Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву:

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 1-2 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым

Иисус, сын Навина, обрёл величие, ибо его союз с Моисеем стал не только наставлением в законе, но и освятил его благодатью. Когда же на месте стояния величие Господа воссияло Своим Божественным присутствием, один Иисус был на месте стояния. И когда Моисей говорил с Богом, равно и Иисуса покрывало священное облако. Священники и народ оставались внизу, а Иисус взошёл на гору с Моисеем, дабы принять Закон. Весь народ находился внутри стана, а Иисус - вне стана, на месте стояния свидетельства. Когда же столп облачный опустился и Господь заговорил с Моисеем, он как верный служитель стоял за ним; молодой человек, он не сошёл с места стояния, в то время как старейшины, находясь вдалеке, содрогались от таких Божьих чудес.

Об обязанностях священнослужителей. Книга II

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-2 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым

Имя Иисуса [Навина] было прообразом Христа… <…> Что же? Разве никто другой не назывался Иисусом? Но он был назван этим именем в прообразовательном смысле, ибо его звали Осией, а потом его имя было изменено, ибо оно было предсказанием и пророчеством. Он ввел народ в землю обетованную, как Иисус Христос [вводит нас] на небо. Ни закон, ни Моисей не сделали этого, но остались вне; закон не может вводить туда, но благодать.

Гомилии на Послание Евреям

Феодорит Кирский, блж. (†457)

1:1-2. По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым

Как же Господу нашему Иисусу Христу приличествует дело служения? Об Иисусе Навине сказал писатель: рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову.

И Апостол, как слышим, говорит: глаголю же, Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, «во еже утвердити обетования отцев» (Рим.15:8); и еще: «егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем» (Гал.4:4-5). Посему наименован Христос Иисус как бывшим под законом, так и служителем обрезания. Так и Иудеям сказал Он: «аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа» (Ин.5:46). И Иудеи говорили Иисусу Навину: «как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя» (Нав.1:16-17) .

Толкование на книгу Иисуса Навина

Лактанций (†320)

Ст. 1-2 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым

Вот, пророк не говорит: «Господь сказал мне», но - Иисусу, чтобы показать, что он не о себе говорит, но о Христе - это Ему тогда говорил Бог. Тот Иисус являлся прообразом Христа, и первоначально имя ему было Осия. Моисей, предвидя будущее, повелел ему именоваться Иисусом, чтобы он, когда избран будет предводителем войска против Амалика, нападавшего на сынов израилевых, и врага разбил силою имени своего, и народ ввёл в землю обетованную. Итак, он следовал Моисею и в том, чтобы показать, что новый закон, данный через Иисуса Христа, должен будет сменить закон, данный через Моисея.

Божественные установления

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Иисус сын Навин 

Иисус сын Навин (Нав.1:1) называемый в кн. Исход (Исх.24:13служителем Моисея, вследствие того что он помогал ему в деле служения. Первоначальное имя его было Осия (Чис.13:9).

В первый раз мы находим Иисуса Навина в то время, когда израильтяне готовились вступить в сражение с амаликитянами при Рефедиме. Моисей поручил ему тогда начальство над войском Израилевым (Исх.17:9). В то время Навин имел сорок четыре года от роду, хотя и называется юношей (Исх.33:11). Проницательный взгляд законодателя еврейского народа скоро открыл в Навине качества, необходимые для будущего главы всего народа.

Вскоре после успешной битвы с амаликитянами он является в числе 12 соглядатаев, посланных Моисеем для обозрения земли Ханаанской (Чис.13:17-18), и одним из двух, давших об оной благоприятный для израильтян отзыв (Чис.14:6). В конце сорокалетнего странствования евреев по пустыне Навин, оставшийся в числе немногих израильтян, переживших означенное время, по повелению Божию был назначен Моисеем начальником народа (Чис.28:18) и торжественно введен в это звание (Втор.30:14,23).

Восьмидесяти четырех лет от роду Навин чудесно перешел во главе Израиля р. Иордан, совершив предварительно обряд обрезания и празднование Пасхи, и вступил в Землю Обетованную.

Засим начался ряд войн с хананеями, во время которых Навин и народ израильский одерживали почти постоянные победы. Первый город по переходе евреев через Иордан – Иерихон был взят ими без боя – чудом пали стены Иерихона, и все в нем было предано огню и мечу; затем был взят город Гай, и был начертан и прочитан закон на горе Гевал, в присутствии всего Израиля. Потом, после мирного союза с гаваонитянами (Нав.9), евреи одержали знаменитую победу над союзным войском пяти царей ханаанских, напавших на гаваонитян, и в то же время завоевали всю южную сторону земли Ханаанской, до Кадис-Варни (Нав.10).

В высшей степени замечательна эта кровавая битва под Гаваоном, в долине Аиадонской. Стремглав бегущий по скату горы Веферонской, поражаемый наголову израильтянами и избиваемый чудесным, как большие камни, градом с неба, многочисленный неприятель все-таки не был истреблен совершенно, а день склонялся уже к вечеру. Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою, воскликнул Иисус Навин. И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не сие ли написано в книге Праведного, замечает по сему случаю писатель книги Иисуса Навинастояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день (Нав.10:12,13).

Подобное же чудесное удлинение дня упоминается также в истории царя Езекии (Ис.38:8). После сего осмелится ли кто отрицать, что Всемогущий Творец и Царь всей твари может творить все, что угодно Его святой воле, повелевать всей природой, изменять законы естества оной, ради премудрых целей Своего Божественного домостроительства?

Покорив половину Ханаана, Навин возвратился в Галгал. Затем он направился к Меромскому озеру, поразил союзных князей севера Ханаана, под предводительством Иавина, царя асорского, и доходил до врат Сидона и горы Ермон. В течение шести лет шесть ханаанских племен с тридцать одним царем, в том числе и енакимы, страшилище прежних израильтян, были побеждены Навином и почти везде уничтожены за исключением Филистии; и таким образом была очищена вся земля для евреев от пустыни Аравийской до Ливана (Нав.11, Нав.12).

После сего Навин, достигший уже преклонного возраста, при содействии первосвященника Елеазара и начальников колен Израилевых, приступил к разделу Обетованной Земли, причем все колена получили свои участки именно в том виде, как задолго до сего предсказывал патр. Иаков, благословляя детей своих (Быт. 69). Сам Навин получил от народа в удел Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой. В Силоме была поставлена Скиния, назначены шесть городов убежища, сорок восемь городов назначены левитам, и воины, участвовавшие в походах, были отпущены в места их прежнего жительства.

Через несколько времени после сего Навин созвал весь народ, увещевал его в точности исполнять закон Божий, быть верными Богу, не сообщаться с язычниками, оставшимися среди них, не вступать с ними ни в какое родство, под опасением больших бедствий. Наконец, заставив народ возобновить в Сихеме завет с Богом, Иисус Навин мирно скончался на 110-м году своей жизни и погребен в пределе своего удела, Фамнаф-Сараи.

Имя его упоминается в кн. Деяний апостольских (Деян.7:45) и в Послании к Евреям (Евр.4:8).

Библейская энциклопедия 1891г


Книга Иисуса Навина

Книга Иисуса Навина
 – принадлежит к разряду ветхозаветных исторических книг Священного Писания. Она содержит в себе 24 главы и по содержанию может быть разделена на три отдела. В первом отделе (главы I-XII) содержится повествование о завоевании земли Ханаанской; во втором (XIII-XXII) – разделение Земли Обетованной между коленами Израилевыми и, наконец, в третьем (XXIII-XXIV) последние деяния и смерть Иисуса Навина. Писателем книги признается сам Иисус Навин, конечно, за исключением описания его кончины и погребения, прибавленных кем-либо впоследствии.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

1 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву:
2 Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.
3 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею:
4 от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши.
5 Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя.


После Моисея, по повелению Божию, назначается ему преемник для руководительства народа Божия и введения его в землю обетования: это Иисус Навин, которому Господь Бог глаголал, укрепляя его на служение: «Не отступлю от тебя и не оставлю тебя».
На Иисусе Навине, как ясно указано в Числах в Чис. 27:18 и в Нав. 1:5, почивал Дух Божий. В тесном смысле слова, Иисус Навин не был пророком: т.е. он не пророчествовал устами. Поставленный быть военным вождем своего народа, и исполненный Духа и премудрости, он однако не имел права вопрошать Бога, а вопрошать Бога должен был: «священник Елеазар, посредством Урима пред Господом» (Чис. 27:21). Но если понимать слово пророк в обширном его значении, то Иисус Навин, орудие Божие, на котором «была рука Господня» (Чис. 27:18), избранник Божий, исполнитель его повелений и поставленный явить в деяниях, им совершенных, чудеса милосердия Господня к народу своему, и как таковой проповедник славы Божией, Иисус Навин конечно должен быть сопричислен к пророкам, как пророк дела, а не слова.

Священная летопись. Том четвертый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву

По смерти Моисея, т. е. по прошествии тридцатидневного оплакивания его народом (Втор XXXIV:8). Раба Господня: это — почетный титул (или прозвище) Моисея, указывающий на полную преданность и верность его Господу, а вместе с этим и на особую близость Господа к нему. (Он употреблен в Чис XII:7; Втор XXXIV:5; 3Цар VIII:56; Пс CIV:26 и др.). Иисус сын Навина — один из главных или князей Ефремова колена (Чис XIII:3, 4, 9) — назван служителем Моисея для указания на особую его близость к нему и преданность. Еврейский глагол «служить» («шарат»), от которого происходит слово служитель («мешарет»), употребляется для обозначения не подневольного, а добровольного служения и в частности — служения Господу (1Цар II:11 и др. м.).

Ст. 1-9 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь

Книга Иисуса Навина начинается непосредственным откровением ему Господа, как назначенному уже Моисеем его преемнику (Чис XXVII:15–23). Перед самым выступлением на поприще деятельности он удостаивается особого откровения для того, чтобы побудить его к выполнению возложенного на него великого дела и обетованием божественной помощи укрепить его мужество. Это откровение особенно нужно было в начале трудного дела, вызывающем обыкновенно колебания и нерешительность. Такого откровения не могло заменить откровение через первосвященнический Урим, на который указал Моисей Иисусу Навину (Чис XXVII:21), так как через последний получался только краткий ответ на предлагавшийся вопрос при трудных обстоятельствах (1Цар XXIII:11; XXX:8). С таким вопросом Иисус Навин не обращался к Господу, как знавший Его волю о своем назначении и предстоявшем деле. Непосредственное откровение ему Господа свидетельствовало также о том, что он, заступивши место Моисея по предводительству народом, имеет непосредственную близость к Богу.

Стих: Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible