Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним.
Святые отцы
Прочие
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним
Пред негодованием Его кто устоит, и кто воспротивится гневу ярости Его? Вместo поставленного нами: и кто воспротивится гневу ярости Его? Симмах яснее перевел: «кто выдержит гнев ярости Его?» Следовательно, или немногих, или никого нельзя будет найти, кто не заслуживал бы наказания гневом. И не будет ни одной души, которая не страшилась бы суда Божия, потому что даже звезды нечисты… пред Ним (Иов. 25, 5). Далее, еврейское слово jaccum, которое Акила и LХХ перевели «воспротивится», мы должны понимать применительно к тому смыслу, в каком во второй книге Царств и в первой Паралипоменон о «гневе (ira) Божием» говорится в мужеском роде. Никто не может сомневаться в том, что там под гневом Божиим разумеется диавол и ангелы злые, посылаемые для наказания тех, кои достойны гнева. Таким образом при кончине мира трудно будет найти такого, кто был бы непорочен и чист и осмелился бы сказать: вот грядет сего мира князь, и во мне не имать ничесоже (Ин. 14, 30), и стать прямо против него. В отношении же к ассириянам это должно так понимать, что когда придет Господь в буре и вихре, иссушая власть Вавилона, которую означает море, разрушая все зависящие от него царства, которые разумеются под реками, уничтожая могущество и изобилие его, что метафорически (μεταφοριχῶς) выражается чрез Васан, Кармил и цвет на Ливане, чрез горы и холмы, и потрясая обширные владения его, которые называются шаром земным; тогда никакая сила не будет в состоянии противустать Богу, гневающемуся и мстящему за народ Свой.
Негодование Его разлилось как огонь, и скалы распались пред Ним. Вместо поставленного нами «разлилось» Акила перевел συνεκωνεύθη, то есть «воспламенилось», Симмах и Феодотион ἔσταξεν, то есть «излилось каплями» (stillavit). Воспламенилось ли негодование Божие подобно огню, или ярость Его излилась каплями, как при пожаре, чтобы грубые сердца человеческие, называющияся скалами, сокрушились и распались, полезно негодование Божие, которое, долго и терпеливо перенося наши грехи, едва наконец воспламенилось, и однако не все оно устремилось для наказания, но излилось на нас в виде умеренно горячих капель. Но если капля негодования Его истреблнет власти, против которых мы постоянно должны вести борьбу (Ефес. 6, 12), то что было бы, если бы весь гнев Божий пролился на нас? Да соделает Иисус, чтобы у нас было взято сердце каменное и изменилось сердце плотяное, чтобы, по смягчении грубости, оно могло воспринять заповеди Господни, в которых написано: жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Псал. 50, 19). А чтобы знать, что во всем сказанном выражается благость, а не строгость Божия, для этого вникните в то, что далее следует.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним
В действительности бывшими явлениями гнева божественного подтверждает истину слов своих, говоря, что Он страшен и невыносим. Устремляясь, думаю, подобно огню, Он может легко расплавить начала и власти земные и духовные, и без труда может сокрушить и камни или затвердевших подобно камням, и самого начальника нечистых духов – сатану, о котором священное Писание говорит: «сердце его ожесть аки камень, стоит же наковальня неподвижна» (Иов.41:15). А что были жестоки и упорны, и страдали весьма большой бесчувственностью вожди и начальники Иудеев, то есть священники и нечистые полчища нечестивых книжников и фарисеев, – не для всех ли это очевидно? И они были истреблены во время войны, веденной Римлянами, и как воск растаяли от жестоких страданий и за свое великое жестокосердие они были сокрушены бедствиями и подверглись праведному наказанию за неистовство против Христа.
Но ради нас Господь наш Иисус Христос и иначе сокрушил начала и власти и миродержителей тьмы века сего, духов злобы, дабы нас избавить и спасти. Зная об этом, блаженный Давид воспевает: «ты страшен еси, и кто противостанет тебе?… С небесе слышан сотворил еси суд, земля убояся и умолча, внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли» (Пс.75:8–10); дал же нам власть «наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк.10:19). Расплавил Он начала и сокрушил как камни гордыню нечестивых духов, и поступавшие несправедливо должны били уступить Гневающемуся на них ради нас.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
И давая знать, как удобно совершает Бог все, что угодно Ему, Пророк присовокупил:
Cт.4 Запрети́т Он мо́рю, и оно́ высыха́ет, и все ре́ки иссяка́ют....
Если соизволит в ничто обратить всю воду в море и реках; то во мгновение может сделать это. И доказательством сему Пророк представил то, что совершилось уже:
Cт.4 ... Вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане.
Восхотев подвергнуть наказанию обитающих в Васане, на Кармиле и Ливане, предал их вам; а вы, опустошив их поля, разграбив города и поработив жителей, предали совершенному запустению:
Cт.5 Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней.
Ст.5 (цекр.-сл.) Горы потрясошася от Него, и холми поколебашася: и ужасеся земля от лица Его, вселенная и вси живущии на ней
Поелику иные полагали, что Он есть Бог Иудеев только, Пророк не без причины научает, что Он единым мановением сотрясает горы и холмы, и всю землю с обитающими на ней. Слова же: «ужасеся земля» Акила перевел: «оцепенела», а Симмах: «подвиглась».
Ст.6 Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним.
Если превозносящихся своею властью и думающих о себе, что в них крепость скал, без всякого затруднения сокрушает и стирает; кто в состоянии противиться посылаемому от Него наказанию?
Но как легко низлагает горделивых, так «Благ Госпо́дь — убе́жище в день ско́рби, и зна́ет наде́ющихся на Него́» (ст.7).
Показав, как благорасположен к переносящим налагаемые на них наказания и не произносящим ничего богопротивного, снова ведет речь о наказании нечестивых (Наум.1:8).
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
6. Пред яростью Его кто устоит? и кто стерпит жар гнева Его? ярость Его льется, как огнь, и скалы распадаются от Него.
6. От лица гнева Его кто постоит? и кто сопротивится во гневе ярости Его? ярость Его растаевает власти, и камение сотрошася от Него.
Никто не может противостать Господу, когда горит гнев Его, от ярости Его тают большие горы, (власти) стираются или уничтожаются твердые камни. По бл. Феодориту – Бог унижает, сокрушает власти, т. е. превозносящихся своею властью без всякаго затруднения.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-6 Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним
К указанным доселе проявлениям гнева Божия пророк присоединяет (ст. 5) новое: от действия гнева Божия приходят в сотрясение, колеблются в своем основании не только горы и холмы, во и вся вселенная с обитателями ее (образы весьма обычные и в поэтических и пророческих священных книгах Ветхого Завета (Пс XVII:8; ХСVI:4-6; Ам VIII:8; Мих I:4 и мн. др. ). В ст. 6 делается вывод из сказанного в трех предыдущих стихах (3-5), причем пророк употребляет вопросительную форму речи вместо категорического отрицания: «никто не устоит пред яростию и гневом всемогущего Бога, никто не может стерпеть всепоедающий огонь суда Божия». Изображения суда Божия в виде всепоедающего пламени (Быт XIX:24; Чис XI:1-3; XVI:35; 4Цар I:10, 12; Иов I:16), равно как и наименование Бога, огнем поядающим (Втор IV:24) были очень знакомы Израилю. Посему из изображения гнева Божия сама собою вытекала неизбежность будущей гибели Ассирии, нечестивой и надменной, своими беззакониями превысившей меру долготерпения Божия и вызвавшей действие суда Божия. «Если превозносящихся своею властью, и думающих о себе, что в них крепость камней, без всякого затруднения сокрушает и стирает; кто в состоянии противиться посылаемому от Него наказанию?» (блаж. Феодорит, с. 8).
См. также Толкование на Наум. 1:2
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Ст. 2-6 Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его. Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане. Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним.
Самая речь о Ниневии открывается вступительным изображением Божией правды и судного владычества на земле, делается это с той, во-первых, целью, чтобы показать связь предвозвещаемого пророком разрушения столицы Ниневийского царства с Божественным планом домостроительства спасения людей, и, во-вторых, с той, чтобы уничтожить всякое сомнение в непременном исполнении предсказываемого суда. «Господь есть Бог ревнитель и мститель», – возвещает Наум (ср. Исх.20:5; 34:14; Втор.4:24). «Мститель Господь», – повторяет он, усиливая изображение, и, чтобы еще более усилить, прибавляет: «и страшен в гневе». Господь есть обладатель ярости самой пламенной, самой сильной. Против кого же Господь является особенным ревнителем своей праведности и святости? На кого же Он изливает месть? «Мстит Господь, – разъясняет пророк, – врагам Своим (Втор.6:15) и не пощадит противников Своих». Правда, гнев свой Иегова не тотчас изливает на врагов своих, «Господь долготерпелив» (Исх.34:6; Чис.14:18), но долготерпение это есть следствие не бессилия Его или слабости, а следствие любви Его и милосердия, потому что Он «велик могуществом» (Чис.14:17) «и не оставляет без наказания» ни одного греха. Он еще издревле проявлял свою силу и могущество в наказании грешников. Страшен бывает Иегова, когда Он сходит с неба на землю для поражения врагов своих! «В вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его», Он шествует по облакам так же, как человек по пыли, облака заменяют Ему пыль (образ взят от явления Бога при Синае, Исх.19:16-18). «Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают» (указание на иссушение Чермного моря для беспрепятственного перехода через него, ср. Пс.105:9), от грозного веления Его «вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане» (Васан, Кармил и Ливан – местности, славившиеся своим плодородием, богатой растительностью и огромными, цветущими лесами). «Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней», т. е. все живые существа (ср. Иоил.1:18-20). После этого кто же может устоять против такого грозного и страшного Бога? «Пред негодованием Его кто устоит?» – спрашивает пророк. «И кто стерпит пламя гнева Его?» – повторяет тот же вопрос еще выразительнее пророк, стерпит в то время, когда «гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним». Ответ вытекает сам собой.