Скрыть
И забросаю тебя мерзостями, сделаю тебя презренною и выставлю тебя на позор.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5–6 Вот Я на тебя, говорит Господь воинств, и открою срамные части твои пред лицом твоим, и покажу народам наготу твою и царствам бесчестие твое, и низвергну на тебя мерзости, и покрою тебя позором и обращу тебя в пример

Так как ты, Ниневия, продавала народы чрез блудодеяния свои и семейства чрез чарования свои и, подобно публичной непотребной женщине, раскладывала ноги свои для всякого, то Я сам приду для разрушения тебя, – Я не пошлю ангела и не поручу другим суда над тобою. Я открою срамные части твои пред лицом твоим, чтобы пред глазами твоими было то, чего ты прежде не видела. Я покажу народам наготу твою и царствам бесчестие твое, чтобы те самые, которые блудодействовали с тобою, презирали тебя, издевались над тобою и позорили тебя, и ты будешь служить примером для всех видящих тебя. Все это излагается под образом (sub mataphora) женщины прелюбодейной, которая, быв уличенною, выводится пред народом и бесчестится пред глазами всех. Эго пророческая речь в книге Иезекииля весьма подробно изображает в переносном смысле в отношении к Иерусалиму. Но ближе к истине и с большею пользою можно отнести эти слова к миру, для уврачевания которого пришел истинный врач с неба. Вот Я на тебя, говорит Господь всемогущий: так как Я всесилен, то могу исцелить все болезни, и что невозможно для других, то возможно для Меня. Я открою задния части твои пред лицом твоим, то есть Мои добродетели, заповеди и слова, которые ты бросила позади себя. Я дам тебе видеть их, хотя ты и не заслуживаешь этого. Ибо Я заповедал тебе относительно слов Моих, чтобы они постоянно были пред глазами твоими и чтобы висели у тебя в виде повязки (Второз. 6, 8). Но ты презрев волю повелевающего, оставила их позади себя, так что не только не исполняла, но даже не хотела и видеть то, что Я повелел. Или может быть, Я дал тебе видеть и понять заблуждения твои, которые ты прежде, во время своих слепых увлечений, считала за добродетели. После того Я покажу также народам, которые ты продавала чрез блудодеяние свое, твою наготу, чтобы они не увлекались любовию к тебе, но, увидев безобразие и грязь на внутренней стороне того тела, наружностию которого они увлекались, перестали блудодействовать с тобою. Также царствам, которые больше народов, Я покажу твое бесчестие, виновницею которого ты сама была. И обращу на тебя мерзость соответственно твоей нечистоте, так что тебя будут считать столь нечистою, насколько ты действительно нечиста, и ты не будешь обольщать весьма многих, которые прежде, соединяясь с тобою, становились одним телом с тобою (1Кор. 6). И обращу тебя в пример, чтобы страх подобного наказания удерживал от подражания преступлениям.

Книга толкований на пророка Наума

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5–6 Вот Я на тебя, говорит Господь воинств, и открою срамные части твои пред лицом твоим, и покажу народам наготу твою и царствам бесчестие твое, и низвергну на тебя мерзости, и покрою тебя позором и обращу тебя в пример

Опять показывает, что у нее дело не с человеком, но что на нее прогневался Господь сил и воздвигает против нее Персов и Мидян; ибо властвующему над всем и имеющему господство над вселенной Богу кто может воспрепятствовать, если Он восхочет объявить войну против кого-либо? Потом говорит, что открою задняя твоя к лицу твоему. Опять случилось с нею то же, что и с распутной женщиной, которая, что касается лица и внешнего украшения, представляется смотрящим на нее очень привлекательной; но если она лишится своего одеяния, то окажется весьма безобразной, на обнаженном теле своем не прикровенно показывая безобразие срамоты своей. Итак, «открыю, – говорит, – задняя твоя», то есть все, что есть безобразного в тебе и прежде других покажу тебе; ибо на что иное, как не на это может указывать нам выражение: «к лицу твоему»? Но он ясно говорит, что и народам и царям откроет бесчестие ее; ибо Ниневия, надмеваемая искусством волхвов и присваивающая начальство и владычество над всеми, казалась красивой и достойной любви. Но после того как она была взята и пала, – она показалась безобразной и неприятной для знавших ее, которые, наконец, стали считать ее мерзкой, вполне уразумев, что она величалась ничтожеством, полагалась более на помощь волхвов, а наипаче на злоухищрения и обманы. Утверждает, что обратится она в притчу, так что если некогда будут говорить о каком-либо разрушенном городе или стране, то скажут: опустошен и пал подобно тому, как и жалкая Ниневия.

Бог всяческих, как я сказал, восстал против синагоги иудейской и за беззаконие против Христа подверг ее праведному наказанию, явив ее нагой и гнусной и совершенно лишенной вышнего облачения, и об этом предвозвестил устами Осии, говоря: «обращуся и возму пшеницу мою во время ея, и вино мое во время его, и отиму ризы моя, и плащаницы моя, да не покрывает студа своего: и ныне открыю нечистоту ея пред похотниками ея, и никтоже отимет ея от руки моея» (Ос.2:9–10). Церковь же из язычников будет славословить, говоря: да возрадуется душа моя о Господе: «облече бо мя в ризу спасения и одежду веселия» (Ис.61:10); эта же напротив, как я сказал, оказывается обнаженной, гнусной и безобразной и лишенной украшения божественных дарований; и обратилась она вновь в притчу и стала весьма отвратительной и страдающей всяким видом мирской нечистоты.

Толкование на книгу пророка Наума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

3:4-7. Блудни́ца добра́ и прия́тна, нача́льница волхвова́ний, продаю́щая язы́ки во блуже́нии свое́м и племена́ в чародея́ниих свои́х.
Се́, а́з на тя́, глаго́лет Госпо́дь Бо́г Вседержи́тель, и откры́ю за́дняя твоя́ к лицу́ твоему́, и покажу́ язы́ком срамоту́ твою́ и ца́рствам безче́стие твое́, и возве́ргу на тя́ огнуше́ние по нечистота́м твои́м, и положу́ тя в при́тчу.
И бу́дет, вся́к ви́дяй тя́ сни́дет с тебе́ и рече́т: окая́нная Ниневия, кто́ постене́т по не́й? Отку́ду взыщу́ утеше́ние е́й?


3:4-7. Э́то — за мно́гие блудодея́ния развра́тницы прия́тной нару́жности, иску́сной в чароде́янии, кото́рая блудодея́ниями свои́ми продаёт наро́ды и чарова́ниями свои́ми — племена́. 
Вот, Я — на тебя́! говори́т Госпо́дь Савао́ф. И подниму́ на лицо́ твоё края́ оде́жды твое́й и покажу́ наро́дам наготу́ твою́ и ца́рствам срамоту́ твою́.
И заброса́ю тебя́ ме́рзостями, сде́лаю тебя́ презре́нною и вы́ставлю тебя́ на позо́р.
И бу́дет то, что вся́кий, уви́дев тебя́, побежи́т от тебя́ и ска́жет: «разорена́ Ниневи́я! Кто пожале́ет о ней? Где найду́ я утеши́телей для тебя́?»


«Развра́тницы прия́тной нару́жности, иску́сной в чароде́янии».  Живя в нечестии и беззаконии, казалась ты славною и знаменитою для тех, кто не умеет право судить о сущности вещей, и оставив Творца и Спасителя, Который покаявшуюся тебя сподобил великого человеколюбия, предалась волхвованию и все делала волшебством.
«Блудодея́ниями свои́ми продаёт наро́ды и чарова́ниями свои́ми — племена́». Не довольствуясь собственным своим нечестием, и подданных принуждала быть одних мнений с тобою.

Посему-то:
«Вот, Я — на тебя́! говори́т Госпо́дь Савао́ф. И подниму́ на лицо́ твоё края́ оде́жды твое́й и покажу́ наро́дам наготу́ твою́ и ца́рствам срамоту́ твою́». Сие: «и подниму́ на лицо́ твоё края́ оде́жды твое́й» сказано в смысле переносном и взято с рабов, подвергаемых великому поруганию и бичеванию. Говорит же Бог: наказанием обнаружу беззаконие твое для всех, и царей и народов, и послужишь примером к пользе других. Ибо присовокуплено и сие: «и вы́ставлю тебя́ на позо́р».
Такому запустению предам тебя, что негодовавшие прежде на твое владычество преклонятся на милость (сие выражено словами: «снидет с тебе» [в церк.-сл. переводе]) и задумаются, как достойно оплакать это запустение.

Толкование на Пророка Наума

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-7 Это - за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими - племена. Вот, Я - на тебя! говорит Господь Саваоф. И подниму на лице твое края одежды твоей и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою. И забросаю тебя мерзостями, сделаю тебя презренною и выставлю тебя на позор. И будет то, что всякий, увидев тебя, побежит от тебя и скажет: «разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней? где найду я утешителей для тебя?»

От изображения вины Ниневии в разного рода убийствах и кровопролитиях и наказания ее за эти преступления, пророк переходит к изображению другого рода преступлений Ниневии - «блудодеяния», евр. зенуним, LXX porneia, Vulg. fornicationes. Это выражение, как и весь вообще образ, под которым в ст. 4-м представлена Ниневия, может быть понимаемо двояко: в более узком, специальном смысле - применительно к пророческому воззрению на отношения Иеговы к Своему народу - Израилю, как на отношения брачного союза (Иез ХVI:8; Ос I-III гл), и на отпадение израильтян от истинного Бога и уклонение к идолопоклонству (Иез XVI:30-31; Ос I-III) - в смысле идолопоклонства - и в смысле более широком. В первом смысле понимает рассматриваемое выражение блаженный Федорит, когда причиною гибели Ниневии называет «идольскую прелесть и великое непотребство» ее (с. 16); равным образом, по блаж. Иерониму, «Ниневия будет наказана за то, что она блудодействовала со многими народами и чтила идолов всего мира, который она подчинила себе» (с. 291), но такое специальное понимание рассматриваемого термина в отношении Ниневии, строго говоря, не может иметь применения, так как заветных отношений между Иеговою и языческими народам (наподобие завета с Израилем), не существовало; притом собственно об идолопоклонстве Ниневии в рассматриваемом отделе (ст. 4-7) нет речи. Очевидно, рассматриваемое выражение должно иметь более широкий смысл, в котором, однако, элемент идолослужения может не отсутствовать, так как именем «великой блудницы» в Апокалипсисе (XVII:1 след. ) назван Вавилон, как тип язычества. Таким образом, название блудодеяния в рассматриваемом месте может означать вообще «безбожную жизнь ассириян, которые не имели Бога в сердце своем и, увлекаясь собственными страстями, в сущности любили только самих себя и в своих отношениях к другим руководились своим самолюбием, которое всегда прикрывается личиною любви и под покровом ее ищет удовлетворения собственной похоти: так блудница расточает только притворно свои ласки другим и под этими ласками скрывает лишь заботу о своих личных выгодах. Такова была Ниневия, которая всеми хитростями и коварными договорами привлекала к себе народы и подчиняла их своей власти» (Симашкевич, с. 250-251). С этой стороны, обольстительная тактика Ниневии была слишком известна Израилю, горьким опытом многократно испытавшему всю обманчивость расточаемых ею ласк и даваемых ею благоприятных обещаний (такова была деятельность Феглафелласара (Тиглат-Пилезера, 2Пар XXVIII:20-21; 4Цар XVI:7:-8; Иc VII:18-20; Салманасара - 4Цар XVIII:13-17; и Сеннахерима Ис XXXVI; 4Цар XVIII). Средствами для цели у блудницы, Ниневии, были: блестящая внешность и видимость непобедимого могущества и, кроме того, нарочитые средства магического свойства. А последствием всего этого было всеобщее порабощение ею всех окрестных племен и народов (ст. 4). При этом общем толковании греха Ниневии может быть допущено и более специальное, даваемое блаж. Феодоритом: «Живя в нечестии и беззаконии, казалась ты (Ниневия) славною и знаменитою для тех, кто не имеет прав судить о сущности вещей, и оставив Творца и Спасителя, Который покаявшуюся тебя [блаж. Феодорит, очевидно, имеет в виду помилование Ниневии вследствие ее покаяния после проповеди пророка Ионы] сподобил великого человеколюбия, предалась волхвованию и все делала волшебством… Не довольствуясь собственным своим нечестием, и подданных принуждала быть одних мнений с тобою» (с. 16).

Таково преступление Ниневии, а далее, ст. 5-7:, указывается Божие наказание ей, по роду своему соответствующее характеру преступления, как и первое преступление, Ниневии - кровопролитие имеет вызвать соответствующее же отмщение (ст. 1-3). Обнажение и крайнее посрамление Ниневии-блудницы выражено у пророка в чертах резких, но не необычных и у других пророков (Ис XLVII:2; Иер XIII:22, 26; Иез XVI:36-40; Ос II:3) и, вообще, свойственных востоку. «Так как, - перифразирует мысль ст. 5-6 блаж. Иероним, - ты, Ниневия, продавала народы через блудодеяния свои и семейства через чарования свои, и, подобно, публичной непотребной женщине, раскладывала свои ноги для всякого, то Я сам приду для разрушения тебя, - Я не пошлю Ангела и не поручу другим суда над тобою. Я открою срамные части твои пред лицом твоим, чтобы пред глазами твоими было то, чего ты прежде не видела. Я покажу народам наготу твою и царствам бесчестие твое, чтобы те самые, которые блудодействовали с тобою, презирали тебя, издевались над тобою и позорили тебя, и ты будешь служить примером для видящих тебя. Все это излагается под образом (sub metaphora) женщины прелюбодейной, которая, быв уличенною, выводится пред народом и бесчестится пред глазами всех» (с. 295). По блаж. Федориту, все что говорится в ст. 5-6, «сказано в смысле переносном и взято с рабов, подвергаемых великому поруганию и бесчестию» (с 16). Ст. 7: указывает следствие поругания Ниневии и отношение к этому других народов. «Кто увидит, что Ниневия разорена и что она обращена в пример для всех, тот испугается, удивится и скажет: кто будет печалиться о тебе, кто может быть твоим утешителем? Пока ты была могущественною, ты, как жестокая властительница, не жалела старца, не обращала внимания на младенца, и не приготовила никого, как друга для времени твоей печали, потому что ты никого не хотела иметь соучастником в твоем царствовании» (блаж. Иероним, с. 297).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible