Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И по миновании наводнения положит конецместу его, и врагов Его постигнет тьма

Господь долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже в век враждует (Псал. 102, 8–9); но когда умножится зло на земле и всякая плоть извратит путь свой, тогда Он наведет наводнение, которое пройдет, а не будет продолжаться вечно. Истребит же или положит конец месту его, то есть наводнения, для того, чтобы, подобно тому, как о нечестивом говорится: и мимоидох,… и не обретеся место его (Псал. 36, 36), и путь нечестивых погибнет (Псал. 1, 6), так погиб путь наводнения после гнева Господня, при проявлении одной благости. Можно это понимать и в историческом смысле, потому что когда Он опустошит Израиля и как бы потопом наводнит землю обетованную, то положит конец плену и возвратить его в прежние места жительства. С другой стороны, врагов Его, аcсириян, которые увели народ в плен, постигнет тьма. Cказанное нами об Израиле и ассириянах можно понимать также в отношении к концу мира, к святым и гонителям или противным силам, в том смысле, что святых Бог помилует после гнева, а гонителей их и врагов, избравших тьму, а не свет, постигнет та тьма, которую они избрали, потому что они будут брошены во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Матф. 22, 13). Слово «тасота», которое мы перевели «месту его», все разделили на два слова, так что «та» перевели предлогом то есть «от», а «сота» чрез «восстающие». Так, Акила говорит: ἀπο ἀνισταμένων, то есть «от восстающих», LХХ: восстающие, Феодотион: «воcстающим против него», пятое издание: «от восстающих против него». Один только Cиммах согласно с вашим переводом говорит: и по миновании наводнения положит конец месту его. Некоторые из наших под восстающими и врагами понимают Маркиона и всех древних еретиков, направляющих свои словопрения против Творца.

Книга толкований на пророка Наума

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 7-8 Благ Господь, Он подкрепляет в день скорби и знает надеющихся на Него. И по миновании наводнения положит конец месту его, и врагов Его постигнет тьма

С большою пользою и весьма искусно вразумляет их, с одной стороны не лишая их надежды на благополучие тем, что говорит, что «благ Господь терпящим его», с другой – удерживая их от распущенной и суетной жизни, напротив располагая их к доброму поведению и к решимости жить сообразно с законом, когда говорит опять, что если Он направит против кого-либо путь как во время потопа, то сотворит как бы некоторое землетрясение и как бы устремление вод многих и неудержимых чрез покатую страну иудейскую. Это нечто ужасное и совершенно неотвратимое. Так точно, если устремятся на кого действия гнева божественного, то совершенно истребят тех, на кого они направятся и обрушатся. Враги же Его, говорит, будут преследуемы и объяты тьмой, но ни как не тьмой обычной ночи, но, думаю, ночи иной, духовной, понимаемой в смысле страдания. Здесь ум человеческий может омрачить и суровое несчастье, и тяжелое и неожиданное страдание, какое случалось с древними, когда они отведены были в плен, и была завоевана их страна. От того-то Бог, сравнивая такие несчастья с вином и опьянением, весьма справедливо говорил блаженному Иеремии: «возьми чашу вина нераствореннаго от руки моея, да напоиши вся языки, к нимже аз послю тя. И испьют, и изблюют, и обуяют от лица меча, егоже аз послю среде их» (Иер.25:15–16). И устами Исаии говорил Сиону: «чашу бо падения, фиал ярости испил и истощил еси» (Ис.51:17). Итак говорит, что опьянением и тьмою объяты будут враждебно настроенные против Бога, прекрасно побуждая их мудрствовать, знать и делать лучшее.

И против Иудеев ходил Бог всяческих в «потопе пути» и истребил их, подвергая их наказанию за Христа. Они же были и во тьме и, всецело лишившись божественного света, продолжают жалкие жить в неразумии и слепоте: ибо они не хотели следовать призыву Христа: «дондеже свет имате, ходите во свете, да тма вас не имеет» (Ин.12:35). Но поскольку они были бесчувственны и необузданны, то посему наконец, как говорит Пророк, жаждущим «им света, бысть им тма, ждуще зари, во мраце ходиша» (Ис.59, 9); ибо они сделались врагами божественного света и нечестиво восстали против славы его.

Толкование на книгу пророка Наума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. 8 Но всепотопля́ющим наводне́нием разру́шит до основа́ния Ниневи́ю, и враго́в Его́ пости́гнет мрак.
ст. 8 (церк-сл.) И в потопе пути скончание сотворит: востающия и враги Его поженет тьма.

Дерзающих против Господа предаст Он конечной гибели и непреходящей тьме; потому что «потопом» и «скончанием» Пророк назвал конечную гибель.

Толкование на Пророка Наума

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

8. И сильным разливом вод Он произведет разрушение на месте её, и врагов Его постигнет тьма.

8. И в потопе пути скончание сотворит: востающыя и враги Его поженет тма.

Доселе сказанное у св. пр. Наума было как бы введение, в котором он хотел показать, почему Господь Бог накажет Ассириян весьма строго – совершенным истреблением их царства, – потому что Бог правосуден; сколько милостив Он к добрым, на Него надеющимся, столько строг к жестоким, нераскаянным, какими были Ассирияне. Теперь пророк говорит, что строгость правосудия Божия выразится в погублении Ниневии через сильное наводнение вод реки Тигра, при котором стояла Ниневия – и в потопе пути скончание сотворит, или как с Еврейского, сильным разлитием вод произведет разрушение на месте Ниневии. Действительно, и светские писатели говорят, что Ниневия была взята и разрушена Мидянами и Вавилонянами при помощи наводнения, что поднявшиеся воды Тигра произвели отверстие в городской стене, которым и воспользовались враги. Далее пророк говорит: восстающие и враги Его поженет тма, т. е. когда вследствиe наводнения часть стены разрушится, враги Вавилоняне и Мидяне ворвутся в город, все истребят, жителей побьют; тогда Ассириян, возстававших на Бога, враждовавших противу Него, постигнет глубокая тма – бедствия, смерть, погибель. (Под. см. Иоил.2:2; Ис.28:11; Соф.1:18. и др.), «Потопом и скончанием, гов. бл. Феодорит, св. пророк назвал конечную гибель Ниневии». То же должно разуметь и под тмою.

Толкование на книгу святого пророка Наума

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Ниневия

Ниневия
 (жилище или город Нина) (Быт.10:11). Самое раннее упоминание о Ниневии заключается в следующих словах кн. Бытия: Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил НиневиюВ библейские времена это был столичный город Ассирийского царства. Ниневия лежала на в. берегу Евфрата близ нынешнего г. Мосула; по изъяснению древних толкователей основана Ассуром, сыном Сима, как видно из указанной выше цитаты. Новейшие же писатели свидетельствуют, что она построена или Нимродом, которым основан Вавилон, или древним царем Нином, основателем Ассирийской монархии, известным своими завоеваниями. Ниневия была обширнейшим городом в свете, имевшая, по свидетельству Диодора Сицилийского, 150 стадий в поперечнике и 480 стадий в окружности (значит около 84 верст в окружности понашему) и была защищена стенами в 150 фут. выш. и с 1500 башнями. Стены были так широки, что по ним могли ехать рядом три колесницы. Говорят, что Ассирийское царство существовало уже за 1000 лет до Троянской войны, которую полагают за 1500 лет до Р. X. История Ниневии, впрочем, покрыта глубоким мраком неизвестности.

Из Свящ. Писания мы знаем о цветущем состоянии Ниневии, о жизни и нравах ниневитян, и как они были спасены Богом от угрожавшей им погибели (Ион.1:2). Ниневия представляла тогда обширнейший и многолюднейший город. Она простиралась на три дня пути (Наум.3:3). У ней было более 120 000 детей (Ион.4:11). Город мог хвалиться собой, как единственный, которому нет подобного (Ион.1:2,3:2). Но среди своего могущества, среди богатства и славы нравы ее жителей были совершенно испорчены. Но вот Господь, беспредельный в Своей благости, посылает пророка обличить их нечестие. Вследствие проповеди пророка Ионы ниневитяне принесли искреннее и чистое раскаяние. Господь помиловал их, и наказание Божие отсрочено было почти на 200 лет (Мф.12:41, Лк.11:30-32).

Из царей Ниневии в Свящ. Писании упоминаются: Фул, Феглафелласар, Сеннахерим и др. бывшие злыми врагами народа израильского. Живо и поразительно изображает пророк Наум как пороки и нечестие ассириян вообще, так и погибель Ниневии в особенности: Разграблена, опустошена и разорена Ниневия, восклицает он. Где теперь логовище львов и то пастбище львенков, по которым ходил лев, львица, львенок и никто не пугал их? Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Это за многие блудодеяния развратницы, продолжает он, приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими – племена и говорит, что, увидев Ниневию разоренною, никто не пожалеет о ней, а, напротив, будут радоваться, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на всех (Наум.1:7-9,14,2:10-12,3:1,4:7,19).

Орудием гнева против Ассирии были Набополассар, царь Вавилонский, и Циаксар, царь Мидийский. Соединившись вместе, они напали на Ниневию, завоевали и совершенно разрушили ее. Ниневия была так разорена, что, по-видимому, и следов ее не оставалось.

Так много прошло веков, и никто не мог сказать, где она стояла; только в недавнее время, благодаря новейшим открытиям, как из могилы стала возникать древняя Ниневия из своих развалин, открытых в 43 г. Ботом, в 45 г. Лейярдом и в 53 г. Пласом. Эти развалины видны теперь в Карсабаде, Нимруде, Куюнджюке и др. По мнению Лейярда, это были части одного города Ниневии. «В этом великолепном здании (именно в разоренном дворце Сеннахерима) я открыл с лишком 70 зал, комнат и коридоров, стены которых все без исключения были покрыты алебастровыми плитами, со скульптурными изображениями воин, триумфов и великих подвигов ассирийского царя. Вокруг дворца видятся украшения крылатых быков и львиных сфинксов колоссальной величины». Впрочем, открыта еще только одна часть дворца, а многое из этого громадного здания остается под землей.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-10 Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак. Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится, ибо сплетшиеся между собою как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома

По ст. 8, «дерзающих против Господа предаст Он конечной гибели и непреходящей тьме; потому что потопом и скончанием пророк назвал конечную гибель» (блаж. Феодорит, с. 9). Разлитие вод, наводнение у библейских писателей является обычным образом нашествия врагов на страну и опустошительных их действий в ней (Суд VI:1-5; Ис VIII:7:-8; XXVII:12; ХXVIII:17; XXX:30; Дан IX:21; XI:10 сл. ). Такое именно разрушение возвещает пророк Наум Ниневии, предсказывая исчезновение самого места ее, евр. мекомаг (суфф. жен. р. здесь обычно относится к имени Нинве, Ниневия в ст. 1) см. в пер. Вульг. : consummationem faciet ioci ejus. Однако сам же блаж. Иероним указывает и иную передачу этого слова древними переводами, говоря: «слово тасота, которое мы перевели месту его, все разделили на два слова, так что та перевели предлогом apo, то есть, от, a coma через восстающие. Так, Акила говорит: apo antistamenwn, то есть, от восстающих, LXX: восстающие, Феодотион: восстающим против него, пятое издание: от восстающих против него. Один только Симмах, согласно с нашим переводом говорит: и по миновании наводнения положит конец месту его» (с. 264). Во всяком случае - речь идет о потопе бедствий, имеющем положить конец существованию и злодействам Ниневии на земле. При этом некоторые (А. Кейт, проф. М. Голубев) в словах ст. 8 видели указание на самый способ разрушения Ниневии - посредством наводнения Тигра, о чем свидетельствует Диодор Сицилийский (lib. II, 61-83). Но у пророка выражение о потопе (евр. шетеф), как и во многих библейских местах, имеет метафорический смысл, что видно, между прочим, из второй половины стиха: «и врагов Его постигнет мрак»: переносный смысл последних слов вне сомнения (ср. Прем XVIII:4).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак.

И вот, чтобы спасти этот народ от злодействующего над ним врага его, Иегова «всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию». Он совершит свой страшный суд над Ниневией, Он затопит ее (ср. Ис.8:7; Дан.11:26,40) многочисленными полчищами неприятелей, которые вконец и навсегда разрушат ее. Участь Ниневии разделят и жители ее, и вообще весь ассирийский народ. Как бесследно погибнет Ниневия, так бесследно пропадет и народ ниневийского или ассирийского царства: «и врагов Его», т. е. врагов народа Божия, «постигнет, – говорит пророк, – мрак», исчезнут совсем. 

Пророк Наум

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible