Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 12-13 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»

Как храбр был Иисус, сын Навин, который в одном сражении положил пятерых царей и весь их народ! Опять же, когда он сражался против гаваонитов и опасался, что ночь помешает ему добиться победы, он силой духа и веры воскликнул: стой, солнце, над Гаваоном! - и оно остановилось, покуда не одержана была победа.

Итак, он повсюду лишь один сопутствовал святому Моисею во всех удивительных свершениях и вызывающих трепет таинствах. Потому и случилось, что тот, кто был сопричастником общения с Богом, стал преемником его власти. Конечно, он был достоин предстать мужем, который способен остановить течение реки, который может воскликнуть: стой, солнце, над Гаваоном! - и оно остановится, чтобы продлить день и отложить ночь, словно желая стать свидетелем его победы. Почему? Потому что это не должен был сделать Моисей, ибо только он один избран был для того, чтобы ввести народ в землю обетованную. Велик сей муж чудесами веры, велик победами. Свершения Моисея более высоки, [дела Иисуса] более успешны. Каждый из них через благодать Божью превзошёл [возможности] человека: один приказывал морю, другой - небу.

Об обязанностях священнослужителей. Книга III

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-13 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»

Помысли о том, насколько он праведен. Иисус Навин сказал: Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиной Эломской, и было так. Итак, пусть выйдет вся вселенная, или даже две, три, четыре, десять и двадцать вселенных, пусть скажут и сделают это; нет, они не смогут! А друг Божий повелевал творениями Друга, или, вернее, просил Друга, и служебные силы подчинялись, и дольний повелевал горними. Ты видишь, что эти силы существуют для служения, исполняя определенное назначение?

Гомилии на Послание Евреям

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 12 - 13 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»

Пусть никто не говорит мне, что движение небесных тел есть время. Ибо время замерло по молитве известного мужа для того, чтобы он мог одержать победу в битве; солнце стояло, но время шло. Ибо битва заняла именно тот определенный отрезок времени, какой был необходим для ее протекания и окончания.

Исповедь


В божественных книгах мы читаем, что само солнце остановилось [и луна стояла] до победного окончания сражения, когда об этом попросил у Господа начавший битву святой муж Иисус Навин, и чудесным образом оно отошло назад в ознаменование того, что царю Езекии прибавляется пятнадцать лет жизни; и всё это происходило в связи с обетованием Господа. Но и эти чудеса, которые свершились по снисхождению Господа к достоинству святых, наши противники, признающие их действительность, приписывают магии. Отсюда происходят и вышеупомянутые мною слова Вергилия: «Прудит воду в ручьях и звезды назад обращает».

Мы в священных книгах читаем и о том, что и река остановилась выше и стекала ниже по течению, когда народ Божий под началом вышеупомянутого святого Иисуса Навина входил в землю обетованную; и о том, что свершилось то же при переходе реки с Илией пророком и позднее с его учеником Елисеем мы читаем в книгах Священного Писания. Также о том, что великое светило обратилось назад в царствие Езекии мы уже упомянули. <…> И да не обманывают себя напрасно неверующие [пустой уверенностью], что не могло по воле Божией совершиться нечто отличающееся от того, что они уже познали о природе вещей из своего человеческого опыта. Как бы то ни было, уже всё известное каждому в природе вещей представляет собой ничуть не менее удивительные чудеса и знамения, которые изумляли ли бы всех созерцателей, если бы люди не имели обыкновение удивляться как чудесам явлениям исключительно редким.

О граде Божьем

Максим Исповедник, прп. (†662)

Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою

Предающийся благочестивому любомудрию и приготовившийся к брани против незримых сил пусть вознесет [к Богу] молитвы, дабы пребывала всегда с ним естественная [способность] различения, обладающая соразмерным светом, и просвещающая благодать [Святого] Духа. Ибо первая ведет плоть, посредством [духовного] делания, к добродетели, а вторая просвещает ум для того, чтобы [человек] мог предпочесть всему [прочему] сожитие с Премудростью [Божией], согласно Которой разрушаются твердыни зла и всякое превозношение, восстающее против познания Божия (2Кор. 10:4-5). И это показывает Иисус Навин, в молитве просящий [Господа]: Да станет солнце прямо Гаваону, то есть просящий, чтобы задержался заповедный свет Боговедения над горой умного созерцания; и луна над долиною, то есть чтобы естественная [способность] различения, пребывающая в [нашей] телесной немощи, осталась неизменной благодаря добродетели.

Гаваон есть возвышенный ум, а долина - плоть, смиряемая смертью. Солнце же есть [Бог] Слово, просвещающий ум, дарующий ему силу умозрений и отгоняющий от него всякое неведение. А луна есть естественный закон, увещающий плоть благозаконно подчиняться духу для того, чтобы принять на себя бремя заповедей. Луна есть символ естества, потому что она изменчива; но во святых она пребывает неизменной, по причине их непреложного навыка в добродетели.

См. Толкование на Еккл. 1:5

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Иисус сын Навин 

Иисус сын Навин (Нав.1:1) называемый в кн. Исход (Исх.24:13служителем Моисея, вследствие того что он помогал ему в деле служения. Первоначальное имя его было Осия (Чис.13:9).

В первый раз мы находим Иисуса Навина в то время, когда израильтяне готовились вступить в сражение с амаликитянами при Рефедиме. Моисей поручил ему тогда начальство над войском Израилевым (Исх.17:9). В то время Навин имел сорок четыре года от роду, хотя и называется юношей (Исх.33:11). Проницательный взгляд законодателя еврейского народа скоро открыл в Навине качества, необходимые для будущего главы всего народа.

Вскоре после успешной битвы с амаликитянами он является в числе 12 соглядатаев, посланных Моисеем для обозрения земли Ханаанской (Чис.13:17-18), и одним из двух, давших об оной благоприятный для израильтян отзыв (Чис.14:6). В конце сорокалетнего странствования евреев по пустыне Навин, оставшийся в числе немногих израильтян, переживших означенное время, по повелению Божию был назначен Моисеем начальником народа (Чис.28:18) и торжественно введен в это звание (Втор.30:14,23).

Восьмидесяти четырех лет от роду Навин чудесно перешел во главе Израиля р. Иордан, совершив предварительно обряд обрезания и празднование Пасхи, и вступил в Землю Обетованную.

Засим начался ряд войн с хананеями, во время которых Навин и народ израильский одерживали почти постоянные победы. Первый город по переходе евреев через Иордан – Иерихон был взят ими без боя – чудом пали стены Иерихона, и все в нем было предано огню и мечу; затем был взят город Гай, и был начертан и прочитан закон на горе Гевал, в присутствии всего Израиля. Потом, после мирного союза с гаваонитянами (Нав.9), евреи одержали знаменитую победу над союзным войском пяти царей ханаанских, напавших на гаваонитян, и в то же время завоевали всю южную сторону земли Ханаанской, до Кадис-Варни (Нав.10).

В высшей степени замечательна эта кровавая битва под Гаваоном, в долине Аиадонской. Стремглав бегущий по скату горы Веферонской, поражаемый наголову израильтянами и избиваемый чудесным, как большие камни, градом с неба, многочисленный неприятель все-таки не был истреблен совершенно, а день склонялся уже к вечеру. Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою, воскликнул Иисус Навин. И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не сие ли написано в книге Праведного, замечает по сему случаю писатель книги Иисуса Навинастояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день (Нав.10:12,13).

Подобное же чудесное удлинение дня упоминается также в истории царя Езекии (Ис.38:8). После сего осмелится ли кто отрицать, что Всемогущий Творец и Царь всей твари может творить все, что угодно Его святой воле, повелевать всей природой, изменять законы естества оной, ради премудрых целей Своего Божественного домостроительства?

Покорив половину Ханаана, Навин возвратился в Галгал. Затем он направился к Меромскому озеру, поразил союзных князей севера Ханаана, под предводительством Иавина, царя асорского, и доходил до врат Сидона и горы Ермон. В течение шести лет шесть ханаанских племен с тридцать одним царем, в том числе и енакимы, страшилище прежних израильтян, были побеждены Навином и почти везде уничтожены за исключением Филистии; и таким образом была очищена вся земля для евреев от пустыни Аравийской до Ливана (Нав.11, Нав.12).

После сего Навин, достигший уже преклонного возраста, при содействии первосвященника Елеазара и начальников колен Израилевых, приступил к разделу Обетованной Земли, причем все колена получили свои участки именно в том виде, как задолго до сего предсказывал патр. Иаков, благословляя детей своих (Быт. 69). Сам Навин получил от народа в удел Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой. В Силоме была поставлена Скиния, назначены шесть городов убежища, сорок восемь городов назначены левитам, и воины, участвовавшие в походах, были отпущены в места их прежнего жительства.

Через несколько времени после сего Навин созвал весь народ, увещевал его в точности исполнять закон Божий, быть верными Богу, не сообщаться с язычниками, оставшимися среди них, не вступать с ними ни в какое родство, под опасением больших бедствий. Наконец, заставив народ возобновить в Сихеме завет с Богом, Иисус Навин мирно скончался на 110-м году своей жизни и погребен в пределе своего удела, Фамнаф-Сараи.

Имя его упоминается в кн. Деяний апостольских (Деян.7:45) и в Послании к Евреям (Евр.4:8).

Библейская энциклопедия 1891г


Луна

Луна
 (Нав.10:12-13; Быт. 37:9), или "меньшее светило" (Быт. 1:16) есть планета, обращающаяся вокруг Земли (спутник Земли) и светящаяся светом, заимствованным от Солнца. Среднее расстояние Луны от Земли полагают около 51800 географических миль. Если смотреть на Луну в хороший телескоп, то поверхность оной представляется покрытой горами, долинами, пропастями в разнообразных формах и положениях. К Земле постоянно обращена одна и та же сторона лунной поверхности, так как, обращаясь вокруг Земли, она в то же самое время обращается вокруг своей оси.

В Священном Писании Церковь Божия на Земле величественно сравнивается с Луной, так как она заимствует свой блеск и сияние от Солнца правды, Христа. "Кто это блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светла, как солнце, грозная, как полки с знаменами?" – говорит таинственный жених о своей возлюбленной в кн. Песней (Песн. 6:10).

Течением Луны определяется весь еврейский праздничный календарь. Два главные еврейские праздника: Пасха и праздник Кущей – начинались с новомесячия. Новомесячия у евреев всегда были веселыми семейными праздниками и отличались особенным жертвоприношением в храме (1Цар. 20:5, Иудиф. 8:6). Праздник новомесячия всегда возвещался громким звуком священных труб.

Язычники вообще боготворили Луну под разными наименованиями, как-то: царицы небес, Венеры, Урании, Астарты, Дианы и др. (Втор. 4:19,17:3, Иов. 31:26-27).

Псалмопевец в одном из псалмов (Пс.120:6) говорит следующее: "днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью". В пояснение второй половины означенного выражения некоторые путешественники по Востоку говорят, что действие лунного света в восточных странах, как, например, в Аравии, неприятно и вредно отзывается на зрении и туземцы, ложась спать на открытом воздухе во время полнолуний, всегда закрывают свои глаза платком или покрывалом. И действительно, лунный свет здесь поражает и удручает зрение даже сильнее, чем самое Солнце, и влечет за собой различные глазные болезни, если только при этом не накрывать лицо чем-либо во время ночного сна.

У Екклезиаста померкающий свет Солнца, Луны и звезд служит изображением старости. "Доколе не померкли солнце и свет, и луна и звезды, говорит он, и не нашли новые тучи вслед за дождем" (Еккл. 12:2).

У пророков и в Новом Завете изменения в Солнце, Луне и светилах небесных представляются предвестниками и знамениями великих и страшных грядущих событий в судьбах мира и человеческой жизни. "В новом небе и на новой земле, по свидетельству Тайнописца, не будет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения, ибо Господь Бог Сам будет светом для спасенных народов и они будут ходить во свете Его" (Откр. 21:1,23-24,22:5).

Библейская энциклопедия 1891г


Аиалон

Аиалон
 (долина газелей) (Нав.10:122Пар.28:18) – ханаанское селение, расположенное в колене Дановом, между Иерусалимом и Екроном. Вблизи Аиалона находится долина того же самого наименования, памятная по чуду Иисуса Навина. Она теперь известна под новым именем – Йяло и лежит в 14 англ. милях от Иерусалима к с. от дороги в Яффу;

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою

После Гаваонского сражения Господь, по молитве Иисуса Навина, совершил еще другое необыкновенное дело, которому библейский писатель посвятил особый небольшой, как в III–IV гл., раздел (ст. 12–14), начинающийся указанием времени события. Оно произошло в тот день, в который Господь «предал… Аморрея - т. е. войско пяти ханаанских царей - в руки Израиля» или, как пояснено в славяно-русском переводе согласно с греческим, после поражения их в Гаваоне. Слова «когда побил их в Гаваоне и они побиты были пред лицем сынов Израилевых» отсутствуют в еврейском тексте, но читаются в древнейших и многих позднейших списках перевода 70-ти; они служат более ясным указанием времени излагаемого события. Когда, по смыслу приведенных слов библейского текста, битва под стенами Гаваона окончилась и разбитый здесь неприятель в смятении обратился в бегство, направляясь по дороге к Вефорону, то Иисус Навин, преследуя его, видел и большое число уцелевшего ханаанского войска, и возможность полного его поражения при тогдашнем его состоянии — поражения в этот именно день, пока он не оправился и не укрылся в свои города. Проникнутый этой мыслью и видя в то же время, как высоко поднялось уже солнце, Иисус Навин с дерзновением, свойственным людям, близким к Богу, в присутствии окружавших его воинов («пред Израильтянами»; буквально с еврейского: «пред глазами Израиля») воззвал к Господу: «да стáнетъ сóлнце пря́мо Гаваóну, и лунá пря́мо дéбри Елóнъ» Так передано это молитвенное воззвание в переводе 70-ти (Στήτω ὁ ἥλιος κατὰ Γαβαων καὶ ἡ σελήνη κατὰ φάραγγα Αιλων). Этот перевод, дословно переданный в славянской Библии, имеет преимущество пред обычным в настоящее время: «стой, солнце, над Гаваоном, и, луна, над долиною Аиалонскою», что он вполне соответствует молитвенному воззванию, которое обращено было к Господу, а не к солнцу и луне (читаемый в этих словах еврейский глагол «дом» поставлен, нужно думать, в неопределенном наклонении, которое в еврейской речи часто употреблялось, как известно, в значении повелительного, почему он и в грамматическом отношении правильно переведен у 70-ти словами «да стáнетъ»). Это свое воззвание израильский вождь произнес, как можно думать, в то именно время, когда он, преследуя врага, достиг Вефоронской возвышенности и с нее увидел пред собой, на западе, обширную равнину с Агалонской долиной к юго-западу, а в Беф-оронском ущелье — массу спускавшегося по нему неприятельского войска, между тем как позади его, на восточной стороне, находился только что оставленный им Гаваон, над которым высилось дневное светило. Солнце поднялось уже довольно высоко с тех пор, как он в глубокое утро этого дня подходил к Гаваону, но еще не настолько был силен блеск его, чтобы совсем померкла луна; бледный круг ее был еще виден на западной стороне над Амалонской долиной. Такое положение небесных светил, указываемое словами воззвания Иисуса Навина, ведет, естественно, к представлению, что последнее произнесено было не в вечерний, а в дополуденный час, когда солнце видно было еще на востоке, а луна на западе; в вечернее время положение небесных светил было бы, конечно, обратное. — Цель молитвенного воззвания состояла в том, чтобы Господь продолжил этот счастливый день, ознаменованный победой, для совершенного поражения врага. Выражая эту мольбу, Иисус Навин употребил обыкновенный оборот речи, образовавшийся под влиянием простого непосредственного воззрения на небесные светила в их отношении к земле, продолжающий употребляться и в настоящее время, несмотря на известность со времен Галилея того научного положения, что движется не солнце около земли, а наоборот.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible