он поносил славу Бога, говоря находящимся на стене: «да не прельщает вас Езекия» словами, которые не могут избавить вас, и да не говорит вам Езекия, что Бог избавит Иерусалим от руки моей (Ис.36:18, ср.4Цар.18:32). На эти безумные и поистине нечестивые дерзкие слова Бог отвечал опять устами Исаии, говоря: «еда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущаго ю» (Ис.10:15)? Ибо как секира, хотя бы она была очень остра и сделана из самой лучшей меди, ничего не может сделать при рубке деревьев, если никто своими силами не направит ее против которого-либо из них; и как пила сама по себе останется совершенно бездейственной, если нет никого, двигающего ее туда и сюда: так и сила Ниневийского царства или войска не покорила бы Самарию, если бы гнев божественный не направил ее против городов и селений, подобно орудию, которое приводится в движение кем-либо другим и бывает полезно при совершении какой-либо работы, но само по себе не может сделать ее. Итак, Ниневия наказывается за то, что она лукавое помышляет на Бога, или противоположное истинному положению дела в действительности; ибо Бог всяческих предал ей согрешившего Израиля, сама же она отнюдь не победила бы его, если бы Бог защитил и восхотел спасти Сына.

Толкование на книгу пророка Наума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Излагает речь в вид вопроса:
ст.9 Что умышля́ете вы про́тив Го́спода? ...

    Какова сила Его, по вашему мнению?

ст.9 ... Он соверши́т истребле́ние, и бе́дствие уже́ не повтори́тся
ст.9 (церк-сл.) ... Скончание Сам сотворит, не отмстит дважды купно в скорби

     То есть решительному подвергнет вас наказанию, и не будет нужды повторять удар.

ст 10 и́бо спле́тшиеся ме́жду собо́ю как терно́вник и упи́вшиеся как пья́ницы, они́ по́жраны бу́дут соверше́нно, как суха́я соло́ма.

    Как сухую солому удобно истребляет огонь, и трава, растущая подле оград, особенно же сплетающаяся с колючими растениями, и им не дает цвести, и сама со временем вянет, так вы, разрушавшие царства других, будете и царства лишены, и преданы гибели.
    И показывая справедливость наказания, Пророк присовокупил:

ст 11 из тебя́ произошёл умы́сливший зло́е про́тив Го́спода, соста́вивший сове́т нечести́вый

      Потерпишь же это за безумные порождения ума твоего, о которых извещают нас и Четвертая Книга Царств (4Цар.19), и богомудрый Исаия. Ибо в книгах тех Сеннахирим изображается изрыгнувшим такую хулу на Бога всяческих: «рцыте Езекии: сия глаголет царь великий, царь Ассирийск» (Ис.36:4): «да не прельщает Бог твой тебе, на Него же уповал еси» (Ис.37:10), «яко избавит Бог Иерусалима от руки моея» (Ис.36:20) и прочее сему подобное. На сию-то гордыню его указуя, сказал Бог чрез Пророка: «посещу на ум великий, на царя Ассирийска» (Ис.10:12). Так обнаруживает горделивость его помыслов.

Толкование на Пророка Наума

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

11. Из тебя произошел умысливший зло против Иеговы, советник недобрый.

11. Из тебе изыдет помысл на Господа злый, совещаваяй сопротивная.

Св. пророк поясняет, за что последует такое истребление, – за то, говорит он, что из Ниневии изыдет помысл на Господа злый, т. е. за то, что из Ниневии вышел человек, который, вопреки намерению Божию, задумал совсем погубить народ Еврейский, окончательно истребить царство Иудейское – это наследие Божие (см. Ис.1:7). Задумать такое зло против Иудеев – тоже значило, что задумать зло против Бога, который представляется в св. Писании полнейшим Господином, Владыкою сего народа, судьбами которого никто, кроме Него, не смел распоряжаться. Под человеком недобрым советником разумеются здесь или все Ассирийские цари, враждебные Евреям (Фул, Салманассар, Саргон и др.), или в частности царь Сеннахирим, который с войском вторгнулся в Иудею, захватил Лахис и другие города, хотел взять и Иерусалим, через Рабсака, изрыгал хулу на Господа Бога, считая Его бессильным. За то он сам погиб от своих детей, а при наследниках его погибло и царство Ассирийское.

Толкование на книгу святого пророка Наума

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Из тебя произошел умысливший злое против Господа, составивший совет нечестивый

Здесь, как и в ст. 9, пророк имеет в виду тот исторический факт, что некогда из Ассирии и Ниневии царь Сеннахерим со страшными полчищами пошел войною против чтителей Иеговы - иудеев, с целью полного порабощения и даже истребления их, а вместе со злым и богопротивным умыслом уничтожения на земле теократического царства Божия (ср. 4Цар XVIII:27:-32; XIX:25-23; Ис ХXVI:12-17). Эта, столь характерная для Ассирии и царей ее постоянная вражда против народа Божия, против Царства Божия, против спасительных планов Иеговы, являла в ассириянах как бы служителей сатаны, противника Бога, и эта идея выражается у пророка здесь в ст. 11 и ниже ст. 15 (евр. II:1) употреблением названия белийял нечестие, нечестивый и под. Как в абстрактном, так и в конкретном своем значении слово это в Ветхом Завете всегда означает образ действий, поступки, противные богодарованному закону Божию и богоучрежденному порядку жизни, а вместе и людей такого богопротивного настроения (Втор XIII:14; Суд XIX:22; 1Цар II:12; 3Цар XXI:10 и др. ). Впоследствии ко временам Нового Завета это слово, в греческой его форме Belial или Beliar (2Кор VI:15) сделалось поэтому одним из собственных имен сатаны (см. в книге проф. свящ. А Глаголева. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах. 1900 г., с. 619-622). Если пророк употребляет столь сильное выражение в отношении Ассирии, то разумеет, вероятно, не одного лишь Сеннахерима и, вообще, не одну определенную личность, один определенный момент враждебного отношения ассириян к Иудее, а обнимает всю сумму зла, порочности и злобы против Царства Божия, обнаруженных ассириянами за все время существования Ассирии в качестве мировой державы.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 9-11 Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится, ибо сплетшиеся между собою как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома. Из тебя произошел умысливший злое против Господа, составивший совет нечестивый.

«Что умышляете вы против Господа?» – обращается с вопросом пророк к боязливым и страшливым членам народа Божия с трепетом, может быть, ожидавшим нового, после поражения полчищ Сеннахирима под стенами Иерусалима, еще более ужасного нашествия на Иудею ассириян. Вы думаете, что Иегова не осуществит, не исполнит своей угрозы над Ниневией? как бы таким вопросом встречает их стесненные души пророк. Нет, Он исполнит, «Он совершит истребление», утешительно отвечает на свой же вопрос пророк, Он несомненно уничтожит Ниневию; «и бедствие уже не повторится» – враг народу Божию не принесет уже новой беды. Почему же? Ответ на это пророк дает такой: «ибо, – говорит он, – сплетшиеся между собою как терновник» (ср. 2Цар.23:6, Мих.7:4), то есть несмотря на то, что ниневитяне были так тверды, так хитры и так коварны, что к ним нельзя даже близко и подойти, а тем более причинить какой либо вред, «и упившиеся как пьяницы» (образ особенно идет к ассирийскому царскому двору, прославившемуся пьянством и распутством, как свидетельствует об этом Диодор Сицилийский, который рассказывает, что Сарданапал, царь ассирийский, после того, как он три раза с успехом отразил осаждавших город неприятелей, уверенный в своем счастье, устроил у себя большой пир, во время которого извещенные неприятели сделали новое нападение на Ниневию и на этот раз завладели ею), хотя бы они были опьянены своей отважностью и смелостью до того, что считали бы себя народом непобедимым, несмотря на все это, все-таки «они пожраны будут совершенно, как сухая солома» (ср. Ис.5:24;47:14). Пожраны будут, потому что «из тебя, – обосновывает свою угрозу пророк, обращаясь к Ниневии, – произошел умысливший злое против Господа, составивший совет нечестивый», потому что из среды тебя постоянно выходили завоеватели, стремившиеся уничтожить, вопреки воле Божией, царство народа Божия и для приведения в исполнение своего нечестивого умысла составлявшие планы непотребные, планы нечестивые, планы оскорбительные для истинного Бога, примером чему могут служить действия Сеннахирима в Иудее, а равно поступки и речи его полководца Рабсака под стенами Иерусалима (ср. Ис.36-37).

Пророк Наум

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible