Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Так говорит Господь: хотя они безопасны и многочисленны, но они будут посечены и исчезнут; а тебя, хотя Я отягощал, более не буду отягощать.
Святые отцы
Прочие
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 12–13 Так говорит Господь: как бы они ни были сильны и многочисленны, они будут посечены, и он исчезнет; Я отягощал тебя, но более не буду отягощать тебя. Ныне Я сокрушу жезл его на спине твоей, и узы твои разорву
Буквальный смысл ясен: как бы, говорит, ни были сильны ассирияне и как бы ни умножалась сила их посредством всех народов, однако они будут чрез истребление их ангелом посечены. Ибо, как многочисленные волосы не могут устоять против острых ножниц, так многочисленные враги Божии легко будут истреблены, и Ассур исчезнет или перестанет существовать, или же, вследствие истребления войска своего, возвратится в отечество и оставит тебя невредимым. Затем речь обращается к Иуде и Иерусалиму: Я отягощал тебя, но более не буду отягощать тебя. Чрез это дается обещание не о постоянной безопасности, а о безопасности лишь на то время и от тех врагов, которые тогда осаждали их. Наконец, говорится: и ныне сокрушу жезл его, то есть ассириянина, на спине твоей, и узы твои разорву, чем или метафорически указывается на могущество его, или, может быть, на тот жезл, которым он старался наносить удары, и на те узы, которые он приготовлял пленникам, хотя под узами можно понимать также заключение народа посредством осады. По переводу LХХ смысл совсем другой. Ибо речь, по-видимому, продолжается к тем, которым выше было сказано: «что умышляете вы против Господа?» и: «из тебя произойдет злой умысл против Господа, замышляющий противное». Так говорит Господь, царствующий над водами многими, – или над силами, которые называются водами наднебесными и которым повелевается восхвалять Господа, или над разумением, премудростию и учением Божиим. Ибо, как из чрева праведника текут реки и обильные источники в жизнь вечную (Ин. 4; Ин. 7) чрез различные и многообразные мысли, которыми повелевает слово Господне; так и ересиархи имеют свои воды, над которыми они властвуют и которые впервые истекли из их источника. Следующие затем слова: «и оне разделятся» можно понимать или в отношении к пребывающим в вышних селениях силам небесным, потому что каждая из них имеет свой особый род служения, или относительно различной и многообразной премудрости. Это сказано для того, чтобы не думали, что в словах: «царствующий над водами многими» идет речь о множестве смешанных и нераздельных мыслей, между тем как каждая мысль имеет свой особый смысл, свой определенный предмет и свои ὑποθέσεις (основания). Слова: «слух о тебе не услышится более» служат угрозою против тех, которые замышляли противное против Бога, в том смысле, что, по разоблачении тех софизмов и козней, которыми они уловляли народ Божий, слова их не будут распространяться и приниматься людьми. Так же слова: «и ныне сокрушу жезл его у тебя, и узы твои разорву» сказаны в пользу тех, к которым обращена угроза: они не будут подвергаться ударам диавола и подчиняться тому, кому они обязаны своими многочисленными замыслами и измышлениями. Таким образом власть его над ними будет сокрушена, и узы, которыми связывались души грешников, будут развязаны словом Бога, говорящего узникам: изыдите (Ис. 49, 9).
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Так говорит Господь: как бы они ни были сильны и многочисленны, они будут посечены, и он исчезнет; Я отягощал тебя, но более не буду отягощать тебя
Итак, это слово направлено против Ниневии надменной и восстающей на Бога. Водами же здесь называет неисчислимые толпы народов, живущих в селениях и городах, подобно рекам или морю, легко движущиеся, когда Бог захочет этого: ибо Он есть их повелитель, как Творец, как Господь всяческих и Бог, как управляющий всеми происшедшими от Него по Своему усмотрению и сердечные движения всех к угодному Ему так направляющий, устрояющий и располагающий, как захочет Он Сам. Посему говорит: о, Ниневия! напоследок ты перестанешь быть страшной, могучей и славной; «ибо слух твой не услышится ктому», то есть, наконец все перестанут много говорить о тебе. Некогда ты была славной, пользовалась известностью у всех и была предметом многих рассказов о тебе; но ты больше не существуешь, и будут петь по тебе печальную песнь, и не будет у тебя ничего великого и достойного внимания.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
ст.12 (церк-сл.) Сия́ глаго́лет Госпо́дь: облада́яй вода́ми мно́гими, и си́це разсту́пятся, и слу́х тво́й не услы́шится ктому́:
Множеством вод Пророк называет множество Вавилонян, ополчившихся против Ниневии, которые, подобно водам разделившись на отряды, приступили к осаде города. После этого, говорит Пророк: «и слу́х тво́й не услы́шится ктому́». Предан будешь совершенному забвению.
ст. 13 И ны́не Я сокрушу́ ярмо́ его́, лежа́щее на тебе́, и у́зы твои́ разорву́.
ст. 13. (церк-сл.) и ны́не сокрушу́ же́зл его́ от тебе́ и у́зы твоя́ расто́ргну.
Отниму у тебя власть, какую дал тебе прежде: и сокрушу твое владычество, расторгнув узы его. Ибо жезлом называет Бог власть: и сие дает ясно нам видеть чрез Пророка Исаию: «горе Ассирием, жезл ярости Моея, и гнев Мой есть в руку их» (Ис.10,5).
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
12. Так говорит Иегова: хотя они благоденствуют, и их так много, но так много их и будет скошено, и он изчезнет. Я теснил тебя; но впредь уже не буду теснить.
12. Сия глаголет Господь: обладаяй водами многими, и сице разступятся, и слух твой не услышится ктому.
Чтобы несомненнее представить падение богатого и могущественнейшего Ассирийского царства, св. Наум вводит самого Бога, который то угрожает Ассирианам, то утешает иудеев. Так говорит Сам Бог: хотя ты, Ниневия, обладаешь многими народами и царствами, как бы многими водами, однако все твои владения разступятся, т. е. разделятся между врагами, отойдут, для тебя погибнут. В Еврейском говорится, что Ассирияне были многочисленны, благоденствовали, однако во множестве и будут скошены мечем неприятеля, или срезаны, как срезываются волосы на голове. И слух твой не услышится ктому, т. е. слух о тебе прекратится, перестанет слава твоя, предан будешь совершенному забвению.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Так говорит Господь: хотя они безопасны и многочисленны, но они будут посечены и исчезнут; а тебя, хотя Я отягощал, более не буду отягощать
В ст. 12-14 пророком выражен последний приговор суда Божия о судьбе Ассирии, ее населения и ее богов.
Словами «так говорит Господь» пророк выражает всю важность, непреложность и строгость последующего определения Божия об Ассирии. Ассирияне теперь наслаждаются полным благоденствием, весьма сильны, безопасны многочисленны, так что казались совершено непобедимыми в глазах других (Наум II:12-13; евр. 13-14; Ис Х:24) и сами себя почитали недоступными для какой-либо опасности (Соф II:15). Но «как бы ни были сильны ассирияне и как бы ни умножалась сила их посредством всех народов, однако они будут через истребление их Ангелом посечены. Ибо как многочисленные волосы не могут устоять против острых ножниц, так многочисленные враги Божии легко будут истреблены, и Ассур исчезнет «и перестанет существовать»… (блаж. Иероним с. 268-269). В еврейском тексте речь о каре Божией над ассириянами имеет особую выразительность: «они будут посечены», собственно: острижены (позорным образом - подобно овцам), обриты, евр. нагоззу. Как ассирийское войско во время походов на Иудею производило в ней страшные опустошения и потому как бы похоже было на бритву, бреющего дочиста не только волосы на голове и ногах, но и на бороде (Ис VII:20; 4Цар XVI:7-8), отнятие которой, по восточным понятиям, было знаком поругания (2 Цар Х:4-5), так подобная же участь - совершенного позора и полного истребления ожидает и Ассирию. Чтение первой половины ст. 12-го у LXX (и слав. ) иное, и его именно имеет в виду блаж. Феодорит, когда к ст. 12-му замечает: «множеством вод пророк называет Вавилонян, ополчившихся против Ниневии, которые, подобно водам, разделившись на отряды, приступили к осаде города» (с. 10).
Ст. 12-13 Так говорит Господь: хотя они безопасны и многочисленны, но они будут посечены и исчезнут; а тебя, хотя Я отягощал, более не буду отягощать. И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву
От возвещения совершенной гибели Ассирии (12а) мысль пророка - по контрасту - обращается к избавлению Иудеи и Иерусалима; «а тебя, хотя Я отягощал, более не буду отягощать». «Через это - поясняет блаж. Иероним (с. 269) дается обещание не о постоянной безопасности, а о безопасности лишь на то время и от тех врагов, которые тогда осаждали их». Иудеям уже было определено пленение о Вавилоне (Ис VI; XXXIX), и это определение должно было оставаться в силе. Но временное обличение их бедствий, прекращение насилий ассирийских было возможно, и это обещает Иудеям пророк от лица Божия, причем обещанное освобождение их от рабского ига ассириян обозначается обычными для библейских писателей образами выражения «сокрушить ярмо», «расторгнуть узы» (ср. Лев XXVI:13; Ис X:27; Иер II:20; V:5; XXVIII:2; XXX:8 и др. ).
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Но пророк не довольствуется тем, что он изрек об определении Божием касательно погубления Ниневии и об основании или причинах этого погубления. То и другое, т. е. и определение Божие, и основание для этого определения, он еще теснее и точнее раскрывает: «так говорит Господь, – вещает он, обращаясь к войску ниневийскому, к этим врагам народа Божия, – хотя они безопасны и многочисленны, но они будут посечены», хотя воинство Ниневии и пребывает невредимым доселе, крепкое своими силами и своей многочисленностью, несмотря на то оно все-таки будет уничтожено и уничтожено ровно настолько, насколько оно внутренне сильно и многочисленно. «И исчезнут», – прибавляет пророк, исчезнет неприятель весь дочиста, погибнет, как один человек. С погибелью Ассирии кончится данническое иго, которое Иуда нес на себе во времена царствования Ахаза и в первые годы царствования Езекии. Иго Ниневии над Иудой более не повторится. «А тебя, хотя Я отягощал, – говорит Бог устами пророка Иуде, – более не буду отягощать. И ныне Я сокрушу ярмо его (Ассура ср. Ис.10:27), лежащее на тебе, и узы твои разорву». Хотя через поражение полчищ Сеннахирима под стенами Иерусалима ярмо Ниневии над Иудой было потрясено и значительно ослаблено, но не было уничтожено вконец, как и показал впоследствии случай нападения на царство Иудино военачальников ассирийских при царе Манассии, нападения, во время которого царь Манассия был взят в плен и отведен в Вавилон (2Пар.33:11).