Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Книга Иисуса Навина 12:22
один царь Кедеса, один царь Иокнеама при Кармиле,
Прочие
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Иокнеам (владение народа) (Нав.12:22) – город в колене Завулоновом близ горы Кармил и потому в кн. Иисуса Навина называемый Иокнеамом при Кармиле (Нав.12:22). Во времена Иисуса Навина он имел царя. Очевидно, он находился близ потока Кисон и считался важным местом даже во времена Соломона (3Цар.4:12). В настоящее время его полагают в нынешней местности: Телль-Каймун, на юго-восточном склоне г. Кармил.
Кармил-гора
Кармил-гора (Нав.12,22; IIIЦар.18,19,20, Ис.33,9, Ам.1,2 и др.) – одна из замечательнейших гор в Палестине, лежащая в пределах колен Асирова и Манассиина и выдающаяся северным концом своим в Средиземное море. Она составляет одну из высочайших вершин цепи гор, носящих то же самое название и берущих свое начало в долине Ездрилонской. Это одна из самых красивых гор в Палестине; почва ее славилась некогда своим плодородием и годностью к хорошей обработке (Исх.33:9,35:2, Иер.50,19). Название оной Кармилом означает плодоносное поле, или страну виноградников и садов.
Новейшие путешественники свидетельствуют, что остатки прекрасных дубов, дикого винограда, оливковых деревьев, благоухающих цветов доселе еще указывают на ее прежнюю богатую производительность, хотя она далеко уже не та, что была во времена пророка Михея, когда он говорил: Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего, обитающих уединенно в лесу среди Кармила (Мих.7,14).
На красивый вид и зеленеющую цветущую красоту вершины Кармила содержится указание и в книге Песни песней: Голова твоя на тебе, как Кармил, а волосы на голове твоей, как пурпур (Мих.7,6), говорит таинственный Жених своей возлюбленной невесте.
Подошва горы омывается потоком Кисонским, а к югу от нее расширяется прекрасная равнина Сарон. Тогда как вершины Ливанских гор покрыты большую часть года снегом, вершина Кармила красиво одета во всякое время года цветущей зеленью.
Предсказывая цветущее состояние и славу царства Мессии, пророк Исаия восклицает: Слава Ливана дастся ей (прежде бывшей пустыне и сухой земле) великолепие Кармила и Сарона (Ис.35,2). Кроме того, вершина Кармила отличается своим чистым, ободряющим и здоровым воздухом. По сторонам горы, особенно на запад к морю, находилось прежде и находится множество пещер и гротов, служивших в древности, быть может, складочным местом товаров или местом убежища для разбойников и преступников.
Но что особенно замечательно для нас, гора Кармил служила некогда местопребыванием святых пророков Илии и Елисея. Здесь пророк Илия низвел огонь с неба на приготовленную жертву и посрамил жрецов Ваала при громких народных кликах: Господь есть Бог! Господь есть Бог! (IIIЦар.18,19-39) Здесь испросил он дождь на землю после трехлетней засухи.
Вблизи горы находился город Изреель, новейший Церин, где был дворец Ахава, куда и поспешил он в своей колеснице после предсказания пророка Илии о пролитии обильного и скорого дождя, Илия же бежал перед его колесницей до самого Изрееля (IIIЦар.18,42-46). Здесь укрывались пророки от Иезавели (IIIЦар.18,4,13), и сюда уединялся пророк Елисей (4Цар.2,25). Доселе еще показывают путешественникам пещеру, в которой пребывали пророки.
Гора Кармил и в последующее время всегда почиталась иудеями. Самые язычники, по свидетельству Тацита и Светония, называли оную святой и почитали ее жилищем Дия или Зевеса. Существует предание, что и Пресвятая Дева Мария с Богомладенцем Иисусом посещала пещеру пророка Илии, находившуюся на горе Кармиле, и если принять во внимание близость Назарета к Кармилу, то это предание оказывается очень правдоподобным. Арабы называют в настоящее время гору Кармил Джебель-Мар-Елиас, то есть гора пророка Илии.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
один царь Кедеса, один царь Иокнеама при Кармиле
Кедес, впоследствии принадлежавший Неффалимову колену (XIX:37), в отличие от других городов, носивших то же название, назывался Кедесом в Галилее. Он находился к западу от оз. Мером. Существующая на его месте небольшая деревня с остатками древности, между которыми указывается гробница Варака (Суд IV:6), доселе сохранила древнее название. Иокнеам при Кармиле (по греческим спискам Ἰεκοναμ τοῦ Χερμελ, в славянской Библии Иеконам Хермела) находился в уделе Завулонова колена (XXI:34) и расположен был при потоке (XIX:11). Его местом признается Телль-эль-Кэмун, как называется высокий, покрытый развалинами холм на юго-восточной стороне Кормила, вблизи потока Киссона.